Что делать если ребёнок не хочет учиться? открываю секреты и раскрываю тайны
Содержание:
- Истоки проблемы
- Что происходит в голове подростка в средней школе
- Выяснить причину — половина успеха
- Как научить ребенка работать?
- Почему важно увлечь ребёнка занятиями
- Заинтересовать предметом
- 6 Личностные особенности
- Причина 2 — искаженная система ценностей
- Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться
- Подтянуть запущенные предметы
- Почему дети не хотят учиться?
- Доверительное общение
- Ничто на земле не проходит бесследно
- Какие компромиссные варианты реальны?
- Оценки подростка — это его дело
- Причина 2 – индивидуальные особенности
- Возможно ли принуждение к учебе?
- Отвали, братан-ботан!
- Поощрять за процесс, а не за результат
- Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога
Истоки проблемы
Главное отличие молодого человека, только готовящегося вступить в самостоятельную жизнь, от взрослого заключается в том, что он ко всему относится слишком серьезно. Физиологические изменения, происходящие в организме, подросток воспринимает как нечто сверхъестественное. Некоторые психологические затруднения в этот период жизни способны вызвать у него настоящий приступ паники.
Агрессия служит своеобразным способом защиты молодого человека от «недружелюбного» внешнего мира. Немаловажным моментом в это время становится вопрос о том, как заставить подростка учиться. Психология юношей такова, что они все советы старших рассматривают с точки зрения собственного неустойчивого внутреннего мира. Воспринимая любую проблему сквозь призму своих представлений о том, как устроена жизнь, они нередко страдают от излишней впечатлительности.
Что происходит в голове подростка в средней школе
В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.
Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.
Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.
Выяснить причину — половина успеха
Прежде чем решать проблемы с учёбой, взрослые должны выяснить, почему конкретно ребёнок не хочет учиться и выполнять домашние задания. Такая позиция может объяснять самыми разными причинами:
- Нет мотивации к учёбе, понимания того, зачем вообще она нужна.
- Элементарная лень (обусловлена самим характером ребёнка).
- Школьник боится совершить ошибку, зная, что родители будут его ругать.
- Переутомление. Помимо школы ребёнок посещает ещё, например, кружок рисования и спортивную секцию.
- Конфликты в учебном заведении. Если сына или дочь в классе обижают, высмеивают, естественно, учёба отодвигается на второй план, ведь ребёнок погружён в психологические проблемы.
- Ученик плохо понимает определённый предмет, и домашнее задание по нему, соответственно, воспринимает как продолжение школьной пытки.
- Зависимость от гаджетов. Ребёнку просто не интересно учиться, когда под рукой есть такие увлекательные достижения современных технологий.
Прежде всего нужно выяснить, почему ребёнок не хочет делать уроки — возможно, он боится ошибиться и разозлить родителей или, например, не складываются отношения одноклассниками
Как научить ребенка работать?
Написать на эту тему меня сподвигла группа раннего развития ребенка и статьи, выложенные в ней:
Не поймите меня неправильно, ранее развитие моторики, речи, логического мышления – это очень хорошо. Но… Вы знаете, что с этим делать дальше?
Как-то мне попалась на глаза интересная фраза
Точно я ее сейчас не процитирую, но смысл был такой: нас никогда не учили ничему действительно важному. Нас не учили вставать в 7 утра, слушать скучные лекции, работать, когда не хочется…
В 80-х годах ХХ-го века исследователи заявили, что средний IQ человека вырос. Но… Гениев больше не стало. Почему? Чем гений отличается от непризнанного гения и от просто талантливого человека?
Оказывается, трудолюбием. Способностью работать даже тогда, когда не хочется. Даже не так. ЖЕЛАНИЕМ работать. Гениальность – это 1% таланта и 99% каторжного труда.
Большая часть населения сейчас мечтает о такой работе, на которой можно не работать. Цивилизация потребления. Вкалывать – это не модно.
А меня всегда поражали люди вроде Матрены у Солженицина (рассказ «Не стоит село без праведника»), не способные просто сидеть, без дела, отдыхать без пользы. У меня есть такая тетушка, одна вырастила двоих детей (муж погиб) – и я уважаю ее до глубины души. Она никогда не сидит на месте, умудряется работать, содержать в порядке дом, помогать дочери и присматривать за двумя бабушками. И это для нее не обуза и не напряжение, это нормальное течение жизни, как ходить или дышать. Ее не учили, что можно по-другому.
Вот и я думаю, как вложить в моих детей мысль и привычку о том, что работа – это не постылая необходимость, это большая часть нашей жизни, и это нормально. Что развлечение, отдых – это не самоцель, не стремление всей жизни. Это приятное дополнение, вишенка на пироге.
В то время, когда всё вокруг говорит обратное.
Личным примером? Но если бы он так безотказно действовал, большая часть девушек сейчас бы не курила. Вы много видели курящих бабушек? А мамочек?..
Ежедневной работой? Так они уже прекрасно понимают, что играть в кубики – это гораздо интереснее, чем их прибирать. Заставлять через силу – оставить еще более негативное отношение как к уборке, так и к работе. Собрать вместе с ними и за них? Могут привыкнуть перекладывать ответственность на чужие плечи. Они уже заявляют: «Мама, помоги нам, мы без тебя не хотим это делать».
Конечно же я стараюсь мягко пресекать подобные попытки манипуляции. Конечно же, я стараюсь и сама соответствовать высказываемым вслух критериям. Но хватит ли этого? Не станут ли мои дети очередным поколением «офисного планктона» или, того хуже, «вечными детьми», которые так и не смогли найти своего места в жизни – просто потому, что не хотят его искать?
Почему важно увлечь ребёнка занятиями
Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?
Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться.
Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.
Заинтересовать предметом
Вспомните: наверняка и у вас в школе имелся нелюбимый урок, с которого так и хотелось сбежать, оставив позади все волнения? Поверьте в то, что и современный ученик способен испытывать те же самые чувства. Не всем легко дается изучение математики или русского языка. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Предложите ребенку свою помощь.
Взгляните с другой стороны на изучаемый объект, возможно, удастся найти для себя что-то полезное. Прочитайте вместе скучное и неинтересное (как кажется) литературное произведение и убедитесь в том, каким увлекательным оно станет в глазах подростка. Главное, чтобы он смог получить больше свежих впечатлений.
6 Личностные особенности
К личностным особенностям относятся незрелость эмоционально-волевой сферы, неблагоприятное эмоциональное состояние, трудности обучения, высокая тревожность, страхи, неадекватная самооценка и уровень притязаний, и многое другое.
Личность школьника и особенности ее развития оказывают огромное влияние на все сферы его жизни, в том числе и учебную мотивацию. В данном случае точнее будет сказать, что подросток не может учиться, что и влияет на снижение учебной мотивации. И ему необходима помощь взрослых в решении этих проблем.
Как помочь:
1 Проанализировать учебную деятельность своего ребенка. Какие его личностные характеристики могут мешать обучению в школе?
2 Проанализировать свое отношение к учебе сына или дочери. Адекватны ли ваши ожидания его возможностям?
3 Спокойно поговорить со своим чадом. Помогите ему разобраться в причинах школьных трудностей. Окажите поддержку и посильную помощь в их преодолении. Например, чаще хвалите, если у него заниженная самооценка.
Причина 2 — искаженная система ценностей
А в этом, как раз-то и виноваты родители. Точнее их система воспитания. Ведь именно в семье ребенок получает первые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Родители своим примером показывают чаду, как надо делать, и как не надо. Японская народная мудрость гласит: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Они, глядя на вас, и так воспитаются».
А теперь родителям надо объективно оценить ситуацию. Как сами учились в школе, какое образование получили, какие разговоры дома ведутся о высшем образовании и последующем успехе.
Если дома звучат такие цитаты, то немудрено, почему ребенок не хочет учиться. У него шкала ценностей после таких реплик родителей исказилась, и мысль о том, что двоечники удачливее в жизни, прочно засела в мозгу.
Выход из ситуации:
Нужно доходчиво объяснить ребенку, что у него обязательно будут все блага. Но для этого нужно многому научиться и во взрослой жизни трудиться. Только так результат будет прочен. Можно даже положительные примеры привести из жизни. Уж их, наверняка, можно вспомнить достаточное количество.
Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться
Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.
Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.
Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.
Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.
Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.
Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.
Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.
Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.
Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.
Подтянуть запущенные предметы
Когда какой-то предмет запущен и непонятно, как к нему подступиться, можно использовать то, что я называю «методикой швейцарского сыра»: если перед тобой стена проблем, надо сначала прокрутить в ней две-три дырочки, а потом постепенно, шаг за шагом увеличивать их размер, пока стена не рухнет.
В нашем случае надо определить, какие предметы сейчас наиболее важны и какие темы ребенок не усвоил, что надо подтянуть, после чего перейти к конкретным действиям — разобраться с одним запущенным параграфом из учебника, затем приступить к следующему и так далее.
Конечно, потребуется время и терпение, зато мы увидим, как меняется отношение ребенка к занятиям: как только он начинает понимать и усваивать материал, пропадает страх, появляется уверенность в своих силах, а вместе с ней и интерес к учебе. Если предмет сложный и мы не можем помочь сами, значит, надо временно взять репетитора.
Бывает, что родители заставляют ребенка заниматься трудным предметом по два часа кряду и следят, чтобы он не отвлекался. Но мало кто может так долго сосредотачиваться на чем-либо. Ребенок сидит эти два часа, страдает, начинает тайком заниматься другим, продолжая изображать из себя труженика — а воз и ныне там…
Поэтому важно найти оптимальный способ самостоятельной работы. Можно разложить большое дело на цепь маленьких
Например, прочитал условие задачи, посидел, подумал минут десять (можно поставить песочные часы или включить таймер), потом сделал короткий перерыв, выпил чаю или попрыгал, поиграл с кошкой. Затем снова сосредоточился и решил задачу до конца.
Надо научить ребенка после сильной концентрации переключаться на краткосрочный отдых и снова к максимальному сосредоточению.
Детей «заставляют» учиться прежде всего позитивная эмоция и успех. Ребенок чего-то достигает, у него появляется вера в свои силы, она дает ему энергию двигаться дальше. Если мы поможем ему почувствовать себя успешным — в любом деле, будь то спорт, музыка, рисование, поэзия, — то этот успех станет триггером, локомотивом, который потянет за собой остальное, в том числе и школьные оценки. А главное, вернет ребенку желание учиться.
Почему дети не хотят учиться?
Что мешает детям получать знания? Почему одни впитывают кожей каждое слово, а другие не понимают с двадцатого раза?
• плохая обстановка дома;
Ребенок (как и любой нормальный человек) развивается из состояния покоя. Все хорошо? Базовые потребности удовлетворены? Ладно, несите сюда свои интегралы. Если дома скандалы и нечего есть, не нужно требовать от ребенка успехов.
• плохие отношения с родителями;
Физическое и эмоциональное насилие, к сожалению, существует до сих пор. Когда дома тебя бьют и называют идиотом, запоминать исторические даты не очень хочется.
А даже если и хочется, то сил на это уходит намного больше. И то, что ребенку из любящей, теплой семьи дается непринужденно, для травмированного подростка превращается в личный подвиг.
• стресс;
Болезнь, переезд, перевод в другую школу, развод родителей. Ребенку потребуется от полугода, чтобы научиться жить с любым из этих факторов. Поэтому не нужно решать математику в больнице или требовать от ребенка пятерок в новом классе. Дайте маленькому человеку время окрепнуть, привыкнуть, осмотреться.
• травля в школе;
Буллинг был всегда и есть сейчас. Когда тебя унижает и оскорбляет весь класс, сложно «не обращать внимания» и «быть выше этого». Даже дома рассказать сложно, чего уж тут.
Ситуации с травлей всегда(!!!) решаются через взрослых. Должны быть задействованы родители, учителя, психологи, социальные работники. Перевод в другую школу – тоже адекватное решение, с ребенком это стоит, как минимум, обсудить.
• отсутствие интереса;
Профессиональное выгорание педагогов – распространенное явление. Не каждый учитель «горит» предметом, умеет заинтересовать.
Родители могут сами показать тему, с другой стороны. И выяснится, что Оксимирон – это тоже литература, а митинги в новостях – это тоже история.
Также помогают разжечь интерес толковые репетиторы, кружки при университетах/музеях, секции.
• отсутствие контакта с учителем, с классом;
Целый день проводить с теми, кто тебе не нравится – это утомительно. Сложно сконцентрироваться, когда раздражает все вокруг.
Работа с психологом, смена класса, школы, переход на домашнее образование – вот доступные варианты.
• большая нагрузка;
Школа, музыкалка, танцы, плавание и английский по субботам – обязательно! В таком режиме долго не протянет никто. В какой-то момент мозг откажется обрабатывать такое количество информации и потребует банально выспаться.
• отсутствие примера.
Вечерами вся семья сидит, уткнувшись в смартфоны? Главные темы для разговоров – это гад-начальник или платье маминой подруги? О каком стремлении к высокому может идти речь?
Ребенку нужно видеть, что родители тоже читают, учатся, чего-то хотят и куда-то стремятся. Тогда и он научится делать это.
Доверительное общение
Это первая задача, на решение которой должен направить свои усилия родитель, если заметил существенное снижение успеваемости. Подумайте о том, чем вызвано такое изменение в поведении вашего сына или дочери
Следует в первую очередь размышлять не о том, как заставить подростка учиться, а обратить внимание на его настроение, с которым он садится выполнять домашнее задание. Помните о том, что уроки в школе могут быть невероятно утомительными, и не нужно требовать от ребенка, чтобы он учился только на «хорошо» и «отлично»
В конце концов, оценки ничего не решают в жизни. Важны сами знания и, конечно, умение их применить.
Доверительное общение между родителями и детьми начинается в тот момент, когда они отказываются от необходимости в чем-либо друг друга обвинять. Делитесь с собственным сыном или дочерью своими тревогами, мыслями, чувствами, переживаниями
Не следует думать, что подросток настолько эгоистичен, что не в состоянии обращать внимание на эмоции окружающих. Надо сказать, он, напротив, сильно зависит от реакции близких родственников, друзей на те или иные события
Рассказывайте ребенку о том, что произошло за день, тогда и у него возникнет потребность делиться с вами наболевшим.
Ничто на земле не проходит бесследно
А Мишка спросил меня:
— Я могу сделать что-нибудь еще?
— Да, — ответила я. — Напиши Наташе, что ты всё понял.
— Я любил ее безумно. Но это было так давно… — В Мишкиных глазах чуть ли не слезы блеснули. — Я боюсь быть неуместным.
— Она тоже тебя любила. Безумная любовь в этом мире не исчезает бесследно. Ей это нужно, поверь.
Выдержка из электронного письма Мишки ко мне:
«Это личное письмо. Но, мне кажется, ты имеешь право прочесть. И мне хочется, чтобы ты прочла…»
Выдержка из электронного письма Наташи к Мишке:
«…Боже мой, Мишка, как же я не ожидала и как же благодарна тебе, милый! Мы оба были тогда виноваты, я должна была быть тоньше, внимательнее, но не сумела… Но как ты вырос с годами. Хотела бы и я… Хорошо, что Костик с тобой. Спасибо, спасибо, спасибо за всё…»
Какие компромиссные варианты реальны?
Если подросток не хочет учиться в школе – вполне возможно, проблема в школе. В буллинге одноклассников, непрофессиональном поведении учителей, непомерности современных школьных нагрузок.
По многим причинам, для многих старшеклассников школа становится если не «филиалом ада», то скучной и отнимающей массу времени обязаловкой.
Причин, которые мешают серьезно относится к учебе много
Что можно сделать?
- Перевести в другую школу.
- Рассмотреть вариант с поступлением в среднее специальное учебное заведение или колледж с профессиональным уклоном. Многих подростков мотивирует получение нравящейся профессии, а не два-три года общеобразовательной тягомотины ради не особо нужного в жизни школьного аттестата.
- Отвести ребенка к психологу или психотерапевту. «Подростковые драмы», комплексы, депрессии и расстройства – не ерунда, а реально мешающие учиться и вообще жить проблемы.
- Если ребенок просто утомляется, не успевает учиться в темпе класса, лучше найти репетиторов по значимым предметам, и разрешить «не хватать звезд с неба» по второстепенным. Часть заданий действительно можно сделать «левой ногой», если вы понимаете, что они нужны просто ради программы, а не для реально важных знаний. Без честно прочитанной «Войны и мира» прожить вполне можно, а сочинение из интернета нетрудно немного переиначить и закрыть тему.
Оценки подростка — это его дело
Еще одна проблема, с которой часто приходится иметь дело учителям, — болезненный интерес к каждой оценке, которую получают ваши дети. Программы отслеживания школьных оценок, электронные журналы и дневники позволяют родителям контролировать оценки своих детей и их школьные дела — без необходимости обращаться за этой информацией к учителям. Но эти же электронные средства делают возможными ужасные злоупотребления.
Например, родители ставят себе на электронную почту систему оповещения об оценках ребенка. Учителя прекрасно знают, кто из родителей сделал это, поскольку сразу же после выставления оценок в электронный журнал приходит письмо или раздается звонок от очередной мамы: «Я только что видела оценку Бена за сегодняшнюю контрольную по испанскому. Я еще не говорила с ним об этой оценке, но обязательно поговорю, когда доберусь до дома. А пока не могли бы вы мне объяснить, что он сделал неправильно?»
У ребенка еще даже уроки не кончились, а родители уже спешат разобраться, почему он получил ту оценку, какую получил. Причем работа, которую выполнил подросток, была настолько незначительной, что оценка за нее составит, вероятно, не больше одной тридцатой части от итогового балла в конце года.
Я бы умерла от ужаса, если бы мои родители в свое время увидели некоторые оценки, что я получила в старших классах школы. Но тогда не было электронных дневников, и, получив двойку за контрольную, я понимала: надо срочно что-то предпринять, пока не подведены итоги и в табель не выставлена общая оценка. Я брала себя в руки и работала как проклятая. В результате оценки, которые видели мои родители, лучше отражали мои способности.
Позвольте своим детям самим делать свою работу. Позвольте им спотыкаться и падать, позвольте самим искать способ исправлять ошибки. Если вы лишите их такой возможности или сделаете несчастными, контролируя каждый шаг, то причините им огромный вред.
Причина 2 – индивидуальные особенности
Наши дети отличаются темпераментом и уровнем развития познавательных процессов. Нужно понимать, что активным сангвиникам легче усваивать учебный материал, чем медлительным меланхоликам. Детки-флегматики часто становятся отличниками, благодаря своей уравновешенности и усидчивости. Холерики могут как страдать от своей нервной возбудимости, так и быть в выигрыше от умения выполнять учебные действия в быстром темпе.
Память, мышление и речь – своеобразные инструменты для усвоения знаний. Только у одних деток эти инструменты «качественные», а у других требуют совершенствования. Учите с детьми стихотворения, песни, пересказывайте сказки, разгадывайте загадки, занимайтесь по развивающим журналам. Тогда школьник легче запомнит правило, составит рассказ, решит математическую задачу.
Возможно ли принуждение к учебе?
Подросток не хочет учиться, хамит и откровенно ленится? Заставить его – непросто, да и психолог может дать совет не прибегать к жесткому принуждению, но… Бывают же вот те самые случаи, когда ребенок просто нагло отлынивает. При этом отлынивает он, играя в игры, «залипая» в развлекательные видео и т.д., совсем не планируя свое будущее.
Первый аспект строгого контроля – проверка онлайн-дневника и домашних заданий. Тут, кстати, помогут «дистанционка» и нелюбимые многими родителями школьников родительские чаты – узнавать о заданиях, присутствии дитяти на уроках и прочих школьных подробностях вполне реально.
Второй аспект – санкции в случае невыполнения. Эффективнее всего экономические – вплоть до полного лишения всяких покупок и денег на руки. Учитывая, что подростки обычно ожидают от родителей модных шмоток, гаджетов и т.д., остаться со стареньким телефоном, курткой старшей сестры и кастрюлей супа в холодильнике им не захочется.
Отвали, братан-ботан!
Ребенок не хочет учиться! Младший сын, тринадцать лет. Второй брак. Первый Мишкин брак я помню отчетливо: она тоже наша однокурсница, не красавица, но чертовски обаятельна и харизматична, приезжая, Мишка таскался за ней как хвост, влюбился без памяти, красивейший ранний роман, семья была против женитьбы, но Мишка настоял, родился ребенок, а потом все как-то очень быстро кончилось, и они разбежались… Теперь припоминаю: мне говорили, что много лет спустя Мишка женился на своей аспирантке. Получается, что это и было тринадцать лет назад. Как же летит время!
— Кать, поверь, у нас в доме уже давно не жизнь, а какой-то непрекращающийся кошмар! Мне просто не хочется идти с работы домой. С головой у Витьки все в порядке, это даже не обсуждается. Но! Раньше он учился в математической школе, легко поступил и мог бы… Но он ни черта не делал, за уроки его приходилось сажать, угрожая ремнем. Ты представляешь, насколько это для нас «органично»!
Разумеется, в конце концов нас оттуда попросили: ваш мальчик, безусловно, способный, но мы готовы учить только тех детей, которые сами этого хотят. Мы решили: ладно, может быть, эта программа ему все-таки тяжеловата. Перевели в обычную школу. Так там он совсем расслабился! Уроки не делает, ему никогда ничего не задано, использует малейший повод, чтобы в школу не ходить совсем, врет напропалую…
— А что делает-то? Интересы какие-нибудь есть?
— Ни-че-го! Абсолютно ничего. Музыку бросил еще в прошлом году.
— А все же? Уроки он не учит, ну надо же ему как-то проводить время.
— Гоняет на велосипеде, играет с друзьями в футбол во дворе, смотрит телевизор, играет в компьютерную приставку, иногда читает — преимущественно детскую фантастику, довольно глупую.
Нормальные такие занятия для мальчишки тринадцати лет. Конечно, родителям хотелось бы, чтобы Витька с сачком бегал и насекомых эфиром морил, как сам Мишка в этом возрасте… Ан нет.
— Каждый день — коррида с утра, чтобы ушел в школу, коррида вечером, чтобы хоть что-то из уроков сделал. Что он нам говорит, мне даже повторять стыдно. У жены волосы от нервов выпадают, ты можешь себе представить! (У самого Мишки до старости — густая шевелюра.) Мой старший тоже присоединяется, пытается помочь…
— Твой старший сын живет с вами?
— Да. Он, кстати, в двадцать четыре года защитился, сейчас пишет докторскую — что-то такое по теплофизике, я в этом плохо понимаю, — говорит с гордой улыбкой.
— А Наташа (первая жена Мишки. — К.М.) где?
— О, она давно в Германии, вышла замуж, уехала туда. Костик тоже поехал с ней, проучился там два года, приобрел язык, но вернулся, поступил в университет и с тех пор — со мной, с нами; у нас с ним полное взаимопонимание. Иногда он уезжает поработать за границей, но всегда возвращается.
— То есть недоделанный докторант Костик тоже пытается вразумить Витьку?
— Да, но все бесполезно. Витька ему: отвали, братан-ботан! Если бы ему было хотя бы пятнадцать, я бы тут же, пинком отправил его в жизнь, пусть работает, почует, что это такое, — продолжал бушевать Мишка, которому мама на третьем курсе давала с собой на практику порезанные на четыре части бутерброды (чтобы удобно было в рот класть). — Но ему только недавно тринадцать исполнилось, это просто физически невозможно! Но и так дальше жить тоже нельзя! С Витькой мы говорим только про школу и уроки. Более того: уже больше года любой мой разговор с женой неизменно скатывается на «что же нам делать с Витей?». Меня от этого мутит, недавно я подумал: а не снять ли мне где-нибудь квартиру? — и сам себе ужаснулся…
— Мишка, я, кажется, знаю, как это можно прекратить, — сказала я. Профессор из-под очков воззрился на меня с безумной надеждой. — Перестаньте его заставлять.
— Назавтра он просто не пойдет в школу.
— Да, разумеется. Причем ваше решение относительно него не будет очередным наездом. Сейчас мы с тобой все это обговорим.
Честно признаюсь читателям: Мишка был далеко не первым, кому я в аналогичном случае предлагала такое решение. Обычно отчаявшиеся родители мысленно или в реале крутили пальцем у виска и, разочарованные, уходили из моего кабинета обратно в свою борьбу.
Но Мишка — особый случай.
Поощрять за процесс, а не за результат
Профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер провел исследование, посвященное успеваемости школьников. В нем приняли участие 36 тыс. учеников из 250 школ. Оказалось, что лучше всего на учебу влияет поощрение конкретных действий — чтения книг, выполнения домашнего задания, активности на уроках. Оценки растут у детей, которые получают вознаграждение за процесс, а не за итоговый результат, причем вознаграждение не деньгами и не вещами.
Зачастую достаточно похвалить ребенка, куда-нибудь сходить вместе с ним, оплатить интересные для него занятия. Но поощрение он должен получить сразу, а не когда-нибудь потом. Обещание «Сдашь в конце года экзамен — получишь новый смартфон» не дает эффекта. Надо отмечать промежуточные финиши, а не финал.
Хорошо дисциплинирует и мобилизует правильная постановка целей. Никакие нравоучения, назидания и призывы — «Ты должен хорошо сдать ЕГЭ!» — не помогут, если ребенок не знает, что конкретно ему делать. Но если мы говорим: «На этой неделе ты должен сходить на два дополнительных занятия по физике, сегодня решить по математике пять задач, подготовить доклад по истории», — это уже конкретный план действий, четкий и понятный, за который можно и спросить.
Когнитивные способности очень важны, но они определяют не все. Если проследить судьбу отличников и троечников, посмотреть, как сложились их судьбы, станет ясно, что школьные достижения — не гарантия будущего успеха. Далеко не все мои клиенты, многие из которых входят в списки Форбс, были отличниками в школе и прекрасно себя вели на уроках. Хотя натаскать на пятерку, конечно, проще, чем воспитать в ребенке упорство, любознательность, умение общаться, справляться со стрессом, творчески подходить к любому делу.
Плохие оценки — знак неблагополучия, звоночек, который должен заставить нас остановиться, посмотреть, что происходит с ребенком, и помочь ему справиться с трудностями.
Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога
Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.
Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:
Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха, чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
Сон- главный помощник. Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки
Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон. Распределите школьную нагрузку
Ребенок не должен переутомляться
Распределите школьную нагрузку. Ребенок не должен переутомляться
Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым, часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал. Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем, и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.
Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.
Дети очень остро чувствуют отношение взрослых
Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.
Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.
Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.