Пастель художественная
Содержание:
- Виды
- История пастели
- Как рисовать пастелью: мастер-класс для начинающих
- Преимущества и недостатки
- На какой бумаге лучше рисовать пастелью
- Нюансы рисования пастелью для начинающих (сухой, масляной, восковой)
- Использование пастели для рисунка
- Фирмы
- Художественная пастель бывает 4 видов:
- Мастер-классы по рисованию сухой пастелью
- Полезные советы для начинающих
- Особенности пастели
- История возникновения
- Как рисовать пастелью?
- Виды пастели
Виды
С выбором данного материала не все так просто – художественная пастель для рисования на выпускается сразу в нескольких разновидностях, каждая из которых имеет собственное назначение. Чаще всего по консистенции пастель делят на мягкую и твердую, а то, к какому конкретному подвиду относится вещество, определяется еще на этапе производства простым изменением пропорций – либо больше красителя и меньше соединяющего вещества, либо наоборот.
Для детей чаще покупается мягкая пастель – процент краски в составе здесь максимально высок, поэтому любой рисунок, выполненный с помощью такого вещества, выглядит очень ярко и привлекательно, и, конечно же, не требует практически никакого нажатия.
А вот профессиональная пастель всегда твердая, из нее делают как более привычные пастельные мелки, так и пастельные карандаши. Данная субстанция значительно прочнее – она обладает настолько высокой плотностью, что кусочки можно даже затачивать, чем активно пользуются профессиональные художники, используя такой вариант для прорисовки мелких деталей, штриховки и других аналогичных целей.
Шансов, что такой брусок поломается сам, куда меньше, однако всегда стоит помнить, что след от него обладает совсем не такой привлекательной яркостью, да и далеко не на любую бумагу его стоит пытаться наносить.
Классифицируется пастель, конечно же, и по комплектации. Профессиональные художники обычно приобретают либо огромного размера наборы с десятками различных оттенков, либо покупают материал для рисования поштучно, просто пополняя те запасы, что у них уже есть, нужными цветами. Конечно, ребенку тоже можно покупать штучные пастельные мелки, однако если он только учится рисовать, а это – еще и первая его пастель, то для начала лучше приобрести сравнительно небольшой набор – 10-18 цветов, максимум – 24.
Другое дело, если данное увлечение – всерьез и надолго: тогда можно брать наборы по 36-48 цветов, и хотя обойдутся они значительно дороже, стоит учитывать, что вес у них тоже куда больше. Можно однажды купить такой большой набор, а затем просто по мере надобности пополнять его поштучными оттенками.
Наконец, следует учитывать, что большинство красителей в мире созданы не только для рисования на плоскости, а еще и для украшения каких-либо трехмерных объектов, и пастель вовсе не является исключением. В частности, с ее помощью можно раскрашивать поделки, изготовленные из ткани. Например, она часто используется для придания законченного эстетического вида цветам из фоамирана.
Если говорить конкретно об этом материале, то он обладает весьма гладкой поверхностью, соответственно, краситель для него лучше выбирать мягкий, оставляющий выразительный след. Тем не менее, в данной отрасли искусства выбор пастели очень сильно зависит от того, какой именно ткани было отдано предпочтение, так что эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.
История пастели
История пастели насчитывает более 500 лет. Авторство создания этой техники принадлежит французскому художнику Жану Перреалю (Jean Perréal). Придворный живописец сопровождал короля Людовика XII в ходе военных походов и делал зарисовки важных событий. Именно Перреаль в конце XV — начале XVI века изобрел пастельный мелок на основе сухого красящего пигмента и прозрачной смолы разных видов акации (гуммиарабика).
Уже к концу XVI века новый художественный материал приобрел большую популярность во Франции, а затем в Англии и Италии. Пастелью начали массово писать портреты на заказ лучшие художники того времени.
Пик популярности пастельной живописи в Европе наступил в XVIII веке, когда в искусстве господствовал стиль рококо. Этому способствовала возможность создания тончайших цветовых переходов при помощи новой техники. Но постепенно масло вытеснило пастель из широкого обращения.
Интерес к ней вновь пробудил в середине XIX века Эдгар Дега (Edgar Degas). Гениальный французский импрессионист изобрел новый метод растушевки. Он обрабатывал пастельный рисунок паром, а затем пальцами или кистью растирал штрихи и линии. Работы Дега произвели фурор в живописи, но к началу ХХ столетия пастельная техника снова утратила популярность.
Несмотря на то, что в последующие 100 лет появились новые пастельные краски, лишь немногие художники современности предпочитают много работать с этим материалом. Но произведения старинных мастеров до сих пор завораживают ценителей искусства.
Как рисовать пастелью: мастер-класс для начинающих
От теории перейдем к практике и узнаем, как рисовать пастелью натюрморт с натуры. Вы, конечно, можете попробовать нарисовать его просто по фотографии. Нам понадобится:
- пастельная бумага;
- сухая пастель;
- пастельные карандаши;
- лист фанеры;
- мягкая тряпочка.
При наличии мольберта задача облегчается, но его подобие можно соорудить из стула и фанерного листа, оперев его на спинку и подстелив бумагу, чтобы пастель осыпалась туда, а не сразу на сиденье. Композицию из цветов (или фото) расположите рядом так, чтобы она находилась у вас перед глазами и ее было удобно рисовать. Подготовьте руки – вымойте, чтобы на них не было жира, и вытрите досуха.
Ход работы
- Пастельным карандашом рисуем на бумаге набросок букета. Ничего страшного, если получится не идеально или кривовато Главное – соблюдать пропорции предметов, например, чтобы цветки не получились больше вазы. Если где-то наплошали, не спешите использовать ластик – контур можно будет потом закрасить прямо сверху, а если сотрете, то получите уже более потрепанную бумагу.
- Разбираем изображение по локальным цветам. У нас преобладают желтый, синий, зеленый и голубой. Определяемся, где находятся основные цветовые пятна: желтый цветок, зеленое яблоко, голубая ваза. Закрашиваем их и растушевываем пальчиком. А чтобы очистить руки от пастели одного цвета и перейти к растушевке другой, используем бархатную тряпочку.
- Чтобы понять, как изобразить на холсте цветовые пятна, расфокусируем зрение и посмотрим на фото или натюрморт. Можно даже специально размыть его в фоторедакторе, как на картинке ниже:
- Не забываем, что цвета можно делать более насыщенными и смешивать, чтоб получить новый оттенок – вот так:
- Совет: для объектов белого цвета не стоит использовать белую пастель, поскольку она пригодится позже для придания бликов. Разукрашивая же предметы, белый может заменить, к примеру, светло-голубоватый мелок.
- Когда закончили с цветовыми пятнами, начинаем создавать объем, свет, тени. Иногда отходим от полотна, чтобы оценить результат не только вблизи. В зависимости от цвета выбранной бумаги фон можно не прорабатывать, но мы добавим немного голубого цвета.
- От общего переходим к частному и прорабатываем детали, мелкие предметы – уточняем форму лепестков, очерчиваем края вазы и т. д. Добавляем блики белым мелком.
Вот мы и научились рисовать пастелью натюрморт! Рисунок выглядит завершенным даже на этом этапе. Если вам хочется пойти дальше, то поработайте еще над фоном, деталями и добавлением оттенков.
Узнать, как с помощью сухой пастели передавать блики, свет, тени, полутени и рефлекс поможет следующий видео мастер-класс по рисованию фруктов:
Преимущества и недостатки
Преимущества пастели, главным образом, исходят из ее состава. Благодаря тому, что она легко стирается, можно неоднократно возобновлять работу над рисунком, снимая и накладывая заново слой за слоем, а также перекрывая старые слои.
В этом же состоят и ее недостатки. Пастель очень чувствительна даже к маленьким повреждениям, осыпается и очень быстро стирается. Поэтому для ее использования нужно подбирать специальную бумагу. Кроме того, если использовать пастельные карандаши, их нужно подбирать по степени мягкости и маслянистости, чтобы легко можно было накладывать слои друг на друга.
Рисование пастелью – целое искусство, требующее времени и терпения. Но результаты того стоят.
На какой бумаге лучше рисовать пастелью
У вас возникнет вопрос: можно ли на обычной бумаге использовать технику рисования мелками? Однозначно нет. Основа должна быть плотная и шероховатая. Тогда ваше время не будет потрачено впустую. «На какой тогда можно?» — спросите вы.
Бумага бывает разных видов:
- пастельная. Продается в художественных магазинах и имеет разнообразные оттенки. Творить на цветной или на белой — выбирать вам. Бумага может продаваться в склеенных блоках или поштучно;
- бархатная. Пользоваться ею тяжело, но иллюстрации получаются очень эффектные и нежные;
- велюровая. Немного отличается от предыдущего варианта. Стоит дорого, но картина получается, словно сделанная краской;
- акварельная. Можно ли на акварельной бумаге рисовать мелками? Можно. Особенно начинающим художникам. Это недорогой и практичный материал для тренировок;
- крафт. Интересные листы, отлично дополняющие изображение;
- бумага ручной работы. Дорогой материал, который нужно заказывать у частного мастера. Но если она вам попадется — это лучшая основа, которая сделает вашу работу неповторимой;
- наждачная. Рисунки получаются, словно на асфальте. Продается в строительных магазинах.
Если вы только начинаете осваивать любое творчество — покупайте минимум необходимых материалов. Когда вы достигнете определенного мастерства, стоит позаботиться о более дорогих и профессиональных принадлежностях.
На чем лучше рисовать пастелью
Профессиональные художники используют в своем творчестве как профессиональную бумагу, так и холсты. Но такие материалы стоят дорого.
На чем можно рисовать тем, кто только осваивает это искусство? Можно ли на холсте? Конечно, можно, если располагаете финансами. Но стоит ли, если вам не понравиться этот вид творчества? Стоит ли учиться рисовать картины пастелью?
Цветные или черно-белые рисунки помогут вам выразить свой внутренний мир. Сегодня у вас сиреневое или розовое настроение? Может быть, солнечное желтое? Скорее за инструменты! Пора творить!
Если вы желаете попробовать себя в творчестве, обязательно стоит это делать. Иначе как вы сможете узнать о своих скрытых талантах?
Нюансы рисования пастелью для начинающих (сухой, масляной, восковой)
Часто начинающий художник долго не может определить, какую основу использовать для работы, масло или акварель? Есть еще одна категория художественных материалов, относящуюся к “мягким”. Это простая и приятная в работе пастель. Представлена она в виде обыкновенных мелков. Во время работы происходит очень тесный контакт рук с бумагой.
Рисование сухой пастелью для начинающих поэтапно мы рассмотрим чуть позже. Но вы должны понимать, что нужного оттенка и фактуры можно добиться путем штрихов и растушевки. Это позволяет художнику почувствовать свою работу. В технике рисования пастелью есть волшебное свойство превращения простоты и примитивности в достойный рисунок.
Мягкие пастельные палочки нуждаются в шероховатом ворсистом основании. Оно удерживает порошок краски. Ранее художники использовали даже замшу для рисования. Сегодня выпускается специальная бумага в виде шероховатого картона или наклеенного на картон холста. Пастелью можно не только рисовать, но и писать. Некоторые художники основание готовят самостоятельно. Передача формы производится линиями, штрихами, контурами. Позже производится подкраска различными тонами.
Пастель – это спрессованная краска с мелом. Она имеет большую цветовую плотность и дает возможность делать бархатистые штрихи, мягкие и рыхлые края. Работа с пастелью – это что-то среднее между живописью и рисунком.
Чем же привлекательны пастельные палочки? Они делают живопись благородной, чистой и свежей. Художники создают с их помощью мир, завораживающий непосредственностью творчества. Часто растушевку производят кончиками пальцев. Это еще больше сближает художника с его картиной.
Для пастельных картин необходимо хорошее освещение. Оно служит отличной базой для проявления всех оттенков, игры многослойности. Лучше всего их рассматривать при дневном освещении, падающем по касательной.
Использование пастели для рисунка
Нежная и в большинстве своём сыпучая, пастель требует шероховатой поверхности для нанесения, где рельеф бумаги, картона или прочей основы будет удерживать мельчайшие частицы пигмента. Порой применяются даже большие холсты из наждачной бумаги, с которой даже мягкая пастель не осыпется так просто.
Для профессиональных целей художников служат специальные доски или же самый распространённый и доступный вариант – бархатистая бумага (как вариант, подойдёт акварельная).
Пастель благодаря своим физическим свойствам позволяет в сухом виде удалять с рисунка целые слои, оказавшиеся ошибочными, например, сухими кистями или канцелярским ластиком, расположив рисунок с вертикальным наклоном, чтобы не запачкать другие области. Можно снимать пастель бритвой. Для того, чтобы, напротив, увековечить сей сыпучий и ранимый материал, его покрывают специальными фиксаторами либо подручным лаком с распылителем.
Как уже было оговорено ранее, практически каждый из упомянутых видов пастели имеет свои недочёты, которые при старании можно избежать или приуменьшить до незначительности. Так, работа с масляной пастелью будет чиста для рук, но требует дополнения в виде растворителя и и размывающего инструмента. Все остальные палочки, если они не покрыты оболочкой (или скотчем, что неплохая идея для экономии и удобства), имеют свойство сильно пачкать.
Одному типу не достаёт красочности, но его можно восполнить, если использовать в работе брусочки более мягкой текстуры. Иным словом, ничего не воспрещает пользоваться пастелью одной или нескольких разновидностей в сочетании с другими материалами и выгодно использовать преимущества того и другого.
Фирмы
При выборе любого нового для себя товара очень многие люди, не разбирающиеся в соответствующей отрасли, предпочитают положиться на имя раскрученного знаменитого бренда – дескать, раз эти ребята заслужили уважение во всем мире, значит, они точно не производят плохой продукции, и я наверняка останусь доволен. Или, хотя бы, получу неисковерканное представление о том, что пытаюсь познать. Такой подход во многом справедлив.
Если говорить о довольно дорогих и профессиональных пастелях, то обратить внимание стоит, пожалуй, на те бренды, которые можно назвать специализирующимися на такой продукции. К таковым относятся голландская компания Rembrandt и их соотечественники Talles, а также французский бренд Sennelier, знаменитый просто потрясающим выбором оттенков, насчитывающим 525 разных тонов!
Можно несколько сэкономить финансы, не потеряв при этом сильно в качестве, если обратить внимание на бренды, которые не гонятся за признанием со стороны мастеров с мировым именем, но все же создают весьма качественный и относительно недорогой продукт. Таких брендов можно насчитать несколько десятков по всему миру, для примера – корейская Mungyo или итальянская Maimeri
Знаменитая компания чешского происхождения Koh-I-Noor, в нашей стране более известная своими карандашами, делает также и пастель, которая в мире творческих людей ценится довольно высоко
Таких брендов можно насчитать несколько десятков по всему миру, для примера – корейская Mungyo или итальянская Maimeri. Знаменитая компания чешского происхождения Koh-I-Noor, в нашей стране более известная своими карандашами, делает также и пастель, которая в мире творческих людей ценится довольно высоко.
Естественно, для бюджетного использования лучше всего приобретать отечественную продукцию, поскольку в среднем она оказывается значительно дешевле зарубежной, хотя остается открытым вопрос относительно ее качества. Из российских компаний, занимающихся выпуском пастели, определенную положительную славу снискала продукция марки Olki. По крайней мере, если уж выбирать из нашего, то именно ей обычно отдают предпочтение разбирающиеся люди.
При этом нужно сказать, что этот список далеко не полон. Ассортимент ведущих мировых компаний изменяется из года в год, позиции рейтинга меняются местами, да и вообще в творчестве лучше ориентироваться на какие-то собственные критерии, а вовсе не на общепризнанные идеалы. Поэтому не бойтесь приобретать и те виды пастели, которые в нашей статье не упомянуты. Ищите свое, и, возможно, вы останетесь более довольны собственной находкой, чем советами специалистов.
Художественная пастель бывает 4 видов:
1. Сухая пастель
(твердая, мягкая, супер-мягкая).
Эта пастель
мягко ложится на бумагу, легко
растушевывается пальцами. Даже небольшой
набор мелков позволяет создать красочный
рисунок, так как цвета можно накладывать
друг на друга, получая новые оттенки.
Пастель хорошего
качества не царапает бумагу, не крошится
и не ломается при работе.
Сухая пастель
делится на: твердую (hard), мягкую (soft) и
супер-мягкую (extra soft)
Чем больше в
составе связующего вещества, тем пастель
тверже. Чаще всего мягкую пастель делают
круглыми мелками, а твердую – прямоугольными
брусочками.
Твердая пастель
хорошо подходит для рисования мелких
и тонких деталей картины. Мягкая пастель
легко растушевывается, дает красивую
фактуру рисунка, ею просто заполнять
цветом большие поверхности. Но рисование
мягкой пастелью требует особой аккуратности
и опыта.
К самым известным
импортным производителям пастели
относятся: Sennelier Rembrandt, Schminke, Faber-Castell,
Talles, Mungyo (хорошее качество по приемлемой
цене). Еще есть такие зарубежные марки,
как Koh-I-Noor, Conte, Lyra, Crayon и др.
Распространенные
российские марки пастели: Подольск-Арт-Центр,
Сонет, Аква-Колор, Олки, Спектр.
2. Масляная
пастель
Эта пастель
изготавливается из пигмента с льняным
маслом путём прессования и полностью
отличается от сухой как свойствами, так
и способами рисования.
Масляная пастель
оставляет четкие и яркие штрихи, а цвета
почти не смешиваются между собой и не
растушевываются пальцем. Зато она
практически не пачкает руки, ею можно
рисовать на любой поверхности, и готовые
рисунки не требуют дополнительной
фиксации.
Картина,
нарисованная масляной пастелью, больше
похожа на картину маслом, чем на работу
сухой пастелью.
Основные
производители те же, что и у сухой
пастели, но лучшей считается фирма
Sennelier.
3. Восковая
пастель (восковые мелки).
Восковая пастель
или восковые мелки позволяют создавать
яркие и сочные рисунки. Такими мелками
можно рисовать не только на бумаге, но
и на картоне или стекле.
Восковые мелки
считаются материалом для детского
творчества. Они тверже масляной пастели
и не пачкают руки.
4. Акварельная
пастель (акварельные мелки)
Можно назвать
уникальным материалом, т. к. выполненный
акварельной пастелью рисунок может
быть похож и на рисунок масляной пастелью
и на акварель. Акварельные мелки легко
размываются водой и превращаются в
акварель!
Друзья, теперь
вы знаете, что под словами пастель для
рисования, можно понимать разные мелки.
Мы будем рады, если эта статья поможет
вам определиться с выбором необходимой
вам пастели. Ждем ваших рисунков!
Материалы: izo-life.ru/pastel-dlya-risovaniya
Мастер-классы по рисованию сухой пастелью
Сухая пастель напоминает обычные детские мелки, которыми ребята привыкли пользоваться на асфальте. Только вместо дорожного полотна мы учим ребенка рисовать на пастельной бумаге.
И эта бумага не обязательно будет белой, она может быть и голубой, и зеленой, и красной, и даже черной. А дети могут это использовать, чтобы скрыть любые огрехи при рисовании.
Малыши сумеют создать на такой поверхности пальчиковые рисунки поверх созданных пастельных линий, размазав их в хаотичном порядке. А более взрослые дети изобразят как натюрморты, так и пейзажи, например, космические.
И касаемо сюжетов, связанных с космосом, то они будут особенно полезны в практиковании детей работе с сухой пастелью. Ведь космическая картина может быть любой, наполненной звездами, планетами, космическими кораблями, черными дырами и другими галактическими объектами.
Поэтому выполнить любой мастер-класс по созданию космоса будет не трудно. Ну а простой рисунок можно нарисовать пошагово следующим образом:
- Берем черную бумагу для пастели;
- В центре композиции изобразим любую планету, нарисовав круг или воспользовавшись готовым трафаретом. Внутри землю раскрасим несколькими цветами пастели и сделаем растушевку;
- Создадим еще одну планету, но частично, заполнив цветным изображением большой угол на бумаге;
- Добавим млечный путь, прорисовав его вначале несколькими линиями, а затем растушевав их;
- Над млечным путем изобразим горящую звезду, похожую на солнце, с ореолом вокруг;
- Во втором углу бумаги также нарисуем угол крупной планеты и закрасим его яркими цветами с растушевкой;
- На рисунке центральной планеты дорисуем пояс из астероидов;
- А в оставшемся пространстве при помощи белого пастельного карандаша поставим множество точек-звезд.
И космический пейзаж будет готов!
Кроме этого мастер-класса самоучителем по рисованию сухой пастелью для детей могут стать и другие видео, например:
Полезные советы для начинающих
Как нарисовать пастелью картину? Сейчас дадим полезные советы начинающим. Для рисунков, выполненных пастелью, лучше всего выбирать цветную бумагу. При покрытии ее могут оставаться просветы. А если бумага выбрана с учетом основного фона картины, недостатков не будет видно. Кроме того, цветная лучше передает цветовую гамму.
Масляная пастель имеет свойство со временем темнеть, на поверхности рисунка может выступать краска. Ее можно просто аккуратно снять мягкой тканью или салфеткой. Если пастелью не закрашен фон на картине, то может проступать масло. Для этого лучше всего полностью покрывать фоном полотно.
Выбирая для рисования наждачную бумагу, следует отдать предпочтение самой мелкой зернистости. Создавая рисунок на таком необычном полотне, надо помнить о том, что расход мелков увеличится в несколько раз, и запастись нужными цветами.
Сейчас расскажем про фиксатив рабочий и финишный. Рабочий фиксатив используется в процессе рисования. Наносить его необходимо тонким слоем, чтобы не испортить рисунок. Если перестараться, то пастель станет маслянистой и работу продолжить будет нельзя. Чтобы равномерно нанести слой рабочего фиксатива, необходимо его распылить над картиной, расположенной горизонтально. После использования можно продолжать работу. Финишный фиксатив наносится в конце работы. Поверх него пастель уже не наносится. Вместо специального фиксатора для сухой пастели можно использовать лак для волос. При фиксации лаком баллончик держать от работы на расстоянии сорок — пятьдесят сантиметров.
Он также фиксирует рисунок, но при этом делает его немного темнее и имеет некоторые недостатки. В составе косметического средства могут содержаться эфирные масла и жирорастворимые витамины, которые оставят на рисунке пятна. И еще, лак для волос не обладает такими свойствами, как специальные средства для закрепления пастельного рисунка. Масляную пастель закреплять не надо.
Особенности пастели
Пастель – один из интереснейших художественных материалов, который представляет собой особенные мелки для рисования.
Но мелками детским ручкам не всегда удобно пользоваться, поэтому часто можно встретить пастель и в виде небольших карандашей.
В целом этот материал достаточно удобный для детского рисования, но со своими особенностями, которые стоит изучить:
- Мягкость – эта особенность позволяет детям с легкостью пользоваться мелками. Любой ребенок без всякого надавливания может создавать свой рисунок;
- Простота растушевки, растирания и корректировки – любые штрихи наносятся без труда и удаляются при исправлении ластиком;
- Работа на фактурной поверхности – на глянцевой бумаге рисовать карандашами невозможно, поскольку пастель просто скатывается с нее. Поэтому поверхность должна быть слегка шероховатой и не слишком зернистой;
- Сыпучесть красочного слоя – пастель плохо закрепляется на поверхности, поэтому при резком обращении с рисунками материал осыпается;
- Яркость и сочность цветовой палитры – эта особенность дарит возможность детским картинкам оставаться насыщенными и живыми при бережном хранении.
А уроки рисования пастелью благодаря этим особенностям для детей не представляют больших трудностей. И в младшем, и в старшем возрасте заниматься живописью пастелью достаточно просто.
Кроме особенностей еще один важный момент в работе с пастелью – это изучение видов этого материала, между которыми будут небольшие отличия.
История возникновения
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден, позднее Грёз, Жан Этьен Лиотар, Жан Юбер, Делакруа, а также в Англии (Фрэнсис Котс не только работал в этой технике, но и усовершенствовал технологию производства красок). Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера. Среди её учеников — крупнейший пастелист Швеции Густаф Лундберг. Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.
Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.
Как рисовать пастелью?
Разберем самую популярную – технику сухой пастели. Рисование начинают с предварительного рисунка. Рисовать можно любым мелком пастели, главное аккуратно и едва видны. Лучше чтобы цвет такого мелка не слишком отличался от тона бумаги (серый либо черный) и легко смахивался при помощи маленькой тряпки.
Также можно работать и угольком, как это делал известный художник И.И. Левитан.
Совет: Не пользуйтесь графитным карандашом – он не подходит для предварительного подмалевка, пастель впоследствии будет плохо на него ложиться.
Когда предварительный рисунок сделан, можно приступать к нанесению основного тона, отломив от мелка пастели небольшой кусочек (где-то 2-3 см) для удобства.
После того как основные цветовые и тоновые отношения найдены, нужно уточнить рисунок, прорабатывая объём предметов. Пастель имеет свойство бесподобно передавать их материальность. Пользуясь такими приемами как штрих, точки, линии, мазки плашмя и прочие, можно отлично уточнить формы. Обобщить форму можно растиркой (пальцем, растушкой), но все зависит от задач и интересов художника.
Совет для начинающих: заранее определитесь с тональным отношением каждого из предметов для правильной её передачи (самое светлое, светлое и темное).
В составе всех мелков сухой пастели содержится простой белый мел, который затрудняет передавать насыщенные по цвету тени. Выход из этого – правильный тон. Как это сделать? Черным или темно-серым цветом сначала прокрашиваются темные участки, уже, после чего вводится цвет при помощи растушевки или штриховки.
Когда все части рисунка проработаны, художнику следует еще раз с нескольких сторон посмотреть на свою работу для выделения главных деталей. Таковые выделяются более тщательной проработкой, а второстепенные и слишком контрастные детали смягчаются растушевкой.
Техника масляной пастели имеет схожие приемы, но все же отличается от сухой. Например, чтобы растереть такую пастель, усилий понадобиться несколько больше, к тому же для этого нужна будет кисть и разбавитель (пинен) № 4.
В этой технике для предварительного рисунка используют мелок масляной пастели либо сухой уголек. Основные тона также рисуются плашмя или штриховкой небольшим кусочком мела.
Подмалевок рисуется щетиной кисти (№ 12-14), размазывая ею по рисунку с пиненом или другими аналогами разбавителей для масляных красок.
При работе с тенями, опытные художники советуют, чтобы тон соответствовал конечному результату. При прорисовке деталей, форм и фактур, можно не ограничиваться приемами работы – растушевывайте (размывайте) тряпкой, кистью, пальцем.
Бытует неправильный подход со стороны некоторых художников, что все работы пастелью выглядят чересчур мыльными и растушеванными. На самом деле это же еще лучше, ведь хорошо, когда есть возможность выделить акцентированные места, а вторичные размыть! Это позволяет реализовать любой замысел художника.
Виды пастели
Упомянув несколько видов пастели, нужно обязательно поговорить о каждом из них чуть более подробно. Чаще всего пастель встречается в виде небольших мелков, которые варьируют по толщине и форме сечения. Обыкновенно они выпускаются, как палочки одинаковой консистенции, часто даже без обёртки, но существуют и продвинутые версии. Например, пастельные карандаши, где та же самая масса заключена в более привычную и удобную форму для рисования. Но более распространены и узнаваемы, конечно, простые тонкие мелки, округлые или квадратные на срезе.
Основное разделение пастели на подвиды обусловлено её консистенцией и составом: твёрдостью или мягкостью.
Так можно перечислить до четырёх разновидностей пастели:
- мягкий,
- твёрдый,
- сухой,
- масляный сорт.
Они варьируются ещё на стадии заготовления, когда в один вид добавляют меньшую концентрацию скрепляющих веществ, вроде смолы или клея.
В мягких видах пастели содержится преимущественно пигмент с добавлением небольшого объёма клеевого раствора, и такие бруски дают очень насыщенный и сочный цвет, широкий просто для тушевания и лёгкую покраску.
Твёрдая включает больше закрепляющей основы, поэтому у такого типа повышается механическая прочность, и с твёрдой пастелью возникает меньше казусов по поводу поломки брусков. Благодаря прочности она идеальна для исполнения тонких деталей рисунка, потому что палочки способны сохранять острые грани гораздо лучше. Вынося на обсуждение подробно каждый вид пастели, перечислим их прочие плюсы и минусы.
Твердая пастель
Твёрдая. Именно эта пастель удостоена чести выпускаться и в форме пастельных карандашей, кажущихся более привычными глазу. Она пригодна для штриха, для тонких линий, мелкой детализации рисунка. Консистенцию имеет жёсткую, даёт менее яркий цвет, чем проигрывает мягкой. Твёрдая пастель не крошится так просто и позволяет художнику даже затачивать её при надобности (именно поэтому ею порою наполняют карандаши с деревянной оправой). Оптимальна также для выполнения эскизов и скетчей и конкретизации контуров изображения на бумаге, завершительного акцентирования мелочей.
Мягкая пастель
Клеящие вещества доведены до минимума, такого рода брусочки очень ломкие и сыпучие. Падения совсем не переносит и тут же разбивается на части, что весьма печальный недостаток по сравнению с твёрдой, эластичной и чуть более прочной пастелью. Зато мягкая текстура способствует превосходной фиксации цвета на бумаге, и большая концентрация пигментов делает его весьма насыщенным.
Самое знаменитое и отличаемое визуальное качество пастели сильно выражено в этом типе – воздушность и бархатистость, мягкость краски. Для препятствования смешиванию и осыпанию таких мелких частиц можно покрывать каждый отдельный слой распыляющимся лаком или другим фиксатором, и тогда рисование мягкой пастелью будет в удовольствие.
Масляная пастель
По виду очень напоминает родственные ей восковые мелки и привносит в работу сочные, натуральные цвета, которые сравнимы с настоящей масляной живописью. У неё особенная текстура на основе льняного масла, с помощью которой можно добиться совершенно глубоких и насыщенных красок на холсте.
Нередко в паре с такой пастелью применяют растворитель, а ещё обязательным дополнением к масляной пастельной краске служит бумага, обладающая достаточной шероховатостью, потому что она плохо ложится на обыкновенную основу и не поддаётся растушёвке. Зато подобная эластика масляных пастельных палочек практически не пачкает руки во время работы, избавляя от неприятностей и грязи, которые случаются с прочими видами.
Разные источники прибавляют в этот небольшой список и другие подразделения пастели, например, пастель на основе воска, чернил или акварели (допускающая соответствующее размывание).