Актуальная информация о моторной алалии

Лечение алалии

Так как данное заболевание является системным, то и подход к коррекции алалии должен быть комплексным. Терапевтические мероприятия включают в себя медикаментозное лечение, физиотерапию (электрофорез, магнитотерапия, водолечение, лазеротерапия, электростимуляция мозга и так далее).

Помимо этого, в обязательном порядке проводится тренировка навыков речи под руководством опытного логопеда. Этот специалист не только учит малыша правильно говорить, но и проводит огромную работу по коррекции таких важных функций, как память, концентрация внимания и так далее.

При симптомах моторной алалии основной акцент делается на правильное произношение звуков, развитие навыков складывания слов в предложения, стимуляции речевой деятельности. Хорошие результаты дают занятия лого ритмикой и логопедический массаж.

При сенсорной алалии у детей специалист учит ребенка различать речь других людей, распознавать слова, связывать между собой визуальный образ предмета и его речевое обозначение.

Основными направлениями терапии алалии являются:

1. Медикаментозное лечение. Ребенку назначают лекарственные средства, которые стимулируют мозговое кровообращение. Кроме этого, малыш должен правильно и сбалансированно питаться. Дополнительно показан прием витаминов группы В (В12, В15).

2. Занятия с логопедом. Это основа терапии алалии. Занятия могут проводиться как в условиях специальной школы, так и в индивидуальном порядке. Для того чтобы достичь результата занятия должны быть продолжительными, систематическими, что требует большого терпения как от ребенка, так и от его родителей.

Занятия с логопедом при алалии

В результате напряженных занятий с логопедом качество речи ребенка начинает улучшаться. Он учится распознавать чужую речь, начинает правильно произносить отдельные слова и слоги, приобретает навыки увязывания визуального изображения предмета с его звуковым обозначением. Далее ребенок начинает правильно складывать слова в предложения, учится правильно ставить окончания.

Помимо занятий, направленных на коррекцию речи, специалист проводит с ребенком занятия, направленные на стимулирование мелкой моторики (собирание конструктора, лепка, рисование, вырезание и так далее).

Очень важно, чтобы дополнительно с ребенком занимались родители. Именно от них во многом зависит успех лечения

3. Рефлексотерапия. Суть данной методики заключается в раздражении электрическими импульсами нужных участков мозга для стимуляции их работы, что существенно облегчает обучение ребенка. Рефлексотерапию разрешено проводить детям в возрасте 9 лет и старше.

4. Физиотерапия. Назначается в зависимости от текущего состояния маленького пациента, проводится курсами. Может включать в себя лечение лазером, магнитотерапию, водолечение и целый ряд других методик.

5. Логопедический массаж. Дополняет другие методы терапии. С его помощью удается активизировать отдельные мышцы рта, которые отвечают за четкость и правильность произношения. Массаж должен делать опытный специалист. Процедура выполняется при помощи специального зонда или вручную. Помимо массажа речевые мышцы развивают при помощи специальных упражнений.

Терапия заболевания проводится в специализированных коррекционных центрах либо детских садах.

Коррекционная работа при сенсорной/сенсомоторной алалии.

При данном нарушении логопеды Центра развития речи «Говорить легко» предлагают использовать систему альтернативной коммуникации «PECS» — систему общения при помощи обмена карточками.

Обучение  по методу  PECS способствует:

Развитию преднамеренной коммуникации;
Формированию возможности выражения потребностей и желаний;
Инициации взаимодействия и контакта;
Формированию способности привлекать внимание социально приемлемым способом;
Уменьшению нежелательного поведения;
Развитию понимания речи;
Активизации собственной речи;
Развитию мышления.

Обратите внимание! Логопеды Центра, работающие по методике PECS, включены в реестр русскоязычных специалистов, сертифицированных по методу PECS, Pyramid Educational Consultants Inc.

Система PECS имеет научно-обоснованную теоретическую базу и является программой с доказанной эффективностью для людей с аутизмом и другими сопутствующими проблемами развития. В Центре накоплен собственный положительный опыт применения этой методики у детей с сенсомоторной алалией.

Помимо занятий с логопедом ребенку с сенсорной и сенсомоторной алалией необходимо:

  1. Наблюдение у невролога;
  2. Занятия с дефектологом;
  3. Консультация психолога.

Для детей с сенсорной и сенсомоторной алалией будут полезны такие занятия как:

  1. Логоритмика;
  2. Адаптивная физкультура; 
  3. Арт-терапия (песочная терапия, изотерапия, музыкотерапия).

В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с сенсорной и сенсомоторной алалией предлагается:

  1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
  2. Составление программы коррекционной работы;
  3. Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  4. Занятия  с логопедом по методу «PECS» (или другому методу, наиболее подходящему в конкретном случае);
  5. Занятия с дефектологом;
  6. Логоритмические занятия;
  7. Занятия арт-терапией.

Коррекция алалии

Дети с алалией нуждаются в обязательной консультации детского невролога, логопеда, обследовании детского нейропсихолога.

Нейропсихологическое обследование –  детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти и начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка

Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т

д.).

Коррекция алалии, при любых ее формах, должна носить комплексный психолого-медико-логопедический характер.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии,  обязательной нейропсихологической коррекции, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур, нейроакустической стимуляции –  (Метод Томатис).

При алалии важно работать над развитием общей и мелкой моторики, высших психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи

При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж

Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 2.5-3 года) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия). Поэтому нужно обязательно помнить, что

Проявления моторной алалии

Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.

Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.

В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.

У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.

У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.

Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.

Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности

У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление

Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.

Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.

Формы заболевания

Условно различают две основные формы этой болезни:

  1. сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
  2. моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.

При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.

Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:

  1. Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
  2. Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
  3. Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).

Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная или Сенсомоторная алалия ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.

В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:

  • легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
  • тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.

Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.

Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:

  • стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
  • избегание контакта с окружающими людьми;
  • пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
  • плач без видимых внешних причин;
  • повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.

Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности,  токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония илигипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты,менингиты, ЧМТ, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, синдром госпитализма, дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Причины развития сенсомоторной алалии у детей

Нарушения, которые могут привести к развитию этого заболевания, нередко возникают еще в период внутриутробного развития плода. Это происходит на этапах формирования мозга. Неверное развитие речевых центров у маленьких детей происходит в результате влияния многих факторов. Вот только некоторые из них:

  1. Между ребенком и матерью есть резус-конфликт.
  2. Преждевременные роды, появление глубоко недоношенного ребенка.
  3. Влияние различных внутриутробных инфекций.
  4. Получение грудничком родовой травмы.
  5. Гипоксия плода, асфиксия в результате обматывания шеи пуповиной.
  6. Недостаточность развития плаценты.
  7. Всевозможные угрозы в процессе вынашивания ребенка матерью.

Повлиять на появление проблемы еще в период беременности могут:

  • вредные привычки у матери;
  • ведение неправильного образа жизни (особенно в первом триместре);
  • сильный токсикоз;
  • гестоз;
  • получение физических травм матерью в результате падения и не только.

В раннем детстве алалия может развиться по причине перенесения малышом гнойного менингита, краснухи, энцефалита и ряда других сложных болезней. Также проблемы с развитием речи могут стать следствием черепно-мозговой травмы. Спровоцировать болезнь способны наследственный фактор или перенесенный общий наркоз.

Дети, у которых диагностирована сенсомоторная алалия, постоянно пребывают в зоне риска. Это связано с тем, что у таких малышей чаще развиваются эндокринные заболевания, рахит, различные пневмонии, они больше подвержены острым респираторно-вирусным инфекциям.

В отдельных случаях смешанные формы алалии становятся следствием серьезной педагогической запущенности

Такое нередко происходит в семьях, где со стороны родителей и других членов семьи к ребенку не проявляется внимание: с ним практически не общаются и никак не занимаются. Дефект редко появляется у детей в проблемных семьях, где подрастают старшие братики и сестрички

Диагноз сенсомоторной алалии можно поставить ребенку в возрасте от 2-х лет. В этот период дети, как правило, уже достаточно хорошо понимают, что им говорят окружающие, могут самостоятельно произносить отдельные несложные слова.

Моторная алалия: симптомы

К первым признакам моторного вида алалии относят неразвитость первичных речевых проявлений, заметных с младенческого возраста. Малыш не умеет гулить, лепет носит характер однотонного произношения звуков. Слоги появляются в речи ребенка только после года, отдельные слова – к трем годам. Если здоровый пятилетний малыш имеет в запасе до полутора тысяч слов, то лексика больного ребенка крайне ограничена. У больных моторной алалией детей обычно громкий голос. Правильно произнося мягкие и звонкие согласные, они затрудняются в верном произношении слов.

Нарушения, связанные с фонематическим восприятием речи, проявляются в замене слов по звуковой схожести. Больные детки часто не могут правильно произнести слово именно из-за перестановки сходно звучащих слогов. Эта особенность мешает правильному лексическому толкованию слова, соотнесению предметов и понятий, смысловому соединению предложений. Ребенок плохо осмысливает заданный ему вопрос и затрудняется в ответе.

Родителям не стоит пугаться, если их кроха, например, вместо слова «доктор» скажет «доткор». Это вовсе не симптомы неврологического заболевания. Однако, если к поступлению в первый класс в речи ребенка останутся «неправильные» слова, лучше показаться на консультацию к логопеду. Возможно, эти признаки не имеют никакого отношения к моторной алалии, но есть смысл поработать над артикуляцией и поставить речь, как положено.

Дети с моторным поражением речи зачастую используют слова в форме именительного падежа, не умеют согласовывать окончания. Отсюда возникают грубые нарушения грамматического строя языка, а впоследствии – даже плохая успеваемость в школе.

Легкая форма расстройства отличается тем, что в целом речь ребенка понятна, несмотря на ее отрывистость и несвязность. При тяжелой форме заболевания наличествует лишь подражание звукам, сопровождаемое вспомогательными жестами, мимикой.

Дети с данной патологией отличаются громким голосом, психической заторможенностью либо гиперактивностью

Моторную алалию распознают также по ограниченности мелкомоторных движений (пальчиками, ручками), неспособности ребенка фокусировать внимание. У детей постарше наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение памяти, недоразвитие логического мышления, эмоционально – волевой сферы

Нередко моторная алалия сопровождается неврологическими заболеваниями ребенка.

Причины моторной алалии

По поводу алалии среди ученых велось много дискуссий: причины ее появления, механизмы нарушения речи, классификации и с какой стороны надо сначала ее изучать, с физиологической или психологической. В результате большинство исследователей разделили алалию на три вида: моторную – когда с рождения грубо нарушена или отсутствует речь, сенсорную – когда ребенок абсолютно не понимает речь окружающих, но говорит много и невпопад, в основном механически заученными фразами, типа: «Голос на первом!», третья форма – смешанная.

Сегодня мы поговорим о моторной алалии и ее видах. Алалия в переводе с греческого («а» — отрицательная частица, «лалия» – речь) дословно «нет речи». По статистике сегодня 20% детей дошкольного возраста с нарушениями речи это дети алалики. Моторная алалия встречается в 10 раз чаще, чем сенсорная, у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Моторная – значит двигательная, то есть, нарушена двигательная программа, в данном случае по производству речи, за которую отвечают центральные отделы речедвигательного анализатора, расположенные в лобной доле премоторной зоны коры левого полушария. Малыш своевременно начинает понимать чужую речь, собственная речь либо задерживается, либо не формируется вовсе.

Мозг – очень хрупкая система, особенно формирующийся мозг эмбриона. Малейшие вредности могут послужить причиной поражения его коры.

Перинатальные причины

Алалия – может быть следствием неблагоприятных условий развития плода, выраженных тяжелым токсикозом мамы, угрозой выкидыша, попыткой прерывания беременности, конфликтом резус-фактора, инфекционными заболеваниями, употреблением наркотиков, курением.

Натальные причины

Причиной появления заболевания также может быть родовая травма, стремительные или затяжные роды, асфиксия плода, химические и механические стимуляции во время родов.

К группе постнатальных факторов относятся: сотрясение мозга, перенесенные младенцем инфекционные заболевания, менингиты, энцефалиты, рахиты, нарушение питания и сна в возрасте до 3 лет.

Социальные причины алалии

К отсутствию речи может привести фактор возраста матери – до 16 лет или после 40. А также конфликтные отношения в семье до и после родов, негативное отношение матери к ребенку, двуязычье в семье, например, у эмигрировавших таджиков.

Что такое алалия

Алалия – это своего рода неврологическое заболевание, которое характеризуется патологическим недоразвитием речи у ребенка либо ее полным отсутствием. Болезнь вызывается поражением центров речи в коре головного мозга. Патология определяется системными речевыми нарушениями: изменен фонетико-фонематический, лексико-грамматический строй. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), даже обладая достаточным уровнем интеллекта и слуха, не могут говорить вообще либо обладают скудным словарным запасом.

Некоторые родители путают развитие алалии у ребенка с глухотой и немотой. Эти заболевания хоть и имеют некоторые схожие признаки, но все-таки отличаются друг от друга

Обратите внимание на своего грудного ребенка, позовите его с разной интонацией и проследите его реакцию на ваш голос. Понимает ли кроха вашу речь? Если малыш немного повзрослел, попросите его выполнить простые команды «Дай куклу», «Где мячик?» Такие игры позволят определить, понимает ли ребенок речь взрослого

Если вы обнаружили какие-либо нарушения, обращайтесь к врачу.

Диагностика алалии показывает, что среди заболевших малышей большее количество составляют дети дошкольного возраста (один процент), чуть меньше подвержены заболеванию школьники начальных классов. Из числа больных детей мальчики подвержены болезни в большей степени, чем девочки. Развитие алалии происходит в период внутриутробного развития ребенка, послеродовом периоде и на ранневозрастном (до трех лет) этапе.

Причины алалии у детей

Причинами заболевания являются:

  • механическое травмирование ребенка в утробе матери, при родах;
  • осложненное течение беременности, сопровождающееся сильным токсикозом, хроническими заболеваниями женщины;
  • патологически протекающая беременность с угрозой прерывания;
  • скоротечные, затяжные роды;
  • инфицирование плода, инфекционные болезни новорожденного, матери;
  • наследственный фактор.

К факторам возникновения алалии относят и вмешательство хирургических, акушерских инструментов во время родов. В раннем возрасте болезнь ребенка могут провоцировать заболевания, приводящие к истощению центральной нервной системы. Частые вирусные поражения (грипп, ОРВИ), болезни эндокринной системы, неблагоприятность условий в социуме увеличивают риск недоразвития речи.

Классификации алалии:

  • моторная алалия;
  • сенсорная алалия;
  • смешанная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Пример: Максим О.  4 года, диагноз «моторная алалия».  Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи.  Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п.  Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать»  заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так».  Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги».  В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.

Формы моторной алалии:

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам. 

Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки.  В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук. 

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Пример:  Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»

Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».

Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей  с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу».  В собственной речи наблюдается большое  количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия».  Таким образом,  отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия. 
 

Симптомы моторной алалии

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления.

Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.). Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector