Логопедические упражнения: проблемы речи у детей и профессиональная помощь
Содержание:
- Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?
- Сущность логопедии
- Что такое логопедия и каковы ее методы
- На четкость произношения
- Разминка речевого аппарата
- Артикуляционная гимнастика
- Когда проблема имеет место
- Речевое подражание
- Как сделать правильное произношение автоматическим
- Логопедические упражнения для детей: постановка звука „р”
- Упражнения для губ
- Возможные речевые дефекты
- Артикуляционная гимнастика при заикании
- Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет
- Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет
- При заикании
Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?
Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша — это повод задуматься.
Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:
- темп его речи неоднороден — говорит то слишком быстро, то растягивает слова;
- говорит неразборчиво, понимает его только мама;
- если говорит фразами — то не собственными, а только услышанными от взрослых или по телевизору;
- сам с трудом понимает, что ему говорят взрослые;
- постоянно приоткрытый, словно безвольный рот;
- повышенное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.
При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения. Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога — это специалист, выявляющий дефекты слуха. Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.
Сущность логопедии
Главная цель данной науки – разработка системы обучения и воспитания людей с различными речевыми нарушениями: коммуникативными, мыслительными и регулирующими.
Логопедия опирается на учения Павлова, Сеченова и Лурии, в которых рассматривались особенности сигнальных систем и условных рефлексов. Направления логопедической работы:
Нарушением речи считается отклонение речи человека от существующих языковых норм. Их признаки характеризуются следующим образом:
- заметно несоответствие речи возрасту произносящего слова;
- нарушение не исчезает со временем самостоятельно и даже закрепляется;
- необходимо вмешательство логопеда;
- речевые дефекты влияют на психическое развитие детей и устойчивую психику взрослых.
Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную, предназначенную для подростков и взрослых и имеет специфические принципы логопедического воздействия.
Логопедические нарушения у детей многообразны и подлежат двум видам классификации. Виды речевых аномалий схематично представлены ниже.
Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются предъявить родителям, это деятельность, которая одновременно с воспитательным и образовательным процессом способствует доступному и комфортному обучению в школе учащихся с речевыми недостатками.
Что такое логопедия и каковы ее методы
Логопедия в дословном переводе с греческого языка означает «воспитание речи». Обобщая, можно сказать, что это наука о развитии речевых навыков, о причинах, механизмах, симптомах нарушения речевой деятельности и о методах их профилактики и коррекции.
В арсенале логопедии много средств. Среди них:
- артикуляционная гимнастика;
- занятия для развития мелкой моторики;
- упражнения на звукоподражание, развитие слуха, логоритмика;
- многократное повторение словесных конструкций;
- дыхательная гимнастика и голосовые упражнения;
- упражнения на отдельные звуки.
В каждом конкретном случае методы индивидуальны. Задачи при этом разные — предупредить, исправить, восстановить, а цель занятий одна — правильно звучащая речь.
В более широком смысле целью логопедии является воспитание человека с нарушениями речи, помощь ему в социальной адаптации.
А теперь перейдем к описанию логопедических упражнений.
На четкость произношения
Произнесите ясно и чётко: трава, дрова, кровать, река, рак, огонь, лук, стук, гроздь, гвоздь, орёл, козёл, пришёл, ушёл, зашёл, каратист, пианист, фашист, интурист, бровь, морковь, метель, карусель, вода, игра, дошла, подошва, полк, кружка, подружка, тарелка, белка, кровать, стоять, писать, летать, скакать, птица.
Эти слова позволяют выявить проблемные звуки.
Возьмите любое стихотворение или текст и читайте его с интонацией, четко проговаривая звуки. Следите за положением нижней челюсти и губ.
Принципиальных отличий при работе с детьми и взрослыми нет, техника и упражнения одинаковые. Правильность выполнения упражнений контролируйте у зеркала.
Разминка речевого аппарата
Без правильного физического развития челюсти и всего речевого аппарата детям трудно произносить некоторые звуки и звукосочетания, говорить чётко и в правильном темпе. Любое обучение ораторскому искусству начинается с физической подготовки. Артикуляционная гимнастика в риторике предназначена для развития верхней и нижней челюсти, языка и губ и мимических мышц лица.
Открываем рот
Слегка растянув губы в улыбке, плавно и широко открыть рот с опусканием нижней челюсти. При этом язык лежит без напряжения. Держать челюсти открытыми 5–10 секунд, затем медленно закрыть. Выполняется упражнение 5 раз, сохраняя спокойный темп. Это упражнение похоже на кормление птенца, зевающего бегемота или пение звука «а».
Улыбаемся
В этом упражнении ребёнок учится улыбаться, показывая передние зубы. Задержать губы в улыбке нужно на 5–10 секунд, следя за тем, чтобы челюсти не были излишне напряжены. Улыбка спокойная и свободная, губы не подворачиваются. После минутного отдыха упражнение повторяется. Всего 3–4 повтора.
Другой вариант упражнения – в положении улыбки открывать на 2 см рот и закрывать его, слегка щёлкая зубами. Чтобы перевести занятие в игру можно строить «заборчик» из зубов, показывать челюсти акулы, протягивать звук «и».
Вытягиваем губы
Сомкнутые губы вытянуть трубочкой и удерживать 5–10 секунд. Повторить упражнения можно 3–4 раза. Нужно следить, чтобы нижняя часть челюсти не выдвигалась вперёд. Это похоже на то, как показывают дудочку, уточку, пение звука «у».
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:
Упражнения для разминки
- Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
- Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
Упражнения постановки от звука
В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных , , .
Упражнения постановки от звука
произносить легче, чем твердый . Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.
Упражнения постановки от звука
Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал»
Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».
Упражнения постановки от звука от
Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».
Когда проблема имеет место
Оценивание качества речи у детей становится актуальным тогда, когда ребенку исполняется 3 года. К этому возрасту у детей с нормальным, правильным психическим развитием словарный запас должен насчитывать уже около тысячи слов, которые кроха уже активно компонует в простые предложения. Да и сама речь должна становиться более внятной, разборчивой, понятной окружающим. Допустимо «проглатывание» некоторых звуков в словах, например, вместо «молоко» ребенок произносит «мооко» и тому подобное.
И все-таки некоторые особо сознательные родители не откладывают имеющуюся проблему в долгий ящик и спешат с малышом на консультацию к логопеду. И это правильно, ведь проблема может заключаться не только физиологическом в «проглатывании» звуков в речи, а и в слишком короткой уздечке, и в задержке речевого развития, и развитии у малыша алалии, дислалии и прочие нарушения.
Но, к счастью, нарушения в развитии речи у детей диагностируются не так часто, поэтому, если ребенку нужно поставить какие-то проблемные звуки, то логопед посоветует специальные логопедические упражнения для выработки у ребенка четкой речи, которые можно выполнять каждый день с малышом в домашних условиях.
Итак, когда ребенку нужна помощь специалиста.
- если к трем годам у ребенка речевая моторика слабо развита;
- если в речи у ребенка нечетко звучат гласные звуки;
- если в речи у ребенка нечетко звучат парные глухие и звонкие согласные звуки (допускается их незначительное смягчение);
- если речь ребенка скудна, словарный запас недостаточно велик, он предпочитает изъясняться жестами, отдельными мычащими звуками, либо заменяет некоторые слоги в словах «мычанием».
Внимание! Чтобы не упустить момент, рекомендуется придерживаться календаря посещений узкопрофильных специалистов, т.е. своевременно проходить с ребенком медосмотр, чтоб вовремя узнать о наличии проблем и своевременно начать занятия по ее устранению
Речевое подражание
Воспроизведение ребенком звуков, слов, фраз называется речевым подражанием.
Оно является осмысленным только тогда, когда речь тесно связана с действиями ребенка.
Взрослый должен стимулировать речь ребенка при помощи вопросов.
Слова для повторения нужно произносить многократно, не повторять за ребенком его «слова-заменители». Ответы ребенка принимаются в любом виде.
Самое важное – сделать все возможное, чтобы ребенок не стеснялся говорить. Подражание речи проходит несколько ступеней:
Подражание речи проходит несколько ступеней:
- Копирование звуков, имеющих определенный смысл.
- Повторение аморфных слов (куп-куп – купаться, ам-ам – кушать, ляля – кукла).
- Повторение простых слов (баба, деда, пить).
- Повторение коротких фраз: «Дай сок! Где ложка?»
Уделяйте большое внимание употреблению глаголов. Если в речи ребенка много слов-действий, его уровень развития достаточно высок.
Игры с речевым подражанием
Например:
Очень любят … (обезьяны)
Кушать сладкие … (бананы).
Мы на обезьян … (похожи),
И бананы любим … (тоже).
Постепенно количество пауз (пропускаемых взрослым слов) можно увеличивать, тем самым увеличивая словарный запас ребенка.
Увлекательны игры в форме беседы: взрослый несколько раз повторяет слово, далее задает ребенку вопрос, ответом на который является выделенное слово. В случае правильного ответа на вопрос взрослый хвалит ребенка, в случае неправильного – сам отвечает на вопрос или предлагает несколько вариантов ответа.
Как сделать правильное произношение автоматическим
После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.
Мягкий Л
Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.
Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.
Примеры приведены в таблице
Слоги простые | Слоги сложные | Примеры слов | Скороговорки |
Ля | Сля, кля, пля, фля, гля | Поля, Коля, Толя, тополя | Ля-ля-ля — холодная земля |
Лю | Слю, клю, плю, флю, глю | Люся, лютик, люк | Лю-лю-лю — печь топлю |
Ли | Сли, кли, пли, фли, гли | Лида, липа, лиса, лимон | Ли-ли-ли — лимон нашли |
Ле | Сле, кле, пле, фле, гле | Лена, лень, лес | Ле-ле-ле — все в золе |
Ле | Сле, кле, пле, фле, гле | Лен, легкий, кулек |
Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.
Простые слоги | Примеры слов | Скороговорки |
Аль | Пальто, калька | |
Ель | Капель, кисель | Ель-ель — за окном капель |
Оль | Моль, соль | Оль-оль — залетела моль |
Уль | Куль, буль-буль | Уль-уль — повесили тюль |
Ыль | Пыль, намыль | Ыль-ыль — ладони намыль |
Юль | Июль, тюль |
Твердый Л
Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.
Осваивать правильную речь нужно поэтапно:
- Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
- Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
- После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
- Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.
Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:
- лу-лу-лу — лужа на полу;
- ла-ла-ла — мусор подмела;
- ло-ло-ло — стояло помело;
- около Лондона — логово колдуна;
- клади уголь в угол.
При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.
Логопедические упражнения для детей: постановка звука „р”
Если ваш малыш не выговаривает звук „р”, то вам просто необходима консультация логопеда. Возможно, причина проблемы состоит в слишком короткой уздечке — перепоночке, которая держит язык. Ее еще называют подъязычной связкой. Диагностировать это сможет только логопед. И если он подтвердит, что уздечка действительно короткая, то стоит ее подрезать.
Тогда языку обеспечится необходимая амплитуда движений — и все упражнения для постановки звука ”р” будут эффективными.
Другими причинами неправильного произношения могут быть низкая подвижность артикуляционного аппарата (что исправляется упражнениями), нарушение фонематического слуха. Последнее порой зависит от генетики. Если же физиологических основ нарушения дикции у малыша нет, то самое время проводить ежедневные упражнения. Не стоит беспокоиться по поводу непроизношения или неправильного выговаривания звука ”р” ребенком в 2-4 года. Если же он до 5 лет не выговорился, то тогда действительно следует начать занятия:
- Кисточка маляра. Это разминочное упражнение. Язык — кисточка, которой нужно погладить верхнее нёбо, начиная от зубов и далее в сторону горла.
- Гармошка. Рот немного приоткрыт, язык плотно прижимается сначала к верхнему нёбу, затем к нижнему с одновременным опусканием челюсти вниз.
- Чистка зубов. Рот приоткрыт немного. Язык-щетка двигается между зубами, достигая самых крайних уголков.
- Комарик. Нужно приоткрыть рот, кончик языка продвинуть между зубами и так попробовать произнести звук «з-з-з», изображая комара. Затем кончик языка перемещается вверх, упираясь в верхние зубы, а комарик при этом продолжает издавать свой писк.
- Рот открыт, конец язычка прижимается к верхним зубам. Ребенок должен быстро произносить звук «д-д». В это время взрослый шпателем или просто чайной ложечкой, ее ручкой ритмично, но без нажима должен колебать уздечку влево и вправо. Вибрация воздуха будет постепенно превращать произносимый звук „д” в „р”. Это основное упражнение для его постановки.
Упражнения для губ
Если у малыша губы зажаты, напряжены, самое лучшее упражнение – это «Улыбка». Нужно просто растянуть губы в улыбке, можно со звуком: «и-и-и» и удерживать 3-5 секунд, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик».
«Трубочка»
«Трубочка» – губы вытянуты вперед, можно со звуком «у-у-у», при этом вырабатывается и закрепляется движение губ вперед. Можно сопровождать упражнение стихотворением:
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет,
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
А затем попеременно «Улыбка»-«Трубочка» со звуками «иу-иу-иу»
Так укрепляются боковые мышцы рта, важно при этом, чтобы плечи и шея были не напряжены.
Для укрепления круговой мышцы рта и активизации верхней губы хорошо делать упражнение «Окошко»: зубки ставим друг на друга, открываем и закрываем рот, снова соединяя зубы. Так мы учим ребенка держать рот щироко открытым
Можно это упражнение делать в игровой форме, показывая ребенку, как скалится волк и стучит зубами. Это упражнение полезно также и в целях профилактики дисграфии. Так как в первом классе, когда ребенок только осваивает письмо, он проговаривает шепотом все звуки и незаметно контролирует движение рта, губ, языка, переводя акустический и кинестетический образ звука в графему. При произнесении отдельных гласных звуков («а», «о») челюсть опускается вниз.
«Ниточка»
«Ниточка» также укрепляет круговую мышцу рта и учит плотно сжимать, а потом разжимать губы, эффект – напряжение, расслабление. Закрыть рот и с силой сжать губы, контролировать, чтобы губы стояли симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу.
Возможные речевые дефекты
Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут
Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях
Возможно несколько видов нарушения речи:
- заикание;
- дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы и , и .
- гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
- ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
- неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.
При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.
Артикуляционная гимнастика при заикании
Заикание – это речевая проблема, которая порой тяжело поддается терапии. Успеха можно достигнуть лишь посредством ежедневных тренировок.
Артикуляционная гимнастика при заикании является одной из самых лучших, т. к. она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
- надувать щеки, выпускать воздух, надувать каждую щеку поочередно;
- хлопать губами друг о друга (как рыбка);
- языком надавливать то на одну, то на другую щеку по очереди;
- надуть щеки, закрыв при этом рот, затем ударить по щечкам кулаками, чтобы с шумом выпустить воздух;
- покусать верхнюю, потом нижнюю губу.
Возраст раннего развития (2-3 года) – недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение
Родителям стоит уделить особое внимание ребенку, т. к
именно в это время закладывается фундамент для развития речи и мышления малыша.
Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет
В этом возрасте артикуляционная гимнастика детьми выполняется с первичной демонстрацией взрослого и далее по его словесным указаниям:
- Улыбочка. Вначале губы растягиваются в улыбке, зубы прикрыты, затем они обнажаются и снова прячутся под губками.
- Наказание непослушного язычка. Язык ложится на нижнюю губку и верхней его надо пошлепывать. При этом произносится звук ”пя-пя”.
- Лопатка. Рот немного приоткрыт. Язык из своего обычного положения ложится на нижнюю губу, а затем прячется обратно.
- Трубочка. Рот открывается, язык максимально выдвигается вперед, его края загибаются трубочкой и так удерживаются несколько секунд.
- Облизывание губ. Рот полуоткрыт. Круговым движением языка облизываются губы сначала по часовой стрелке, затем обратно.
- Чистка зубов. Зубной щеточкой служит язык ребенка, который делает ”чистку” вначале краев верхних зубов, потом их внутренней поверхности, внешней. То же самое выполняется и с нижними зубами.
- Часы. Губки ребенка растянуты в улыбке при открытом рту. Кончик языка ритмично двигается вправо-влево, дотрагиваясь до его уголков.
- Змея. При открытом рту согнутый трубочкой язычок быстро выдвигается вперед и задвигается обратно. При этом прикасаться к зубам и губам нельзя.
Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет
Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.
Познаем предметы вместе
Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.
Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка»
Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает
Знакомство с картинками
Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».
Образование с помощью звука
Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.
Речевое сопровождение
Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.
При заикании
При работе с заиканием важно формировать плавность речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме в комфортных для ребенка условиях
1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
2. «Веселые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно со словами: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками, ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой. Если у ребёнка не получается одновременно хлопать и топать, отработайте поочередно, затем соедините
Важно, чтобы ребёнку упражнение нравилось, он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
5. Предложить ребёнку прочесть короткое детское стихотворение под любую спокойную музыку, следить за соблюдением ритма
При успешном прочтении маленького стихотворения, подберите более сложные и длинные. Предложите рассказать знакомое стихотворение в такт музыке, мелодия классическая или современная без слов.