Чем занять ребенка в 1 год, если дома куча-мала дел?
Содержание:
- Сортировать предметы
- Занятия на развитие речи
- Роль пальчиковых игр для развития речи
- 11. Развитие навыков самообслуживания
- Обучающие школы для самых маленьких
- 1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
- Гимнастические упражнения
- Интересные идеи для занятий дома
- Развивающие игры для малышей
- Каким навыкам обучать?
- Играть с водой
- Особенности годовалого ребенка
- Показатели правильного развития годовалого ребенка
- Рукоделие с детьми. Поделки из соленого теста для дошкольников
Сортировать предметы
В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.
Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны. Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.
Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.
Также можно изготовить специальные карточки для сортировки. На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру. Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.
Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.
Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.
Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам. В статье «Как научить ребенка различать цвета?» можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.
Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик. Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть
Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам «Формы» или «Животные»
Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков, матрешек и деревянных мисочек.
Занятия на развитие речи
Обязательно игры для годовалого младенца и занятия с ребенком 1 года 3 месяцев должны включать в себя методики, направленные на развитие речи. Малыши любят играть в игру, которая называется «Вопросы». Родители могут воспользоваться книжкой с яркими картинками, желательно с большим количеством персонажей (зверюшек, героев мультиков). Показывая на персонаж книги, мама спрашивает ребенка, например, «Что делает собачка?», «Кто спит в домике?» и т.д. Каждое новое слово необходимо повторять по несколько раз, стараясь, чтобы ребенок выговаривал его четче и правильнее.
Хорошо учить с карапузом коротенькие стишки, песенки, в которых встречаются повторения слов, звукоподражания. Можно такие стихи и песенки дополнять движениями, которые подходят по смыслу.
Предложите малышу игру «Кто спрятался?». Для этого нужно взять несколько игрушек в виде зверей, птиц. Накрывая одну из них платком, спрашивают ребенка, кто под ним спрятался. После правильного ответа, например, «Кошка», спрашивают: «Как говорит кошечка?».
Очень эффективно для развития речевого аппарата ребенка проводить дыхательные упражнения. Например, можно попросить его подуть на кусочки ваты, научить выдувать мыльные пузыри. Кроме того, к упражнениям, развивающим подвижность артикуляционного аппарата, относятся интересные деткам вопросы-ответы: «Как скачет лошадка?», «Как воет волк?» и другие.
Роль пальчиковых игр для развития речи
Если вы хотите чтобы ваш малыш заговорил вовремя – играйте с ним в пальчиковые игры. Зона мозга, отвечающая за движения кисти рук и пальцев, находится там же, где и речевая зона. Развиваете пальчики – развиваете речь. Играйте в эти игры ежедневно, по нескольку раз, детям они никогда не надоедают. Вот некоторые из них:
- «Сорока-ворона»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?»,
- «Ладушки-ладушки»,
- «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…»,
- «На двери висел замок, кто его открыть бы смог…»
Вы легко найдете примеры таких игр на просторах интернета или в книжном магазине. Они легко запоминаются и принесут вашему малышу много радостных минут и огромную пользу.
11. Развитие навыков самообслуживания
- учимся регулярно мыть руки перед едой;
- учимся класть вещи по своим местам после игры;
- учимся вытирать за собой стол, убирать рабочее место после творческих занятий.
Хочется заметить, что всему этому научить ребенка гораздо проще, если вы воспитываете его в духе методики Монтессори, если действительно внедрить методику в жизнь, уборка после игры превратится в само собой разумеющееся занятие.
На этом все. О том, как развивать ребенка в 1,5 года, вы также можете почитать в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Заранее спасибо!
Искренне ваша, Яна Разначенко
Обучающие школы для самых маленьких
Куда отдать заниматься ребенка в год? На сегодняшний день много открывается групп по развитию самых маленьких. Можно даже найти ясли на платной основе, которые набирают в группы деток от одного до трех годиков.
Существует огромное количество школ по развитию, куда мамочки приносят своих малышей и занимаются вместе с ними. В чем преимущество таких школ перед яслями, и зачем туда вообще водить своего ребенка? Такие учреждения всегда существуют на платной основе. Там каждому малышу будут уделять то количество времени, которое ему необходимо. Также с ними занимаются специалисты и следят за их своевременным развитием. Помимо этого, у малыша появляются новые друзья. То есть детки учатся контактировать с другими. Таким образом им будет легче в дальнейшем определиться в социуме.
Также большим плюсом этих школ будет то, что мамочка сможет правильно подбирать игры для своего чада, ей расскажут и покажут, как правильно и чем заниматься с ребенком с года. Когда малыш становится постарше, он уже сможет один находиться в группе без мамы. Это значительно облегчит его перевод в детский садик. Для малышей является очень большим стрессом, когда из дому его вдруг начинают приводить в какое-то место, где нет родных, нет мамы, и вообще ничего ему знакомого. И обычно в государственных детских садах воспитатели недостаточно уделяют внимания каждому ребенку. Как следствие, он может стать очень замкнутым или, наоборот, агрессивным. После таких школ дети легче адаптируются к новым условиям.
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)
Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- ;
- (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);
Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Возим каталку;
Чистим вареное яичко;
Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
Учимся расстегивать липучки, молнии;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)Уже знакомые игры:
Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;
Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;
Составляем кубики друг на друга;
Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
Играем с сенсорными коробками;
Гимнастические упражнения
У годовалых детей вырабатывается столько энергии, что успеть за ними повсюду становится очень сложно для родителей. Им приходится выдумывать все новые и новые игры для своих реактивных чад
Предлагаем такое важное занятие, как гимнастика. Физическое развитие детей от 1 до 3 лет имеет не менее важное значение, чем развитие мелкой моторики
В возрасте 1 года малыш должен вести активный образ жизни, бегать, лазить, ползать. На выручку папе и маме придет гимнастика. Можно в квартире выделить специальный уголок, где родители с ребенком будут вместе заниматься гимнастикой. Это может быть специальный коврик с набросанными большими и маленькими мячами, мешочками с песком. Если есть возможность, желательно поставить шведскую стенку и с годика приучать ребенка к физическим упражнениям. Малыш в год уже может кататься на канате, съезжать на попе с низкой горки в подушки, пытаться висеть на кольцах. Гимнастика — это жизнь! Приучите ребенка с самого детства, ребенок вырастет физически развитым, сильным и ловким, многие заболевания отступят навсегда.
Гимнастика укрепляет мышцы рук, ног, спины, способствует правильному кровообращению. У детей, для которых с малых лет гимнастика – привычное и увлекательное явление, наблюдается повышение иммунитета, устойчивость к простудным заболеваниям.
Гимнастика с малых лет сделает малыша более дисциплинированным, активным, скоординирует его действия, научит последовательности. Однако родители всегда и везде должны быть примером для ребенка!
Также для детей ранних лет показаны народные игры на пальцах, в процессе которых также развивается мелкая моторика. Это игры под названиями: «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д. Малышу весело, осуществляется контакт со взрослым, заучиваются новые слова, стишки.
https://youtube.com/watch?v=mhkC4I94Ek8
Занимая малыша таким образом изо дня в день, вы обязательно поможете ему вырасти развитым, здоровым и активным. Главное — постоянно находиться в поле зрения ребенка и ненавязчиво корректировать его действия, формировать увлечения.
Интересные идеи для занятий дома
Нет необходимости ограждать ребенка от выполнения домашних обязанностей. Это и поможет малышу быстрее развиваться, и воспитает помощника на радость родителям. Стоит позволить ребенку:
Вытирать стол тряпочкой. Можно смочить водой тряпочку, которой обычно протирают обеденный стол или детский столик, показать, какими движениями протирают поверхность, и дать малышу. Он с радостью будет повторять действия. Пусть не все получится идеально с первого раза. Чем чаще родители дают ребенку возможность проявить себя, выполняя простые поручения, и хвалят его, тем быстрее ребенок научится выполнять все правильно, увидит ценность собственной работы, научится ценить чужой труд и поймет, что родители доверяют ему.
Малыш помогает маме
Подметать пол щеткой. Этой работой лучше заниматься в паре. Для этого стоит приобрести детский комплект щетки и совочка. Малыш будет наблюдать за родителями и пытаться повторять
Ощущение важности и нужности сыграет роль, ребенок будет рад своему участию.
Загружать белье в стиральную машинку. Дети любят подражать взрослым: помогают нести белье из корзины в стиральную машинку или вытаскивать чистое белье из машинки, помогая маме его развесить.
Развивающие игры для малышей
Развитие детей в большой степени зависит от общения с родителями. Чем больше длится контакт со взрослым, тем больше информации ребенок узнает.
Деткам раннего возраста очень познавательно будет вместе с взрослыми заняться рисованием. В процессе этого занятия происходят такие процессы:
- Ребенок знакомится с цветами, запоминает их названия.
- В процессе рисования также происходит развитие мелкой моторики (маленькие пальчики учатся держать карандаш, кисточку, иногда и пальцем проверяют на ощупь краску).
- Вместе с родителями дети учатся «рисовать» котика, яблоко, грушу и многое другое. Затем можно угостить ребенка кусочком яблока, дать его ощупать, связать картинку и настоящий предмет.
Рисование – творческий процесс, чем старше ребенок, тем более творческим становится. Сначала ребенку достаточно нарисовать множество ярких пятен всевозможной формы, затем ему нужно нарисовать яблоко, банан, солнышко… Позже – домик, в котором живет Медведь, проказницу Машу и многих других.
Для самых маленьких деток придумали специальные безвредные краски, рисовать которыми можно с помощью рук! А умелые папы могут приготовить специальное место на стене с заранее приготовленным рулоном бумаги, на котором малыш с мамой будут совершенствовать свое развитие и познавать мир красок.
Еще один материал, отлично развивающий мелкую моторику рук у детей раннего возраста, – пластилин! Из ярких эластичных кусочков можно вылепить такое! Целую сказку про Колобка, только что прочитанную мамой. Научиться катать шарики, делать посуду из пластилина! Развитие ребенка такого возраста зависит от той работы, которую выполнят маленькие пальчики, насколько они все прощупают, подавят, потрогают! Происходит массаж головного мозга через пальчики рук ребенка! Развивается мелкая моторика ребенка. Однако не стоит забывать, что годовалый ребенок все тянет в рот, и яблочко из пластилина не исключение! Родитель должен находиться рядом и контролировать познавательный процесс.
Каким навыкам обучать?
С помощью развивающих игр «годовасик» обучается навыкам, которые должны соответствовать его возрасту и по которым определяют уровень развития малыша.
Так, благодаря активным играм ребенок в год:
- учится увереннее ходить, бегать;
- умеет приседать;
- залезает на невысокую поверхность;
- прыгает;
- бросает и пытается поймать мяч.
Познавательные игры побуждают малышей подражать взрослым, вызывают интерес к новым предметам и игрушкам, формируют желание рассмотреть игрушку изнутри.
Ребенка в игровой форме необходимо научить:
- реагировать на свое имя;
- различать части тела и показывать их как на себе, так и на других;
- узнавать членов семьи, различать их по имени;
- имитировать звуки животных, характерные сигналы;
- понимать, что от него хотят взрослые.
В год-полтора ребенок благодаря приобретенным навыкам уже может держать кружку, отличать предметы вокруг, понимать значение таких слов, как «горячо – холодно», «какой я большой», «до свидания», «спать», «гулять» и т. д.
Играть с водой
По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка или кувшинчика. Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.
Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.
Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.
Особенности годовалого ребенка
Главная причина, по которой не стоит пренебрегать играми с детьми 1 года, — удивительная восприимчивость малышей. То, что для взрослых давно стало обыденностью, для них — настоящее открытие. Любой день для них наполнен событиями, а это способствует закреплению знаний и навыков.
Придумывая игры дома или на улице, стоит учитывать, что дети этого возраста склонны к подражанию и делают они это с большим удовольствием. Так что родители должны показывать, как обращаться с тем или иным предметом, как именно играть. Вряд ли в этом возрасте ребенок будет играть самостоятельно. Пока он этому только учится, наблюдая за старшими
Но подобное качество важно использовать, чтобы знакомить кроху с окружающим миром и собственными возможностями
Также нельзя забывать о том, что ребенок в год еще очень маленький. Не надо требовать от него слишком многого, ставить задачи, с которыми он не может справиться. В результате можно отбить интерес к познанию нового. Если у малыша что-то не получается или он просто не хочет поиграть в определенную игру, то стоит предложить что-то другое. А к неудавшемуся занятию вернуться позже.
Не стоит ждать, что ребенок будет исполнять любую просьбу. Ему интересно выполнить задание взрослого, поэтому он наверняка послушается, если предложить собрать кубики в коробку. Но вполне вероятно, что он опять выбросит их на пол — ведь для него это увлекательная игра
Ни в коем случае нельзя ругать карапуза, лучше переключить его внимание
Кроме того, годовалый карапуз не способен долго выполнять какое-то действие. Он быстро теряет интерес. Поэтому каждые несколько минут занятия должны меняться. Сколько будет длиться одно, зависит от самого ребенка.
Показатели правильного развития годовалого ребенка
К 12 месяцам малыш уже многое умеет, достигает важных показателей развития. Годовалый возраст является переходным периодом от младенчества к детству
Важно, чтобы становление ребенка соответствовало нормам
Развитие детей проходит в четырех направлениях: социальном, эмоциональном, физическом и когнитивном. Показатели становления малыша проявляются в каждой из этих сфер.
Когнитивное развитие связано с познавательными функциями, навыками мышления, к таким показателям относятся следующие:
- ребенок правильно использует предметы. Для того чтобы сделать прическу, он берет расческу. Телефон он прикладывает к уху правильной стороной;
- малыш копирует жесты взрослых. Если показать ему движение рукой, то он повторит. Если ребенок способен воспроизводить множество действий, то это говорит о значительном развитии головного мозга;
- грудничок быстро находит спрятанные родителем предметы. Он ищет вещи в тех местах, где они обычно находятся. Это говорит о развитии зрительной памяти;
- малыш способен ассоциировать предметы с их названиями. Если положить перед ним разные овощи и сказать название одного из них, то он укажет пальцем на правильный продукт;
- ребенок пытается повторять звуки (например, сигнал машины, мяуканье кошки). Он хорошо запоминает звуки, хотя правильно произносить некоторые из них еще не умеет.
Физическое развитие связано с мускулатурой, ростом, грудничок должен уметь:
- садиться без посторонней помощи;
- хватать предметы всеми пальцами или только указательным и большим. Ловко доставать вещи из коробок;
- ходить, опираясь на предметы мебели. Несколько шагов совершать без поддержки;
- указывать пальцами на интересующие его предметы;
- вставать на ноги у опоры или с помощью родителей. В год мышцы и суставы еще недостаточно крепкие для удержания веса тела.
К году у ребенка уже имеется три пары зубов: верхние и нижние центральные, боковые резцы. Улучшается качество зрения, развивается зрительно-двигательная координация. У малыша лучше получается определять расстояние.
Повышается точность в играх: грудничок может попадать мячом в цель. Эмоциональное и социальное развитие связано с появлением способности выражать чувства, общаться со взрослыми и сверстниками.
Показатели правильного развития годовалого ребенка:
- выражает чувство страха путем крика, хватания одного из родителей за руку;
- понимает и реагирует на простые просьбы (передает предмет, садится по указанию родителей);
- внимательно следит за реакцией мамы и папы (например, когда отказывается есть или бросает игрушку);
- беспокоится, становится застенчивым и нерешительным, когда в квартире находятся незнакомые люди;
- пытается осмысленно разговаривать. Малыш отвечает на вопросы. Речь может быть еще невнятной;
- предпочитает проводить время с родителями. Это означает, что у малыша развиваются социальные навыки.
Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально. Есть дети, которые быстро всему учатся
Бывают малыши, которым нужно много времени на освоение определенных навыков.
Большую роль играет срок появления на свет, наличие патологий физического и психического характера. Недоношенные дети отстают в развитии от тех, которые родились вовремя. Заболевания тормозят появление навыков и умений.
Мать должно насторожить, если малыш не может:
- самостоятельно садиться;
- сидеть без поддержки;
- повторять простые жесты;
- находить игрушки, которые родители спрятали в пределах его видимости;
- становиться на ноги, даже если его поддерживают;
- указывать пальцами на людей и предметы;
- радоваться родным и проявляет полное безразличие к игрушкам и окружению.
Это симптомы задержки развития грудничка.
Если родители заметили отклонения в становлении ребенка, то нужно обратиться к педиатру для выявления причины возникновения такой проблемы. Рекомендуется регулярно проводить медосмотр малыша. Это позволит вовремя выявить нарушения и устранить их.
Надо учитывать генетический фактор в развитии малыша. Если один из родителей начал поздно говорить, то ребенок, скорее всего тоже станет произносить слова позже срока, указанного в календаре развития.
Рукоделие с детьми. Поделки из соленого теста для дошкольников
Интересные поделки с детьми дошкольного возраста проще делать уже с окрашенного теста. Дошкольникам будет легко и увлекательно работать с массой для лепки.
Гусеница
Для творчества понадобится:
- тесто зеленого и черного цветов;
- стек;
- доска для лепки;
- клей ПВА;
- лак.
Гусеницу, сделанную из соленого теста, можно высушить и использовать как брелок
Мастер-класс:
- Раскатать зеленую колбаску.
- Стеком разрезать ее на 6 равных частей, скатать шары.
- Скрепить между собой 5 шаров. Затем к верху крайнего шара приклеить голову.
- Сделать зеленый нос и черные глаза. Прикрепить детали к голове.
- Высушить гусеницу и закрепить ее лаком.
Овца
Необходимые материалы и инструменты:
- окрашенное тесто;
- вода;
- стек;
- кисть;
- лак;
- доска.
Овечка с короткой шерсткой
Мастер-класс:
- Из розовой массы слепить овальное туловище овцы.
- Скатать 4 розовые колбаски одинакового размера. Одна сторона должна быть немного шире другой. На широкой стороне каждой ноги стеком отметить копыто.
- Прикрепить ноги к туловищу (в лежачем положении). Все детали следует крепить с помощью воды.
- Изготовить розовую голову грушевидной формы. Стеком обозначить на голове глаза, нос и рот.
- Сделать уши, скатав 2 небольшие колбаски и приплюснув их. Прикрепить детали к голове, а голову – к туловищу.
- Из белого теста сделать большое количество мелких шариков, которые станут шерстью овцы. Используя кисть с водой, смочить туловище и приклеить к нему шарики.
Овечка с длинной шерсткой
Высушить поделку и нанести на поверхность лак.