Жостовская роспись. как рисовать для детей поэтапно

Изготовление подноса

Знаменитые подносы делают из листового железа, ковка проводится на механических прессах. Такие возможности связаны с современным этапом изготовления подносов. Прессы могут придать изделиям любую форму.

Популярные формы изготовления: круглая, овальная, гитарная, восьмиугольная, прямоугольная (сибирская), крылатая и комбинированная.

Как делают кованые подносы:

мастер выравнивает край молотком.

Затем художники приступают к росписи. Сюжет ее всегда будет эксклюзивным. Каждый фабричный кованый поднос имеет специальный номер, и качество изделия будет обязательно подтверждено сертификатом.

Если поднос делают с помощью штампа и пресс-форм, то в арсенале мастера 32 формы (начиная с А1, и далее по возрастанию). Подносы стандартной формы тоже расписываются вручную. Листы металла сначала кроят на нужного размера заготовки, потом идет вырубка и вытягивание изделия на электропрессе, и далее осуществляется закатка краев.

Заготовку подноса готовят по роспись

Далее идет не менее сложный этап – подготовка под роспись. И сегодня делают знаменитые жостовские подносы по устоявшемуся алгоритму: отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черновой эмали в несколько слоев (каждый слой следует просушить). И только после последующей зачистки начинается сама роспись.

К сожалению, случаи подделки жостовского подноса – не редкость. Подлинник всегда будет увесистым и не прогнется, если поставить на него тяжелую посуду. А еще настоящие подносы зеркальны, в них спокойно можно увидеть собственное отражение. Кривые линии и нечеткая прорисовка на подлинниках также невозможна.

Ход работы.

— Ребята, давайте подойдём и рассмотрим нашу выставку.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы и цветные иллюстрации жостовской росписи.

— Какие красивые расписные подносы изготавливают народные мастера в деревне Жостово.

Цветущий край, родимые просторы –

Весенний луг, тенистые леса….

В них Жостово изящные узоры,

Федоскина былинная краса!

И я – росток от корня векового,

Я – плоть и кровь Мытищинской земли.

Не зря наш край, исконный, родниковый,

Жемчужиной России нарекли!

Г. Степанова

— Да, много сёл в Московской области, но о Жостове знают все, наслышаны о нём, по всей земле. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были другие русские напитки, как сбитень, медовуха. Появился и ритуал – чаепитие.

— Посмотрите, на эту красоту, назовите мне понравившийся цветок на этих подносах. Скажите, как называется цветок, где он прорастает, опишите его.

— А скажите мне, если на лугу мы соберём по одному много цветов, как это будет называться? (Букет).

— Послушайте стихотворение:

Цветы России собрались

В венок красивый заплелись

И не страшна им осень.

Ромашка прячет желтый глаз

Под белыми ресницами.

И листья скручены под ней

Зелеными косицами.

Г. Степанова

— Ребята, скажите, какие формы подносов вы видите?

— Да правильно, разнообразие форм и размеров поражало воображение – это овальные и квадратные, прямоугольные, круглые, шести – восьмиугольные, и даже треугольные подносы для угловых столов.

— В основном мастера покрывают подносы черной эмалью, хотя жостовские подносы бывают красные, зеленые, синие.

— А теперь,

ответьте мне,

кто такою красотою

на подносе рисовал

и всех цветами удивлял

как называется профессия людей, которые расписывают подносы? (Художники).

— А сейчас, я вам предлагаю тоже превратиться в художников села Жостово, согласны? Занимайте свои рабочие места.

— Я вам рассказывала, этапы росписи жостовских подносов. Сначала мы продумаем рисунок будущего узора, так как будем рисовать сразу кистью, как настоящие мастера. 1 этап — сделаем замалёвок – нанесём силуэты цветов и листьев. Крупные цветы поместим в центре букета, а окружать их будут цветы поменьше, а совсем по краям располагаются мелкие цветы и листочки.

— 2 этап — тенёжка – мы нанесём цветные тени с помощью которых, наш букет, будет казаться объёмным.

— 3 этап – мы будем, высветлять некоторые детали и у нас получится более контрастный вид – этот этап называется прокладка.

— Далее, мы займёмся бликами, этот этап так и называется – бликовка. Создаётся настроение и особый колорит нашего букета.

— Ну и закончим наш поднос чертёжкой – нанесём тонкой кистью небольшие штрихи, нарисуем прожилки и края листиков, в центре цветов обозначаем «семенца».

— Следом идёт приём привязка – это, когда в букет, мы прорисуем травинки, стебельки.

— А потом займёмся уборкой, так называется приём украшения бортов подноса.

Проводится физкультминутка «Цветок».

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы

плавно расходятся в разные стороны,

напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

цветок.

Кисти рук возвращаются в исходное

положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

— А теперь, возьмём кисточки и начнём творить жостовские чудеса. В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.

После росписи подносов дети оценивают свою работу.

— Ребята, у каждого жостовского подносаесть красивые названия: «Нежность», «Русь», «Подмосковное утро» и другие. Придумайте и вы названия своим подносам.

О Жостовских подносах давно молва бежит,

Купава золотая на полотне лежит.

Фиалки голубые в подносиках живут

И ласточки лихие летают там и тут.

А. Загрядский

Виды рисунков и узоров

В XXI веке строгой канонизации, когда фон должен быть четко черным и никаким более, уже не соблюдают. Серебристый, красный и малахитовый фоновые цвета уже не являются чем-то неожиданным относительно жостовских подносов. А вот цветы так и остаются основным рисунком промысла. Такую тематику жостовцы взяли у уральских мастеров, которые тоже художественно осмысливали красоту полевых и садовых цветов.

Расписные подносы в жостовском стиле имеют множество узнаваемых нюансов.

  • Центр композиции с крупными растениями, да еще с такой рисовкой, словно цветок растет из середины подноса. По краям – цветочки помельче.
  • Основной принт – цветочный букет или цветочный венок, обязательны и флористические орнаменты, различающиеся по сложности.
  • Выбор цветов согласно личному решению автора. Каждый художник изображал на подносе те цветы, что нравились ему самому.
  • Современное расширение тем и узоров. Сегодняшние мастера жостовской росписи рисуют натюрморты, птиц, животных, пейзажи и различные тематические изображения.

Творчество – живой процесс. Современные мастера, продолжающие и прославляющие именитое направление, находятся в поиске новых идей (форм, узоров, цветов). Это не противоречит канонам, но развивает жостовскую роспись, отчасти встраивает ее в актуальные творческие запросы, ни в коем случае не обезличивая, не лишая индивидуальности.

Но подделку от подлинника отличить можно.

  1. На настоящем изделии обязательно стоит штамп-логотип мастерской, его произведшей.
  2. Подносы-подделки могут иметь острые края, а вот истинные мастера никогда не допустят такого недостатка – края точно будут завальцованными. Обработка края необходима не только с художественной точки зрения, но и для того, чтобы поднос обрел прочность.
  3. Настоящий поднос довольно толстый: он и должен быть таким, дабы удержать самовар и посуду, которая подается вместе с ним. Если же вы поставили на поднос что-то тяжелое, а он прогнулся – это не подлинное жостовское изделие.
  4. Настоящий поднос имеет зеркальную поверхность. Его неоднократно грунтуют, каждый слой обязательно шлифуется. И лак на поверхность накладывают как минимум в два слоя, каждый из них полируется. Можно сказать, что в жостовском подносе все отражается словно в зеркале. А если такового не случается, значит, этап лакирования пропущен, что может быть только у подделки.
  5. Идеальная техника. У настоящих мастеров не может быть кривых линий, тусклых цветов, нечеткой прорисовки. Это недопустимо, все должно соответствовать стандарту, традициям.

По этой причине слишком дешевое изделие априори не может быть жостовским подносом. Такая многоэтапная кропотливая работа с четко выверенным контролем качества стоит недешево, но и прослужит поднос многие годы.

Поэтапная роспись жостовского подноса

Вот как все происходит:

  1. На этапе грунтовки выбирается и наносится фон — цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа — пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
  2. На втором этапе жостовской росписи создается замалевок — общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
  3. Тенежка — это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
  4. Этап прокладки — самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
  5. На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
  6. На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
  7. Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
  8. Последний этап — уборка — предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется «твореным» золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком — гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком — орнаментом с включением цветов.

Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы. Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.

Элементы и узоры жостовской росписи

Чаще всего живописцы составляют на подносах простые комбинации из цветов. Создание рисунка происходит путем гармоничного объединения растений небольшого размера и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и изумрудных листиков.

Самые популярные элементы: роза, астры, пионы, георгины с тонкими стебельками и небольшими веточками. Помимо садовых композиций живописцы активно используют трогательные фиалки, нежные ландыши, милые анютины глазки.

Рядом с классическими лилиями, чабрецом и ромашкой мастера любили изображать волшебные цветы, которых вовсе не существует в природе. Богатые и пышные букеты дополняли фруктами и ягодами. Подносы жостовская роспись порой украшали изображением бабочек или птиц. Они располагались в центре композиции либо на заднем плане.

Помимо составления цветочных икебан живописцы любили пофантазировать над сюжетными картинками. Как правило, это бытовые сценки из жизни обычных людей, красивые пейзажи или уникальное изображение ландшафта.

Большой популярностью пользовалась композиция – тройка коней, окруженная цветами.
Роспись имела характерную особенность: к каждой картинке у художников был импровизационный подход.

Иными словами, мастера не утруждали себя составлением эскизов и не любили творить по готовым шаблонам либо придерживаться определенной схемы.

Если учесть многообразие художественных приемов, полет фантазии и креативный подход к делу, то можно понять, насколько уникальными и неповторимыми получаются подносы от жостовских мастеров.

Элементы и узоры жостовской росписи

Изначально при зарождении этой росписи основными мотивами в написании выступали красочные пейзажи, бегущая тройка лошадей и конечно, удивительные цветы.

По мере развития и привлечения новых мастеров со своим авторским взглядом на живопись, в стиль росписи добавились ландшафтные пейзажи с изображением замков и необычных гор. А также сюжетные композиции из жизни народа. Например, поездка на санях с тройкой лошадей, описание чаепития с изображением самовара, краткий момент плетения лаптей и многое другое.

Но главный вид росписи – это, конечно же, букет садовых или полевых цветов. Классическая схема рисунка следующая. В центре произведения помещается большой бутон, а по бокам от него цветы поменьше. Чаще всего в жостовских рисунках можно встретить именно розу, лепестки которой выглядят очень сочно и ярко.

А также рисуют и другие цветы – прекрасные маки, нежные тюльпаны, роскошные георгины, милые ландыши или неповторимые анютины глазки. Для привнесения разнообразия в картину мастер к цветочной композиции может добавить свежие плоды деревьев и мелкие ягоды.

При создании цельной картинки автор сочетает реалистичный вид элементов композиции с некой сказочностью. Это создаёт эффект необычности и пленительной красоты готового изделия.Ныне, благодаря профессионализму мастеров, таким рисунком может быть украшена не только металлическая посуда, но и керамика, стекло и даже кожаные изделия. А тарелка, сервиз или разделочная доска, выполненные в жостовских мотивах, станут отличным подарком или уникальным пополнением коллекции собирателя предметов антиквариата.

Букетные композиции. Принципы составления

Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета «вкалываются» мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками — так называемая «травка». В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков. По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.

Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.

Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев — так называемая «травка».

По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например «травку».

Техника выполнения рисунка

Элементы жостовской росписи – это и поэтапный разбор изображения. Как осуществляется само рисование, как выписывать те или иные составляющие рисунка, с чего начинать и чем заканчивать, все это интересно и для тех, кто изучается жостовский промысел теоретически, и для тех, кто практически хочет освоить традицию.

Грунтовка

На этом этапе изделие следует обработать специальным шпаклевочным материалом. Далее загрунтованный поднос шлифуют. В этом время мастер подбирает фон, на котором и будет выстраивать основной рисунок. Этот фон в дальнейшем изменить нельзя. На этом этапе композиция уже должна быть продумана, чтобы цветовая гармония была соблюдена.

Замалевок

Так называют основу орнамента. Мастер пользуется разбавленной краской и формирует силуэты будущих элементов. С одной стороны этот момент подготовительный, с другой – он и является определяющим в работе. Если выполнить замалевок с ошибками, нарушится композиция, расположение элементов, гармония. Импровизация на этом этапе фактически исключается.

Тенежка

Как только замалевок просох, лессировочными красками на работу накладываются тени. Именно такой «хитрый» прием делает букет глубоким по тону. Работает мастер сильными и сочными мазками. Пользуется в это время художник плоской широкой кистью.

Применяются следующие лессировочные краски: синяя (ультрамарин либо берлинская лазурь), красная (краплак), зеленая (зелень изумрудная).

Для чего нужна тенежка? Жостовская роспись, цветы который, как уже отмечалось, словно светятся изнутри, таким образом усиливает звучание цвета.

Прокладка

Этот этап очень ответственен. Именно прокладочный слой помогает букету выглядеть максимально реалистично. А, как мы уже говорили, жостовская роспись, узоры и мотивы этого направления, выгодно отличаются от других промыслов именно таким высокопрофессиональным изображением элементов.

Художник во время прокладки будто уточняет детали, не забывая высветливать отдельные фрагменты. Здесь же мастер может задать тон контраста, здесь же он может выровнять композицию с помощью красивых, уравновешивающих переходов.

Бликовка

Свет и объем – вот ради чего организован этот этап. На букет попадают солнечные лучи, зритель их не видит, но сияние цветочной композиции не оставляет сомнений в том, что солнце действительно осветило прекрасный букет. Наложение бликов – финальный этап лепки форм. Здесь же происходит белильная разделка цветов, листьев и бутонов.

Чертежка

На этапе чертежки рисунок приобретает реалистичность

Этап этот очень интересный. Мастер берет в руку тонкую кисть, прорисовывает ею мельчайшие элементы. Задача художника – придать элементу реалистичность. Так, в налитых ягодках возникают маленькие семена, в цветочных чашках можно заметить тычинки и пестики. Траву и листья чертежка делает более объемными. Мастер отлично владеет кружевными дополнениями, выполняет сложные акценты.

Без таких действий рисунок не будет завершенным, хотя, конечно, работа эта филигранная, начинающему художнику она не покажется легкой. Можно услышать даже такое определение чертежки, как выведение музыкальных линий.

Привязка

А теперь композицию предстоит пошагово вживить в фон. Например, вы взялись за жостовскую роспись на белом фоне. Просто взять и выписать букет – уже много, но если недостаточно, чтобы фон и букет стали одним целом, начали восприниматься органично. Потому мастер прорисовывает усики, различные витиеватости, делающие полотно более объемным.

После этого художник берется за «уборку». Так называют контур, оформление бортов подноса. Это могут быть геометрические линии, цветочные венки и растительные узоры. Вы можете сделать как скромную, едва приметную окантовку, так и богатый контур, не уступающий в выразительности основному рисунку.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, на прошлых занятиях, мы с вами знакомились с народным творчеством разных умельцев нашей Родины. Посмотрите на нашу выставку предметов, расписанных в различных стилях. Вспомните, пожалуйста, эти стили.

Дети: хохломская роспись, гжельская роспись, дымковская игрушка.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, которое подготовила для нас Варя и скажите о чем оно.

Дети: Жостовский Поднос

Кто смел раскинуть на подносе

такие яркие цветы?

В своем бесхитростном вопросе

едва ль ответ не спрячешь ты:

Смел – смелый,

смелая – сумела.

Из-под руки, как ветерки,

как стая ласточек, взлетела,

разбрасывая лепестки,

кипень цветочная.

И странно –

она напомнила на миг,

как возникает из тумана

давно готовый к жизни стих:

то восклицаньем,

то вопросом,

то в полумраке,

то в огне,

то звонким жостовским подносом

вдруг полыхнет на белизне.

Воспитатель: Ребята, о чем же стихотворение.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, где жили умельцы, которые создали жостовские подносы.

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда послушайте сообщение, которое подготовил Миша, о том где же зародилась жостовская роспись.

Дети: Сообщение

Недалеко от Москвы находится село Жостово. Это село знаменито тем, что никто в мире лучше местных мастеров не может рисовать цветы на железных подносах. Жостовский поднос- это крупные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы. Цветочный букет очень прост по своей композиции. Фон подноса густой черный. Объемная форма букета сочетается с продуманностью цветового решения. Бортики подноса украшены легким золотым рисунком.

Воспитатель: Ребята, скажите какого цвета может быть фон подноса (ответы детей)

Воспитатель: Какие цветы изображены на подносе? (Ответы детей).

Где Родина жостовских подносов? (Ответы детей)

Воспитатель показывает поднос и называет его главные элементы.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать на время Жостовскими умельцами?.

Ответы детей.

Воспитатель: Вы хотите попробовать расписать такой поднос.

Дети: Хотим.

Воспитатель: Раздает подносы из белого картона. Скажите этот поднос может считаться жостовким?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему? Кто мне ответит?

Дети отвечают на вопрос (цвет подноса должен быть черным, должны быть изображены цветы, по краю золотой должен быть орнамент.

Воспитатель: Все правильно. Тогда приступим к росписи. С чего начнем?

Дети: Нужно раскрасить фон черным.

Выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что умельцы никогда не использовании простой карандаш для нанесения цветов, наносили сразу кистью. Мы с вами также будем делать. Перед вами 2 кисти толстую используем для рисования цветов, тонкую – для узора по краю.

Пока фон подносов сохнет, мы с вами поиграем. Вы знаете, что наш народ не только трудился, но и весело отдыхал и играл.

Игра «Горелки»:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.

Раз, два, три, беги».

Воспитатель: Дети теперь приступаем к росписи подносов, Еще раз посмотрите на поднос какие цвета используют авторы (красный, голубой, зеленый, золотой).

Дети расписывают бумажные заготовки с помощью воспитателя.

Воспитатель: Посмотрите на свои подносы, как красиво получилось. А чьи подносы вам больше всего понравились? Почему?

Ответы детей.

Цвета в росписи

Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.

Для фона

Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.

Фон подноса имеет цвет «слоновая кость»

Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.

Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.

Для основного изображения

Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.

Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.

Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.

Визитные карточки Жостова

Жостовские подносы — одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.

Вторая визитная карточка — это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.

Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые «копченые» подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют «под черепаху». А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.

История ремесла

Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.

Возникновение

Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.

И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.

Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.

Жостовская роспись в XX веке

В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.

Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.

Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.

Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.

Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня.
Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.

Развитие в наши дни

Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.

Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах

Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.

Также рекомендуем почитать: Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров

Жостовская роспись для детей «Поднос»

Жостовкая роспись является народным искусством. Поэтому познакомим ее с детьми в виде такого познавательного урока «Жостовская роспись для детей», где пошагово нарисуем поднос с красивыми цветами. Раскрасим яркой гуашью.

Материалы для рисования подноса в народном стиле:

Поэтапное рисование подноса:

1. Сперва следует, как и любой другой рисунок, наметить общую форму на листе простым карандашом. Так рисуем две линии для построения рисунка. Добавляем утонченный контур будущего подноса.

2. Намечаем в середине несколько крупных объектов для росписи и переходим рисовать мелкие детали возле контура, чтобы оформить наш поднос.

3. Детально прописываем первый крупный цветок и его близлежащие листики для жостовской росписи. Добавляем мелкие закрытые бутоны.

4. Дорисовываем крупный цветок в верхней части. Добавляем листочки и мелкие цветы, чтобы сформировать композицию. Убираем ластиком вспомогательные линии наброска.

5. Смешиваем на палитре коричневый и белый, чтобы получить нежный оттенок для базового цвета подноса.

6. Красными оттенками сделаем лепестки всех цветов на подносе. Придаем небольшие переходы.

7. Закрашиваем листочки зеленой гуашью.

8. По завершении даем рисунку хорошенько высохнуть. Только после этого воспользуемся гелевой ручкой, чтобы сделать контур подноса и всех элементов. Мастер-класс «Жостовская роспись для детей» окончен.

Так в итоге получился красивый и утонченный рисунок подноса с жостовской росписью, выполненной гуашью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector