Режим дня годовалого ребенка (и старше)
Содержание:
- Интеллектуальные способности
- Периоды кормления
- Как составить режим дня для первоклассника
- Правило 1. Подъём должен быть не позже, чем за час до начала занятий
- Правило 3. Включите в режим дня зарядку
- Правило 4. Старайтесь чередовать умственные и физические нагрузки с отдыхом
- Правило 5. Учитывайте биологические часы ребёнка
- Правило 6. Следите за тем, чтобы ребёнок питался пять раз в день
- Правило 7. Приучайте ребёнка к самостоятельности
- Режим дня ребенка в первом классе
- Поведение
- Основы режима
- Воспитание ребенка
- Ребенок стал плохо спать в 11 месяцев: с чем это связано
- Мнение Комаровского
- Ориентиры при выборе режима «под себя»
- Умственное развитие ребенка в 1,5 года
- Как отслеживать режим дня школьника
- Как правильно организовать режимные моменты
- Чем кормить ребенка в одиннадцать месяцев
Интеллектуальные способности
Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:
- собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
- возить за собой предметы на веревочках;
- складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
- различать два или три цвета;
- указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
- пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
- переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
- рассматривать изображения;
- обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
- рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
- заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
- продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
- изображать какие-то действия (чтение, сон);
- повторять за взрослыми, своими сверстниками;
- строить башенки из двух или трех элементов;
- использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.
Речевые навыки
Словарный запас может включать 10 – 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.
Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.
Периоды кормления
Расписание приёмов пищи зависит от расписания сна. Если был сохранён двухразовый сон, а у мамы всё ещё сохранилось молоко, то кормить грудью малыша можно на завтрак и перед ночным сном. Отсутствие грудного молока заменяется бутылочкой со смесью. Днём ребёнка необходимо покормить ещё три раза.
При одноразовом сне расписание кормления подвергается изменению. Теперь кормить малыша пять раз в день будет слишком сложно
По этой причине приёмов пищи становится на один меньше, но крайне важно не перекармливать своё чадо, компенсируя это
Достаточно держать в голове тот факт, что за один раз ребенок способен выпить около 250 мл, и в случае чего даст понять, что он сыт. Дальнейший распорядок дня ребенка в год можно составлять относительно свободно, помещая туда все необходимые занятия для его развития.
Если продолжать кормить ребёнка смесями, то возникает риск ненормального развития жевательной функции, а это уже приводит к неправильному прикусу и проблемам с челюстно-лицевым аппаратом.
Как составить режим дня для первоклассника
Режим дня первоклассника во многом зависит от расписания школьных занятий. При очном обучении в школе занятия, как правило, начинаются в 8:00 и заканчиваются тоже в фиксированное время. На семейном обучении можно составить более гибкий график, в котором будут учтены особенности ребёнка и время его пиковой активности.
Однако есть образец режима дня первоклассника и общие рекомендации, которые помогут родителям выстроить правильный режим дня ребёнка, независимо от формы обучения.
Вот каким может быть распорядок дня первоклассника при очном обучении.
А вот, как можно построить день юного школьника на семейном образовании.
<<Форма с консультацией>>
Правило 1. Подъём должен быть не позже, чем за час до начала занятий
Это позволит настроиться на учёбу. Старайтесь заложить несколько минут дополнительного времени, чтобы ребёнок не в спешке бежал в школу или не кидался к монитору компьютера, не успев собраться после подъёма.
Правило 2
Уделите внимание качественному сну ребёнка. Для первоклассников продолжительность сна должна быть не менее 10 часов, поэтому отсчитайте это количество от времени подъёма и следите за тем, чтобы ребёнок каждый день ложился спать в одно и то же время
Для первоклассников продолжительность сна должна быть не менее 10 часов, поэтому отсчитайте это количество от времени подъёма и следите за тем, чтобы ребёнок каждый день ложился спать в одно и то же время.
Правило 3. Включите в режим дня зарядку
Это поможет организму ребёнка проснуться и подготовит его к физическим и умственным нагрузкам в течение дня. Также рекомендуем добавить в режим дня прогулки и занятия спортом или простые упражнения. Для того чтобы мозг насытился кислородом, необходимо проводить на улице не менее часа в день.
Правило 4. Старайтесь чередовать умственные и физические нагрузки с отдыхом
Например, с прогулками и играми, чтобы у малыша было время восстановить силы. Не перегружайте ребёнка дополнительными кружками и занятиями, следите за тем, чтобы у него оставалось достаточно времени для полноценного отдыха.
Правило 5. Учитывайте биологические часы ребёнка
Считается, что пик активности у первоклашек приходится на период с 16.00 до 18.00, а после этого наступает спад
Выполнение заданий, требующих умственной нагрузки, отработку навыков чтения и письма можно оставить на это время, а вечером уделить внимание отдыху, общению в семье, развивающим мероприятиям или кружкам
Правило 6. Следите за тем, чтобы ребёнок питался пять раз в день
Именно такое количество приёмов пищи рекомендуется для первоклассников: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Включайте в меню больше овощей и фруктов и старайтесь снизить количество жареной и острой еды.
Правило 7. Приучайте ребёнка к самостоятельности
Пусть он не только привыкает к выполнению заданий по учёбе, но и сам с вечера готовит рюкзак на следующий день. Для этого можно прикрепить на специальную доску листочки на магнитах, на которых будет написано то, что нужно положить в рюкзак.
<<Блок перелинковки>>
Надеемся, что эти простые рекомендации помогут вам составить гармоничный режим дня для ребёнка и облегчить ему адаптацию к школьным нагрузкам.
Режим дня ребенка в первом классе
Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем.
Режим – основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Режим дня первоклассника
Для первоклассников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны – новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.
Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физическом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима – одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оздоровления детей.
С гигиенических позиций четко нормируются все виды деятельности и отдыха детей
Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима осуществлялись строго последовательно и в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для осуществления последующего, это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов
Школьники, неукоснительно соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, быстрее засыпают и меньше устают. На родительских собраниях, во время индивидуальных бесед с родителями учитель должен пропагандировать необходимость обязательного соблюдения режима дня, пояснять значение каждого элемента режима для успеваемости и сохранения здоровья учащихся.
Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.
Для того, чтобы без ущерба для здоровья справляться с многочисленными нагрузками, ребенку необходимо соблюдать рациональный режим дня, т.е. целесообразно установленный и постоянно выполняемый порядок чередования труда (умственного и физического), отдыха, приема пищи и сна. Хорошо составленный и соблюдаемый режим дня повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника. Систематическое выполнение режима дня способствует нормальному росту и развитию организма.
Основные режимные моменты в суточном бюджете учащихся – это учебные занятия в школе и дома, занятия в учреждениях дополнительного образования, кружках и т.д., подвижные игры и спорт, прогулки, помощь в семье и самообслуживание, свободное время, прием пищи и ночной сон. С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Могут появляться новые виды деятельности, например, сейчас достаточно распространена трудовая деятельность школьников во внеурочное время. Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для подростка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых – обеспечивать полное функциональное восстановление организма.
Поведение
Поведение ребенка в полтора года меняется. Он становится очень любопытным и стремится всегда и везде познавать мир, узнавать что-то новое и неизведанное. У малыша отсутствует инстинкт самосохранения, он не осознаёт угроз и может подвергать себя опасности. Родителям стоит быть внимательнее и осторожнее.
В полтора года ребёнок ещё не понимает запретов и делает то, что хочет здесь и сейчас
Чтобы прекратить опасное или потенциально угрожающее действие, нужно либо установить близкий контакт и отвести кроху в сторону, либо переключить внимание на что-то другое (не менее интересное и при этом безопасное)
Малыш начинает проявлять самостоятельность и пытаться выполнять привычные действия без посторонней помощи. Он уже умеет демонстрировать своё настроение, эмпатию (сопереживание), симпатию или неприязнь, недовольство. Также в полтора года ребенок может капризничать по разным поводам (чаще всего из-за запретов родителей делать что-то интересное). Некоторые малыши охотно делятся или обмениваются игрушками, другие же, напротив, проявляют чувство собственности.
Ребенок активно подражает взрослым жестами, действиями и их последовательностями, мимикой или звуками. Он общителен, учится контактировать и взаимодействовать с окружающими, причем не только с родными, но и с незнакомыми людьми. Кроха стремится находиться в центре событий и пытается включаться в них
И всё же малышу пока ещё важно осознавать и ощущать поддержку или присутствие родных, привязанность к которым очень сильна
Основы режима
Родители часто переоценивают возможности крохи, поэтому рано переводят его на одноразовый сон. Взрослым кажется, что лишний час бодрствования — это пустяк. Но ребенок еще слишком мал, чтобы рассказать о своем переутомлении. Усталость постепенно накапливается, и малыш становится капризным.
Первые полтора года детям необходимо спать днем два раза. Нередко родители уже в год пытаются ввести в режим одноразовый сон, аргументируя свое решение тем, что вторично кроха засыпает с трудом. Но психологи утверждают, что проблемы возникают именно у тех детей, которым сон крайне необходим. У впечатлительных ребят следует не отнимать драгоценный отдых, а создать благоприятные условия для засыпания: тишину, свежий воздух, спокойствие.
Дневной отдых составляет два раза по 1,5-2 часа. Переход к режиму с одноразовым сном происходит с полуторагодовалого возраста. Определить количество времени бодрствования поможет наблюдение за поведением крохи.
Активность необходимо сократить на 30-40 минут, если малыш:
- капризничает;
- не слушается;
- кричит;
- беспричинно смеется;
- становится вялым;
- хнычет;
- обижается без причины.
Возможна и другая ситуация, когда крошка во время укладывания активен, уравновешен, но никак не может заснуть. В таком случае лучше продлить время бодрствования на полчаса.
Твердый режим не означает, что все пункты выполняются поминутно, независимо от обстоятельств. Возможны незначительные сдвиги в распорядке, которые спровоцированы:
- самочувствием крохи;
- погодными условиями;
- временем года;
- переменой места пребывания.
Воспитание ребенка
Задача взрослых – добиться, чтобы малыш точно понимал запреты и разрешения. Основной вид воздействия – интонации голоса: ласковые или гневные, спокойные или возбужденные
Здоровый ребенок настроен благожелательно, он быстро забывает о конфликтных ситуациях, способен мгновенно переключать внимание с одного события на другое. Другие особенности:
- живой интерес к поступкам других людей;
- конфликтность при совместных играх со сверстниками;
- плаксивость во время длительной разлуки с мамой – ребенок еще не готов долго оставаться без нее;
- реакция на слышимую музыку – дети танцуют или пытаются подпевать.
Малыш с удовольствием общается, теперь он не только случает, что говорят старшие, но и пытается им отвечать, с готовностью вступает в диалог.
Ребенок стал плохо спать в 11 месяцев: с чем это связано
Каждый грудничок порой будил своих родителей посреди ночи. Большинству мам и пап ситуация знакома не понаслышке, но не все знают, что нужно делать и как избавиться от этой проблемы. Прежде всего, необходимо определить, что стало причиной пробуждения крохи.
Нормой сна для ребенка в одиннадцать месяцев является около 14 часов: три из них стоит уделять двум сеансам дневного отдыха, остальное время – ночь. Некоторые дети в таком возрасте спят раз в день.
Совет! Важно соблюдать баланс: слишком короткий сон сохранит усталость, а долгий не даст нормально заснуть ночью
Признаки беспокойного сна
Когда кроха плохо спит, это проявляется в его частых пробуждениях. В кроватке он ворочается, не находит себе места. Проблемный отдых, сопровождаемый потливостью, может выражаться в том, что кроха будет елозить вспотевшей частью тела – в попытках устранить дискомфорт, он трется головой или ладошками о простыню.
