Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Содержание:
- Школьный период ребенка
- Грудной период ребенка
- Психические новообразования дошкольного возраста
- Плюсы и минусы возраста в 40+
- Кризис трёх лет
- Примечания
- Младшие дошкольники
- Сонник — Зубы
- Физическое развитие
- Развитие познавательной сферы
- Дошкольный возраст в различных концепциях развития
- Ряд интеллектуальных особенностей младшего школьного возраста
- Особенности психологии детей
Школьный период ребенка
Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет). Продолжается совершенствование функций организма ребенка. Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются постоянными. Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника.
Период старшего школьного возраста. Он продолжается от 12 до 16 лет и является периодом полового созревания. Он характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой, нервной систем, обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой — неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.
Грудной период ребенка
Грудной период. Этот период начинается с 3-4-й недели жизни и условно заканчивается в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 25 см, окружность головы — на 12 см, а окружность груди — на 13-15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Наряду с этим организм ребенка претерпевает заметные качественные изменения.
В первые месяцы жизни осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции:
- к 2 мес ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении;
- с 4-5 мес переворачивается с живота на спину, далее со спины на живот;
- к 7 мес самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить;
- к 5-6 мес начинают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.
В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2-3 нед, а особенно после месяца, происходит развитие условных рефлексов (1-я сигнальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3 — 4 мес он эмоционально гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи — вторая сигнальная система), выполняет простые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психическое.
Рекомендации родителям
Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Детям 2 — 3 мес надо обеспечить сон общей длительностью 16-18 ч, из них 10-11 ч ночью и 6 -7 ч днем в 3 — 4 приема; в возрасте 3 — 6 мес длительность сна — 16 ч в сут; от 6 до 10 мес — 15 — 16 ч, из них днем около 5 ч в 3 приема. После 10 мес дети переходят на двукратный дневной сон с общей продолжительностью в сутки 14,5-15 ч. После каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления — бодрствовать. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение первого месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных условиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высокую потребность ребенка первого года жизни в основных питательных веществах и калориях. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим дефицитом тех или иных веществ. К ним относятся анемия, рахит, гипотрофия. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного тракта затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию желудочно-кишечных заболеваний.
В первые 3-4 мес ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, к общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.
Психические новообразования дошкольного возраста
В рамках значимых взаимоотношений, пронизывающих все формы деятельности ребенка, у дошкольников постепенно складывается целая система новообразований. В этот возрастной период в психологии ребенка происходят существенные преобразования, которые затрагивают все основные психологические свойства – эмоциональные, интеллектуальные и волевые.
Одним из наиболее важных аспектов психического развития детей дошкольного возраста является формирование реального и идеального образов «Я» как компонентов самоотношения. Основанием для формирования данных образов в сознании ребенка являются, прежде всего, оценочные суждения взрослых, которые накладывают отпечаток на самооценку ребенка на всю его дальнейшую жизнь. Многие авторы считают, что к концу дошкольного возраста полностью закладывается фундамент личности человека.
Эмоциональная зависимость от оценок взрослых обусловливает ярко выраженное в старшем дошкольном возрасте стремление получить одобрение и похвалу, что отражается на особенностях всей мотивационной сферы личности ребенка. Иерархия мотивов детей 5-7 лет обнаруживает преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Поэтому особенности взаимодействия ребенка данного возраста с окружающими людьми так же определяют многие аспекты дальнейшей социализации его личности.
Обусловленная стремлением дошкольника к одобрению со стороны взрослых интериоризация общественно значимых мотивов, в свою очередь, приводит к формированию высших чувств в эмоциональной сфере личности ребенка. Именно на данном возрастном этапе формируются моральные (чувство гордости, стыда, дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического) и интеллектуальные (любопытство, любознательность, удивление) чувства.
Отступление от личных мотивов в пользу социально одобряемых отражается и на развитии волевой сферы личности дошкольника. Чтобы достичь похвалы, ребенку зачастую становится необходимым посредством волевого усилия отказываться от тех непосредственных поведенческих реакций, которые не являются социально одобряемыми. Таким путем у старшего дошкольника формируются произвольность поведения и волевые качества личности.
Главным новообразованием дошкольного возраста является формирование системы свойств, называемой комплексом готовности к школьному обучению.
Вновь сформированные особенности личности старшего дошкольника, как правило, приводят к зарождению описанного Л.С. Выготским кризиса семи лет – кризиса потери детской непосредственности.
Плюсы и минусы возраста в 40+
Твои слова: УВЕРЕННОСТЬ, ЗАМЕДЛЕННОСТЬ, РАЗБОРЧИВОСТЬ. Физиология: замедление биологических процессов. Сексуальность: продолжает развиваться.
«Ты начинаешь заботиться о своих ресурсах и не готова взваливать на себя все, как раньше, делегируешь ответственность, – говорит Виктория Чал-Борю. – Сил становится меньше, но в том и ценность возраста: ты не бросаешься помогать всем подряд. Но уж если делишься своим ресурсом, люди получают от тебя более качественную и ценную поддержку». «Это прекрасный жизненный период! Если женщина пришла к нему подготовленной, она переходит на новую ступень развития, у нее появляется внутреннее ощущение статусности – к этому невозможно прийти ни в 20, ни в 30 лет, – отмечает Наталья Романова. – Важный аспект – взаимоотношения с мужчинами. В этом возрасте женщина самодостаточна (в хорошем смысле этого слова), уверена в своей женственности и исключительности – это константы, на которые никто не может повлиять».
ЧТО С СЕКСОМ? «У ощущений в постели появляется понятная и интересная градация: оргазм «легкий», оргазм «глубокий», оргазм «высокий» – головокружительный и наполненный, – настраивает на приятное Анна Владимирова. – Сексуальная активность у мужчин-ровесников в среднем снижается. Поэтому теперь очередь партнерши взять на себя ведущую роль: возбуждать и вести за собой, разжигать страсть и увлекать в нее партнера. Именно такие женщины становятся самыми желанными для взрослых мужчин».
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ! Чтобы избежать неприятных последствий замедления биологических процессов и поддержать гормональный фон, уделяй особое внимание микрофлоре кишечника (здесь важны клетчатка и квашеные продукты) и ешь поменьше жирного и сладкого. Ульяна Курчевнева дает самый приятный совет: отправляйся в путешествие
«В поездках можно учить языки, осваивать местные танцы, заводить новые знакомства, пробовать экзотическую пищу. Ты активна и полна сил – надо этим пользоваться. Тем более в этом возрасте есть тенденция к тому, чтобы «осесть», а этого как раз делать не надо. Разнообразие – вот к чему стоит стремиться: так тренируется память, активизируется работа иммунной системы, пребывают в тонусе обменные процессы».
А параллельно держи руку на пульсе в том, что касается здоровья. Сейчас, например, еще есть возможность предотвратить негативные последствия наступления менопаузы для костей: если употреблять достаточное количество кальция, получать витамин D и регулярно заниматься спортом, можно избежать остеопороза в будущем.
Кризис трёх лет
В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет, описанным в своем положительном значении советским психологом Л. С. Выготским. У ребенка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности.
Кризис характеризуется возникающим противоречием между желанием ребенка принимать участие в жизни взрослых и распадом прежней совместной деятельности и попытками ребенка утвердить свою самостоятельность.
Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:
- Негативизм;
- Упрямство;
- Строптивость;
- Своеволие;
- Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребенка;
- Деспотизм;
- Протест.
Новообразованием кризиса трех лет является гордость за собственные достижения. Формируется самосознание ребенка, проявляющаяся в становлении самостоятельной позиции.
Примечания
- ↑
- ↑ Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2015. — № 4 (6). — С. 431
- Шишова Т. Страх мой — враг мой. — М.: Никея, 2012. — С. 52
- Шишова Т. Страх мой — враг мой. — М.: Никея, 2012. — С. 53
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 71
- ↑ Алецкая И. А. Негативные эмоциональные состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. — Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. — 2015. — № 2 (46). — С. 70 — 71
- Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 7-2. — С. 156
Младшие дошкольники
Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов
К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Сонник — Зубы
Зубы символизируют два направления событий: здоровья (своего или родных) и перемен (переходные этапы в жизни). Вид белых чистых зубов всегда к удаче. Черные, гнилые – предвестники ссор и болезней. Безболезненное выпадение всех зубов – к потере сил, энергии, здоровья. Зуб, вырванный с болью и кровью – к потере родственника. Рассматривать выпавший зуб – готовиться к перемене, окончанию школы, женитьбе, разводу и тому подобное. Ни по одному символу нет столько противоречивых толкований, сколько по этой маленькой косточке. Традиционно с фактом выпадения зуба во сне связывают возможную болезнь и даже смерть родственников. Однако если вы были достаточно внимательны к своим снам, то могли заметить, что зубы во сне выпадают гораздо чаще, чем вокруг вас умирают люди. И все же выпадение зуба во сне – знак действительно неблагоприятный для сновидца. Даже если вы не потеряете родственников, вы можете лишиться жизненной силы, удачи, привлекательности. Ассоциация с потерями возникла у людей в связи с реальной потерей молочных зубов. Этот процесс совпадает с уходом лучшего периода нашего детства, его символической смертью
Чаще всего выпадение зуба в вашем сне является символическим окончанием какого-либо промежутка жизни, важного для вас. Функционально зубы связаны также с защитой или агрессией
Поэтому хорошо видеть чистые здоровые зубы – знак вашей защищенности и уравновешенности. Но непропорционально большие, вылезающие изо рта, клыки указывают, что у вас возникли проблемы взаимоотношений, и вы готовы кому-то «вгрызться в глотку». Видеть чудовище с клыками также предвещает ссоры и борьбу.
Физическое развитие
С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.
Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.
Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет — 50 см), а после 5-ти лет — 0,5 см в год.
Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.
Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.
Развитие познавательной сферы
Восприятие
Остается несовершенным восприятие сюжетных изображений: когда ребенок самостоятельно строит рассказ по картинке, он ограничивается перечнем изображенных на ней людей и предметов.
Память
Впервые складывается произвольное запоминание. Самый простой прием, который используется при этом — повторение.
В дальнейшем развивается наглядно-образное мышление, которое становится умеренным.
Ребенок может группировать предметы по материалу, качеству и назначению; усваивает отношение «часть — целое», «равенство — неравенство»; простейшие причинные связи, известные ему из опыта; самостоятельно устанавливает связи между отдельными фактами; удается до практической проверки, чтобы выяснить неизвестное. Чаще проявляет инициативу в выяснении вопросов, размышлениях, спонтанных образных ассоциациях («Почему листья пожелтели?», «Зачем поливают цветы?»).
Воображение
Усиливается его устойчивость. Доказательством этого является то, что дети могут достаточно долго играть в одну и ту же игру, неоднократно возвращаться к отдельным ее сюжетам. Образы воображения чрезвычайно яркие, оживленные, тесно связаны чувствами.
Самая отдаленная схожесть между тем, что воспринимает ребенок и 2 предыдущими впечатлениями вызывает бурный поток новых ассоциаций, чрезвычайно доверчиво относятся к этим творениям фантазии. В этом возрасте воображение все еще тесно связано с внешней деятельностью.
Речь
Появляются попытки осмыслить значение слов, хотя и не всегда успешные. Растет интерес к содержанию неизвестных слов. Дети уже могут пересказывать небольшие произведения, рассказывать о некоторых событиях из собственной жизни, про игрушки и прочее.
Дошкольный возраст в различных концепциях развития
Периодизация психического развития,созданная Фрейдом,строится на удовлетворении инстинктивных влечений ребенка и связана со смещением сексуальной энергии по эрогенным зонам,что определяет прохождение пяти стадий психического,точнее психосексуального развития:
— Оральная (0-2 года);
-Анальная(2-3 года);
— Фаллическая(4-5 лет);
— Латентная(5-12 лет);
-Генитальная(12-18 лет).
Согласно теории Фрейда,благополучное прохождение оральной,анальной и фаллической стадий обеспечивает формирование психически здоровой личности.Трудности на этих стадиях могут привести к возникновению различных психологических проблем во взрослом состоянии.
Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
Согласно операциональной концепции развития интеллекта Ж. Пиаже, в интеллект ребёнка претерпевает следующие этапы развития:
- Сенсомоторный интеллект 0-2 года;
- Репрезентативный интеллект и стадия конкретных операций 2-12 лет;
- Формальные операции от 12 лет.
Согласно данной концепции, в возрасте 3-7 лет ребенок находится на дооперациональной стадии интуитивного наглядного мышления.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, в развитии ребёнка выделяются следующие этапы:
- Младенчество 0-1 год;
- Раннее детство 1-3 года;
- Дошкольное детство 3-7 лет;
- Младший школьный возраст 7-12 лет;
- Подростковый возраст 12-17 лет.
В качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте выделяется сюжетно-ролевая игра — это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребенка в социальных отношениях, системе смыслов, мотивов человеческой деятельности посредством принятия роли.
Ряд интеллектуальных особенностей младшего школьного возраста
Важнейшие изменения в привычный уклад ребенка вносит поступление в школу, изменяя его положение в социуме: как в семье, так и в коллективе. Обязанность приобретать новые знания отныне – основная ведущая деятельность, требующая дисциплины, организованности и серьезного труда.
В период младшего школьного возраста память претерпевает ряд существенных изменений, она становится опосредованной и сознательно регулируемой, приобретает черты произвольности.
В первом классе мотивация к учебной деятельности особенно ярко выражена, что основано на желании получать одобрение в кругу семьи и от учителя или же на мотивах взаимоотношений внутри коллектива. С возрастом ребенка и переходом на другую образовательную ступень мотивационный уровень может постепенно снижаться, ведь общественная позиция уже завоевана, и ребенок может не видеть перед собой дальнейших целей. Чтобы этого не происходило, необходима новая значимая мотивация для учебной деятельности. Для совершенствования и закрепления достижений нужно найти для младшего школьника дополнительный вид деятельности,
Мышление постепенно развивает способность к отражению существенных признаков и свойств явлений или предметов. Ребенок младшего школьного возраста учится делать первые выводы и обобщения, находить аналогичную связь. Благодаря переработке и преобразованию полученного опыта в прошлом, соединении полученных впечатлений в новые комбинации, развивается творческое воображение ребенка. Но в основном ребенок живет настоящим временем и событиями, ведь понимание пространства и временных отрезков у него только начинает развиваться.
Особенности психологии детей
Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.
Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.