Развитие речи у детей
Содержание:
- Когда и почему нужна логопедическая помощь
- Совершенствуем речь малыша
- Правильное развитие речи
- Особенности речи в 3-4 года
- Почему ребенок не говорит в 2 года
- Причины задержки речи и языковых навыков
- Разница между речью и языком
- Этапы речевого развития ребенка
- Что делать, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка?
- Что могут сделать родители для развития речи ребенка?
- Правильное развитие речи
- Как усовершенствовать грамматику ребенка
- Особенности звуковой составляющей речи
- Развитие речи в раннем возрасте до трех лет
Когда и почему нужна логопедическая помощь
Не нужно ждать, когда ребенку исполнится пять лет, чтобы обратиться к специалистам. Чем позже вы займетесь коррекционной работой, тем сложнее будет исправить недостатки в речевом развитии. Зачем нужна логопедическая консультация, если есть много информации по обучению и развитию речи ребенка? Причины речевых нарушений могут быть различны. В сложных случаях (например, алалии) только занятий по логопедии будет недостаточно. Дополнительно нужно ходить к неврологу и дефектологу.
Чтобы активизировать речевые центры в головном мозге потребуется принимать курс определенных таблеток, которые назначить может только невролог. Кроме того, логопед сможет точно установить причины отклонений в речевом развитии, и по результатам обследования составит индивидуальный план коррекционной работы.
В каких случаях нужна консультация специалиста?
- Если первые слова и фразы появились только в три года − в этом случае нужно как можно скорее обратиться к неврологу и логопеду. В норме фразовая речь должна появиться к 1,5 годам.
- Если нарушено произношение шипящих и свистящих звуков.
- Если ребенок все понимает, но не говорит.
- Если малыш с трудом составляет простые предложения и общается только словами или фразами.
- Помощь логопеда потребуется, если в возрасте трех лет ребенок продолжает общаться на «своем» языке.
Логопед не только проверит речевое развитие, но и проконсультирует по вопросам коррекционной работы. Но и сами родители должны заниматься с ребенком и создать благоприятную речевую среду.
Совершенствуем речь малыша
В период от трех до четырех лет в речи малютки присутствует множество ошибок, устранить которые позволяют специальные упражнения. Программа по коррекции языковых недостатков может быть выполнена родителями. Если малыш способен называть предметы правильно, но незнаком с названиями элементов, из которых они состоят, и не может вычленять из общего часть, рекомендуется во время игр и прогулок объяснять, из чего состоят встречающиеся объекты и предметы. Так, можно рассказать дошкольнику, как устроен дом, какие породы деревьев он видит.
Важно! Знакомство карапуза с миром предметов включает в себя познания о свойствах, качествах и методах применения вещей. То, что взрослым понятно без объяснений, малышу нужно открывать
Роль родителей при этом заключается в помощи совершения этих открытий с помощью упражнения или игры.
Детям достаточно сложно понять, из каких материалов выполнены предметы. Только познакомив чадо с качествами вещей, можно выполнять упражнения или игры. К примеру, попросите кроху перечислить предметы, изготовленные из определенного материала
Важно, чтобы эти вещи находились в поле обозрения. Детки старше четырех лет при нормальном развитии речи уже способны применять прилагательные
Если малыш при использовании усложненных конструкций неправильно употребляет предлоги, путает согласование слов или применяет неверные окончания, специалистами используется обучающая программа, позволяющая устранить такие дефекты. Чтобы справиться с подобным недостатком самостоятельно, можно просить малыша описывать предметы, изображенные на картинке в качестве игры. Если при этом допускаются ошибки, их обязательно нужно исправлять.
Правильное развитие речи
Как говорилось ранее, нет надобности обращаться к логопеду, пока не исполнилось ребёнку 5 лет
Родители могут сами уделять внимание своему малышу и помогать ему в развитии речи. Когда выходите на улицу, старайтесь рассказывать обо всём, что попадается вам на пути
Это может быть животное, человек, растение и др.
Дети интересуются абсолютно всем. Поэтому они с лёгкостью запоминают сказанное и пополняют свой словарный запас.
Старайтесь малыша спрашивать о пройденном дне или просмотренном мультике. Ребёнок должен учиться пересказывать. Сначала у него будет получаться плохо, но благодаря ежедневным занятиям, уже через месяц вы увидите положительный результат.
Как можно чаще читайте детям стихи, скороговорки и загадки. При этом не забывайте играть с мелкими деталями. Если малыш не умеет завязывать шнурки, научите его.
Все эти упражнения на развитие мелкой моторики помогут вашему ребёнку быстрее начать говорить и правильно произносить особенно сложные звуки.
Особенности речи в 3-4 года
Если говорить глобально, то речевое развитие детей сейчас имеет следующие характеристики.
- Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции.
- К. И. Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одаренностью»: сейчас малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые невообразимые слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.
- Речь детей отличается ситуативностью, то есть она не подготовлена, определяется конкретной ситуацией.
При более подробном делении можно выделить отличительные особенности в совершенствовании различных направлений.
Активная лексика.
Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов. При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» – электричество, «салямот» – самолет). Ребенок может переставлять в них местами звуки или слоги («паравачивай» – поворачивай, «звять» – взять, «гамазин» – магазин). Сейчас малышу еще сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных. Он может вставить между ними гласный звук или пропустить половину согласных («драстуй» – здравствуй, «зинаю» – знаю).
Грамматический строй речи.
Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы). Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.
Фонетика.
Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он меньше «сюсюкает» — гласные произносит, не смягчая («мяся» – мясо, «сядик» – садик). Но еще возможны фонетические огрехи, не требующие специальной коррекции. Например, не умея произносить шипящие, ребенок заменяет их свистящими («сапка» – шапка, «ёзик» – ёжик). Звуки и пока «разложены на составляющие» («тсыпленок» – цыпленок, «тяй» или «тсяй» – чай). Часты проблемы с произношением сонорных и . Их либо вообше пропускают, либо заменяют на , , («ожка» – ложка, «гавава» – голова, «кайова» – корова, «лёт» – рот).
Связная речь.
Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки.
Интонация, выразительность.
Дети сейчас могут не просто копировать оттенки интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному. Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми. А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо.
Почему ребенок не говорит в 2 года
Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:
- Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
- Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
- Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.
Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:
- Моторная алалия
- Сенсорная алалия
- Дизартрия
- Афазия
Моторная алалия
Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.
Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.
Признаки речевого нарушения:
- Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
- Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
- Имеет очень скудный словарный запас.
- Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
- Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.
Сенсорная алалия
Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.
Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.
Признаки данной патологии:
- Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
- Низкий интеллект.
- Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
- Замена букв.
- Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
- Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.
Дизартрия
Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.
На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.
Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.
Афазия
Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.
Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.
Физиологические причины
К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:
Нарушения слуха.
Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.
Недоразвитие речевого аппарата.
Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.
Генетическая предрасположенность.
Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.
Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.
Психологические причины
- Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
- Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.
Причины задержки речи и языковых навыков
Многие обстоятельства могут привести к задержкам в развитии речи ребенка. Речь может задерживаться даже у нормально развивающегося ребенка. Задержка речи иногда может быть вызвана нарушениями речевого аппарата, как и проблемы с языком или небом. Движения языка для воспроизведения связной речи может ограничить слишком короткая уздечка (складка под языком).
Многие дети испытывают задержку речи из-за несовершенства их орально-двигательной системы, то есть у ребенка существуют неэффективные коммуникации в областях мозга, ответственных за воспроизводство речи. В таких обстоятельствах ребенок сталкивается с трудностями использования речи и координации губ, языка и челюсти для производства звуков. Речь такого ребенка может сопровождаться другими проблемами с орально-двигательной системой, например, трудностями с кормлением.
- Задержка речи может быть частью речевой проблемы, а не указывать на более глобальные задержки в развитии.
- Проблемы со слухом также обычно связаны с задержкой речи, поэтому слух ребенка должен проверить отоларинголог. Ребенок, у которого есть проблемы со слухом, может испытывать проблемы с артикуляцией, а также пониманием, подражанием и речью.
- Ушные инфекции, особенно хронические инфекции, тоже могут повлиять на слух и речь. Правда, родителям не стоит бояться во всех случаях: простые ушные инфекции, которые были вовремя пролечены, не влияют на речь ребенка.
Если вы или врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, решающее значение имеет своевременная диагностика. Она поможет облегчить родительские страхи.
При проведении диагностики врач-логопед оценит языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Кроме наблюдения за ребенком, логопед проведет стандартизированные тесты и выяснит, нет ли задержки в развитии речи ребенка, а также порекомендует специальные упражнения. Логопед оценит также:
- Насколько ребенок восприимчив к языку (что он понимает из потока речи)
- Что ваш ребенок может сказать (так называемый выразительный язык)
- Может ли ваш ребенок общаться другими способами, например, с помощью жестов, мимики и т.д.
- Насколько у ребенка четко слышится звук и насколько разборчива его речь.
- Насколько хороша артикуляция ребенка и правильно ли расположены его речевые органы (рот ребенка, язык, небо и т.д.). Врач оценит также то, насколько развиты у ребенка рефлексы глотания
Если логопед считает, что ваш ребенок нуждается в речевой терапии, ваше участие в этом процессе будет очень важным. Вы можете наблюдать, как работает врач, и научиться принимать участие в этом процессе. Логопед покажет вам, как вы будете работать с вашим ребенком дома, чтобы улучшить его речь и языковые навыки.
При визите к логопеду вам может оказаться, что ваши ожидания по поводу речи ребенка слишком высоки. Но учебные материалы, которые определяют этапы развития речи ребенка, могут помочь вам взглянуть на него более реалистично.
Разница между речью и языком
Понятия «речь» и «язык» часто путают, но между ними есть существенное различие.
Речь — это словесное выражение языка, она включает в себя артикуляцию- способ образования звуков и слов.
Язык — гораздо более широкое понятие, чем речь, и относится ко всей системе выражения и получения информации таким образом, чтобы она несла смысл. Это понимание посредством общения называется вербальным, а невербальной речью называется письмо и жесты.
Следует знать, что проблемы с речью и языком существенно отличаются, к тому же, часто пересекаются. Ребенок, у которого есть проблемы с языком, может хорошо произносить слова, но не в состоянии связать вместе больше двух слов. Другой проблемой речи ребенка может быть невозможность понять произнесенные им слова и фразы, он не может выразить свои мысли. И еще ребенок может говорить хорошо, но испытывать трудности в следующих направлениях.
Ребенок, который не реагирует на звук или не может его воспроизвести, должен вызывать особую озабоченность взрослых. Ребенок в возрасте между 12 и 24 месяцами является причиной для беспокойства, если он:
- Общается только с помощью жестов, таких как указывание на предмет или махание ручкой типа «бай-бай»
- Предпочитает жесты голосовому общению в возрасте 18 месяцев
- Не может имитировать звуки до 18 месяцев
- Испытывает трудности в понимании простых словесных команд
Нужно обратиться к врачу, если ребенок старше 2-х лет:
- может только подражать речи или действиям взрослых и не составляет самостоятельно слова или фразы
- говорит только определенные звуки или слова и не может использовать устную речь, чтобы общаться больше, чем нужно для его насущных потребностей
- Не может следовать простым командам взрослых
- У ребенка необычный тон речи (например, скрипучий голос или носовой звук)
Родители и воспитатели должны понимать, что ребенок в 2 года уже знает около половины всех слов и в 3 года — примерно три четверти всего словарного запаса. К 4-м годам речь ребенка должны понимать даже те, кто не знает малыша.
Этапы речевого развития ребенка
Первый год жизни малыша
Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».
Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.
Ясельный возраст
Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.
Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» — «жук», «сенок» — «щенок».
Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.
Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» — «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.
Младший дошкольный возраст
Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).
Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» — «обгоню», «натерять» — «потерять», «колесы» — «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.
Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» — «река», «лыба» — «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» — «устал».
Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.
Старший дошкольный возраст
Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.
Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).
Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
Что делать, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка?
Хотелось бы поделиться с вами своим опытом, личными наблюдениями и советами, которыми делятся психологи и педагоги.
- Общайтесь с малышом на абсолютно разные темы. Обсуждайте все, что ему интересно. Никогда не отказывайтесь в общении с ним.
- Давайте возможность общаться ребенку с разными людьми. Разные люди – разный опыт.
- Обсуждайте не только привычное, но и знакомьте малыша с новыми предметами и явлениями.
- Если вы обсуждаете какой-либо предмет, то говорите о нем детально, затрагивая многие характеристики.
- Учите вашего дитя правильно употреблять предлоги, местоимения, и падежные окончания.
- Рассматривайте картинки в книжках и придумывайте комментарии и названия к ним.
- Читайте вместе больше книжек. Причем старайтесь озвучивать реплики всех героев разными голосами.
- Развивайте артикуляционный аппарат. Существует много различных упражнений. Например, вырежете свечки из бумаги и задувайте их. Или есть упражнения «часики». Высовывайте язык и изображайте часовую стрелку.
- Купите домашний театр. Или смастерите его сами. Затем показывайте ребенку театральные инсценировки.
- Не забывайте о ролевых играх
Что могут сделать родители для развития речи ребенка?
Как и многие другие навыки, развитие речи ребенка представляет собой смесь его природных способностей и воспитания. Многое зависит от природных способностей ребенка. Тем не менее, много зависит и от речи, которую ребенок слышит от окружающих. Повторяя звучание слов, которые ребенок слышит от окружающих, он имитирует эти звуки и таким образом быстрее учится говорить.
Если у ребенка есть проблемы с развитием речи, раннее вмешательство врачей может обеспечить ребенку помощь по его потребностям. Благодаря специалистам родители могут узнать новые способы стимулирования развития речи ребенка.
Вот несколько советов, чтобы использовать навыки развития речи ребенка дома.
Правильное развитие речи
Как говорилось ранее, нет надобности обращаться к логопеду, пока не исполнилось ребёнку 5 лет
Родители могут сами уделять внимание своему малышу и помогать ему в развитии речи. Когда выходите на улицу, старайтесь рассказывать обо всём, что попадается вам на пути
Это может быть животное, человек, растение и др.
Дети интересуются абсолютно всем. Поэтому они с лёгкостью запоминают сказанное и пополняют свой словарный запас.
Старайтесь малыша спрашивать о пройденном дне или просмотренном мультике. Ребёнок должен учиться пересказывать. Сначала у него будет получаться плохо, но благодаря ежедневным занятиям, уже через месяц вы увидите положительный результат.
Как можно чаще читайте детям стихи, скороговорки и загадки. При этом не забывайте играть с мелкими деталями. Если малыш не умеет завязывать шнурки, научите его.
Все эти упражнения на развитие мелкой моторики помогут вашему ребёнку быстрее начать говорить и правильно произносить особенно сложные звуки.
Как усовершенствовать грамматику ребенка
В возрасте трех-четырех лет дети начинают запоминать и постепенно использовать простые грамматические формы речи. В этот период должна быть составлена программа, упражнения которой помогу малышу познакомиться и усвоить несложные правила грамматики. К примеру, можно создать игровую ситуацию, сказав маленькому умнику что к нему приехали гости. Пусть гостями станут любимые игрушки. Берем поочередно игрушки в руки и просим малыша рассказать, кто же приехал. При этом просим дать развернутый ответ, чтобы проверить, правильно ли маленький ученик согласовывает существительные с остальными словами.
Важно! Если во время такой или любой другой игры кроха допускает ошибки обязательно нужно поправить его, давая правильные образцы.
Еще одна распространенная ошибка детей трех-четырех лет заключается в неверном использовании падежных окончаний. Чтобы устранить такой недочет в речи ребенка, используется специальная программа упражнений. В нее может входить обучающая игра “Чего не стало?”, в ходе которой на столе раскладывается не более четырех предметов. Просим ученика назвать и запомнить каждую игрушку, положенную на стол. Пусть ребенок отвернется или закроет глаза в начале игры, чтобы можно было незаметно забрать один предмет. Затем просим сказать, что пропало.
Особенности звуковой составляющей речи
Хотя речь ребенка в четыре года становится понятной, недостатки в произношении звуков еще встречаются. Далеко не все дети в этот период способны самостоятельно рассказать об увиденном или услышанном. Допускаются и ошибки грамматического характера. Недостаточное развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет вызвано физиологическими особенностями. Когда дошкольнику исполняется четыре, он способен правильно и понятно произносить свистящие звуки, находящиеся в открытом слоге, однако, если нужно использовать их вместе с остальными согласными, звуки могут опускаться. Некоторые дети этого возраста упускают другие согласные звуки или не различают “ц” и “c”. Остальные звуки языка могут заменяться схожими по звучанию звуками, однако, слово при этом должно оставаться понятным.
Важно! Многие родители обращают внимание, что их малыш неправильно выговаривает шипящие звуки, заменяя их свистящими. Если четырехлетний непоседа делает это не постоянно, не стоит переживать, ведь с возрастом этот недостаток устранится самостоятельно.
В незнакомых или труднопроизносимых словах дошкольник этого возраста нередко упускает или переставляет звуки и слоги
Конечно, существует программа, позволяющая устранить такие недочеты в речи дошкольника, но чаще всего эти несовершенства связаны с возрастом и со временем исчезают
В незнакомых или труднопроизносимых словах дошкольник этого возраста нередко упускает или переставляет звуки и слоги. Конечно, существует программа, позволяющая устранить такие недочеты в речи дошкольника, но чаще всего эти несовершенства связаны с возрастом и со временем исчезают.
Развитие речи в раннем возрасте до трех лет
Словарный запас малыша делиться на активные и пассивные слова. До двух лет пассивный словарный запас объемнее активного, ведь малыш понимает большее количество слов, чем способен произнести.
Обобщение ярко выражено, ребенок объединяет предметы или действия в одну группу, так слова обозначающие еду, посуду или прием пищи, обозначаются одним словом «ням-ням».
Речь ребенка в 3 года формирует следующие навыки:
- Способность строить предложения из пяти — шести слов, с меньшим, чем в раннем возрасте, количеством ошибок;
- Произносить слова, правильно расставляя ударения;
- Ребенок пересказывает сказки, последовательно описывает прошедший день;
- Использует в речи местоимения, числительные, прилагательные;
- Употребляет глаголы с приставками: «приехал», «пошел», «ушел».
Словарный запас детей в три года достигает 1000 слов. Некоторые шипящие и сонорные звуки еще трудны в произношении, а твердые иногда заменяются мягкими. Кроме того, малыши придумывают новые слова, образованные из нескольких известных.