Уход за пупком младенца

Обзор

Рвота и понос у детей встречаются часто. Эти симптомы связаны с расстройством (воспалением) желудка и кишечника из-за вирусной или бактериальной инфекции. Вместе понос и рвота называются гастроэнтеритом (в просторечье — кишечным гриппом).

Симптомы кишечного гриппа у детей обычно проходят за 5-7 дней.

Наиболее частая причина рвоты и поноса у детей — вирус под названием ротавирус, который содержится в кале зараженного человека. Ротавирус может попасть на продукты, предметы и поверхности, если больной кишечным гриппом человек не моет руки после туалета. Таким образом происходит заражение окружающих людей.

Маленькие дети особенно уязвимы перед ротавирусной инфекцией, так как они часто забывают мыть руки после туалета или перед едой и еще не выработали иммунитет к ротавирусу. По некоторым оценкам почти каждый ребенок до пяти лет болеет ротавирусной инфекций, многие дети заражаются кишечным гриппом несколько раз в год. Наиболее подвержены ротавирусу дети до 4 лет.

Другими причинами рвоты и поноса у детей могут быть: инфекция, вызванная норовирусом или пищевое отравление, хотя они чаще встречаются у взрослых.

  • у ребенка рвота чаще 2 раз в сутки, понос чаще 5 раз в сутки или уже появились первые симптомы обезвоживания;
  • у вашего ребенка возникли симптомы более тяжелого заболевания;
  • однократная или двукратная рвота возникает у ребенка в течение 3 дней, а жидкий стул беспокоит уже 5 дней;
  • у ребенка кровь или слизь в кале;
  • ребенок недавно был за границей;
  • у ребенка ослабленный иммунитет из-за хронического заболевания, например, острой лейкемии, или лечения, например, химиотерапии.

Что такое родничок и зачем он нужен?

Родничком называется то место на головке ребенка, где кости черепа не плотно срастаются между собой и образовывается соединительная ткань. Зачем же нужен родничок у детей, и почему строение головы у деток не такое, как у взрослых? Ответы на самом деле очень просты. Ведь природа все отлично продумала, чтобы ребенок проходил поэтапные изменения в животике мамы и родился нормальным и полноценным. Когда происходит образование костей черепа новорожденного, то процессы остеогенеза, еще не совершенны. Поэтому косточки по своей структуре мягонькие и податливые. В местах соединения костей должны быть швы из плотной костной ткани, которые у деток представлены родничком. Это объясняется тем, что во время родов, при прохождении всех плоскостей таза головка выполняет наиболее важную функцию и регулирует процесс прохождения ребенка по родовым путям. Поэтому нагрузка и давление на кости черепа максимальная. Роднички позволяют костям черепа свободно двигаться по родовым путям, косточки могут находить одна на другую, что значительно уменьшает давление и нагрузку на сам головной мозг. Поэтому если бы не было у ребенка родничков, то процесс родов был бы очень осложнен.

Сколько же родничков у ребенка?

Он расположен между лобной костью и двумя теменными, поэтому имеет неправильную форму ромба. Если говорить об общем количестве родничков у ребенка, то их шесть. Один передний или большой, один задний и по два боковых с каждой стороны. Задний родничок расположен между затылочной костью и двумя теменными. Боковые роднички расположены на одном уровне – первый между теменной, височной и клиновидной костью, а второй между теменной, височной и затылочной. Но боковые роднички должны быть закрыты у доношенного ребенка, тогда как передний в норме открыт после рождения ребёнка и в первый год его жизни. Иногда у доношенного ребенка может быть и открыт задний родничок, но чаще он закрыт. Размеры родничков у детей отличаются. Самый большой родничок – это передний и он около 25 миллиметров в длину и ширину. Далее идет маленький или задний, которые меньше 10 миллиметров. Боковые роднички наиболее меленькие и составляют не больше пяти миллиметров. Чтобы контролировать состояние ребенка и скорость зарастания этих родничков, нужно знать, как измерить родничок у ребенка. Эта процедура каждый раз проводится доктором при осмотре ребенка и результат всегда записывается в карту развития новорожденного. Это позволяет следить за динамикой закрытия родничка. Но измерить может и мама в домашних условиях и для этого не требуется специальных навыков или инструментов. Большой родничок имеет форму ромба, поэтому измерение происходит не от угла к углу, а от стороны ромба к другой стороне. То есть для измерения нужно в проекции большого родничка положить три пальчика мамы правой руки не в прямом направлении по углам ромба, а немножко в косом по сторонам ромба. Один мамин пальчик примерно соответствует одному сантиметру, и поэтому нет необходимости в измерении линейкой или еще чем-то. Таким образом, нормальный размер родничка у ребенка не должен превышать ширины трех пальцев мамы.

Нормы закрытия родничков у детей отличаются в зависимости от индивидуальных особенностей. Ведь одного ребенка кормят грудью и у него достаточное количество минеральных веществ и витаминов для раннего закрытия родничка, а другой ребёнок кормится смесью, а еще и родился в зимний период без проведения профилактики рахита, поэтому закрытие родничка у него более позднее. Но все равно существуют нормальные пороги закрытия, превышение которых говорит о возможной проблеме. Большой родничок зарастает к 12-18 месяцам жизни ребенка, а задний или малый при его открытии после рождения должен закрыться к концу второго месяца жизни ребенка. Если открыты боковые роднички у ребенка, то они должны закрыться на протяжении шести месяцев. Когда у ребенка зарастает родничок, то образовывается плотная кость, которая уже навсегда станет такой же, как и у взрослого.

Симптомы конъюнктивита

В диагностике конъюнктивита важно определить тип патологии. Вид недуга зависит от причин, его вызвавших

У новорожденных, как и у взрослых, конъюнктивит бывает нескольких типов. Самыми распространенными из них являются бактериальный, вирусный и аллергический.

Понять, как отличить конъюнктивит от дакриоцистита у грудничков, помогут следующие признаки:

  • Во время дакриоцистита у грудничков воспаление, как правило, возникает с одной стороны. Конъюнктивит обычно охватывает оба глаза.
  • Характерным признаком дакриоцистита новорожденных служит увеличение слезного мешка, воспаление визуально становится заметным. При конъюнктивите отек незначительный.
  • Болевые ощущения при дакриоцистите возникают в области между уголком глаза и носа.

Во время конъюнктивита боль отмечается в уголках глаз.
Во многих случаях при конъюнктивите наблюдается зуд в глазах. Для дакриоцистита у новорожденных этот симптом не столь характерен. Когда воспаляется слезный мешок, он затрагивает кровеносные сосуды, из-за чего может повышаться температура тела. В случае с конъюнктивитом такого симптома, как правило, не наблюдается.

Определить, что это — конъюнктивит или дакриоцистит — может только специалист. Поэтому при первых симптомах воспаления глаз нужно записаться на прием к офтальмологу.

Методы лечения у двух этих заболеваний разные. Например, для устранения непроходимости слезных каналов при дакриоцистите часто прибегают к операции, чтобы проколоть их. В случае с конъюнктивитом этого не требуется. Общими способами терапии являются промывания, применение мазей, капель и массажей. Однако конкретные препараты и технику массажа назначает только врач.  

Отметим еще одну важную деталь. Такое заболевание, как конъюнктивит, является заразным. Дакриоцистит не передается другим малышам.

Лечение заболевания, вне зависимости от того, поставлен диагноз  конъюнктивит или дакриоцистит, требует квалифицированной медицинской помощи. Самолечение в обоих случаях противопоказано.   

Когда конъюнктивит или дакриоцистит не находится в запущенной стадии, то после назначения лечения и получения рецепта препаратов терапия может проводиться дома. Капли и мази специалист подбирает в соответствии с природой заболевания

Но важно учитывать дозировку

При лечении грудничков она будет минимальна. Кроме того, многие мази имеют ограничения по возрасту. Далеко не все препараты можно применять с рождения.

Если же врач все-таки назначил мазь, чтобы лечить  конъюнктивит или дакриоцистит, ее необходимо правильно использовать. Храниться средство должно в прохладном месте, как правило, его оставляют в холодильнике. Но перед использованием мазь нужно согреть, для этого достаточно потереть тюбик в руках.  

В домашних условиях для промывания глаз, когда у малыша  конъюнктивит или дакриоцистит, можно использовать настои трав, некрепкий черный или зеленый чай, слабый раствор марганца. Однако все средства народной медицины следует применять, только посоветовавшись с врачом.

Подводя итог, сделаем вывод, что рассмотренные в статье заболевания имеют совершенно разную природу. Фактически это два разных недуга, к которым приводят разные причины. Соответственно, каждый из них требует применения определенных методов лечения. Средства, которые помогают в одном случае, в другом могут серьезно навредить.

Перечисленные в статье симптомы помогут по внешним признакам определить вид заболевания. Однако до консультации с врачом нельзя начинать лечение и применять какие-либо средства.

Еще раз отметим, что оба заболевания могут иметь серьезные последствия, если вовремя не обратиться к специалисту. Не стоит рассчитывать только на собственные знания.

Чем опасна лихорадка у детей, и как с ней бороться?

консультирует педиатр медицинского центра «Онни»

Повышение температуры –  это самый частый признак развития инфекционных и некоторых других заболеваний у детей. Многие причины могут вызвать повышение температуры тела у ребенка: от распространенных детских болезней, таких как ветряная оспа и тонзиллит, до реакции на прививки. Повышение температуры тела является врожденным защитным механизмом, с помощью которого организм стимулирует работу защитных факторов иммунной системы. Также повышенная температура внутренней среды организма сама по себе может приводить к инактивации или гибели возбудителей многих болезней.

Помните, что температура тела каждого человека в норме меняется на 1-2 градуса в течение дня и может отличаться в зависимости от возраста, уровня активности и других факторов.

Таким образом, повышение температуры – это не «проблема». Это – индикатор того, что на организм произошла какая-то атака микробов, вирусов или других факторов, и организм на нее реагирует, дает «ответ». Гораздо хуже, когда бактерии или вирусы атакуют, а температура – не поднимается (т.е. иммунного ответа или нет, или он недостаточный).

Прогноз прорезывания зубов

Прогноз прорезывания зубов положительный. В большинстве случаев все протекает хорошо. Естественно, без выраженной симптоматики обойтись невозможно. Она присутствует практически во всех случаях.

Если родители заметили странное поведение у малыша, и все это свидетельствует о начале прорезывания зубок, стоит показаться специалисту. В некоторых случаях все проходит просто и ребенка ничего не мучает. Но в основном появляются неприятные симптомы.

Важно вовремя начать помогать ребенку с помощью медикаментов и вспомогательных средств. В таком случае этот сложный период жизни будет просто пережить

Главное окружить ребенка заботой, ведь ему сложно перенести этот процесс.

Сложных патологий прорезывания зубиков не наблюдалось. Данный процесс может начаться вовремя или же с хорошим запозданием. Ничего страшного в этом нет. Скорее всего, на это повлияли некоторые факторы, в том числе и наследственность. Когда режутся зубки, прогноз всегда положительный, всего 2 года и все станет на свои места.

Аутизм и расстройства аутистического спектра. Что это?

Если полагаться на последние данные американских исследований, то в настоящее время 1 ребенок из 59 детей страдает типичным аутизмом или другими расстройствами аутистического спектра (РАС). Поэтому заметив определенные особенности в развитии ребенка, новоиспеченных родителей часто интересует лишь один вопрос: не аутизм ли это?

Сложность получения четкого ответа на него заключается в том, что аутистические расстройства лишены специфических, четко выраженных признаков. Состояние оценивается, как правило, посредством динамического наблюдения за ребенком и ретроспективно, т.е. на событиях, имевших место некоторое время назад. Между тем ранняя диагностика имеет если не ключевое значение, то во многом определяет развитие патологии, способность ребенка к коммуникации и социальному взаимодействию в будущем.

Понятие «аутизм» как состояние психического дезонтогенеза, т.е. нарушения развития психики, в мировой научной литературе появилось в 1943 году. Именно тогда австрийский и американский психиатр Лео Каннер опубликовал статью с результатами исследования 11 детей со схожей симптоматикой, которая заключалась в невозможности поддерживать обычные социальные контакты с другими людьми, и обозначил диагноз как «инфантильный аутизм».

Позже была выделена триада ключевых симптомов данного расстройства у детей, а само оно было названо по имени первооткрывателя каннеровским или истинным аутизмом.

Алиса Кудлач:

– Еще 10 лет назад мир в этом смысле делился строго на черное и белое: если у ребенка есть набор определенных признаков, значит есть аутизм. Если набора этих признаков нет, значит аутизма тоже нет. Только в 2011 году была сформирована концепция расстройств аутистического спектра (РАС), в которой каннеровский аутизм оказался лишь частью большой группы расстройств.

Помимо истинного аутизма, говорит эксперт, к группе РАС относятся, например:

  • первазивное расстройство развития (от английского pervasive – распространяющийся);
  • дезинтегративное расстройство личности (состояние, обусловленное ретроградным развитием психики);
  • синдром Аспергера;
  • синдром Ретта (генетически обусловленное заболевание, характеризующееся аутистическими симптомами и дополнительным спектром нарушений.

Поскольку была достоверно установлена генетическая природа патологии, синдром Ретта в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5)» был удален из классификации РАС, хотя в МКБ-10 он по-прежнему там фигурирует).

Классификация расстройств аутистического спектра

Условно РАС можно разделить на две большие группы:

  1. Высокофункциональные
  2. Низкофункциональные

Синдром Аспергера, например, относится к высокофункциональным расстройствам, т. е. нарушению социального взаимодействия с сохранностью интеллектуальных и когнитивных функций. Те состояния, которые сопровождаются нарушением когнитивно-мнестической сферы, классифицируются как низкофункциональные.

Алиса Кудлач:

– В самом начале, когда была сформирована концепция РАС, и еще лет 5-7 назад считалось, что аутистическим расстройствам подвержены 1-2 ребенка из одной тысячи детей. Те цифры, которые приводятся в настоящее время по распространенности РАС, звучат настораживающе в отношении «тихой эпидемии» данного заболевания. В частности, согласно последним данным американского Центра по контролю заболеваемости, основанным на нескольких рандомизированных исследованиях, сегодня от РАС страдает один ребенок из 59 детей.

В подавляющем большинстве случаев (до 95%) причина аутизма и в целом расстройств аутистического спектра неизвестна. Т.е. речь об идиопатическом нарушении. Ученые склоняются к генетической природе патологии, тем самым определяя РАС как врожденное состояние, которое характеризуется нарушением правильного, планомерного, поэтапного развития психики ребенка и ее функционирования в дальнейшем с широким перечнем неспецифических признаков.

Расходящееся косоглазие

Причины косоглазия этого типа зарождаются еще в период внутриутробного развития. При расходящемся страбизме один глаз не двигается, а второй может отклоняться в разные стороны. Это может быть связано с параличом зрительного нерва первого глазного яблока. Ребенок мог бы пожаловаться на двоение изображения. Однако он этого сделать не может, поэтому родители должны понаблюдать за работой органов зрения новорожденного. При страбизме возможна неподвижность одного глаза и неправильная двигательная активность второго. По мере взросления появляются другие признаки. Из-за размытости изображения возникают головные боли, свидетельствующие о большой зрительной нагрузке и невозможности сфокусироваться на каком-либо объекте.

Диагностика

Диагностика патологии происходит на основе анамнеза больного, характерной клинической картины, периодичности болезненных проявлений, анализов и, в случае необходимости, инструментальной диагностики.

Любое воспаление отражается на анализах крови, о нём свидетельствует повышение СОЭ, увеличение лейкоцитов. Подозрение на аллергический ринит подтвердят аллергопробы, представляющие собой кожные тесты на тот или другой аллерген. Такие пробы проводятся в период отсутствия обострений. К тому же в мазке из носа обнаруживается большое скопление эозинофилов (свыше 10% общего числа лейкоцитов, в период цветения растений может достигать 90%).

Диагноз конъюнктивит требует проведения цитологического анализа соскоба или бактериологического исследования мазка на наличие стрептококков, стафилококков, пневмококков и других возбудителей патологии, проверяется вероятность заражения демодексом. При аллергической форме болезни берут конъюнктивальные, подъязычные пробы.

При синуситах используется рентген для получения изображения околоносовых пазух в двух проекциях, при необходимости их УЗИ и КТ. Если есть осложнения, назначают КТ или МРТ головного мозга. Для постановки диагноза аллергический ринит применяют риноскопию стенок носа с использованием специальных зеркал. Этот метод даёт возможность увидеть следы хронического протекания патологии, наличие полипов. Визуализация глаза, определение наличия воспалительного процесса в случае конъюнктивита проводится путём биомикроскопии глаза. Эта процедура осуществляется с помощью щелевой лампы.

Что делать, если ребенок еще не улыбается?

Все дети развиваются по-разному. Индивидуальные различия, такие как семейные взаимоотношения, культурные нормы и преждевременное рождение, могут влиять на развитие. Недоношенные дети, как правило, достигают этапов развития позже, чем дети, рожденные в срок, поэтому врачи зачастую назначают им скорректированный возраст.

Если ребенок не улыбается, родители должны чаще общаться с ребенком лицом к лицу. Сосредоточьтесь на улыбке, игре, пении и других видах деятельности, которые нравятся ребенку.

Если ребенок все еще не начинает улыбаться, это может сигнализировать о ряде проблем, в том числе:

  • Проблемы со зрением: слепые или слабовидящие дети могут не видеть улыбки своих родителей и не реагировать на них.
  • Проблемы со слухом: дети с нарушениями слуха не могут улыбаться при звуке воркования, хихиканья или голоса родителей.
  • Аутизм: дети с аутизмом могут не улыбаться или иметь другие различия в социальных навыках.
  • Темперамент: некоторые дети более застенчивы, менее интерактивны или улыбаются менее охотно, чем другие. Если ребенок может улыбаться, но улыбается мало, это может быть просто проявлением личности ребенка.

Как можно лечить?

Чтобы секрет этих желез нормально выделялся, важно делать ребенку особенный массаж. В современной медицины для восстановления функции слезоотделения используют несколько методов:

В современной медицины для восстановления функции слезоотделения используют несколько методов:

  • Применяется лекарственных капель для растворения пробки.
  • Назначается особенный массаж.
  • Промываются глазки отварами трав, то есть подключаются народные рецепты.
  • Проводится зондирование и промывание слезного протока.

Хирургическое вмешательство в ситуации, когда нет слез у малыша, — это крайняя мера. Чаще всего исправить ситуацию помогает лечебный массаж. В первый раз его проведет врач, а дальше мама справится самостоятельно. Основные требования к массажу:

  • Делать чистыми руками с использованием ватного диска.
  • Кругообразными движениями разминать бугорок под внутренним уголком глаза.
  • Проводить процедуру от 5 до 10 раз на день.

Через несколько дней после принудительной стимуляции слезного канала, начнется движение скопившихся слез, которые протолкнут пробку. Окончательный результат проявится через 3—5 дней слезами малыша

Все непрозрачные скопления внутри уголка глаза в этот период важно аккуратно вымывать раствором «Фурацилина» или отваром ромашки и вытирать чистым ватным диском

Почему слез может долго не быть?

К состоянию здоровья малыша нужно постоянно сохранять повышенную внимательность. Иногда возраст малыша нормальный для появления слез, но они не текут. Это может говорить о том, слезный канал забился, и такая ситуация не редкость среди грудничков. Слезы вырабатываются, но не могут выйти наружу, даже если младенцы плачут. Они скапливаются внутри, что приводит к склеиванию глазок.

Иногда слезы могут течь, а ребенок не плачет. Это тоже говорит о том, что пробка в слезных канальцах еще не растворилась. Кроме того, выделяют следующие дополнительные причины, которые влияют на открытие проходов:

  • узкие ходы;
  • недоразвитие функции;
  • серозное заболевание;
  • воспалительный процесс.

Симптомы

Слезотечение у новорожденных до года не является нормой. Просто так симптом не появляется. Редко признак встречается самостоятельно, чаще является признаком воспалительного процесса.

Также оно связано с возрастом. Малыши до 2 месяцев плачут без слез, это связано с несформированностью соответствующих желез. Если у месячного ребенка обильное слезотечение — это повод записаться на прием к педиатру и получить направление к окулисту.

Слезотечение могут сопровождать следующие признаки:

  • раздражение конъюнктивы;
  • гиперемия слизистой оболочки;
  • выделение секрета — слез или гноя;
  • ребенок становится беспокойным и капризным.

Диагностика комы у детей

Для верификации коматозного состояния у детей используются 3 основных ориентира: глубина нарушения сознания, состояние рефлексов И наличие менингеального симптомокомплекса. При объективной оценке сознания у пациента имеют значение реакция на голос врача, понимание речи (ее смыслового значения и эмоциональной окраски), способность отвечать (правильно или неправильно) На заданные вопросы, ориентироваться в пространстве и времени, а также реакция на осмотр (адекватная и неадекватная). При отсутствии реакций у больного на перечисленные выше приемы используются болевые раздражители (сдавление пальцами поверхностных тканей в болевых точках — в проекции кивательной или трапециевидной мышцы, инъекции или легкие уколы кожи специальной чистой иглой).

Признаки

Характеристика

Оценка, баллы

Открывание глаз

Произвольное

4

На окрик

3

На боль

2

Отсутствует

1

Двигательные реакции

Команды выполняются

6

Отталкивание

5

Отдергивание

4

Сгибание

3

Разгибание

2

Отсутствует

1

Речевая функция

Правильная

5

Спутанная

4

Выкрики

2

Отсутствует

1

Фотореакция зрачков

Нормальная

5

Замедленная

4

Неравномерная

3

Анизокория

2

Отсутствует

1

Реакция черепных нервов

Сохранена

5

Отсутствуют рефлексы:

4

ресничный

3

роговичный

2

«кукольных глаз» с трахеи

1

Судороги

Нет

5

Локальные

4

Общие преходящие

3

Общие непрерывные

2

Полное расслабление

1

Спонтанное дыхание

Нормальное

5

Периодическое

4

Гипервентиляция

3

Гиповентиляция

2

Апноэ

1

G. Teasdale, В. Jennet в 1974 г. предложили шкалу определения глубины комы. Она получила название шкалы Глазго и широко используется р практической работе врачей-реаниматологов. По этой шкале оцениваются функции ЦНС по 7 позициям.

Для оценки тяжести комы используют шкалу Глазго и её модифицированный вариант для стационара — шкала Глазго-Питсбург.

По шкале Глазго оценивают характер ответа на голос и на боль — по таким признакам как открывание глаз, вербальный и двигательный ответ. Максимальная оценка 15 баллов. При оценке ниже 9 баллов состояние признают крайне тяжёлым. Минимально возможная оценка — 3 балла. По шкале Глазго-Питсбург дополнительно оценивают реакции черепных нервов, наличие судорог и характер дыхания. Максимальная оценка по этой шкале -35 баллов. При смерти мозга — 7 баллов. Если пациент на ИВЛ (т.е. нельзя оценить такие параметры, как «спонтанное дыхание» и «речевые реакции»»), оценка по шкале снижается соответственно до 25 баллов и 5 баллов.

При усугублении тяжести комы первыми угнетаются конъюнктивальный и роговичный рефлексы. Угасание корнеальных рефлексов относят к неблагоприятным прогностическим признакам. Диагностически значимую информацию в оценке степени тяжести комы даёт проверка окулоцефального рефлекса. Если у пациента без сознания при повороте головы направо и налево не отмечают содружественное движение обоих глаз и взор как бы фиксирован по средней линии (эффект кукольных глаз), то это свидетельствует о патологии полушарий головного мозга (кома I) и об отсутствии поражения ствола.

Чтобы оценить состояние детей в коме, обязательно проверяют симптомы Брудзинского и Бабинского. Появление одностороннего рефлекса Бабинского у ребёнка в коме указывает на очаговое поражение головного мозга на стороне, противоположной тестируемой конечности. Двусторонний рефлекс с последующим угасанием свидетельствует об углублении тяжести комы независимо от локального поражения вещества мозга. При спинальных поражениях рефлекс не определяется. Положительные симптомы Брудзинского, выявленные у ребёнка в коме, указывают на раздражение оболочек (менингит, менингоэнцефалит, субарахноидальное кровоизлияние)

Кроме того, необходимо оценить изменения диаметра зрачков, движений глазных яблок и глазное дно, особенно обращая внимание на возможную асимметрию (результат очаговых поражений вещества головного мозга!). При метаболических комах реакция зрачков на свет сохранена

Необходимые диагностические процедуры (в том числе и на догоспитальном этапе) включают оценку ЭКГ, определение концентрации гемоглобина, уровня гликемии, выявление кетонурии. исследование на наличие психотропных средств в моче и этанола в слюне (с помощью визуальной тест-полоски), а также КТ и МРТ.

Причины комы у детей

В возникновении коматозных состояний основное значение имеют гиповолемия, гипоксия, гипогликемия, нарушение ВЭО и КОС, токсическое и травматическое повреждение мозга. В сумме эти воздействия приводят к отеку-набуханию мозга, замыкающему порочный круг патогенеза коматозных состояний.

Гиповолемия

Играет ведущую роль при многих вариантах ком у детей и является причиной необратимых изменений мозга. Метаболизм ЦНС определяется кровотоком. Критический уровень церебральной перфузии составляет 40 мм рт. ст. (при более низком уровне кровообращение внутри мозга резко нарушается до полного прекращения).

Гипоксия

Мозговая ткань очень чувствительна к недостатку кислорода, поскольку потребляет его в 20 раз больше, чем скелетные мышцы, и в 5 раз больше, чем миокард. К кислородному голоданию мозга обычно приводит сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность. Снижение уровня сахара в крови также существенно отражается на его функциональном состоянии. При его уровне в крови ниже 2,2 ммоль/л (у новорожденных ниже 1,7 ммоль/л) возможны потеря сознания, судороги. Водно-электролитный дисбаланс также ухудшает работу мозга. Нарушение сознания и развитие комы возможны как при быстром снижении осмолярности плазмы крови (с 290 до 250 мосм/л и ниже), так и при его повышении (> 340 мосм/л). Гипонатриемия ( 1,3 ммоль/л), равно как и повышение концентрации калия (> 8-10 ммоль) и магния (> 7-8 ммоль/л) в плазме крови сопровождаются утратой сознания из-за нарушения работы сердца, гипокальциемических судорог или развития так называемого магнезиального наркоза.

Травмы головного мозга

Травма мозга, связанная с его непосредственным механическим повреждением вследствие удара (сотрясение или ушиб мозга) или сдавления (например, жидкостью или гематомой), приводит как к морфологическим, так и к функциональным нарушениям деятельности ЦНС. Травма всегда сопровождается диффузным или локальным отеком мозга, ухудшающим ликворо- и кровообращение, способствующим гипоксии мозга и усугублению его повреждения.

Токсическая энцефалопатия многие годы остается предметом исследования при самых разных заболеваниях. Наиболее вероятно патогенетическое значение не одного какого-либо токсичного вещества, а комплекса причин. В то же время в случае отравления нейротропными ядами или лекарственными препаратами их пусковая роль не вызывает сомнения.

Наиболее вероятная причина комы у детей грудного возраста — это первичные или вторичные поражения ЦНС вследствие инфекционного процесса (менингиты, энцефалиты, генерализованный инфекционный токсикоз). В дошкольном возрасте, как правило, отравление, а у детей старше 6 лет — травма головы. Независимо от возраста угнетение сознания возможно вследствие метаболических нарушений (в том числе при гипоксии).

[], [], [], [], [], [], []

Кома у детей при инфекционных заболеваниях

Нарушение сознания, судороги, гемодинамические расстройства служат типичными проявлениями инфекционного токсикоза.

Возникающее токсико-гипоксическое поражение мозга обусловлено сочетанным воздействием нарушений кровообращения, дисбаланса ВЭО и КОС, ДВС-синдрома, органной недостаточности, ПОН и других проявлений болезни. Токсический синдром при острых инфекциях у детей может быть в виде нейротоксикоза (энцефалической реакции), шока (инфекционно-токсического или гиповолемического), токсикоза с эксикозом (дегидратации).

Выбор и последовательность применения препаратов зависят от конкретной формы патологического синдрома. Принципиальная схема терапии комы, развившейся при инфекционном токсикозе, состоит из ряда этапов: противосудорожная терапия (при наличии судорог); поддержка витальных функций (апноэ, остановка кровообращения); противошоковая терапия (при наличии шока); дезинтоксикация; коррекция ВЭО И КОС; стабилизация гемостаза; борьба с отеком и гипоксией мозга; этиотропная и симптоматическая терапия; регидратация (при эксикозе).

Когда у новорожденных детей появляются слезы при плаче?


новорожденный малыш горько плачет без слез

Кроха в утробе испытывает эмоции, но не плачет слезами. Его глазки омываются околоплодной жидкостью и сохраняют здоровье.

С первых часов пребывания в воздушном пространстве реакцией на новые окружающие условия у ребенка является крик и плач без слез.

Немного из анатомии. Тело крохи после рождения покрыто налетом. Он защищает кожу и все слизистые от вторжения бактерий и микроорганизмов.

Кроме кожи, налет также есть:

  • на конъюнктивах глаз
  • в слезных протоках

Во вторых он образует желатиноподобную корку, которая должна выйти наружу и открыть каналы для движения слез.

Педиатры и детские офтальмологи утверждают, что их раскрытие происходит с 2-6 недели жизни новорожденного. Тогда же молодая мама увидит первые слезинки при его плаче. В отдельных случаях крохи способны проливать слезы с первой минуты жизни в воздушном пространстве.

Почему слезные каналы у новорожденного сразу не открываются? Причин несколько:

  • не созрели для самостоятельной работы
  • чрезмерно узкие
  • слабая функциональность
  • толстая желатозная мембрана
  • наличие патологии или серьезного заболевания

Сохраняйте повышенную внимательность к состоянию глаз малыша.

Все выделения снимайте аккуратно ваткой после обработки настоем ромашки, собственным молоком из груди или специальными каплями. Но перед любыми манипуляциями консультируйтесь с докторами.

Помимо гигиенических процедур офтальмолог может назначить крохе массаж слезных каналов. Молодая мама вполне справится с такой задачей самостоятельно.

Для этого:

  • вымойте руки с антибактериальным мылом
  • возьмите чистый ватный диск
  • аккуратно и умеренно сильно нажимайте пучкой мизинца от точки под внутренним уголком глаза к нему
  • повторите действия для второго глазика
  • выполняйте массаж до 5 раз в день

Так вы стимулируете движение жидкости в слезных каналах. Она давит на желатозную пробку, выталкивая ее наружу.

Когда в глазках малыша накапливается непрозрачное отделяемое, его обязательно вымывайте, например, раствором фурацилина, и удаляйте чистой сухой ватой.

Чтобы установить факт непроходимости слезных каналов новорожденного, доктор проведет тест. Капнет в глазки малышу цветной раствор, например, фурацилина, в носик поставит ватные турундочки. Если через 10 минут вся жидкость из глаза не ушла и турундочки остались почти без окрашивания, то 99% диагноз — закупорка слезных каналов.

Для их прочистки в условиях дневного стационара поликлиники детский офтальмолог проводит микро операцию малышу под местным наркозом. Последнему капают специальные капли в глаз и запускают зонд. Его задача — вытолкнуть пробку из канала либо его расширить для ее свободного прохождения. Процедура безболезненная и дает нужный результат.

Как измерить температуру ребенка:

  1. Подмышка ребенка должна быть чистая и сухая! Если она будет влажной, градусник покажет завышенный результат!
  2. Отведите руку ребенка в сторону и поместите термометр в верхнюю часть подмышки.
  3. Аккуратно прижмите руку к телу и держите ее  прижатой во время измерения температуры.
  4. Оставьте термометр на месте так долго, как указано в инструкции. Некоторые цифровые термометры издают звуковые сигналы, когда измерение температуры завершено.
  5. Достаньте термометр. Дисплей покажет температуру тела ребенка.
  6. Если ваш ребенок только что принял ванну или был плотно завернут в одеяло, выждите 10-минут перед измерением температуры.
  7. Профессиональные инфракрасные термометры позволяют моментально измерять температуру тела. Если есть необходимость замерить температуру максимально точно, но профессионального термометра под рукой нет, наиболее точные результаты дает измерение температуры ректально.

Почему младенцы улыбаются?

Младенцы улыбаются по многим причинам, в том числе:

Рефлекторная улыбка: это улыбка, которая появляется в утробе матери. Однако младенцы делают это случайно, а не в ответ на счастье или заботу

Поэтому специалисты не считают ее настоящей улыбкой.

Социальная улыбка: это улыбка в ответ на контакт с другими людьми, например, улыбка в ответ на уход или улыбка, чтобы привлечь внимание.

По мере того, как дети растут и развиваются, они также могут улыбаться, когда счастливы, независимо от того, взаимодействуют ли с родителями или нет. Например, можно увидеть улыбку ребенка во время игры с любимой игрушкой.

Следует обратиться к врачу, если ребенок не общается с улыбкой или другими выражениями лица к 3 месяцам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector