Эдипов комплекс: описание, признаки, советы психологов
Содержание:
- Часть 1. Нарциссическая потребность
- Комплекс Электры: история термина
- Триангуляция
- Амбивалентность
- Лечение правдой
- Супер-Эго
- Рисовая каша с молоком. Рисовая каша на молоке
- Свежие публикации
- Бисексуальность
- 4 Пишем письмо Деду Морозу – образец третий
- А что делает психоаналитик?
- Как понять, что отходят воды?
- Есть ли выход?
- Почему важно состыковать сабвуферы и мидбасом правильно?
- Как выглядят отошедшие воды?
- Письма Деду Морозу от взрослых
- Чем опасна несвоевременная госпитализация беременных женщин
Часть 1. Нарциссическая потребность
Даже взрослые люди делаются апатичными и псевдодепрессивными в условиях дефицита нарциссического удовлетворения.Возникает тревога об утрате любви…Фенихель. Психоаналитическая теория неврозов
:: :: :: :: ::
Термин конфликт происходит от латинского conflictus – столкнувшийся. Внутрипсихический конфликт с точки зрения психоанализа – это не просто противоречие мотивов, не позволяющее сделать выбор, а сложная неосознаваемая полностью система противоречивых психических сил, задействованная желаниями и потребностями, которая формирует вокруг себя , влияет на чувства и поступки, порой, даже в продолжение всей жизни, и может вызывать невроз.
Комплекс Электры: история термина
Зигмунд Фрейд разработал теорию женского аспекта полового развития и описал психодинамику сексуальной конкуренции с матерью за сексуальное обладание отцом, как женский эдипов комплекс.
Термин «Комплекс Электры» придумал в 1913 году знаменитый психолог Карл Юнг. Имя заимствовано из греческой мифологии. Электра – героиня трагедий Гомера, Софокла, Эсхила, Еврипида, Сенеки. Она прославилась спланированным убийством матери и отчима. Это был акт мести за убийство отца. Юнг предложил использовать термин, обозначая состояние, когда дочь конкурирует с матерью за любовь отца и испытывает желание сексуального обладания им. Юнг подразумевал, что комплекс Электры – антагонист эдипова комплекса Зигмунда Фрейда, в котором сын конкурирует с отцом за любовь матери.
Выдающийся психолог Фрейд отверг термин «Комплекс Электры», как психоаналитически неточный, найдя слишком много сходства с эдиповым комплексом: «То, что мы обозначили в комплексе Эдипа по отношению к ребенку мужского пола, в полной мере относится и к девочкам, так что мы правы, отвергая термин «Комплекс Электры», который всего лишь стремится подчеркнуть аналогию в отношении двух полов» – заявил ученый. Несмотря на авторитет Фрейда, термин Юнга сохранился и используется в психоанализе.
Триангуляция
Гармоничной триангуляцией можно считать, когда мать может общаться с ребенком без отца, отец может общаться с ребенком без матери, и родители могут общаться без ребенка, и все вместе – втроем. Если все эти конфигурации ни у кого в этом треугольнике не вызывают сильной ревности – значит триангуляция оказывается успешной. А успешной она оказывается, если в треугольнике не возникает устойчивых диад, когда двое дружат против третьего (чаще такими диадами бывают мать-ребенок и отец-мать).
В современном психоанализе, при исследовании переживаний ребенка, делается акцент не только на эдипальных составляющих, когда ребенок хочет исключить из диадных отношений второго родителя, который оказывается лишним, но и на триангулярных взаимодействиях – когда ребенок чувствует себя лишним. При этом фокус внимания смещается с филогенетических прафантазий на переживание ребенком чувства исключенности из отношений родителей, ощущения ребенка, что его собственная любовь отвергается, потому что она плоха (Фэйрбейрн). Ревность рассматривается как естественная реакция на исключенность из отношений, которая неизменно произрастает в любом любовном треугольнике, не являясь дериватом агрессивного инстинкта или инстинкта смерти, как считалось ранее в классическом психоанализе (и как, до сих пор, считают современные кляйнианские психоаналитики).
Говоря иначе: не сексуальный инстинкт ребенка и не ревностная злобность порождает у него Эдипов комплекс, а неизбежность формирования парных взаимодействий внутри триангулярных отношений, из которых ребенок исключен. Причинами пренебрежительного отношения родителей к ребенку может служить и отсутствие их эмпатии, и возрождение эдипальных травм самих родителей. В конце концов, родители могут просто устать даже от психически здорового ребенка, который для взрослого человека нередко оказывается чрезмерно активным. И особенно родители устают от не вполне психически здорового ребенка, который гиперактивен и истеричен. Надо всегда помнить, что родителем быть тяжело, поэтому родитель должен общаться с ребенком ровно столько, сколько он его выдерживает. В помощь обязательно следует привлекать бабушек, тёть и нянь (убедившись предварительно, что они способны общаться с ребенком должным образом).
На самом деле, нормальный ребенок больше всего хочет, чтобы и мама, и папа были рядом, и уделяли внимание только ему, а вовсе не исключить из взаимоотношений третьего. Успешность триангуляции зависит оттого, насколько родители понимают эту повышенную потребность ребенка быть в центре внимания, в соответствии с его возрастными особенностями
Но это не значит, что нужно удовлетворять все желания ребенка, например, систематически спать втроем. Диалектика воспитания состоит не только в удовлетворении всех потребностей ребенка, но и в многих его желаний, иначе ребенок вырастет психопатом, неспособным выдерживать любые запреты и уважать границы других людей.
Способность находиться в триангулярных отношениях очень важна для взрослой жизни. Триангулярные отношения существуют повсюду. Так, например, Ваш друг общается не только с Вами, но и с другим своим другом и со своей девушкой – и если это будет вызывать невыносимую ревность, Вы не сможете дружить. Ваш начальник имеет отношения не только с Вами, но и с другими сотрудниками Вашего отдела, и если это будет вызывать невыносимую ревность – Вам будет очень тяжело работать в коллективе. Между прочим, дети, выросшие в семье матерей-одиночек, хуже адаптируются в рабочем коллективе, где всегда присутствует начальник-отец – образ эдипальной фигуры. И, конечно, рождение собственного ребенка не должно ввергать семью в ревностную конкуренцию.
Амбивалентность
В мифе о царе Эдипе, который Фрейд использует как символ феномена Эдипова комплекса, Эдип вступает в сексуальную связь с матерью, не зная, что она его мать, и убивает отца случайно, не зная о том, что это его отец. Это убийство происходит в соответствии с пророчеством, именно из-за которого Эдип и покидает свой дом, желая оградить от исполнения пророчества своего приемного отца, которого он считал родным. Мораль этой легенды в духе царящего в Древней Греции фатализма заключается в том, что невозможно изменить то, что предначертано богами, как ни старайся человек избегнуть своей судьбы. Фрейд видел в этом символический смысл: бессознательное не обмануть, Эдипов комплекс неотвратим. «Всем нам, быть может, суждено направить наше первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание на отца…» (“Толкование сновидений” Фрейд)
Анализу трагедии Софокла “Царь Эдип” я посвящу одну из следующих из цикла об Эдиповом комплексе, а пока я хочу только подчеркнуть, что в нормальной ситуации отец мальчика эдипова периода известен, и мальчик к нему испытывает противоречивые чувства. Иногда, когда отец препятствует безраздельному владению мальчика матерью ‒ он может его ненавидеть. Но мальчик одновременно любит своего отца и очень в нем нуждается. Также это верно и для девочек. Вот как сам Фрейд описывает такие противонаправленные чувства:
«Одна способная, очень живая девочка восьми лет, обнаружившая особенно ярко признаки этой черты детской психологии, говорит даже прямо: “Пусть мамочка умрет, папочка женится на мне, я буду его женой”. В детской жизни желание это отнюдь не исключает того, что ребенок нежно любит свою мать. Если маленький мальчик может спать с матерью, как только отец уезжает, а после его возвращения должен вернуться в детскую к няньке, которая нравится ему гораздо меньше, то у него очень легко может возникнуть желание, чтобы отец постоянно находился в отсутствии и чтобы он сам сохранил бы свое место у дорогой, милой мамы; одним из средств для достижения этого желания является, очевидно, то, чтобы отец умер, потому что ребенок знает: «мертвых», как например дедушки, никогда нет, они .»
(“Толкование сновидений”)
Этим Фрейд подчеркивает специфику «желания смерти» ребенком: для ребенка это не имеет ничего общего с настоящей смертью, потому что в этом возрасте ребенок еще не может понять, что же такое смерть, это только желание совершенно и окончательно устранить соперника. При этом, ребенок одновременно может горячо любить родителя, которого хочет устранить, и очень нуждаться в нем.
Такое существование противоположно направленных чувств Фрейд назвал амбивалентностью. Это означает, что мальчик не убивает отца не потому, что не может его убить, потому что тот сильнее, а потому что любит его, хотя и ненавидит. Так Фрейд считал первоначально:
« в психоанализе как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. Она играет определенную роль в развитии Эдипова комплекса. Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать и быть таким, как он, быть на его месте во всех случаях. Мы говорим с уверенностью: отец является для него идеалом. Это отношение не имеет ничего общего с пассивной или женственной установкой к отцу (и к мужчине вообще), оно является, наоборот, исключительно мужским. Оно отлично согласуется с Эдиповым комплексом, подготовке которого оно способствует.»
(“Массовая психология и анализ человеческого Я”)
То есть мальчик, подражая отцу, идентифицируется с его мужественностью, в конце концов, мужской агрессивностью, которая же потом и оборачивается против отца в расцвете Эдипова комплекса. Но отец, по-прежнему, остается идеалом для мальчика, попросту говоря, мальчик продолжает его любить.
«Ребенок замечает, что отец стоит на пути к матери; его идентификация с отцом принимает теперь враждебный оттенок и становится идентична желанию занять место отца также и у матери. Идентификация амбивалентна с самого начала, она может служить выражением нежности, равно как и желания устранить отца.»
(там же)
Лечение правдой
Фрейд называл психоанализ лечением правдой. Психоанализ – это метод откровений со стороны психоаналитика и открытий в себе (инсайтов). Только зная правду о своем бессознательном, можно принимать осознанные решения в жизни. Поэтому психоанализ также называют техникой расширения сознания.
Разучившись говорить правду (прежде всего самому себе), человек репрессировал многие свои чувства, желания и убеждения – потеряв часть себя. Благодаря возможности «видеть» правду, психоаналитик становится этой утерянной частью, которую пациент получает назад, выслушивая, в ответ, своего психоаналитика.
Но пациент получает нечто больше, чем утерянную часть себя, он также получает и частичку психоаналитика, который делится с ним также своим опытом и навыками.
Так пациент приобретает возможность самостоятельно строить психоаналитические гипотезы, делая самостоятельные открытия в своем бессознательном (уже без помощи психоаналитика), и самостоятельно отвечать на вопросы:
Что происходит?Почему это происходит?
И Что делать?
примечания
Известна поговорка: Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Возможно, алкоголь оказался столь привлекательным, потому что опьянение, которое он вызывает, позволяет нам расслабиться и говорить все, что приходит в голову. Оттуда устойчивое выражение: Посидим, выпьем, поговорим. И от такого самораскрытия нам нередко бывает стыдно утром. Но наша потребность говорить то, что приходит в голову толкает нас на это снова.
В этом смысле психоаналитик похож на мать, которая, как не войдешь на кухню, всегда там и что-то готовит, или на отца, который всегда в своем кабинете и что-то там пишет важное, но всегда готов отвлечься и поговорить. Это имеет особое значение, если это было не так в Вашем детстве, родители были невнимательными, или они бросили Вас, развелись, умерли
Постоянство может пугать, например, тем, что психоаналитик может умереть, и Вы его не найдете в своем кабинете в один очередной вторник – это страшно, также как страшно, когда умирают хорошие родители. Этот страх – реальность жизни и тема для обсуждения в психоанализе (как и обсуждение других страхов, например, что психоаналитик окажется плохим родителем, может быть, даже кровожадным маньяком).
Если пациент может говорить все, что приходит в голову – то, соответственно, он может не говорить (т.е. не произносить ни звука). Ведь молчание – это не просто тишина, это тоже форма коммуникации. Если понимать, что молчание имеет смысл – молчание можно слушать. А потом об этом можно поговорить – проанализировать.
Некоторые пациенты утверждают, что все помнят. Уже на первой встрече они предлагают свои гипотезы причинно-следственных связей между их актуальными проблемами и травмами детства. Но они недоумевают, почему, если они все понимают – это никак им не помогает и ничего не меняется. Понимание себя и своей истории жизни этими пациентами можно сравнить с картиной художника-символиста, который на своем холсте выражает идею. А психоанализ можно сравнить с созданием картины художником-реалистом, который рисует очень тонкими мазками – для него важна каждая деталь (поэтому психоанализ всегда бывает длительным). Для того чтобы нарисовать реалистический автопортрет с фоном (в психологии это называется гештальтом) – нужно зеркало, которым и является психоаналитик.
Другая проблема самоанализа заключается в том, что невроз или депрессия не возникают в результате одной детской травмы. Обычно за той травмой, которую пациент помнит, скрывается множество схожих травм. Такая травма часто является символом хронической травматизации, кумулятивной травмой. Задачей психоанализа является обнаружить, если не все, то, хотя бы, основные скрытые травмы, лежащие за этим воспоминанием. А задачей пациента является пережить эти травмы, чтобы они навсегда ушли в прошлое, стали нарративом (см. ).
Супер-Эго
По мнению Фрейда, именно благодаря страху кастрации к пяти годам происходит Эдипова комплекса, в результате чего формируется совершенно новая инстанция психики ‒ Супер-Эго:
«…Эдипов комплекс у мальчика не просто , он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации. Мальчик отказывается от своих либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Объекты этих привязанностей включаются в состав Эго, где они образуют ядро Супер-Эго и придают этому новообразованию характерные особенности. В нормальном, лучше говоря в идеальном, случае Эдипов комплекс не существует уже больше и в бессознательном, Супер-Эго стало его наследником.»
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)
Выражаясь проще, мальчик перестает сексуально претендовать на мать (отказ от либидинозных привязанностей), заменяет сексуальное влечение к матери на нежность (десексуализация), осваивает творческую деятельность, что характерно для детей от пяти лет (сублимация).
Выражаясь еще проще, мальчик смещает вектор борьбы за внимание матери с откровенных требований в адрес матери и агрессии в адрес отца на деятельность, могущую заслужить восхищение матери и признание отца ‒ творчество во всех видах, доступных в этом возрасте, и обучение (сублимация). Можно сказать, что эдипальное поражение толкает ребенка к развитию (сублимации), а эдипальная победа, напротив, лишает стимулов к развитию.. можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей
Если учитывать , то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать (в )
можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей. Если учитывать , то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать (в ).
«Супер-Эго ‒ репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(“Я и Оно”. Фрейд)
При этом Супер-Эго остается бессознательным и только частично осознается в виде чувства морали, когда взрослый человек интуитивно понимает что такое хорошо и что такое плохо, но сам не в состоянии вразумительно объяснить, почему . Это чувство, сопровождает взрослого человека на протяжении всей его жизни, и мы называем это чувство совестью.
«Но если мы себя спросим, чего же Эго опасается со стороны Супер-Эго, то приходится остановиться на мысли, что наказание со стороны Супер-Эго представляет собой продолжение наказания кастрацией. Подобно тому, как Супер-Эго воплощает ставшего безличным отца, так и тревога перед, исходящей от последнего, угрозой кастрации превратилась в неопределенную социальную тревогу или тревогу перед своей совестью.»
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)
Таким образом, по мнению Фрейда, получается, то, что мы называем совестью ‒ есть результат страха кастрации.
Религиозное чувство или то, что признается божественным источником всех человеческих добродетелей, Фрейд также считает результатом формирования Супер-Эго:
«…Мы можем давать следующий ответ всем тем, кто был поколеблен в своем этическом сознании и жаловался, что ведь должно же быть в человеке высшее существо ‒ мы отвечаем: конечно, и вот это и есть высшее существо ‒ это Супер-Эго…»
(“Я и Оно”)
Религия и мораль филогенетически в поколениях приобретаются в результате преодоления позитивного Эдипова комплекса. Как Фрейд описывает в “Тотем и табу”, заповедь «не убей» уходит своими истоками к заповеди «не убей своего отца«. Также как заповедь «не пожелай жены ближнего своего» можно свести к запрету желать мать. А заповедь почитать отца и мать прямо нас отсылает к преодолению Эдипова комплекса.
В результате преодоления и распада Эдипова комплекса мальчик начинает становиться взрослее, потому что теперь в его психике неизменно присутствуют родители. Их образы включаются не только в Супер-Эго, но и в само Эго (Я) ребенка, что продолжает формирование идентичности.
Рисовая каша с молоком. Рисовая каша на молоке
Наверно вы прекрасно знаете, как сварить рисовую кашу на молоке. Однако, уверена, этот рецепт пригодится молоденьким кулинарам, которые только начинают увлекательное знакомство с кухней. Нежная, ароматная, вкусная и сытная рисовая каша станет отличным завтраком для всей семьи.
Конечно, молочную рисовую кашу можно без проблем приготовить и в мультиварке, но сегодня я подготовила рецепт именно для плиты. Молоко выбирайте любой жирности, крупу берите шлифованную (оно отлично разваривается), а количество сахара и соли регулируйте по своему вкусу. Да, не исключайте сливочное масло — оно делает готовую кашу еще вкуснее!
Приготовление блюда по шагам с фото:
Для приготовления вкусной и ароматной рисовой каши на плите нам понадобятся следующие ингредиенты: молоко любой жирности (я брала 2,5%), питьевая вода, шлифованный или круглозерный рис, сахарный песок, соль и сливочное масло.
Первым делом нужно промыть рисовую крупу (200 граммов) в холодной воде. Моем, тщательно перетирая пальцами, меняя воду, пока та не станет прозрачной. Как правило, советуют мыть рис в семи водах, но я обычно не считаю. А вы?
Засыпаем в нее рисовую крупу, ставим на средний огонь и доводим до кипения. После этого делаем минимальный нагрев и готовим рис под крышкой, пока вода практически полностью не выпарится. Время приготовления риса может отличаться.
Наливаем в кастрюльку 500 миллилитров молока и добавляем четверть чайной ложки (хорошая такая щепотка) соли. Молоко советую предварительно подогреть, чтобы не останавливать термическую обработку крупы.
Периодически помешивая, чтобы не подгорела, варим рисовую кашу еще минут 10-15 после закипания молока.
Добиваемся желаемой густоты каши и добавляем 1 столовую ложку сахара. Перемешиваем и варим рисовую кашу еще минуты 3-4.
Выключаем огонь и добавляем 50 граммов сливочного масла. Как вариант, можно положить по кусочку масла в тарелки с горячей кашей.
Нежная, ароматная, вкусная и сытная рисовая каша станет отличным завтраком для всей семьи. Готовьте на здоровье и приятного вам аппетита, друзья!
Свежие публикации
Бисексуальность
Фрейд следующим образом описывает формирование выбора сексуального объекта или, говоря иначе, полового предпочтения, в рамках позитивного Эдипова комплекса:
«Выбор сексуального объекта находит свое выражение обычно уже по отношению к родителям; естественное предрасположение устраивает так, что отец балует дочь, а мать ‒ сына, в то время как оба они там, где влияние их пола не омрачает чистоты их суждения, с одинаковой строгостью относятся к воспитанию детей. Ребенок замечает предпочтение и восстает против того из родителей, который противится такому баловству.»
(“Толкование сновидений ”)
Соответственно, если папа балует сына, а мать ‒ дочь, формируется противоположная ориентация, названная Фрейдом негативным Эдиповым комплексом.
Но Фрейд не удовлетворяется «просто» баловством родителей при формировании сексуальных предпочтений ребенка и идет дальше. Еще в Очерках по теории сексуальности Фрейд обосновывает возможность гомосексуального выбора или, как он выражается, инверсии, которая и создает возможность для формирования негативного Эдипова комплекса. Исходя из умозаключения, что «половое влечение, вероятно, сначала не зависит от объекта и не обязано своим возникновением его прелестям», Фрейд делает вывод «об общем бисексуальном врожденном предрасположении высших животных».
Исходя из своей «старой» идеи о бисексуальности Фрейд меняет свой взгляд на природу амбивалентности:
«Возможно, что и амбивалентность, констатированную в отношении к родителям, следовало бы безусловно отнести к бисексуальности, а не к развитию из идентификации вследствие установки соперничества, как я это .»
(“Я и Оно”)
Так Фрейд отходит от определения амбивалентности как «просто» ситуации . Этим Фрейд последовательно продолжает свою линию примата сексуальности, которую он назвал . Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что если сказать: мальчик испытывает противоречивые, амбивалентные чувства к отцу, с одной стороны ненависть, а с другой любовь ‒ то под любовью теперь Фрейд понимает только сексуальную любовь, то есть либидо.
«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный Эдипов комплекс, который является двояким ‒ позитивным и негативным, в соответствии с бисексуальностью ребенка. Например, у мальчика, не только амбивалентная установка к отцу и нежное отношение к матери, но одновременно он и ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери.»
(Там же)
Так Фрейд, исходя из природы врожденной бисексуальности, выводит понятие полного Эдипова комплекса. При этом, уже получается, что мальчик испытывает к отцу пассивно-гомосексуальные стремления: «ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку», ‒ а не «просто» испытывает любовь и восхищение.
Для девочек гомосексуальный выбор не оказывается конфликтным, о чем мы будем говорить в одной из следующих . Но для мальчика «любовь» к отцу вызывает новую волну (описанного в предыдущей статье), по той причине, как считает Фрейд, что это мальчика наводит на мысль, что для того, чтобы его «любил» отец, он должен лишиться пениса.
На этом этапе развития истории мальчика и девочки радикальным образом расходятся.
примечания
показывает, что желание смерти, возникающее у ребенка, не означает желание смерти во «взрослом» смысле этого слова. Это расходится с содержанием мифа об Эдипе, в котором происходит реальное убийство. В “Тотем и табу” Фрейд прямо пишет про убийство отца в строгом смысле этого слова. Поэтому, Эдипов комплекс, все же, ассоциируется с кровавыми намерениями ребенка в адрес своего родителя. Поэтому Эрих Фромм особо подчеркивает в связи с этим:
«Маленький мальчик не понимает, что значит смерть, и на самом деле он говорит: “Я хочу, чтобы папа ушел, чтобы мне досталось все твое внимание”. Сделать вывод, что сын глубоко ненавидит отца, настолько, что желает ему смерти, значит не учитывать специфики воображаемого мира ребенка и разницы между ним и взрослым.»
(“Величие и ограниченность теории Фрейда”). «, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.»
(“Тотем и табу”.Фрейд )
«, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.»
(“Тотем и табу”.Фрейд )
4 Пишем письмо Деду Морозу – образец третий
А что делает психоаналитик?
Психоаналитик слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно. Только пациент знает, что и где у него болит
Только слушая, можно понять, что и о чем тебе говорят.
Важно, конечно, и то, что говорить оказывается возможным, потому что Вас слушают. Но психоаналитик – не только собака, которая внимательно слушает, он сообщает пациенту о своем понимании и проверяет у него, насколько правильно он его понял, а также интерпретирует, выражая этим свое видение ситуации пациента с точки зрения психоанализа – это основная составляющая техники психоанализа
Психоанализ – это научно-философская концепция описания причинно-следственных связей и законов психического развития человека.
Психоанализ – это объяснительная психотерапия.
В процессе слушания у психоаналитика возникают объяснительные гипотезы, основанные на психоаналитическом понимании того, что происходило или происходит с пациентом, и почему это происходило или происходит.
Такие гипотезы отвечают на вопросы:
Что происходит?Почему это происходит?
Эти гипотезы обсуждаются психоаналитиком с пациентом, в результате чего они уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная – чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.
В процессе психоанализа пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их психоаналитику для обсуждения – это и есть основная задача психоанализа.
В процессе обсуждения этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать, что происходит и почему это происходит, ему становится возможным лучше понимать самого себя и других людей и ответить себе на вопрос:
Что делать?
Психоаналитик старается не вмешиваться в выбор пациентом ответа на вопрос: Что делать? Это должно быть свободным решением пациента.
Интерпретации
Единственным способом, которым психоаналитик воздействует на пациента – являются интерпретации. Психоаналитик использует весь свой опыт многолетнего обучения психоанализу и своей психотерапевтической практики для того, чтобы строить объяснительные гипотезы того, что происходит с пациентом, почему ему что-то не удается в жизни, почему его преследуют роковые неудачи, как возникают его невротические симптомы или почему его переживания носят депрессивный характер. Когда эти гипотезы ему кажутся достаточно сформированными – он предлагает их на рассмотрение пациенту, т.е. делает интерпретацию.
Интерпретации бывают трех уровней
На первом уровне ищутся связи между осознаваемыми мыслями и чувствами пациента с их скрытым бессознательным содержимым. Это называется анализом . На этом уровне находят ответ на вопрос: Что происходит?
ищутся связи с детскими переживаниями и травмами, которым не придавали должного значения, которые были забыты или никогда не осознавались – это называется генетическими реконструкциями. На этом уровне находят ответ на вопрос: Почему это происходит? (Подробнее о реконструкциях см. в примере .)
На третьем уровне обнаруживаются параллели между тем, что пациент думает и чувствует в адрес своего психоаналитика (что переносится на его фигуру), и тем, что он думал и чувствовал в адрес своих родителей или близких родственников – это называется анализом переноса. Это позволяет пациенту лучше понять, что с ним происходит в данный момент, как он взаимодействует с людьми сегодня и как это связано с его прошлым. Таким образом находится наглядная связь между вопросами: Что происходит? и Почему это происходит? (См. также , , , и )
Если психоаналитику в одной интерпретации удается выразить взаимосвязь между прошлыми травмами пациента и тем, что происходит с пациентом сейчас, а также как это проявляется в отношениях с психоаналитиком – это называется полной интерпретацией.
Интерпретации никогда не создаются только психоаналитиком. Интерпретации являются плодом совместной работы психоаналитика и пациента, благодаря сформированному ими рабочему альянсу (Гринсон). Сначала психоаналитик слушает пациента, а когда у него возникают идеи – он делится ими с пациентом. Пациент подтверждает гипотезу психоаналитика или опровергает ее, предлагая свой вариант. Обычно пациенты очень быстро улавливают суть психоаналитического мышления и с помощью психоаналитика учатся формировать свои собственные психоаналитические интерпретации. Полная интерпретация является плодом длительной совместной работы психоаналитика и пациента. Умение пациента строить самостоятельно свои собственные психоаналитические интерпретации – является основной задачей психоанализа.
Как понять, что отходят воды?
