Владислав стржельчик

Расписались только через 7 лет

— Это было в июне 1950 года в Сочи, — вспоминала Людмила Павловна при встрече. — Я отдыхала, БДТ там гастролировал. Владик уже был ведущим молодым актером, а театр имел сумасшедшую популярность. Нас познакомили, мы стали видеться

Я только окончила училище, и мне было лестно его внимание. Говорил он в основном о театре

Но между прочим заметил, что женат и семейная жизнь не ладится. Я не придала этому значения. В Москве меня ждал человек, который хотел на мне жениться…

Однако уже через полгода я переехала в Ленинград. Сейчас даже сложно представить, что это произошло со мной! Какое-то наваждение… Представляете, что значило раньше потерять московскую прописку? К тому же меня только приняли в Театр Гоголя. Но я вдруг поняла, что хочу быть с этим человеком… И хотя папа был категорически против моего отъезда, работая в отделе культуры в Совмине, помог сделать мне перевод в БДТ. А провожая, сказал: «Будет трудно — немедленно возвращайся».

Конечно, меня смущало, что Владислав Игнатьевич женат. Но со временем я поняла, что первая его супруга была далека от театра и вела свою жизнь. Думаю, поэтому произошел разрыв. Мне казалось, Владику очень плохо оттого, что его не поняли. В БДТ нам пошли навстречу — дали комнату в общежитии, хотя мы не были расписаны, а Стржельчик не разведен. Однако все же пытались влезть в нашу жизнь: парторганизация, комсомол…

Владислав Стржельчик в сцене из спектакля «Третья стража» в постановке Ленинградского академического Большого драматического театра имени Максима Горького. Фото: РИА Новости/ Вера Петрусова

Татьяна Уланова, АиФ.ru: Вас сразу обеспечили работой?

— О чем вы говорите? Это теперь молодежь сразу требует Гамлета! Владик окончил студию при БДТ, театр растил его для себя. А я кто такая? С улицы пришла туда, где блистали свои звезды. Начала с массовки. Но и потом не заняла положения, достойного актрисы БДТ, всю жизнь посвятив мужу.

— Отказывались от ролей?

— Бог с вами! Мне просто их не давали. Театр жесток. Ему нужно принадлежать на сто процентов! Я бы не отказалась ни от одной рольки, но в театре сразу видно, чем человек дышит. Все знали, что для меня главное — Владик. После репетиций я стремглав бежала домой, чтобы приготовить ему обед…

Несмотря на то, что расписались мы только через 7 лет, у меня не было комплекса незаконной жены. Мне было хорошо с ним, и я никогда ничего не требовала. Хотя он был совсем не простой человек — уже избалован успехом. Через три года — в возрасте 33 лет! — получил заслуженного. В те времена! У-у-у, что вы, это было чудо! Однако при всем своем благополучии внутренне он был очень незащищен и нуждался в поддержке.

Дети Владислава Стржельчика

Два брака актера предполагали наличие наследников актерской династии. Но детям Владислава Стржельчика и Людмилы Шуваловой так и не суждено было появиться на свет. Людмила приняла решение посвятить себя мужу, так и не став продолжательницей рода Стржельчик. Второй брак, так и не подаривший детей Владиславу Стржельчику, дал ему возможность, скорее, себя почувствовать ребенком, о котором заботятся, которого любят.

Общение Владислава Игнатьевича с его единственной дочерью Мариной, родившейся в первом браке, после развода с ее матерью было сведено к минимуму. Воспитанием Марины занимался отчим, и, похоже, что ни Марина, ни ее настоящий отец не испытывали потребности в частом общении. Даже подарки для Марины обычно покупала Людмила Шувалова, а Владислав Игнатьевич их только дарил.

Вторая жена Стржельчика рассказывала о том, что иногда в их семье затрагивалась тема рождения малыша, но она понимала, что недостаток внимания с появлением ребенка Владислав почувствует сразу. Это могло разрушить их брак так же, как и первый. По этой причине Людмила так и не решилась стать матерью.

Внебрачными детьми Стржельчика считают трех сыновей – Илью, Евгения и Дмитрия. Они все были рождены от разных женщин. Владислав Стржельчик считал своим единственным ребенком дочь Марину, других детей он не признавал.

