Когда новорождённый начинает видеть и слышать: всё о зрении и слухе ребенка в первый год жизни

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

Девочкам – розовый, мальчикам – голубой?

Традиционная система подбора цвета по гендерному признаку в данном случае не работает. Вовсе не обязательно интерьер комнаты для девочек оформлять в розовом цвете, избегая голубых акцентов. Да и в детской мальчика вполне можно допустить наличие розового цвета в таких оттенках, как фуксия, коралловый или вишнёвый.

Психологи сходятся во мнении, что розовый цвет действует на нервную систему ребёнка успокаивающе, способствуют формированию усидчивости. В розовых комнатах чаще вырастают дети, которые легко и успешно учатся, много читают. В девочках, все оттенки розового, помогают сформировать женственность и утончённость.

Голубой цвет в интерьере детской комнаты больше подойдёт для оформления игровой зоны или зоны для сна

А вот учиться в окружении голубого цвета ребёнку будет сложно, ведь этот цвет не просто успокаивает, но и рассеивает внимание, от чего даже многие взрослые способны витать в облаках

Белый и бежевый

Белый, молочный и бежевые цвета являются универсальными, они подойдут для детей любого пола и возраста. Светлые оттенки в детской помогут ребёнку успокоиться и расслабиться, улучшат его общее самочувствие. Но использовать их в чистом виде все же не стоит. Обязательно нужны яркие акценты в комнате, чтобы ребёнок не вырос апатичным и равнодушным ко всему.

Зелёный

От этого цвета лучше отказаться, если ребёнок и без того чересчур спокойный. Если же ребёнок слишком активный, то зелёный поможет исправить ситуацию. Ведь этот цвет успокаивает нервную систему, стабилизирует настроение, улучшает сон и концентрацию. Психологи особенно рекомендуют зелёный цвет для оформления тех комнат, в которых живут подростки.

Красный

Этот яркий цвет подойдёт для тех помещений, где проживают спокойные детки. Красный цвет, в данном случае, будет побуждать их к активным действиям и стимулировать работу мозга. На подвижных детей красный цвет может оказать скорее негативное влияние, став причиной их чрезмерной гиперактивности.

Жёлтый

Нет более подходящего цвета для детской комнаты, чем жёлтый. Сочные солнечные оттенки повышают настроение, стимулируют умственную деятельность, помогают концентрации внимания. Но во всём нужна мера. Изобилие жёлтого в комнате может привести к тому, что ребёнок станет слишком активным, а это может помешать учёбе.

Фиолетовый

Способность фиолетового цвета улучшать воображение и способствовать развитию творческой натуры может оказать на детей и негативное влияние. Ведь чрезмерное погружение в мир фантазий только помешает учёбе. Кроме того, психологами доказано, что постоянное окружение фиолетового цвета формирует у подростков чувство одиночества и даже вызывает психические расстройства. Поэтому фиолетовый цвет в детской комнате надо задействовать дозировано.

Синий

Глубокие оттенки синего помогают детям быстрее засыпать

Поэтому от синего цвета стоит отказаться, если у ребёнка проблемы с учёбой, ведь этот цвет очень расслабляет и рассеивает внимание. Кроме того, у большинства людей некоторые оттенки синего подавляют настроение, это стоит учитывать при оформлении комнаты в синих тонах

Серый

Серый цвет оказывает положительное влияние на нервную систему детей, помогая им вырасти уравновешенными и скромными личностями. Отличным решением будет разбавить яркие краски в детской комнате именно этим цветом.

Чёрный

Единственный цвет, от которого стоит отказаться при оформлении детской комнаты. Чёрный цвет способен погружать в депрессивные состояния, формировать у детей чувство страха и тревожности. Допустимы лишь незначительные элементы декора чёрного цвета в оформлении комнаты для детей.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Развитие зрения

Попадая в новую среду обитания, младенцу необходимо время для адаптации. В первые дни жизни малыш созерцает мир не так, как видит его новорожденный ребенок в 1 месяц, а через полгода зрительный анализатор работает еще иначе:

  • острота зрения у новорожденного 0,005-0,015;
  • в первые месяцы жизни этот показатель увеличивается до 0,01-0,03;

Некоторые дети подолгу находятся с закрытыми глазами, другие щурятся, а некоторые широко раскрывают глаза и смотрят на мир, однако видят они его одинаково. Поэтому, отвечая на вопрос: когда ребенок начинает видеть после рождения, можно ответить однозначно – сразу, просто немного иначе.

Этапы развития зрения:

  • Сразу после рождения ребенок способен различить светлые и темные пятна, а мир предстает перед ним в серых тонах.
  • На первом месяце жизни ребенок видит крупные объекты, например, лица родителей или любимую игрушку. Учтите, корректная работа зрительного анализатора влияет на то, что должен уметь ребенок в 1 месяц.
  • В два месяца ребенок способен следить за движением крупных объектов и людей. В этот же период формируется центральное зрение. Взгляд фокусируется, но не задерживается на объекте, а «соскальзывает». Примерно в это же время повышается острота зрения, зрительные центры в головном мозге, а также глазном яблоке и сетчатке продолжают формирование. Начинает формироваться бинокулярное зрение.

Знаете ли вы? Некоторые производители выпускают детские книжки с черно-белыми картинками, а также черно-белые игрушки. Особенно малыши реагируют на полосатые игрушки.

  • На третьем месяце жизни ребенок наблюдает за движущимися предметами и различает желтые и красные цвета. В этот период есть смысл покупать игрушки, где преобладают эти цвета.
  • В четыре месяца зрение ребенка кардинально улучшается. Малыш уже неплохо видит, но центральное зрение еще в процессе формирования. Используя зрительный анализатор, ребенок пытается изучать игрушки и свои ручки на разных расстояниях. Также он различает чистые цвета (не оттенки), еще неверно оценивает расстояние до предметов и объемы. «Ловит» тени и блики объектов. Малыш получает способность видеть осознано. Четыре месяца – это время, когда ребенок начинает осознанно узнавать маму. Малыш выражает радость, оживляется, начинает улыбаться. Конечно, между матерью и малышом эмоциональная связь устанавливается гораздо раньше.
  • Пятимесячные малыши уже способны различать все цвета, хорошо видят предметы и с удовольствием хватают их ручками, чтобы попробовать на вкус. Таким образом, ребенок познает мир.
  • Полугодовалые детки узнают родителей или тех, кто за ними ухаживал. Могут наблюдать за объектами небольших размеров. В этом возрасте формируется бинокулярное зрение – малыш видит мир целостной картинкой. Световая чувствительность зрительного анализатора достигает 2/3 от нормальных показателей у взрослых.
  • В семь-восемь месяцев ребенок распознает объемные геометрические фигуры (шар, куб).
  • Молодые родители часто интересуются: во сколько месяцев новорожденный ребенок начинает видеть «по-взрослому». Это происходит к году. Дети способны различать разные предметы целиком и отдельные их части. Пытаются отыскать предметы, пропадающие из поля зрения. Устанавливают между предметами взаимосвязи. Способны различать оттенки.

Как и что видят новорожденные?

Чтобы не волноваться из-за кажущихся проблем, родителям нужно понять особенности строения работы зрительного аппарата малыша. За то, что человек видит, отвечают не только глаза.

Принятая этим органом информация передается в участки головного мозга. Тут происходит ее интерпретация и формирование картинки. Реакция на свет появляется еще до рождения.

Первые изображения, по мнению ученых-медиков, дети видят спустя несколько минут после рождения. Но все объекты размыты. Это является защитной реакцией. Нервная система малыша очень слабая. Большой поток информации может нанести вред организму. Не до конца развитое зрение защищает от избытка визуальных раздражителей.

Новорожденный неспособен четко фокусироваться на конкретном объекте. Это связано с тем, что его глаза начинают постепенно привыкать к новой атмосфере. Спустя некоторое время у малыша появляется способность видеть объекты, расположенные на расстоянии до 20 см. Но предметы все равно видятся нечеткими, лишенными контраста. Острота зрения варьируется в пределах 0,005-0,015%. Узоры и цвета не воспринимаются.

Что и как видит ребенок в 1 месяц, зависит от строения его органов зрения. Глазные яблоки младенца занимают гораздо меньшую площадь, чем у взрослого. Лучи, несущие картинку, попадают за сетчатку.

Слезные протоки у месячного малыша еще не сформированы. Поэтому слезная жидкость отсутствует. Тонкая роговица насыщена кровеносными сосудами.

Все это делает глаза новорожденного уязвимыми к инфекциям, воспалениям. Патологический процесс становится преградой для развития зрения. Вопрос, что видит ребенок в 1 месяц, волнует многих родителей. Взгляд младенца в этом возрасте уже становится осмысленным. Малыш может следить за крупными предметами, расположенными на расстоянии до 60 см.

Все объекты ребенок видит в черно-белых красках. По мере роста и развития перечень зрительных восприятий пополняется другими цветами: сначала красным, желтым, а ближе к трехмесячному возрасту – синим, зеленым и прочими оттенками.

По мере взросления зрение развивается и совершенствуется. Полностью зрительный аппарат ребенка формируется лишь к 6-7 годам.

Что слышит новорожденный?

Способность воспринимать звуки окружающего мира малышом также волнует новоиспеченных родителей. Он начинает слышать сразу же после рождения, а если быть точным, еще во время внутриутробного развития. Поэтому не удивительно, что появившись на свет, младенец успокаивается, услышав голос мамы. Психологи рекомендуют разговаривать с плодом до его появления на свет.

  1. Новорожденный способен реагировать на резкие и громкие звуки. Лучше их избегать, так как они могут вызвать испуг и плач малыша. На приглушенные звуки, спокойную речь окружающих, скорее всего, реакции не будет никакой. Нормальный слух сформируется у младенца только к 3 месяцам жизни.
  2. Маленькие дети положительно реагируют на музыку. Особенно им нравятся мелодичные звуки классических композиций. Они с удовольствием слушают творения Иоганна Штрауса, Франца Шуберта, Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена. Произведения этих композиторов отличаются мелодичностью, спокойным темпом, успокаивающими нотами, что нравится малышам.

Первая проверка

Согласно статистическим данным, ушные патологии диагностируются примерно у 3-4 новорожденных из 1000 родившихся. Несвоевременное устранение нарушений в работе слухового анализатора ведет к развитию стойкой тугоухости и полной глухоты. Слуховая дисфункция у детей грудного возраста может возникать еще до рождения (пренатально), во время прохождения по родовому пути (перинально) или уже после появления на свет (постнатально).

Первичная аудиометрия проводится еще в роддоме через 4-7 дней после рождения ребенка. Скрининг уха – это стандартизированная процедура, в ходе которой можно объективно оценить остроту слуха и выявить детей с аудиологическими нарушениями. Как проверяют слух у новорожденного в роддоме?

Во время скрининга специалист проделывает следующее:

  • в ухо спящего ребенка вводится наконечник от аудиологического прибора;
  • с помощью аудиометра создается звуковой сигнал, попадающий в наружное ухо новорожденного посредством трубки;
  • прибор регистрирует остроту слуха по данным, полученным от электродов, регистрирующих всплески активности в определенных зонах головного мозга при обработке звуковых сигналов.

Ошибки родителей

Познакомимся с основными ошибками, которые могут допустить родители:

Уход от ответа. Да, вопрос малыша может застать врасплох. Допустимо перенести беседу, если вы совершенно к ней не готовы, – лучше подумать и предоставить краткий ответ, чем промолчать, замяться, прийти в ужас, начать нервничать. У ребенка не должно возникать ощущения, что он спросил нечто запретное. Но ответ на свой вопрос он должен получить.

Половая специфика. Вопросами сексуального просвещения должен заниматься родитель одного пола с ребенком. Дети-дошкольники уже осознают свою половую принадлежность, поэтому гораздо больший комфорт будут испытывать, беседуя с родителем своего пола.

Чрезмерные подробности. Нельзя предоставлять ребенку ту информацию, которую он не может понять. Анатомические детали пока совершенно излишни. Представим ситуацию – девочка в группе детского сада со знанием дела рассказывает другим детям о том, что у нее есть матка, а у мальчика Пети – пенис и яички. Звучит и пугающе, и неприлично. А виной всему подробный рассказ родителей о том, как появляются на свет дети. Кроме того, детям неприятно слушать про физиологию мужчины и женщины, они начинают с ужасом понимать, что нечто подобное произойдет и с ними. Подобная детская травма может самым негативным образом отразиться на развитии личности и на умении выстраивать отношения с противоположным полом.

Спешка. С детьми до 2 лет беседы на сексуальные темы недопустимы. В дальнейшем не стоит навязывать ребенку свои пояснения, если вопросов как таковых у него не возникает. Принцип прост: ребенок поинтересовался – родитель ответил, не акцентируя особого внимания. Например: почему трава зеленая? – потому что ее согревает солнышко; откуда берутся дети? – из маминого животика. Понятно, что оба ответа неполные, но ни одному родителю не придет в голову рассказывать малышу особенности процесса фотосинтеза. Чем же вопрос про детей отличается от остальных?

Сложный ответ. Некоторые родители не вдаются в особенности анатомии, но все равно перегружают детей информацией, говоря им о том, что появление ребенка бывает сложным, болезненным, он может родиться сам, а возможно, врачу придется делать маме разрез. Все это излишне. Достаточно того, что малыш знает – он появился из животика потому, что мама и папа любят друг друга.

Игнорирование темы. Иные родители полагают, что им очень повезло и ребенок не задает неудобных вопросов
Но это не говорит о том, что теме не должно быть уделено должное внимание. Можно сказать, что задача мам и пап, напротив, усложняется, поскольку им нужно будет быть еще более тактичными и деликатными.

Невнимание к темам сексуального насилия
Мы знаем, что некоторые взрослые могут представлять опасность для малышей, поэтому недопустимо просто закрывать глаза

Следует рассказать ребенку о том, что никто не имеет права касаться его тела, что важно не общаться с незнакомыми людьми на улице, даже если они кажутся очень вежливыми и предлагают сладости. Надо научить малыша доверять родителям, обязательно рассказывать о том, что кто-то из взрослых пытался потрогать его

Однако и в этом случае лишняя информация и детали недопустимы.

Разговор о том, откуда берутся дети, – это не наказание для стыдливых родителей, а возможность предостеречь ребенка от жизненных ошибок и трудностей. Беседы не нужно бояться. Главное – правильно подготовиться, заранее сформулировать фразы, не допуская чрезмерной откровенности и не стыдясь самого вопроса. Делать акцент следует не на физиологии, а на чувствах.

Зрение вашего малыша: слежение за предметами

Еще один этап развития зрения у новорожденных — это возможность следить за движущимся предметом. Это ключевой навык для знакомства с миром и безопасного перемещения в пространстве. Так, когда малыш вырастет, именно это умение поможет ему определить, куда движется поток машин, и перейти дорогу.

Вы заметите, что при рождении у ребенка не получится рассмотреть погремушку, даже если она будет прямо перед его лицом, но уже через два месяца сможет это сделать и даже следить взглядом за движением игрушки. В возрасте около пяти месяцев, после того как малыш достаточно попрактиковался и умеет водить взглядом за приближающимися и удаляющимися предметами, у него развивается восприятие глубины пространства.

Когда малышу будет примерно три месяца, он, вероятно, попробует дотянуться до предметов, находящихся перед его глазами — чаще, правда, промахиваясь. Первые попытки скоординировать взгляд с движениями рук развлекают и малыша, и маму. Со временем улучшится его мелкая моторика, а также способность отслеживать предметы и хвататься за них. В возрасте трех-четырех лет малыш уже сможет поймать мячик, который вы ему бросите.

Когда новорожденный ребенок начинает видеть и слышать

Как видят новорожденные и когда у них формируется зрение «как у взрослых»?

Примерно так же, как мы, крохи начинают видеть только на 6-8 месяце жизни. До этого они очень близоруки. А окончательно зрение формируется к 3-5 годам.

Именно поэтому любые нарушения зрения лучше выявлять как можно раньше и исправлять, соответственно, тоже.

Развитие зрения

Попадая в новую среду обитания, младенцу необходимо время для адаптации. В первые дни жизни малыш созерцает мир не так, как видит его новорожденный ребенок в 1 месяц, а через полгода зрительный анализатор работает еще иначе:

  • острота зрения у новорожденного 0,005-0,015;
  • в первые месяцы жизни этот показатель увеличивается до 0,01-0,03;

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Когда новорожденный начинает видеть

Младенец имеет своё, особое зрение, отличающееся от зрительной функции человека взрослого, а проводившиеся американскими экспертами исследования доказали, что малыши, находящиеся на последней стадии своего внутриутробного развития однозначно реагируют на луч яркого света, направленный на материнский живот. По сути, с самого рождения дитя способно видеть, достаточно посмотреть на его внимательные изучающие глаза, правда, всё вокруг себя он воспринимает в расплывчатом и неопределённом виде.

При своём появлении во время родов новорождённый ребёнок сталкивается с созерцанием огромного, непривычного мира, и если бы не потрясающая способность к адаптации, подаренная природой, для него это был бы настоящий стресс.

Уникальность постепенного приспособления к новым условиям состоит в следующих трансформациях:

Нечёткими и размытыми ребёнок видит все образы, поскольку прохождение по родовым путям оказывает сдавливающее воздействие на его головку. Также ясно видеть ему мешают некоторые нарушения после рождения из чрева матери – это раздражение глаз, из-за чего они выглядят покрасневшими, и слегка отёкшие веки.
Первые дни для малыша наиболее важны в плане питания, в основном, он спит и просыпается лишь для того, чтобы покушать

В этот момент у него проявляется реакция на свет и присутствие мамы, что чрезвычайно важно для установления первого контакта с самым близким человеком. Новорождённый ещё не может различить её лицо, но узнаёт по очертаниям, ведь его способности пока ограничиваются смутным представлением о крупных объектах

Часто маме кажется, что дитя внимательно исследует её черты лица, и отчасти, это так, правда, происходит, скорее, на интуитивном уровне.
Из-за естественных нарушений зрения, обусловленных ростом глазного яблока, нормальная фокусировка невозможна, тем более грудничок не может следить за движущимися предметами, но такая возможность появляется ближе к 3-4 месяцу, и тогда он с удовольствием наблюдает за тем, как его родители передвигаются по комнате, удаляясь и приближаясь к его кроватке.
Для полугодовалых деток мир разительно меняется, так как у них появляется стереоскопическое, объёмное зрение, и они получают представление о расстоянии и пространстве. В это же время и взгляд крохи выглядит более разумным, ведь малыш начинает осознанно изучать уже знакомые ему, ставшие привычными образы и предметы.

Отвечая на вопрос, когда начинает видеть новорожденный ребенок, можно сказать, что полноценная зрительная функция наблюдается лишь к шести месяцам. А до этого преобладает фрагментарное восприятие внешних образов, исключающее периферическое зрение, и последующее развитие фокусированного взгляда.

Когда ребенок начинает видеть?

Когда малыш родился на свет, его близкие с нетерпением ожидают появления у долгожданного чада признаков осознанности. Ведь так хочется, чтобы ребенок слышал и видел тебя. Считается, что новорожденный приходит в большой мир, еще не обладая слухом и зрением. Высказывалось предположение, что первые несколько недель малыш только чувствует голод, а других ощущений у него нет. Тогда закономерен интерес взрослых к тому, во сколько ребенок начинает видеть.

Новорожденный ребенок и его зрение

На самом деле малыш рождается с уже развитым зрением. Дело в том, что еще в утробе матери у плода на 18 неделе беременности происходит формирование глаза. К седьмому месяцу у будущего ребенка уже появляется глазное яблоко. Чуть позднее плод начинает реагировать на вспышки света, которые направляются на живот мамы. Малыш даже поворачивает головку на них.

Таким образом, сразу после появления на свет кроха может реагировать только на отсутствие или присутствие света.

Несмотря на этот факт, родители все равно задумываются над тем, видит ли новорожденный. Их можно понять. Ребенок рождается, как правило, с припухшими веками, что объясняется давлением на голову при прохождении через родовые пути. Кроме того, малыш щурится, ведь он попадает из темноты на яркий свет.

Как видят новорожденные дети?

В первые дни жизни окружающий мир представляется малышу в виде теней или как бы в тумане. Он не может взором захватить все, но фокусирует взгляд на довольно крупных предметах, расположенных неподалеку. Но на каком расстоянии видят новорожденные? Первые два месяца жизни малыш видит вещи, которые находятся от него на 20-25 см. Кстати, именно такой промежуток между мамой и грудничком при кормлении. Поэтому неудивительно, что мамино лицо является самой любимой «картинкой» у новорожденных. К концу первого месяца ребенок различает силуэты и следит за движением объекта на расстоянии около 30 см. К полутора месяцам кроха способен отличить объемные предметы от плоских, а к 2,5 месяцам – вогнутое от выпуклого. А что касается того, когда ребенок начинает хорошо видеть, то это происходит обычно 3 месяцам. Именно в этом возрасте малыш различает окружающих его людей по чертам лица, и, соответственно, узнает маму и папу.

В первые месяцы после рождения заметно, что глазки ребенка косят. Это происходит потому, что глубина восприятия карапуза недостаточна, проще говоря, он еще не научился смотреть. Постепенно глазные мышцы укрепятся, и максимум к полугоду чадо будет смотреть обоими глазками параллельно. Если косоглазие к 6 месяцам не пройдет, необходимо обратиться к офтальмологу.

Кстати, среди обывателей бытует мнение, что новорожденные видят вверх ногами. На самом деле это не совсем так: изображение на сетчатке глаза действительно перевернуто. Но малыш не видит вверх ногами. Поскольку его зрительный анализатор еще не развит, он не воспринимает картинку.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Если говорить о том, какие цвета видят новорожденные, то тут все вполне понятно. Ведь поскольку в первые пару месяцев мир представляется ребенку в виде тени и света, белый и черный цвета он вполне отличает. Малышам в этом возрасте очень нравятся контрастные рисунки с узорами из черно-белых элементов (кругов, полос).

Такая способность как различение ярких цветов приходит к малышу с умением распознавания лиц, то есть к трем месяцам. Малыши выделяют желтый и красный цвет, поэтому рекомендуется покупать погремушки именно этих оттенков. Наряду с этим некоторые цвета, как, например, синий, пока не доступны грудничку. Различать основные цвета карапуз научится только к 4-5 месяцу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector