Полтора года это сколько
Содержание:
Различия между мальчиками и девочками
Отличия между детьми разного пола становятся более отчетливыми. Активные непоседы мальчишки имеют сложности с концентрацией на одном виде деятельности, но обожают подвижные игры на улице. Постепенно становится заметно различие в игротеке детей. Карапуз мужского пола уже в 15 месяцев предпочитает играть с машинками и конструктором, но иногда не прочь покатать и коляску с куклой или игрушкой.
Девочки, уже в этом возрасте напоминают маленьких женщин. Подолгу с удовольствием листают книжки и тыкают пальчиком в картинки, играют с мягкими игрушками и куклами, требуют разговаривать с ними, рассказывать сказки и стихи. На улице маленькие леди предпочитают гулять с мамой за ручку, отпуская ее только в случае повышенного интереса к происходящему в песочнице или на площадке. Осторожные и боязливые малышки начинают проявлять крайнюю степень чистоплотности, расстраиваются из-за небольших пятнышек, просят переодеть.
Заметна разница и в психологическом плане. Мальчики более независимы, чем девочки. Ваша попытка помочь будущему мужчине может быть расценена им как недоверие, вызвать протест
Для мальчика очень важно чувствовать любовь родителей, через их разрешение действовать ему самостоятельно без излишней опеки
Девочки, напротив, чувствуют любовь через заботу, помощь, внимание. Про эту особенность стоит помнить каждый раз, когда вы хотите помочь крохе в простом, выполнимом для него деле
Девочка с радостью примет вашу помощь, а мальчика лучше просто подбодрить словом, сказать, что вы верите в него.
Развивающие занятия
Развивающие занятия должны быть ежедневными, комфортными, непринужденными и интересными для малыша. Можно заниматься:
- лепкой из безопасного мягкого пластилина или кинетического песка;
- рисованием (мелками, пальчиковыми красками, восковыми карандашами);
- сортировкой предметов по разным параметрам;
- играми с пирамидками, сортерами, матрешками, простыми пазлами, кубиками;
- изучением карточек с разными изображениями;
- игрой на детских музыкальных инструментах;
- перебиранием предметов разных форм под присмотром взрослого (подойдут прищепки, заколки, пуговицы, крупы);
- отбором определенных предметов (по просьбам мамы или папы);
- изучением разных цветов и фактур.
Чтобы ваш ребёнок в полтора года развивался гармонично, контактируйте с ним непрерывно и занимайтесь постоянно. Больше разговаривайте с дочкой или сыном, вовлекайте в беседы. Хвалите кроху за достижения, помогайте и позволяйте принимать самостоятельные решения. Давайте малышу время для самостоятельных занятий и игр. А ещё чаще демонстрируйте поддержку, заботу, ласку и любовь.
Физическое развитие ребенка
Показатели веса и роста между 15 и 18 месяцами жизни изменяются очень медленно. Обычно за 1 месяц карапуз набирает не более 300 г. Младенческая припухлость, набранная в первый год жизни, постепенно пропадает, кроха становится подтянутым, стройным. Если вы заметили резкое снижение веса у малыша, то прежде чем расстроиться, внимательно оцените двигательные достижения крохи за последние недели. Если ребенок только начал ходить или быстро освоил подъем по лестнице, активно совершенствует эти навыки, то, скорее всего, все уходит на движение.
Окружность головы и груди изменяются еще медленнее, чем вес и рост. В среднем эти показатели за 3 месяца изменяться на 1 см.
Нормы физического развития детей от 15 до 18 месяцев в зависимости от пола
Нижняя граница роста | Верхняя граница роста | Нижняя граница веса | Верхняя граница веса | Средняя окружность головы | Средняя окружность груди | |
Мальчик 15 мес. | 75,9 | 83 | 9,6 | 12,4 | 47 | 50 |
Мальчик 18 мес. | 78,4 | 85,9 | 10,2 | 13 | 48 | 51 |
Девочка 15 мес. | 74,5 | 81,5 | 9,2 | 11,5 | 46,5 | 49 |
Девочка 18 мес. | 77 | 74,5 | 9,8 | 12,2 | 47,5 | 50 |
Питание
В полтора года питание либо четырехразовое, либо пятиразовое (со вторым завтраком или легким перекусом между завтраком и обедом). В рацион входят овощи, злаки, молочные и кисломолочные продукты, ягоды и фрукты, птица, мясо и рыба, растительное масло, куриные или перепелиные яйца. Не следует предлагать полуфабрикаты, сладости, копчёное, маринованное, газированные напитки и прочие вредные продукты.
В таблице рассмотрено примерное меню на день для полуторагодовалого малыша:
Приём пищи | Блюда |
Завтрак | 150 г молочной каши, 50 г приготовленного на пару омлета, 100 мл фруктового сока или детского чая |
Обед | 100 мл овощного супа, 30 г отварной натертой свеклы, 50 г макарон со сливочным маслом, 50 г говяжьего пюре и 60-70 мл компота из сухофруктов |
Полдник | 150 мл кефира или йогурта, 15-20 г детского печенья (например, галетного),100 г фруктов |
Ужин | 150 г овощного рагу или пюре (из кабачков, цветной капусты, картофеля, брокколи, моркови), 50 г рыбных паровых котлеток, 20 г пшеничного хлеба, 100 мл детского чая (можно с добавлением молока) |
Важно! Суточная норма объёмов пищи составляет 1000-1200 г.
Интеллектуальные способности
Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:
- собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
- возить за собой предметы на веревочках;
- складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
- различать два или три цвета;
- указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
- пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
- переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
- рассматривать изображения;
- обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
- рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
- заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
- продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
- изображать какие-то действия (чтение, сон);
- повторять за взрослыми, своими сверстниками;
- строить башенки из двух или трех элементов;
- использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.
Речевые навыки
Словарный запас может включать 10 – 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.
Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.
Развитие плода
Рост вашего будущего ребенка уже может достигать 45 см, а вес – 2,1 кг. Ему все сложнее умещаться внутри матки. На этом сроке, скорее всего, плод уже находится в головном предлежании, готовясь к появлению на свет.
Успехи малыша
- Созрела иммунная система: первые полгода жизни ребенка его защищают антитела, полученные от матери, и постепенно формируется свой иммунитет.
- Кости туловища стали плотными, но череп сохраняет мягкость и подвижность. Благодаря этому малыш проходит по родовым путям.
- Тело плода все больше покрывается первородной смазкой, которая тоже поможет ему легче появиться на свет.
34 неделя беременности, ребенок икает – это нормально?
Малыш, заглатывая слишком много околоплодных вод, действительно потом икает. А мама в этот момент ощущает ритмичные вздрагивания в животе. Многие специалисты считают, что это происходит тогда, когда женщина переела сладкого. Ведь на вкус амниотической жидкости влияет то, что было у вас сегодня обед. Что делать в этом случае? Ждать, когда икота пройдет, и скорректировать свою диету.
Другая причина икоты – неудобное положение тела. Помочь ребенку перевернуться вы можете, глубоко и размеренно подышав, иначе сев или перевернувшись на другой бок.
Питание
В этом возрасте можно постепенно переводить карапуза на 4-х разовое питание. Предлагая кушать вместе с другими членами семьи. Малыш будет стараться самостоятельно орудовать ложкой, наблюдая за поведением окружающих близких людей.
Рекомендуется кормить ребенка завтраком, обедом, полдником и ужином, при этом исключая дополнительные перекусы. Такой подход к питанию обеспечит правильную работу ЖКТ, аппетит. Дети, находящиеся на ГВ, получают молоко, как правило, рано утром и поздно вечером, перед сном. Малышей, получавших до года смесь, рекомендуют перестать докармливать этим продуктом, заменив на кефир, йогурт, сок или компот.
Общий объем пищи, употребляемой малышом в течение дня, должен составлять около 1,2 л, сумма калорий для одного приема пищи — около 350 Кк. Чтобы малыш был полон сил, не набирал лишний вес следует стараться соблюдать нормы употребляемой пищи, калорийность. Многих мам радует, когда у их малыша хороший аппетит, он съедает порцию как взрослый. Но это опасная ситуация. Формирование культуры еды должно начинаться с первого прикорма в 6 месяцев и продолжаться в течение всего дошкольного возраста. Излишек еды, поступившей в организм карапуза, отложится в лишние граммы, килограммы, может привести к ожирению. Избыточный вес в раннем возрасте влияет не только на двигательное развитие, но и умственные достижения.
Питание ребенка должно быть разнообразным. Недопустимо жарить или коптить еду для карапуза. Любое блюдо должно быть сварено или стушено в духовке, допустимо использовать микроволновку или мультиварку.
Блюда для малыша в 15-18 месяцев должны состоять из:
Молочных продуктов: кефир, творог, сливочное масло, сметана, сливки. Малыш должен получать молочные продукты каждый день в разном виде. Хорошо давать пить кефир на ужин, добавлять сливочное масло в кашу, сметану – в суп;
Фруктов и овощей. Разнообразие овощей в рационе ребенка – шаг на пути к здоровью. Малыш должен есть овощи в разных пропорциях и сочетаниях каждый день. Ребенку можно предлагать пробовать свеклу, томаты, горох, репу. Познакомьте карапуза с бобовыми (фасоль), предварительно хорошо проварив ее до мягкого состояния
Все овощи для малыша должны подвергаться тепловой обработке (вариться или тушиться); Между 15 и 18 месяцами жизни можно осторожно знакомить кроху с вишней, киви, клубникой, персиками, малиной, клюквой, мандаринами и апельсинами. После введения нового продукта, обязателен контроль за реакцией ребенка в течение 24 часов;
Мяса
Говядина, телятина, кролик, свинина, курица и субпродукты должны быть на столе у ребенка каждый день в объеме до 100 г. Хорошо предлагать их в виде котлет, фрикаделек, тефтелей, суфле;
Рыбы. Морская рыба предлагается ребенку 1-2 раза в неделю вместо мяса в виде котлет, тефтель или тушеного филе;
Яиц. Предлагаются в сваренном виде, омлете до 3-х раз в неделю. Дополнительно яйца используются как ингредиент для других блюд;
Злаковых каш. Овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшенная каши хорошо использовать на завтрак, ежедневно выбирая новый сорт;
Макаронов. Можно предложить крохе 1 раз в 7 дней;
Хлеба. Суточная норма – 100 г. белого хлеба или батона без добавок;
Растительного масла. Добавляется в готовое блюдо;
Напитков. Чистая вода, кефир, соки, компоты, слабый чай даются ребенку по требованию. Предпочтение желательно отдавать простой воде;
Зелени. В 15 месяцев можно начать добавлять в готовый суп укроп, петрушку;
Соли. С 15-ти месяцев допустимо использование соли. В день можно использовать не более 1 г.
Гимнастика
Детям, научившимся ходить уже достаточно сложно проводить утренний гимнастический комплекс в лежачем виде. Самое время познакомить кроху с зарядкой.
Для проведения утреннего гимнастического комплекса следует:
- включить бодрую маршевую музыку;
- подготовить необходимый спортивный инвентарь. По желанию хорошо использовать фитбол, обруч, мяч, коврик, доску или палку;
- одеть кроху в удобную одежду;
- проветрить помещение (зимой), открыть форточку (летом);
- начать зарядку с истории или сказки.
Среди наиболее популярных упражнений для детей 15-18 месяцев можно выделить:
- совершенствование навыка ходьбы. Предложите карапузу пошагать на месте. После этого положите перед ним веревочку или узкую ленту, попросите пройти по ней;
- высокие шаги. Положите небольшие предметы на расстоянии в 30 см друг от друга, предложите малышу перешагнуть их;
- тренируем координацию. Усадите ребенка на фитбол, раскачивайте его в этом положении в разные стороны, придерживая за руки;
- совершенствуем ползание. Поставьте перед крохой обруч или палку на высоте около 40 см. Предложите пролезть в обруч или под палкой;
- имитация животных. Предложите попрыгать как зайчик, ползти, изображая собачку и т.д.;
- махаем крылышками. Ребенок стоит ровно, руки вдоль тела. Вместе с мамой он начинает поднимать руки вверх, вперед, назад и снова вниз.
- разминаем суставы рук. Малыш машет руками вперед-назад несколько секунд. Поднимает руки перед грудью, сгибает их в локтях, сводя кончики пальцев на уровне груди, разводит их, не разгибая локти;
- приседаем. Придерживайте карапуза за руки и предложите глубоко приседать из положения стоя.
- велосипед. Лежа на спине, малыш совершает круговые движения подобные на кручение педалей.
Подбор упражнений для утренней гимнастики делается взрослыми, исходя из уже имеющихся умений. Главное, чтобы кроха оставался в приподнятом настроении, чувствовал прилив бодрости, разминал все мышцы тела.
Социальное развитие
Малыш постепенно начинает перенимать манеру поведения близких людей. В течение дня кроха эмоционально стабилен, проявляет негативные реакции на игрушки в случае отсутствия возможности выполнить задуманное действие, но быстро возвращается к спокойной игре.
Все четче прослеживается эмоциональная реакция на тон разговора взрослого человека. Малыш смеется в ответ на теплые, дружеские шутки, расстраивается, если его ругать, видя мамины слезы, может проявить сочувствие, пожалеть. Поведение малыша в разных ситуациях во многом зависит от поведения близких людей. Малыш подражает действиям и эмоциям, применяет увиденное в подходящие на его взгляд ситуации. Если внимательно наблюдать за игрой с мягкими игрушками и куклами, часто можно заметить, как ребенок повторяет действия и манеру поведения родителей.
При всей внешней стабильности поведения, изменения в настроении по-прежнему происходят мгновенно. В один момент карапуз может смеяться, после чего резко перейти на слезы. Это происходит из-за продолжающегося формирования нервной системы. Большинство детей проходят этап стабилизации эмоционального состояния ближе к 3-м годам.
Самыми распространенными причинами резкого перепада настроения являются сбои в режиме дня, отсутствие установленных ежедневных ритуалов
Для малыша в 15 -18 месяцев важно ложиться и вставать, кушать и играть в одно и то же время. Поддерживая режим дня, взрослые обеспечивают организм карапуза всем необходимым, препятствуют перенапряжению нервной системы
В общении с другими детьми, малыш начинает проявлять интерес к сверстникам. Копируя действия, жесты, мимику ребенок расширяет свои социальные навыки, получает базовый опыт взаимодействия с другими людьми. Рекомендуется давать карапузу возможность как можно чаще общаться с другими детьми в рамках площадки, песочницы.
Общаясь с другими детьми, малыш начинает проявлять чувство собственности. Большинство детей этого возраста не готовы делиться собственными игрушками, пытаются отбирать чужие игровые предметы. В такой ситуации бессмысленно ругать или призывать проявить щедрость. Рекомендуется отвлекать малыша от предмета другой деятельностью, предлагать поменяться.
В общении с близкими людьми малыш продолжает использовать эмоциональные возгласы для привлечения внимания. Ему очень нравится проводить время с родителями, копировать их действия. Привязанность к маме очень сильная, кроха плачет, когда мама уходит, некоторое время скучает по ней, ищет ее. Оставлять карапуза между 15 и 18 месяцами желательно с человеком, которого малыш хорошо знает, проявляет к нему доверие.
Развитие речи
Речь продолжает развиваться быстрым темпом. Каждый день у малыша появляются новые звуки и слоги, обозначающие предметы и действия. Не всегда родителям удается понимать возрастающий поток слов. Подражая взрослым, малыши часто произносят целые речи на понятном только им языке. Стоит подбадривать карапуза на пути освоения навыка речевого общения, быть внимательными к его словам и жестам, стараться понимать его желания, выраженные словом.
Активная понятная речь формируется из пассивного словаря, накопленного ребенком на протяжении первого года жизни и из понимания обращенной к малышу речи. Показателем того, что малыш понимает вас, знает значение употребляемых вами слов, служат его действия:
- По просьбе взрослого, ребенок может показать части своего тела, игрушку, предмет быта;
- Может указать на предмет по цвету (основные цвета спектра);
- Выполняет бытовые действия по просьбе взрослого;
- Понимает практически все, что говорят ему родители, при этом его реакция соответствует сказанному.
Понимая взрослых, видя их заинтересованность к диалогу, у малыша постепенно развивается необходимость к активной речи. Многие дети к 18-ти месяцам имеют в запасе около 40 слов или их упрощенные формы. Карапузы хорошо понимают значение вопросов «кто», «где», «что», с удовольствием указывают на ответ пальчиком, пытаются назвать полную или облегченную форму слова, обозначающего заданный предмет.
Но не все дети между 15 и 18 месяцами начинают активно наполнять словарь новыми словами. Ряд детей, в основном мальчики, в этот период больше настроены на изучение двигательных навыков, окружающего мира и к словесному выражению прибегают очень редко. Это нормально. Скорость созревания отделов головного мозга ответственных за речь, у каждого своя. Часто, дети, которые в 15-18 месяцев предпочитали молчать, начинают говорить намного позже, но при этом сразу полными формами слов и предложениями. Обратиться к педиатру и логопеду следует в том случае, если к 1,5 годам у ребенка нет ни одного слова в активном использовании, малыш не откликается на собственное имя, не понимает обращенную к нему речь.
Чтобы способствовать развитию речи в период между 15 и 18 месяцами жизни рекомендуется:
как можно чаще разговаривать с ребенком. Рассказывайте о своих и его действиях, задавайте вопросы, описывайте предметы;
использовать интонацию и мимику для точной передачи смысла сказанного;
не сюсюкать, не искажать слов;
читать крохе книги с большими иллюстрациями, отображающими смысл текста. Покажите, как можно рассказать знакомую сказку, опираясь на изображение в книжке;
предлагать знакомиться со стихотворной формой. Небольшие стихи, потешки, песенки легко запоминаются карапузу, стимулируя его повторять за вами, вставлять знакомое слово в нужном месте;
быть внимательным к просьбам ребенка повторить стихотворение или сказку. Малыш может просить рассказать или прочитать ему одну и ту же сказку по несколько раз. Не игнорируйте это желание. Такое поведение ребенка свидетельствует о полном понимании истории, восприятии сюжета;
положительно реагировать на любую попытку ребенка говорить. Если вы поняли смысл сказанного, обязательно отреагируйте на него, повторив вопрос или слово, сказанное ребенком правильно. Если вы не понимаете сказанное, то попросите повторить или согласитесь с малышом
Интерес к его речи должен быть постоянным, малыш должен чувствовать, что для вас важно его умение.
Чаще задавать вопросы, связанные с обыденными действиями. Поинтересуйтесь, во что кроха хочет поиграть, какую одежду одеть, что хочет кушать
Чем больше вопросов услышит карапуз, тем выше будет необходимость в речи.
Формирование речи у ребенка в 15-18 месяцев в большой степени зависит от взрослых. Малыш должен буквально купаться в чистой, правильной речи, быть активным участником семейной жизни, видеть необходимость в применении слов.
Бытовые навыки
В возрасте 1,5 лет ребенок должен развиваться и начинать осваивать первые бытовые навыки. К ним относятся:
- удерживание ложки и попытки самостоятельно есть;
- питьё из детской кружки;
- спокойное реагирование на проведение гигиенических процедур, попытки участвовать в них или выполнять какие-то действия самостоятельно;
- попытки самостоятельно раздеваться (частично);
- поиски вещей или предметов, нужных для тех или иных процедур (одежды, полотенца, зубной щетки);
- выполнение простых просьб (принести что-то, подать, положить);
- освоение горшка (сообщения о желании опорожниться или оповещении об уже произошедшем опорожнении).
Полуторагодовалый малыш стремится активно участвовать в поддержании быта, повторять за родителями. Он может пытаться протирать пол тряпкой, убирать игрушки в корзину и выполнять другие повседневные рутинные действия.
Психическое и эмоциональное развитие
Дети в полтора года начинают отдаляться от мамы, проявлять самостоятельность, исследовать окружающий мир. Им интересно все: что лежит в шкафу и стоит на полках, спрятано в ящике или повешено на стену. Появляются первые осознанные эмоции — малыш расстраивается при расставании с близкими, учится сопереживать и жалеть.
У ребенка сильное чувство собственности. Оно распространяется на все: игрушки, маму, личные вещи. Хорошее развитие речевых навыков позволяет копировать речь взрослых, звуки животных. Малыш помогает себе жестами и мимикой, пытается произносить по 2–3 слова подряд.
На втором году жизни дети понимают просьбы и требования, знают членов семьи, родственников и домашних питомцев.
Что умеет малыш
Игры и занятия детей в полтора года становятся сложнее. Малыш различает величину, форму и цвет предметов, с удовольствием черкает карандашом по бумаге, собирает пирамидки и строит домики.
Ребенок в 1,5 года должен уметь выражать чувства. Он импульсивен, поэтому испытывает ничем не обоснованную симпатию или антипатию к посторонним людям.
Речевое развитие малыша заключается в умении откликаться на свое имя, реагировать на знакомые звуки, называть части тела и любимые игрушки.
Полезное видео с играми на развитие речи у 1,5-годовалого ребенка
Как развивать
Развивать психоэмоциональную сферу помогает чтение сказок, совместные игры, пение и прослушивание детских песенок, разучивание стишков.
Для развития речи и обогащения словарного запаса следует называть все незнакомые предметы, объяснять, что они делают и для чего нужны или комментировать действия, выполняемые ребенком. Хороший эффект дает повторение слов за взрослыми.
Развивающие занятия для детей 1,5 лет включают:
- рассматривание картинок,
- использование карточек Домана или других пособий,
- рассыпание и складывание цветных кубиков,
- пальчиковое рисование.
- разминание мягкого пластилина или соленого теста,
- сбор мелких предметов в емкость,
- развитие моторики пальцев.
Техника безопасности
Вопросы безопасности ребенка по-прежнему должны оставаться на первом месте. Кроха научился ходить и теперь нужно внимательно следить не только за домом, но и окружающими предметами на улице. Следует помнить, что малышу нельзя позволять:
- Играть с мелкими, хрупкими и бьющимися предметами без присмотра родителей;
- Рассматривать лекарства, химию, порошки и т. д.;
- Лезть в розетку, тянуть провода;
- Залазить на подоконник, если на окнах не установлены замки;
- Подбирать на улице острые, грязные, опасные вещи, играть с ними;
- Относиться халатно к словам «горячо», «нельзя», «нет»;
- Играть с газовой плитой и электроприборами.
Безопасность ребенка – ответственность родителя. Будьте бдительны и осторожны, пытайтесь предугадать мысли вашего крохи, обеспечить ему безопасное игровое пространство.
Особенности ухода за ребенком 15-18 месяцев
В этот период малыш уже вполне может самостоятельно выполнять некоторые процедуры. Утреннее умывание, мытье рук, расчесывание подвластно ребенку, стоит поощрять такие самостоятельные действия, помогая карапузу по мере необходимости.
Психологи считают, что к 1,5 годам малыш уже готов к приучению к горшку. Если вы не начинали обучать малыша ранее, то самое время начать. Для начала, высаживайте кроху на горшок после сна, еды и прогулки на улице. Чтобы кроха стал проситься сам, ему нужно понять предназначение нового предмета в его жизни. Каждый раз, после удачного похода на горшок, хвалите ребенка, показывая всем своим видом, что он порадовал вас.
Купать малыша можно раз в 2 дня. Использовать мыло и шампунь во время купания желательно не чаще 1 раза в неделю. Для развлечения, 1 раз в неделю, можно добавить в ванную специальную детскую пену.
Обязательными для ребенка между 15 и 18 месяцами жизни остается утренняя гимнастика, процедуры закаливания. Расслабляющий массаж можно делать раз в неделю, по желанию ребенка.