Молодая девушка, которая вынашивает малыша в первый раз, может не догадаться, что у неё произошло преждевременное излитие околоплодных вод. Диагностику и заключение этого явления может сделать только опытный специалист. Всего можно выделить несколько симптомов, при появлении которых незамедлительно нужно вызвать скорую помощь:
- Из влагалища вытекло большое количество жидкости за один раз. Также должны насторожить частые позывы в туалет (более 10 раз за один час).
- Помимо прозрачной жидкости, можно заметить также кровянистые пятна.
- Живот опустился вниз и как будто стал значительно меньше.
- Плод в утробе матери перестал давать о себе знать.
- Появились боли внизу живота, отдающие в область спины и бока. Они не имеют постоянного характера.
После 30 недели беременности будущая мать должна с особой внимательностью относиться к своему организму и обращаться к врачу-гинекологу, если её что-то смущает.
Есть ли выход?
Если в подобных случаях ситуация затягивается, то она, увы, чаще всего заканчивается весьма неблагоприятно, вплоть до опасности расширенного суицида (когда страдающий юноша убивает мать, а потом и самого себя). Поэтому основной рекомендацией здесь может быть следующая: мать, набравшись душевных сил, должна попытаться зацепиться за любую возможность, способную помочь ей разорвать порочный круг, прервать эти кровосмесительные отношения. Этому может в немалой степени поспособствовать и появление у нее адекватного любовника, а еще лучше – брачных отношений. Тогда все еще может встать на свои места.
Оправданна также надежда на военную службу сына или учебу вдали от дома, тогда связь может быть расторгнута естественным путем
Но, пожалуй, самое главное – необходимость обратить внимание на особенности психики молодого человека, который оказался склонным к весьма необычным эмоциональным проявлениям в психотравмирующей стрессовой ситуации
И конечно же, лучше всего при самых первых проявлениях эдипова комплекса обращаться за советом и помощью к соответствующему специалисту. Это можно сделать, даже не раскрывая главной интимной тайны, ведь опытный специалист – психолог, психотерапевт или суицидолог – наверняка и сам многое поймет и проведет необходимое лечение в деликатной форме.
Почему важно состыковать сабвуферы и мидбасом правильно?
Как выглядят отошедшие воды?
Письма Деду Морозу от взрослых
Чем опасна несвоевременная госпитализация беременных женщин
Каждая пятая будущая мама находится в группе риска по различным показателям и госпитализации этим женщинам избежать не удаётся. А бывают прежде здоровые беременные, которые не хотят вызывать скорую лишний раз или ехать после облегчения в роддом, хотя симптомы серьёзные. Кроме плановых существуют экстренные причины лечь в больницу, отказываться от пребывания на стационарном лечении нельзя ни в коем случае. Риски при несвоевременной госпитализации беременных:
- самопроизвольный аборт;
- преждевременные роды;
- отсутствие возможности оказать квалифицированную помощь в «полевых условиях»;
- внутриутробная гибель плода;
- отравление организма при разложении замершего эмбриона;
- разрыв внутренних органов, в которых развивается внематочная беременность;
- летальный исход матери и ребёнка при критичной форме гестоза — эклампсии;
- задержка развития плода в результате гипоксии;
- отёк Квинке;
- отслойка плаценты, несущая опасность для сохранения беременности.
Своевременная госпитализация увеличивает шанс доносить беременность и дарит возможность матери и ребёнку получить помощь врачей и аппаратуры в случае необходимости
Кроме вышеперечисленных опасностей встречается индивидуальное развитие событий. Не исключена депрессия из-за неверно принятого решения об отказе от госпитализации. Стремительные роды у женщин, которые наивно полагают, что имеют массу времени в запасе, застают врасплох и роженицу, и медиков.
Я лично знаю женщину, живущую в трёх минутах ходьбы от нашего городского роддома, но родившую в карете скорой помощи. Даже в трудные годы «скорая помощь» к роженицам у нас приезжала в кратчайшие сроки, а не довезли до родзала. Всё закончилось благополучно, но каких нервов это стоило всем героям истории.