46 стихов про букву р для детей: изучаем алфавит

Интересные игры

Можно самостоятельно придумать интересные игры и упражнения для лучшего запоминания материала ребенком. Для совсем маленьких учеников можно нарисовать на большом листе алфавит вразброс и попросить поискать Х, а затем ждать, кто первым ее найдет.

Игра с буквой Х.

Также можно дать задание найти в комнате вокруг себя предметы на букву Х (холодильник, халат, хурма и т.д.). Можно поиграть в ассоциации и поделиться друг с другом, кому из вас что напоминает Х.

Интересную игру можно устроить с большим количеством детей: пусть каждый делает одно действие на букву Х (хохотать, храпеть, хрустеть, хватать, хвалить, хлопать).

С детьми постарше хорошо получится провести игру, в которой каждый придумывает слово на букву Х и объясняет его значение, хорошо подойдет эта игра для детей с творческим потенциалом.

Сказки про букву

Чтобы дать ребенку немного отдохнуть, но провести это время с пользой, можно рассказать ему сказку про букву, которую мы учим. Например: «Жила-была одна буквочка, веселая, хорошая, постоянно смеется. Она любит хлеб, холодец и совсем не любит холод. Она любознательна, умна и хочет все знать! Дома эта буква ходила в халате, и жили у нее хомяк с хорьком».

В конце родитель говорит, про какую букву была эта сказка, но лучше спросить у ребенка, проверив, как он запомнил и усвоил предыдущий материал.

Еще одним популярным упражнением являются загадки, пословицы и поговорки.

Загадки являются эффективным заданием для развития воображения и логики. Примеры:

  1. Хоботом крутит, серый, как мышь, с большими ушами (слон).
  2. Клюшкой ты точнее бей, ведь играем мы в (хоккей).
  3. Сегодня в доме никто не спит, ведь наш сосед все время (храпит)

Загадки могут варьироваться от самых легких до сложных в зависимости от возраста ребенка. Пусть дошкольник попробует придумать собственную загадку.

Стихи и загадки с буквой Х.

Существует много пословиц и поговорок, произношение которых не только закрепит изучаемую букву, но и поможет развить речевой аппарат, а речь сделает более четкой. Примеры:

  1. Хвастун видал, как медведь летал.
  2. Хвост голове не указка.
  3. Характер закаляется в труде.
  4. Хлеб — всему голова.

Ход занятия

I – Игра «Подскажи словечко»

— Сейчас дети мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко». Я буду читать стихи, а вы подскажите слово в конце стихотворения.

— В реке большая драка-

Поссорились два. (рака).

-Спи мышонок, до утра

Дам тебе я (комара).

-Верещунья белобока,

А зовут ее (сорока).

-Среди жирных голубей

Прыгал тощий (воробей).

Воспитатель вешает картинки при каждом отгадывании загадок.

— Дети посмотрите на эти картинки. Какой согласный звук чаще всего слышится в этих словах. Рак, комар, сорока, воробей.

— Звук «Р». (Вешаю на доске звук «Р»).

II – Сегодня мы поговорим о звуке «Р».

Давайте все вместе скажем «Р».

— Что делают наши губы, зубы и язык при произнесении этого звука?

— Наши губы и зубы открыты.

— Где находится наш язык?

— За верхними зубами.

Приложим ладошку к горлу, сказали все «Р».

— Что происходит с языком?

— Он дрожит.

— Струя воздуха заставляет его дрожать.

— Кто скажет какой это звук? (Согласный, звонкий, твердый).

— Каким цветом мы его обозначаем?

— Синим квадратом.

Воспитатель вешает на доску колокольчик и синий квадрат.

— Звук «Р» — согласный, звонкий, твердый.

Вот такими символами мы его отметим.

III – А сейчас мы с вами поиграем в игру «Летает не летает».

Вы должны поднять руки, если я назову только то-что летит.

— Летит, летит шар. (Дети поднимают руки)

— Летит, летит забор.

— Летит, летит лиса. (Дети не поднимают руки).

— Летит, летит ворона.

— Летит, летит муха.

— Летит, летит ракета.

— Летит, летит дом.

— Молодцы! Назовите мне слова со звуком «Р».

— У вас на столах лежат рыбки. Мы сейчас определим место звука «Р», в названии слова. В начале, в конце или в середине слова.

Например: при слове «Рак», «Р» — слышится в начале слова. Вы закрываете первую рыбку синим квадратом.

Воспитатель вешает картинку «Ручка».

— Что нарисовано в этой картинке?

Дети «Ручка»

— Приложим ладошки к горлу. Проговариваем слово «Ручка».

-Где слышится звук «Р»?

— В начале слова, так как в слове «Ручка» «Р» слышится в начале слова.

«Забор» где слышим звук «Р»?

«Ворона»?

IV – У вас на столе лежат листы.

— Что нарисовано на листах?

— Шары.

— Обведите букву «Р» по точкам в первом шарике, а в остальных напишите перед гласной буквой.

— А теперь прочтем слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

— Внизу нарисованы картины Роза – РО, Ракета – РА, Рубашка – РУ, Рыба – РЫ.

— Соедините картинку с шариком, в котором есть этот слог.

V – Физкультминутка. Игра «Рыбка».

— Рыбка в озере жила.

Рыбка к берегу плыла. 1

— Хвостиком виляла.

Корм себе искала. 2

— Возле берега червяк.

Извивается вот так.

— Рыбка подплывает.

Червяка хватает. 3

— Дернул леску рыбачок.

Да сорвался червячок. 4

— Рыбка не попалось

С червячком умчалось. 5

1. – Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны.

2. – Прыжки, ноги в стороны, вместе.

3. – Руки на поясе, круговое движение бедер.

4. – Хлопки перед грудью, за спиной.

5. – Имитация движения рыбки, ладошки вместе, руки вперед.

VI – Ребята, скажите со слогом РАЗ, в начале слова.Например: будить – разбудить, резать, веселить, вязать, гонять, грузить, давать, делить, думать, жечь, ломать, нести, мах, бег, ряд, ум.

— Добавьте звук «Р» в конце слова.

Например: кове…Р, топо…Р, бобе…Р, дво…Р, вече…Р, кефи…Р, узо…Р, кома…Р.

— А теперь мы с вами прочтем стихи.

РА-РА-РА Кате спать пора.

РО-РО-РО на полу стоит ведро.

РЫ-РЫ-РЫ летают комары.

РИ-РИ-РИ на ветках снегири.

ОР-ОР-ОР мы подмели двор.

VII – Анализ занятия.

— Ребята с каким звуком мы сегодня познакомились? Звук «Р».

— Каким цветом мы его отмечаем?

— Почему? (Синим цветом, согласный, звонкий, твердый знак).

— На что похожа буква «Р»?

— На топор.

— Послушайте стихи о букве «Р».

Дрожу от страха

До сих пор! –

Воскликнуло полено,-

Похоже буква на топор!

Расколет непременно!

Воспитатель показывает рисунок топора.

— На этом занятие окончена. Большое спасибо!

Процесс коррекции речи

Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:

• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.

• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.

• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.

• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.

• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким

При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться

• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.

• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.

• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.

Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.

«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».

Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:

• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.

• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».

При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.

«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».

В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.

Если у малыша хороший и четкий звук «ж», то с его помощью можно попробовать поставить произношение звука «р». Для этого ребенку необходимо на протяжении нескольких минут четко и звонко произносить звук «ж», затем попросите его отодвинуть язык чуть поглубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий, словно удар, звук «р». Если у ребенка получилось, упражнение нужно повторить несколько раз, а затем уже доводить произношение звука до автоматизации и составлять парные фонемы.

Еще один способ — постановка «р» через «с»

Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе

Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».

Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.

pexels.com &nbsp/&nbsp

Причины неправильного произношения звука «р»

Многие дети по мере взросления начинают испытывать дискомфорт из-за неправильного произношения некоторых звуков. Сверстники начинают дразниться, что в итоге приводит к развитию комплексов и неуверенности в себе. Кроме того, недостатки в устной речи влияют и на письменную, что, в свою очередь, сильно снижает успеваемость. Но почему же возникают подобные нарушения в речи?

По словам эксперта, нарушения произношения могут быть либо самостоятельными, либо выступать в качестве одного из проявлений более сложного нарушения звуковой речи. Разнообразные недостатки произношения звуков «р» и «рь» выражаются в их искажении или в замене. Основными причинами, по словам логопеда, являются:

• укороченная подъязычная складка («уздечка»), ограничивающая движения вверх кончика языка и передней части спинки языка;

• слабость мышц языка;

• неумение выполнять языком непроизвольные целенаправленные движения;

• нарушение фонематического слуха — неспособность ребенка различать услышанные фонемы.

Кроме того, мы узнали, что зубы тоже могут оказывать влияние на качество произношения различных звуков. По словам специалиста, неправильный прикус только усложняет работу и увеличивает сроки исправления речевых недостатков:

• при открытом прикусе (когда зубы не сходятся) часто возникает межзубное произношение;

• при боковом прикусе звуки могут произноситься с неприятным хлюпающим звуком;

• при глубоком прикусе (нижняя челюсть перекрывается верхней) постановка звука «р» часто сочетается с высоким и узким небом, что сильно усложняет постановку верного произношения.

«Если у ребенка нет других речевых нарушений, кроме неправильного произношения звука «р», то это трудность в его артикуляции. Поэтому родителям не стоит паниковать, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен».

Особое внимание стоит уделить нарушению фонематического слуха. Это довольно серьезная проблема, которая в дальнейшем приведет к ухудшению успеваемости ребенка в школе, поскольку восприятие устной и письменной речи при этом нарушении сильно страдает

Когда начать обучение?

Условно назвать 4–5- летнего малыша готовым к изучению букв можно. Но следует ориентироваться на индивидуальные особенности развития вашего ребенка.

Во-первых, он, скорее всего, сам станет проявлять интерес к закорючкам в книжках – буквам, которые вы читать умеете, а он – нет.

Во-вторых, если у ребенка есть проблемы с произношением некоторых звуков (чаще всего , и ), то сначала необходимо устранить эти трудности и только после этого приступать к занятиям. Вы всегда можете обратиться за помощью к логопеду или попытаться скорректировать произношение самостоятельно. Если вы этого не сделаете, малыш будет путать звуки и названия букв, не говоря уже о чтении слогов. Занятия его не заинтересуют, и он просто откажется от изучения азбуки.

Также не стоит торопить ребенка, если словарный запас у него еще маленький. Да и зачем это делать? Вряд ли вы сильно пострадаете, если кроха начнет учить буквы не в 3-4 года, а в 5-6 лет. Оставляйте больше естественности в развитии малыша, и тогда он будет заниматься с удовольствием.

14 упражнений для постановки звука Р

Для получения правильной постановки звуков Р и РЬ нужно ежедневно выполнять специально разработанные для этого упражнения. В логопедии существует 14 приемов быстрого развития правильной дикции. Все эти упражнения должны выполняться по многу раз, с каждым разом всё быстрее и точнее.

Этот способ направлен на выработку как можно большего количества воздушной струи, необходимой для вибрации при произношении звука. Для этого примите полулежачее положение, язык поднимите к альвеолам, голова немного наклонена назад. В таком положении тела проговорите звук Д. При этом специальным зондом под кончиком языка совершите движения из стороны в сторону. Эта манипуляция позволяет немного оттянуть язык, за счет более быстрого вдыхания воздуха, увеличиваются вибрации. При многократном повторении можно добиться правильного произношения в 2 раза быстрее.
Займите удобную позу и постарайтесь прижать язык как можно крепче к небу. В таком положении вдыхается воздух через нос, затем выдыхается резко через рот, не меняя положения языка. Это одно из самых простых из предложенных 14 способов научиться проговаривать звук Р.
Выполняется очень просто, произносим букву Ж, стараясь как можно дальше продвинуть свой язык к горлу. Когда послышится Р нужно будет проговорить комбинацию слогов из согласных букв.
Выговаривая букву А, высовывается язык, в расслабленном широком положении, выполняя при этом движения из стороны в сторону по небу. При касании языка альвеолы послышится звук Р. Нужно зафиксировать это положение и выполнить автоматизацию Р. Звук должен сам дальше перейти в вибрацию на кончике языка.
Следующий способ направлен на постановку звука через звук С. Для этого проговаривается С как можно дольше и четче, далее при вдохе ртом нужно постараться поднять свой язык к альвеолам и всасывать его дальше в рот

Важно при входе коснуться альвеол языком, иначе звук может не получиться.
Язык широким краем положить на верхнюю губу и подуть на кончик своего носа. В это время логопед должен нажимать на нижнюю губу, получая «вибрирующий» воздух

Это упражнение можно выполнить самостоятельно, постепенно сокращая длительность нажатия пальцем. Это одно из самых сложных из 14 способов постановки звука.
Присосав язык к небу, положите голову ребенка на колени логопеда, который прижмет пальцами края языка к небу. В это время нужно очень сильно подуть на язык, вызвав тем самым необходимую вибрацию.
В этом упражнении нужно поднять язык за верхние зубы, ближе к небу и произнести звук Д. В результате получится что-то между З и Ж.
А это самый простой способ развития речи из 14 предложенных методов. Прикоснувшись к альвеоле языком нужно выпустить на него воздух при этом произнося долго звук З. Как только получится звук Р, он должен дальше сам перейти в вибрацию.
Язык прижать к резцу, который находится снизу. Открывая и закрывая рот, постараться проговорить букву А. Когда рот будет закрыт, верхние резцы будут ставиться на прижатый к нижним кончик языка.
Необходимо быстро произнести слоги с комбинацией букв ды, до, ты, ады.
Есть также и более нетрадиционный способ развития речи. Выполнять его нужно в форме игры. Ребенку предлагают изобразить дождик, проговаривая при этом звуки Т и Д. На левой ладони нужно показать падение капель пальцами, постоянно увеличивая ритм.
Напрягаем язык, положив свой указательный палец под кончик, далее стараемся двигать им как можно ровнее из одного угла в другой. Должен послышаться рокочущий звук. Немного привыкнув можно совершить эти движения без помощи пальца.
Этот метод направлен на быструю постановку Р и РЬ. Необходимо направить струю воздуха на свой язык, быстро присосавшись им к небу. Вибрация будет вызвана в тот момент, когда язык оторвется от неба струей выдыхаемого воздуха.

Все эти 14 способов направлены на развитие правильной дикции и лучше всего подходят детям от 4 лет. В этом возрасте дети могут не только правильно их выполнить, но и делать эти упражнения намного эффективнее. Только врач логопед может правильно подобрать упражнения, учитывая все особенности здоровья ребенка.

Добиться правильного произношения можно соблюдая несколько простых правил. Учить ребенка нужно постепенно, сначала говорить звук Р и РЬ отдельно от всего, дальше в слоге и только после этого уже в разговоре. Для преодоления этой задачи нужно будет запастись терпением и ни в коем случае не бросать попытки исправить дефект. Конечный результат зависит только от упорства и ежедневных тренировок.

https://youtube.com/watch?v=jVfMcj0_5T4

Автоматизация звука Р в словах (со стечением согласных):

ПравдаПравыйПраздникПравильныйПравоПрадедПрактикаПрачка ПробкаПробаПродуктыПросоПростойПроводПродатьПроход ПрутПрутикПрудПружинаПрыгатьПрыжокПрыгунПрыгунья
ГрадГрачГрафГраммГранатГранатаГрамота ГраблиГрачатаГрафинГрафиняГрадусникГрадусыГраница ГромГрозаГрохотГромкийГрозныйГрузГрузить ГрубыйГрустныйГрузитьГрушаГруппаГрузовикГруздь ГрызунГрызтьОградаНаградаИграФотографияИгрушка
КраскаКрабКрапиваКранКрайКрасотаКрасный КротКровКровьКронаКрохаКроссКролик КругКрупаКрутитьКружитьКружокКрутоКрутой КрышкаКрытьКрысаКрышаКрышкаКрыльяКрым

Ход занятия:

Вводная часть. (2 мин.)

Организационный момент:

(Логопед и дети приветствуют друг друга, садятся на места.)

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови последний звук». Я буду говорить начало слова, а вы добавляете последний звук:

самолеТ, замоК, диваН …

(Дети добавляют последний звукв предложенные слова:САМОЛЕ (Т…)

Основная часть. (20 мин.)

1. Закрепление пройденного материала.

Игра «Чудесная шкатулка».

Логопед: Посмотрите, это «Чудесная шкатулка». В ней что-то лежит. Давайте назовём что там.

Перечень картинок: СЫР, РОЗА, РУЧКА, КАРАНДАШ, ПОМИДОР, КАТЕР, РАДУГА, ВЕДРО, ФОНАРИ, КАРЕТА…

Дети: ребята достают из шкатулки картинки и называют их.

Логопед: Скажите, какой одинаковый звук вы слышите в названиях этих картинок?

Дети: Звук Р.

Логопед: Правильно. С этим звуком мы познакомились на прошлом занятии и продолжим знакомиться сегодня.

2. Акустико-артикуляционная характеристика звука .

Логопед: Давайте вспомним, звук – какой?

Дети: Звук р — согласный.

Логопед: Почему он согласный? Что происходит, когда мы произносим звук ?

Дети: Когда мы произносим звук р, язык дрожит за верхними зубами.

Логопед: Верно. Проверьте, звук – глухой или

звонкий? (дети ладошкой проверяют тактильные ощущения.)

Дети: Звук р — звонкий, голос работает.

Логопед: Послушайте, как звучит звук в словах «СЫР» «РОЗА» «КОРОВА» ?

Дети: Звук р — звучит твердо.

Логопед: А в словах «КАРЕТА», «РЕЧКА», «ФОНАРИ».

Дети: В этих словах звук р — звучит мягко.

Логопед: Мы знаем, что звук бывает и твердым, и мягким.

3. Выделение звуков на слух. Работа с фонариками.

Логопед: Поиграем с фонариками. Если услышите твердый звук , поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук – зеленый фонарик.

Слоги: РА, РИ, РУ, РЮ, РЕ, РЫ…

Слова: РАК, КОРЫТО, РЯБИНА, РАДИО, СНЕГИРИ…

4. Выделение звуков в произношении.Игра: «Подарки для Ромы и Риты».

Логопед: У Ромы и Риты сегодня день рождения. Давайте выберем для них подарки. Игрушки, в названиях которых звук звучит твердо, мы подарим Роме и будем складывать в синюю коробку. Игрушки, в названиях которых звук – мягкий, мы подарим Рите, и будем складывать в зеленую коробку.

Игрушки: РАКЕТА, ПИРАМИДА, ФОНАРИК, РАКУШКА, МАТРЕШКА, ПАРОВОЗ, КАРАНДАШИ, КАРЕТА, ГРИБ, РЕЗИНКА ДЛЯ ВОЛОС…

5. Звукослоговой анализ слов.

Логопед: Выберем 2 подарка, назовем их.

Логопед: Сделайте, пожалуйста, схему этих слов.

6. Припоминание слов со звуками . Игра «Нарисуем дом».

Логопед на доске начинает рисовать дом, предлагает детям назвать слова со звуками , которые относятся к дому.

Логопед: Какие деревья со звуком мы посадим около дома?

Логопед: А теперь давайте встанем и отдохнем.

7. Физминутка. «Рябинка».

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер.

Но рябинка тоже гнётся,

Не печалится – смеётся.

Резкий ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(Дети потягиваются поднимают руки вверх.

Выполняют вращения туловищем вправо-влево.

Выполняют наклоны в стороны.

Дети машут руками, изображая ветер.)

8. Знакомство с буквой Р.

Логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой Р. Буквой Р на письме обозначаются и твердый звук , и мягкий звук . Посмотрите на букву Р. На что она похожа?

Логопед: Напишите букву Р в воздухе.

Логопед: Как можно изобразить букву Р?

Логопед: Выложите букву Р на столе из счетных палочек.

Логопед: Откройте свои тетради. Напечатайте букву Р в строчку по образцу (большую и маленькую).

Логопед:Напечатайте слоги: РА, РУ, РЫ, РИ

АР, ОР, ИР, УР

9. Работа с разрезной азбукой. Игра «Преобразование слов».

Логопед: Выложите слово «РИС». Из слова «РИС» сделайте слово «РОС»

«РИС»«РОС»«РОСА»«РОЗА»«РОМА»«РАМА».

10. Составление предложений.

Логопед: Придумайте предложения со словами, в которых есть звуки -, составьте схемы этих предложений, выложите схемы на столе.

Заключительная часть 3 минуты

11. Подведение итогов занятия.

Логопед: С каким звуком мы играли на занятии?

Дети: Со звуком р.

Логопед: Напомните, звук – он какой?

Логопед: Какой буквой мы обозначаем звуки – на письме?

Логопед: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки – , отвечали на вопросы, выполняли задания. А сейчас отдыхайте! До свидания!

Сказки про букву «П»

Чтобы ребенку было проще запомнить новое, можно познакомить его со сказками про П.

1. В стране Алфавит жили 33 буквы. У каждой из них была своя жизнь. Все они были разными и неповторимыми, у всех был свой характер. Например, Н была непоседливой, Л- ленивой, А-аккуратной. А П была печальной. Она произносила слова глухо и тихо, ее плохо слышали. Она часто плакала, потому что ей неудобно было жить в доме: в дверь не пройдешь, на стуле не посидишь, приходится вечно стоять, как табуретка.
Тогда она решила отправиться в увлекательное путешествие по стране в поиске других глухих звуков, с которыми она могла бы дружить и которые помогли бы ей построить более удобное жилище.
Она прошла поле и дошла до джунглей, где жили попугаи. Увидев букву, они сильно обрадовались и начали кричать: «Привет! Привет!». И тогда П поняла, что она точно может найти друзей, ведь с нее начинаются слова: «привет», «пока», которые произносят при встрече и прощании с друзьями

С нее начинается слово «помощь», которое так важно в дружбе. П сразу повеселела и пошла домой

Придя домой, она напекла пироги своим соседям — буквам О и Р. Они пообщались, и соседки решили помочь построить для П просторный дом. Они стали часто навещать ее, приносить подарки и стали ее лучшими подругами! Так П поняла, что она важна. И ей стало сладко жить.

2.  В мире Азбуки случилось Происшествие: Пропала П. Никто не мог Понять, куда она делась. У Порога ее жилья нашли записку: «П Похитили мы, Пираты! Принесите сокровища, и сможете Получить ее назад.» У букв не было никаких сокровищ, поэтому они решили всем алфавитом спасать Подругу.

3. На Паруснике Пиратов Плакала П: «Зачем вы меня Похитили? Я нужна дома, чтобы дети могли читать и Писать». «А зачем это нужно?»-спросили Пираты. «Чтобы быть образованными, многое знать, делиться информацией с другими. И ведь это так интересно, сидеть, перелистывая страницы книги, читая газеты. Можно Писать Поэмы, Письма»-ответила П. «Мы тоже хотим!»-закричали Пираты.
Вдруг на корабль стали Подниматься буквы. «Мы спасем тебя!»- воскликнули они. «Подождите! Поможем Пиратам научиться читать и Писать. Тогда они Перестанут Похищать кого-то и будут заниматься образованием». Таким образом Пираты стали грамотными и решили оставить разбой.

Как научить ребенка алфавиту

Прежде чем начать чему-то учить, нужно узнать, как это правильно делать. Есть определенная техника обучения чтению, которую многие игнорируют и стремятся научить ребенка алфавиту всеми возможными и невозможными способами. Отсюда столько ошибок и в итоге – трудностей у малыша.

Рассмотрите 4 основных элемента техники чтения:

  1. изучение и запоминание букв и соответствующих им звуков;
  2. направление чтения слов;
  3. изучение слогов;
  4. умение делить слова на слоги и буквы.

Чаще всего обучать детей алфавиту начинают неправильно. Сначала буквы (БЭ, ГЭ, КА и т. п.), потом звуки (, , ), на что ребенок справедливо замечает: «Но это же ЭМ, а не М!». А когда нужно будет прочитать слоги и слова, у него будет получаться не МА-МА, а ЭМ-А-ЭМ-А. Чтобы избежать этого, учите ребенка называть букву звуком! Поверьте, позже он успеет запомнить алфавитные названия букв. Но сейчас это приведет лишь к тому, что кроха запутается.

Некоторые считают, что изучать алфавит нужно строго по порядку. Зачем? Изучать сначала нужно согласные и гласные, которые образуют простые слова и слоги, такие как «мама», «папа», «баба» и т. п. Так ваш малыш будет радоваться, что не просто выучил пару букв, но и знает теперь целые слова, состоящие из них. Для него этого настоящее достижение!

Пример занятия

«Сегодня в гости к нам пришли буквы М и А», — покажите их на карточках. «Скажи «М»!» — пусть малыш повторит за вами. «А теперь покажи, где буква М? Правильно! А ее подругу зовут А! Скажи «А»! А теперь покажи букву А? Молодец! Напомни, как зовут подругу буквы А?» — если ребенок забыл, а такое возможно, то подскажите.

«У «М» и «А» есть свои домики, подскажи, где они живут?» — на плакате заранее нарисуйте дома с названиями М и А, а малыш должен будет положить карточки на соответствующие домики. «А давай поищем такие же буквы, которые живут у нас на холодильнике?» — ребенок должен найти среди магнитов буквы, но вам нужно заранее отобрать их так, чтобы они не затерялись среди других. Если вы увидели, что ребенку сложно, то разделите этот урок на 2 занятия.

Если вы решили обучать ребенка азбуке в домашних условиях, не забывайте, что в 4-5 лет дети не могут долго концентрировать внимание, поэтому принуждать их к занятиям не рекомендуется

Развивающие задания в картинках для детей дошкольников 4-5 лет.

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове – названии картинки звук стоит в начале слова, во втором звук – в середине слова, в третьем звук – в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук , а какого – звук ?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук , а какого – звук ?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук , а какого – звук ?

Задание 14

Где находится звук в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове – названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка – дочка; муха – уха; бусы – усы; гроза – роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, — с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, — с тремя квадратиками.

Задание 20

С КАКОЙ БУКВЫ НАЧИНАЕТСЯ?

Соедини картинки, названия которых начинаются с одной и той же буквы, линиями попарно.

Задание 21

С КАКОЙ БУКВЫ НАЧИНАЕТСЯ?

Соедини линиями попарно картинки и буквы.

Задание 22

С КАКОЙ БУКВЫ НАЧИНАЕТСЯ?

Соедини линиями попарно картинки и буквы.

Задание 23

С КАКОЙ БУКВЫ НАЧИНАЕТСЯ?

Соедини линиями попарно картинки и буквы.

Задание 24

СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ

Напиши букву «Н» на несъедобных предметах и раскрась съедобные.

Задание 25

С КАКОЙ БУКВЫ НАЧИНАЕТСЯ?

Соедини линиями попарно картинки и буквы.

Р, РЬ

24
Картонную квартиру
Раскрашивала Ира:
Серебряные двери,
Коричневый паркет…
А Ирин брат Тарасик
Весь коридор раскрасил…
Прекрасней той квартиры
В картонном мире нет!

25
Раку рак на день рожденья
Подарил стихотворенье,
Приготовил рак сюрприз —
Перламутровый сервиз!

26
Пирамидки и матрёшки,
Погремушки, поварёшки,
И конструктор, и зверюшки…
Зря разбросаны игрушки!

27
Крыса в норке
Грызла корки!
В парке Мурка
Грела шкурку!

28
Пригорюнилась прекрасная принцесса:
Трубадур пришёлся сразу ей по сердцу!
Но король мечты принцессы разрушает,
С трубадуром ей дружить не разрешает!..

29
Раз Егор к Петру пришёл,
Разговор произошёл:
Рассказал Егору Пётр
Про ритмичный рок-н-ролл!

30
У Ромы — кавалерия,
У Гриши — артиллерия!
Патроны — из гороха,
Снаряды — из репья!
Здесь барабанный грохот,
Преграды из тряпья!..
Гремят, гремят снаряды!..
Героев ждут награды!..

31
Грузовик развозит фрукты,
Сыр и прочие продукты,
А фургон для зоопарков
Возит тигров и гепардов!

32
Мурзик в погреб пробирался…
Мурзик-Мурзик! Зря старался!
Мурка первая прокралась,
С простоквашей разобралась…

33
В театре вечером премьера
Про перламутровый ларец…
Висят пурпурные портьеры,
Чарует роскошью дворец!..

34
Разрешает тренер Гришке
Первый круг бежать вприпрыжку…
Тренируйся, друг Григорий! —
Вратарём ты станешь вскоре!

35
По первой программе —
Концерт юмористов!
По третьей программе —
Рассказ про артистов!

36
Разговаривал с Барбосом
Раз эрдельтерьер Трезор.
Заводил Трезор с Барбосом
Пресерьёзный разговор.
Он спросил о том, что завтра
Будет грызть Барбос на завтрак.
Прорычал Барбос: «Ирррис,
Карррамель и «Барррбаррис»!

Тексты для автоматизации звука Р:

На стройке

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

В огороде

У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветет сахарный горох, растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!

В зоопарке

Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц.  Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае — пёстрые зебры и жирафы.  Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем их кормят в зоопарке

Покормили птиц

Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!

Друг

У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.

Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.

Юра и Рая

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Юра и Рая любят играть друг с другом.

Мечта таракана

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи — мечта каждого таракана

Автоматизация звука х

Автоматизация происходит строго после того, как ребенок научился произносить его изолированно, слышать в слогах и не путать с другими звуками. Следует произносить текст громко и четко, выделяя голосом автоматизируемый звук. При необходимости повторить несколько раз. Закрепление должно происходить в начале, середине и конце для лучшего усвоения и запоминания материала.

Для автоматизации произношения звука в начале слов произносим громко и четко: хвост, холодильник, хобот, хоккей, храм, хата, хлеб.

Для автоматизации произношения звука в середине нужно растягивать , повторяя несколько раз следующие слова: вахта, шахта, пихта, яхта, засуха, лоханка, сахар.

Для автоматизации произношения звука в конце произносят следующие слова: мох, шорох, в закромах, дух, цех, мех.

Также необходимо объяснить ребенку, что звук может слышаться там, где есть буква Х, и там, где ее нет, и привести в качестве примера фразу «Пух мягкий».

Знакомство с буквой Х.

Когда ребенок познакомился с буквой Х, научился различать звук в слогах и предложениях, нужно дать характеристику звука и объяснить, к какой группе он относится:

  1. Согласный.
  2. Твердый.
  3. Глухой.
  4. Заднеязычный.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector