Ораторы 21 века имена

Дело Засулич

24 января 1878 года народница Вера Засулич пыталась застрелить петербургского градоначальника Трепова. Преступление стало широко известно, следствие провели крайне быстро, значительная часть общественности была на ее стороне, полагая, что ее до этого шага довели.

Кони не был ни прокурором, ни защитником на этом процессе, он председательствовал на суде. Министр юстиции и даже сам император Александр II требовали от него гарантий, что Засулич будет признана присяжными виновной, но Анатолий Фёдорович таких гарантий не давал, он был принципиально честен и не поддавался давлению. Тогда министр предложил ему сделать какое-нибудь процессуальное нарушение, чтобы оставалась возможность отменить неугодное решение. Анатолий Фёдорович на это ответил:

Присяжные Засулич оправдали. Кони, конечно же, оказался в опале, но продолжил свой труд, заслужив, в конце концов, и докторскую степень, и должность в Сенате, и членство в Государственном совете.

Умный и честный

Родился Анатолий Федорович Кони в семье, которая была весьма далека от юриспруденции, но близка к театру: отец драматург, мать актриса. Поэтому в доме частенько собирались литераторы, актеры, а его крестным был известный писатель И. И. Лажечников. Их отец в конце своей жизни сказал, что Евгений, его старший сын, добрый, а Анатолий, младший, — честный.

А. Ф. Кони (1844-1927). Портрет кисти И. Е. Репина

Начальное образование дети получали дома. Фёдор Алексеевич увлекался идеями немецкого философа И. Канта и в воспитании детей следовал следующему его правилу: «Человек должен пройти четыре ступени воспитания — обрести дисциплину; получить навыки труда; научиться вести себя; стать морально устойчивым». В семье Кони стремились прежде всего научить детей думать.

Юристом Анатолий стал, можно сказать, волей случая. Он поступил на математический факультет Санкт-Петербургского университета и за полгода блестяще себя проявил, но в декабре 1861 г. университет из-за студенческих беспорядков был закрыт на неопределенный срок, и Анатолий принял решение перебраться в Москву и «переквалифицироваться» в юристы, перейдя сразу на 2 курс юрфака Московского университета. За все годы обучения у него была только одна четверка, остальные пятерки. Ему сразу предложили читать лекции, но он отказался — не чувствовал себя достаточно подготовленным.

На первые годы его службы пришлась судебная реформа — событие огромной значимости. Сам Кони писал:

На пике своей юридической карьеры Кони занимал высокие и ответственные должности, в том числе был прокурором Санкт-Петербургского окружного суда и председателем окружного суда. И даже почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности. Он был известен своими блестящими обвинительными речами, но прославился необычным делом, в котором сыграл ключевую роль.

Представители отечественной риторики

Не менее интересны русские личности современности. Ораторы России в 20 и 21 веке, заслуживающие внимания – это Анатолий Федорович Кони, Владимир Путин, Троцкий, Жириновский и другие.

Анатолий Федорович Кони

Анатолий Федорович Кони – юрист и общественный деятель начала 20 века. Он ратовал за соблюдение нравственности в суде, а своими личностными качествами подавал пример другим. Речь Анатолия Федоровича Кони не отличалась монотонностью, ее характеризовала динамичность и живость.

Судебные ораторы, по мнению Кони, должны были нести справедливость. Анатолий Федорович являлся защитником правды. Его речи не были сухими или чрезмерно окрашенными эмоциями.

Анатолий Федорович Кони умел сочетать факты с чувствами так, что рассуждения воздействовали на умы судей в его пользу. Защитные речи не оставляли сомнения в положительном вынесении приговора.

Анатолий Федорович Кони обладал высокими моральными идеалами, придерживался строгих правил, высказывался ясно, не употреблял непонятных терминов и в совершенстве владел красноречием.

Владимир Ильич Ленин

Ленин разговаривал с народом на понятном для них языке. Он хорошо чувствовал настрой толпы, умел увлечь идеями. Ленин больше общался со слушателями, вел диалог. Всегда лаконичен, конкретен, использовал направляющие жесты рук, усиливающие воздействие. Поза ног – удобная, они широко расставлены. Ленин обладал особой энергетикой, которую невозможно было не перенять.

Эффектные и харизматичные высказывания увлекали всех. Ленин всегда знал то, о чем говорит. Его слова наполнены ясностью. А высказывания, которые произносил Ленин, становились крылатыми, их повторяли и печатали.

Иосиф Виссарионович Сталин

Сталин как оратор не менее харизматичный, чем его предшественник Ленин. Это два самых ярких человека 20 столетия. Он часто использовал секреты великих ораторов. Один из них – многочисленные повторы слов и лексических конструкций. В отличие от лаконичных фраз, которые использовал Ленин, Сталин чаще употреблял длинные предложения.

Владимир Владимирович Путин

Путин – один из представителей современных политических ораторов 20 и 21 столетия. Его речь отличается легким эпатажем, с долей юмора. При этом Путин говорит без напряжения, все его слова продуманы и взвешены

Жестикуляция рук плавная, не отвлекает внимание. Положение ног Путин не меняет в течение разговора

Путин один из известных государственных деятелей, которого отличает свой стиль в разговоре. Это отмечается всеми. Сдержанность и спокойствие – вот характеристики высказываний президента. Путин не изменяет себе и не позволяет резких или грубых слов. Он всегда отвечает на поставленные вопросы, разбирается в теме. Путин не позволяет себе начинать беседу без предварительной подготовки.

Владимир Вольфович Жириновский

Речь Жириновского всегда эмоционально окрашена, непредсказуема, агрессивна. В разговоре он может внезапно принимать оборонительные меры, давя на собеседника. Выступления фееричны, похожи на шоу. Жириновский активно жестикулирует. Позы рук и ног при разговоре подчеркивает настрой политика. Закладывание рук за спину или указательные жесты, редкие изменения в положении ног. Он не только харизматичный оратор, но и умный.

Жириновский разбирается в теме разговора, легко ведет споры. Его речь ярко окрашена, чувственна. Жириновский редко сдерживает свои эмоции, может позволить лишнего.

Сергей Александрович Шипунов

Сергей Шипунов начал свою деятельность в 20 столетии и продолжает по сей день. Он не только сам владеет ораторским искусством, но и успешно обучает этому других. Сергей Шипунов ведет консультации и индивидуальные тренинги. К нему обращаются крупные компании и политики. Книги по ораторскому искусству Сергея Шипунова пользуются большим успехом. В них он делится опытом, выдает секреты великих ораторов.

Лев Давидович Троцкий

Троцкий – выдающийся оратор. Его отличал громкий душевный голос, слова были слышны издалека. Троцкий был образован и энергичен. Противники опасались его. Троцкий говорил напористо, без запинок и пауз.

Троцкий никого не боялся, говорил без утайки. Его речи были построены лаконично, последовательно. Троцкий обладал даром убеждения. У него было много последователей. Троцкий владел даром красноречия, это ярко видно в его политических высказываниях.

Аристотель

Аристотель – еще один грецкий оратор. Однако стал известным благодаря не дару красноречия, а философским учениям.

Аристотель был учеником Исократа. В академии ритора известный философ обучался ораторскому искусству, поскольку имел большой интерес к риторике. Со временем Аристотель издал несколько книг, на написание которых его подвигло обучение в академии. Наиболее известной из них является работа под названием «Риторика».

Философ изучал искусство красноречия не для того, чтобы применять его на практике во время публичных выступлений. Цель изучения ораторского искусства для Аристотеля заключалась в том, чтобы рассмотреть такие категории как «слог», «звук», «начало речи», «глагол» и другие. Кроме того, он изучал социальное взаимодействие «ритор – аудитория».

История

Программная речь В. И. Ленина «Что такое Советская власть?», 1919 г.

Значительная роль публичного оратора возможна обычно лишь в демократическом обществе, где возможности умелого оратора соизмеримы, а часто и превосходят, с возможностями воинов, политиков, бизнесменов. Известны случаи захвата власти благодаря лишь красноречию и красивому умению правильно изложить свои мысли.

Хотя красноречие играло очень большую роль в истории многих культур (например пророки в Древней Иудее), оно стало профессией только в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появилась публичная политика и публичный суд. Тогда же появилась и специальная дисциплина об ораторском искусстве — риторика, и профессия учителя ораторского искусства — ритора. Пока древнегреческие государства оставались демократическими, ораторы оставались главными деятелями политической сцены. Ту же роль играли и политические ораторы в республиканский период Древнего Рима. В эллинистических государствах и Римской империи оратор перестал быть политической фигурой, хотя продолжали существовать судебные ораторы, работали риторские школы.

Однако с появлением христианства — проповедующей религии — ситуация меняется. И для поздней античности, и для Средних веков, и для раннего Нового времени религиозный проповедник — фигура, по влиятельности сопоставимая с королём или князем церкви. Хрестоматийный пример — проповедь Петра д’Альби, приведшая к организации первого крестового похода.

В эпоху Возрождения опять, как и в поздней античности, возрастает значение эстетической составляющей ораторского искусства. Типичная фигура эпохи — придворный оратор, сочининитель панегириков (как разновидность придворного литератора).

В эпоху Реформации и Контрреформации опять приобретают вес проповедники[источник не указан 2547 дней].

В Новое время, с переходом к демократическому типу государственного устройства, опять главным типом политика становится политический оратор, главным типом юриста — судебный оратор.

Лишь вторая половина XX века, с её ориентацией на визуальную культуру, теснит оратора из политической сферы.

Выдающиеся ораторы современности

Из современных ораторов мира обязательно нужно упомянуть Маргарет Тэтчер. Освоив при помощи личного педагога технику ораторского искусства, эта удивительная женщина смогла побороть саму матушку-природу. Многим известно, что голос Маргарет с самого детства не отличался ни красотой, ни приятным . Однако целенаправленное развитие ораторских способностей помогло превратить визгливый голосок в полный достоинства, умиротворяющий публику инструмент.

А также можно вспомнить Бараку Обама и Адольфа Гитлера. Их речи наполнены энергетикой, а сами они обладают мастерством публичных выступлений. Еще один гениальный литератор и спичрайтер – Черчилль, но как актер и оратор — явно им проигрывает.

Что касается современных ораторов России самым ярким и противоречивым является В.В. Жириновский. Конечно, его вклад в развитие ораторского искусства нашей страны жалок, и упоминать его имя в одном ряду с Ломоносовым вряд ли стоит. Однако его эпатаж и агрессия, резкая манера изложения и излишняя жестикуляция привели к узнаваемости его стиля.

Народные массы не то чтобы восхищаются, но выделяют этого оратора среди других. Прилежным учеником, освоившим как , так и его тонкости является Дмитрий Медведев. Уверенность в себе и сдержанность, корректность и логически выстроенная речь восхищают многочисленных слушателей. Основным

Как известно, ораторское искусство зародилось в Древней Греции, и, стало быть, первые мастера красноречия появились именно там. На весь мир известна история Демосфена. С юных лет он был косноязычен, обладал слабым голосом и коротким дыханием, однако мечтал выступать на публике и доносить до народа свои мысли. Работая над своими недостатками, он набирал в рот камешки и произносил речи на берегу моря, стараясь звучать громче волн. Эти и другие тренировки сделали его одним из величайших риторов всех времён.

Афинянин Лисий был замечательным ритором. История гласит, что его речи отличались выразительностью, оригинальностью, чёткостью, логичностью, краткостью, продуманностью. Он часто использовал юмор и иронию, что особенно нравилось публике. По сей день Лисий является эталоном для ораторов со всего света, в особенности судебных.

XVI президент США Авраам Линкольн славился красноречием. Из-за бедственного положения семьи он учился в школе совсем недолго и многое (в том числе ораторское мастерство) постигал самостоятельно. Известно, что темы будущих выступлений он обсуждал чуть ли не с каждым встречным, в результате чего настолько привыкал к будущей речи, что на публике она звучала как импровизация.

Репетируя выступления, Уинстон Черчилль продумывал не только текст, но и мимику, жесты и даже положение ног, зная, что может оказывать влияние на публику как словесно, так и невербально. Свои легендарные высказывания он сочинял заранее. В целом же его речь отличалась обилием метафор, естественностью, эмоциональностью.

На заседаниях с участием Анатолия Кони всегда собиралось много людей, мечтавших вживую услышать знаменитого судебного оратора. Легендарный юрист начала XX века говорил живо и образно, гармонично соединял серьёзные факты и эмоции. Он никогда не употреблял непонятных широкой публике слов, высказывался ясно и чётко.

Ещё один выдающийся отечественный оратор — Лев Троцкий. Он обладал мощным звучным голосом, его речь была слышна издалека. Говорил он напористо и уверенно, строя последовательные монологи. Увлечённый и красноречивый, он мог выступать на публике два-три часа. Лозунги, которые он придумывал, мгновенно улетали в толпу.

Что из себя представляет современное ораторское искусство и риторика?

Сегодня современная общая риторика, опираясь на такие дисциплины как философия, психология, эстетика, этика и лингвистика, способна сформировать максимально широкую ораторскую компетентность, которая способна обеспечить уровень ораторского мастерства во всех формах речевой коммуникации. Если логика отвечает за связность и основательность речи, а грамматика демонстрирует правильное употребление слов, то риторика способствует последовательному и точному изложению мыслей.Таким образом, цель риторики современности: научить человека во время любого общения успешно «управлять» процессом передачи своего сообщения, а также процессом успешного восприятия этого сообщения со стороны слушателя.

Ораторское мастерство, которое приобретает человек после современной риторической подготовки, является его самой эффективной визитной карточкой, способной надежно гарантировать успешное профессиональное и личное будущее.

Сегодня риторика — это уже научно обоснованная теория и практика современного ораторского искусства.

В его основе — продуманное, всегда адресное, поэтому уместное и эффективное и по своим задачам, и по манере изложения, выступление перед слушателями.
Современные выступления, если они создаются по законам ораторского искусства, позволяют авторам — современным ораторам, стать заметными, запоминающимися и узнаваемыми, без привлечения дополнительных средств. Будь то это деньги или связи.

Как говорил : «Красноречие есть работница убеждения». Действительно, навык убеждения клиентов порой весьма способствует продвижению по карьерной лестнице.

Следует помнить о том, что ораторское искусство — это не врожденный талант, его можно и нужно тренировать и развивать. Наука «риторика» — это такая же наука, как и физика с химией, и, приложив определённые усилия, ей сможет овладеть любой желающий.

Риторика в современном мире: «железная леди» Маргарет Тэтчер

Великие ораторы древности

Ораторы древней Греции славились своим красноречием. Первым из великих спикеров считается Демосфен. Его биография способна удивить любого, ведь картавый заикающийся мальчик без должного воспитания и обучения стал знаменитым. Вдохновленный аплодисментами и восторгом зрителей на выступлении оратора в суде, Демосфен решил посвятить себя мастерству речи. Он нашел себе наставника и много лет учился, подготавливая речи для других выступающих. И когда решил выступить самостоятельно, был жестоко осмеян публикой из-за отсутствия выразительности речи. Демосфен пал духом и решил во что бы то ни стало избавиться от своих речевых дефектов.

Он сбрил волосы и упражнялся до тех пор, пока они не отрасли. Брал уроки у друга-актера, громко читал стихи при подъеме в гору, набивал рот камнями и оттачивал красоту устной речи. Упорство и изобретательность позволили Демосфену стать профессионалом в ораторском искусстве.

Знаменитые ораторы древнего Рима не уступали грекам по красоте и убедительности слова. Яркий пример тому – Цицерон, который познакомил мир с понятием «определение». Уже с ранних лет будущий древнеримский деятель увлекался поэзией, которая и привела его к успеху в красноречии. Он много изучал философские вопросы, обсуждал с друзьями, сравнивал учения между собой. Цицерон каждый день ходил на судебные заседания и слушал речи обвинения и защиты. В первое свое выступление на заседании он выиграл дело. И дальше терпеливо получал политические должности, а в конце своей карьеры написал три великих трактата.

Владимир Ленин

Владимир Ильич родился в 1870 году в Симбирске. 6 июля 1923 года он был назначен председателем Совета народных комиссаров Советского Союза. Эту должность Ленин занимал менее одного года. С 1917 по 1924 год Владимир Ильич был председателем Совета народных комиссаров РСФСР.

Ленин на пути к власти был вынужден развивать свое ораторское мастерство. Он много общался с советскими людьми на понятном для них языке. Его отличительной чертой было умение понимать толпу, чувствовать ее настроение и манипулировать ею в собственных интересах. Ленин не часто выступал с монологами. Обычно он старался вести со своими слушателями диалог. Владимир Ильич был всегда очень лаконичен, четко выражал свои мысли, используя для большего воздействия на слушателей направляющие жесты рук. Множество фраз, произнесенных Лениным на его выступлениях, со временем стали афоризмами.

Как развить ораторское искусство

«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».

Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».

  • Первое, что хочется сказать тем, кто только заинтересовался изучением ораторского мастерства: если вы умеете говорить с друзьями на кухне, значит вы достаточно хорошо говорите.
  • Второе. Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь.
  • И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала?

Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.

Экономика образования

Что такое ассертивность и как ассертивное поведение помогает в работе

Фёдор Никифорович Плевако (25 апреля 1842-1908)[править | править код]

— российский адвокат, юрист, судебный оратор.
Выступал защитником на крупных политических процессах:

Дело люторических крестьян(1880)

Дело севских крестьян(1905)

Дело о стачке рабочих фабрики Товарищества С. Морозова(1886) и других.

Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Состоял в Москве кандидатом на судебные должности. В 1870 году Плевако поступил в сословие присяжных проверенных округа московской судебной палаты.
Адвокатская деятельность Плевако прошла в Москве, которая наложила на него свой отпечаток. И звон колоколов в московских храмах, и религиозное настроение московского населения, и богатое событиями прошлое Москвы, и нынешние её обычаи находили отклик в судебных речах Плевако. Они изобилуют текстами Св. Писания и ссылками на учение святых отцов . Природа наделила Плевако чудесным даром слова.
Не было в России оратора более своеобразного. Первые судебные речи Плевако сразу обнаружили огромный ораторский талант. В процессе полковника Кострубо-Корицкого, слушавшемся в рязанском окружном суде (1871г.), противником Плевако выступил присяжный поверенный князь А. И. Урусов, страстная речь которого взволновала слушателей. Плевако предстояло изгладить неблагоприятное для подсудимого впечатление. Резким нападкам он противопоставил обоснованные возражения, спокойствие тона и строгий анализ улик. Во всем блеске и самобытной силе сказалось ораторское дарование Плевако в деле игуменьи Митрофании, обвинявшейся в московском окружном суде (1874г.) в подлогах, мошеничестве и присвоении чужого имущества. В этом процессе Плевако выступил гражданским истцом, обличая лицемерие, честолюбие, преступные наклонности под монашеской рясой

Обращает на себя также внимание речь Плевако по слушавшемуся в том же суде, в 1880г., делу 19-летней девушки, Качки, обвинявшейся в убийстве студента Байрошевского, с которым она находилась в любовной связи.
Нередко Плевако выступал в делах о фабричных беспорядках и в речах своих в защиту рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям, в буйстве и истреблении фабричного имущества, будил чувство сострадания к несчастным людям, «обессиленным физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, в противоположность нам, баловням судьбы, воспитываемым с пелёнок в понятии добра и в полном достатке». В своих судебных речах Плевако избегал эксцессов, полемизировал с тактом, требуя и от противников «равноправия в борьбе и битве на равном оружии»

Будучи оратором-имправизатором, полагаясь на силу вдохновения, Плевако произносил наряду с великолепными речами и относительно слабые. Иногда в одном и том же процессе одна речь его была сильна, другая — слаба (например, по делу Меранвиля). В молодые годы Плевако занимался и научными работами: в 1874 г. он перевел на русский язык и издал курс римского гражданского права Пухты. По своим политическим воззрениям он принадлежал к «Союзу 17 октября».

Михаил Васильевич Ломоносов[править | править код]

Родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека.
Мать Михаила Ломоносова — Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.
Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».
Счастливая случайность — вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля — химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.
Беспорядочная жизнь, кутежи, долги, переезды из города в город были не только следствием увлекающейся натуры Ломоносова, но и отвечали общему характеру тогдашней студенческой жизни. В немецком студенчестве он нашел и то увлечение поэзией, которое выразилось в двух одах, присланных им из-за границы в Академию наук в 1738 году — «Ода Фенелона» и в 1739 году — «Ода на взятие Хотина». К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Эти две оды, несмотря на их громадное значение в истории русской поэзии, не были в свое время напечатаны и послужили только для Академии наук доказательством литературных способностей Ломоносова. Между тем с «Оды на взятие Хотина» и «Письма о правилах российского стихосложения» начинается история нашей новой поэзии.
Вообще работы Михаила Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Для того чтобы внести порядок в литературный язык, М. Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — штилям, связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии — как высокого.
Значительный вклад в развитие риторики в России внес Ломоносов, написав «Краткое руководство к красноречию» (1748).

Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:

«О изобретении»,

«О украшении»,

«О расположении».

Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

Он выделяет:

собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще;

ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе;

поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.

Аргументация в ораторском искусстве

В ораторском искусстве, аргумент — это факты, данные исследований, события, практические примеры, направленные на доказательство тезиса.

В античной риторике Аристотель выделял три типа аргумента: этос, пафос, логос.

  • Этос – этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания; этос самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово.
  • Логос – та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне.
  • Пафос – это соответствующая ситуации, цели высказывания, форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания. 

В современной риторике Николай Овчаров определяет три формы аргументации:

Теоретическая – общеизвестные факты, исследования, научные публикации, статистика.

Практическая – практические примеры на своем или чужом опыте.

Визуальная – сравнение с известным образом или событием.

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.

Секреты великих ораторов

«Говори как Черчилль, держись как Линкольн» — название книги Джеймса Хьюма, в которой он раскрывает секреты самых знаменитых в мире ораторов. Хьюм помогал писать речи для пяти президентов Соединенных Штатов Америки

Книга состоит из 191 части, в которых рассказывается о важности правильной подготовки сцены, смелости, поведении и других аспектах, которые необходимо принимать во внимание, готовясь к публичному выступлению

Все мастера публичного выступления обладают собственными техниками овладения вниманием толпы. Настоящий оратор обязан обладать множеством качеств, которые сделают из него асса публичных выступлений

Во-первых, необходимо быть начитанным. Это позволит быстро подбирать нужные слова и избегать длительных пауз в ходе выступления. Речь оратора должна быть четкой, логичной и последовательной. Необходимо, чтобы «спич» с первых минут заинтересовал слушателя, в противном случае аудитория будет потеряна.

Для качественного и уверенного выступления следует множество раз перечитать свою речь. Стоит убрать из нее сленговые выражения и жаргонизмы, чтобы сделать «спич» более строгим и серьезным. Во время выступления не надо упоминать ненужные факты. Следует использовать только те доводы, которые прямо относятся к теме выступления.

Также необходимо вести себя спокойно и сдержано. Ораторское искусство предполагает гармоничное сочетание спокойствия и уверенности.

Основы ораторского искусства заключаются в силе убеждения. Горячие речи, способные заставить человека поверить в необходимость изменений взглядов и окружения, – это ли не настоящее искусство? В истории отличились великие ораторы мира, мужчины и женщины, с которых стоит брать пример. Следует начать с самой древности, изучить изменения в течении и развитии ораторского дела, чтобы понять, как стать столь же убедительным.

Зарубежные ораторы

В 20 столетии немало красноречивых иностранных деятелей. Это Гитлер, Уинстон Черчилль.

Адольф Гитлер

Гитлер – сильный оратор, умеющий держать публику в напряжении. Движения ног отсутствуют

Гитлер использовал жесты рук, отличающиеся резкостью и эмоциональностью. Заметная черта речи – сильные паузы, которыми Гитлер подчеркивал важное

Гитлер готовил речь заранее, писал на листочке. Его слова чрезмерно окрашены эмоциями

Гитлер был переполнен чувствами. Замедление и ускорение речи привлекало внимание. Гитлер использовал этот прием в каждом выступлении

Его идеи далеки от идей мира 20 века, но люди шли за ним. Не зря Гитлера называют оратором зла!

Уинстон Черчилль

Уинстон Черчилль тщательно готовился к выступлению. Мимика, жесты рук, положение ног всегда продумывалось заранее. Уинстон Черчилль отшлифовывал текст до идеала. Он был харизматичный политик, который часто использовал юмор. Лучшие высказывания Уинстон Черчилль придумал задолго до их произнесения.

Вдохновленный своими идеями Уинстон Черчилль заражал ими окружающих. Черчилль активно использовал метафоры, сравнения. Уинстон старался быть спокойным, естественным. От природы он страдал шепелявостью, но Уинстон Черчилль смог справиться с этим дефектом.

Джеймс Хьюмс

Джеймс Хьюмс является наставником пяти американских президентов. Его уроки помогут достичь лидерства с помощью ораторства. Джеймс Хьюмс показывает, что красноречием может овладеть практически любой.

Есть люди, у которых талант к красноречию дан природой. Но и этим даром можно овладеть. Для этого нужно немного поработать. Известные и выдающиеся личности мира всегда имеют такой дар. Они чаще других становятся главами государств, политических партий.

Иосиф Сталин

Иосиф Джугашвили родился в 1878 году в Российской империи. Практически никто не упоминает Сталина, когда разговор заходит о великих мировых ораторах. Иосиф запомнился большинству людей жестоким вождем Советского Союза. Некоторые иностранные ученые откровенно заявляли о том, что Сталин — плохой оратор. Причиной такого утверждения выступал тот факт, что Иосиф не владел иностранными языками. Однако российского языка ему вполне хватило, чтобы стать одним и самых великих глав государств в мировой истории.

Свое красноречие Джугашвили продемонстрировал в 1917 году, после того как ушел в подполье Ленин. Сталин выступил с докладом ЦК. После Октябрьской революции Иосиф был представлен в качестве народного комиссара по делам национальностей в СНК. Эту должность ему удалось получить благодаря написанной в 1913 году книге о марксизме. 3 апреля 1922 года Сталин стал Генеральным секретарем ЦК ВКП(б).

Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector