Как научиться скорочтению: методы и техники

Польза техники скорочтения

Навык скорочтения может пригодиться студентам, учащимся людям, которые любят литературу, но не имеют для нее достаточно времени. К примеру, чтобы стать профессионалом в той или иной сфере, необходимо осваивать большие информационные объемы. В мире существует огромное количество разных книг, которые хочется прочитать.

При недостатке времени и больших массивах текстов прибегают к методике скорочтения. Кстати, многие исторические знаменитости отличаются этой характерной способностью. Бальзак, Наполеон, Эйнштейн владели скоростью до 2000 слов в минуту. Выделяют следующие основные преимущества данной техники:

сокращается время изучения текста;
активизируется способность обрабатывать материал, так как важная информация быстро находится в объеме данных;
развивается словарный запас, внимание, память;
человек осваивает новый материал, относящийся к профессиональной или художественной литературе, рационально изучает его;
при обучении можно осваивать больше книг, что улучшает его качество и быстроту;
улучшается понимание прочитанного.

Навык скорочтения повысит самооценку того, кто им овладел и уверенность в своих силах. Это не только ускоренное восприятия информации. Но и тренировка внимания, памяти развивающихся при освоении методики. Замечен и обратный эффект: быстрое чтение осваивается более успешно, если укреплять запоминающую способность.

Упражнения для обучения

 
Упражнения будут полезны и для взрослых людей

Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
 

 

Быстрое чтение. Концентрация

Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения. 
 
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
 
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.

Урок по таблицам Шульта

Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.

Видеоинструкция

Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
 
 

Тренировка работы с таблицами 

Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.

Советы как научиться читать быстро

Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
 

Новый взгляд на книгу

Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.

Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
 
 

Главное от Питера Кампа

 

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр. 
 

Важные правила чтения книг

 

В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
 
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.

Личный опыт

Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.

Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
 

Выдержки основных мыслей

Далее я не буду подробно рассказывать про техники скорочтения, которые описывались Джорданом в этом видео. Давайте так, я просто опишу несколько вредных привычек, которые мешают ему развиться, и если они у вас есть, то вам определенно нужно их исправлять для увеличения скорости вашего чтения.

  1. Субвокализация – это тихий голос в голове, когда вы читаете, какой-то определенный текс, ну или если более просто, то это чтение про себя.
  2. Отставание – это тот случай, когда вы прочитали текст или предложение и не запомнили, то, что вы только что прочитали.
  3. Фиксации – это, то насколько долго вы задерживаетесь на словах, когда читаете текст.

Техника чтения по одной книге в день

Теперь давайте перейдем непосредственно к самой технике скорочтения, точнее к шагам которые помогут вам научиться читать в 8 раз быстрее.

Лицевая и задняя сторона книги – это то, что даст понять, о чем книга, а так же понять компетенцию которой обладает автор.

Таблица содержания – это то, что может рассказать 80% смысла всей книги, и как правило расположена она на 20% страниц – Принцип Парето.

Скиминг – это процесс просмотра страниц, при котором вам дается по 10 секунд на каждую страницу

Главная задача на этом шаге отыскать ключевые подзаголовки и, диаграммы которые привлекают внимание.

Сканинг – это стадия подготовительного чтения. На которой, вы тратите по 30 секунд на страницу

При этом главная задача на этом шаге вернуться к подзаголовкам и задержаться на поиске ключевых слов и чисел.

Скорочтение – это собственно сам процесс чтения книги. На этом шаге вы уже можете использовать одну из техник, о которых рассказывал Джордан в видео.

При последовательном использование этой техники вы научитесь читать в несколько раз быстрее.

Способы, как научиться быстро читать книги и запоминать прочитанное

Задумайтесь, сколько времени можно сэкономить, если знать, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное.

Обычному человеку требуется 3-5 минут, чтобы прочесть страницу целиком. «Быстрому» читателю на это нужно меньше минуты. Получается, что 200 страниц книги он легко осилит за 200 минут, а тому, кто читает в медленном темпе, придется потратить на этот же объем 1000 минут. Разница — 13 часов!

Существуют различные способы научиться быстро читать.

Ускоренный темп

Во время поездки со скоростью 120 км/час водитель более внимательно следит за дорогой, чем при 60 км/час. Так происходит и в то время, когда вы читаете. Быстрый темп заставляет нас сосредоточиться. Регулируйте темп с помощью указки (пальца).

Продолжайте наращивать темп, прочитывая сразу несколько слов. Возможно, до вас первое время трудно будет доходить смысл, но со временем вы научитесь понимать прочитанное. Читайте с такой же скоростью, с которой перемещаете палец.

Метроном

Сначала настройте прибор на медленную скорость. Начинайте читать медленно, в соответствии с ритмом метронома. Постепенно увеличивайте скорость на приборе и во время чтения. Старайтесь достичь понимания текста.

Отбивание ритма

Способ похож на предыдущий. Одновременное чтение и отбивание ритма поможет подавить артикуляцию. Работа речевых органов (губ, языка, гортани) во время чтения текста называется «проговариванием». Почему вредна эта привычка, мы расскажем ниже.

Отбивание ритма поможет отвлечь от проговаривания. Можно взять карандаш и во время чтения выстукивать какой-то ритм. Как альтернативу можно использовать обратный счет: 10,9,8,… Вы будете следить за счетом или ритмом и не сможете проговаривать слова.

Скольжение

Специалисты считают, что это самый быстрый способ научиться читать. Старайтесь охватить за несколько секунд максимальное количество символов: букв, цифр, знаков — не всматривайтесь только в буквы. Сначала вы будете запоминать мало, но со временем научитесь усваивать максимум информации.

Чтение по диагонали

Читайте от верхнего левого угла страницы к нижнему правому. Основное правило: нельзя возвращаться к прочитанному и допускать движение глаз влево-вправо. Сначала вы сможете охватывать лишь несколько слов, но постепенно объем будет увеличиваться.

Такое чтение научит выделять ключевые слова и пропускать «словесный мусор».

В итоге достаточно будет только взгляда на страницу, чтобы уловить основную информацию.

Пропуск неважных слов

В каждом тексте есть слова, которые не несут никакой смысловой нагрузки — маленькие слова. Попробуйте читать текст и пропускать «если», «к», «есть», «или» и т.д. Вы увидите, что их пропуск ни на что не влияет. Практикуя такой способ чтения, со временем вы научитесь автоматически пропускать неважные слова.

Когда ребенок просит: «Хочу научиться скорочтению», предложите ему специальные тексты. Они отличаются от обычных и отлично подходят для формирования навыка. На текст может быть наложена картинка в виде паутинки или решетки, которая закрывает некоторые буквы. Текст может быть написан вверх ногами или перевернут на 90 градусов, в нем могут отсутствовать буквы и проч. Перечисленные виды текстов вы найдете в книгах по скорочтению для детей.

Лучшее решение для родителей, которые хотят научить своего ребенка хорошо и быстро читать — О.В. Узорова «Самый быстрый способ научиться читать». Книга содержит слоговые таблицы, которые помогут отработать навык чтения по принципу «от простого к сложному».

Качественное восприятие информации – залог успеха

В этом разделе мы расскажем, как читать быстро и запоминать полезную информацию. То есть как понимать суть изученного материала. Это и есть цель чтения – научиться извлекать важнейшую информацию из текста. Ну а потом применять ее на практике, если получится…

Ученые доказали, что прочитанный текст хорошо запоминается, когда человек следует пяти простым правилам:

Делится прочитанным материалом со знакомыми. Когда человек пересказывает своими словами сюжет книги, вероятность отложения новой информации в памяти приближается к 100 %.
Делает пометки по ходу чтения. Они должны отражать ключевые моменты книги.
Точно знает лучшее время работы своего мозга. Доказано, что большая часть людей хорошо воспринимают информацию утром и днем

У других людей (их меньшинство) все наоборот: они усваивают информацию только вечером или ночью.
Не проговаривает вслух прочитанное — это снижает концентрацию внимания.
Сосредоточен только на чтении книги: ни одно внешнее событие не способно отвлечь его внимание от этого важнейшего дела.

Следуя этим простым правилам, индивид начинает быстрее читать и учится запоминать важную информацию. Просто отлично, если эти пять пунктов войдут в привычку целеустремленного человека.

В следующей главе мы расскажем, как научиться быстро читать вслух.

Расширяйте угол зрения

Читая мою статью, вы уже видели, что я осуждаю школьную систему обучения чтению, но она заключается не только в чтении вслух. Другой важный момент при чтении, привитый нам с детства – вождение пальцем по строчкам. Идея изначально «гнилая», поскольку никак не способствует увеличению скорости чтения. Разве может кусок плоти и крови соревноваться с нашим мышлением, скоростью мысли? Конечно нет. Глаза неправильно читающего человека двигаются равномерно, но они постоянно останавливаются и только потом начинают двигаться. Вот оно – неправильное образование! Наш палец не может моментально перескочить со строки на строку, ему требуется время! А из-за этого времени наши глаза устают и общая скорость чтения уменьшается!

Упражнение «Стихотворения»

  1. Найдите стихотворение с короткими строчками.
  2. Одну строку читайте за одну остановку, фокусируя глаза на крайних словах.
  3. Постепенно подбирайте стихотворения с более длинными строчками.

Упражнение «Окна»

  1. Рассмотрите широко открывающуюся вашему взору панораму за окном.
  2. Перенесите взгляд на текст, подстраивая глаза по краям строчек текста: сектор оперативного поля сужается, его нужно снова и снова увеличивать.
  3. Повторите эти действия несколько раз.

Упражнение «Сопровождение пальцами»

  1. Прочитайте текст газетной колонки, сопровождая чтение четырьмя пальцами, быстро передвигая их сверху вниз.
  2. Тоже сделайте тремя, двумя и одним пальцем.

Упражнение «Опять окно»

  1. Подойдите к окну, в которое вы уже смотрели (упражнение «Окно»).
  2. Переносите взгляд с панорамы за окном на текст: сектор видения сужается – расширяйте его, повторяя вновь и вновь.

Упражнение «Пленки-листики»

  1. Приготовьте несколько картонных листов с прорезью на две, три и более строк газетной колонки или полоски цветной полиэтиленовой пленки соответствующей ширины.
  2. Читайте текст, быстро передвигая рамку или полоску, одним взглядом охватывая весь окружающий фрагмент текста.

Упражнение «Найти число»

  1. Начертите на бумаге квадрат 3х3 и расставьте в хаотичном порядке цифры от 1 до 9.
  2. Смотря в центр квадрата, не отрывая глаз, ищите по порядку другие цифры.
  3. Увеличьте квадрат до 4х4 (числа 1-16), до 5х5 (1-25).

Упражнение «Словари»

  1. Возьмите орфографический, антонимический, синонимический, русско-иностранный или другой подобный словарь.
  2. Читайте слова максимально быстро, распознавая в секунду по несколько слов одновременно.

Упражнение «Первое и последнее»

  1. Включите музыку.
  2. Читайте быстро первое и последнее слово в каждой строке, при этом другие слова читать не надо.

Упражнение «Номера машин»

  1. Идя по улицам, мгновенно «забирайте» взглядом номера припаркованных или проезжающих машин.
  2. Глядя по сторонам, также «схватывайте» выделенные слова на каких-либо вывесках и объявлениях.

Упражнение «Где бы то ни было, когда бы то ни было»

  1. Расширяйте сектор обзора всегда и в любой обстановке.
  2. Не двигая зрачками, увидьте как можно больше предметов со всех сторон (снизу, сверху, слева, справа).

Упражнение «Цифры, буквы, фразы»

  1. Напишите «взглядом» цифры от 0 до 33.
  2. Так же напишите все буквы алфавита.
  3. Напишите несколько словосочетаний или фраз.

Скорочтение – что это

Целью скорочтения является вычленение важной информации, ее систематизация, классификация и запоминание. Быстрое чтение незаменимо в процессе учебы и работы с большими объемами текста

Основоположником скорочтения является французский офтальмолог Эмиль Жаваль. В конце XIX века он исследовал движения глаз во время чтения. Ему удалось выяснить, что поле зрения человека шире, чем люди привыкли считать, и часть поля не задействована в чтении. Так появились первые упражнения на развитие скорочтения.

Однако многие люди использовали техники скорочтения интуитивно задолго до официального изобретения метода. К ним относятся, например, Александр Пушкин, Оноре де Бальзак, Николай Чернышевский, Карл Маркс. Не исключено, что выдающихся успехов они достигли в том числе благодаря умению быстро читать.

Чем отличается чтение от скорочтения

Скорость чтения среднестатистического взрослого человека — 150-300 слов в минуту. Процесс таков: происходит фокусировка взгляда на группе слов, затем скачкообразным движением перемещается на следующую группу, через несколько подобных скачков взгляд замирает для осмысления прочитанного. Такие движения называются саккадами и отнимают в среднем 0,5 секунды.

Скорочтение – это способность быстрого прочтения текста при использовании особых техник, повышающих скорость в 3-10 раз.

Техники скорочтения

  • Слежение за текстом. Одна из старейших и проверенных техник. Ее суть сводится к необходимости водить по строчкам указателем (палец, линейка) для большей концентрации. В усложненном варианте слежение за текстом предполагает поиск ключевых слов, что ускоряет процесс прочтения.
  • Чтение без остановки. Суть метода заключается в подавлении саккад и регулярных пауз для экономии времени. Однако, этот подход значительно снижает восприимчивость материала, так как именно наличие саккад дает возможность мозгу осознать и запомнить прочитанное.
  • Чтение «по диагонали». К этому методу относятся техники чтения «зигзагами» и «одним взглядом».
  • Суть техник заключается в выхватывании отдельных значимых слов и использовании периферийного зрения.
  • Ученые утверждают, что периферийное зрение не позволяет адекватно распознавать и воспринимать текст, а так как большая часть текста попадает именно в эту зону, то информация теряется, что вряд ли можно назвать реальным чтением.
  • Тем не менее, этот метод работает в случае повторения материала, который уже был прочтен и усвоен.
  • Быстрое последовательное визуальное предъявление. Самый современный способ с использованием техники. Его суть заключается в выводе на экран устройства текста по одному слову на определенной скорости с выравниванием по центру. Взгляд фокусируется на одной точке, не тратится время на саккады, что экономит время читающего.
  • У метода есть свои минусы: все слова выводятся на экран с одинаковой скоростью. При обычном чтении скорость прочтения знакомых слов выше, чем у незнакомых, которые дополнительно осмысливаются и запоминаются.
  • Подавление субвокализации Субвокализация – это проговаривание текста про себя при чтении. На внутреннее повторение уходит время, поэтому метод призван подавить желание проговорить прочитанное и настроиться на чтение глазами. Однако, подавление субвокализации ведет к ухудшению понимания и осмысления прочитанного. Также доказано, что избавиться полностью от проговаривания невозможно – мозг не способен обойтись без субвокализации, даже те, кто использует методику чтения «по диагонали», мысленно проговаривают ключевые слова.

За что критикуют техники скорочтения

Вопрос как быстро научиться читать в наше время крайне популярный и обсуждаемый. Есть как сторонники, так и критики. Практически любая перечисленная здесь методика связана с отсеиванием лишней информации, а не с увеличением скорости прочтения. Это приводит к поверхностному чтению, за что крайне резко критикуется учеными.

Скорочтение эффективно для деловой и технической литературы, целью которых является получение информации и данных и не требуется погружение в текст.

Художественная литература воздействует на воображение читателя, его чувства, что делает скорочтение неэффективной методикой, ведь исчезает эффект «проживания» материала, остается лишь техника.

При освоении скорочтения стоит осознавать, что все техники имеют свои плюсы и минусы, «проглатывая» по книге в день можно потеряться в разнообразии, но подобный навык точно не будет лишним.

Зачем читать быстро?

С каждым классом
возрастает объем информации, который нужно усвоить школьнику. Без умения быстро
читать это будет сделать с каждым разом все сложнее. Скорочтение и развитие
памяти тесно связаны между собой. Когда ребенок хорошо читает, ему легче
запомнить текст и пересказать его содержание. От этого зависят его успехи в
обучении любым предметам.

Те дети, которые читают
медленно и без желания, не могут справиться с большим потоком информации. И
соответственно, начинают проигрывать в знаниях своим сверстникам, которые умеют
это делать быстро. Нельзя упускать из внимания значимость умения быстро читать
для эффективного овладевания знаниями на протяжении всей жизни.

Важно понимать, что дает скорочтение ребенку. Этот полезный и нужный навык помогает:. на ментальном уровне понять любой текст, проанализировать, выделить самое главное и кратко пересказать прочитанное;

на ментальном уровне понять любой текст, проанализировать, выделить самое главное и кратко пересказать прочитанное;

быстро запоминать любые полученные знания;

развивать способность мозга усваивать большие объемы информации;

увеличить скорость чтения в 5-10 раз;

привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий;

развить навык грамотного письма;

стать увереннее в себе.

Способность быстро читать
закладывает в человеке успешность с самого детства. Овладев техникой быстрого
чтения, она остается навсегда и с годами утратить ее невозможно.

Чтобы занятия по обучению
скорочтению принесли пользу, важно не перегружать мозг ребенка и не заставлять
это делать. Самым лучшим решением будет начать занятия тогда, когда дети хотят
заниматься и сами понимают, зачем им это нужно

При этом необходимо давать для
чтения и изучения тексты соответствующей возрасту сложности.

Преимущества быстрого чтения

Исследования мозга дали нам ценную информацию: он может “додумывать” без осознания, “дорисовывать” без целой картинки. Но многие об этом и понятия не имеют. Мы пытаемся улучшить память и работу мозга, хотя изначально не знаем, на что действительно он способен.

А знаете ли вы, что без гласных букв в строке вы поймете, о чем идет речь? А догадывались ли вы, что при закрытии третьей части текста вертикально вы тоже полностью поймете его смысл? Обучение технике скорочтения основывается на этих, казалось бы, мелочах. Но при “поглощении” больших объемов информации скорочтение очень экономит время.

Скорее всего, среди ваших знакомых есть человек, которому для прочтения книги требуется максимум 1 день, тогда как вам потребуется около 5 дней. Да и заставить себя прочитать книгу иногда ой как трудно! Быстро читающих людей не много, но они используют этот навык себе на пользу для развития мышления и успехов на работе. Кто откажется от успешности и экономии времени?!

Наблюдая за быстро читающими людьми, вы, возможно, заметили, как они буквально через несколько секунд перелистывают страницы. Неужели они ничего не запоминают и не видят? Все они видят, но при таком чтении их мозг усиленно работает по заранее отработанной схеме, человек знает:

  • какую информацию он ищет;
  • как она ему пригодится в жизни;
  • какими другими способами он может получить подобную информацию.

Все эти хитрости помогают справиться с задачей получения информации как можно быстрее и эффективнее.

Как развить этот навык?

Некоторые люди способны научиться скоростному чтению самостоятельно, не посещая специальные курсы и тренинги. Целеустремлённость, вера в успех, ежедневные тренировки по специальным методикам непременно приведут к успеху. От начала тренировок до приобретения устойчивых навыков пройдет какое-то время. Психологи советуют в течение 21 дня выполнять специальные упражнения по 40-60 минут каждый день.

Понимание слов и значений в их взаимосвязи, умение систематизировать словесную информацию, развитый вербальный интеллект находятся в тесном взаимодействии с высокоскоростным чтением. Для более успешного освоения скорочтения неплохо ознакомиться с основами лингвистики и стилистики, иметь хорошее воображение, чтобы правильно домысливать сказанное автором текста.

На скорость чтения напрямую влияют несколько факторов:

  • субвокализация (проговаривание текста в уме);
  • регрессия – возврат к отдельным фрагментам текста и их перечитывание;
  • ограниченное поле зрения – область охвата текста за одну остановку взгляда;
  • степень концентрации внимания, умение читать без отвлечения;
  • поверхностное чтение – способность быстро найти в тексте ключевые слова и тезисы.

Обойти эти преграды можно только с применением специальных навыков, отточенных внушительной практикой. Такие навыки приобретаются систематическими тренировками по специальным методикам с помощью разработанных упражнений. Приведем некоторые рабочие советы по освоению скорочтения.

  • Подавление артикуляции (работы органов речи). Позволяет избавиться от субвокализации (мысленного проговаривания текста). Этот естественный процесс значительно замедляет чтение. От субвокализации хорошо отвлекают ритмичное постукивание по столу, негромкий обратный счет, проговаривание скороговорок, чтение простеньких стишков, напев мелодий без слов. Выполнять что-то из этого и одновременно в уме проговаривать текст не получится, привычка исчезнет.
  • Чтение с указкой. Помогает избавиться от регрессного чтения. Указкой может стать карандаш, палочка или просто палец – кому как удобно. Взгляд должен непрерывно скользить по строке, не отрываясь от движения указки, чтобы повторно не возвращаться к прочитанному тексту.
  • Метод «зеленой точки». Тренирует восприятие информации в поле периферического зрения. На странице с текстом в центре надо изобразить зелёную точку и 10 минут внимательно смотреть на неё. Через две недели таких упражнений можно начать рассматривать текст вверх, вниз и в стороны от точки, охватывая взглядом как можно большую зону. Слова надо просто видеть не читая.
  • Чтение по диагонали. Развивает умение увидеть в тексте ключевые фразы и отсеять несущественную информацию. Нужно скользить взглядом по диагонали сверху вниз, при этом не возвращаясь к прочитанному и не поворачивая взгляд по сторонам. Вначале удастся охватить немного слов, но пройдёт время, и постоянные тренировки позволят значительно увеличить восприятие. Хорошо натренированному человеку достаточно взглянуть на страницу с текстом, чтобы понять суть написанного.
  • Чтение перевернутого текста. Сначала прочитывается абзац на перевернутой «вверх ногами» странице, потом книга возвращается в нормальное положение и абзац прочитывается повторно. Это тренировка для увеличения скорости чтения.
  • Метод «тик-так». Существенно увеличивает скорость чтения. Взгляд захватывает начала и концы строк, а не все слова в них, этого бывает достаточно, чтобы понять смысл прочитанного.
  • Тренировка тарабарщины. Чтение справа налево (тарабарское чтение) развивает концентрацию внимания. Начинать тренировки надо с выражений, которые прочитываются без разницы как слева направо, так и наоборот (палиндромы). Примеры: «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. (в наше время такие тексты найти несложно), затем тренироваться на обычных текстах.

Время для занятий надо продумать заранее. Место должно быть удобным. Бесполезно тренироваться в местах, где нельзя сосредоточиться. Ознакомившись с основными принципами, можно приступить к обучению на курсах или попробовать самостоятельно научиться быстро читать. Существуют разработки зарубежных и отечественных авторов по освоению скорочтения, учебники и видеоматериалы, специальные курсы и тренинги.

Как научиться читать с нуля

Как научиться читать с нуля

Если Вы уже задаетесь вопросом, как научиться читать ребенку, если он уже проявляет к этому интерес или же пришел к определенному возрасту, то пора действовать. Учиться читать тяжело, но также тяжело учиться в принципе любому делу: гимнастическим упражнениям, иностранному языку, наукам, освоению новых программ на ПК. Ребенку учиться легче, нежели взрослому, так как в малом возрасте человек активно растет, проявляет любознательность, легко усваивает новую для себя информацию. Если вдруг рядом с Вами оказался какой-то 30-летний маугли, которого надо учить читать, то здесь лучше обратиться к специалистам и не пытаться заниматься самодеятельностью.

Как понять, что ребенок готов начать учиться читать? Для этого есть определенные маркеры в его состоянии и поведении, показывающие, что можно начинать процесс освоения чтения:

  • Ребенок уже может свободно говорить, в том числе, сложными предложениями,
    хорошо понимает значение слов, которые использует;
  • У малыша уже развит так называемый фонетический слух, то есть, он легко
    разбирает между собой слова с похожим звучанием. Скажем, люди-люки, том-дом и
    т.д.;
  • У ребенка уже нет проблем с произношением всех букв алфавита, правда, если
    есть некоторые отклонения, обычно на букве «р», «л», то это не является большой
    помехой;
  • Человек уже должен понимать такие понятия, как верх-низ, лево-право, ведь
    иначе он просто не сможет ориентироваться в тексте и правильно скользить по
    словам.

Помните, что лучшим стимулом для ребенка что-то делать, становиться лучше, является пример его родителей, старших детей в семье, возможно, даже бабушки или дедушки. В безграмотной семейке, где даже взрослые не прочитали за всю жизнь и половины одной книжки дети подобного стремления также проявлять не будут. Хотя бывают и исключения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector