24 стиха про букву ы для детей: изучаем алфавит
Содержание:
- Буквоед.
- Подвижная игра «Беги к букве»
- Ход урока.
- Правило встречается в следующих упражнениях:
- Как произносится Ы
- Прописная Ы не нужна ?
- Буквы в русском языке
- Буква «Ы»
- Сказка про букву Ы
- Неогублённый гласный среднего ряда верхнего подъёма в латинице
- Мемори.
- Постановка звука
- Немного грамматики
- Ход занятия:
- История
- Правила употребления буквы «ы»
- «Ы» в искусстве, культуре, технике, географии и Интернете
Буквоед.
У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку.
Например вот этот петушок –
очень необычный! Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь!
В буквоешку можно поиграть и по-другому:
В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков — прорези в коробке).
Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):
Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется — человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со «своей» буквой):
Подвижная игра «Беги к букве»
Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в «догонялки», а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.
Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые «украшали» вместе с ребенком).
А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!».
А теперь к букве «А»!
Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память. Если ребенок отказывается бегать по вашей команде — можно взять его за руку и побегать вместе с ним
Если ребенок отказывается бегать по вашей команде — можно взять его за руку и побегать вместе с ним.
Очень интересную вариацию этой игры придумала и предложила на своем сайте Наталья Чистоклетова (ссылка на источник). Это игра — «Закрой букву ладошкой»:
Игра «Накорми монстрика»:
17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»
Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!
Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?
Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!
Берем кубик с буквами! (если нет готового – его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).
Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:
Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».
Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).
А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!
Ход урока.
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой урока.
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
— Ребята, я хочу, чтобы наше сегодняшние занятие принесло нам радость общения друг с другом.
— Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II. Основная часть
1. Актуализация знаний.
Игра «Волшебная шляпа».
— Сейчас я хочу с вами немного поиграть. А игра наша называется «Дополни предложение». К кому я подойду и одену волшебную шляпу, тот выполняет мое задание.
А). Бывает гласным или согласным. (Звук)
Б). Звуки слышим, а буквы ….
В).Слова на букву –«Ка»
Г). Продолжи предложение (Я сегодня….)
Д). Место, где дают на время книги. (Библиотека)
Е). Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)
Ё). Даже в сильную жару в перчатках он ведёт игру. (Боксёр)
2. Проверка домашнего задания.
На букву (эр) — какие картинки нарисовали….
3. Повторение поём — гласные (а,о,и,у,ы,и)
Читаем слоги (на,су,ри,лы)
4. Работа со счетными палочками.
Называю слог – дети складывают из палочек этот слог и дополняют до слова.
Молодцы!
5. Изучение нового материала.
— Посмотрите, кто к нам пришёл?
— Винни-Пух и Винкс.
— Здравствуйте, что Вас привело к нам?
— Извините, что без приглашения, узнали про интересный урок и прибежали.
— С каких звуков начинаются имена героев? (Винни-Пух, Винкс)
Разгадай загадки вместе с гостями.
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, —.
Винни-Пух
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб — не горб, амбар!
Еды в них на семь суток!
верблюд
На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Волк
— Какие звуки в начале слова? (твердые, мягкие)
Молодцы!
— Посмотрите на картинки, КОТОРЫЕ ПРИНЁСЛИ НАШИ ГОСТИ :
ВАЗА ВОЛК ВЕДРО ВИНОГРАД
— Слушаем, с какого звука начинается каждое слово?
— Ребята, звуки с которыми мы познакомились, мы слышим. А какой знак нам нужен, чтобы их увидеть? Оба звука обозначаются буквой, которая называется «ВЭ» (показ в алфавите, на ленте).
— В каком домике живет буква «ВЭ»? (в синем — твердая, в зелёном- мягкая).
— На что похожа буква «В»?
Словно букву «В» Алена
Держит трубку телефона.
Построй из пальцев рук букву «ВЭ».
Большой и указательный
В кольцо соединим
И средний обязательно
Мы тоже округлим.
Мизинец с безымянным
К среднему прижмём-
Мы букву «В» увидим,
Мы букву «В» прочтём.
Ребусы
ВО (ворот)
В (рукав)
6. Речедвигательная игра.
ВОРОНА
У вороны голова, руки на голове,
ва-ва-ва-ва 4 хлопка
Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»
Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,
оги-оги-оги-оги 4 хлопка
7. Просмотр передачи «Азбука-малышка буква «ВЭ».
— Какие слова были на букву «ВЭ»?
8. Физминутка.
Вы наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
9. Чтение слогов по слоговой таблице.
в а
в о
в у
в и
в е
вы
а в
о в
у в
и в
ы в
е в
10. Работа с тетрадью.
— Покажем нашим гостям, как мы научились штриховать.
11. Физминутка.
«Зрительная гимнастика».
12. Чтение произведения.
Винни — Пух и Винкс приготовили поучительную историю про ворону и сейчас её прочитают.Вы послушайте и попробуйте ответить на вопрос: Какая была ворона?
Ворона и кувшин.
Вороне очень хотелось пить. Подлетела она к кувшину с водой, но у кувшина горлышко узкое, длинное, никак до воды не дотянуться. Попробовала она кувшин наклонить- сил не хватает. Не растерялась умная ворона,подумала- подумала и придумала: стала бросать в кувшин камешки. Когда камешков набралось много, вода в кувшине поднялась до края. Так ворона смогла напиться.
Ответы детей.
Бей в одну точку и своего добьёшься. (объяснение пословицы)
Молодцы!
III. Итог занятия.
— Молодцы ребята! Вы успешно справились с теми задачами, которые мы с вами поставили в начале занятия. И пришло время подвести итог нашей работы.
— С какой новой буквой познакомились?
— Какие звуки обозначает эта буква?
— Какие слова на букву «Вэ» можете назвать?
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 58,
Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 113,
Климанова, Макеева, Учебник
Страница 25,
Климанова, Рабочая тетрадь
Страница 27,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 21,
Полякова, Учебник
Упражнение 25,
Полякова, Учебник
Упражнение 10,
Чуракова, Учебник
Упражнение 13,
Чуракова, Учебник
Упражнение 47,
Чуракова, Учебник
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 135,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 136,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 56,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 83,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 86,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 92,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 43,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 138,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 154,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 165,
Полякова, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 265,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 87,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 123,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 38,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 253,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 109,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 146,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Задачки стр. 28,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 55,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 56,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 57,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 58,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 59,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 213,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 28,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 34,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 321,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 528,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Как произносится Ы
Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.
Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.
Прописная Ы не нужна ?
Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.
Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.
Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.
На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.
Буквы в русском языке
Наш корабль взял курс на остров «Буквоежка». Посмотрите, кто нас встречает! Будьте внимательны, что за знаки нарисованы на этих морских жителях?
Ответ: это дельфины, на них написаны буквы. А это значит, что мы сегодня изучаем буквы!
В русском языке всего 33 буквы, которые в совокупности составляют алфавит. Каждая буква обозначает определенный звук.
Буква – это символ, графический знак, который используется в письменности. Буквы нужны для того, чтобы отобразить все звуки на письме. Все слова состоят из букв. Буквы выглядят так: А, О, И, Р, З,Ж, К.
Прочтите стих! Правильно ли брат рассказал своей сестре, что такое буква?
Сестра учится писать,
Только ходит в детский сад.
Как-то раз ко мне пришла,
И тетрадку принесла:
«Милый брат! Мне помоги
И о буквах расскажи,
Я страдаю, что за знак,
Не пойму его никак!»
Взяли мы карандаши,
Говорю: «Садись, пиши.
Это буква – закорючка,
Это вот – чудная штучка,
Буквы – знаки для письма,
Изучай ты их сама!»
Но сестричка не отстала,
С букварем вновь прискакала:
«Братик, милый, покажи,
Букву А мне напиши!»
Вот уж тридцать дней подряд,
Учим буквы кое-как.
На самом деле, звуков больше, чем букв. А два звука: Ъ и Ь знаки – не называют звук, они служат для обозначения мягкости или твердости.
Итак, мы отправляемся на остров, где изучим буквы русского языка.
И он уже виднеется вдалеке!
Внимательно рассмотрите картинку.
На этом острове живут буквы. Дружные согласные. Есть и малыши крикливые, гласные, такие, которые голос всегда поднимают: «Оооо, ааа, ээээ!» Но с нашим приездом буквы попрятались. Догадайтесь, какие буквы можно отыскать на картинке?
Ответ: буквы в надписи-о,с,т,р,в,б,у,к,е,ж,к,а; буквы в названиях – ч – черепаха, ц-цветы, я-яйца, п-пальма, песок, к – кокос.
Запомните, ребята, все буквы алфавита делятся на две группы:
- буквы, обозначающие гласные звуки;
- буквы, обозначающие согласные звуки.
Полезный совет
Многие ребята путают согласные и гласные. Для того чтобы их отличать, нужно выучить все буквы русского алфавита. Вам поможет таблица, созданная своими руками. Нарисуйте все буквы и приклейте их на стену. Каждый день повторяйте их и тогда вы точно не перепутаете гласные с согласными.
Поиграем с островитянами! Назовите все буквы, которые здесь спрятались.
Ответ: я, е, и, г, у, ю, э, с, ф, м, к, д, в, е, б, ы, ь, ъ, з, х, о, ч, а, л, р, ш, щ, ц, п.
Пожелаем жителям острова всего самого доброго и отправимся к их соседям – звукам!
Вперед, по волнам, к острову «Звукослов»
Буква «Ы»
Веселые стихи
Сказала буква Ыуныло:– Я в слове сыр, и в слове мыло,
И в слове рысь, и в слове тыл… Дым из трубы весь день валил. |
Толстячок, играя тростью,Буквой Ы шагает в гости.
Необычной красоты Купит он сейчас цветы. |
А бедняжка буква ЫБродит с палочкой, увы.
А. Шибаев Твердый знак и буква Ы В нашей азбуке нужны. Твердый знак – в подъемном кране, Ы – в мышонке на диване. |
А вот шагает буква Ы.Без Ы не выучитесь ВЫ. * * * Бык мычит две буквы: – МУ! – МЯУ! – кот сказал ему. – Слышал? Значит, мы, коты, Знаем больше букв, чем ты. Г. Виеру |
|
* * *Бывает эта буква
В конце и середине, В конце капусты, брюквы, А в середине дыни. * * * Ы – мыло душистое, белое, мылкое, Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Если б грязнуля вспомнил про мыло, Мыло его наконец бы отмыло. * * * Смешно мальчишкам и девчонкам: Проходят мимо толстый с тонким. Они идут, не понимают, Что букву Ы напоминают. * * * – Ты – худой, а я – толстяк. – Ешь поменьше натощак! Г. Виеру |
В маленькую книжкуНе поместим мишку.
Мы заменим И на Ы – Нарисуем мышку. * * * Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны. В. Степанов – Кто же вымоет тарелки? – Вы, конечно, вы, вы, вы. – Почему же мы, мы, мы? – Может, лучше ты, ты, ты? Отдохните, вы и ты: Все тарелки вы-мы-ты. Я и ты, мы и вы – Все мы знаем букву Ы. |
|
Скороговорки
1. Мама Милу мыла с мылом,Мила мыло не любила. | 2. Мыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла. |
Игры
Игра «Кто внимательный?».
1. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?
Игра «Кто больше?».
Назовите как можно больше слов со звуком в середине.
О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.
Игра «Веселые звуки».
Сказала Ы: – Давным-давноМы с вами дружим, буква О.
Я вас сменить готова, Но не в начале слова. Охотник пел: «Над речкой Рось В лесу я встретил… (рысь)». Она рычит: «Ружьишко брось!» |
А я кричу ей: … («Брысь!»).Услышав это, за бока,
Смеясь, схватились Два… (быка). И во дворе мочало От радости… (мычало). |
Игра «Слоговой аукцион».
1. Бросая мяч, учитель называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно учителю. Н а п р и м е р : лы (-жи), мы (-ло), сы (-рок), тык (-ва), малы (-ши).
2. Вставьте пропущенные слоги со звуком .
Ум (-ный), ост (-рый), аккурат (-ный), че (-ты-) ре, во-пер (-вых), во-вто (-рых), цве (-ты), фрук (-ты), тра (-вы).
Игра «Один – много».
Образуйте множественное число от слов: лев – (львы), шарф – (шарфы), зонт – (зонты), стол – (столы), пол – (полы), сыр – (сыры).
Игра «Буква потерялась».
Найдите потерявшуюся букву.
С – р, м – ло, кур – .
Игра «Сквозная буква».
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
О т в е т : дыра, лыко, мыло, пыль, рысь, лыжи;
выход, вызов, рыбак, рытвина, пылесос, мышонок.
Игра «Дополните слово».
Сыт (досыта), вдох (выдох), зов (вызов), рыло (крыло), вина (рытвина), рыба (рыбак).
Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».
Подберите слова, содержащие букву «ы». Каждое последующее слово должно начинаться с конечной буквы предыдущего.
Рысь – сыр – рыбак – крыжовник – крыло;
Тыл – лыко – обыск – корыто.
Кроссворд
1. Детеныш курицы.
2. Электроприбор для уборки помещения.
3. Воин в доспехах.
4. Огородное растение.
5. Что, кроме меда, собирают пчелы?
6. Канал для выхода дыма из печи.
7. Гриб.
О т в е т : цыпленок, пылесос, рыцарь, тыква,
пыльца, дымоход, сыроежка.
Загадки
Сама крошка, боится кошки,
Под полом живет, туда все несет. (Мышь.) Явился в желтой шубке: – Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.) Мы, проворные сестрицы, Быстро бегать мастерицы. В дождь – лежим, В мороз – бежим: Уж такой у нас режим. (Лыжи.) Всегда он в работе, Как мы говорим, А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.) В воде она живет, Нет клюва, а клюет. (Рыба.) |
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем. (Часы.) Кто по снегу быстро мчится, Провалиться не боится? (Лыжник.) Две новые, кленовые Подошвы двухметровые. На них поставил две ноги И по большим снегам беги. (Лыжи.) Пыль увижу – заворчу, Заворчу и проглочу. (Пылесос.) Я вдыхаю много пыли, Чтобы вы здоровы были. (Пылесос.) Рассыпался горох на тысячи дорог. (Звезды на небе.) |
Спасибо, что посетили мою страничку!
Сказка про букву Ы
Крыса Дылда и Пых-Пых
Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:
— Кара-ул!!! — А что случилось?
У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!
— Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала. — Он же все мои припасы сожрет! — зарыдала Дылда. — Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,— сказал Мыша. — Т-ты что, б-боишься? — тихо спросил Цып. — А т-ты? — С тобой нет.
И они пошли и дрожащими, тонкими голосами запели храбрую песню.
— Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! — лежа под кроватью, бормотала Дылда.
Но через несколько минут друзья вернулись.
— Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,— вытирая усы, сказал Мыша. — А кто же это был? — Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.
(Г. Юдин)
Неогублённый гласный среднего ряда верхнего подъёма в латинице
- В чешском как языке с достаточно долгой историей письменности звуки и на определённом этапе развития фонетически совпали, однако по-прежнему различаются на письме: для исторического звука используется буква Y/y, а для — соответственно I/i. Аналогичное различение имеется и в польском языке, с той лишь разницей, что фонетически эти два звука по-прежнему различаются. Эта же система обычно используется для латинской транскрипции с русского, белорусского и украинского и для транслитерации кириллицы вообще.
- В румынском языке, латинская письменность для которого была введена только в 1860-е годы (см. статью «Румынская кириллица»), звуки и различаются на письме иначе: передаётся в начале слов и буквой Â/â в других позициях; обозначается обычной буквой I/i.
- В турецком языке, латинизированном в 1920-е годы, и в недавно переведённом на латинскую графику азербайджанском звуки и различаются на письме третьим способом: изображается буквой I/ı без точки, а — буквой İ/i с точкой.
В туркменском языке, латинизированном в 90-е годы, и в недавно принятую латинскую графику казахском звуки и различаются как и в польском языке: изображается буквой Y/y, а — буквой I/i.
В едином латинизированном алфавите 1920—1930-х годов звуки, близкие к , обозначались символом, визуально идентичным мягкому знаку Ь/ь.
Мемори.
Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре
Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх.
Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.
Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше!
Когда нужная карточка найдена – игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.
Постановка звука
Поставить ребенку гласный , как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.
Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.
Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы). Механизм перехода от произношения И к Ы.
Механизм перехода от произношения И к Ы.
Навыки четкого произношения звука целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.
Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные
Немного грамматики
Согласно правилам русского языка, Ы используется для передачи гласного и предшествующему ему твердому согласному:
- не после приставок, например, быль, вызвать, козы, причем после согласных г, к, х в крайних случаях, в основном в иноязычных, некоторых русских междометиях вроде кыш или гыкать,
- а также в иностранных собственных именах (Кызылкум, Кыштым) или разговорных формах типа Маркыч;
- после приставок на согласный кроме «сверх» и «меж» (безысходный, подыгрывать, предыстория);
- в начале слова в некоторых словах, передающих произношение (ыканье, ыкать) и в некоторых иностранных собственных именах.
Правила и исключения
Некоторые согласные не хотят иметь ничего общего с буквой Ы. Даже при соответствующем произношении, рядом с шипящими пишем букву И. Это связано с тем, что раньше Ж и Ш были мягкими, а потом отвердели, а сочетания ЖИ и ШИ остались с буквой И. Таким образом имеем знаменитое
правило русской грамматики: «ЖИ, ШИ пишется с буквой И».
С буквой Ц история еще сложнее, в некоторых случаях она остается мягкой, поэтому Ы рядом с Ц допускается, но по определенным сложным правилам. Школьникам в связи с этим достался целый список слов, с которыми после Ц пишем Ы: цыган, цыпленок, на цыпочках.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся?
Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами, которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте.
А теперь послушайте меня что я сейчас произнесла? (звуки)
Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим).
А что тогда можно увидеть и написать? (буквы).
Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв).
А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква — звук». Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.
Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.
Физминутка (встаём в круг)
Бедный мишка заболел
Мишка много мёду съел (идут по кругу)
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)
Мишка стонет, слёзы льёт
У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)
Непослушный, жадный мишка
Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)
(На доске Ь)Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова,которые на доске: ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим,какие слова получатся: ель, конь, банька.
Молодцы!
Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.
Молодцы!
Дождик льётся, вьюга вьётся.
Как им это удаётся?
Это знак старается,
Мягким называется.
Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть — сеть). Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске
Тень.
Вот уходит (день)
Наступает (тень)
Свет уходит… (прочь)
Наступает… (ночь)
Все зверята (спать)
Будет день (опять)
Будет всё… (звенеть)
Золотая… (сеть).
(На доске Ъ) Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.
Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.
Мягкий знак и твёрдый знак
Разговаривали так:
-Сколько я пирожных съел?
Мягкий знак ответил:
-Семь.
Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.
С какими буквами мы сегодня познакомились?
Что указывает мягкий знак?
Что мы узнали о твёрдом знаке?
Молодцы!
История
Название
В древней кириллической азбуке и церковнославянской азбуке буква Ы носит название ѥры (ст.-сл.) или еры́ (ц.-сл.), смысл которого неизвестен, но явно родственен названиям букв «еръ» (Ъ) и «ерь» (Ь). Буква Ы называлась «еры» в изданиях авторитетного орфографического словаря русского языка Д. Н. Ушакова до 1964 года включительно; в более поздних изданиях словаря она называлась «ы».
Написание
В древнейших формах глаголицы и кириллицы буква Ы построена механическим объединением знака для Ъ или Ь со знаком І или И (в старославянских памятниках встречаются все возможные комбинации диграфа; в старой кириллице элементы буквы могли также соединяться чёрточкой). Числового значения не имеет. В наиболее «классической» форме глаголическую Ы принято рисовать как , а кириллическую приблизительно до XIV века — как ЪІ ъі (Ꙑ ꙑ), для позднейших времён — как современную Ы ы (включая и церковнославянский язык). В русские рукописи современная форма проникает с конца XIV века из южнославянских (балканских) рукописей. В кириллице буква Ы обычно считается 30-й по порядку, в глаголице — 31-й.
Фонология
Гласная фонема /ɨ/, обозначаемая буквой «ы», существовала ещё в праславянском языке. Обычно происходит из долгого праиндоевропейского звука *ū , чем объясняются чередования ы/у, ы/ов и т. п.: слу́шать — слы́шать, со́хнуть — высыха́ть — сухо́й. Согласно Московской фонологической школе, в современном русском языке отсутствует самостоятельная фонема /ɨ/, а звук является лишь аллофоном фонемы /i/ после твёрдых согласных. Петербургская фонологическая школа рассматривает /ɨ/ как отдельную фонему.
Правила употребления буквы «ы»
Русский язык
- После большинства согласных буквы И и Ы отражают фонетическое явление смягчения согласных: бить — быть, вить — выть, следи — следы, грози́ — грозы́, клик — клык, мило — мыло, пил — пыл, сгори — с горы, сир — сыр, ти́кать — ты́кать, графи́ — графы́.
- После шипящих, как мягких, так и твёрдых, в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧИ, ЩИ употребляется буква И, а не Ы, поскольку в древности шипящие буквы произносились мягко, поэтому после них писали только мягкие гласные, хотя уже тогда стали отступать от этого. Позже, в некоторых случаях, после шипящих стали писать Ы (для отличия одних форм слов от схожих с ними других форм), но написание шипящих с И всегда являлось основным; таким же основным оно стало и для русского языка. Отступления от этой системы допустимы в иноязычных именах и названиях: Жылыойский район, Чыонг Тинь, Шымкент.
- После Ц, мягкость которого также от контекста не зависит, употребление букв И и Ы описывает гораздо более сложная исторически сложившаяся система правил; они приведены в статье «Ц».
- После велярных согласных Г, К, Х, которые бывают как твёрдыми, так и мягкими, Ы тем не менее практически не употребляется. Объяснение историческое: в древности эти согласные не могли смягчаться; точнее, вместо смягчения они переходили в шипящие (стол — сто́льный, но друг — дру́жный, век — ве́чный, пух — пушно́й) или свистящие (ср. с ц.-сл. оборотами речи: почить в Бозе ← Богъ; темна вода во облацех ← облакъ, на воздусях ← воздухъ; такое чередование осталось, например, в украинском склонении: нога — на нозі, рука — на руці, муха — на мусі) и использовались только с Ы. Позже в русском языке в этой позиции Ы перешло в И. В настоящее время сочетания гы, кы, хы встречаются в звукоподражаниях и просторечии (гыгыкать, кыш, Кыся, Олегыч, Маркыч, Аристархыч), либо в заимствованиях и вообще в иноязычных именах и названиях (кок-сагыз, акын, такыр, Мангышлак, Кызыл, Архыз).
- После гласных и в начале слов Ы также встречается только в звукоподражаниях, собственных именах и заимствованиях (ыкать, ых; Ыгыатта, Ыджыдпарма, Джайаыл, Суыкбулак, Хабырыыс, ыр, ынджера), хотя звук в начале слов вполне обычен, если начинающееся на И следует без паузы за оканчивающимся на твёрдую согласную (вот всё, Иван ваныч). Это же самое фонетическое явление на стыке приставки и корня отражается на письме (подытожить, cыграть, безымянный), за исключением иностранных приставок (постинфарктный, хотя предынфарктный), приставок на гортанные и шипящие (межигровой, сверхизысканный) и слова взимать с производными.
- После Й буква Ы встречается только в транслитерированных иноязычных именах и названиях: Тайынша, Чыйырчык.
- После Ъ буква Ы, вероятно, не встречается вообще (хотя теоретически в транскрипции и транслитерации не запрещена). После Ь может встречаться во вьетнамских заимствованиях (Тьы-ном, Тьы куокнгы).
Церковнославянский язык
Употребление букв Ы и И (І) близко к русскому, хотя частично отражает старославянскую ситуацию:
- после большинства согласных употребление Ы и И смыслоразличительное и фонетически обусловленное (бити — быти и т. п.); но, в отличие от русского, в склонении одного и того же слова могут одновременно встречаться окончания -и и -ы, например: раби (им. пад. множ. ч. от рабъ) — рабы (вин. и твор. пад. множ. ч.);
- упомянутый выше переход гы, кы, хы в ги, ки, хи в ц.-сл. также состоялся, то есть Ы после гортанных не бывает;
- после шипящих бывает и Ы, и И; произносится это одинаково, разница только смысловая: мужи́ (им. пад. множ. ч. от мужъ) — мужы́ (вин. и твор. пад. множ. ч.); юноши (род. и дат. пад. ед. ч. от юноша) — юноши (им. и зват. пад. множ. ч., а также им., вин. и зват. пад. двойств. числа) — юношы (вин. пад. множ. ч.); нищимъ (твор. пад. ед. ч.) — нищымъ (дат. пад. множ. числа) и т. п.;
- написание ци (ці перед гласными) бывает только в заимствованиях (Цицеронъ, Констанція);
- после приставок на согласную И может как переходить в Ы, так и не переходить; возможны также написания с ъи вместо Ы (подъимати/подымати, но ѿимати с И), для разных приставок и корней преимущественное написание может быть разным.
Другие языки
В кириллических алфавитах для тюркских, монгольских и финно-угорских языков Ы обозначает либо звук, идентичный русскому , либо близкие по артикуляции заднеязычные или среднеязычные гласные: в казахском , в татарском и др.
«Ы» в искусстве, культуре, технике, географии и Интернете
Паровоз Ы
- В популярной кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» персонаж Юрия Никулина предлагает назвать операцию по инсценировке ограбления «Ы» — «чтоб никто не догадался».
- Голый вепрь Ы — полумифическое животное, упоминаемое в фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом».
- С 1910 года выпускались паровозы серии Ы (на илл., всего было построено свыше трёх с половиной сотен).
- После выхода фильма «Кин-дза-дза!» буква «Ы» также стала использоваться в качестве обозначения смеха или любых сильных, но невербализуемых эмоций.
- Буква «Ы» вошла в сетевой жаргон рунета как замена англоязычного акронима LOL.
- Название группы Леонида Фёдорова «АукцЫон» пишется через Ы.
- В Якутии в период с 1937 по 2008 годы существовал посёлок золотодобытчиков Ыныкчан, в настоящее время в Якутии существует крупное село Ытык-Кюёль.
- Ыб — село в Сыктывдинскоом районе Республики Коми.
- Ыбица — мультифестиваль, проводимый с 2011 года на территории «Финно-угорского этнокультурного парка» в селе Ыб Сыктывдинского района Республики Коми.