Дмитрий Исаев – внебрачный сын?

В биографии Владислава Стржельчика было немало любовных историй с продолжением. Актер легко увлекался, но эти чувства редко перерастали во что-то серьезное. Лишь одна из романтических историй петербургского актера оказалась у всех на слуху. Его отношения с молодой гримершей БДТ Юлией протекали в период его второго брака. В театральной среде трудно скрыть подобные чувства, и многие были в курсе их романа.

В январе 1973 года у Юлии родился сын Дмитрий. По уверениям молодой женщины отцом ребенка являлся Владислав Стржельчик. Сам знаменитый актер так и не признал свое отцовство до конца жизни. Тем не менее, многие отмечали сходство Дмитрия с Владиславом. Со временем в молодом человеке проявились яркие актерские способности, и он посвятил свою жизнь сцене и кино.

Владислав Стржельчик

У стойчивое выражение «любимец публики» — это про него. Он был звездой БДТ (причем еще до прихода в театр Георгия Товстоногова), много снимался в кино. Владислава Стржельчика уже давно нет на свете, но пленка сохранила для нас спектакли и фильмы с участием этого удивительного актера.

Например, телеверсия знаменитого спектакля БДТ «Ханума» — хит каждого праздничного эфира. В этом музыкальном водевиле Стржельчик сыграл тифлисского князя Вано Пантиашвили, у которого за душой только долги. В доме уже мало что осталось, предметы обстановки либо проданы, либо заложены.

Единственное, что пока может предложить Вано — свой княжеский титул. Купец-нувориш Микич Котрянц жаждет выдать свою дочку Сону за аристократа и готов дать большое приданое! Вокруг князя Вано идет уморительно смешная кутерьма. Стржельчик виртуозно играет потрепанного жениха, седого гуляку, привыкшего к вниманию женщин. Колорит грузинской речи, жестикуляции освоены актером прекрасно, но этот типаж капризного баловня узнаваем зрителем любой национальности!

Пьяница и обманщик Вано вышел у Стржельчика невероятно обаятельным. Домочадцы ворчат на князя, но горой стоят за него в любых переделках. К женитьбе он подходит как к суровой необходимости и смешно торгуется: «Чтобы князь Пантиашвили свою честь и свободу за четыре тыщи продал! Никогда! Только за пять». В накладе он не останется, правда, в придачу к «тыщам» получит такую «каракатицу», что смотреть не хочется.

Князь Вано Пантиашвили — далеко не единственный аристократ в коллекции образов актера Стржельчика. Про такую внешность, какая была у Владислава Игнатьевича, принято говорить «породистая». Четыре раза он сыграл царя Николая I (в том числе — в фильмах «Зеленая карета» Яна Фрида и «Отец Сергий» Игоря Таланкина), снимался в роли Александра II (в биографической драме «Софья Перовская»).

Именно Владислав Стржельчик сыграл Наполеона Бонапарта в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». В отличие от своего героя, актер был высоким мужчиной, но кинематографисты знают способы подкорректировать рост исполнителя. А уж сколько военачальников в послужном списке Стржельчика! Генерал Ковалевский в историческом детективе «Адъютант его превосходительства», генерал Антонов в военной эпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Владислав Стржельчик много снимался в кино, но признавался, что ролей-откровений там не дождался. В театре же актер не стал заложником фактуры. Мудрый режиссер Товстоногов дал Стржельчику несколько шансов уйти от комфортного, освоенного типажа, и актер использовал их максимально полно. Например, в знаменитом спектакле БДТ «Варвары» по пьесе Горького изысканный Стржельчик получил роль пьющего, надломленного Цыганова. Вот как писал о своем огромном впечатлении от актера в этой роли театральный критик Иосиф Юзовский: «Он на ваших глазах стареет, и не только гримом, а внутренне, влюбляется и пьет. Пить на сцене умеют весьма разнообразно, но это как-то идет от актера. Здесь он пьет насмерть. Это актер подчеркивает. Это даже страшно, потому что он может тут же умереть. Это трагическая фигура уходящего мира. Меняется человек и из этакого бонвивана, стареющего светского льва становится фигурой трагической».

Владислав Стржельчик проработал в БДТ всю жизнь, исключая лишь годы войны — тогда он служил в пехоте. Работу в театре и съемки в кино актер совмещал с преподаванием и общественной деятельностью: был депутатом Ленсовета, членом правления Всесоюзного театрального общества, а с 1991 года — секретарем Правления Союза театральных деятелей. В память об актере в 1998 году в Петербурге учреждена Независимая актерская премия имени В.И. Стржельчика, церемония вручения которой проходит 31 января, в день его рождения. Премию придумала и основала вдова актера Людмила Шувалова-Стржельчик, она же входит в жюри, где также работают соратники Владислава Игнатьевича, актеры Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.

Смерть

Первый тревожный сигнал был на репетиции спектакля «Макбет» в 1994 году. Стржельчик забыл текст и не мог произнести даже двух предложений – раньше такого не случалось. Людмила Павловна настояла на обследовании – диагноз был неутешительный – опухоль мозга. Мужу она так и не решилась сказать правду. 

Могила Владислава Стржельчика

Врачи говорили, что опухоль неоперабельная, но в нейрохирургическом институте нашелся врач, который взялся за операцию. После операции Владиславу Игнатьевичу стало легче, он сам поднимался с кровати, гулял по саду. Супруги полтора месяца провели в санатории, но болезнь вернулась.

11 сентября 1995 года актера не стало. Его похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Вдова Стржельчика говорит, что это был единственный раз, когда она оказалась бессильна помочь любимому мужу.

Пьяные монстры

— В картине «Любовь и монстры» ваш герой всё время со стаканом. Когда вас приглашали на эту роль, как описывали персонажа?

— Мне прислали сценарий, я прочитал. Потом что-то добавил, что-то убавил под чутким руководством режиссера Кати Краснер. Кстати, на съемках в кадре не было выпито ни одной капли алкоголя. Это всё игра.

Герой мой не запойный, просто всё время под градусом ходит. Поэтому и мир совершенно по-другому у него выглядит. А с монстрами он борется своеобразно, орошая их спиртным.

— А ничего, что алкоголь рекламировать нельзя? Зачем наглядно демонстрировать реальную пользу от него?

— Ханжество никто не отменял. Когда люди в жизни занимаются одним, а где-то на экране все настолько хорошие, и никто даже в туалет не ходит, — в этом есть не то, что неправда, а какое-то омерзение. Если этот сценарий построен в данном случае на спасении через напитки, которые монстры не выдерживают, почему бы не снять такое? Не думаю, что это слишком.

Рязанов назвал1

Актеры Ян Цапник и Роман Курцын в фильме «Любовь и монстры» (2020 год)

Фото: Каропрокат

— В картине с вами снимались Анна Ардова, Кирилл Кяро, Роман Курцын, Вячеслав Манучаров, музыку написал Александр Журбин, оператор — Маша Соловьева. А можно ли собрать отличный актерский состав и снять неудачное кино?

— Иногда — стреляли-стреляли, никуда не попали. А бывает, все бомбы упали в одну воронку. Кино — не математика, не физика, здесь нет какой-то формулы. Не только от актеров зависит судьба фильма. Существует монтаж, музыкальная подложка, и не всегда ты видишь то, что ожидал.

— Ваш герой пил, как чемпион, пока его не уколола какая-то гадина. У вас было такое чудище, которое разом бы помогло отказаться от горячительных напитков?

— Таких чудищ не существует. А сдерживает только один фактор: твоя семья и работа. Надо выбирать: либо стакан, либо родные.

Детство босоногое

В Петрограде, в последний день января 1921 года, на свет появился мальчик, названный Владиславом. Его отец, Игнатий Петрович, был выходцем из Польши, а в Петроград он попал после Первой мировой войны. Он был очень верующим человеком, но в то время ему приходилось ходить в костел тайно. Игнатий Петрович всю жизнь испытывал страх оттого, что его могут арестовать.

Стржельчик Владислав был поздним ребенком. Он рос самым обыкновенным мальчиком, как и сотни тысяч других советских ребятишек. Был немного шалопаистым ребенком, очень любил сладкое, впрочем, как и большинство малышей. В школе учился не очень хорошо, но еще сидя за партой, он просто бредил театром. Немного позже юноша поступает в театральную студию при Большом драматическом театре (БДТ). Это был курс того самого «киношного» Чапаева — Бориса Бабочкина. Учеба захватила его всего. Он был еще студентом, когда его зачислили во вспомогательный состав актерской труппы театра. Начавшаяся война приостановила столь удачно складывающийся учебный процесс.

Кинематограф

Впервые Коврижных появился на экранах в 2004-м. Его дебютной киноработой стала многосерийная картина «Штрафбат» (исполнил роль рядового Цукермана). Благодаря этой ленте Илья смог поработать на одной съемочной площадке с такими талантливыми актерами, как Алексей Серебряков, Александр Баширов, Андрей Мерзликин, Тимофей Трибунцев, Кирилл Бурдихин, Максим Дрозд и др.

Затем Коврижных не получал предложений от режиссеров на протяжении пяти лет. В 2009 году его кинокарьера вновь возобновилась, когда режиссер Станислав Назиров пригласил Илью исполнить роль в своей многосерийной драме «Котовский». 2009-й выдался для актера весьма продуктивным. За этот год он сыграл еще две роли в кино — водителя Рихтера («Отряд Кочубея») и Франца («Поединки»).

После фильмография Ильи пополнилась следующими картинами: «Откричат журавли», «Земский доктор. Продолжение», «Раскол», «Черные волки».

В 2012-м Коврижных засветился в 9-й и 10-й сериях ленты режиссеров Рустама Уразаева и Сергея Артимовича «Легавый». В том же году поучаствовал еще в нескольких картинах — «Сила сердца» и «Темное царство».

«Укрываю» сочные котлетки картофельной шубкой: любимая идея для ужина

Ренате Литвиновой 54 года. Как живет актриса и что скрывает от публики

Саймон Нидхем старается снимать эмоции хищников: новые фото

В 2015-м сыграл одну из главных ролей в сериале «Ника». Кроме Ильи в картине принимали участие такие актеры, как Михаил Владимиров, Анна Миклош, Ирина Карева и т. д.

В 2017-м фильмография внебрачного сына Стржельчика пополнилась нашумевшей лентой «Аритмия». Этот год подарил Илье немало других прекрасных киноработ: «Свидетельство о рождении», «Турецкое седло», «Пурга», «Клерк».

В 2018-м режиссер Фуад Шабанов доверил 37-летнему актеру исполнить в своей многосерийной картине «Остров обреченных» далеко не последнюю роль.

На сегодняшний день «крайней» лентой в фильмографии Ильи является работа Ильи Шеховцова «Три капитана» (2019). В этой картине Коврижных снимался с такими популярными актерами, как Иван Кокорин, Анатолий Кот и др.

Что ж, будем ждать Илью в новых кинопроектах.

Театр и жизнь

В начале своей театральной карьеры Владислав Игнатьевич играл чаще всего в комедиях, заряжая зрителей своим оптимизмом и готовностью героев всегда встать на защиту добра и любви. Образы в его исполнении выходили легкими, страстными, энергичными.

Он входил в театр, как входят в праздник: с ожиданием чего-то хорошего, радостно приветствуя коллег. Он одаривал дам комплиментами и мог привезти с дачи огромный ящик яблок, чтобы накормить ними весь театр. Окружающие отвечали ему взаимностью, ласково называя Владиком и Стрижуней.

Владислав Стржельчик и Алиса Фрейндлих «Этот пылкий влюбленный».

Изредка Владислав Игнатьевич заводил разговор о ребенке, но Людмила свою позицию обозначила четко: ребенка она не вытянет. Она прекрасно понимала, почему разрушилась первая семья Владислава Игнатьевича: он просто не выдержал неустроенности, нарушения привычного ритма жизни. Ребенок требовал внимания, вокруг висели пеленки, он просто не смог жить в этом хаосе. Людмила все рассчитала правильно. Она ухаживала за тем, кого любила. И ей хватало их взаимных чувств. Это не была жертва с ее стороны, просто нежелание потерять самого дорогого человека. Владислав Игнатьевич называл ее Люлей и тоже, в свою очередь, боялся ее потерять. Олег Басилашвили вспоминал, как во время первых гастролей БДТ в Киеве Владислав Игнатьевич слегка повздорил с Людмилой Павловной. Это случилось во время прогулки, и Стржельчик бросился с моста вниз головой. К счастью, он просто соскользнул по крутому склону, ничего себе не повредив.

Георгий Товстоногов.

Новые грани творчества открылись в актере после прихода в театр Георгия Товстоногова. Он увидел в Стржельчике уже не комедийного, а драматического актера. У Людмилы Павловны актерская карьера складывалась не столь успешно. Выпрашивать роли у Товстоногова не имело никакого смысла, но он предложил ей попробовать себя в качестве режиссера. Она начинала с ассистента, а затем уже действительно нашла себя в режиссуре.

Фильмы

В кино Владислав Стржельчик начал сниматься в 1942 году. Его первый экранный образ – финский офицер-белогвардеец в картине «Машенька». Но популярность пришла к актеру гораздо позже, через 23 года, когда он сыграл генерала Готбурга в фильме «Как вас теперь называть?».

Владислав Стржельчик в фильме «Как вас теперь называть?»

Многие его роли стали классикой советского кино. Ему одинаково хорошо удавались образы Наполеона в «Войне и мир», афериста Нарышкина в «Короне Российской Империи», отца невесты в «Соломенной шляпке», Лестока в «Гардемаринах, вперед!».

Владислав Стржельчик в фильме «Война и мир»

В 1965 году артисту было присвоено звание Народного артиста РСФСР, а через 9 лет он стал Народным артистом СССР. Также он занимался педагогической деятельностью: преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа в 1959—1968 гг., в Ленинградском институте культуры — с 1966 г.

Владислав Стржельчик в фильме «Гардемарины, вперед!»

Последними работами Владислава Стржельчика в кино стали роли в фильмах «Перикола» (1984), «Лицом к лицу» (1986), «Тартюф» (1992), «Провинциальный бенефис» (1993), «Трагедия века» (1994).

Личная жизнь

Владислав Стржельчик был женат дважды. Его первая супруга Ольга Михайловна родила актеру дочь Марину. Но отношения в семье не сложились. Владислав продолжал жить с женой ради ребенка, пока не встретил Людмилу Шувалову. Их знакомство случилось на юге, где оба находились на гастролях. Людмиле было 24 года, Владиславу – 30. Она — из Москвы, он — из Питера. После возвращения актёр сразу же позвонил ей, приезжал в Москву, когда мог вырваться. Вскоре пара решила жить вместе.

Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова

Владислав ушел из семьи, и счастливые влюбленные поселились в съемной комнате без окон. Переезд в Ленинград пугал родителей Людмилы, но они отпустили дочь. Семь лет они жили в гражданским браке, а потом расписались.

В этом союзе не было детей – Людмила Павловна сознательно отказалась от материнства, посвятив себя мужу. Его жизнь была занята театром, а все бытовые хлопоты легли на плечи жены. Он обожал супругу и уютный дом, в котором всегда было чисто и изысканно.

Владислав Стржельчик и Дмитрий Исаев

Стржельчик был очень ревнив, а Шувалова закрывала глаза на его романы. Отметим, что известного актера Дмитрия Исаева считают в СМИ и актерской среде внебрачным сыном Владислава Игнатьевича. Впрочем, как говорит вдова актера, в их доме эта тема была закрыта. Стржельчик почти не общался с дочерью, а сына при жизни не признал. Впервые Людмила Павловна увидела юношу на похоронах мужа.

Непризнанные дети Владислава Стржельчика

В различных интервью Шувалова с теплотой вспоминает о муже. Женщина много времени уделяла домашним делам, была заботливой женой. А когда в конце жизни у Стржельчика обнаружилась опухоль, Людмила ухаживала за мужем.

Официально в этом браке не было детей. Однако, насколько сегодня известно, у Владислава Игнатьевича были внебрачные дети.

В 1954 году у актера родился сын. О нём в прессе почти нет информации. Его назвали Евгением, от Стржельчика он получил только отчество, но не фамилию. Евгений Владиславович Волков стал доцентом кафедры астрофизики СПбГУ. У него есть жена, дочь и внуки.

Сокровенное

Много лет в театре об актере сплетничали, что он не оставляет вниманием ни одну симпатичную женщину. Он обожал женщин, у каждой знакомой в момент встречи обязательно интересовался ее жизнью, семьей, детьми

Одновременно с этим он был ревнивым человеком, который был убежден: мое и только мое. Таким был Владислав Стржельчик. Личная жизнь его была связана с его супругой, Людмилой Павловной, которую он искренне любил.

В их доме всегда был идеальный порядок. Они умели жить красиво. Дом Стржельчиков отличался от других тем, что там все было изысканно.

Однажды на сцене актер забыл кусочек своего текста и даже не понял, что произошло. Диагноз, который ему поставили, поражал своей жестокостью: рак мозга. Уходил он долго, мучительно. И никто из знавших его не мог поверить, что это конец. Ведь Стржельчик и смерть просто не вязались один с другим. Таким остался в памяти миллионов Владислав Стржельчик. Семья его была небольшой, но в ней царила любовь. Актер был как сама жизнь. Сердце его остановилось 11 сентября 1995 года.

Серьезен, как никогда

В своей жизни и в любимой работе актер придерживался несколько педантичных правил. Может быть, кому-то это покажется слишком нудным и совершенно ненужным, но только не такому мастеру, каким был Стржельчик. Он никогда не позволял себе опоздания даже на пять минут на репетицию. Его ужасно раздражало, если кто-то из его партнеров забывал реплики или недоучил свою роль. Если кто-то из артистов, находящихся одновременно с ним на одной сцене, не так точно, как это требовалось по роли, следовал заданному режиссерскому узору, Стрежельчик мог вспыхнуть как факел.

Его работа была для него очень дорога, даже священна. И относился он к ней с огромной любовью и скрупулезностью. Владислав Игнатьевич всегда находился в форме, всегда в голосе. Ведь голос — это инструмент его работы, а профессионал, к коим актер себя оправданно относил, не имеет права выпить накануне спектакля и посадить себе голос.

Постепенно, из года в год, ему удалось перейти из ролей легких, летящих, к достаточно драматическим и характерным — в «Трех сестрах» он играл Кулыгина, в «Обрыве» — Райского, в «Варварах» — Цыганова.

Стржельчик и иные

Стржельчик Владислав умел шутить и с огромным удовольствием это делал. Наверное, самое яркое проявление этого таланта именитого актера было в спектакле «Ханума». Он играл грузинского князя Вано Пантиашвили, который благодаря артисту буквально лучился тончайшим юмором. Им были пропитаны слова и жесты Владислава Игнатьевича, каждый поворот его головы.

Это интересно: Мать Детей Киркорова Впервые Вышла в Свет

Его коллеги и сейчас с теплотой вспоминают, как приятно было с ним работать, как легко было каждому разделять с ним сцену. Стржельчик всегда очень строго подчинялся логике. Среди актеров бытует мнение, что они должны взаимодействовать друг с другом во время спектакля по принципу «петелька-крючочек». Стржельчик был партнером идеальным, он всегда чувствовал партнера. Когда он работал в спектакле с Алисой Фрейндлих, все мастерство выстраивалось на исключительном партнерстве. Да и в жизни они дружили, Владислав Игнатьевич даже крестил внука Алисы Бруновны. Каждый раз от одного спектакля к другому открывались новые, глубокие и интересные грани таланта великого артиста.

Владислав Стржельчик: личная жизнь

Личная жизнь Владислава Стржельчика – это череда любовных увлечений. Женщины в жизни актера всегда занимали почетное место. Он знал к ним подход и был способен вызвать интерес с первого взгляда. Владислав Игнатьевич был галантным кавалером, но весьма непостоянным супругом. Женщины влюблялись в него, но не могли долго удержать Мастера сцены возле себя, так как его ждало множество новых увлечений.

Стржельчик в фильме «Слуга двух господ»

Бурная личная жизнь Владислава Стржельчика порождала немало сплетен и являлась поводом для возникновения всё новых историй о внебрачных наследниках. Вторая жена Владислава Стржельчика была единственной женщиной, которая смогла надолго удержать рядом с собой непостоянного, любвеобильного Владислава Игнатьевича. При этом он оставался с ней не по привычке а, действительно, испытывая к ней чувство любви. Несмотря ни на какие увлечения.

Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова

Любовь Владислава Стржельчика и Людмилы Шуваловой зародилась вопреки всем осуждениям и запретам. Актер состоял в браке, у него подрастала дочь. И вдруг в его размеренную жизнь ворвалось то чувство безграничного, фантастического счастья, которое так необходимо творческим личностям, чтобы не погибнуть.

Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова

Курортный роман питерского корифея сцены и начинающей московской актрисы смог стать чем-то большим, чем простая интрижка. Первая жена Владислава Стржельчика узнала о новых отношениях супруга от него самого. После развода Владислав еще 7 лет не оформлял официальные отношения с новой супругой. Людмила проявляла невероятное терпение во всем. Она словно чашу с драгоценной водой берегла каждый миг их отношений.

Людмила смогла создать практически идеальную атмосферу в доме. Она относилась к разряду безупречных хозяек, оставаясь интересной и необычайно мудрой женой. Ее реакция на увлечения мужа всегда была абсолютно спокойной. И это было не равнодушие, а сила женского характера.

Творческая манера[править]

Будучи актёром подчеркнуто театральным, Стржельчик всегда ясно подает своего персонажа. Тем не менее, Стржельчик — это по сути своей скромный и до конца еще не оцененный мастер театра и кино. Разгадка этого видимого противоречия заключается в том, что Стржельчик никогда не «играл», он всегда просто жил жизнью своего персонажа; поэтому, как и всякая работа, отмеченная печатью естественности, его творчество было почти «незаметным».

Так, в роли Николая Рубинштейна (фильм «Чайковский») актёр достигает не только почти фотографической точности, но и являет перед зрителем убедительный образ этого музыкального деятеля. Мы как бы присутствуем при всем, что происходит на экране с Рубинштейном, и совсем забываем о том, что ведь это — актёр и игра. Но за этим стоит огромная работа актёра, которая, однако же, никогда не давила на зрителя, а всегда воспринималась как нечто само собой разумеющееся.

Растворяясь в роли, будучи полностью поглощен ей, этот актёр как бы полностью забывал себя; но именно «как бы», потому что над этим его вдохновенным процессом всегда лежал хорошо скрытый, однако же тщательно продуманный замысел, касающийся раскрытия того или иного персонажа. И в этом смысле Стржельчика можно назвать актёром «интеллектуальным». Так, скульптурно выполненный им образ Наполеона («Война и мир») значительно отличается от всего того, что было характерно для творческой манеры практически всех русских актёров. Этот и многие другие факты его творческой биографии свидетельствуют об уникальности Владислава Стржельчика в пространстве отечественного театра и кинематографа.

Страшный диагноз и смерть

В начале 90-х годов Владислав Стржельчик начал забывать свой текст на репетициях. Это и послужило первым тревожным звонком и поводом обратиться к врачу. Результат обследования звучал как приговор – злокачественная опухоль головного мозга. Диагноз знала только жена, она решила не сообщать о нем Стржельчику. Актеру сделали операцию, которая, к сожалению, не помогла. Артист сильно страдал от болей, беспомощности и невозможности выступать в театре. Спустя семь месяцев после постановки диагноза его не стало.

«В последний день он был совсем слабенький. Я сидела у кроватки, держала его ручку, утешала. А он смотрел беспомощно и понимал, что уходит. Под вечер пришла сестра: «Пойди поешь, полежи». Я: «Нет. Сегодня останусь на ночь». Она ушла, но скоро вернулась. И врач подключилась: «Я вас умоляю, отдохните». Уговорили. Пришла домой, а через час вернулась Мара: «Владика не стало»… Не могу себе простить, что оставила его. Но, с другой стороны, я не видела самого момента смерти, и до сих пор мне иногда кажется, что он жив…» – делилась Людмила Шувалова.

Актера Владислава Стржельчика не стало 11 сентября 1995 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector