Кто такой олигофрен, степень отсталости, симптомы и лечение
Содержание:
Характеристика олигофрении
Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного. Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1. Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.
Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.
Степени олигофрении
Олигофрения имеет несколько стадий, которые отличаются по характеру проявления и различному уровню умственных способностей, страдающих от нее людей. Всего наблюдается три стадии: легкая, средняя, тяжелая.
Легкая олигофрения или олигофрения дебильность
Эта стадия также носит определение «дебильность». В случае ее проявления у ребенка, у него намного позже, по сравнению со сверстниками, начинается развитие познавательных функций, моторики и артикуляции. Наблюдаются дефекты речи. Стадия дебильности характерна для возрастного периода от 8 до 12 лет.
Подобные дети должны обучаться в специализированных заведениях. При этом изучается программа, которая соответствует четырем классам средней школы. За это время они могут освоить механическое чтение, навыки письма и счета. Эти люди могут обслужить себя, совершать простые покупки, а также они в состоянии помогать по хозяйству.
Бывают случаи, хоть и не слишком часто, что олигофрены, несмотря на низкий общий уровень развития, могут быть одарены одной развитой способностью. Ею могут быть художественные таланты, память или способность производить сложные математические расчеты.
Уровень интеллекта таких больных находится в пределах 50-69 баллов. Это позволяет им освоить какие-либо простые профессии.
Средняя степень
Определяется, как имбецильность. Человек может нормально ориентироваться в знакомой обстановке, самостоятельно удовлетворять все потребности организма. Наблюдается распущенность в сексуальном поведении и повышенный уровень полового влечения. Поведение зачастую носит агрессивный характер.
Люди, находящиеся в подобном состоянии, вполне понимают, что им говорят и даже могут заучить несколько несложных фраз и даже научиться считать элементарные примеры. Они также могут научиться ухаживать за собой и даже выполнять простые действия, если имеется специально оборудованное рабочее место.
Имбецилы очень привязаны к своим близким и очень ярко реагируют как на похвалу, так и на порицание. У них сильно заторможено мышление, из-за чего полностью отсутствует инициатива. Они теряются в новой обстановке и с большим трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам.
Имеет две формы: невыраженную и выраженную. Первая соответствует психологическому возрасту до 9 лет и интеллектуальному уровню в пределах от 35 до 49 баллов. Вторая же соответствует возрасту до 6 лет и коэффициенту умственного развития от 20 до 34 баллов.
Тяжелая степень олигофрении
Она носит название «идиотия». Представляет собой самую тяжелую степень этого заболевания. Она характеризуется очень грубыми нарушениями интеллектуального развития, которое соответствуют психологическому возрасту от 1 до 3 лет. При этом уровень интеллектуального развития находится ниже 30 баллов.
Эти больные являются глубокими инвалидами, нуждающимися в серьезном уходе. Мышление и речь у них находятся в зачаточном состоянии. Все эмоции ограничиваются удовольствием от удовлетворения физиологических нужд. Если это не удается, то эти эмоции сменяются неудовольствием, сопровождаемым злобой и агрессией.
Такие люди не подлежат никакому обучению. В лучшем случае они могут понимать только отдельные слова, он чаще всего не происходит даже этого. Они не способны узнавать близких родственников. Тяжелые последствия, вызванные настолько глубокими отклонениями развития, приводят к тому, что они очень редко доживают до 30 лет. И то только при условии правильного ухода за ними, потому что совершенно не в состоянии ухаживать даже за собой.
Раздвоение личности у подростков
В детском и подростковом возрасте диссоциативное расстройство также возможно. Однако существуют некоторые отличительные характеристики в поведении. Среди основных проявлений можно выделить следующие аспекты:
- Смена интонации и поведения в результате общения с другими людьми.
- Наступление эпизодической амнезии, когда подросток не в состоянии вспомнить конкретные события из жизни. Зачастую это происходит, как и у взрослых при смене доминирования личностей
- У подростка отсутствуют определенные пищевые и вкусовые привычки. Они постоянно изменяются
- Резкая смена настроения и эмоционального фона в большом диапазоне, начиная от негативизма и депрессивного состояния до эйфории и повышенного тонуса
- Бессмысленная фокусировка взгляда и проявление агрессивного настроения
- Подросток не имеет способности объяснить собственные мысли и поступки.
Если у ребенка замечаются подобные признаки, то необходимо обратиться за консультацией к психотерапевту, который проведет необходимые диагностические мероприятия и поможет уточнить диагноз.
Виды
Существует не одна классификация олигофрении, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Традиционная (по степени выраженности)
До недавнего времени медики различали следующие формы заболевания:
- олигофрения в стадии дебильности, характеризуется слабо выраженной клинической картиной;
- олигофрения в степени имбецильности, отличается уже более ярко выраженными и заметными симптомами заболевания;
- идиотия — крайне выраженная степень.
Однако в последнее время в детской психиатрии всё чаще пользуются иной классификацией, в которой олигофрения распределяется по степени тяжести на основании уровня IQ.
По МКБ-10
Международная классификация болезней десятого пересмотра была проведена в 1989 году. Согласно ей, стадии олигофрении определяются следующим образом.
I степень
Это лёгкая степень, соответствует дебильности по предыдущей классификации. IQ = 50-69. У детей наблюдаются физическая неразвитость, плохая память, проблемы с логическим и абстрактным мышлением, неустойчивость внимания, трудности при осуществлении определённых целенаправленных действий, расстройства поведения, эмоциональная нестабильность, большая внушаемость. Диагностируется преимущественно в школьном возрасте.
II степень
Это средняя степень, умеренная, незначительно выраженная имбецильность. IQ = 35-50. Отмечаются минимальное самостоятельное мышление, расстройства сна и аппетита, быстрая усталость, раздражительность, отставания в развитии становятся заметными уже в раннем возрасте. Такие дети владеют скудным словарным запасом. Наблюдаются нарушения мелкой моторики, низкая способность к освоению простейших действий.
III степень
Это тяжёлая степень, значительно выраженная имбецильность. IQ = 20-35. Клиническая картина практически такая же, как у предыдущей формы заболевания, но все нарушения проявляются более ярко.
IV степень
Это глубокая степень, соответствует идиотии. IQ = меньше 20. Сопровождается отсутствием мыслительных способностей и речи. Диагностируется при рождении или сразу после него. Так как имеют место значительные повреждения ЦНС, такие дети не реагируют на внешние раздражители, не воспринимают речь, не узнают родителей, не испытывают и не выражают эмоции (отсутствует мимика), не координируют движения, не осязают предметы, не чувствуют вкуса, запаха и даже боли. Характерный симптом — многократное механическое повторение одного движения или состояние полной неподвижности на длительный промежуток времени.
Сейчас в большинстве медицинских учреждений диагноз олигофрения ставится детям именно в соответствии с этой классификацией.
Классификация Певзнер
М. С. Певзнер на основе клинических и психолого-педагогических исследований смогла определить структуру дефектов при олигофрении и разработать подробную классификацию. Это качественная типология состояний, выходящая на систему коррекционно-воспитательных и медицинских мероприятий. В 70-х годах XX века учёная выделила следующие виды олигофрении:
- неосложнённая;
- сопровождающаяся нарушениями нейродинамики;
- с нарушениями анализаторов;
- осложнённая олигофрения с психопатическими формами поведения;
- с ярко выраженной лобной (умственной) недостаточностью.
Наибольшего внимания со стороны медиков и родителей требуют последние 4, осложнённые формы олигофрении, так как их симптомы наиболее ярко выражены и мешают ребёнку в дальнейшем социально адаптироваться. Чтобы ему помочь, нужно вовремя диагностировать заболевание и пройти соответствующий курс лечения.
Воспитание
Таким деткам необходим уход и забота
Особенности детей с олигофренией таковы, что возникает острая необходимость в постоянном уходе и заботе о них.
Если обстановка будет неблагоприятной, то состояние ребенка будет только ухудшаться, причем довольно быстрыми темпами. Могут возникнуть агрессивность, ненависть к окружающему миру, и даже при наличии реабилитации — ее эффективность значительно снизится.
Родители, имеющие такого ребенка должны знать ряд правил и строго их соблюдать:
- постоянный присмотр за малышом;
- доброжелательное отношение к крохе;
- оказание психологической помощи;
- обучение элементарным навыкам;
- наличие позитивной мотивации;
- посещение профильных учреждений;
- занятия со специалистами;
- соблюдением всех рекомендаций.
Причины олигофрении
Основная причина возникновения олигофрении – наследственная. По определению многих ученых олигофрения – вид аномального развития в результате генетической патологии или поражения зародыша во время внутриутробного развития, или поражение ЦНС на самых ранних этапах развития ребенка, отражающемся на недоразвитии всей познавательной системы. Факторы развития олигофрении принято разделять на эндогенно-наследственные, экзогенно-органические и социально-средовые. Также в клинической картине часто наблюдается совокупность этих факторов.
К генетически наследуемым заболеваниям, влекущими за собой умственную отсталость, относятся такие заболевания, как фенилкетонурия, Синдром Клайнфелтера, галактоземия, Синдром XYY, Синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Дауна, синдром Корнелии де Ланге. Таким образом, большое значение в развитии олигофрении отводится хромосомным нарушениям в первый триместр беременности. Эмбриологи отмечают, что к 28 недели беременности у плода завершается формирование нейронов и отростков к коре больших полушарий мозга. В мозге начинает функционировать собственно система проводников, которая передает информацию внутри всей нервной организации. У олигофренического эмбриона обнаруживается наименьшее количество ассоциативных нейронов, нежели у здорового.
Также большую роль в развитии слабоумия играют экзогенные вредности, действующие на организм плода через кровь матери. К кислородному голоданию плода ведут такие болезни матери во время беременности, как болезни почек, крови, сердечная недостаточность, инфекционные заболевания – краснуха, гепатит, грипп, цитомегалия. Вот почему при обнаружении данных инфекций в первой половине беременности женщинам рекомендуется сделать аборт
Также важное значение в развитии олигофрении имеет прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов типа антибиотиков, барбитуратов, сульфаниламидов. Не исключается также токсическое влияние алкоголя во время беременности
Во второй половине беременности, когда завершено формирование мозга и нервной трубки, происходит этап дифференциации и интеграции функций мозга, поэтому аномалии развития головного мозга в этот период отличаются неравномерностью поражения или наиболее выраженным недоразвитием. Клинически это выражается в появлении наряду с олигофренией различных психопатических расстройств.
Ученые отмечают два вида анатомических изменений в клинической картине олигофрении. В первом случае наблюдается слабое развитие полушарий и извилин – агирия и микрогирия, во втором случае – уменьшение количества корковых слоев, неправильное расположение клеток по этим слоям, недоразвитие белого вещества и малое количество нервных клеток. По результатам ЭЭГ у больных олигофренией замечено значительное нарушение в протекании нервных процессов, инертность нервной деятельности в коре полушарий мозга, обнаружено замедленное действие этих процессов, реакция торможения превалирует над реакцией возбуждения. Особенно у олигофренов страдают лобные и теменные доли мозга, что объясняет недостаточность у них аналитико-синтетических функций мышления.
К постнатальным этиологическим факторам олигофрении относят инфекционные заболевания – менингиты, энцефалиты, дистрофические заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы и другие повреждения, которые обуславливают поражение головного мозга и аномалии его развития. К экзогенно-органическим факторам также относят иммунологическую несовместимость крови матери и плода по резус-фактору. У определенной категории детей олигофрения является вторичным нарушением (при гидроцефалии), обусловленным нарушением предпосылок интеллекта таких как памяти, работоспособности, внимания, эмоционально-волевой сферы. Формы умственной отсталости, с четко установленными причинами их появления, называют дифференцированными формами и составляют 35 % клинической картины, в других случаях с неясными или невыясненными причинами олигофрения считается недифференцированной или идиопатической.
Лекарства
Фото: popmech.ru
При раннем обнаружении расстройств интеллекта назначают неспецифические метаболические средства, которые способствуют восстановлению, развитию и укреплению центральной нервной системы. Применяются следующие препараты:
- Ноотропы (пирацетам, пиридитол, семакс, фенибут)
- Витамины группы В
- Аминокислоты и их предшественники (глутаминовая и янтарная кислота, церебролизин)
У людей с расстройствами интеллекта выявляется тенденция к беспокойствам, нарушениям поведения и сна. В силу высокой чувствительности мозга с органическими поражениями к нейролептикам стремятся назначать препараты с минимальными побочными эффектами (неулептил, сонапакс, терален, хлорпротиксен). Однако при излишней буйности пациента приходится назначать более сильные препараты (аминазин, галоперидол).
Лечение олигофрений
Лечение при олигофрениях должно быть начато как можно ранее и продолжается зачастую в течение всей жизни больного. Различают специфическое, симптоматическое и лечебно-педагогическое лечение:
специфическое лечение применяется в случае олигофрений с установленным патогенезом и этиологией — в этом случае лечащий врач имеет преставление о том, что лежит в основе слабоумия и какие методы можно применить для максимально возможной нормализации состояния4 обычно нацелена не на устранение дефекта, а на предотвращение прогресса:
при ферментопатиях будет назначена диетотерапия;
при эндокринопатиях целесообразна гормональная терапия;
при врожденном сифилисе назначается схематическое лечение зависимо от степени проявления и прогрессирования клинической картины — бициллин и прочие антибиотики, рассасывающее и симптоматическое противосифилитическое лечение;
при токсоплазмозе и мозговых инфекциях применяют антибиотики, сульфаниламиды, дараприм повторными курсами;
при резус-конфликте проводят переливание крови
симптоматическая терапия представлена дегидратационными, рассасывающими, общеукрепляющими, противосудорожными, седативными мероприятиями и препаратами; среди медикаментов популярностью пользуются ноотропы (аминалон, гаммалон, пирацетам) и психостимуляторы (ниамид);
лечебно-педагогические мероприятия — едва ли не самое важное направление лечения, позволяют частично преодолеть дефекты олигофрении; подразумевается
олигофренопедагогика,
трудовое обучение,
профессиональное приспособление.
Особого внимания заслуживают достижения медицины и социальной адаптации больных, позволяющие преодолевать олигофренические психозы. Природа таковых часто остается неясной, это обычно специфические проявления реактивных состояний, экзогенных психозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза. Олигофрены в большей степени подвержены страхам, депрессиям, истериям, их сознание сужено. Нельзя обойтись без постоянного сотрудничества со специализирующимися в данной тематике психотерапевтами.
Стадии олигофрении
Нарушения при олигофрении протекают в зависимости от тяжести патологии и разделяются по стадиям:
- Дебильность — легкая степень олигофрении. Позднее, по сравнению со здоровыми детьми развитие артикуляции, моторики, познавательных функций, дефекты речи. Олигофрения в стадии дебильности характеризуется возрастом на уровне 8-12 лет. Дети обучаются в заведениях специального типа. Уровень IQ 50-69.
- Имбецильность – средняя степень. Олигофрен в состоянии адаптироваться в привычной обстановке, самостоятельно удовлетворяет физиологические потребности. Повышенное либидо и половая распущенность, агрессивность в поведении. Представлена в двух формах: невыраженная (соответствует психологическому возрасту 6-9 лет, IQ 35-49;) и выраженная имбецильность (3-6 лет, IQ 20-34).
- Идиотия – самая тяжелая степень, при которой самые грубые нарушения интеллекта (менее 30, психологический возраст 1-3 года). Обучение невозможно. Из-за тяжелых поражений организма редко доживают до 30, только при надлежащем уходе.
Симптомы
Признаки олигофрении у детей могут различаться в разные возрастные периоды.
Самые яркие проявления наблюдаются в шестилетнем возрасте. Дело в том, что некоторые признаки можно наблюдать и в более раннем возрасте, однако родители могут их принять за особенности характера. Также стоит учитывать, что то, насколько сильно будет выражено заболевание, зависит от области поражения мозга. Поэтому признаки олигофрении могут возникать даже в первые месяцы жизни крохи.
- Для новорожденных характерны такие симптомы:
- повышенная раздражительность;
- склонность к судорогам;
- мышечная слабость;
- неправильные пропорции;
- большой череп;
- визуальные дефекты лица (например, заячья губа или приплюснутый нос).
- Для грудных детей характерно:
- отсутствие любого интереса ко всему вокруг;
- нет желания контактировать с ровесниками;
- сложности в понимании разговора взрослых;
- трудности с воспроизведением слов;
- ребенок не способен повторить увиденное действие.
- Для малышей в дошкольном возрасте характерны:
- сложности с выполнением простых задач, например, лепка;
- наблюдаются однообразные действия.
- У школьников:
- нарушенная способность распознавания предметов и их свойств;
- дети имеют хаотичную активность;
- искажается получаемая информация;
- нарушаются речевые навыки;
- снижается память;
- возможно полное отсутствие образного мышления;
- нет чувства сопереживания.
Причины
В психиатрии причины олигофрении делят на несколько групп.
Наследственные факторы
Наследственные причины детской олигофрении составляют 70% всех патологий. К ним относятся хромосомные нарушения и генные аномалии:
- синдром Дауна (лишняя хромосома № 21);
- синдром Патау (лишняя хромосома № 13);
- синдром фрагильной хромосомы (диагноз Х-сцепленного слабоумия у мальчиков, синдрома Ретта у девочек);
- синдром Вольфа-Хиршхорна (аномалия хромосомы 4p);
- синдром кошачьего крика (патология хромосомы 5p);
- синдром Альфи (проблемы с хромосомой 9p);
- синдром Прадера-Вилли (дефект хромосомы 15р).
Все эти синдромы характеризуются ярко выраженной олигофренией у детей. Структуры головного мозга повреждаются вследствие хромосомных дефектов. К этой же группе относятся наследственные расстройства метаболизма:
- неонатальный тиреотоксикоз — дефицит йода;
- фенилпировиноградная олигофрения — нарушенный обмен фенилаланина (незаменимой аминокислоты);
- гипераргининемия — недостаточность фермента, расщепляющего аргинин;
- нейрональный цероид-липофусциноз — дефицит трипептидил пептидазы (лизосомального фермента).
Это наследственные формы олигофрении, о которых родители должны знать и иметь в виду, что они могут передать их своим детям.
Антенатальные причины
Антенатальными причинами олигофрении называют патогенные факторы, которые негативно воздействуют на плод во время его внутриутробного развития. Это могут быть:
- хроническая внутриутробная гипоксия;
- плацентарная недостаточность;
- инфекции, перенесённые женщиной во время беременности: сифилис, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус;
- рубеолярная олигофрения — следствие краснухи, которой переболела мать, вынашивая малыша;
- токсическое отравление свинцом, парами ртути, пестицидами, фенолом;
- алкоголизм;
- лекарственные средства: антибиотики, аспирин, варфарин, изотретиноин;
- радиация;
- преждевременные роды;
- преэклампсия.
Чтобы снизить риск рождения ребёнка, больного олигофренией, женщине следует поберечь себя и своё здоровье в период беременности, так как группа антенатальных причин УО достаточно обширна.
Постнатальные факторы
Нередко олигофрения становится следствием факторов, которые случаются во время родов или на протяжении первых двух лет жизни ребёнка. Они носят название постнатальных причин. К ним относятся:
- острая асфиксия на момент родов;
- родовая черепно-мозговая травма у ребёнка при наложении щипцов или применения вакуум-экстрактора;
- иммунная несовместимость матери и ребёнка по резус-фактору;
- бактериально-вирусное поражение головного мозга при менингите или энцефалите;
- опухоли и травмы черепа;
- тяжёлое течение скарлатины, кори, перенесённых до 3 лет.
Таковы причины возникновения олигофрении, известные медикам. Если наследственные предупредить практически невозможно, то антенатальные и постнатальные факторы во многом зависят от образа жизни и здоровья матери во время беременности, течения родов и инфекций первых двух лет жизни малыша. Зная об этом, молодые родители должны сделать всё, чтобы не допустить такого течения событий. А если это всё-таки случилось, необходимо своевременно распознать болезнь и сделать всё, чтобы облегчить состояние ребёнка.
Классификация олигофрении
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Структура дефекта при олигофрении характеризуется недоразвитостью личности в познавательной деятельности. Как правило, у пациентов, которые страдают такой болезнью, нарушено абстрактное мышление. Однако это не единственная особенность болезни, так как существует еще несколько классификаций, при которых клиническая картина отличается.
Единой и 100% верной классификации олигофрении на сегодня нет. Существует несколько классификаций, по которым принято различать эту болезнь:
- по степени выраженности;
- по М. С. Певзнер;
- альтернативная классификация.
На сегодня в медицинской практике используют двухуровневую классификацию, которая основывается на тяжести поражения человека вредоносными факторами и временем, в рамках которого происходят необратимые изменения.
Принято определять следующие виды олигофрении:
- Семейные формы олигофрении.
- Дифференцированные формы болезни.
- Наследственная форма.
- Клинические формы.
- Астетические формы.
- Атипичные формы.
Среди всех видов болезни дифференцированная форма олигофрении изучена достаточным образом. В результате этого, в медицине ее принято разделять на несколько групп:
- Микроцефалия. Болезнь часто характеризуется уменьшением черепно-мозговой коробки. При горизонтальном охвате размер черепа при этой форме олигофрении составляет 22–49 см. Масса мозга также может быть снижена до 150–400 г. Полушария и мозговые извилины недоразвиты. Как правило, при микроцефалии отмечается абсолютная идиотия. Причины патологии: Боткина во время беременности, диабет или туберкулез, прием химиотерапевтических препаратов, токсоплазмоз.
- Токсоплазмоз. Патология является паразитарной, проявляется в результате вредоносного воздействия токсоплазмы на человека. Источником заражения бывают: домашние любимцы, кролики, грызуны. Необходимо знать, что токсоплазмы проникают к плоду через плацентарный барьер, в результате чего происходит заражение плода с первых моментов его жизни. Олигофрения, вызванная токсоплазмозом, часто характеризуется поражением глаз и костей черепа, где появляются зоны кальциноза.
- Фенилпировиноградная олигофрения. Патология характеризуется нарушенным обменом фениламина и одновременным синтезированием больших количеств фенилпировидной кислоты. Определить концентрацию последних веществ можно в исследуемом образце мочи, крови или пота. Как правило, эта форма олигофрения свидетельствует о самой глубокой стадии болезни.
- Патология Лангдона-Дауна. Болезнь характеризуется наличием у пациента 47 хромосом (норма – 46 хромосом). Причины таких хромосомных аномалий неизвестны. Состояние пациента при такой болезни нарушено, при этом человек подвижный, добродушный и ласковый. Как правило, мимика и движения у таких больных выразительные, они часто подражают своим кумирам.
- Пилвиаднная олигофрения. Болезнь, которая характеризуется нехваткой витамина А у беременной женщины в первом триместре.
- Рубеолярная эмбриопатия. Патология, которая развивается в результате перенесенной краснухи мамы в период вынашивания ребенка. После рождения, малыш страдает катарактой, болезнями сердца, глухотой или немотой.
- Умственная отсталость. Возникает в результате положительного резус-фактора. Патология часто характеризуется резус конфликтом, когда у ребенка отрицательный фактор. В таком случае резус-антитела проникают через плацентарный барьер, и у плода возникает поражение мозга. Дети при рождении страдают параличами, парезами и гиперкинезами.
- Резидуальная олигофрения. Самая распространенная форма болезни, при которой останавливается умственное развитие в результате перенесенной инфекционной болезни или травм черепа.
Диагноз олигофрения
На современной стадии развития медицины некоторые из заболеваний, которые связаны с задержкой умственного развития, можно обнаружить еще на ранней стадии беременности. Одним из таких заболеваний является синдром Дауна. При его выявлении врач должен подробно рассказать родителям об олигофрении и чем эта патология может сопровождаться. Им стоит знать, каким может вырасти ребенок, у которого разовьется данное отклонение. Это необходимо для того, чтобы родители сами решили, стоит ли им прерывать беременность или же нет.
Еще один этап диагностического исследования наступает сразу после рождения малыша и заключается в анализе крови на предмет наличия гипотероза и фенилкетонурии. Эти заболевания нередко становятся причиной задержки умственного развития.
При появлении симптомов олигофрении у ребенка, считавшегося до этого времени вполне здоровым, для поиска ее причин проводят достаточно обширный круг исследований. Для начала рассматривается история его жизни и наличие различных заболеваний, преимущественно психических, по семейной линии. Также выясняется история беременности на предмет асфиксии или гипоксии. Немаловажным в данном случае является и послеродовой период, особенно касательно возможных травм ребенка в это время.
После всего этого производят осмотр ребенка для выявления неврологических и психических отклонений, а также определения степени тяжести болезни в случае ее выявления. За этим следует другие исследования, которые призваны определить заболевания внутренних органов, нарушения функционирования ферментной системы и наличия врожденных заболеваний. В зависимости от того, какие результаты были получены, определяются последующие действия.
Виды задержки психического развития
- ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
- ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
- ЗПР психогенного происхождения. Причина – неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
- ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.