Стоит учесть, как сильно плачет ребенок при пробуждении. Обычно он утихомиривается, как только получит желаемое (увидит маму, окажется на руках, поест, выпьет воды). Но порой по причине патологии кроха начинает драматизировать – плач напоминает истинное страдание, грудничок раздражен. Успокоить его тяжело, удастся это лишь на короткое время, а после наступит новая, еще большая, буря эмоций и негодования.
Причины частых пробуждений
Существует множество факторов, объясняющих, почему ребенок 11 месяцев плохо спит ночью. Одни связаны с особенностями развития и присущи многим – они имеют временный характер и уходят, едва дитя станет немного старше. Другие возникают внезапно и могут причинить вред.
Общие детские проблемы
Пожалуй, самой распространенной причиной плохого сна у детей являются режущиеся зубки. Этот процесс сопровождается болезненными ощущениями, десны начинают чесаться. Дискомфорт исчезнет, когда прорежется зуб, до тех пор спать малыш не сможет ни днем, ни ночью.
Плохой сон также вызывает несоответствие условий детским требованиям. Слишком теплая пижама или одеяло, грубые швы на одежде, жесткое белье не дают малышу полностью расслабиться и уснуть.
Совет! Неподходящий температурный режим, когда в комнате чересчур жарко, лишит ребенка возможности нормально поспать.
Особенности возрастного периода
Одиннадцать месяцев – время, когда кроха начинает полноценно ощущать эмоциональный фон вокруг. Напряженная домашняя ситуация или неурядицы на прогулке отразятся на его мыслях и настроении, с которым он уснет. Это может стать причиной кошмаров, отнимающих у ребеночка возможность нормально поспать.
Нюансы воспитания: засыпание рядом с мамой
Как новорожденный, так и 11 месячный малыш принимает маму за главную надежду и опору. В целом, это вполне естественно, но иногда зависимость перерастает в проблему – без ее руки рядом, капризный карапуз не уснет. Кроме того, ребенок может проснуться посреди ночи, чтобы его покормили, а не увидев возле себя маму, начнет кричать и плакать.
Важно! Спать с родителями – нормально для детей в возрасте до 1 года. Так, если малышу присниться что-то нехорошее, прийти в себя после кошмара ему будет проще рядом с близкими людьми
Симптомы, требующие экстренных мер
Существует множество болезней, которые сопровождаются беспокойным сном ребенка. Подтвердить присутствие недуга помогут другие симптомы – проблемы с дыханием, высокая температура, потливость, сыпь или покраснение.
Развитие заболеваний также сопровождается такими проявлениями: дитя крутится в кровати, часто просыпается, начинает выгибаться. Это может быть вызвано внутренними болезненными ощущениями малыша, как безобидными и временными, так и серьезными.
Совет! Если вместе с плохим сном заметны другие признаки, обращайтесь к педиатру безотлагательно.
Опасности недосыпа у детей
Дефицит нормального здорового сна очень сильно сказывается на деятельности человека и работе организма. В случае с грудным ребенком, он может нанести еще больший урон. Открывая для себя мир, кроха тратит огромное количество сил и нуждается в нормальном отдыхе. Нарушения сна имеет такие последствия:
- хныканье, капризы, истерики;
- вялость, усталость, недомогание;
- бледность;
- отсутствие аппетита;
- внезапная гиперактивность.
Вышеперечисленные признаки недосыпа могут одновременно являться сигналом развивающейся болезни. Нервные родители, приведя ребенка к врачу, узнают, что малыш просто не выспался. Если у крохи вдруг заметен один или несколько вышеописанных признаков, беспокоится рано – заболевание должно сопровождаться и другими симптомами, уже упомянутыми в этой статье.
Мнение Комаровского
Известный педиатр и ученый из Харькова Евгений Олегович Комаровский считает режим для детей в возрасте 1 года обязательной составляющей их физического и интеллектуального развития. Если малыш не соблюдает распорядок дня, у него чаще выявляются неврологические расстройства, психологические проблемы, эмоциональная лабильность. Адаптация в садике и школе у таких детей проходит тяжелее, чем у их сверстников, поэтому приучать к режиму нужно в самом раннем возрасте.
При составлении распорядка дня для ребенка Комаровский советует учитывать потребности не только ребенка, но и остальных членов семьи, так как нехватка времени для выполнения ежедневных обязанностей и отдыха родителей неизбежно приведет к нарушению режима и поведенческим изменениям со стороны малыша.
Ориентиры при выборе режима «под себя»
Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.
Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.
Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.
Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.
Замечено, что ребенок, имеющий продуманный, правильно составленный распорядок дня:
- Бодр и активен;
- Уравновешен и пребывает в хорошем настроении;
- Лучше воспринимает и усваивает информацию;
- Открыт для освоения новых навыков;
- Социально активен и дружелюбен по отношению к окружающим.
Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.
Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.
Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:
- График должен быть гибким, разумным и максимально ориентированным на интересы и потребности вашего ребенка;
- Верхние и нижние границы периодов бодрствования должны определяться не нормами, а особенностями нервной системы конкретно вашего ребенка, в том числе ее гибкостью и работоспособностью;
- Сон должен распределяться в течение суток так, чтобы нервная система малыша получала полноценный отдых;
- Периоды сна, бодрствования, кормления, игр и прогулок устанавливаются в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а, наоборот, гармонично перетекали один в другой.
Умственное развитие ребенка в 1,5 года
Малыши в полтора годика отлично ориентируются во многих бытовых вопросах. Более того, они с готовностью осваивают цифровую технику: смартфоны и ПК, с удовольствием просматривая фотографии или отвечая на звонки. Естественно, если у них есть доступ к этим гаджетам. Конечно, по возможности стоит ограничивать кроху в этих увлекательных занятиях.
К этому возрасту малыша желательно научить следующим действиям:
- различать простейшие геометрические фигуры – треугольник, шар, квадрат;
- безошибочно собирать пирамидку;
- различать несколько цветов;
- рисовать на бумаге простые фигуры – они еще не совершенны, чаще всего это зигзаги, короткие линии, созданные карандашом или ручкой.
Часто можно наблюдать, как сосредоточенно малыш перелистывает страницы книги. Если в ней есть рисунки, он может указывать на персонажей, комментировать их действия. Старайтесь периодически приобретать для крохи новую литературу, которую затем чередуйте, чтобы у крохи постоянно присутствовал интерес к книжкам.
Как отслеживать режим дня школьника
Если вам нравится писать от руки, нарисуйте получившийся распорядок дня на бумаге либо заполните готовый шаблон. Мы сделали для вас красивую заготовку.
Бумажное расписание удобно тем, что находится всегда перед глазами школьника. А чтобы отслеживать прогресс ребёнка, можно использовать стикеры. Например, ребёнок сходил в понедельник в бассейн — клеит наклейку. Ребёнок сделал проектную работу по английскому — клеит другую наклейку. За неделю или месяц должно накопиться определённое количество наклеек по всем намеченным задачам. И вы наглядно оцените результаты работы в конце недели или месяца.
Приложения для составления распорядка дня
Если же вы предпочитаете цифровые решения, воспользуйтесь одним из многочисленных электронных планировщиков. Преимущество приложений в том, что их можно синхронизировать на разных устройствах и использовать совместно.
Мы уже писали о 10 лучших приложениях для составления школьного расписания. Программы ниже можно использовать для планирования всего дня, недели и даже месяца ребёнка.
- «Google Календарь» — самый простой способ. Синхронизируется с почтой Gmail и присылает напоминания о делах.
- Microsoft To-Do — планировщик с напоминаниями и заметками. Интегрируется с Outlook.
- TickTick — приложение, которое включает в себя таймер Pomodoro.
- Trello — сервис, где задачи делятся на карточки и колонки. Можно использовать для всей семьи — так делает ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Платон Бирюков.
- ToDo — планировщик, где задачи можно сортировать и выполнять по ним поиск. Интегрируется с iCloud и Dropbox.
- Planner Plus — особенно подойдёт тем, у кого есть Apple Watch. Список дел можно смотреть прямо на экране часов.
Как правильно организовать режимные моменты
Для новорожденных в первые месяцы их жизни основными моментами являются сон, еда и адаптация с внешним миром (в первую очередь с родителями). Примерный режим поможет грудничку по немного привыкать к тем условиям жизни, которые его ожидают в будущем.
В первый месяц режим помогает осваивать основные моменты в жизнедеятельности малыша. Чтобы понять, как это выглядит в реальности, стоит каждому из моментов уделить больше внимания.
Сон. Груднички первые 14 дней практически спят, отвлекаясь только для кормления. Чуть позже малыши, начинают больше бодрствовать. Продолжительность времени между кормежками не уменьшается, но грудничок уже спит гораздо меньше, начиная привыкать к предметам и звукам.
Питание. Врачи советуют молодым мамам очень ответственно относиться к графику питания новорожденного. В идеале ребенка нужно подносить к груди через каждые 3 часа, тогда ЖКТ грудничка и его система пищеварения быстрее привыкнет к новому формату усвоения пищи. Существует и другая точка зрения, относительно кормления малыша, которая не требует четкого расписания, а выполняется только тогда, когда малыш сам «потребует» еду. Здесь спор у обеих сторон имеет свои плюсы и минусы, по той простой причине, что объем еды и частота кормления являются индивидуально, для каждого новорожденного.
Купание. С купанием все намного проще. Все дело в том, что водная среда новорожденным осваивалось еще в утробе матери, поэтому к ней он привыкает быстро. Правильнее всего выполнять процедуру незадолго перед вечерним приемом еды и сном. Для этих целей нужно использовать только специальную ванночку, где малыш может полностью помещаться. Некоторые мамы делают температуру воды на ощупь, но правильнее будет использовать градусник, следя за тем, чтобы температура не превышала 370 градусов.
Прогулки. Этот вид ухода за малышом, является необычайно важным в жизнедеятельности новорожденного. Ребенок обязательно должен не только дышать свежим воздухом, но и понемногу привыкать к солнечным лучам. Наверное, все знают, что дети гораздо лучше засыпают на свежем воздухе, поэтому, чем чаще ребенок бывает на прогулках, тем лучше для его здоровья. Для детей родившихся здоровыми и без осложнений, специалисты рекомендуют уже на 10 день выносить на прогулку на свежий воздух
Первые прогулки, должны не превышать 10-15 минут, особенно это важно в зимний период.
Массажи и гимнастические упражнения. Этот вид ухода за новорожденным очень важный в его развитии
Под процедурой подразумевается легкое поглаживание спинки, грудей и животика малыша, исключая надавливание. Гимнастические упражнения представляют собой простейшие сгибания рук и ножек новорожденного. Этот вид ухода выполняется как минимум за полчаса перед тем, как ребенка накормят.
Как наладить соблюдение расписания дня
Чтобы ребенок больше активно себя вел в дневное время, а ночью спал, от родителей требуется со всей серьезностью отнестись графику. Специалисты советуют следующим образом организовать все мероприятия по уходу за грудничками.
- Наблюдая за поведением новорожденного, можно сразу отметить желание ребенка днем поспать, а ночью наоборот, бодрствовать. Ситуацию можно слегка видоизменить, увеличив время прогулок днем. В это время малыш хорошо засыпает, поэтому можно таким способом прогуливаясь с ребенком, заставлять его спать тогда, когда это нужно родителям.
- Утром, нужно приучать новорожденного к тому, что наступает время, когда он может больше гулять. Можно аккуратно, после пробуждения обтереть лицо ребенка влажной салфеткой. Уход гигиенического характера также нужно проводить в одно и то же время: почистить носовые каналы, провести смазку опрелостей, протирку ушных раковин. Таким образом, новорожденный начнет привыкать к процедурам, отмечая время, когда это происходит.
- Во время ночных кормлений лучше всего использовать ночники с тусклым освещением. Это исключить длительное бодрствование, что потом со временем отразится на привычках новорожденного.
- Незадолго до сна, нужно убрать яркое освещение, используя в качестве светильников ночники с тусклыми лампами. Это поможет в дальнейшем приучить к тому, что малыш начнет понимать – время идет ко сну.
Чем кормить ребенка в одиннадцать месяцев
Рацион ребенка в 11 месяцев уже максимально приближен к меню годовалых детей и состоит из большого количества продуктов, из которых можно составить недельный план здорового и сбалансированного питания.
Овощи и фрукты
Ребенок в 11 месяцев очень хорошо удерживает в ручке овощи и фрукты, нарезанные крупными кусками и очищенные от кожуры. Под присмотром взрослых ему можно давать груши, яблоки, морковь, бананы, персики, кусочки свеклы. Если у ребенка еще мало зубов, или он давится сырыми овощами, их можно отваривать в подсоленной воде и нарезать небольшими кубиками. Фрукты можно запекать в духовке, добавляя чуть-чуть меда (при отсутствии аллергии на продукты пчеловодства) и сахарной пудры.
Не рекомендуется давать детям, не достигшим годовалого возраста, киви, апельсины, ананасы, папайю, манго и другие тропические фрукты, так как они могут спровоцировать аллергию. Также не следует давать малышу темные и красные ягоды: малину, клубнику, черную смородину.
Мясо и рыба
В 11 месяцев ребенок может употреблять любую рыбу и мясо, но в меню следует ограничить количество жирных сортов и давать их не чаще 1 раза в неделю. Это относится к свинине, скумбрии, семге и другим разновидностям рыбы и мяса с повышенным содержанием жирных кислот. Они необходимы для здоровой работы мозга, но в повышенных количествах могут вызвать несварение желудка и кожную сыпь.
Давать ребенку мясо и рыбу можно в отварном виде (нарезав на маленькие кусочки), а также в виде паровых котлет и фрикаделек. От гомогенизированного пюре в баночках необходимо постепенно отказываться.
Яйца
Яйца – это незаменимый продукт для питания детей любого возраста, так как они содержат почти все необходимые ребенку витамины и минералы и обеспечивают надежную профилактику рахита. Давать яйца в 11 месяцев можно в виде парового омлета, в который можно добавить кусочки вареных овощей и немного мелко рубленной свежей зелени. Лучше использовать для детского питания перепелиные яйца – в них меньше холестерина и больше магния, калия, марганца и других минеральных солей.
Супы
Суп можно перетирать до состояния пюре или давать в жидком виде, добавляя в него крупы или хлеб. Отлично подходит для питания детей данной возрастной группы куриный суп, овощные супы с фрикадельками, некрепкие мясные бульоны (приготовленные из фермерского мяса). Не стоит давать ребенку в 11 месяцев супы с фасолью, горохом, борщ, свекольник, суп из квашеной капусты и грибов.
Крупы и макароны
При отсутствии у малыша признаков целиакии (непереносимости глютена) ему можно давать любые крупы. Если до этого мама использовала готовые продукты (сухие каши), в возрасте 11-12 месяцев от них следует постепенно отказываться. Каши можно готовить на молоке, добавлять в них кусочки фруктов или немного меда.
Макаронные изделия должны присутствовать в рационе 1-2 раза в неделю. Для питания одиннадцатимесячных детей подходят только макаронные изделия небольшого размера, приготовленные из твердых сортов пшеницы. Лучше приобретать продукты данной группы в специализированных детских магазинах или отделах детского питания.
Кисломолочные продукты
Ежедневно ребенок в 11 месяцев должен съедать 70-80 г творога. Творог полезен для здоровья костной и хрящевой ткани, а также необходим для правильного усвоения некоторых витаминов, в первую очередь, витамина D. В этом возрасте ребенку также можно давать ацидофиллин, бифидок, натуральный йогурт и детский кефир.
Напитки
Из напитков одиннадцатимесячному малышу можно предложить подслащенные компоты из свежих и сушеных фруктов, морсы из ягод, фруктовые и овощные соки. В вечернее время можно дать чай из цветков липы и ромашки – он обладает успокаивающим действием, особенно полезен для гиперактивных малышей и детей, склонных в нервной возбудимости.