Когда ребенок начинает ходить самостоятельно

Выбираем обувь

Особенности первой обуви для ребенка:

  • высокая твердая пятка;
  • удобная застежка;
  • упругая подошва;
  • натуральный материал;
  • прочность;
  • легкость.

Нужен ли супинатор?

По поводу супинатора в первой обуви ребенка мнения ортопедов разделились:

  • Одни врачи уверены в его необходимости, как профилактики развития .
  • Другие специалисты утверждают, что супинатор, наоборот, ослабляет мускулатуру стопы. Он механически формирует изгиб стопы, который должен развиваться у ребенка естественным путем. Эти ортопеды рекомендуют подбирать для ходьбы достаточно свободную обувь, у которой гнется подошва, а также при любой возможности давать карапузу ходить босиком.

Оптимальным решением мы считаем прогулки на улице в обуви с супинатором, а дома — хождение босиком.

Во сколько дети начинают ходить?

Частый вопрос от родителей. У каждого ребенка свой срок, но обычно говорят о годике. 

Читай также: Когда ребенок начинает ходить: как помогать и не мешать

Если ориентироваться в этом вопросе тоже на доктора Комаровского, то обращать внимание стоит на физическую подготовку крохи. Обычно к 9 месяцам любознательные чада уже пробуют встать, придерживаясь ручками за диван или тумбу. Как помочь ребенку ходить, тут же беспокоятся родители!

Как помочь ребенку ходить, тут же беспокоятся родители!

Для первых шагов все равно рано, поэтому не стоит сразу ставить карапуза в ходунки или придерживать под мышки. Когда ребенок начинает ходить, у него обязательно должны быть окрепшие мышцы спины. Иначе слишком ранние первые шаги грозят проблемами с осанкой или ортопедическими нарушениями.

Во сколько дети начинают ходить после таких тренировок? Кто-то топает уже в 10 месяцев, а кто-то выжидает и несколько месяцев после первого дня рождения.

Нормой считается возрастной период от 9 до 18 месяцев. Насколько рано начнет ходить твой малыш, зависит от нескольких важных факторов, которые следует учитывать прежде, чем начинать беспокоиться:

  • Генетика. Часто малыши совершают свои первые шаги именно в тот период, когда это начали делать их родители.
  • Рост и вес крохи. Нужно понимать, что слегка пухленький крепыш, вероятней всего, научится ходить позже, чем его худенький ровесник. В этом нет ничего плохого, все детки индивидуальны и имеют разную конституцию тела.
  • Пол малыша. Девочки более активны, чем мальчики. Поэтому не стоит беспокоиться, если соседская девочка уже резво бегает по детской площадке, а твой карапуз лишь пытается уверенно стоять на своих ножках.
  • Особенности темперамента. Определить темперамент своего малыша, ты сможешь уже с первых недель жизни. Маленький «непоседа» будет стремиться к активному образу жизни в самом раннем возрасте, а спокойные малыши предпочитают сначала изучить мир визуально, проанализировать увиденное, и лишь тогда делать первые самостоятельные шаги.

Чем опасно слишком раннее хождение ребенка?

Если кроха пошел слишком рано, то родителям стоит начать следить за топтуном еще внимательней. В этом возрасте мышцы ног и позвоночника еще слишком слабые, чтобы выдержать длительную нагрузку. Особенно, если твой ребенок достаточно крупный. Чтобы в дальнейшем у карапуза не возникли проблемы с развитием костей и мышц ног, ты должна проявить особую бдительность.

Что еще может сделать мама, чтобы помочь ребенку ходить? 

Как научить ребенка ходить? Главное, максимально обезопасить пространство вокруг него.

Читай также: Когда ребенок начинает сидеть и как научить 

Острые углы можно закрыть специальной защитой, скатерти временно снять. Обязательно проверь, все ли комоды и шкафы прикреплены к стене! Когда ребенок начинает ходить, он тянет на себя все предметы. Позаботься о том, чтобы у малыша было максимальное количество свободного пространства для своих робких шагов.

Если малютка уже уверенно совершает свои первые шаги, то ты можешь помочь ему закрепить результат с помощью игрушек-каталок. Это может быть тележка «а-ля супермаркет» или просто трость с большим колесом (выбор данной категории игрушек достаточно велик). Такой девайс создаст чувство опоры и безопасности для малыша и частично снизит уровень нагрузки на ножки и спинку.

Также не забывай о регулярном массаже для своего карапуза. Таким образом, ты поможешь ребенку укрепить и расслабить мышцы ног, которые задействованы во время ходьбы. Если у тебя нет возможности обратиться к опытному специалисту, то просто возьми за правило регунежно растирать маленькие стопы и голени крохи, а также аккуратно сгибай и разгибай колени ребенка.

Как еще помочь ребенку ходить? Конечно, сесть на расстоянии пары шагов и протянуть руки к своему сокровищу. Тогда малыш с радостью преодолеет свою первую в жизни дистанцию. Постарайся приложить все усилия и обеспечить крохе положительное впечатление о первых шагах. Держись всегда рядом, чтобы ребенок не получил серьезную травму при падении. В противном случае негативные воспоминания еще надолго отобьют у него желание ходить.

Ребенок стоит на цыпочках, плохо стоит на ножках – повод для обращения к врачу

В жизни часто встречаются случаи, когда ребенок начинает учиться стоять, но при этом он опирается на кончики пальцев стопы (ног), то есть ребенок стоит на цыпочках, на кончиках пальцев. Это хорошо заметно как родителям, так и врачу. К сожалению, этот симптом указывает на серьезную неврологическую патологию центральной нервной системы, которая требует комплексного лечения. Стояние на цыпочках указывает на повышенный тонус мышц нижних конечностей (гипертонус в ногах) преимущественно центрального генеза. Этот симптом может свидетельствовать о таких заболеваниях и патологических состояниях, как спастическая форма детского церебрального паралича, последствия хронической внутриутробной гипоксии плода, перинатальная энцефалопатия смешанного или постгипоксически-ишемического генеза, перинатальное поражение ЦНС, родовая травма и др.
 

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми

Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:

  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:

  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

  • Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  • Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  • мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  • мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Нужно ли использовать ходунки?

Стараясь помочь малышам быстрее освоить прямохождение, взрослые создают различные развивающие товары. О полезности, бесполезности и даже вреде таких вещей часто ведутся споры. Одним из таких спорных приспособлений для обучения ходьбе являются ходунки. Они представляют собой округлый столик, у которого есть сиденье и колесики. Сиденье по высоте зачастую можно регулировать. Когда ребенок сидит в таком устройстве, то может отталкиваться ножками и передвигаться по помещению.

По поводу ходунков всегда много спорят. У них имеется и немало сторонников, и множество убежденных противников. В действительности, если избегать покупки опасных дешевых моделей, применять их в возрасте, указанном в инструкции, и следить за техникой безопасности, ходунки не приносят вреда.

Мнение доктора Комаровского по поводу использования ходунков смотрите в следующем видео.

Важные моменты в использовании ходунков:

  • Устройство не подходит детям, еще не научившимся сидеть.
  • Малыша в ходунках не следует оставлять без присмотра.
  • Излишне длительное нахождение в этом приспособлении становится причиной нагрузки для спины малыша.

Однако, насколько ходунки безвредны, настолько они и бесполезны (если речь о навыке ходьбы). Малыш в таком устройстве совсем не ходит, а больше отталкивается от пола и катается. При этом он вовсе не держит равновесие, не обучается координировать движения, а также полностью защищен от падения.

Помимо ходунков в помощь родителям, обучающим чадо ходить, существуют такие устройства:

  1. Коляска-каталка или каталка-ходунки. Ребенок держится за ее ручку и толкает коляску вперед. Хороши и другие подвижные игрушки – тележка, машинка, детская коляска и другие.
  2. Вожжи. С помощью такой конструкции из ремешков взрослый страхует кроху от падения при его первых попытках самостоятельной ходьбы.

Учимся вставать на ноги

Конечно, ребенок не сможет после ползания просто взять и сразу встать. Его будет шатать из стороны в сторону. Поэтому подойти к этому вопросу надо разумно. Во-первых, не ориентируйтесь на возраст. У кого-то дети предпринимают попытки встать в 9 месяцев, у кого-то позже. Если ваш ребенок в год еще не стоит на ногах, не стоит переживать. Малышу необходимо помогать, поэтому сначала придерживайте его за подмышки, провоцируйте его добираться до интересующего предмета, например, на кресло или диван (разумеется под вашим присмотром) – таким образом, малыш получит опору, держась за которую, его не будет так сильно шатать.

Советы на данном этапе:

  • Когда вы поймете, что малыш готов обучаться дальше, оборудуйте его игровое пространство так, чтобы рядом с ковриком была какая-то мебель, позволяющая ему хвататься за нее.
  • В этот период чаще выходите на детскую игровую площадку. Видя других детей, малыши обязательно будут пытаться повторять их движения.

Почему малыш не ходит

Когда у годовалого малыша, не имеющего какой-то врожденной патологии, не выработался навык хождения, это может быть вызвано следующими причинами:

  • Генетической предрасположенностью. Часто позднее или раннее освоение ходьбы переходит по наследству;
  • Несбалансированное плохое питание;
  • Негативный опыт в прошлом – к примеру, если малыш, пытаясь сделать первый шаг, упал и сильно ушибся;
  • Отсутствие стимулирования со стороны окружающих;
  • Слишком продолжительное пребывание в замкнутом пространстве (например, в манеже);
  • Применение ходунков – дети, привыкшие перемещаться с помощью данного предмета, самостоятельно ходить боятся, чувствуют неуверенность.

Босиком или в ботинках?

Много споров вызывает вопрос, в какой обуви кроха должен делать первые шаги. Педиатры, в том числе известный доктор Комаровский, считают, что дома ходить можно босиком. Это — отличная профилактика плоскостопия. Не надо бояться, что ребенок заболеет, играя на холодном полу. При соприкосновении с ним сосуды ног непроизвольно сужаются, поэтому тепло из тела уходит медленно.

Если пол скользкий, стоит надеть носки с прорезиненной подошвой. И конечно же, подумать о первой обуви. Когда ребенок начинает ходить, ему лучше покупать ортопедические ботинки из натуральных материалов. Важен жесткий задник, который будет фиксировать пятку, устойчивая и гнущаяся подошва с небольшим каблучком, эластичный супинатор. Подбирайте правильный размер. Обувь не должна жать или натирать ноги. Но и допускать, чтобы стопа болталась в ботинке, тоже нельзя. Оптимально, если стелька больше ноги крохи на 5-7 мм.

Как помочь ребёнку сделать первый шаг и начать ходить уверенно

Невозможно заставить детей пойти к определённому сроку. Ходьба при всей её кажущейся простоте очень сложный и энергозатратный процесс: чего стоит только удерживать равновесие на одной ноге в тот момент, когда другая делает шаг. Организм ребёнка должен созреть для этого этапа. Но вы можете помочь . Правда, приступать придётся задолго до первого шага.

Что делать в 2 месяца

Примерно в этом возрасте младенцы впервые пробуют перевернуться. Поощряйте это движение. Чаще выкладывайте ребёнка в мягкое безопасное пространство, заполненное яркими игрушками, — чтобы хотелось на них взглянуть и, возможно, достать.

Следите за тем, чтобы дети больше времени проводили на животе. Попытки поднять голову и рассмотреть окружающий мир укрепляют мышцы спины и шеи, которые играют важную роль в поддержке равновесия во время ходьбы.

Что делать в 4–6 месяцев

Тот период, когда ребёнок учится садиться и, возможно, ползать. Предоставьте место для исследования мира: пусть дети больше времени проводят не в кроватке или манеже, а на полу — расстелите несколько одеял и выложите игрушки. Попытка достать предметы — отличная тренировка для маленьких мускулов.

Что делать в 6–8 месяцев

Ребёнок уже уверенно сидит, а то и ползает. Давайте ему задачки на динамику: например, катайте по полу яркий мячик, чтобы хотелось его поймать. Такая охота за мячиком тренирует вестибулярный аппарат и координацию.

Ещё одно упражнение, имеющее ту же цель, выглядит так: высаживайте ребёнка спиной к себе и осторожно покачивайте

Что делать в возрасте около 8 месяцев

По мере того, как дети становятся всё сильнее и любопытнее, они стремятся оторваться от привычного пола. Например, достать игрушку, притаившуюся на диване. Или попробовать залезть на маму (папу), придерживаясь руками за брюки или халат.

Поощряйте эти движения. Специально выкладывайте любимых медвежат на видное место. Или, когда ребёнок сидит, призывно тяните к нему руки с высоты собственного роста, не наклоняясь, чтобы побудить его потянуться к вам.

В этот период хорошо бы купить стационарный игровой центр, с которым можно играть, только поднявшись на ноги. Это стимулирует детей больше времени проводить стоя.

Что делать в 9–10 месяцев

Учите ребёнка стоять без опоры. Хотя бы пару секунд. Для этого в то время, когда он за что‑то держится, предложите взять любимую или новую игрушку. Это заставит его оторвать руки от опоры.

Несколько более продвинутое упражнение: помогите ребёнку встать на ноги, а затем дайте в качестве опоры пластмассовую палочку

Осторожно перемещайте предмет — малыш начнёт шагать за ним. Роль палочки может выполнять и коляска: на прогулке ставьте рядом, позволяйте ухватиться за каркас и медленно двигайтесь вперёд

Также хорошим тренажёром станут тяжёлые устойчивые игрушки на колёсах (игрушечные газонокосилки, тележки): толкая их перед собой, дети учатся совершать шаг за шагом.

Что делать в 10 месяцев и старше

В этом возрасте многие дети уже умеют ходить. Но нередко их пугает большое открытое пространство вокруг. Убедитесь, что у ребёнка есть возможность передвигаться «по стеночке» — то есть максимум за шаг‑два переходить от одной опоры к другой. Это создаст ощущение безопасности.

Чтобы заставить детей выйти на открытое пространство, можно использовать обычный гимнастический обруч. Накиньте его на ребёнка, дав возможность опереться руками, и ведите обруч к центру комнаты. Малыш будет следовать за опорой.

Во‑первых, эти предметы уменьшают желание ребёнка учиться ходить: ну действительно, зачем, ведь он уже умеет перемещаться в пространстве в этой удобной штуковине? Во‑вторых, ходунки попросту небезопасны. Благодаря им дети в считаные секунды могут оказаться там, где их быть не должно. К примеру, перед ведущей вниз лестницей или у стола, на краю которого стоит чашка с горячим кофе. Взрослые попросту не успеют за этим уследить.

Осознав, что ваш ребёнок уже пытается ходить, обязательно встаньте на четвереньки и осмотритесь с высоты его глаз. Острые углы, розетки, края скатертей, за которые так хочется ухватиться и потащить вниз, утюг на гладильной доске и тому подобное — все эти опасности должны быть нейтрализованы.

Обувь для малыша — стоит ли уже приобретать в раннем возрасте?

Что касается обуви для ребенка, то и этот момент является у врачей спорным. Многие ортопеды советуют приобретать для малыша, начинающего ходить, специальную обувь с поддерживающим супинатором, чтобы поддерживать свод стопы и не допустить развития плоскостопия.

Другая сторона апеллирует тем, что супинатор может сформировать свод только механическим путем, к тому же ношение обуви в раннем возрасте существенно ослабит мышцы стоп. Тогда как маленький ребенок должен максимальное количество времени ходить босиком. Именно это помогает укрепить связки, суставы и мышцы и сформировать правильные свод стопы естественным путем.

Когда малыш научится ходить самостоятельно, можете приобрести ему сандалики, ботиночки или тапочки. До этого можно обойтись и пинетками или носочками.

Выбирая обувь, руководствуйтесь следующими критериями:

  • она должна быть только натуральной — подойдет мягкая кожа или замша;
  • проверьте — обувь была свободной настолько, чтобы ребенок мог пошевелить внутри пальчиками;
  • чтобы он не спотыкался, выбирайте обувь с тонкой и гибкой подошвой;
  • если будет маленький устойчивый каблучок, малыш не станет при ходьбе заваливаться назад;
  • если задник обуви должен быть твердым (поможет не сваливаться с ноги), то боковая и верхняя часть — мягкими;
  • супинатор тоже следует выбирать гибкий.

Первые шаги — это всегда нелегко, а значит, малыш будет ошибаться и падать, но он обязательно должен самостоятельно пройти этот путь своих ошибок и падений, чтобы научиться вставать и идти дальше. Просто будьте рядом и радуйтесь его успехам. Очень скоро он решительно зашагает на встречу новым открытиям.

Почему одни дети начинают ползать раньше других?

Для этого есть несколько причин. На некоторые мы можем влиять, на другие – нет.

  • Генетическая предрасположенность: если родители начинали ползать раньше, то и ребенок, скорее всего, поползет по их стопам.
  • Масса тела. Стройные и мускулистые детки по вполне понятным причинам осваивают эту непростую науку раньше, чем пухлые малыши.
  • Выкладывание на животик. Вот тут уже можно сказать, что ползать ребенка стоит готовить, как только заживет пупочная ранка и педиатр скажет – пора! 

Как показывают исследования, малыши, которые чаще бодрствуют на животе, и ползают раньше. Им приходится прикладывать больше усилий, чтобы поднимать голову и плечи, чтобы озирать окрестности, чем тем, кто проводит время на спине.

Именно с уменьшением длительности времени, проведенного на животе, американские педиатры связывают возросшее количество детей, которые отказываются ползать.

Когда в конце прошлого века вышли рекомендации укладывать малышей спать на спину, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти, родители и после сна стали оставлять детей лежать на спинке. За 15 лет количество грудничков, поздно начинающих переворачиваться и пропускающих этап ползанья, возросло в два раза.

Как помочь ребенку научиться ходить?

Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его мальчик или девочка начали передвигаться самостоятельно как можно быстрее. Ускорить процесс обучения можно, но делать это нужно очень деликатно и ненавязчиво. Принуждению в этом деле нет места – только помощь и поддержка, мотивация.

Чтобы ребенок начал ходить, используйте следующие вспомогательные методики:

  1. Массаж. Главное правило – регулярность процедуры. Применяйте легкое поглаживание, растирание без применения силы, слабое постукивание по голеням, стопам и спинке малыша. Регулярный массаж поможет снять гипертонус мышц и укрепит мышечные волокна. О количестве повторений упражнений следует узнать у наблюдающего педиатра.
  2. Специальная гимнастика, в которой используются стимулирующие упражнения. К такому методу относят пассивное сгибание/разгибание ножек, стойка на носочках с родительской поддержкой, приседания и подпрыгивания.
  3. Игрушки-каталки. Дети очень любят подобные игрушки. На них малыш может опираться, толкать вперед, делать самостоятельные шаги. Что касается ходунков, то они не дают мышцам нужного напряжения, из-за чего происходит задержка в развитии ходьбы.
  4. Соответствующая обстановка. Если у малыша достаточно свободного пространства, и он беспрепятственно может передвигаться по дому, он быстрее научится ходить. Однако нужно следить за безопасностью малыша: убрать мелкие предметы подальше, зафиксировать непрочно стоящую мебель, скрыть провода и розетки, углы и т.д.

Если кроха научился делать первые шаги, пора побеспокоиться о покупке первой обуви. Она должна быть удобной, легкой, качественной, с удобной подошвой и правильным размером. Приветствуются модели с небольшим каблучком и мягким задником.

Не забывайте наблюдать за тем, как ребенок ходит, как становится на стопу – полностью или только на носочки. Если кроха ходит на носочках, нужно обратиться к педиатру за консультацией, поскольку причин этому явлению может быть много – от родовых травм до гипертонуса мышц. Своевременная коррекция походки позволит избежать развития косолапости, нарушения осанки, искривления позвоночника, в частности шейного отдела, и задержек в физическом развитии малыша.

← Как научить малыша ползать?Размер ноги ребенка по возрасту в сантиметрах →

Немного о походке

Когда ребенок начинает ходить, следите за тем, как он ставит стопы. У малышей они располагаются параллельно друг другу. Ноги еще не готовы к перекату с пятки на носок, поэтому дети наступают на полную стопу. Крохе очень трудно удержать равновесие, что приводит к частым падениям. Однако эластичность детских костей и мышц сводит к минимуму риск получить серьезную травму.

Стоит насторожиться, если ребенок ходит на носочках. Это может указывать как на повышенную активность чада, так и на наличие гипертонуса, родовой травмы. Лучше проконсультироваться у педиатра.

На самом деле неважно, в каком возрасте ребенок начал ходить. Это никак не влияет на его дальнейшую жизнь, успехи в учебе или спорте

Поэтому откажитесь от участия в соревновании «чей малыш самый развитый» и наслаждайтесь общением с ним. Все произойдет в свой срок. Еще немного — и вам придется носиться за крохой по всей детской площадке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector