Развитие ребенка в 6 месяцев
Содержание:
- Развивающие игры с шестимесячным ребенком
- Что должен уметь ребенок в этом возрасте
- Что доступно освоить ребенку физически
- Новая еда
- Познавательные игры и упражнения для развития малыша
- Зрение
- Физиологическое развитие 6-месячных девочек и мальчиков
- Питание ребёнка
- Питание
- Режим дня
- Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
- Частые проблемы
- Особенности психологического развития
- Развитие слуха
- Социальное и эмоциональное развитие
- Как развивать малышку?
- Уход за малышом в 6 месяцев
- Бытовые навыки
Развивающие игры с шестимесячным ребенком
Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят , что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.
Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.
Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению .
Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.
Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте
В 18 месяцев малыш многое умеет, причем большинство навыков развиваются при непосредственном участии взрослых. Ребенок, которому исполнилось полтора года, может:
- передвигаться без помощи, пытаться наклоняться, подтягиваться за вещами, которые находятся на расстоянии над полом;
- играя с взрослыми, повторять ряд движений — перекатывать мячик, возить паровозик, укладывать животных или кукол спать;
- сообщать об основных физиологических особенностях, потребностях — просить пить, есть, начинать беспокоиться, если нужно отправиться на горшок;
- пытаться произносить простые слова, сочетания букв;
- на просьбу родных показывать, что нарисовано на картинках;
- выполнять просьбы родителей, родственников.
Еще одна особенность детей — в возрасте полутора лет они уже умеют различать родных, чужих людей. К домашним идут с удовольствием, на незнакомцев реагируют плачем, настороженностью, отказом подойти.
Что доступно освоить ребенку физически
Примерно к 6 началу 7-го месяца большинство детей имеют навыки переворотов с одного бока на другой, реагируя поворотами тела на внешние раздражители, например, голос или движение предметов, которые привлекли их внимание.
Так же подавляющее большинство младенцев этого возраста осваивают «гимнастический прием» переворотов со спины на живот и в обратном порядке. Любопытным и любознательным малышам положение на животе очень нравится, т.к
обзор из этого положения увеличивается, и «картинка» окружающего мира становится шире.
К 6 месяцам руки становятся «управляемыми», получают хорошее развитие. Рефлекторное и хаотичное движение сменяется использованием верхних конечностей «по назначению». Полугодовалый исследователь целенаправленно тянет руки к заинтересовавшему его предмету, берет игрушки, рассматривает их вращая перед собой.
Вслед за руками «подтягиваются» ноги. Появляются первые попытки встать на ноги, опираясь или держась за руку, либо бортик манежа. Однако им еще «не время», торопить события в этом возрасте рано и водить малыша за руки, а тем более ставить в ходунки не следует.
Наконец к полугодовалому возрасту укрепляется спина и позвоночник. Мышцы спины достаточно крепки, что позволяет многим детям садиться, даже самостоятельно. Однако даже если ребенок научился это делать и сидеть ему по душе, долго находится в этом положении ему пока не стоит. Непрерывно находиться в положении сидя в 6 месячном возрасте можно не дольше 20 минут, потом следует сделать продолжительный перерыв.
В этом возрасте ребенок может научиться самостоятельно пользоваться ложкой, самостоятельно пить из бутылочки или чашки — поильника.
В 6 месяцев ребенок начинает «дегустировать» вкус пищи и напитков. Рацион становится шире. К материнскому молоку добавляется прикорм и возникают предпочтения. Ребенок сравнивает вкус воды и сока и последнему чаще отдается предпочтение, одним продуктам он всегда рад, а вот другие ему не очень-то и хочется
Важно внимательно смотреть за предпочтениями ребенка в пище и прикорм вводит в «малых дозах»
Ещё одним немаловажным фактором в этом возрасте становится прорезывание первых зубов. Процесс этот проходит сугубо индивидуально и имеет свои нюансы у каждого ребенка
Здесь следует внимательно следить за поведением малыша и далее действовать в зависимости от ситуации и рекомендаций его педиатра.
Новая еда
Малыш так подрос, что придется менять весь его гардероб на новый размер (6-9 месяцев, или 68-74 см).
От веса ребенка зависит, с чего начинать прикорм. Если виден явный недобор, вводите каши (овсяную, рисовую, кукурузную, гречневую). Если перебор – овощи (кабачок, цветную капусту, тыкву, морковь).
Не будем говорить, что введение прикорма – это стресс для всех вокруг. Не для всех, а только для желудка ребенка в 6 месяцев.
У системы пищеварения сейчас настоящий переходный период – от жидкого маминого молока, в котором собраны все витамины в легко усваиваемом виде, до твердой пищи, из которой полезные вещества еще нужно добыть.
Поэтому адаптацию к родительской еде нужно проводить постепенно, с одной ложечки, и не смешивать сразу несколько незнакомых продуктов.
Познавательные игры и упражнения для развития малыша
В магазине в настоящее время можно приобрести специальные детские развивающие центры, сенсорные коврики, интересные картинки, которые здорово повеселят малыша и будут ему полезны. Но для игры с мамой порой достаточно и подручных средств, типа предметов обихода, ложечек, разных формочек и т.д.
- Самое простое и в то же время веселое упражнение – «Ладушки». Учите кроху хлопать в ладошки, взяв его ладошки в свои, и похлопав ими друг о друга. При этом не забывайте напевать песенку. Так вы заодно и будете стимулировать речь малыша.
- Играйте со звуками. Например, заполните несколько железных баночек мелкими игрушечками или крупами. По очереди трясите каждой банкой, чтобы малыш видел ваши действия. Через какое-то время он и сам будет пробовать извлечь звук из баночек.
- Научите кроху жесту «пока-пока». Вместе провожайте папу на работу, бабушку из гостей, и весело машите им вслед. Вскоре карапуз и сам начнет махать на прощание ручкой.
- Стимулируйте речь крохи. Повторяйте за ним звуки из его лепета, меняйте выражение лица, интонацию. Малыш будет пытаться повторить за вами новые звуки, радоваться или удивляться вашей мимике.
- Пузыри. Малыши может лежать на животе, или на спине, вы дублируете его позу рядом. Выпускайте перед ним мыльные пузыри. Он может ловить их ладошкой или ползти за ними. Обычно пузыри вызываю у ребенка радостные эмоции.
- Вместе с малышом танцуйте под веселые песенки, подносите его к приемнику или магнитоле, чтобы он видел источник звука, рассказывайте ему, откуда звучит музыка.
- Также полезно прослушивание аудиокниг или самостоятельное чтение сказок, потешек и стихов малышу.
- Играйте с ребенком в пальчиковые игры. При этом изучайте пальчики не только на ручках, но и на ножках. Купая его, переодевая, называйте все части лица и тела.
- Играйте в «ку-ку». Можно разнообразить игру, пряча лицо под платком, а потом появляясь и проговаривая «ку-ку». Также можно под платочком прятать игрушки, а потом показывать крохе, где их найти. Такие забавы помогут карапузу понять, что предметы могут существовать отдельно друг от друга.
- Катайте кроху на коленках. Желательно дополнить такую игру веселыми детскими стишками и потешками, например, о животных.
- Игры в воде. Возраст 6 месяцев – это период освоения формы предметов. Пусть малыш заполняете водой предметы различной формы и объема. Покажите, как из лейки вода вытекает струйками. Губка сначала собирает воду, а потом можно на нее нажать и вода вытекает.
В этом возрасте для крохи очень важна эмоциональная составляющая игры, а также удовлетворение познавательного интереса. Неудивительно, что он пытается все потрогать, пощупать, отведать на вкус. Таким образом, он получает нужные ему сенсорные стимулы, которые помогают правильно расти и развиваться мозгу.
Зрение
Аппарат зрения уже достиг своего полного развития и ребенок 6 месяцев видит уже совершенно так же, как и вы.
- Шестимесячный младенец способен удерживать зрительные образы в своей памяти на протяжении двух недель. Это позволяет продуктивно заниматься ранним развитием крохи, приучать его возвращать свои игрушки на место, показывая, на каких местах они обычно лежат.
- Крохе становится интересно рассматривать все вокруг во время прогулки. Можно сменить уже надоевшую коляску-люльку на сидячую «прогулку». Выбирайте живописные места для прогулок, чтобы порадовать внутреннего эстета вашего малыша.
- Может выделить взглядом любимую игрушку. Если ребенок долго и упорно смотрит то на какую-то игрушку, то на вас, — дайте ему то, что он так активно хочет!
- В незнакомом помещении ребёнок, первым делом, начинает осматриваться вокруг. Некоторые детки пугаются и прижимаются к маме. Дайте крохе возможность привыкнуть и освоиться. Совсем немного времени – и ваш ребенок снова станет активным исследователем.
- Внимательно следит за выражением лица «своего» взрослого, может «зеркалить» это выражение.
Особенно приятно малышам зеркалить, конечно же, улыбку «своих» взрослых, обращенных к нему.
Физиологическое развитие 6-месячных девочек и мальчиков
Физиологическое развитие полугодовалых детей заключается в росте, усложнении строения и функций органов и систем. У малышей увеличивается масса, изменяются параметры тела.
За шестой месяц прибавка веса составляет 600-700 грамм. Длина тела достигает 61-72 см. Сердце полугодовалого ребенка бьется со скоростью 130-135 ударов в минуту.
Для определения физического состояния грудничка педиатры измеряют его части тела и головы, анализируют полученные данные. Пропорции малыша 6 месяцев приближаются к взрослым нормативам: окружность груди должна быть больше головы.
Для оценки физического развития ребенка врачи пользуются специальными таблицами, в которых приведены оптимальные данные по месяцам. Нормы для мальчиков и девочек немного отличаются.
Показатель | Девочки | Мальчики |
Вес, кг | 5,7-9,4 | 6,4-9,8 |
Окружность головы, см | 40,2-44,9 | 41,0-45,9 |
Окружность грудной клетки, см | 41,6-45,8 | 41,4-47,6 |
Рост, см | 61,1-70,3 | 63,5-72,0 |
Ширина плеч должна составлять 1/4 длины тела.
Показатели веса, роста, объема головы зависят от таких факторов:
- срок появления на свет;
- качество и режим питания;
- степень активности;
- наследственность.
В полгода у детей уже начинают появляться первые зубы (средние нижние резцы). Это приводит к тому, что у ребенка усиливается слюноотделение. Активность полугодовалых малышей повышается. Они могут бодрствовать уже около трех часов. Младенец начинает спокойнее и лучше спать.
Мышцы спины и плеч к шести месяцам становятся более крепкими. Это позволяет малышу без помощи родителей удерживать равновесие, переворачиваться. Зрение у детей уже хорошо развито, функционирует как у взрослых людей. Малыш видит предметы на дальнем расстоянии, может фокусировать взгляд.
В 6-месячном возрасте многие родители начинают постепенно вводить прикорм. Организм ребенка уже готов к приему взрослой пищи. Педиатры рекомендуют с полугодовалого возраста знакомить малыша с овощами, фруктами, кашами.
Питание ребёнка
В шесть месяцев малышу можно давать уже что-то другое, помимо молока или детских смесей. Шестимесячный ребёнок вполне способен усвоить и переварить многие продукты. Кроха уже и сам не так часто тянется к маминой груди. Например, многие детки не просыпаются посреди ночи, чтобы покушать, предпочитая трапезничать перед сном или после пробуждения, из-за чего после обеда маме приходится чаще его кормить.
В качестве прикорма можно вводить пюрешки из овощей и каши. Дети могут понемногу начинать кушать фрукты. В качестве жиров подойдёт сливочное и оливковое масло.
Кормить кроху нужно 5-6 раз в день. Размер порции около 200-220 мл. Но рассчитывается по весу. Чем крупнее ребёнок, тем больше ему нужно. При этом грудное молоко остаётся главным продуктом питания. Кормление – это ещё и эмоциональная составляющая взаимодействия с мамой, потому по возможности лучше от него не отказываться.
Питание
В полтора года питание либо четырехразовое, либо пятиразовое (со вторым завтраком или легким перекусом между завтраком и обедом). В рацион входят овощи, злаки, молочные и кисломолочные продукты, ягоды и фрукты, птица, мясо и рыба, растительное масло, куриные или перепелиные яйца. Не следует предлагать полуфабрикаты, сладости, копчёное, маринованное, газированные напитки и прочие вредные продукты.
В таблице рассмотрено примерное меню на день для полуторагодовалого малыша:
Приём пищи | Блюда |
Завтрак | 150 г молочной каши, 50 г приготовленного на пару омлета, 100 мл фруктового сока или детского чая |
Обед | 100 мл овощного супа, 30 г отварной натертой свеклы, 50 г макарон со сливочным маслом, 50 г говяжьего пюре и 60-70 мл компота из сухофруктов |
Полдник | 150 мл кефира или йогурта, 15-20 г детского печенья (например, галетного),100 г фруктов |
Ужин | 150 г овощного рагу или пюре (из кабачков, цветной капусты, картофеля, брокколи, моркови), 50 г рыбных паровых котлеток, 20 г пшеничного хлеба, 100 мл детского чая (можно с добавлением молока) |
Важно! Суточная норма объёмов пищи составляет 1000-1200 г.
Режим дня
Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки
Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.
Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.
Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, , выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.
Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Материнское молоко — незаменимый по своей ценности продукт питания для новорожденного. Дитя растет, совершенствуется, а вместе с ним меняется и состав его пищи: мудрая природа позаботилась, чтобы ребенок получал необходимые вещества. Но, начиная со второго полугодия жизни, необходимо разнообразить питание грудничка. Новые блюда предлагаются постепенно, буквально на кончике ложечки, чтобы суметь отследить возможные аллергические реакции. Прикорм вводится по согласованию с педиатром на основе «Методических рекомендаций» ВОЗ и Министерства здравоохранения.
Начав кормить протертой пищей, предложите карапузу ложечку. Этот процесс будет напоминать скорее веселую комедию, нежели полноценный обед, но зато кроха будет иметь возможность имитировать Ваши движения. Значит, скоро каша попадет в рот по назначению, что вызовет полнейший восторг и у Вас, и у самого виновника такого торжества. А чтобы не расстраиваться от вида, во что превращается Ваша кухня — продумайте, чем защитить пол и ковер вокруг столика во время подобной трапезы.
У малыша внезапно может измениться настроение, поведение, самочувствие. Начинается обильное слюнотечение, после этого десны набухают и краснеют. Карапуз постоянно тянет в рот доступные предметы. Сложно общаться с ним в таком состоянии: капризен, легко раздражается и плачет. Знакомые симптомы? Правильно, Вас можно поздравить с первым зубиком! Приобретите специальные кольца, можно с наполнителями: пусть он их грызет, Вы только не забывайте их стерилизовать (кипятить). Для того чтобы снять беспокоящий зуд и болезненные ощущения, в аптеках продаются специальные гели, пусть педиатр сделает назначение.
Обратите внимание, как внимательно вслушивается малыш в звуки Вашего голоса. Он уже не просто воспринимает его, а еще и старается понять, что именно говорят
Не забывайте, Вы для него — эталон родного языка, поэтому не стоит «сюсюкать». Разговаривайте с грудничком, как с обычным взрослым человеком: четкими звуками и литературными словами. Вы так поможете ребенку быстрее научиться произносить правильно звуки и обогатите его будущий лексикон.
Кстати, он уже не гулит, а лепечет вполне узнаваемые звуковые сочетания — слоги «ба», «ма», «па» и т.п. Порою даже может показаться, что он осознанно разговаривает с Вами.
Мышцы ребенка благодаря каждодневной зарядке окрепли и теперь ему не хочется лежать в кроватке. У него легко получается переворачиваться с животика на спинку и обратно. Он садится самостоятельно, опираясь на ручки. Начинает все более уверенно ползать, правда, иногда получается лучше двигаться назад, чем вперед. Это наиболее важные движения из тех, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.
Ему нравится стоять вертикально
Обратите внимание: он достаточно твердо опирается на ножки, когда вы держите под мышки. Более того, при Вашей помощи он пытается сам встать и даже переступить ножками на месте
Важно: он постепенно учится подниматься, хватаясь за боковые спинки кроватки, поэтому лучше не оставлять малыша без присмотра
Родители пристально должны наблюдать, как происходит развитие ребенка в 6 месяцев, чтобы своевременно обратить внимание на возможные осложнения. Так, стоит обратиться за консультацией к детскому врачу, если дитя в этом возрасте:. — из положения лежа на животе не в состоянии дотянуться до игрушки;
— из положения лежа на животе не в состоянии дотянуться до игрушки;
— не «пританцовывает» в вертикальном положении при поддержке под мышки;
— не может взять кубик в пределах досягаемости;
— не реагирует, если за пределами его поля зрения зашуршат газетной бумагой;
— не умеет, протягивая ручки к маме, попроситься, чтобы она взяла его.
Частые проблемы
Дискомфорт от прорезающихся зубов. У малышей набухают и чешутся десны, что мешает крохе и делает поведение младенца капризным. У некоторых карапузов появление зубов сопровождается повышением температуры, жидким стулом и другими отрицательными симптомами.
Частые просыпания ночью. Более крепкому ночному сну будет способствовать купание перед укладыванием на ночь и кормление после него. Также проследите, чтобы между третьим дневным сном и засыпанием на ночь прошло минимум 4 часа.
Травмы
Полугодовалый малыш очень активен, поэтому родителям важно предотвратить любые риски получения травм, которых в этом возрасте хватает. Кроха может перевернуться на и упасть с нее, не удержаться за мебель, когда встал, ползти и уткнуться в острый край мебели или ручки комода
Также важно не забывать о риске прищемить пальцы, открывая ящики шкафов, попробовать на вкус моющие средства, залезть в мусорное ведро, подавиться мелкими деталями игрушки.
Проведите с малышом занятия по методике «Маленький Леонардо», показанные в видео Тепляковой Ольги – эксперта по интеллектуальному развитию.
Особенности психологического развития
Постепенно, шаг за шагом, ребенок учится сложной науке овладевания собственным телом. По мере того, как он начинает понимать все большее количество слов и различать голосовые интонации, взаимоотношения между взрослым и ребенком становятся более сложными.
Малыш не только радуется обращенной к нему речи, но и старается понять ее, учится различать отдельные звуки и слоги. Это важные моменты в психо-эмоциональном развитии крохи. Запоминая отдельные звуки и слоги, он со временем начнет их повторять.
В этом возрасте дети любят слушать сказки, потешки, стишки, колыбельные песни
Очень важно учиться разговаривать с ними простым и правильным языком, чтобы речь ребенка была правильной
К шести месяцам жизни улыбка ребенка становится все более осознанной, он начинает испытывать целый спектр различных эмоций от радости до злости. Он хорошо различает «своих» и «чужих» людей, по-разному веет себя с ними. Если в близкими он всегда весел и активен, на их появление в комнате может реагировать радостью, смехом, то на чужих людей он смотрит с опаской и настороженностью. Если что-то крохе не понравится, он может громко разреветься.
К концу шестого месяца малыш умеет произносить до 30-40 разнообразных звуков, его «речь» все больше совершенствуется. Если ему что-то не нравится, то он уже не реагирует на это плачем. Напротив, протест, недовольство и прочий дискомфорт он выражает определенными звуками и интонацией. Подобным образом малыш вступает в диалоги, которые все больше приобретают черты сотрудничества. Его слух тоже развивается, поэтому ребенок хорошо различает голоса родителей.
Полугодовалые дети способны проявлять свои чувства: нежность, ласку, любовь. Кроха может крепко прижаться к маме, обхватить ее шею руками. Малыш часто просится на ручки к близким людям. Постепенно у него формируются несложные причинно-следственные связи: если нажать кнопку на игрушке, та заиграет, если уронить погремушку, раздастся стук и прочее. Ребенок начинает проявлять интерес к тому, для чего предназначены те или иные предметы.
Развитие слуха
Цепочка слух-речь-мышление взаимосвязана, каждое звено цепи проникает друг в друга и влияет друг на друга
Именно поэтому развитие слуха очень важно в развитии ребенка в 6 месяцев
- Слуховая чувствительность, наконец, достигла уровня развития обычного взрослого.
- Малыш выражает положительные эмоции на речь родных. Он гулит, улыбается, машет ручками. Во время общения поддерживайте с крохой зрительный контакт.
- Переводит взгляд на источник звука, когда начинает его слышать, или поворачивает голову. Будет полезным греметь погремушкой в разных сторонах комнаты, чтобы малыш определял, с какой стороны раздается звук.
- Внимательно прислушивается к тихой речи, звукам. Ведь тихие звуки требуют от малыша бОльшей концентрации и сосредоточенности.
- Некоторые звуки могут рассмешить младенца.
Сочетания звуков, особых слогов, подражаний. Попробуйте развеселить малыша необычными сочетаниями звуков, особенно согласных. Многих деток смешат звукоподражания «апчхи», «бух» и многие другие.
Социальное и эмоциональное развитие
В 7 месяцев развивается визуальное восприятие ребенка: он начинает замечать элементы обстановки, его интересует отражение в зеркале, он начинает понимать, что между отражением и его телом есть связь.
В 6 – 8 месяцев дети начинают выражать страх. Эта эмоция развивается позже остальных базовых, так как для того, чтобы ее испытывать, нужно научиться сопоставлять событие, которое вызывает страх в данный момент, с похожим событием из прошлого. Именно поэтому сейчас ребенок умеет сравнивать лица близких и незнакомых людей и выражать боязнь последних.
Между 8 и 12 месяцами малыш знает, какие игрушки и люди ему больше нравятся, он хочет находиться с ними как можно чаще и дольше, видя в них источник эмоциональной поддержки. Также он протестует, если забрать его любимую игрушку или если мама его покидает, пусть даже на одну минуту. Только к 18 месяцам он может менее болезненно переживать расставание с ней.
В этом же возрасте ребенок более активно, чем раньше, копирует мимику, поведение и жесты людей, учится понимать их смысл. Ориентируясь на вашу реакцию, он принимает решение о том, как действовать: например, если он видит одобрение, то подходит и берет заинтересовавшую его вещь.
Малыш проверяет реакцию взрослых на свое поведение, кидая объекты или совершая другие поступки, — таким образом он узнает о причине и следствии и учится взаимодействовать с объектами и людьми.
Как развивать малышку?
Полугодовалых девочек следует развивать в разных направлениях. Формирование новых способностей и навыков должно проходить через игру.
Массаж ножек
Для физического становления ребенка следует проводить сеансы массажа, гимнастику на фитболе. Полезно оставлять девочку почаще без одежды для принятия воздушных ванн. Для укрепления иммунитета Комаровский рекомендует закаливание водой.
Стоит отдавать предпочтение тем физическим упражнениями, которые укрепляют мускулатуру живота, спины и ног. Также полезно массировать пальцы рук для развития мелкой моторики и правильного становления речи.
Эффективен для физического развития следующий комплекс на фитболе:
- «качалочка». Положить девочку спиной на мяч. Держа ребенка крепко за ноги, наклонять фитбол вперед-назад;
- «покачивание». Уложить малышку животом на мяч. Придерживая ее за спину, покачивать фитбол в разные стороны: вниз, вверх, влево, вправо. Данное упражнение хорошо укрепляет мускулы живота;
- «пружинка». Сесть на пол и зажать между колен мяч. Девочку поставить на фитбол. Придерживая за бока, начать немного пружинить. Это помогает укрепить мышцы ног.
Хорошо развивают малышей в физическом плане занятия плаванием. Они укрепляют все мышцы, иммунную систему
Важно тренироваться под руководством опытного детского инструктора по плаванию
Развить интеллект, навыки общения, логику и воображение помогут такие игры:
- прятки. Матери необходимо накрывать свое лицо полотенцем и спрашивать: «Где мама?». Далее убирать ткань и говорить: «А вот мама!». Можно прятаться за шторой, бортиком кроватки. Игра развивает внимательность, логическое мышление. Если девочка пытается ползать, то игра улучшит ее двигательные навыки. Прятаться может и сама малышка;
- мяч. Для игры потребуется мяч небольшого диаметра. Девочку надо усадить перед собой на расстоянии вытянутой руки (лучше около опоры). Катать по полу мяч таким образом, чтобы малышка могла ухватить его руками. В это время нужно приговаривать: «Мячик-мячик живо скачет, быстро катится вперед! Мяч не любит, если плачут! Кто смеется – к тем и скачет!». Такая игра развивает сенсорику, мелкую моторику, улучшает координацию;
- пальчиковые игры («Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая»). Нужно проговаривать потешки, хлопая при этом в ладоши, загибая пальчики;
- «курочка». Сложить пальцы ребенка щепотью, сформировав ими клювик птицы. Постучать ими по другой ладони. В это время надо проговаривать: «Наша курочка пошла, зернышки в траве нашла. Клювом зернышки клю-клю, сильно зернышки люблю».
Для становления речи следует проводить такие занятия:
- читать девочке сказки и детские стишки, петь песни;
- играть в «Телефон». Для этого понадобится детский телефон. Требуется показать ребенку, как держать трубку, для чего она нужна. Необходимо вместе с девочкой проговаривать простые слоги, меняя интонацию. Например: «ма-ма», «ма-ма?», «ма-ма!»;
- играть в «Первые слова». Ее целью является научить девочку подражать звукам, лепетать. Малышку следует уложить на спину, склониться над ней таким образом, чтобы она видела лицо матери. Взять ребенка за руки и начать проговаривать простые односложные и двухсложные слова. На каждом слове ручки разводят в стороны. Девочка будет внимательно слушать речь, следить за губами, пытаться повторять за взрослым.
Не стоит забывать о тактильном развитии. Для этого нужно прикасаться к коже малышки разным приятным материалом: перышком, шелком, махровой тканью, мехом. За одно занятие стоит использовать не более 2-3 предметов. Прикасания следует начинать с живота, плавно двигаясь к рукам и ногам.
Девочкам полугодовалого возраста стоит покупать развивающие игрушки. Они должны быть качественными, прочными и безопасными, без наклеек. Кроме мобилей и погремушек полезно приобрести игрушки, одни части которых можно вкладывать в другие (матрешки). Для развития слуха полезны музыкальные карусели. Также пригодятся прорезыватели для зубов. Они помогут избавиться от зуда в ротовой полости.
Уход за малышом в 6 месяцев
Утром малыша купать не нужно, его достаточно просто умыть. Следите за чистотой и сухостью его ягодичек, вовремя меняйте подгузник, избегайте появления в этой зоне воспалительных процессов.
Отличительной особенностью при вечернем купании ребенка в 6 месяцев является активная вовлеченность родителей в процесс купания. Теперь вы можете придумывать различные игры в воде, сделав при этом процесс купания очень интересным и занимательным.
Если до 6 месяцев при купании необходимо было постепенно уменьшать температуру воды, для того чтобы увеличить двигательную активность малыша и закалить его, то начиная с этого месяца температура должна быть неизменной.
Ребенку должно быть комфортно, он не должен мерзнуть. Помните, что в ванне ребенок в большей степени сидит, при этом его движения становятся менее активными, именно потому сейчас нужно обеспечить ребенку ту температуру, на которой вы закончили снижение, а именно +32-36 градусов.
Бытовые навыки
В возрасте 1,5 лет ребенок должен развиваться и начинать осваивать первые бытовые навыки. К ним относятся:
- удерживание ложки и попытки самостоятельно есть;
- питьё из детской кружки;
- спокойное реагирование на проведение гигиенических процедур, попытки участвовать в них или выполнять какие-то действия самостоятельно;
- попытки самостоятельно раздеваться (частично);
- поиски вещей или предметов, нужных для тех или иных процедур (одежды, полотенца, зубной щетки);
- выполнение простых просьб (принести что-то, подать, положить);
- освоение горшка (сообщения о желании опорожниться или оповещении об уже произошедшем опорожнении).
Полуторагодовалый малыш стремится активно участвовать в поддержании быта, повторять за родителями. Он может пытаться протирать пол тряпкой, убирать игрушки в корзину и выполнять другие повседневные рутинные действия.