Кризис ребенка до года, 2, 3, 4-5, 6-7 лет. календарь кризисов
Содержание:
- 7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет
- Какие изменения произойдут в этот период?
- Скачки роста и развития у детей: как это бывает и что с этим делать?
- Диагностика задержки роста
- Как вести себя маме в период скачка роста?
- Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы
- Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
- Симптомы задержки роста у детей
- Десятый скачок роста — мир систем
- Отставание в весе
- Чем можно помочь крохе
- Вакуумный массаж шеи
- Как помочь малышу в период скачка роста
- Пятый скачок роста — мир взаимосвязей, понятие дистанции
- 8 неделя — мир паттернов
7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет
Самыми распространенными признаками данного кризисного скачка являются:
- Негативизм. Кроха начинает негативно относиться к одному из родителей или даже к нескольким родственникам сразу. Это выливается в его непослушание и отказ от общения и какого-либо взаимодействия с ними.
- Упрямство. Требуя что-либо, ребенок становится слишком настойчивым, но при этом не имеет ни малейшего желания выслушивать позицию родителей, пытающихся объяснить ему причины, по которым они не могут исполнить его просьбу. Кроха неспособен изменить свое изначальное желание и готов отстаивать его до конца.
- Строптивость. Она заключается в поступках, которые дети совершают наперекор. Например, если ребенка просят собрать вещи, он разбросает еще больше игрушек, если попросить его подойти, он убежит и спрячется. Такое поведение вызвано скорее протестом против правил, установленных норм и ограничений, нежели связано с конкретным человеком.
- Своеволие или стремление все делать самостоятельно без помощи взрослых. В 3 года крохе трудно сделать оценку собственного потенциала и сопоставить его со своими реальными возможностями. Это приводит к тому, что он часто совершает нецелесообразные действия, в результате сердится, потерпев неудачу.
- Бунтарство. Желая сделать так, чтобы с его мнением считались, малыш сознательно конфликтует с окружающими.
- Обесценивание. Ребенок перестает ценить все, что было раньше ему дорого. Это сводится к поломанным игрушкам, порванным книгам и неуважительному отношению к близким людям.
- Деспотизм. Кроха требует, чтобы родители выполняли все его капризы, тем самым он пробует подчинить их своей воле.
Какие изменения произойдут в этот период?
Этот скачок роста принесет малышу новые знания о своем теле. На данном этапе развития ребенок учится владеть им ещё больше, его движения совершенствуются и становятся более плавными. Малыш осознанно тянется за игрушкой, управляет своими ногами, сгибая и выпрямляя их.
Это достижение следующего скачка. В период третьего скачка роста малыш может совершить только одно движение в каком-то одном направлении. Для следующего понадобится короткая пауза. Теперь у ребенка лучше получается контролировать свой голос — от тихих звуков он плавно переходит к громким и обратно. Улучшаются зрительные возможности малыша. На этом этапе он может рассматривать комнату целиком и следить одними глазами за двигающимися предметами.
Скачки роста и развития у детей: как это бывает и что с этим делать?
Наши дети растут с феноменальной скоростью, хотя родительскому глазу это вряд ли заметно, а вот если отправить свое чадо на недельку-другую погостить к бабушке, то ребенок возвращается совсем другим: чуть старше, чуть взрослее, чуть смекалистее.
Особенно эта скорость развития ощутима в первый год жизни – самый ответственный и самый необычный. Ведь именно за первые 12 месяцев жизни младенцы превращаются из крошечных беззащитных комочков в пухлых шустрых карапузов. Только представьте: за первый год жизни малыш вырастает в среднем на целых 25 сантиметров! Четверть метра за год! Более того, активно развиваются физические способности малыша: вот он осознанно двигает ручками и ножками, теперь сам переворачивается со спинки на животик, а вот он уже сам сидит, потом ползает и хватает игрушки, а сейчас он старается сам пойти ножками и даже пытается кушать ложкой.
Но стремительно развивается не только тело, активно работает и головной мозг. С каждым днем, с каждым месяцем, увеличивается количество нейронных связей, интеллект малыша растет вместе с ним. Конечно, такое стремительное развитие требует огромных энергетических ресурсов и не проходит незаметно и без следа. Давайте поговорим о том, что такое скачки роста и развития у детей до года.
Диагностика задержки роста
Задержку роста в основном определяют эндокринологи, но дополнительно назначается консультация ортопеда. Сначала врач собирает анамнез, вычисляет целевой рост ребенка. Весомую роль играет генетика родителей, национальность. Другие моменты диагностики включают³
- Антропометрию. Включает оценку трех параметров — SDS роста, скорость роста, SDS скорости роста. Они показывают насколько физическое развитие ребенка соответствует возрастным нормам. Строится перцентильная кривая, которая нужна для диагностики и для выбора тактики лечения. Standard Deviation Score (SDS) – коэффициент стандартного отклонения.
- Определение пропорций тела. Пропорциональное телосложение говорит об отсутствии дисплазий.
- Рентген. Для полной визуализации строения скелета делают рентгеновский снимок. Рентгенография кистей определяет костный возраст.
- Лабораторные анализы. Подтверждают большинство диагнозов с помощью анализов крови. Кроме общих показателей важны значения глюкозы, антител к глиадину, трансглутаминаза, гормонов Т4 и ТТГ. Также проводят СТГ-стимуляционные тесты, кариотипирование и определяют ИФР-1 (инсулиноподобный ростовой фактор-1).
Как вести себя маме в период скачка роста?
Для мамы важно вести себя определенным образом, чтобы легче пережить скачок и помочь малышу:
Сейчас вы должны дать малышу максимальное внимание, заботу и поддержку. Это поможет ему адаптироваться в новом для него мире взаимосвязей и почувствовать себя в нем комфортно и безопасно.
Поставьте себя на место вашего ребёнка: вы оказались в совершенно новом для себя месте, не знаете правил и законов, господствующих здесь, и что ждёт вас за первым поворотом даже представить себе не можете
Поставьте себя на место вашего ребёнка: вы оказались в совершенно новом для себя месте, не знаете правил и законов, господствующих здесь, и что ждёт вас за первым поворотом даже представить себе не можете.
Что вы будете чувствовать? Конечно же, кроме страха, тревоги и волнения больше ничего.
И тут появляется хорошо знакомый вам человек, которому вы доверяете. Он берет вас за руку и ведёт по неизведанным тропинкам, рассказывая по пути, как нужно вести себя на новой территории и одновременно успокаивая вас.
Естественно, вы тут же ощутите облегчение и спокойствие. Точно в такой же ситуации оказывается и ваш малыш, нуждаясь в поддержке и помощи. А кто это ему может дать, как не вы — самый родной и близкий для него человек.
- Берите ребенка на руки по первому же требованию, где бы вы не находились и чем бы не занимались в данный момент.
Не бойтесь, что ваш малыш привыкнет к этому и станет ручным. В данном возрасте это исключено.
Важно! Если ребенок капризничает во время прогулки, не пытайтесь его успокоить, судорожно качая коляску. Лучше зайдите домой, возьмите его на руки, крепко прижмите к себе, успокойте и отвлеките игрой
- Не ограничивайте малыша в сосании груди.
Не привязывайтесь к режиму питания. Независимо от того, когда ребенок последний раз ел, давайте ему сосать грудь по первому требованию. Так малыш удовлетворяет свою потребность почувствовать себя в безопасности.
- Помогите малышу освоить новые навыки.
Мотивируйте его постоянно двигаться. Лучше, чтобы большую часть времени бодрствования, ребенок проводил на полу.
Конечно, перед этим вы должны внимательно осмотреть всю территорию, где может оказаться малыш, и убрать все лишние посторонние и опасные предметы.
Лучший пример для него — это вы. Опуститесь на пол вместе с ребёнком и покажите ему, что нужно сделать, чтобы достать игрушку, находящуюся на расстоянии.
Другими словами, доползите до нее сами, возьмите игрушку, покажите её малышу и позовите к себе.
- Постоянно разговаривайте с ребёнком.
Нося его на руках, говорите обо всем, что видите и озвучивайте каждое свое действие. Описывайте ему предметы, к которым он тянется: их форму, цвет, предназначение.
К 6 месяцам ваш малыш уже многое, что умеет и к этому времени у него накоплено немало опыта.
Если вы будете с любовью и терпением помогать ребёнку освоить новые навыки, то он очень быстро адаптируется к изменениям происходящим с ним в этот период и будет развиваться дальше со скоростью света без лишних капризов и плача.
Более подробно о том, как происходит психическое развитие ребенка, как меняются его ритмы снов и что делать для гармоничного развития ребенка смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>
Счастливого материнства!
- Развитие ребенка по месяцам до года
- Когда можно сажать ребенка в ходунки?
- Сколько должен спать ребенок в 6 месяцев?
Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы
Возраст | Предмет конфликта | Близкое окружение | Исход кризиса |
---|---|---|---|
0—1 год | Стоит ли доверять этому миру? | +Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение | +Доверие к людям, позитивное отношение к себе |
-Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота» | -Недоверие к людям, недоверие к себе | ||
2—3 года | Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?) | +Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях | +Автономия, стремление управлять собой |
-Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания | -Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность | ||
4—5 лет | Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой? | +Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание | +Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола |
-Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика | -Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу | ||
6—11 лет | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? | +Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания | +Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей |
-Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания | -Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями | ||
12—18 лет | Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции? | +Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир | +Идентичность, внутренняя целостность |
-Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания | -Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость |
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
- Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
- Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
- Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
- Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.
Психоэмоциональное развитие
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике
Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание
Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.
Все индивидуально
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
Симптомы задержки роста у детей
Основной симптом при задержке роста один: несоответствие ростовых параметров установленным нормам на разных этапах жизни². В зависимости от формы процесса, есть некоторые нюансы:
- конституционная задержка роста сопровождается нормальной выработкой гормонов. Длина и масса тела при рождении находятся в норме. Выраженная задержка происходит в возрасте 3-4 лет, а затем рост восстанавливается. Костный возраст отстает от паспортного на 1-2 года. У детей наблюдается отсрочка пубертатного периода на 2-4 года, но и зоны роста закрываются позже. Поэтому, в конечном итоге рост становится нормальным, и состояние не требует лечения;
- семейная низкорослость. При рождении параметры роста и веса в норме. Темпы замедляются после 3-4 лет, ребенок подрастет на 2-4 см в год. Костный рост не отстает от хронологического, а гормоны вырабатываются нормально. Пубертат наступает вовремя;
- гормональная недостаточность несет наиболее тяжкие и выраженные симптомы. При дефиците СТГ темпы роста, костный возраст значительно отстают от норм. Задержка видна уже на 2 году жизни. Меняются черты лица: становятся мелкими, «кукольными», появляется избыток массы тела. Для мальчиков характерен микропенис;
- при опухолях, вызывающих низкорослость, появляются неврологические симптомы, нарушения зрения.
Чтобы определить точную причину, нужна квалифицированная диагностика.
Десятый скачок роста — мир систем
72–75-я недели
Лейтмотив: «Я, ты, мы, они»
Что теперь умеет малыш:
-
начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. В этом возрасте начинается формирование совести;
-
понимает, что его действия приводят к определенным событиям, что он обладает властью над вещами, способен принимать решения;
-
отмечает, что другие люди имеют отличные от его предпочтения;
-
замечает различия между своими и чужими;
-
рисует окружающие предметы, себя.
Особенности поведения
Более возбудим, хочет находиться с мамой все дни напролет. Порой ребенок может показаться вам просто невыносимым в своей настойчивости.
Что делать родителям?
Дайте выход его энергии. Дурачьтесь вместе, устраивайте шумные игры, пускайте мыльные пузыри, бегайте. Это период, когда ребенок выбирает, что ему интересно. Будьте внимательны, наблюдайте, пытайтесь разобраться, какими способностями и склонностями он наделен. Поощряйте его новые умения и интересы. Позвольте ребенку познакомиться с разнообразными системами. Сейчас он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их собирать.
Совет психолога:
Когда пошел годовалый ребенок, видно, что он бежит, куда его ноги несут — под ним земля вертится. А полуторагодовалый конкретно двигается из пункта А в пункт Б, у него есть четкий маршрут. Он может споткнуться по дороге, но он понимает, куда ему надо. Это качественно другой уровень.
Отставание в весе
Это задержка в увеличении массы тела по сравнению с нормативами уже в младенческом возрасте. В 95 % случаев причиной этого служит или просто недостаток питания, или же количество пищи, даваемое ребенку, нормальное, но ребенок не ест ее. Редко причиной того, что масса тела ребенка слишком низкая, является какое-нибудь сопутствующее хроническое заболевание (почечная недостаточность, патология сердца, туберкулез, синдром мальабсорбции или же частые рвоты). В слаборазвитых странах причиной этого, по-видимому, является бедность населения. В Великобритании причиной этого часто бывают различные бытовые трудности, плохие взаимоотношения между матерью и ребенком, лишение ребенка его «эмоциональных прав» и неразумная техника вскармливания.
Тестовое кормление является наилучшим путем выявления дефектов вскармливания у детей грудного возраста. Ребенка взвешивают до кормления и после него (включается и вес любых экскретов), причем это делается в течение нескольких кормлений (кормление в 6 ч утра является самым обильным), а в 1 ч дня наиболее скудным. При искусственном вскармливании обязательно проверьте величину отверстия в соске (оно должно быть достаточно большим и при перевертывании бутылочки кверху дном молоко из нее должно вытекать крупными каплями).
Основное лабораторно-инструментальное обследование
Посев из средней порции мочи, рентгеноскопия грудной клетки, определение содержания в сыворотке крови мочевины и электролитов, кальция, белков, тироксина, тиреостимулирующего гормона, лейкоцитарной формулы периферической крови.
[], [], [], [], [], [], [], [], [], []
Чем можно помочь крохе
Детскому организму в период активного развития может помочь грамотно составленный список занятий, которые организует мама:
- Увлекательные игры помогут малышу отвлечься от приключившейся неудачи. Мама может активнее проводить обучение ребенка цветам, формам или звукам, в зависимости от его возрастных особенностей.
- Помощь в совершении трюков добавит малышу уверенности. Если мама будет придерживать за руку или подталкивать, когда это необходимо, обеспечивая успешное завершение трюка, у грудничка не будет поводов для расстройства.
- Ежедневная гимнастика, направленная на тренировку мышечного скелета, поможет снять физическую боль, возникающую из-за стремительного роста костей и тканей. Отличным вариантом педиатры считают занятия на фитболе.
- Своевременный отдых – это то, чем должна заканчиваться каждая тренировка.
Занятия на фитболе
Дети до года устают уже через 10 минут после начала занятий. Поэтому необходимо делать перерывы каждые 5 минут, если занятие не очень заинтересовало малыша, и через каждые 10 минут, если игра увлекла младенца.
Вакуумный массаж шеи
1. Начинайте от шейных лимфатических узлов над ключицами. 2. Кожу обильно смажьте массажным маслом или гелем и устанавите банку диаметром 33 мм.
Важная информация
Для приготовления массажного масла используйте масло льна и конопли для основы. Они содержат полезные витамины и микроэлементы и хорошо переносятся кожей. Для создания букета, к ним можно добавить мятное эфирное масло и хвойное — пихты, кедра, эвкалипта или сосны.
3. Фиксируйте банку над ключицей на 2-5 секунд точечно без смещения и вращения, повторяя по 7-10 раз.
4. Далее приступайте к массажу шеи, устанавив свободную руку в область соединения ключицы и сустава плеча. Вторая рука плавно и медленно смещает банку вверх и вниз по задней зоне и боковым поверхностям шеи. Вначале банку легко «присасывайте» к коже для разогревания кожи и мышц, затем воздействуйте более глубоко и энергично.Зону щитовидной железы прорабатывать баночным массажем нельзя!
Для удаления второго подбородка и жировых отложений банку диаметром 33 мм или меньше устанавливают на центральную линию под подбородком и ведут в сторону мочки уха.
Для массажа зоны декольте банку устанавливают по центру груди и направляют в сторону плечевого сустава.
Массаж в области шеи нужно сочетать с контрастными процедурами: горячими компрессами из отваров трав и нагретых масел, криомассажем ледяными кубиками из отвара трав и цветов. Для предупреждения морщин и складок на шее спать лучше на маленькой (лучше в виде валика) подушке, подкладывая ее под шею.
Как помочь малышу в период скачка роста
Создайте физиологичный режим , чтобы не допускать переутомления. Сделайте ритуал перед сном продолжительнее. Крохе нужно больше времени на расслабление и засыпание
Включите в ритуал больше телесного контакта: ношение на руках, объятия, поцелуи.
Обеспечьте полноценный отдых — во сне происходит активное развитие и рост маленького организма.
Тренируйте новые навыки во время бодрствования и хвалите за каждое достижение.
Уделяйте больше внимание малышу в течение дня, чтобы ночью он его не восполнял дополнительными подъемами на укачивания и кормления. Прежде чем давать грудь или бутылочку, проверьте признаки голода у ребенка
И если он сыт, используйте другие способы успокоения: заново запеленайте, включите белый шум,пошикайте.
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 33
Пятый скачок роста — мир взаимосвязей, понятие дистанции
23–26-я недели
Лейтмотив: «Я двигаюсь»
Что теперь умеет малыш:
-
лучше координирует движение рук и ног, больше двигается;
-
начинает осознавать, что между вещами существуют расстояния.
Особенности поведения
Становится более стеснительным, с неохотой идет к окружающим на руки
Ему важно видеть маму в своем поле зрения. Прижимает к себе игрушки: они дают ему чувство защищенности
Что делать родителям?
Малыш становится более активным, следить за ним приходится куда более внимательно, чем раньше. Ребенку необходима ваша постоянная поддержка, так он сможет научиться контролировать пространство вокруг себя и избавиться от страхов. Теперь он может успокоиться не только в объятиях мамы, но и переключиться на какую-то книжечку или игрушку.
Совет психолога:
Неподвижное существо становится подвижным. Малыш начинает отталкиваться от поверхности, раскачиваться. У него развиваются навыки, которые переходят в ползание и вставание с опорой.
8 неделя — мир паттернов
В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».
Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе. Еще вы заметите первую улыбку ребенка. Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется
Слезы сейчас – единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии. Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум
Еще вы заметите первую улыбку ребенка. Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас – единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии. Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум.