Как научить ребенка читать: методики обучения чтению
Содержание:
- Когда нужно начинать учить
- Для детей 5 лет
- Как определить готов ли ребенок к обучению чтению
- Главный совет
- Важно знать!
- Электронный плакат «Говорящая азбука»
- Как закреплять навык говорения
- Основные правила как легко обучить ребенка
- Как научить ребенка буквам в четыре года
- Совет 1. Учите справляться с эмоциями
- Детские раскраски
- Рекомендации педагогов при обучении детей алфавиту
- Как самостоятельно выучить алфавит с ребенком 5-6 лет?
- С какого возраста начинать изучение алфавита и как?
- В каком порядке изучать буквы
- Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков
- Определение готовности ребёнка к обучению
- Почему нельзя подгонять и переворачивать песочные часы
- Этапы обучения чтению
- Когда начинать?
Когда нужно начинать учить
Малыш сразу после появления на свет начинает познавать мир, этот процесс проходит беспрерывно. В случае, когда происходит переизбыток информации, ученик становится капризным и раздражительным. Поэтому психологи советуют дозировать знания.
В возрасте до 3 лет все дети учатся обязательным вещам: ходить, сидеть, ползать, разговаривать и т.д. Если еще к этому добавить изучение алфавита, то мозг малыша может просто «закипеть».
Некоторые методики раннего развития советуют начинать знакомить детей с алфавитом уже с 6 месяцев. Но это оказывается бесполезной затеей, так как в таком возрасте малыш запоминает то, что ему рассказывают постоянно. Если на некоторое время сделать паузу, то он просто все забудет.
Педагоги считают оптимальным возрастом для обучения азбуки 6-7 лет. Именно в этот период дети начинают активно читать, считать и писать и сможет рационально применить все знания.
Для детей 5 лет
В 5 лет дети начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Этот возраст считается оптимальным для изучения алфавита.
Хороший способ помочь малышу выучить буквы, это подарить ему букварь. У него должны быть и другие детские книги. При покупке лучше отдавать предпочтение экземплярам, в которых слова напечатаны по слогам крупным шрифтом. Хорошо, когда родители, читая книгу, водят пальцем по тексту. Так ребенок сможет связывать услышанное с увиденным и запоминать буквы.
В 5 лет дети по-прежнему любят играть. Обычно родители в этот период активизируются, уделяя больше времени тому, чтобы провести подготовку к школе
Хорошо, если они проводят с детьми обучение в форме школьных занятий и посещают разные кружки, но не следует забывать, что важно оставлять достаточное время на игры, в том числе те, которые помогут ему освоить азбуку
Как определить готов ли ребенок к обучению чтению
Как узнать готов ли ребенок к обучению чтению? Это может сделать любой наблюдательный родитель, а также нужно учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности каждого малыша.
Приведу примет из личной жизни. Обучение чтению моих двух дочерей проходило по совершенно разному сценарию и срокам. Старший ребенок начал интересоваться буквами уже в 1,5 года. Показываешь букву и она мигом ее запоминала и воспроизводила в других ситуациях ( показывала эту букву в книге, на упаковках продуктов на одежде и т.д). К двум годам знала все буквы, при этом не составляя сложных предложений. В три года ребенок уже читал слоги, а к четырем слова и короткие предложения. В пять лет это было уже сознательное беглое чтение. Усилий в обучении совершенно не было, это был интерес и желание самого ребенка. Это говорит об эмоциональной и психологической готовности к обучению.
С младшим ребенком все было иначе. Интереса к буквам и чтению не было до лет 4, а может и позже. Далее в игровых приемах по обучению чтению было обнаружено, что нарушен фонематический слух. Ребенок путал слова, схожие по звучанию (мишка — миска, том — дом и т.д.). Кроме это было нарушено произношение нескольких звуков. На этом примере показано, что ребенок в 4 года еще не был физиологически и психологически готов к обучению.
Критерии готовности к обучению чтению
Очень важным показателем готовности к обучению чтению является развитая связная речь ребенка. Он говорит полными предложениями, может составить рассказ, пересказать прочитанное вами, тогда начинайте смело заниматься.
Вторым важным показателем является правильная речь и развитие фонематического слуха (различение близких по звучанию слов дом — ком). А правильно ли развивается речь вашего малыша Вы сможете узнать по выделенной ссылке
Если ребенок говорит мало или неправильно произносит звуки обратитесь за помощью к учителю-дефектологу (логопеду), если вы его уже посещаете, то следуйте и выполняйте все его инструкции.
Малыш вполне способен сконцентрировать свое внимание на 10-15 минут, в противном случае даже начинать учить чтению не стоит.
Ваш ребенок постоянно просит почитать или часами рассматривает книги, любит слушать сказки и задает вопросы по их содержанию.
Различает где право — лево, вверху — внизу. Если этого ребенок не умеет, научите его
Это поможет ему ориентироваться на странице или тексте: с какой стороны начинать читать, где верх и низ.
Главный совет
Его психологи и педагоги адресуют ярым приверженцам раннего развития детей: не торопитесь быстро выучить алфавит с ребенком! Все хорошо в свое время, особенно если речь идет о развитии участков мозга. Бессмысленно учить малыша читать, если он еще толком не говорит
Очень важно больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, отвечать на вопросы, а не пытаться «занимать», «отвлекать» гаджетам и пр
А вот тренажеры для развития памяти и внимания от Викиум хороши в абсолютно любом возрасте: и ребенку понравится, и взрослому благодаря им даже тяжкий будний день покажется немного легче. На выходе все получат повышение обучаемости, концентрации и эффективности.
Важно знать!
Электронный плакат «Говорящая азбука»
Обучающий звуковой плакат — отличное дополнение к стандартным методикам изучения алфавита.
Он сочетает в себе визуальное и звуковое восприятие, позволяет изучать буквы и звуки алфавита, а также цифры от 1 до 33. В плакате представлено несколько режимов — песня, загадка или задание, что позволяет разнообразить процесс обучения.
Плакаты отличаются по звучанию и принципам произношения. Рекомендуется выбирать те, где есть произношение букв, как звуков.
Изучение алфавита — важный шаг в жизни каждого ребенка, который позволит получать новые знания и анализировать их. Стоит отнестись к этому периоду с терпением и помогать малышу в обучении с помощью игрового подхода и поддержки.
Как закреплять навык говорения
Несмотря на кажущуюся сложность, дети осваивают английский алфавит очень быстро. Двух-трех недель обычно достаточно, чтобы запомнить большинство букв и связанных с ними слов. Мультики и песенки ускоряют обучение. Но что делать дальше, чтобы развивать и углублять разговорный навык?
Для этого специалисты советуют не отступать от выбранного курса. Игра в новый язык, в которую вы уже начали играть со своим ребенком, должна продолжаться.
Слушайте английские песенки Nursery Rhymes и учите их. Ребенок будет слышать произношение диктора и сможет правильно повторять за ним
Если какой-то звук не удается, поправьте ученика, но не зацикливайте его внимание на ошибке. Несколько прослушиваний «скорректируют» произношение без всякого вашего вмешательства
Смотрите мультики на английском. Взрослым кажется, что посмотреть фильм на иностранном языке — нечто из области фантастики. Но дети тем и отличаются от взрослых, что воспринимают все куда менее серьезно. Кроме того, в мультфильмах не обязательно четко слышать текст, чтобы понять, о чем идет речь. Герои ярко выражают свои эмоции, а в специальных развивающих мультфильмах новые слова повторяют несколько раз, да еще и просят малышей помогать персонажам в их приключениях. Так что не переживайте, что кроха что-то не поймет, и не думайте, что англоязычные мультфильмы — это для детей постарше и тех, кто уже что-то умеет говорить. Регулярно включайте их своему малышу, и со временем вы услышите, что он легко произносит новые слова и фразы.
pixabay.com  / 
Изучайте новые слова и фразы в контексте. Главное правило успешного запоминания — адаптация новых слов и фраз повседневным вещам, которые окружают ребенка. Малыш быстро запомнит, что машинка — это car, если вы повторите это несколько раз за игрой. А пальчики на руках — это fingers, если вы периодически будете называть их так. Со временем у малыша будут появляться все новые ассоциации, а его словарный запас серьезно расширится.
Покупайте детские книги на английском и читайте их с крохой. Такие книги обычно ярко оформлены, с красивыми иллюстрациями. В них могут быть детские стихи или сказки. Если вы уверены в собственном произношении, читайте крохе вслух, указывая на предметы на картинках. После обсуждайте с ним прочитанное, пусть малыш расскажет, что он понял. А все, что не понял, вновь покажите на картинках. Визуальные образы запоминаются куда быстрее, чем простой перевод текста.
Основные правила как легко обучить ребенка
Каждый малыш индивидуален, поэтому родителям стоит в первую очередь обращать внимание на его готовность изучать буквы. В этом процессе выделяют несколько основных правил:
- В первую очередь необходимо предоставить право выбора книги, это позволит повысить результат занятий.
- Не спеша прочитать содержимое и попросить малыша все пересказать.
- Изучение стоит начать с простых букв, которые употребляются чаще всего. Переходить в более сложным нужно постепенно.
- Не стоит учить больше 1 буквы за несколько дней. Для того чтобы закрепить пройденного материала рекомендуется использовать специальные картинки, предметы, пазлы и т.д.
- Необходимо вырабатывать ассоциативную память. Каждую из букв обязательно описывают, чтобы было проще запомнить ее.
Это универсальные требования, отхождения от них возможны.
Как научить ребенка буквам в четыре года
Принципы занятий с четырехлетками те же, что и с детьми трех лет: заниматься нужно по чуть-чуть, но каждый день, все обучение строится на позитивных эмоциях и в игровой форме, буквы добавляем постепенно.
После того, как малыш освоит несколько букв алфавита, можно купить ему настенный электронный говорящий плакат с буквами. Плакат должен произносить звук (именно звук, а не букву) и называть предмет, изображенный рядом с буквой. Актуальными остаются прорисовывание букв, выкладывание из мозаики, камешков, пуговиц и лепка. С четырехлетками можно поиграть в «Волшебный мешочек». После того, как малыш выучит несколько букв, возьмите полотняный мешочек и положите туда буквы из магнитной азбуки, и буквы разного размера, вырезанные из плотного картона. Ребенок опускает ручку в мешочек, берет букву и на ощупь определяет, что за буква у него в руке, затем вынимает ее из мешочка и проверяет правильность догадки. Еще одна полезная игра: «Найди картинки». Для игры вам понадобится изготовить комплект картинок, названия предметов на которых начинаются на разные буквы алфавита. Перед малышом выкладываются несколько картинок и буква. Ребенку нужно найти изображения предметов, которые начинаются на предложенную букву. В обе игры играть гораздо интереснее, если есть возможность собрать дома двух-трех ребятишек одного возраста.
Совет 1. Учите справляться с эмоциями
Важно уметь выражать эмоции, особенно негативные, словами. Если ребёнок злится или впадает в истерику, помогайте ему научиться формулировать это: «ты злишься», «ты расстроен». Проговаривайте и свои чувства, например: «Я сейчас грущу, потому что (причина)
Но ничего, это пройдёт»
Проговаривайте и свои чувства, например: «Я сейчас грущу, потому что (причина). Но ничего, это пройдёт».
Не оставляйте детей без поддержки и не игнорируйте тот факт, что им тяжело эмоционально
Здесь важно соблюдать баланс: показать, что вы понимаете ребёнка и сочувствуете, но дать ему возможность самому справиться с проблемой. . Умение распознать собственные эмоции и прожить их — важное качество полноценной взрослой личности. Если ребёнок научится выражать злость экологично, у него не будет проблем с агрессией в будущих отношениях с людьми.
Если ребёнок научится выражать злость экологично, у него не будет проблем с агрессией в будущих отношениях с людьми.
Умение распознать собственные эмоции и прожить их — важное качество полноценной взрослой личности. Если ребёнок научится выражать злость экологично, у него не будет проблем с агрессией в будущих отношениях с людьми.
Designed by Freepik
Designed by Freepik
Детские раскраски
Таких материалов для того, чтобы научить ребенка буквам предостаточно, и они разнообразны. Есть раскраски, где буквы надо закрашивать, есть те, где нужно соединять точки, чтобы получилась буква. Как правило, каждое упражнение сопровождается веселым стишком, чтобы быстрее и лучше запомнить пройденный материал. Словом, выбор за родителями.
Безусловно, карточки, магнитные азбуки — это методики и вспомогательные материалы, проверенные временем, но если хочется внести разнообразие в привычные занятия с ребенком, то на помощь придут альтернативные и веселые способы, как научить ребенка буквам.
Рекомендации педагогов при обучении детей алфавиту
Отметим общие рекомендации, о которых говорит большинство педагогов при обучении алфавиту:
Advertisement
Ребенку следует выбирать книгу для чтения самому;
Малышу нужно самостоятельно перелистывать страницы;
Рассматривайте картинки в книжке вместе и обсуждайте их;
Размышляйте вместе над прочитанным, предлагайте ребенку пересказывать сказки или истории;
Не заставляйте малыша учить буквы, проводите занятия в игровой форме, вызывая интерес. Если его нет, значит заниматься рано, повторите попытку спустя какое-то время;
Выбирайте игры, которые будут интересны ребенку. Занятия должны вызывать положительные эмоции, от этого зависит общая грамотность малыша, развитие его речи, интерес к наукам;
Начинать изучение букв от простых и наиболее употребляемых (вначале – гласных, затем — согласных) к сложным и редко встречающимся в текстах
Обратите внимание на то, что следует учить звуки, а не буквы (Н, а не «ЭН»);
Изучение 1 буквы за 2 дня – достаточный темп для малыша. Вы можете рассказывать малышу, что вам напоминает изображение буквы, с чем ассоциируется, найти и прочесть стих о ней или послушать песенку
Выкладывайте буковки из бусинок, спичек, изюминок, ягод, камешков, листиков, ракушек, пуговиц и других мелких предметов;
Начинайте занятия с 5-10 минут, доводя их до 15 минут в 3-хлетнем и до получаса – в 5-тилетнем возрасте (можно устраивать перерыв — не более 3-5 минут);
Закрепление результата – важный этап, не стоит его пропускать. Чтобы не забыть букву, которую малыш выучил на прошлом уроке, следует начинать занятие с повторения пройденного. Просите ребенка назвать предметы в окружающей обстановке, которые начинаются на определенную букву, он может также нарисовать их. Используйте карточки — наклеивайте на них изображения предметов, вырезанные из бумаги, кусочков ткани, нарисованные пластилином;
Очень полезно создание авторского букваря. Рисуйте букву или вырезайте её из цветной бумаги, изображайте предмет, начинающийся на эту букву, создавая страничку в альбоме. Следует подключать тактильные впечатления к визуальным, изготавливайте буквы из материалов различной текстуры, пусть малыш водит по ним пальчиком;
Практикуйтесь в составлении слогов из кубиков, магнитов или конструктора. Малыш должен осознать, что из звуков формируются слоги, а затем и слова;
Обращайте внимание на вывески на магазинах, читайте их, просите малыша повторить;
Наполняйте пространство вокруг кубиками, магнитами, конструкторами, раскрасками с большими буквами, азбуками. Цветовое оформление должно быть ярким, но не в едких оттенках. Лепите буковки из пластилина и соленого теста, рисуйте их на песке, выкладывайте аппликации из макаронин или круп. Если занятия будут регулярными, успех не замедлит прийти.
Как самостоятельно выучить алфавит с ребенком 5-6 лет?
Возраст 5-6 лет является оптимальным, чтобы начать учиться читать. Главное — научить грамотно говорить, чтобы преподавателю не пришлось его переучивать. Для обучения подойдут такие же упражнения, что и для трех-четырех лет.
Игровая методика изучения 10 гласных за 5 уроков
Эту методику предложил Глен Доман.
Обратите внимание! В её основе — многократное показывание и озвучивание групп символов с их постепенной заменой. Для этого выпускаются специальные карточки, которые разделены по тематикам
Процесс разбит на 5 уроков:
- Изучение пар гласных (А-Я, О-Ё) с использованием легких стихов — «Это – А», «Это – Я». После первых уроков, необходимо проводить закрепление материала, и только потом переходить к следующему шагу.
- Изучение первых трех гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю) с использованием тех же стихов. Показывают ребенку первые три буквенные пары, а оставшиеся две произносятся самостоятельно, чтобы он не ошибся.
- Изучение трех пар гласных (О-Ё, У-Ю, Ы-И). С этого момента, после добавление новой пары, убирают одну из старых пар. Общее количество представляемых букв должно быть не больше шести. Первые 4 буквы озвучивает малыш, а оставшиеся 2 называет взрослый, не позволяя совершить ошибку.
- К четвертому уроку запоминаются пары гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И). После закрепляют последние выученные гласные (Ы и И).
- К пятому уроку запоминаются все 10 гласных, остается закрепить последние выученные гласные (Э и Е).
«Говорящая азбука»
Игровая методика обучению согласным
Для изучения согласных, хорошо подойдут следующие игры:
- Домики. Подготавливают два домика для согласных и гласных. Буквы необходимо прикреплять к соответствующему домику, параллельно произнося их звучание
- Гости. Используют те же два домика. Буквы решили познакомиться друг с другом. Например, сначала вышел звук «Г» и решил позвать на прогулку звук «А». Проговаривают звучание букв в слух и спрашивают, какой получится слог.
- Игра с мячиком. Родитель кидает мяч малышу и называет слово. Ребёнок ловит только слова, которые начинаются с гласного или согласного. Второй вариант игры – взрослый кидает мяч, говоря «гласный» или «согласный». Ребенок называет слово, начинающееся с гласной или согласной буквы.
Ставим буквы по порядку
Расстановка букв в алфавитном порядке — один из заключающих этапов изучения. Помочь могут электронные или бумажные плакаты с изображением различных предметов и букв.
Обратите внимание! Использование плакатов сочетает в себе визуальные и ассоциативные принципы обучения, что облегчает процесс восприятия для ребенка
С какого возраста начинать изучение алфавита и как?
Главное в этом деле — не временить. Как только у ребенка закончился процесс формирования родного языка, можно приступать к английскому, то есть с 2,5 лет.
Лучше сразу же его заинтересовать. Отличной мотивацией может послужить персонаж из Англии, какая-то красочная игрушка или кукла, которая не понимает русскую речь и, чтобы пообщаться с ней, малышу придется выучить новый интересный язык. В дальнейшем вы играете, смотрите видео и поете песни вместе с ней.
Сразу ответим на сопутствующий вопрос, чтобы не возвращаться к этой теме в будущем. Есть ли смысл начинать учить алфавит раньше? Ответ: нет, в этом нет необходимости.
Вы можете либо привить ребенку два родных языка, либо с раннего возраста обучить английскому как иностранному. В первом случае один из родителей или няня должны постоянно общаться с ребенком на английском начиная с рождения. Если вы упустили этот период, то остается только освоить язык как иностранный. Учить отдельные слова и фразы можно сразу как только ребенок начал говорить. Алфавит же есть смысл учить тогда, когда у ребенка уже развивается ассоциативное мышление, то есть в 2,5-3 года.
В каком порядке изучать буквы
Базовый способ изучения алфавита — использование карточек с буквами (они могут быть дополнены картинками). Алгоритм можно выбрать следующий:
- Вначале лучше освоить все гласные, это удобно делать парами: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е).
- Затем вводятся согласные, вначале парные по звонкости-глухости (Б — П, В — Ф, З — С и др.), затем непарные.
- В конце следует познакомить ребёнка с Ъ и Ь.
- Только после изучения всех букв нужно переходить к алфавиту — их правильной последовательности.
При этом при изучении букв лучше называть звуки, которые они обозначают, а не то, как буквы произносятся в алфавите. В дальнейшем это облегчит обучение чтению.
Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков
Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.
Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто «гласными»)
Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е, то ли Ё, то ли Ю
Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не «спотыкался» на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет
Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.
В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е. Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.
- Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: «Он у нас с двух лет все буквы знает». Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю, не знает Э, Ы, иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
- От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.
Определение готовности ребёнка к обучению
Признаком готовности ребёнка является даже не возраст (допустимо начинать заниматься уже с 1,5-2 лет), а уровень его психофизического развития
Важно, чтобы малыш понимал обращённую к нему речь. Кроме того, умел строить хотя бы простые предложения и мог выразить свои желания
Всё это требует определённой степени зрелости функций мышления.
Разумеется, не стоит перед началом каждого занятия спрашивать ребёнка, хочет ли он заниматься. Вы должны тонко чувствовать своего малыша и быть уверены, что ваши с ним короткие игровые уроки будут удовлетворять его природную любознательность.
Продолжительность каждого урока не должна превышать 5-ти минут. Дети раннего возраста ещё не способны к более длительным сосредоточенным действиям
Как только вы увидите, что внимание ребёнка рассеивается – сразу переключайтесь на другое занятие
Детские развивающие пособия для изучения букв
Если вы хотите достичь успеха и не отбить у малыша желание учиться, проводите каждое занятие в виде игры. Ребёнок должен быть активен, бодр и пребывать в хорошем расположении духа. Видите, что настроения нет – не стоит проявлять настойчивость. Ваша навязчивость может породить негативное отношение к учёбе с самого раннего возраста.
Во время занятий важно, чтобы ребёнок не только видел изучаемые буквы, но и мог брать их в руки, переставлять, искать и находить среди других букв. Для этой цели отлично подойдут такие детские развивающие пособия и игры, как на фотографии слева
Они помогут заинтересовать малыша, совместив учёбу с игрой.
Возьмите магнитные буквы и предложите малышу игру: закрыв глаза, ощупывать их и угадывать. Все дети изначально являются кинестетиками, воспринимая мир с помощью ощущений и движений.
Игры и упражнения
Познакомив малыша с очередной буквой, маркером изобразите её на доске и продемонстрируйте ребёнку. Скорее всего, его это заинтересует, и он захочет изобразить её сам. Если малышу исполнилось хотя бы 2,5 годика, помогите это желание реализовать. Дайте ребёнку маркер, покажите, как правильно его держать. После чего возьмите его руку в свою и напишите букву вместе.
Оригинальным способом запоминания букв являются упражнения «Тело-буква» и «Тело-загадка». При этом ребёнок получает задание изобразить букву с помощью тела. Или обратная задача — узнать букву по вашим подсказкам.
Спрашивайте малыша, на что похожа та или иная буква и развивайте его образное мышление. Читайте стихи о буквах, в которых описываются их внешние признаки. Например, такие: «Высока и стройна буква «А», очень похожа на арку она» («Азбука в картинках», автор Ковшиков В.), «А» — начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать её легко: ноги ставит широко!» («На что похожи буквы», автор Шибаев А.).
Интересным занятием, развивающим также мелкую моторику детских ручек, будет моделирование букв из пластилина, проволоки, камешков, палочек, горошин, мозаики.
Почему нельзя подгонять и переворачивать песочные часы
— Мы говорили про сложности во время чтения. Если мы понимаем, что процесс чтения идет плохо, что мы делаем? Ребенку, допустим, 6-7 лет, и он медленно читает, угадывает. Вообще, до какого этапа нормально угадывать концы слов?
— Ни до какого. Никогда не надо ничего угадывать. Если ребенка учить правильно читать и не торопить: «быстрее, быстрее, быстрее», не ставить таймер и не переворачивать песочные часы, то все легко переходят с одного этапа на другой.
— А неправильно учить это как — когда подгоняют, требуют скорости?
— Конечно. Есть способы чтения. Первый способ — это слоговое чтение с использованием внешних опор: водить пальчиком, проговаривать, смотреть и слушать, что читаешь. Набрав опыт, ребенок переходит на второй этап — слог плюс слово, какие-то слова он начинает декодировать быстрее и читать целиком. Возникшая гипотеза сличилась с тем, что написано, ускорение произошло само собой. При чтении знакомых слов такой процесс сличения гипотезы с реальным написанным словом, то есть возвращение к побуквенному анализу, становится излишним, и читающий узнает слово сразу.
Следующий этап — это беглое чтение.
Отдельный параметр чтения — это скорость. Во-первых, скорость — это достаточно индивидуальная история. Например, мой папа медленно читает, но он, в принципе, медлительный человек. Медленно, не в смысле, патологически медленно, а не так быстро, как другой. Если мама холерик, она может сказать: «Ах!» — и побежала, то папа: «Нет, подожди, надо посмотреть». Это совершенно разные темпераменты. Так же и у ребенка надо его особенности учитывать.
Например, дети садятся вместе читать, один быстро читает страницу, а другой — медленнее, но это не значит, что он читает плохо. Раньше ребенок мог не уметь читать до школы и до конца второго класса он имел право расчитываться. Сейчас уже, конечно, нет.
Все хотят, чтобы ребенок пришел в первый класс с беглым чтением, а отсюда все проблемы. От него требуют, а он никак не переходит на этот этап — то ли он действительно физиологически незрелый, проблемы с речью, то ли память, то ли произвольности нет. И надо разбираться, в чем проблема.
— Понятно, самое главное — это ребенка не торопить. Я сразу вспоминаю, как в первом классе сейчас сразу спрашивают, сколько слов в минуту у вас ребенок читает.
— Очень плохо. Вообще, скорость ни про что не говорит. Мы читаем не для того, чтобы просто читать или читать быстро, а для того, чтобы понимать и получать новые знания. Гнаться за скоростью не нужно.
Я пошла в школу читающим ребенком, когда многие еще не читали, и тряслась, как осиновый лист, когда нас с секундомером проверяли на скорость, потому что это экзамен, а как следствие стресс, при этом никакой объективной картины. Никаких секундомеров быть не должно, это не тот замер, который нужен. Нам скорость ради финиша вообще не нужна. Мы читаем для получения удовольствия, получения новых знаний, информации, но никак не для скорости.
Когда говорят про набирание скорости чтения, то это, как правило, про улучшение формирования навыка чтения. Например, на курсах по скорочтению. А чтение по диагонали — это искусственное ускорение, в котором теряется смысл самого чтения. Разве возможно читать Набокова по диагонали?
— Курсы скорочтения, кстати, это возможная история?
— Да, на курсах скорочтения делают опоры на все базовые функции: расширение поля зрительного восприятия, концентрация внимания, работа с памятью.
Этапы обучения чтению
Научить малыша читать можно, только используя определенную систему, в противном случае ребенок запутается. Обучение русскому языку делится на несколько важных этапов:
- Научить кроху буквам. Это — основа основ.
- Научить соединять буквы в слоги. Для начала берутся «легкие» слоги. Например, «МА, БА, ВА, ГА». Нужно обыграть это занятие так, чтобы было интересно.
- Доведение предыдущего этапа до совершенства.
- Изучение других, более тяжелых для произношения, слогов. Чтение простых, несложных слов.
- Чтение сложных слов.
- Чтение словосочетаний.
- Чтение предложений.
- Отработка полноценного чтения.
Карточки с буквами
Гласные буквы русского алфавита: карточки для детей
Специалисты рекомендуют начинать изучение языка с гласных букв. Они легче и ребенку не так трудно учить их. Звуки этих букв отображаются красным цветом. Карточки можно изготовить самостоятельно, а можно приобрести в специализированном магазине.
К сведению! Для самостоятельного изготовления можно использовать трафарет или распечатать материалы. Буквы должны быть достаточно крупными, чтобы дети из группы их видели.
Есть вариации карточек с картинками. На картинке может быть изображен одушевленный или неодушевленный предмет, наименование которого начинается на названную букву.
Существует множество различных заданий, используемых для обучения детей буквам:
- «Назови предмет». Ход игры: ведущий выбирает одну карточку, содержащую гласную букву, а ребенок должен назвать предмет, который начинается с этой буквы. Если участвуют несколько детей, можно внести соревновательный элемент для большего результата.
- «Я знаю 5…». Ход игры: ведущий предлагает задание с аналогичными условиями, увеличивая количество названных слов.
- «Найди букву». Ход игры: ведущий объявляет, что будет называть предметы, а дети должны найти гласную, на которую они начинаются.
- «Отгадай-ка!». Ход игры: ребенок должен быстро и верно назвать показанную воспитателем букву.
Если детей много, все игры можно переделывать под большее количество участников. Победителей можно награждать, правильно ответивших участников обязательно хвалить.
К сведению! Количество игр зависит исключительно от преподавателя. Можно придумывать разные вариации, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Как выучить согласные буквы?
Для лучшей эффективности, согласные изучаются после гласных букв. На карточках подобный звук раскрашивается синим цветом. Различая их по цвету, ребенок способен визуально отличить гласные от согласных, что откладывается у него в памяти.
Карточки с синими согласными
Можно предложить ребенку неокрашенные поля звука, и дать ему использовать их в качестве раскраски. Игровые задания используются по аналогии с гласными буквами. Для ребенка, который освоит и гласные, и согласные можно делать буквенный микс.
При возрастании уровня развития ребенка, задания усложняются. Карточек можно сделать столько, сколько нужно для более продуктивных занятий. Задействуя большее количество карточек, можно предлагать детям строить слоги, слова, фразы, предложения.
Когда начинать?
Универсального ответа на вопрос не существует. Чтобы его найти, нужно отталкиваться от нескольких исходных данных. Причем как от самого ребенка, так и от родителей.
Во-первых, все дети разные. У всех разные способности, разные интересы и разные потребности. Исключая, конечно же, базовые. Один ребенок может до самой школы не интересоваться книжками как таковыми. А потом получать нагоняй от родителей и учителей за низкую успеваемость несмотря на все их старания.
А другой и безо всяких методик, обладая неуемной любознательностью и способностями, тихонько научится читать в уголке. И откроется это совершенно случайно
И неважно, три года было ребенку, или семь
Во-вторых, родители тоже разные. Одни просто и естественно вовлекают своих чад в мир собственных интересов. Не потому что озабочены вопросами раннего развития. А потому что им кажется естественным приобщить малыша к своей жизни.
Другие руководствуются собственными соображениями. Таким родителям непременно необходимо, чтобы дети изучали по несколько языков, занимались математикой и ходили во все кружки в районе.
То есть получается, что понятия «рано» и «поздно» оказываются очень растяжимыми. Не ищите универсальной нормы, смотрите на собственного ребенка. Уж вы то точно поймете, когда вам будет рано а когда уже – пора.
То есть, даже если у кого-то ребенок может бойко читать по слогам, это не значит, что пора и вашему. И наоборот. Ребенок может быть в ваших глазах еще совсем малышом.
Если вам все-таки нужен универсальный совет, то он такой: дайте малышу немного подрасти и выйти из младенческого возраста.
Ориентируйтесь на возраст 3-4 года, а там смотрите по обстоятельствам.
А теперь давайте перейдем к процессу.