А вы знаете, что должен уметь ваш ребенок в 1,5 года?
Содержание:
- Физиология полугодовалого ребёнка
- Симптомы дальнозоркости детей
- Причины кариеса у детей –
- Насколько развита моторика
- Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
- Самый лучший режим дня
- Обучаем самостоятельности своего ребенка на примере пуговки
- Основные навыки ребёнка в 6 месяцев
- Психическое развитие ребенка до года
- Развитие речи ребенка в 1,5 года
- 1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
- Рекомендации для родителей
- Физическая активность
- Мясо, рыба, яйца в питании ребенка
Физиология полугодовалого ребёнка
Первое, что делает педиатр при плановом осмотре малыша в шесть месяцев — измеряет его вес и рост, который сопоставляет с данными, указанными в центильных таблицах. С их помощью специалист ориентируется о темпах развития крохи. В таблицах указаны средние показатели веса, роста, окружности головы, грудной клетки, а также — допустимые отклонения выше или ниже нормы. Например, для мальчиков в возрасте 6 месяцев средним показателем нормального веса считается 7.9 кг. Но это не означает, что все детки будут весить в норме именно так. В пределах допустимой нормы вес от 6.6 кг до 9 кг. Но если ваш сынок в полугодовалом возрасте весит меньше 6.6 кг, или его масса превышает 9 кг, педиатр более пристально будет наблюдать за его физическим развитием.
Показатели веса мальчиков в 6 месяцев могут быть разными
Таблица норм веса девочек
Средние показатели нормы веса девочек в 6 месяцев можно увидеть в таблице
Существует также специальная формула, по которой врач может рассчитать нормы веса: масса тела крохи при рождении +800хN (количество месяцев). Следует учитывать, что разница в прибавке веса может отличаться у детей, пребывающих на грудном вскармливании и тех, кто питается адаптированной смесью.
Не меньшее значение уделяется росту и окружности головы. На шестом месяце жизни кроха вырастает на 2–3 см. Средние показатели: 64–67 см. Допускаются отклонения в 3 см в ту или иную сторону. Окружность головы в норме составляет 42.1–44.6 см для мальчиков и 40.9–43.5 см для девочек.
В 6 месяцев малыш может изменить свой режим сна. Теперь он больше времени проводит в активном состоянии, изучая внешний мир. Перерыв между дневными снами может составлять до 3 часов. Как правило, в этом возрасте ещё сохраняется 3-разовый сон. Ночью кроха спит 10 часов с перерывами на кормления.
Все вышеуказанные данные являются среднестатистическими, так как каждый малыш индивидуальный. Ориентиром нормы должны служить его хорошее самочувствие, бодрость и активность.
Ещё одним нюансом шестимесячного возраста является период активного прорезывания зубов. У некоторых малышей этот процесс начинается немногим раньше, у других — задерживается на 2–3 месяца. Есть «уникумы», которые сохраняют беззубое состояние до года. Но среднестатистический малыш свой первый зуб «получает» именно к полугодовалому возрасту.
Симптомы дальнозоркости детей
Симптоматика дальнозоркости ребенка будет зависеть от степени ее тяжести. Так, например, при ее слабом проявлении будут быстро уставать глаза, появится головокружение, возможны головные боли.
При средней степени состояние маленького ребенка истерическое, он плохо спит, могут беспокоить различные воспаления зрительных органов, такие как блефарит и конъюнктивит. Острота зрения на близком расстоянии низкая, а дальние предметы ему видны хорошо.
Тяжелая степень дальнозоркости характеризуется плохим видением объектов не только вблизи, но и на дальних расстояниях.
Поскольку дети от 1 года до 6 лет с гиперметропией не могут длительное время концентрировать зрение на одном предмете, а соответственно выполнять долго одну и ту же работу, они становятся раздражительными и порой замкнутыми. Нередко их мучают жжение и ощущение инородного предмета в зрительной системе.
Воспалительные процессы глаз при дальнозоркости у маленького ребенка 1-6 лет очень часто связаны с тем, что он трет их из-за усталости, повышается риск попадания инфекции.
Причины кариеса у детей –
Самые главные причины кариеса молочных зубов связны с ошибками родителей в осуществлении гигиенического ухода за полостью рта малыша, а также с неправильным питанием ребенка.
1) Плохая гигиена полости рта – отсутствие регулярной гигиены полости рта приводит к скоплению на зубах мягкого микробного зубного налета. Бактерии зубного налета продуцируют кислоты, которые и растворяют поверхностный слой эмали, вымывая из него кальций и фосфаты. В результате сначала на зубах образуются белые меловидные пятна (очаги деминерализации). Если в этот период гигиена полости рта остается на прежнем уровне – продолжающаяся потеря кальция приводит уже к разрушению сначала эмали, а потом и дентина.
Также слой зубного налета препятствует естественному процессу реминерализации зубов, т.к. защищает зубную эмаль от контакта со слюной. В слюне содержится большое количество ионов кальция, фосфатов, которые в норме проникают в ткани зуба и укрепляют их. Таким образом, покрытые зубным налетом участки зубов – оказываются недоступны для процесса реминерализации. Также слюна участвует и в нейтрализации кислот, выделяемых кариесогенными бактериями, и получается, что слюна не имеет возможности нейтрализовать кислоты под слоем зубного налета.
→ Как правильно чистить зубы детям
2) Неправильное питание – очень большое значение для возникновения кариеса в детском возрасте имеет неправильное питание. Главным образом речь идет об употребление большого количества сахаросодержащих продуктов и напитков. Мучные и крахмалистые продукты, все что содержит легкоусвояемые углеводы, мягкая пища, кислые и сладкие соки, а также газировка – все это приводит к быстрому появлению кариозных очагов (особенно в условиях недостаточной гигиены полости рта).
У маленьких детей наиболее неблагоприятное воздействие на зубы оказывают частые ночные кормления сладкими и кислыми продуктами (сладкая каша, сладкий чай, компот, сок, сладкий кефир или йогурт). В ночное время резко снижена секреция слюны, и поэтому уменьшаются ее возможности по нейтрализации кислот, по реминерализации эмали ионами кальция, а также нарушается процесс самоочищения полости рта, который в норме происходит за счет смывания пищевых остатков слюной.
3) Слабая минерализация эмали молочных зубов – эмаль прорезывающихся молочных зубов содержит очень мало минералов (кальция, фосфатов, фтора). Такая слабо минерализованная эмаль особенно уязвима перед кислотами, которые продуцируют кариесогенные микроорганизмы в процессе переваривания легко усвояемых углеводов. Соответственно, для возникновения кариеса молочных зубов требуется не так уж и много зубного налета, а также кислот.
4) Недостаточное потребление фторидов – недостаточное поступление фторидов в организм считается важным фактором развития кариеса у детей, т.к. формирующаяся в отсутствии фторидов эмаль зубов – обладает значительно меньшей твердостью, а также значительно легче растворима в кислотах. Главный источник фторидов у детей – это питьевая вода. Повышенной дозировкой фтора в воде считается, когда его содержание в воде превышает 1 мг на 1 литр. Высокий риск развития кариеса зубов определяется при содержании фторида менее 0,5 мг/л.
Проблемой является то, что широко используемые фильтры для очистки воды – вместе с примесями удаляют и большую часть фтора. Так, системы фильтрации воды, работающие по принципу обратного осмоса, удаляют из воды примерно 84% фтора, а угольные фильтры – не менее 81% фтора (это доказано исследованиями Brown M.D. и Aaron G., публикация в журнале «Pediatr.Dent» за 1991 год). Поэтому даже, если в вашем регионе и нет недостатка фтора в питьевой воде – по факту ребенок не получит необходимую концентрацию фтора. И фтор влияет не только на зубы, но и на прочность костей.
→ Как выбрать детскую зубную пасту
5) Заражение ребенка кариесогенными микроорганизмами – главной кариесогенной бактерией является Streptococcus Mutans. Однако ребенок рождается со стерильной полостью рта, а вся кариесогенная микрофлора появляется у него именно от родителей. Патогенные бактерии передаются ребенку чаще всего от матери при несоблюдении элементарных гигиенических правил. Например, когда вы облизываете соску ребенка, когда пережевываете твердую пищу и даете ее ребенку, когда пробуете еду его ложкой, облизывая ее, когда целуете ребенка в губы, и т.д. Надеемся, что наша статья оказалась Вам полезной!
1. Высшее профессиональное образование автора в стоматологии, 2. На основе личного 20 летнего опыта работы стоматологом,3. The European Academy of Paediatric Dentistry (EU),4. National Library of Medicine (USA), 5. «Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство» (Леонтьев В.К.).
Насколько развита моторика
Моторика детей в возрасте 1,5 лет также активно развивается:
-
- Появляется умение разворачивать различные упаковки
- Интерес проявляется к открытию емкостей, банок, коробок
- Строение пирамидок и башенок из подручных материалов
- Интерес к складыванию пазлов
Отдельные элементы крупных мозаик малыш может самостоятельно положить на нужное место, эти способности очень важно развивать, такие занятия хорошо тренируют мелкую моторику
- Рисование карандашами, пальчиковыми красками понятных фигур и линий
- Дети с интересом повторяют одно и то же действие по несколько раз, особенно если оно хорошо получается
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
- Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
- Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
- Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
- Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.
Психоэмоциональное развитие
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике
Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание
Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.
Все индивидуально
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
Самый лучший режим дня
Он будет считаться оптимальным, если график дня ребенка составлен так, что это совпадает с его природными потребностями. Если ребенок спит днем в 13.00, то и дневной сон в режиме дня лучше всего планировать на это время. Если резко изменить привычки ребенка, его нервная система пострадает, и пользы такой режим дня не принесет. Поэтому режим дня для ребенка возрастом 1-1,5 годика должен быть максимально мягким. Родители могут судить об успешности своего режима по хорошему настроению и хорошему здоровью ребенка.
Лучший режим дня – тот, который приучает ребенка к порядку, организует его досуг. Тогда ребенку намного проще будет привыкать к детскому садику и школе.
Обучаем самостоятельности своего ребенка на примере пуговки
Желание одеваться и раздеваться приходит, когда исполняется 1,5 года ребенку. Развитие идёт так, как и должно быть в идеале. Малыш хочет всему научиться самостоятельно. Это не всегда возможно, не всё получается. Пуговица не застёгивается, шнурок не хочет завязываться. Как же это делают взрослые? Как у них получается?Ребёнок может даже начать нервничать и капризничать
Важно быть рядом, наблюдать за происходящим, обязательно следует предлагать свою помощь. Можно в игровой форме научить малыша поместить непослушную пуговку в её маленький домик
Ласковое слово, подбадривающий настрой сделают своё дело и дадут, конечно же, положительный результат. Только терпением и любовью можно добиться желаемого эффекта.
Основные навыки ребёнка в 6 месяцев
Полугодовалый ребёнок — это личность, которой под силу уже многие вещи. Он умеет:
- самостоятельно переворачиваться на животик и обратно;
- крепко держать игрушки одной рукой в положении лёжа на животе (вторая рука служит опорной);
- держась за палец взрослого, подтягиваться в сидячее положение из позиции лёжа. Некоторые детки уже уверенно сидят без поддержки;
- отталкиваться ножками от поверхности при поддержке в положении стоя. Кое-кто уже может стоять, держась за опору;
- ползать удобным ему способом. Не все малыши проходят этап ползанья. Некоторые его «пропускают»;
- самостоятельно играть до 15 минут;
- поднимать игрушки с любой поверхности;
- искать спрятанную игрушку по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие ребёнка в шесть месяцев также имеет свои особенности. Кроха совершенствует свою речь, имитируя разные звуки. Он осваивает «пассивный словарь», демонстрируя понимание того, что говорит ему взрослый. Узнаёт по голосу родителей и умеет держать дистанцию с посторонними. Понимает причинно-наследственную связь: например, он знает, что если нажать на кнопочку на игрушке — начнёт играть музыка. В шесть месяцев кроха активно интересуется всеми предметами, поэтому родители должны создать максимально безопасные условия в доме.
Полугодовалые малыши активно интересуются разными вещами
Какие нюансы должны насторожить взрослых?
- малыш не садится даже с поддержкой;
- не умеет перекладывать предметы из руки в руку;
- не реагирует на звук;
- не узнаётмаму-папу и не пытается лепетать.
Полугодовалому малышу очень важен тесный психоэмоциональный контакт с родителями, что позитивным образом влияет на его дальнейшее развитие.
Психическое развитие ребенка до года
Нервно-психическое развитие детей от рождения до года протекает одновременно в нескольких сферах: сенсорное восприятие, грубая и тонкая моторика, эмоции, речевая коммуникация. Чтобы малыш учился контролировать свое тело и свободно овладевал моторными навыками, не следует его туго пеленать или иным образом ограничивать движения. Дефицит двигательной активности может вызвать задержку психомоторного развития. С трехмесячного возраста можно начинать тренировать мелкую моторику рук. Сначала это может быть массаж кистей, затем простые игры с разгибанием и сгибанием пальчиков. Во втором полугодии малышу будут очень интересны всевозможные манипуляции с предметами. Нужно поощрять его интерес, предлагать ему пирамидки, кубики, мячики, коробочки с крышками и т. д.
Еще быстрее, чем телесные движения, у новорожденных развиваются зрение и слух. Родителям необходимо учитывать, что малыши до года остро нуждаются в чувственных впечатлениях. Младенцам нравится изучать незнакомые вещи, щупать их, пробовать на вкус. С первых месяцев новорожденный активно реагирует на звуки, движущиеся объекты, яркие предметы. Мамам и папам нужно как можно чаще предлагать малышу новые игрушки, играть с ним, знакомить с разнообразными предметами, включать музыку. Чем более разнообразна среда, в которой пребывает ребенок, тем интенсивнее протекает его психическое развитие.
Начиная с трехмесячного возраста карапуз все больше нуждается в общении со взрослыми. Но эмоциональный контакт родителей с малышом устанавливается еще раньше. Для новорожденного младенца очень важны нежные прикосновения и ласковый тон голоса. Со второго месяца ребенок уже способен отреагировать улыбкой и общим оживлением на приятные действия со стороны близкого человека. Ребенок учится выражать эмоции, копируя мимику, жесты и интонации мамы и папы. Чем насыщеннее и доброжелательнее общение малыша с родителями, тем быстрее сформируются нужные умения и навыки в эмоциональной и речевой сферах ребенка.
Развитие речи ребенка в 1,5 года
Активный словарный запас в этом возрасте, как и в годик, значительно отстает от пассивного. Другими словами, понимает малыш на порядок больше слов, чем может сказать. Поэтому определять уровень речевого развития необходимо с учетом двух показателей.
Развитие ребенка в полтора года
Первый показатель – активный словарь малыша, то есть количество слов, которые он произносит. В среднем он составляет в 1,5 года 40 слов, минимальным считается словарик всего из 10-20 слов. Но бывают существенные отличия от этой условной нормы. Так, некоторые дети успешно продолжают стихотворные строчки, которые начинает взрослый, строят небольшие фразы из двух или даже трех слов, другие произносят всего несколько слов.
Второй показатель – пассивный словарь, то есть количество слов, значение которых малыш понимает. Специалисты утверждают, что он должен составлять у ребенка в возрасте полутора лет порядка 300 слов. Подсчитать их в реальности затруднительно, но все же можно попытаться прикинуть, насколько велик словарный запас малыша. Для этого ему нужно давать поручения: «покажи мишку, зайку», «подай мне погремушку», «возьми бутылочку», «принеси мне куклу, машинку», «выбрось бумажку в мусорное ведро» и так далее. Если ребенок выполняет поручения правильно, то он понимает, о чем идет речь, а значит, эти слова он знает и рано или поздно начнет их произносить.
Таким образом, если вы понимаете, что пассивный словарь ребенка достаточно велик, несмотря на то, что сам он произносит всего два – три слова, можете быть спокойны – в речевом развитии он не отстает, и наступит момент, когда активный словарик начнет крайне динамично увеличиваться.
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
Подбираем крышки к баночкам;
Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: My-shop, KoroBoom
Собираем пазлы из 2-6 частей;
Примеры пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
Учимся строить из кубиков (варианты первых построек);
Играем с конструктором;
Учимся ориентироваться в двух свойствах одновременно;
Играем в магнитную рыбалку;
Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
Играем в мозаику;
Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shopУже знакомые игры:
Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;
Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)
Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
Играем с водой;
Просеиваем крупу через ситечко;
Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)
Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
Играем в лото;
Собираем грибы / ягоды;
Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)
Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- ;
- (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
Учимся проталкивать предметы (в копилку, в сортер, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг);
Играем со шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Возим каталку;
Чистим вареное яичко;
Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Играем с сенсорными коробками;
Рекомендации для родителей
- Чтобы ребенок начал разговаривать в один год, необходимо заниматься его развитием с рождения. Естественно, не стоит ожидать речевой активности в месяц.
- Важнейшей целью мамы в период новорожденности является установление эмоционального контакта. Чрезмерная настойчивость пугает малышей и препятствует становлению доверительных отношений с ребенком.
- Вовлекайте ребенка в игру, поощряйте его желание повторять ваши действия в повседневной жизни.
- Не забывайте, что нельзя учить разговаривать механически, необходим творческий подход. У крохи должна быть возможность смотреть, слушать, действовать в бытовых ситуациях.
- Все режимные моменты на протяжении всего дня должны комментироваться. Называйте все предметы в поле зрения ребенка, озвучивайте совершаемые им действия, испытываемые ощущения.
- Помогите запомнить названия частей тела, предметов одежды, игрушек.
- При разговоре с ребенком используйте разнообразные потешки, прибаутки и другие виды фольклора.
- Во время комментирования действий говорите четко, не используйте сложные фразы.
- Перед отходом ко сну пойте колыбельные, читайте сказки. Не стоит менять репертуар слишком часто.
- Сведите экранное время к минимуму. Помните, что сидение перед экраном не заменяет коммуникации. Яркие и красочные мультфильмы завораживают малыша, но не побуждают к общению.
- Не стоит дожидаться активной речи для обучения элементарным понятиям величины, цвета, формы, размера.
- В разговоре наряду с полными словами используйте звукоподражания, но не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова.
- Уделите много внимания развитию моторной ловкости туловища, рук, ног.
- Не стоит нервничать и стесняться того, что ваш ребенок не умеет разговаривать. Помните, что каждый малыш развивается по индивидуальной программе.
- При возникновении вопросов, касающихся речевого развития ребенка, необходимо обратиться к логопеду.
- Наберитесь терпения, ведь ваш малыш совсем скоро порадует вас первыми словами.
Больше всего могут дать своим детям мамы. Огромную роль играет чтение сказок и стихов, пение детских песен. Для правильного речевого развития общение должно носить эмоционально положительную окраску и стимулировать малыша к ответу. Ему мало слышать звуки, нужно прямое общение со взрослыми на основе ведущей для конкретного возраста формы деятельности. Первый год − это эмоциональное общение, с года до двух лет − предметная деятельность.
Физическая активность
Что должен уметь ребенок в полтора года:
Малыши способны забираться по ступенькам и слазить с них, приседать, выполнять наклоны. Некоторая неуклюжесть в действиях все равно присутствует. Не редко дети падают, спотыкаются. А при отсутствии должного чувства самосохранения, передвижения ребенка становятся весьма опасными.
Дети еще не могут оценить угрозу от каких-либо предметов, а излишнее любопытство двигает их на покорение все новых вершин. Детей в этом возрасте не стоит оставлять одних, даже если на первый взгляд, опасностей в комнате нет.
Они любят качаться, кататься на горках и забираться в самые неподходящие места. Кроха еще не в состоянии оценить свои силы, поэтому родителям необходимо всегда быть рядом.
Они спокойно удерживают ложку в руке, пьют из кружки, откусывают кусочки пищи. Малыши становятся более самостоятельные в своих физических действиях. Они готовы сами мыть руки, убирать игрушки, чистить зубы, читать. Заметно все больше самостоятельности.
Проявляются первые навыки общения, причем не только со знакомыми, но и с другими людьми
Дети интересуются всеми происходящими событиями вокруг, играми других детей, поведением взрослых.
Мясо, рыба, яйца в питании ребенка
Мясные продукты даются в виде паровых котлет, тефтель, фрикаделек, мясного суфле и пудинга в количестве 100 г ежедневно. Ближе к середине второго года можно предлагать малышу тушеное мясо мелкими кусочками, но при этом внимательно следить за тем, чтобы он не подавился. В питании по-прежнему используются многие сорта мяса: говядина, телятина, нежирная свинина, кролик, индейка, курица, а также субпродукты -печень, язык, сердце, мозги. Мясо водоплавающей птицы (утки, гуся) и баранина богаты тугоплавкими жирами, что усложняет переваривание и усвоение этих сортов мяса, поэтому их можно давать лишь время от времени.
Рыбу следует предлагать один — два раза в неделю по 30-40 г на прием как замену мясным блюдам. Можно приготовить рыбные котлеты (паровые) или тефтели, потушить рыбное филе.
Яйца также имеют большое значение в питании детей после 1 года, так как богаты ценными питательными веществами — легкоусвояемым белком, ценными аминокислотами, витаминами (A, D, Е), фосфолипидами, минеральными веществами, микро- и макроэлементами. Белок яиц усваивается практически полностью — на 96-97%, жиры — примерно на 95%. Для питания малышей используются только куриные и перепелиные яйца. Яйца водоплавающих птиц исключаются из-за высокого риска передачи опасных инфекций. Перепелиные яйца отличаются от куриных не только более высоким содержанием белка (с большим количеством незаменимой аминокислоты — триптофана), но и более высоким содержанием жира и холестерина. Детям до 1,5 лет предлагать яйца следует только в сваренном виде (вкрутую) или в виде омлетов на молоке (они также могут содержать различные овощи). В сыром виде (а кроме того, «всмятку» и «в мешочек» яйца хуже перевариваются, так как содержат неденатурированный белок, а также опасны с точки зрения передачи инфекций. Омлет удобно готовить в микроволновой печи. Тогда он будет не поджаренным, как на сковороде, а печеный, без корочки. Омлетную массу выливают в посуду, предназначенную для микроволновых печей (без использования масла) и ставят в печь на 2-3 минуты. Кроме того, яйца добавляются к другим продуктам во время приготовления различных блюд (сырников, блинчиков и пр.). Поскольку яйца — продукт с высокими аллергенными свойствами (перепелиные яйца все же намного менее аллергенны, чем куриные), их не стоит давать детям ежедневно, лучше делать это 3 раза в неделю или через день. Рекомендуемая доза яиц составляет % куриного яйца в день или целое — через день. Для перепелиных яиц доза увеличивается примерно вдвое.