Что должен уметь ребенок в три месяца: особенности развития младенца

Календарь развития ребенка по месяцам

Что должен уметь ребенок

Навыки и умения ребенка Крайний срок появления
Дети до года
Следит глазами за источником света (лампочкой или фонариком) 1 месяц
Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами 2 месяца
Удерживает головку в вертикальном положении, хотя бы 30 секунд 3 месяца
Улыбается в ответ на разговор и улыбку 3 месяца
Тянет руки к игрушке 4 месяца
Переворачивается со спины на живот 5 месяцев
Просится на руки к матери 6 месяцев
Стучит кубиком или игрушкой по поверхности 7 месяцев
Стоит несколько секунд при поддержке за руки 8 месяцев
Ползет вперед 9 месяцев
Сбрасывает игрушки со стола 10 месяцев
Стоит и передвигается, держась за опору 11 месяцев
Реагирует на свое имя 11 месяцев
Делает шаги, держась за руки взрослого 12 месяцев
Подает взрослому игрушки 12 месяцев
Дети старше года
Стоит сам, хотя бы 10 секунд 1 год 1 месяц
Говорит «мама», «папа» 1 год 3 месяца
Ходит свободно 1 год 4 месяца
Повторяет слова (или части слов) за взрослыми 1 год 4 месяца
Играет игрушками, мячиком, строит башню из трех кубиков 1 год 6 месяцев
Знает 6 слов, знает части тела 1 год 8 месяцев
Моет сам руки 2 года
Просит есть словами 2 года 5 месяцев
Может сам спуститься по лестнице 2 года 6 месяцев
Выкладывает кубики в одну линию 2 года 8 месяцев
Ест сам суп ложкой 2 года 9 месяцев
Говорит о себе «я», просится на горшок 2 года 10 месяцев
Может стоять на одной ноге без поддержки 3 года
Знает свое имя и фамилию 3 года 1 месяц

Указан возраст ребенка, по достижении которого стоит забеспокоиться, если малыш не умеет что-либо из описанных навыков, и проконсультироваться с педиатром. Некоторые способности напрямую связаны не только с воспитанием, но и состоянием здоровья ребенка.

Играть с простыми мозаиками

А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.

Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно»

Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики

Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.

Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это «Бабочки» (как на фото чуть выше), «Машинки». Из пластиковых — «Веселые пуговки».

На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — от 1,5 лет!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Нормы для детей в один год

На первом году жизни дети активно растут, в месяц они прибавляют 1-1,5 см, после 12 месяцев этот процесс немного замедляется. Они активно набирают вес — 300-350 г за 30 дней, окружность головы и груди увеличивается в среднем на 5 мм.

В этом возрасте стопы еще плоские, но после того как ребенок начнет ходить, жировые складочки постепенно исчезнут и образуется изгиб.

В среднем появляется до 8 зубов, но это все условно, у одних их 10-12, а у других всего 2. Беспокоиться надо, если к концу первого года зубов совсем нет.

Мальчики

Мальчики чаще рождаются более крупными и в этот период развиваются немного быстрее. В средним их вес 8,9-11,6 кг, а рост — 72,3-79,7 см. Это данные отечественных педиатров, по классификации ВОЗ диапазон немного больше.

Девочки

Они растут немного медленнее и к концу первого года достигают 71,4-78 см, а их вес — 8,5-10,8 кг.

Психоэмоциональные изменения

Ребенку в 1 год и 3 месяца хочется демонстрировать свою самостоятельность. Он становится упрямым, капризным, может не слушаться и перечить во всем. Особенно если с ним говорить приказным тоном.

Однако при этом малыш постоянно ищет поддержки взрослых, во всем старается им подражать (кашляет, как дедушка, «читает книжку», как папа, «говорит по телефону», как мама). Он может расстраиваться, если что-то не получилось, или радоваться удаче

Его внимание сейчас легко можно переключить на другой предмет или действие

Чем еще наполнен мир переживаний ребенка?

  • Любимые игры – с мячом. Они вызывают бурю ярких эмоций.
  • «Выпотрошив» шкафчики и тумбочки, ребенок подолгу увлеченно может рассматривать каждый предмет.
  • Ему нравится собирать предметы в коробку и вытаскивать обратно.
  • Очень любит гулять – ведь на прогулке его ждут новые открытия и эмоции.
  • Выражает свои чувства к любимым людям и игрушкам (объятиями, поцелуями).
  • Понимает, о ком из близких говорят, если произнести конкретное имя.
  • Выполняет простые поручения (дай, принеси, возьми, брось, подними).
  • С интересом строит башенку из кубиков.
  • Кроме игрушек интересуется бытовыми приборами, их устройством (стремится разобрать и изучить).
  • Роль игрушек уже могут выполнять предметы обихода (обувь, посуда, мамина косметика, коробки, банки, одежда).
  • Во время игры «общается» с игрушками, проявляет яркие эмоции.
  • Пробует рисовать.
  • Начинает подражать сверстникам (может заплакать, если рядом плачет малыш, засмеяться, если тот смеется).

Психоэмоциональное развитие

Кроха в возрасте 1 год и 3 месяца становится все более эмоциональным. Он реагирует на игрушки, радуется появлению мамы, подражает мимике, поведению взрослых. Кроха радуется приходу других деток, любит играть с ними, заражается эмоциями детей (может заплакать или начать смеяться следом за кем-то).

Эмоции быстро сменяют друг друга – карапуз может задорно смеяться и тут же моментально расстроиться и расплакаться. Но так же легко его можно и отвлечь от переживаний.

Карапуз всеми силами старается привлекать внимание взрослых, заигрывает, улыбаясь, заглядывая в глаза, а часто просто капризничая. Теперь его взгляд становится более осознанным – в глазах ребенка можно прочитать и радость, и интерес, и вопрос, и многое другое

Малыш в 1 и 3 года так же привязан к маме и не отпускает ее ни на шаг от себя, но не боится оставаться со знакомыми ему людьми, однако все еще с опаской относится к незнакомцам.

Помогаем развиваться

Полноценное развитие ребенка в любом возрасте во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют этому вопросу, занимаются ли с крохой физическими упражнениями, развивающими играми.

Для возраста 15 месяцев подойдут такие занятия.

  • Гимнастика. Под приятную ритмичную музыку можно проделывать несколько простых упражнений (повороты туловища, махи руками, вращения кистями рук, наклоны в стороны или вперед – из положения сидя, наклоны к полу или приседания за игрушкой).
  • Игры с мячом. Это может быть перекатывание мяча в положении сидя от мамы к малышу в разных направлениях, бросание мячика ребенком вперед двумя руками.
  • Приседания с обручем. Мама и малыш держат обруч обеими руками и вместе по команде мамы приседают, не отпуская обруч.
  • Проползание через обруч за любимой игрушкой. Ребенок должен проползти сквозь обруч и взять предмет.
  • Проползание под препятствием (доской, палкой, расположенной на расстоянии 30–40 см от пола).
  • Залезание на возвышение. Сначала ребенок залезает на стульчик или коробку небольшой высоты (до 20 см), затем – на кровать или диван.
  • Полоса препятствий. На полу размещаются различные предметы (коробки, подушки, табуретки, книжки) разной высоты. Невысокие препятствия малыш перешагивает, высокие – обходит сбоку, под табуретом пролезает.
  • Поднимание ног. Лежа на спине, ребенок старается, поднимая ноги, дотянуться ними до палки, поднятой на 40–50 см от пола.

Все эти упражнения, регулярно повторяемые по несколько раз, сделают малыша более ловким, сильным, укрепят его мышцы и вестибулярный аппарат.

Следующие «развивашки» направлены на стимулирование интеллектуальной деятельности.

Нанизывание колец на стержень пирамидки и снимание с него. Это и увлекательная игра, и тренировка логики, внимания, моторики. Даже если ребенок будет уделять этому занятию 5–7 минут в день, это принесет свои плоды.
Собирание простого пазла из 3–4 деталей. Это может быть как готовая игра для данного возраста, так и сделанная самостоятельно (разрезанная картинка).
Поиск пары. Перед малышом на столе или полу раскладывают несколько парных предметов (носочки, туфельки, варежки – по одному от пары). Мама достает вторые парные предметы по одному и предлагает ребенку найти им «братцев». Так же можно предложить найти по картинке детеныша или птенца в пару к его маме, если кроха уже знаком с этими животными.
Знакомство с разными тактильными ощущениями полезно всегда. Что такое горячее или холодное, мягкое или твердое, мокрое или сухое, большое или маленькое.
Детали

Гуляя с малышом, мама обращает его внимание не только на окружающие предметы, но и на их части: листья деревьев, колеса машин, ножки скамеек, окна, двери домов.

Вот такой он, возраст года с четвертью: активный во всех смыслах. Основного внимания сейчас требуют речевое, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Что касается ухода, то новостей тут немного: начинаем приучаться к горшку (малыш уже понимает его предназначение и сам просится), меньшее число раз подмываем кроху после туалета в течение дня, поскольку его кишечник сейчас работает уже не так активно. Остальные гигиенические и закаливающие мероприятия остаются теми же.

Давно установлено: чем больше внимания ребенок получает в детстве, чем больше любви, ласки и заботы ему дарят родители, тем более успешным он вырастает. Не нужно бояться «залюбить» своего малыша. Именно наша любовь и участие – ключ к его будущим победам.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Занятия для развития

С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте . Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.

Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.

Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.

Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем , пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:

  • лепки из соленого теста или специального песка;
  • игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
  • раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
  • закручивания и откручивания крышечек;
  • использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.

Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.

Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.

Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Понимание речи:Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в «ладушки».С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):Произносит простые слова, соотносит их с предметами,действиями. Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

  • в момент радости,
  • при удивлении,
  • констатируя знакомые явления,
  • в процессе двигательной активности,
  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • в процессе своих игровых действий.

Продолжает произносить лепетные звуки. Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого («лает», «пищит», «гудит»).

Уход за собой

Повесила небольшие зеркала на уровне ребёнка в прихожей и на комоде, поставила стульчики. В прихожей добавила крючки для верхней одежды на уровне детского роста, обувь сына стоит на отдельной полке общей обувницы.

А это ящик сына с одеждой: все элементы разложены по секциям, на каждой своя наклейка — футболки, кофты, трусы, носки, штаны.

Горшок у нас уже стоял в санузле, а не кочевал по квартире

Это важно, чтобы ребёнок ходил в туалет туда же, куда ходят взрослые

И на следующий день мы начали — сняли подгузник и стали получать обратную связь от среды в виде мокрых трусиков, луж на полу, переодеваний, подмываний. Это оказалось не так ужасно, как я представляла, и даже были удачные попытки без луж. Правда, сын растерзал лоток с салфетками и туалетной бумагой, поэтому временно убрала из доступа, предложу позже.

Также убрала лишние предметы с бортика раковины, добавила небольшое зеркало на уровне ребёнка.

Тёма старается сам чистить зубы, и с каждым днём у него получается всё лучше

Решение проблемы

По статистическим данным, проблемы с мочевыделением в детском возрасте наблюдаются в 1 из 5 семей.

Если эти проблемы не связаны со здоровьем малыша, тогда следует искать причины частого мочеиспускания в чем-то другом:

первое – родители должны обратить внимание на процесс хождения маленького на горшок (бывают случаи, когда дети хотят порадовать своих родителей и постоянно ходят на горшок, потому что взрослые, когда приучали младенца к нему, очень радовались успехам своего ребенка);

второе – стрессовые ситуации негативно влияют на самочувствие ребенка, именно из-за психологического напряжения в семье дети ночью писают в кровать;

третье – нельзя разрешать детям пить по 2-3 стакана жидкости перед сном

Развитие детей от 0 до 1 месяца

Развитие детей от 0 до 1 месяца проходит не особенно заметно: малыши спят от 19 до 22 часов в сутки, и на активное бодрствование остается не так уж много времени. Но это не значит, что они не развиваются!

Двигательная активность достаточно случайна и хаотична, но постепенно все начинает приходить в управляемый порядок. Например, новорожденный младенец не может поднимать голову и держать ее на весу, а к месяцу это становится нормой развития (почаще выкладывайте ребенка на животик, чтобы стимулировать мышечный рост!).

В первые недели руки и ногу у малышей согнуты и поджаты к телу, ладошки собраны в кулачки. Это повышенный тонус мышц-сгибателей конечностей, который у детей до трех месяцев считается абсолютной нормой и не требует никаких процедур и исправлений. К концу первого-середине второго месяца ладошки начнут расправляться, тянуться ко рту уже целенаправленно.

Зрение у новорожденных не особенно острое: в первый месяц диапазон различения предметов вокруг примерно полметра. Малыш различает контрастные рисунки, свет, темноту, контуры.

Забавный факт: согласно исследованиям, все новорожденные любят смотреть на светлые предметы с формой овала — что соответствует маминой груди или человеческому лицу. Развитие зрения детей от 0 до 1 месяца идет активно, и через 4 недели после рождения малыш уже может сфокусировать взгляд на лице родных и начинает встречать его улыбкой.

Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны. Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Также можно изготовить специальные карточки для сортировки. На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру. Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам. В статье «Как научить ребенка различать цвета?» можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.

Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик. Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть

Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам «Формы» или «Животные»

Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков, матрешек и деревянных мисочек.

Формы кариеса молочных зубов у детей –

Как мы сказали выше – у детей кариес может возникать уже на 1 году жизни, начиная с момента прорезывания временных зубов. Кариес постоянных зубов начинается у детей также с момента их прорезывания, т.е. в возрасте 5-6 лет. И если у дошкольников и школьников возникший кариозный дефект может существовать достаточно долгое время (до момента перехода кариеса в пульпит и периодонтит), то у детей до 2-3 лет обычно наблюдается стремительное развитие кариеса и его осложнений. Причинами этого являются следующие факторы  –

  • слабая минерализация эмали,
  • очень тонкий слой зубной эмали,
  • очень тонкий слой дентина (всего 1-2 мм), который отделяет эмаль от пульпы зуба.

Поэтому даже из неглубоких кариозных дефектов бактерии очень быстро попадают в пульпу (сосудисто-нервный пучок, расположенный в центре зуба) и вызывают сначала развитие воспаления, а затем и гибель пульпы

Следовательно родители должны обращать внимание не только на появление уже типичных кариозных дефектов. Начальная форма кариеса у детей проявляется в образовании на поверхности эмали – белых меловидных пятен (очагов деминерализации), появление которых предваряет возникновение собственно кариозных дефектов.  

Формы кариеса зубов у детей:

Начальная форма кариеса (рис.5-6) – при нерегулярной гигиене полости рта у шеек зубов скапливается микробный зубной налет. Бактерии зубного налета вырабатывают кислоту, которая начинает растворять и без того слабо минерализованную эмаль, что приводит к формированию на поверхности зубной эмали очагов деминерализации. Последние выглядят как белые меловидные пятна, слегка шероховатые на ощупь.  
Родители часто вовремя не замечают появления таких пятен, т.к. они скрыты под слоем мягкого зубного налета. Либо родители не видят в их появлении ничего серьезного. Если в этот период не происходит нормализации гигиены полости рта ребенка, а также режима его питания – белые пятна на поверхности эмали очень быстро превращаются в поверхностные кариозные дефекты.

Поверхностный кариес (рис.7)  – при этой стадии развития кариеса поражается только эмаль зуба, т.е. кариозный процесс еще не затрагивает находящийся под эмалью слой дентина. Поверхностные кариозные дефекты обычно возникают прямо на месте предшествовавших их появлению очагов деминерализации (белых меловидных пятен). Кстати, это хорошо видно на рис.2.

  • Средний кариес (рис.8-9)  – на этом этапе развития дно кариозной полости локализуется уже ниже эмалево-дентинной границы, т.е. находится в средних слоях дентина. Если начальный и поверхностный кариес остаются для родителей, как правило, незамеченными, то средний кариес хорошо различим на поверхности зуба. Кроме того, у детей уже могут появляться кратковременные боли на прием холодных или сладких продуктов, но при этом маленькие дети не способны высказать свои ощущения.

    При этом у детей до 2 лет – поражение зуба средним кариесом чаще всего имеет тенденцию к неограниченному плоскостному и циркулярному распространению. Т.е. кариозное поражение может занимать сразу целиком несколько поверхностей зуба. И только после 2 летнего возраста кариозное поражение будет иметь свой обычный вид – ограниченной кариозной полости (блюдцеобразной формы).

  • Глубокий кариес (рис.10)  – это следующая ступень развития кариозного процесса, но у детей до 3 лет эта форма кариеса практически не встречается. Последнее связано в том числе и с тем, что у детей этой возрастной группы толщина дентина составляет всего 1-2 мм, и поэтому даже при неглубокой кариозной полости быстро происходит инфицирование пульпы (сосудисто-нервного пучка) – с последующим развитием пульпита и периодонтита.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector