Стихотворения про цифры для дошкольников
Содержание:
- Детишкам — молочишко
- Анализ стихотворения «Веселый счет» Маршака
- Стихи про математику и цифры
- О нуле
- Стихи про цифру «4» для школьников
- Стихи про цифру 5 для 1 класса
- Стихи, поговорки про цифры
- Картина «Тройка» Василия Перова — идейный реализм как безысходность и отчаяние русского быта XIX века
- Стихи Маршака про цифры для детей
- Стихи про цифру 3
- Примеры обучения в стихах
- Устройство и принцип работы
Детишкам — молочишко
Анализ стихотворения «Веселый счет» Маршака
«Веселый счет» Самуила Яковлевича Маршака впервые был представлен читателям на страницах журнала «Огонек».
Стихотворение написано не позднее 1958 года. Поэт к этому времени пребывает в почтенном возрасте, признанный классик детской литературы, лауреат нескольких государственных премий, автор собрания сочинений, переводчик. По жанру – урок в игровой форме. Яркий образный ряд позволяет ребенку быстрее усвоить азы счета. Поначалу стихотворение состояло из 2 частей. Первая называется «Давайте познакомимся». Позднее она стала отдельным произведением с описанием внешнего вида чисел. Размер – преимущественно хореический стих, рифмовка парная, самая легкая для запоминания и восприятия ребенка. Десять рассказов про цифры. Сперва зачин про двух драчливых единиц, которые уничтожили друг друга. Идет поучение о дружбе. Две собственные руки – хороший повод запомнить цифру «2». Схожей цели служат светофор, углы в комнате и пятерня. Дальше сложнее. Поэту приходится прибегнуть к безотказному наглядному приему – шестерке котят с хорошим аппетитом. Семь дней недели – подсказка для цифры «7». А вот «семь вещей в портфеле» для современного школьника уже местами спорны. Матрешки олицетворяют «восемь». Девятку поэт предлагает запомнить по часам. В девять начинается первый урок в школе, в это же время мама укладывает первоклассника спать. Про ноль сочинена целая сказка. Разворачивается церемонный диалог веселого ноля с сердитой единицей. Оказывается, он тот еще волшебник: с ним цифры становятся просто астрономическими. Мелькают «сто» и «двести», к которым страшно подступиться. В финале – победное восклицание ноля. Каскад перечислительных градаций из глаголов (рубят, строят, рвут). Попутно идет знакомство с окружающим миром. Руки – трудятся (описан мужской и женский труд), и даже приходятся весьма кстати при плавании. Соответственно, разноцветный светофор – не только повод запомнить тройку, но и узнать ПДД. Есть и игра омонимов: ножки стола и кошачьи. А также – у мышки, на которых она и удирает от кошки. Затем – загадки про автомобиль (транспорт) и пальчики (зимой – в перчатках). Имеется и ценный совет по выкармливанию котят: дай им каши с молоком. Забывчивым поэт напоминает, что положить в портфель. Наконец, самый развернутый рассказ – про семейство матрешек, часть народного художественного ремесла. Здесь довольно много эпитетов и прилагательных, в том числе, кратких: румяных, толста, пузата. Сравнение: чем орех (видимо, лесной). Тут же коротко перечислены ранее изученные цифры от 1 до 8. Множество лексических повторов (к девяти без десяти – почти головоломка для ребенка), инверсия (начинается урок). Стихи графичны, каждая строфа (или ряд строф) – просятся быть изображенными в картинках. Собственно, именно это и сделал замечательный художник В. Конашевич. Его иллюстрации получили одобрение самого автора.
«Веселый счет» С. Маршака – сочетание дидактики, приемов социализации и немножечко игры.
Стихи про математику и цифры
Стихи про математику и цифры
Стихи про математику и цифры:
Натуральных чисел ряд — Это значит — «все подряд». Очень просто, посмотри, И считай: один, два, три… Не считаем только «ноль», Пропустить его изволь. Начинаем с «единицы» — Самой маленькой частицы. И запомни наперед, Что считай, хоть целый год, Этим числам нет предела! Можешь, даже, спорить смело. Испокон веков ведется, «Десятичною» зовется Сквозь века и поколения Та система исчисления.
Я теперь все цифры знаю, Дома всех пересчитаю. Рыжий кот живет у нас, Кот ленивый – это раз. Я считаю без ошибки, Два – в аквариуме рыбка. Три – любимая бабуля Вяжет варежки на стуле. Папа ходит по квартире, Будет он у нас – четыре. Ну а мама – это пять, Как ее не посчитать? Кто поет нам песни звонко? Шесть, считаю я сестренку. Дед с газетой – это семь, В кресле он уснул совсем. Мы с сестрой собаку просим. Если купят – будет восемь. Ну а девять – это я, Вот и вся моя семья.
Начинаем наш рассказ: Жил-был гномик – это раз, Два: у гнома был сундук, Три: в нем кто-то жил – тук-тук! А четыре: этот кто-то Ночью бегал на болото! Пять: он лешего дразнил, Шесть: наш гном его ловил! Семь: на ветре гном летал, Восемь: филин хохотал! Девять: кто-то испугался, Десять: сам в сундук забрался! Гном домой сундук забрал, До утра спокойно спал!
По опушке шла лисичка: Раз – в корзинке земляничка, Два – как небо голубика, Три – румяная брусника, А четыре – вот морошка, Пять – смородины немножко, Шесть – как бусинка калина, Семь – как солнышко рябина Восемь – в лапке ежевика, Девять – синяя черника, Десять – сочная малина. Вот и полная корзина!
Стали числа появляться – Вот Одиннадцать, Двенадцать… Цифра каждая бежит С Единицею дружить! Ноль надулся от обиды, Даже стал круглее с виду. Все смеялись, а потом Предложили стать шутом. Чтобы с ними рассчитаться, Два и Ноль сдружились в Двадцать! Ноль стал сразу вместе с ней Девятнадцати сильней. Своенравная Двадцатка С трона сбросила Десятку. В свиту могут к ней пойти Все, кто больше Десяти!
О нуле
Когда-то многие считали,Что нуль не значит ничего.И как ни странно, полагали,Что нуль совсем не есть число.Но на оси средь прочих чиселОн все же место получил.И все действительные числаНа два разряда разделил.Коль нуль к числу ты прибавляешь,Иль отнимаешь от него,В ответе тотчас получаешьОпять то самое число.Попав, как множитель, средь чиселОн сводит мигом все на нет.И потому в произведеньиОдин за всех несет ответ.А относительно деленьяВо-первых, нужно помнить то,Что уж давно в научном миреДелить на нуль запрещено.Причина всем ведь очевидна,А состоит причина в том,Что смысла нет в таком деленьиПротиворечье в нем само.
Стихи про цифру «4» для школьников
Стихи про цифру «4» для школьников
Стихи про цифру «4» для школьников:
У стола четыре ножки, И у шкафа, и у кошки, – Нам Четверочка сказала, Целый день она считала.
Цифре кошка объяснила:Ножки могут быть у шкафа, Ты, наверное, забыла, У меня не ножки, лапы.
Присмотритесь-ка ты к квадрату- Он здоровый, тороватый, Он надежнее, как друг, Чем уж слишком круглый круг. Каждый может быть свидетель, Что в нем дышит добродетель В нем четыре стороны, И все стороны равны. Без обмана перед нами На бумаге он с углами, Честен каждою чертой, Каждый угол в нем прямой
Четыре времени в году — Я разговор о них веду. Зима бела и холодна, Пушистый снег несет она. Весна бросает в землю зерна, А лето трудится проворно. За летом осень золотая Несет корзины урожая.
Очень странная четверка. Угловата и не вертка. Наклонилась понарошку, Поднимая кверху ножку.
Вот четверка. Не сложна В написании она: Слева — угол впереди, Справа линию веди. Есть еще короче путь: Надо стул перевернуть. Слева — ножка, справа — спинка. Очень точная картинка!
Стихи про цифру 5 для 1 класса
***
А вот это – цифра пять!До пяти легко считать.Каждый пальчик подержи,Цифру пальчику скажи,Как считали, повтори!И один, и два, и три,А четыре не забудешь?И четыре говори.А последний будешь брать –Говори скорее пять.
Подписывайтесь на блог автора сайта@mama7ya.ru
***
Для меня пятёрка, лично,Это круглое отлично!Но, возможно, что кому-тоКрасота её раздута.
***
Знает дело рыбачок!Цифра пять — ему крючок.Если эту цифру пятьЛеской к палке привязать,Станет удочкою палка…Будет славная рыбалка!
***
Чем так занята Пятерка?У нее идет уборка!Воду носят пять бобров,Окна моют пять коров.
***
Почему ЕгоркаПрибежал веселый?Первую пятеркуОн принес из школы.
***
Вновь красуется в тетрадиЦифра пять, как на параде.В человеке цифру пятьМожно сразу увидать:По пять пальцев на руках,По пять пальцев на ногах.На звезде пятиконечнойПять углов сияют вечно.Очень любим цифру пятьМы в тетради получать.Это значит ты — отличникИ ведёшь себя прилично.Эта цифра — просто класс!Очень радует всех нас.
***
Чем так занята Пятерка?У нее идет уборка!Воду носят пять бобров,Окна моют пять коров.Пять мышей несут метелку,Пять гусят ей чинят полку,Пять котят белье стирают,Пыль повсюду вытирают,Пять веселых комаровВыбивают пыль с ковров,Пять зеленых лягушатК ним на выручку спешат.Моют пять ежей посуду.Чисто стало — просто чудо!За столом потом сидели,Пили чай и плюшки ели!
***
Добрались до цифры пять.Как её нам написать?Вертикальный ставь штришок,От него веди кружок,Сверху — хвостик небольшой.Цифра пять перед тобой!Научись её писать,Чтоб пятёрки получать!
***
Вновь красуется в тетрадиЦифра пять, как на параде.В человеке цифру пятьМожно сразу увидать:По пять пальцев на руках,По пять пальцев на ногах.На звезде пятиконечнойПять углов сияют вечно.Очень любим цифру пятьМы в тетради получать.Это значит ты – отличникИ ведёшь себя прилично.Эта цифра – просто класс!Очень радует всех нас.
***
Пять – пятерка в дневнике.Пять – пять пальцев на руке.Пять у звездочки концов.Пять в скворечнике скворцов.
Подписывайтесь на блог автора сайта@mama7ya.ru
***
Пред тобой — пятерка братьев.Дома все они без платьев.А на улице затоНужно каждому пальто.
***
Я уверен, что знаешь ты,Пять лучей у морской звезды.На руке пальцев сколько? Пять.А ты сможешь мне их назвать?Знает дело рыбачок!Цифра пять — ему крючок.Если эту цифру пятьЛеской к палке привязать,Станет удочкою палка…Будет славная рыбалка!
***
Посмотри на цифру 5.Взяв пятёрочку за ручку,Можно как ковшом черпатьВоду и песок-сыпучку.
***
Рано утром, возле плошки,Собрались все наши кошки.Молочка им нужно дать!У нас кошек ровно 5.
***
Все должны об этом знать,Чувств у человека — пять:Это обоняние,Вкус и осязание.Не забудь о главных двух:— Это зрение и слух.
***
С четверкой пять в соседстве встала.Как цифра пять собой горда!В вечернем небе заблисталаПятиконечная звезда.Пять линеек нотной строчкиМы назвали нотный стан,И на нем все ноты-точкиРазместились по местам.
Стихи, поговорки про цифры
Стихи, поговорки про цифры
Стихи, поговорки про цифры
Стихи, поговорки про цифры:
Один раз не сумеешь, во второй – научишься. Один раз оберегай себя от огня, другой раз – от воды. Один раз посмотришь – цветы да розы, другой раз посмотришь – ветер да буран.
Две собаки дерутся – третья не приставай. Двое в поле воюют, а один и дома горюет. Двое дерутся — третий не суйся.
Три деньги в день, куда хочешь, туда и день. Три дня молол, а в полтора дня съел. Три жены имел, от всех терпел.
Четыре полы, а бока голы. Четыре страны света на четырех морях положены. Четыре угла дому на строение, четыре времени году на совершение
Торгу на три алтына, а долгу на пять. Он на пяти овинах рожь молотит. Это диво — у свиньи пятаком рыло.
Пять раз прощают, а шестой бьют. У кого шесть детей, у того в шести местах богатство. Когда шесть женщин идут на оплакивание, то каждая плачет о своем.
Семь раз отмерь — один отрежь. Семь раз поели, а за столом не сидели. Семь рек осушила, холста не смочила.
Всем по семь, а мне восемь. На будущую осень, годов через восемь. Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
У храбреца десять доблестей: одна — отвага, девять – ловкость. Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше. Хочешь прожить 9 дней – едой запасись на 10
Лучше 10 раз поворотить, чем 1 раз на мель сесть. На грош амуниции, на десять амбиции. На одного стрелка по десятку загонщиков
Картина «Тройка» Василия Перова — идейный реализм как безысходность и отчаяние русского быта XIX века
Стихи Маршака про цифры для детей
Стихи Маршака про цифры:
Вот один иль единица Очень тонкая, как спица. А вот это цифра два, Полюбуйся, какова! Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею. А за двойкой — посмотри — Выступает цифра три. Тройка — третий из значков, Состоит из двух крючков. За тремя идут четыре, Острый локоть оттопыря. А потом пошла плясать По бумаге цифра пять. Руку вправо протянула, Ножку круто изогнула. Цифра шесть — дверной замочек: Верху крюк, внизу кружочек. Вот семерка — кочерга, У нее одна нога. У восьмерки два кольца Без начала и конца. Цифра девять иль девятка — Цифровая акробатка: Если на голову встанет, Цифрой шесть девятка станет. Цифра вроде — буквы «О» — Это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не знает ничегошеньки! Если же слева рядом с ним Единичку примостим, Он побольше станет весить, Потому что это — десять.
В задачнике жили Один да один. Пошли они драться Один на один. И скоро один; Зачеркнул одного И вот не осталось; От них ничего. А если б дружили; Они меж собою, То долго бы жили; И было б их двое!
Две сестрицы — две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. Месят тесто две руки — левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая.
Три цвета есть у светофора, Они понятны для шофера: Красный цвет — проезда нет. Желтый — будь готов к пути, А зеленый цвет-кати!
Четыре в комнате угла. Четыре ножки у стола. И по четыре ножки У мышки и у кошки. Бегут четыре колеса, Резиною обуты. Что ты пройдешь за два часа, Они — за пол минуты.
Перед тобой — пятерка братьев. Дома все они без платьев. Но на улице зато Нужно каждому пальто.
Шесть котят Есть хотят. Дай им каши с молоком. Пусть лакают языком, Потому что кошки Не едят из ложки.
Семь ночей и дней в неделе. Семь вещей у нас в портфеле: Промокашка и тетрадь, И перо, чтобы писать, И резинка, чтобы пятна Подчищала аккуратно, И пенал, и карандаш, И букварь — приятель наш.
Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут. Всех матрешками зовут. Кукла первая толста, А внутри она пуста. Разнимается она На две половинки. В ней живет еще одна Кукла в серединке. Эту куколку открой- Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притертую — и сумеешь ты найти Куколку четвертую. Вынь ее да посмотри, Кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая Куколка пузатая, А внутри пустая. В ней живет шестая. А в шестой — Седьмая, А в седьмой -Восьмая. Эта кукла меньше всех, Чуть побольше чем орех. Вот, поставленные в ряд, Сестры-куколки стоят. — Сколько вас? — у них мы спросим, И ответят куклы — ВОСЕМЬ!
К девяти без десяти, К девяти без десяти, К девяти без десяти Надо в школу вам идти. В девять слышится звонок. Начинается урок. К девяти без десяти Детям спать пора идти. А не ляжете в кровать — носом будете клевать!
Вот это ноль иль ничего. Послушай сказку про него. Сказал веселый, круглый ноль Соседке — единице: — С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице! Она окинула его Сердитым, гордым взглядом: — Ты, ноль, не стоишь ничего. Не стой со мною рядом! Ответил ноль: Я признаю, Что ничего не стою, Но можешь стать ты десятью, Коль буду я с тобою. Так одинока ты сейчас, Мала и худощава, Но будешь больше в десять раз, Когда я буду справа. Напрасно думают, что ноль Играет маленькую роль. Мы двойку в двадцать превратим. Из троек и четверок Мы можем, если захотим, Составить тридцать, сорок. Пусть говорят, что мы ничто — с двумя нолями вместе Из единицы выйдет сто, Из двойки — целых двести!
Стихи про цифру 3
Вас спрошу, ребята, я:
Что за странная змея?
Ну-ка, хвостик подбери,
Завитушка цифра Три!
************
Три веселых порося
Донимали карася.
«Три желанья? Боже мой,
Я простой, не золотой!»
************
Фунтик, Пятачок и Хрюшка
Настоящие свинюшки –
Изваляются в грязи,
Хоть на мойку их вези.
С мылом спинки им потри,
Преврати их в цифру… (три)
************
Два крючочка, посмотри,
Получилась цифра три.
Но на эти два крючка
Не насадишь червячка.
************
Перед нами — цифра три.
Повнимательней смотри.
Нарисуйка-ты пока
Два цветочных лепестка.
Вправо смотрят лепестки:
Не задерживай руки!
Карандаш останови!
Получилась цифра три!
************
Цифра тройка как угрозу
Выставляет три занозы,
Три крюка для рыбной ловли,
Между ними две оглобли.
************
А за Двойкой — посмотри,
Выступает цифра Три.
Тройка — третий из значков,
Состоит из двух крючков.
Стихи про цифру «3» для дошкольников
Цифра тройка как угрозу
Цифра тройка как угрозу
Выставляет три занозы,
Три крюка для рыбной ловли,
Между ними две оглобли.
***
Раскраски с цифрой 3
Полкольца и полкольца
Мы сложили, посмотри,
И спаяли два конца —
Получилась цифра 3!
Тройки где? Вопросик сложный!
Это – стул, причём трёхножный.
По три ножки у роялей,
Что стоят в концертном зале
Тонкое колечко
Упало на крылечко.
Раскололось! Посмотри-
Получилась цифра три.
***
Три – красивый месяц ранний
Три – красивый месяц ранний
Над озерной водной гладью,
Будто в зеркало смотря,
Загляделся на себя.
***
Три смешных букашки
Три смешных букашки
Гладили рубашки.
По три пуговки на них,
И по три кармашка.
***
Не сидит без дела Тройка
Не сидит без дела Тройка,
Затевает тройка стройку.
Тройка главный командир,
И прораб, и бригадир!
Три веселых комара
Тащат краски три ведра,
Пилят доски три грача,
Волк несет три кирпича.
С молотками три котенка,
Гвозди носят три утенка.
Три крота траншею роют,
Три медведя крышу кроют.
Три козы сложили печку,
Красят окна три овечки.
Каждый зверь пришел, помог:
Получился теремок!
***
Цифра ТРИ
Цифра ТРИ и буква «З»
Близнецы – сестренки.
Зайка, Зоя и Занозка —
Повторяем громко!
***
Три конфеты на ладошке
Три конфеты на ладошке.
Три котеночка у кошки.
Три огня на светофоре-
красный желтый и зеленый!
***
Только тройка всем нужна
Только тройка всем нужна,
Очень резвая она.
Тройка резвых лошадей –
Символ Родины моей!
В школе тройка не кокетка –
Очень скромная отметка.
Но зато полна отваги
На трёхцветном русском флаге!
***
Примеры обучения в стихах
Стих про цифру 1
Ровная палочка цифра один
Важно красуется, точно павлин,
Просто с нее начинается счет
Первой всегда единица идет.
Гордо задрав замечательный нос,
Даст единица ответ на вопрос:
«Сколько хвостов у большого слона,
И одинока ли в небе луна».
Стихи про цифру 2
Изогнулась лебедем цифра два,
Как царевна гордая поплыла
По тетради в клеточку в детский сон,
Где качают деточку лев и слон.
Два крыла у лебедя, чтоб летать,
Две руки у матушки, чтоб качать.
Два – выражает порядок и силу,
Двое сильнее всегда одного.
Чтобы летать два крыла есть у птицы
Нам для работы руки две дано.
Чем-то два похоже на вопрос,
Только он кончается не точкой
У вопроса вырос длинный хвост
Как волна, бегущая по строчке.
Стих про цифру 3
Три – число из двух крючков,
Видно это без очков,
С буквой «З» они похожи,
Только путать их негоже.
Любят сказки цифру 3
Зло убьют богатыри,
Славных три богатыря.
Три сыночка у царя,
Три царевны в заточенье
Три вопроса для спасенья.
Стихи про цифру 4
Выросший угол на ножке
Называют числом четыре
Есть лапы четыре у кошки,
И в квадрате угла четыре.
Четыре времени года,
Сменяя друг друга, ходят
По четырем сторонам Земли,
Чтобы мы успеть все смогли.
Стихи про цифру 5
Выгнув спинку полукругом,
Точно кошка цифра пять,
В школе лучшая подруга
Для отличников ребят.
Пять пальцев живут на ладошках,
Пять пальцев на маленьких ножках.
Пять кошек сидели рядком,
Одна испугалась огромной собаки,
Сколько кошек осталось потом?
Стих про цифру 6
Шесть число – кружок с крючком
Это яблочко с листком,
Или круглый мандарин,
Или спелый апельсин
С маленькою веточкой.
Фрукты любит деточка.
Стих про цифру 7
На сестрицу единицу
Очень семь похожа,
Тонкой палочкою – спицей,
Носиком пригожим.
Только носик непростой,
А с красивою волной,
Ровно по строке бежит,
И не вниз, вперед глядит.
Стих про цифру 8
Как забавный снеговик
Смотрит важно восемь. Мамин праздник каждый март
Мамин праздник каждый март
День восьмой приносит.
Восемь шишек на сосне
Белочка сорвала,
Положила семь в дупле,
Сколько потеряла?
Девять – это шар воздушный,
Что по ветру улетел.
Только ниткой зацепиться
Он за клеточку успел.
Устройство и принцип работы
Как и все газотурбинные двигатели, ТРД состоит из следующих основных узлов: компрессора, камеры сгорания, приводной турбины и сопла. Среди видов ГТД есть моторы, оснащенные также рабочим валом, который использует свободную энергию, не потраченную на вращение турбины, для вращения воздушных винтов или других элементов, создающих тягу. У ТРД такого вала нет, что значительно упрощает его конструкцию и снижает вес.
Компрессор турбореактивного двигателя может быть осевым или центробежным. Первый меньше по размерам и более эффективный, поэтому в большинстве случаев именно ему и отдается предпочтение. Центробежный компрессор постепенно уходит в прошлое авиации из-за своей громоздкости, единственное его преимущество – более простая конструкция (в случае, когда он одноступенчатый). Именно центробежным компрессорам оснащались первые реактивные двигатели, но при появлении их осевых конкурентов им пришлось уступить свое место.
Центробежный компрессор – это колесо с закрепленными на нем лопатками, которые при вращении захватывают воздух и, придавая ему угловое вращение, отбрасывают его на периферию – к стенкам корпуса. Это действие центробежных сил, отталкивающих поток воздуха от центра вращения.
В центре центробежного компрессора установлен ротор с лопатками, который находится в корпусе (диффузоре). Корпус в свою очередь тоже оснащен лопатками, только уже неподвижными, и помещен в еще один, внешний, корпус, выполненный в форме улитки. Воздух сначала попадает в ротор, где под действием подвижных лопаток закручивается и сжимается. Затем он попадает на неподвижные лопатки и при этом еще больше сжимается, после чего под давлением проходит «улитку» и попадает в камеру сгорания.
Камера сгорания ТРД может быть кольцевой, трубчатой или комбинированной. Кольцевая камера «обволакивает» корпус, ее формируют стенки наружного и внутреннего кожуха. На входе установлена жаровая труба, на конце которой – завихрители с форсунками.
Трубчатая КС
Кольцевая КС
Трубчатая камера сгорания представляет собой отдельную жаровую трубу, соединенную с наружным кожухом. В ее передней части размещаются завихрители и форсунки, а вся ее поверхность имеет перфорацию для более качественного сжигания топлива и воздушного охлаждения. В случае, если жаровых труб несколько, они соединяются между собой патрубками, обеспечивающими одновременный процесс горения во всех трубах. Для воспламенения топливного заряда используются запальные устройства, расположенные в камерах.
Комбинированная камера сгорания – это кольцевая камера, в которой размещаются жаровые трубы.
Основой любого ГТД является турбина – вал, на котором закреплены металлические диски с рабочими лопатками на концах. Перед рабочими лопатками устанавливаются неподвижные, которые обеспечивают осевую подачу газов, выпрямляя их движение. Совокупность направляющих и рабочих лопаток – это одна ступень, и таких ступеней на турбине может быть несколько: от 1 до 6. Как несложно заметить, принципы работы компрессора и турбины похожи, только в первом случае лопасти компрессора сами приводят в движение поток воздуха, а во втором – газы вращают лопатки турбины. Скорость вращение турбины, а значит и компрессора, составляет 20-30 тыс. об//мин.
Ступень турбины (статор и ротор в сборе). 1 Колесо турбины, 2 Вал, 3 Лопатки, 4 Направляющий аппарат.
Выпуск продуктов сгорания наружу обеспечивается выпускным устройством, которое состоит из конусоподобной выпускной трубы, стойки и сопла. Обычные реактивные сопла имеют постоянный диаметр и направлены в определенную сторону. На некоторых двигателях используются регулируемые сопла, в которых можно менять сечение в зависимости от режимов работы, а также контролировать направление реактивной тяги за счет их поворотов.
Но не только механика дает возможность управлять ТРД. Современные моторы оснащены сложнейшей системой автоматики, которая постоянно контролирует параметры работы, устанавливает нужные режимы в зависимости от нагрузок. Пилот управляет двигателем с помощью одного только рычага, но на каждое его движение отзываются множество датчиков.
Принцип работы ТРД характерный для двигателей всего семейства ГТД. Компрессор затягивает воздух в корпус, сжимает его и направляет в камеру сгорания. От количества воздуха и его давления на выходе из компрессора напрямую зависит степень сжатия, а значит и мощность мотора. В камере сгорания устанавливаются топливные форсунки, через которые подается топливо – авиационный керосин. Топливо воспламеняется, образуя газы, обладающие высоким зарядом энергии. Расширяясь, продукты сгорания действуют на лопасти турбины, вращая их, а сама турбина при этом вращает компрессор, закрепленный с ней на одном валу. Но далеко не вся энергия потребляется турбиной, большая ее часть под давлением вырывается наружу, проходя через сопло, что создает реактивную тягу.
Процесс сжигания топлива в ТРД непрерывный, что отличает эти типы двигателей от поршневых 2- или 4-тактных моторов, у которых в каждом рабочем цикле есть рабочий такт, которому предшествует воспламенение топливного заряда.