Рекомендации логопеда родителям! материал (старшая группа) на тему

Советы при дизартрии

При данной речевой патологии с ребенком занимается не только логопед, но и невролог, дефектолог. Часто родители боятся давать малышу препараты, выписываемые неврологом. Но они помогают нормализовать работу речевых центров головного мозга.

Родители должны понимать, что дизартрия – это нарушение, коррекция которого может занять длительное время. С ребенком необходимо заниматься каждый день артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, играть в дидактические игры на отрабатываемый звук.

От того насколько точно родители будут выполнять требования логопеда зависит успех коррекционной работы

Очень важно при дизартрии уделять внимание развитию грамматического строя и связной речи. Во время прогулок обращайте внимание малыша на то, что его окружает. Описывайте ему цветы, птиц, животных, которых видите

Отрабатывайте навыки счета, согласования слов по рекомендациям логопеда, подобранных в соответствии со структурой дефекта

Описывайте ему цветы, птиц, животных, которых видите. Отрабатывайте навыки счета, согласования слов по рекомендациям логопеда, подобранных в соответствии со структурой дефекта.

Важно, чтобы родители чаще спрашивали ребенка о его впечатлениях, чтобы у него формировался навык связной речи. Для коррекции дизартрии необходимо комплексная работа, потому что это сложный речевой дефект и только общие упражнения не помогут справиться с этим нарушением

Родители не должны ругать ребенка, если у него возникают сложности в автоматизации звука. Регулярность занятий и терпение – это основные составляющие успеха работы при коррекции сложных речевых дефектов.

Что подразумевается под умением красиво говорить и каковы признаки красивой речи?

Представители публичных профессий — например, ведущие на радио и телевидении, журналисты, а также лекторы и актеры — могут служить примером людей с развитой речью. В таких профессиях главное — это голос и способ подачи информации, поэтому над улучшением речи радиоведущие и актеры работают постоянно.

Каким же аспектам уделяют особое внимание опытные ораторы? Очень важным моментом является тренировка дикции: насколько четко вы произносите звуки, гласные и согласные, проговариваете длинные фразы, делаете акценты интонацией. К признакам правильной речи также относится богатый словарный запас и грамотность

Вряд ли человек, не способный выстроить фразу на правильном родном языке, вызовет у других желание долго его слушать. К дополнительным средствам выразительной речи можно отнести интонирование и мимику

К признакам правильной речи также относится богатый словарный запас и грамотность. Вряд ли человек, не способный выстроить фразу на правильном родном языке, вызовет у других желание долго его слушать. К дополнительным средствам выразительной речи можно отнести интонирование и мимику.

Но все же речь здесь играет ведущую роль. В идеале нужно уделять достаточно времени каждой из этих составляющих, чтобы в результате довести навыки до автоматизма и применять их, не задумываясь.

Начните с простых задач

Главная ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, вам больше нравится работать со взрослыми?

Если пока не приняли решение, начните с простых задач. Устройтесь в логопункт при ДОО или начальной школе. Зарплата у начинающего логопеда невысока — от 12 тыс., но и проблемы с речью у воспитанников обычных детских садов и школ неглубокие (чаще всего это дислалия), а потому корректировать их несложно.

Подойдет для начинающих и логопедический центр — здесь вы сможете общаться с опытными специалистами, перенимать у них приемы работы. Наконец, у вас будет к кому обратиться, если возникнут сложности.

Какие эффективные методики и упражнения сегодня используются логопедами для постановки красивой правильной речи?

Как уже упоминалось выше, методик для постановки правильной речи сегодня существует множество. К примеру, музыкотерапия. Она подходит как взрослым, так и детям. Эта методика направлена на то, чтобы сформировать у человека правильное музыкально-ритмическое чувство, научить его рационально расходовать и контролировать дыхание и так далее. Метод представляет собой музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, пение.

Телесно-ориентированные техники включают в себя дыхательные упражнения, развивающие самоконтроль, и произвольные движения, биоэнергопластику — соединение работы артикуляционного аппарата и движений рук, растяжки, чередующие гипертонус и гипотонус мышц, упражнения на релаксацию.

Логоритмику также иногда называют нейрогимнастикой, поскольку это целый комплекс задач с использованием речи, движений, музыки и, конечно, ритма.

Как мы видим, работа с речью затрагивает большой спектр активностей, и среди них необходимо подобрать те, которые подходят именно вам.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Использует родовые названия предметов

С 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии

4 года 6 мес.

Может подбирать к словам антонимы

К 5 годам

Продолжается словотворчество

В течение дошкольного детства

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак)

С 4 лет 6 мес.

Определяет наличие звука в слове

С 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок

К 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме

С 4-5 лет

Одной из причин, задерживающей нормальное развитие детского звукопроизношения, является вредная манера взрослых говорить с детьми, подстраиваясь к их неправильному произношению.

Искажения детской речи так же вызываются неправильной речью окружающих ребенка людей (неясное, косноязычное или торопливое произношение), диалектными особенностями, разговором в раннем детстве на разных языках. Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то, что в семье не обращают должного внимания не неправильную речь ребенка, не оказывают ему помощи путем показа нормального произношения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

— соответствует ли предлагаемая ребенку видеопродукция речевым нормам, (качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово, понимает ли ребенок сюжет, может ли пересказать его).

— нет ли наслоения перевода иностранной видеопродукции на текст оригинала

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую. Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Правильно ведите документацию

Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.

  1. Журнал учета посещаемости — это может быть обычный классный журнал, в котором вы ведете записи о проведенных занятиях и фиксируете присутствие или отсутствие детей на занятии.
  2. Журнал учета детей с речевыми нарушениями.
  3. Речевая карта с результатами обследования устной и письменной речи детей. Она заполняется в ходе фронтальной диагностики дважды в год.
  4. Индивидуальные карточки, которые заполняют родители перед началом работы с детьми. Родители записывают сведения о развитии ребенка и подписывают согласие на посещение ребенком логопункта. Обратную сторону заполняет логопед.
  5. Годовой план методической работы. Составляется в сентябре. В нем планируется не только работа с детьми, но и беседы с воспитателями и родителями, повышение квалификации логопеда, планы по оснащению кабинета.
  6. Перспективные и ежедневные планы для каждой группы учащихся. Они включают постановку и способы решения задач по поиску, коррекции и профилактике речевых проблем с описанием необходимых занятий.
  7. Отчеты о проделанной работе.
  8. Паспорт логопедического кабинета. Небольшая тетрадь с описью всего оборудования, методических пособий и методической литературы, которые есть в кабинете.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

при отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

взрослый показывает выполнение упражнения.

упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому

также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.               

Используйте имеющиеся пособия по максимуму

В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.

Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.

Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.

Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.

Что может предложить современный логопед для развития речи ребенка и взрослого?

Речь — это один из самых сложных видов движения, и эти движения всегда имеют какое-то предназначение. Ведь мы обычно говорим с какой-либо конкретной целью, а не просто двигаем языком, шевелим губами и напрягаем гортань. Поэтому, если задуматься и проанализировать нашу привычную жизнь, то невозможно представить ни одно ощущение, которое мы могли бы получить без использования движения.

Через двигательную активность детям гораздо интереснее работать, а необходимые знания, умения и навыки даются им легче и лучше закрепляются. Особенно это касается детей с тяжелыми нарушения речи (ТНР). Используя различные технологии на логопедических занятиях, удается добиться существенного улучшения в коррекции этих проблем.

На что нужно обратить внимание, чтобы научиться красиво говорить?

Безусловно, поставив перед собой цель изменить свою речь, лучше всего прибегнуть к помощи логопеда для ее достижения. Что же касается самостоятельных тренировок, то для того, чтобы сделать их наиболее эффективными, воспользуйтесь советами и упражнениями от нашего эксперта. Они могут помочь вам научиться красиво говорить за более короткий срок.

  1. Работайте над дикцией. Научиться четко и внятно говорить помогут артикуляционная гимнастика, проговаривание скороговорок: благо, недостатка литературы, посвященной этим вопросам, сегодня нет.
  2. Овладевайте навыками регулирования силы голоса, его тембра, темпа речи и интонации. Для этого можно сделать аудио запись со своим участием и послушать, как у вас получается прочесть отрывок из любого литературного произведения. Оцените себя, а также попросите своих близких прокомментировать ваше выступление.
  3. В постановке правильной и красивой речи помогут дыхательные упражнения: правильное дыхание делает речь спокойной и уверенной.
  4. Читайте как можно больше разной литературы, исключите из лексикона слова-паразиты, не тараторьте, говорите правильно и внятно, старайтесь при общении с людьми подбирать грамотные слова.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Могут ли родители сами исправить речь ребенку?

Здесь нельзя сказать однозначно

Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. Однако, если у ребенка сильные проблемы с речью — по одним книгам речь не исправить

Нужны знания и специальное оборудование.

Например, для постановки звуков, которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Тем не менее, если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

итак:

  • ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
  • критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
  • обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
  • большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
  • посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
  • через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
  • в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.

Общие рекомендации

Чтобы у дошкольника не возникло затруднений со звукопроизношением нужно проводить каждый день артикуляционную гимнастику. Для этого достаточно выделить 10 минут. Малыша просят произносить гласные звуки, вместе с тем вы формируете базовое положение губ и сильный продолжительный выдох.

Кроме таких упражнений для губ, включите задания для язычка (удерживать его на нижней губе, поднимать−опускать его, двигать из стороны в сторону). Когда ребенок станет постарше, включите упражнения уже более специфичные – для формирования нужных групп звуков. Самой первой малыш осваивает артикуляцию свистящих, потом шипящих и сонорных звуков.

Проводите с малышом пальчиковую гимнастику, занимайтесь с ним аппликацией, учите обращаться с ножницами. Используйте все виды деятельности, в которой формируются дифференцированные движения пальцев. Покупайте одежду с пуговицами, шнурками – это благоприятно влияет на развитие пальчиковой моторики, которая оказывает влияние и на речевое развитие.

Не нужно сюсюкать с детьми дошкольного возраста – это нормально при общении с малышом. Но когда ребенок становится старше, он начинает воспринимать такую речь за норму, что приводит к появлению речевых нарушений.

В формировании речевых навыков большую роль играет общение ребенка со взрослыми. Поэтому и родители, и педагоги должны следить за своей речью. И всячески поощрять малыша к ее использованию. Это общие рекомендации, которые помогут сформировать необходимые речевые навыки у малыша.

Советы при работе с алалией

Родители ребенка-алалика должны посещать не только логопедические занятия, но и дефектолога. Обязательно им необходима консультация невролога, который выпишет необходимые медикаменты, стимулирующие работу речевых центров. Многие родители утешают себя примерами поздно заговоривших детей без всякой помощи. Но у таких детей имеется большое отставание в речевом развитии: звукопроизношение и слоговая структура искажена, речь непонятна окружающим и т. д.

Если в три года малыш не говорит или общается только простыми фразами – не откладывая, записывайтесь на консультацию к логопеду. Самостоятельно родители не смогут приблизить речевое развитие ребенка к норме. Таким детям часто предлагают специализированный детский сад, а если особо сложная форма алалии, то и вовсе домашнее обучение.

С такими детьми нужно заниматься каждый день, продолжительность занятий зависит от возраста. Обязательными для них являются физиотерапевтические процедуры, полезными будут занятия плаванием. Алалики часто отказываются говорить, потому что они привыкли к тому, что близкие понимают их без слов. Некоторые дети не хотят общаться, потому что для них – это трудный вид деятельности.

Это не значит, что нужно просить малыша говорить сразу сложные слова

Важно добиться на начальных этапах любой голосовой реакции. Постепенно повышайте требования к качеству речи

Поощряйте малыша даже за маленькое достижение.

Постоянно комментируйте свои действия. Цель этого не в том, чтобы ребенок все повторял за вами – таким образом, вы расширяете и уточняете его словарь. Больше играйте с ним в сюжетно-ролевые игры – так вы будете проводить коррекционную работу по поведению малыша.

Дети с алалией отличаются повышенной утомляемостью, часто капризничают, у них нет стремления делать все самостоятельно. Родителям нужно сформировать у них необходимые навыки самообслуживания, которые упростят процесс социализации ребенка. Алалия – это сложная речевая патология, поэтому для таких детей создают специальные условия для обучения. Родителям нужно набраться терпения, потому что быстрого результата вы не получите. Но если коррекционная работа была начата рано, и родители выполняют все рекомендации специалистов, то вы сможете максимально скорректировать дефект и интегрировать малыша в нормальную речевую среду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector