Научно-образовательныйпортал iq

Буллинг в школе

Школьный буллинг имеет градацию тяжести и проявлений. Наиболее серьезным, заметным и ведущим за собой не только психологические нарушения является физический буллинг. При нем жертва регулярно подвергается физическому насилию, избиениям, членовредительству. Примерами такого могут быть привычные дерганья за косички или толкания в коридоре, а могут быть и крайне жестокие проявления, такие, как ломание пальцев, нанесение порезов, выжигание кожи и прочее.

Поведенческий буллинг может иметь пассивную форму, к которой относится игнорирование личности, бойкот, изоляцию от общественной жизни коллектива. К активной форме относятся шантажи, вымогательства (обычно денег, телефонов), распространение сплетен и намеренное создание негативных условий (порча вещей или их кража, закрывание в шкафах или темных комнатах).

Самый легкий вариант – это вербальный буллинг, который проявляется в оскорблениях, насмешках, унижениях, возможно проклятиях. С развитием технологий появилось новое понятие кибербуллинга, когда издевательства происходят в сети, где жертве могут присылать оскорбительные или угрожающие письма, а также выкладывать фото и видео (реальные или смонтированные), призванные унизить достоинство человека.

Первопричин у школьного буллинга две: родительская семья и учителя. Модели поведения, принятые между родителями, их отзывы относительно окружающих, способы решения конфликтов впитываются детьми и в дальнейшем воспроизводятся в школе. Влияет и степень удовлетворенности личностных потребностей самого ребенка. Множественные комплексы, недостаток внимания и любви могут приводить к возникновению буллинга. Это касается, как формирования поведения жертв, так и агрессоров – родительские сценарии могут учить прятаться и страдать или сопротивляться и манипулировать

Наличие психологических травм может заставить ребенка причинять вред другим, привлекая к себе внимание или покоряться издевательствам, считая это нормой

Провоцирование буллинга со стороны преподавателей обусловлено их профессиональным выгоранием, низким уровнем квалификации или недостаточной личностной зрелостью. Именно учитель может запустить или остановить травлю. Так, если присутствуют оскорбления учеников при всем классе, унижающие сравнения, неадекватные проступкам наказания, применение физической агрессии, то со временем ученики перенимают такую линию поведения. Учитель может самостоятельно создавать будущих жертв не только вербальными комментариями, но и выражением лица или небрежно брошенной тетрадью. Придумывание прозвищ для учащихся, а также игнорирование агрессивных проявлений – позволяют единичному акту психологической агрессии развиться в буллинг, благодаря учителю.

Независимо от причин, школьный буллинг, травля включают в себя несколько действующих лиц – агрессоров, жертва и наблюдатель. К последним могут относиться и учителя, игнорирующие происходящее, и дети, нежелающие попасть на место жертвы, и родители, не верящие в подобное. На начальных этапах присутствуют сопротивляющиеся и отстаивающие права жертвы, но поскольку результаты минимальны и активности от самого пострадавшего не видно, такие неравнодушные вскоре уходят в тень или присоединяются к буллерам. Только в случае, если защитники эмоционально, морально, физически или по статусу превосходят обидчика, то буллинг в школе останавливается при первом же инциденте, если с ним бороться. Так, если учитель резко и жестко отреагирует на подобные проявления, то вероятность повторения исключается. Безнаказанность в свою очередь влечет за собой распространение травли и на других учеников.

Ситуация «Help»

–Что можем сделать мы, взрослые, если наши дети оказались в ситуации травли?

– Самое главное — быть на стороне своего ребенка. Даже если ребенок агрессор. Не ждите, что ситуация пройдет сама. Детям трудно идти против группового давления. И если взрослые не занимаются атмосферой в детском коллективе, травля сама по себе не исчезнет. Обязательно обратиться за помощью в школу. Проблема травли решается через работу с группой, а не через работу с личностью. Обратитесь за помощью к классному руководителю. Школьный психолог не может победить травлю, он может помочь во многих вопросах, но один он никак не решит проблему. За поведение в детской группе отвечает тот, кто этой группой руководит. Не надо давить на жалость, рассказывать детям, как жертве плохо

Это только усугубляет ситуацию, все внимание концентрируется на жертве. Задача взрослых – перевести внимание на саму травлю как явление

– Есть какое-то  правило или положительный опыт работы с травлей?

– Известный детский  психолог Людмила Петрановская так формулирует золотое правило  работы в этой ситуации: самое важное — не принимать правила игры. Ситуация травли сдвигает «точку нормы»

Через какое-то время всем кажется, что так и надо, «таких» и надо травить, а как же иначе – ведь они «такие». Если не конфронтировать с самой идеей травли, ничего не получится. Любая ситуация насилия провоцирует выбор: либо «меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить», либо «меня бить не будут, потому что я сильный и бить буду я». При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: «сильный бьет слабого».

И часто взрослые, пытаясь помочь, на самом деле подкрепляют эту картину мира. Например, когда говорят пострадавшему: «подумай, в чем ты сам мог бы измениться», или «дай ему, чтоб неповадно было». По сути, ребенку сообщают вот что: мир устроен так, что в нем правит сила, и другого мира у нас для тебя нет. Ты можешь капитулировать перед насилием, предать себя и измениться так, как от тебя требуют («научись ладить с ребятами!»). Им виднее, каким ты должен быть, они сильны, а значит – правы. Или можешь наплевать на собственную безопасность («не бойся! дай отпор!») и озвереть, тогда тебя не тронут. Еще вариант: отрезать от себя чувства («не обращай внимания!») и научиться изображать лицом не то, что происходит внутри. По сути, взрослый во всех этих случаях солидаризируется с травлей как явлением и оставляет ребенка один на один с ней. Ребенок за всеми этими «Учись налаживать отношения» или «Дай сдачи» слышит: «Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь».

Поэтому нужно идти на конфронтацию, но не конфронтацию с конкретными детьми, а конфронтацию с правилами игры, по которым сильный имеет право бить слабого. С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего любой ребенок должен быть защищен – и точка. Без конфронтации здесь никак. Иначе говоря, с травлей нужно бороться, чтобы ее искоренить.

– Как быть с травлей в Интернете? Обидные посты в соцсетях, видеоролики, смонтированные про тебя «такого».

– Как бы это не казалось странным, но в Интернете все проще. Можно делать скриншоты и они могут быть доказательствами травли. А можно вообще не посещать группы, общение в которых тебе не комфортно. Нужно научить ребенка ценить свой комфорт. Если ему хорошо  от общения с участниками группы, то он остается, если нет, то лучше уйти.  

– Можно ли избежать такой участи?

– Доверительные отношения со своим ребенком – это защита от многих проблем.

 – Бегство поможет? Перевести ребенка в другую школу и забыть как страшный сон?

– Это тоже вариант решения проблемы. Перевести ребенка в другую школу или другой класс, значит поместить его в более здоровую атмосферу. 

Виды буллинга

Так что такое буллинг в школе? Раньше мы называли это явление травлей. Психологи называют четыре типа травли в школе, которые не всегда существуют отдельно друг от друга:

  1. Вербальный буллинг. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
  2. Поведенческий буллинг. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым. К понятию школьного буллинга относится и распространение сплетен, ложных слухов о жертве.
  3. Физический буллинг. Избиения, порча имущества.
  4. Кибербуллинг. Это вербальный буллинг посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение. Или поведенческий буллинг посредством соцсетей: снятые и продемонстрированные фотожабы или унижающие жертву ролики, выложенные в социальные сети или на YouTube.

Когда драка говорит о травле в школе

Прежде всего, конечно, на физическую агрессию. Как бы активно ни продвигалась идея того, что драки, особенно между мальчиками, — это естественная часть взросления, это не так. Драка в школе — это в любом случае повод для вмешательства взрослых. Но это еще и наиболее частый симптом того, что в коллективе проморгали травлю.

В комментариях к моему посту о буллинге, которому подвергался мой сын Петя, были мнения, что ему надо было не дрейфить и набить морду обидчикам. Да и истории из соцсетей часто подталкивают к мысли о таком решении проблемы. «Отдайте мальчика на бокс — и травля прекратится». Вот только это не выход.

Если ребенок решится применить силу, это может обернуться против него самого, так как в глазах взрослых именно он будет агрессором.

Мария Баркар: «Наташа, ты знаешь моего сына. Как такового буллинга со стороны одноклассников не было, но учителя всегда в драках считали виноватым именно его. Потому что когда бьют его — никто не видит, а когда он дает сдачи, защищая себя, видят все, и все считают, что он хулиган и драчун. И так много лет. Одна учительница всю пасту в ручке извела, калякая мне приглашения в школу. А я верила сыну, что он защищался.

Все это закончилось однажды так: очередное „Ваш сын избил мальчика“. Я приезжаю вечером с работы, а у сына на полруки сплошной синяк, на предплечье след от зубов, почти кожу кто-то ему прокусил. Он молчал, я увидела, когда мыться пошел. Гематома жуткая. Я стала его спрашивать. Оказалось, что его одноклассник, сидящий сзади, на перемене схватил его за руку и укусил со всей силы. Сын дал тому в нос другой рукой. И это увидел весь класс».

Секции бокса, рукопашного боя или фехтования (любого контактного спорта в принципе) нужны, но в первую очередь для того, чтобы придать вашему ребенку уверенности в себе, в своих силах и способности противостоять агрессии. И да, это здорово помогает избежать статуса жертвы как такового, но отнюдь не является панацеей.

Во-первых, даже не всякий спортсмен мирового уровня сможет отбиться от агрессивной толпы. Во-вторых, существуют и другие, более изощренные виды издевательств. Например, словесный буллинг, выражающийся в использовании обидных прозвищ. В нашем случае это было искаженное имя Пети. Если ребенок будет отвечать ударом на каждое оскорбление, то именно его будут считать агрессором, а к детской травле добавится еще и давление со стороны педагогов школы.

Как влияет на человека кибербуллинг

Постоянные оскорбления и изощрённое преследование, пускай и виртуальное, — это мощное испытание, особенно для неокрепшей подростковой психики. Ребёнку кажется, что за ним постоянно наблюдают, он находится в напряжении, ощущает дискомфорт. Невидимое психологическое давление представляет большую опасность для здоровья, недаром ведь говорят, что все болезни — от нервов.

Между эпизодами травли человек испытывает страх, грусть, злость, неловкость и другие отрицательные эмоции.
Он теряет интерес к своим увлечениям, начинает их стыдиться

Ему больше негде черпать позитив.
На фоне бессилия и безнадёжности развивается депрессия.
Школьники, которые подвергаются давлению, находятся в состоянии хронического стресса, у них снижается успеваемость, страдает самооценка.
Появляются головные боли, бессонница, физическая слабость, нарушается внимание.

Воздействие буллинга на его участников с последствиями

Что может получить агрессор после буллинга? Сначала он самоутверждается, ощущает собственную «крутость», всемогущество», безнаказанность». Это способно привести к формированию деструктивных качеств, способных разрушить его личность. Можно отметить постановку на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних, проблемы с представителями правопорядка.

Что происходит с наблюдателями буллинга? Они ощущают стыд и чувство вину (см. Как преодолеть чувство вины и стыда) за то, что проявили слабость, не смогли помочь жертве.

Разумеется, наиболее весомая психологическая травма именно у жертвы буллинга. Спустя несколько лет люди все равно помнят о своих болезненных переживаниях, которые связаны с травлей. Если не проработать данную ситуацию, можно столкнуться с повторением ситуации, но уже в процессе рабочей деятельности.

Психологи упоминают про следующие последствия для психики:

  1. Проявление у жертвы расстройств психосоматического характера: регулярные головные боли, проблемы с аппетитом (булимия или анорексия, см. Расстройства пищевого поведения), бессонницей, обострение заболеваний хронических.
  2. Расстройства депрессивного плана, различные типы неврозов, повышенная тревожность; (см. Как победить депрессию)
  3. Попытки суицида, желание отомстить обидчикам с помощью разных методов.

Что можно делать ребёнку, который стал жертвой травли?

  1. Если Вы подверглись травле в школе, измывательствам, порче элементов одежды и вещей, обязательно стоит рассказать об этом значимым взрослым: родителям, учителям, старшим товарищам. Не стоит бояться просить о помощи. Это решение именно взрослого человека, который попал в беду.
  2. Не нужно испытывать страх, что «будет лишь хуже», если Вы кому-то расскажете про происходящее. Не стоит оставаться наедине со своей проблемой.
  3. Если травля наблюдается именно в Интернете, нужно сохранять все видеоматериалы, голосовые сообщения, переписки, чтобы воспользоваться ими в качестве доказательств травли.
  4. Если все же можно исправить предмет травли, попытайтесь исправить. Если невозможно, не стоит считать себя виноватым.

Участники травли

Жертва

Можно отметить, что мотив для травли будет абсолютно незначительный. Жертвами запросто могут стать следующие дети:

  • С наличием недостатков внешности, специфики развития (сниженные слух, зрение, врожденные заболевания);
  • Меланхолический тип темперамента (замкнутость, неуверенность в себе, повышенная мнительность, тревожность, неумение адаптироваться в социуме (см. Меланхолик);
  • С разными особенностями внешности (слишком худые, полные, веснушки, косоглазие);
  • С низким интеллектом, проблемами в учебе;
  • Негативно или позитивно отмеченные учителями на глазах у всего класса (см. Негативная и позитивная мотивация).

Жертвы не могут дать сдачи обидчикам, защищать себя. Они испытывают сильный страх, что ситуация так и не исправится (см. Как простить обиду).

Агрессор

Его характеризуют такие особенности характера, как:

Низкая самооценка, вследствие чего существует желание самоутвердиться за счет унижения других людей;
Стремление оказаться в центре внимания абсолютно любой ценой (см
Почему людям важно внимание);
Агрессивность, жестокость, склонность занять позицию лидера;
Умение манипулировать другими (см. Как манипулировать людьми);
Угнетенное эмоциональное состояние из-за проблем в семейных и детско-родительских отношениях (см
Эмоциональные контакты ребенка).. Агрессоры – это выходцы, как из неблагополучных, так и благополучных семей

Агрессоры – это выходцы, как из неблагополучных, так и благополучных семей.

Наблюдатели

Они представляют собой многочисленную категорию участников школьного буллинга. Наблюдатели оказываются вовлечены в ситуацию, связанную с травлей. Можно упомянуть про три варианта, как будут развиваться события.

  1. Желание обеспечить защиту жертве, вследствие чего есть вероятность самому оказаться под ударом.
  2. Пассивная позиция, при которой человек не вмешивается в конфликт, боясь оказаться на месте жертвы.
  3. Еще один вариант: наблюдатель всячески поощряет агрессора, чтобы присоединиться к нему спустя несколько часов, дней.

Важно понимать, что чаще всего, именно наблюдатели способствуют тому, что буллинг продолжается длительное время. Как говорят социальные психологи, «зло совершается, когда хорошие люди молчат»

Стороны буллинга

Буллинг – это социальный процесс, в котором задействовано три стороны: жертва, агрессор (агрессоры) и наблюдатели. Рассмотрим каждую сторону подробнее.

Жертва буллинга

Жертвой называется тот, кто подвергся буллингу. Обычно жертвами становятся те, кто не может постоять за себя и при этом имеет определенные предпосылки, такие как:

  • наивность, замкнутость, скромность, неуверенность в себе;
  • особенности развития, наличие физических дефектов;
  • физическая слабость, низкий рост, лишний вес;
  • нестандартные особенности внешности;
  • высокие оценки (или, наоборот, низкие);
  • покровительство со стороны учителей (или начальства);
  • бедность семьи и дешёвые вещи.

Большинство перечисленных особенностей обычно становятся предпосылками для буллинга в детской среде. У взрослых причинами для травли чаще становится личная неприязнь, возникающая по разным причинам.

Агрессор

Для обозначения агрессора в русскоязычной литературе иногда используют англицизм «булли» (от английского bully – хулиган, задира). Кроме того, слово bully можно перевести как «бычок», что достаточно точно передаёт суть термина.

Агрессорам свойственны такие черты как:

  • тревожность, низкая самооценка;
  • нарциссизм, эгоизм;
  • бесчувственность, неумение сопереживать;
  • стремление быть в центре внимания;
  • жестокость или желание сорвать злость.

Довольно часто агрессорами становятся социопаты, поскольку они не способны сопереживать. Также буллинг – это распространенное поведение среди тех, кто в прошлом был жертвой домашнего насилия или наблюдал его в своей семье.

Наблюдатели

В буллинге практически всегда присутствует и третья сторона – наблюдатели. Очень часто только ради них всё и затевается. К примеру, задира может спокойно общаться со своей жертвой наедине, но как только появляются свидетели, он становится более агрессивным и жестоким.

Наблюдатели делятся на 3 группы:

  • активные соучастники (поддерживают и поощряют агрессора);
  • молчаливые соучастники (изображают нейтральность, но с интересом наблюдают);
  • защитники (поддерживают жертву, предпринимают попытки защитить её).

Как правило, наблюдатели стремятся занять позицию соучастника, поскольку боятся, что любая солидаризация с жертвой может навлечь беду и на них.

Практическая часть

  • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
  • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
  • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
  • Общаться с вашим окружением более эффективно
  • Управлять конфликтами
  • Выстраивать гармоничные отношения

Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам.
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам.
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей.
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.

Этот тренинг поможет не только узнать много нового об эффективном общении, но и поможет научиться применять полученные знания на практике.

Что такое буллинг?

️ Встретившись с систематической травлей своего ребёнка, родители задаются вопросом: буллинг – что это такое? По сути, это издевательства над слабым, особо впечатлительным ребёнком, которые систематически делают другие, более сильные дети. Чаще всего такой вид агрессии представляет собой именно групповые нападения. В них лидер группы проводит негативную оценку действий либо характера преследуемого, осуществляет по отношению к нему физическое либо психологическое насилие.

️ Этот вид преследования отличается от конфликта, так как жертва обычно гораздо слабее, а потому адекватный ответ проявить в отношении обидчика не может. Другие члены группы могут участие в травле не принимать, а просто быть свидетелями позора и унижений.

Основными признаками буллинга являются:

  • Систематическое повторение;
  • Неравенство сил или власти между нападающим и жертвой, причём на стороне агрессора;
  • Намеренная травля со стороны сильного.
  • Самым распространённым местом, в котором ребёнок может быть подвергнут физическому или эмоциональному насилию, является школа.

Давайте разберёмся, что такое буллинг в школе. 40% школьников, по статистике, занимались буллингом, причём 20% из них делали это не один раз. Школа – это место скопления огромного количества детей, разных по мировоззрению, воспитанию и социальной позиции: кто-то богаче, а кто-то беднее.

Также стоит учитывать, что во время учебного процесса в таком учреждении сосредоточены разные возрастные группы. Поэтому в таких условиях распространено явление рэкета по отношению к детям от 6 до 11 лет со стороны старшеклассников.

️Ещё одним видом насилия могут быть словесные издёвки. Причиной такого издевательства могут быть:

1. Острая эмоциональная реакция на слова.

2. Неуверенность в своих силах и возможностях.

3. Психологическая замкнутость.

4. Наличие у жертвы явного или выдуманного проступка по отношению к обидчику, за который он не признал своей вины.

Последняя причина наиболее распространена среди детей, так как оскорбить их чувства можно практически любыми действиями. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что школьный буллинг – это психологическая травля жертвы.

Дети очень восприимчивы к словесным оскорблениям, так как они ещё ранимы и воспринимают любые слова, отправленные в их адрес, близко к сердцу. Это может стать причиной глубокой замкнутости, а в особо сложных случаях даже привести к депрессии.

Признания ребят, которых травили в школе

Главной проблемой при травле ребёнка в школе является тот факт, что он может это скрывать от своих родителей. В этом случае компетентную помощь ему получить будет очень сложно. Однако, даже если ребёнок расскажет о случившемся, реакция родителей может навредить. Это происходит тогда, когда обеспокоенные родители не могут разобраться в причинах конфликта и не понимают, как помочь своему чаду разобраться с его проблемами самостоятельно.

Самым частым примером некомпетентной помощи родителей является личные разбирательства с обидчиками. В таком случае травля не только может не прекратиться, но даже усилится либо перерасти в физическую агрессию в сторону жертвы. Для того чтобы помочь ребёнку в случае проявления к нему травли, необходимо знать, с чем вы столкнулись. В первую очередь нужно разобраться, каких видов бывает буллинг.

Виды буллинга

В зависимости от вида воздействия на обидчика разделяют две основные формы буллинга:

️Психологическая. Чаще применима к девушкам. Такой вид травли подразумевает собой негативное социальное отстранение жертвы. Основными его проявлениями являются издёвки, порицание, оскорбления, отрицательные слухи, прямое выражение отвращения со стороны общества.

️Физическая. Такая форма буллинга наиболее распространена по отношению к мальчикам. В основе своей она подразумевает физическое насилие над жертвой: избиение, физические угрозы. Нередко такой вид травли комбинируется с психологической, например: запирание жертвы в изолированном помещении, либо игра в «собачку» (когда у человека, подвергшегося травле, забирают личную вещь и передают её по кругу между обидчиками, для того чтобы жертва не могла её забрать).

Формы травли также могут отличаться и в зависимости от возрастной группы. К примеру, детский буллинг редко в своей форме использует физическое насилие. В своей основе он берёт психологическое давление на жертву путём клеветы, угроз и издёвок. Такой вид травли легко распознать в группе детей, так как они даже не пытаются скрыть своё пренебрежительное отношение к жертве. Да и зачастую дети сами рассказывают родителям о том, что над ними издеваются в надежде получить поддержку и защиту, которую они не могут обеспечить себе сами.

Гораздо сложнее определить подростковый буллинг. Подростки в силу возраста обладают нестабильной психикой, которая может быть нарушена любыми внешними проявлениями. Вдобавок ситуация усложняется тем, что всё, что с ними происходит, они расценивают как личные неудачи. Поэтому подростки редко обращаются к другим за помощью, в том числе к родителям либо старшим. Это делает такой вид травли очень опасным, так как последствия могут быть очень печальными, вплоть до самоубийства. При этом определить, что ребёнок подвергается насилию, очень просто. Наиболее частым признаком является нежелание идти в место травли – школу. В таком случае стоит задуматься и постараться выявить причину нежелания.

Для достоверной оценки происходящего можно обратиться к классному руководителю для того, чтобы он проследил за активностью класса и выявил признаки травли:

  • Систематические психологические нападки;
  • Изолированность (ребёнок сидит одни);
  • Отсутствие заинтересованности в жизни класса.

В том случае, когда классный руководитель не проявляет интереса к проблемам ребёнка и намеренно скрывает реальное положение дел, стоит самостоятельно понаблюдать за происходящим. Даже один визит в школу может помочь. Главное, наблюдать за всем издалека, чтобы дети не скрывали своих эмоций и желаний.

Если удалось установить, что травля присутствует, следует выявить причину травли среди класса. Это необходимо для адекватной оценки ситуации и оказания своевременной и главное, – правильной помощи.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Признаки

Родители могут заподозрить наличие буллинга в отношении своего ребенка, если:

  • у него или нее пропадают деньги, вещи;
  • у ребенка наблюдается подавленность и депрессия;
  • ребенок не общается с одноклассниками за пределами школы (учащиеся старших классов начинают замыкаться в себе, младших — стараются как можно больше времени находиться рядом со взрослыми);
  • у ребенка часто порвана одежда,
  • у ребенка часто ссадины, синяки и царапины на теле;
  • отсутствует желание идти в школу без видимых для родителей причин.

Если вы заподозрили буллинг в школе, как бороться ним зависит от того, кто вы: учитель, родитель жертвы или родитель буллера (да-да, наши дети тоже могут быть агрессивны по отношению к тем, кто слабее).

Кстати

Чтобы узнать, насколько открытые отношения у вас с вашим ребенком, есть простой  тест для родителей. Проверьте, относятся ли к вам следующие утверждения:

  • Вы знаете топ-5 любимых музыкальных групп вашего ребенка, вы слушали его любимую музыку и не критиковали ее. Ваш ребенок сам делится с вами любимой музыкой. 
  • Вы знаете топ-5 любимых видеоблогеров вашего ребенка, вы смотрели их ролики, вы в курсе их тем, философии, приколов. Ваш ребенок сам иногда показывает вам самые прикольные на его взгляд ролики. 

Статья по теме

«Переписку читать нельзя». Психологи – о крайностях родительского контроля

  • Вы – взаимные друзья во всех соцсетях, в которых есть ваш ребенок. Вы обмениваетесь сообщениями, фотографиями, ссылками. 
  • Вы не критикуете содержание его страниц и содержание страниц его виртуальных друзей. Ребенок не закрывает вам доступ ни к одной странице в соцсетях. 
  • Ваш ребенок, приходя домой из школы, с курсов или еще откуда-то, с удовольствием делится с вами впечатлениями. 
  • Ваш ребенок рассказывает вам о своих личных отношениях. Вы знаете, в кого он влюблен, знаете, кто его лучшие друзья, знаете, кого он не любит и почему. Друзья вашего ребенка приходят к вам в гости и считают вас «классной мамой» или «отличным отцом». 
  • Вы не раз разговаривали с вашим ребенком о смысле жизни, о проблемах социума, о внутренней свободе, о праве выбора своего пути, о том, что вы поддержите его, даже если его решения о его будущем вам не понравятся. 
  • Вы не оскорбляете и не бьете своего ребенка. 
  • Вы спрашиваете его совета, интересуетесь его мнением по разным вопросам, делитесь с ним своими впечатлениями и новостями, как с другом. Вы не задаете каждый день вопросы «Как дела в школе?», «Какие оценки?», «Что ел?». 
  • Вы рассказываете вашему ребенку о своем подростковом и юношеском возрасте, в том числе о проблемах, «плохих поступках», влюбленностях, конфликтах, проблемах с вашими родителями. 

Сделать так, чтобы на каждый из 10 вопросов вы ответили «да» — и есть решение проблем. Именно это в наших, родительских силах. И именно такие отношения: доверительные, откровенные, дружеские, полные искреннего внимания к мыслям, чувствам и желаниям ребенка — и есть главная защита от сотни опасностей, каким бы новыми, жуткими и коварными они ни были. 
Конечно, освоение этих правил – дело не одного дня. Но даже если ваш ребенок уже выше вас на полголовы и разговаривает басом или таскает вашу помаду, это не значит, что менять ситуацию уже поздно. По крайней мере зафрендиться, начать интересоваться и понемногу становиться частью онлайн-общения друг друга можно в любое время.

Какие бывают жертвы буллинга?

Принято выделять два вида жертв:

  • Пассивные;
  • Провоцирующие.

Первые – те самые тихушники, которых не видно и не слышно. А вторые, как раз наоборот, сами часто вызывают к себе подобный феномен.

Поводом для издевательства, может стать что угодно:

  • внешность;
  • недостатки;
  • поведение;
  • прочее.

Очень часто повзрослев, жертвы буллинга становятся довольно агрессивными личностями, с деспотичным, тираничным характером. Все обиды, полученные в школе они помнят очень долго. Кто-то, благодаря, этому добивается успехов.

Так бывает, что неудачник в школе, становится успешным. Такие случаи не правило, а скорее исключение. А в большинстве своем, подобный прошлый опыт не дает человеку в дальнейшем строить нормальные отношения как в личной жизни, так и профессиональной и это в лучшем случае.

Полностью искоренить такое явление как буллинг не удастся по разным причинам. Это своего рода естественный отбор для сильных личностей. Но понимать, контролировать и пресекать его просто необходимо.

На этом у нас все. В этой статье мы подробно рассмотрели буллинг что это такой и что к нему приводит. Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и стала для вас полезной.

Spread the love

Причины буллинга

Прежде всего, буллинг – это попытка самоутверждения. Пытаясь лучше, понять, что такое буллинг и почему он возникает, психологи выделили несколько причин, заставляющих людей находить жертву для травли и травить её. Чаще всего агрессор, сознательно или бессознательно, преследует одну из следующих целей:

демонстрация собственного превосходства, силы и влиятельности;
стремление привлечь внимание к своей персоне;
попытка скрыть собственные комплексы и неуверенность в себе;
удовлетворение потребности в доминировании.

Беспричинная агрессия чаще всего является следствием неуверенности в себе. Своим агрессивным поведением человек пытается захватить инициативу, чтобы самому не стать жертвой более инициативного агрессора.

Российский психолог А. Реан выделяет следующие причины буллинга:

  1. Стремление к власти. Некоторым людям необходимо ощущение собственной власти над другими. И причинение неудобств другому человеку позволяет им насладиться собственным доминированием.
  2. Внутренняя агрессия. У некоторых людей, как правило, обладающих властью и статусом, присутствует внутренняя агрессивность, которая проявляется через буллинг.
  3. Превентивная самооборона. Если агрессор сам боится стать жертвой буллинга, он может начать травить другого человека, чтобы перехватить инициативу. По этой причине агрессором может стать тот, кто в прошлом сам подвергался травле и не желает повторения данного опыта.
  4. Попытки заслужить авторитет. Буллинг часто является попыткой продемонстрировать собственную силу и решительность, чтобы заслужить авторитет и признание в коллективе.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector