Конспект занятия по формированию у дошкольников умений определять время по часам
Содержание:
- Содержание
- Условный счет звездных часов
- Как прикрепить стрелки к бумажным часам
- Начальный этап в обучении ребенка времени
- Как научить ребенка определять время
- Что значат часы?
- Часы работы и расписание врачей
- Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам»
- Как научить понимать и определять время
- Обучение по календарю
- Основные принципы обучению времени
- Как сделать красивые новогодние часы из конфет?
- Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов
- С чего начинать обучение?
Содержание
Условный счет звездных часов
Каждая звезда Большой Медведицы в течение суток описывает круг около Полярной звезды (вращается все созвездие целиком).
Прямую линию от Полярной звезды к звездам 1 и 2 Большой Медведицы будем для краткости называть стрелкой Медведицы.
Когда звезды 1 и 2 стоят прямо под Полярой звездой, то стрелка направлена отвесно вниз. Условимся говорить, что она показывает 6 часов, по условному счету. Это будет положение I на рисунке.
Продолжая наблюдение, мы скоро заметим, что в этом положении Большая Медведица движется вправо, т. е. к востоку, и медленно подымается, но кругу, центром которого служит Полярная звезда. Через четверть суток, т. е. через 6 настоящих часов, стрелка Медведицы пройдет четверть оборота окружности, будет теперь располагаться не вертикально, а горизонтально, и мы получим положение II; теперь стрелка Медведицы показывает 3 часа по условному счету и т. д.
«Циферблат звездных часов» и «звездное время»
Так как движение Большой Медведицы вокруг Полярной звезды совершается равномерно, то можно сказать, что Большая Медведица вместе с Полярной звездой— это условные звездные часы. Стрелкой у этих небесных часов служит воображаемая линия, проходящая от Полярной звезды к звездам 1 и 2 Большой Медведицы, но циферблата совсем нет. Но ведь циферблат и не особенно нужен. Когда мы смотрим на часы, мы очень часто определяем время просто по направлению стрелок и вовсе не стараемся рассмотреть цифру, на которую стрелка указывает.
Стрелка небесных часов поворачивается в направлении, обратном движению стрелки обычных часов. После положения II она будет проходить воображаемые цифры, соответствующие условным 2 ч., 1 ч., 12 ч., 11 ч. и т. д. Будем крепко помнить, что это не настоящие часы, а условные показания нашей воображаемой стрелки.
Ниже описано, какие задачи можно решать с помощью этих воображаемых небесных часов.
Как прикрепить стрелки к бумажным часам
Марианна Неттина Мастер-класс «Как сделать часы для игр из картона»
Доброго времени суток гостям моей странички!
Для того, чтобы познакомить детей старшего дошкольного возраста с часами, учить устанавливать время, нужен макет часов со стрелочками, которые можно переставлять.
Для раздаточного материала или дидактической игры можно изготовить своими руками макет часов из картона и коктейльных трубочек.
Подготовить белый картон, чёрный картон, клей, скотч, трубочка, спички, распечатанный на цветном офисном листочке циферблат часов (скачанный из интернета)
Вырезать циферблат, наклеить на белый картон, «заламинировать» скотчем. С помощью шила сделать отверстие для коктейльной трубочки в центре круга. Вырезать из чёрного картона стрелки короткую и длинную. дыроколом проколоть отверстия.
Кусочек трубочки (1 – 1,5 см) вставить в центр циферблата, вставить стрелочки. С помощью спичек или зажигалки подпалить коней трубочки и прижать. То же самое с другой стороны.
Эти часы можно использовать в дидактической игре для закрепления частей суток, для закрепления цифр.
Часовая стрелка
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.
Минутная стрелка
Ты часовой сестра.
Длинна ты и быстра.
Это ведь не шутки!
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка Зарядка Для чего нужна зарядка? – Это вовсе не загадка – Чтобы силу развивать И весь день.
Консультация для родителей «Как сделать праздник интересным» Подготовка к домашнему празднику идет в трех направлениях. Во-первых, это создание и поддержание праздничного состояния, т. е. эмоциональной.
Способность ориентироваться во времени – полезный навык как для взрослых, так и для детей. Решив, что уже пора учить малыша определять время по часам, нужно выбрать правильную методику объяснения основных принципов. В процессе изучения часов и времени нередко возникают трудности, потому что дети не понимают, что хотят сказать родители. А последние не всегда могут внятно объяснить принцип работы часов и понятие времени. Многим в этом помогают детские обучающие бумажные часы. Процесс обучения с использованием наглядных пособий идет заметно быстрее. А за счет того, что ребенок получает возможность самостоятельно перемещать стрелки, занятие превращается в игру.
Изготовлением часов лучше заняться вместе с малышом. Перед этим родителю следует разобраться, как изготовить поделку, как прикрепить стрелки к картонным часам и что для этого понадобится.
Начальный этап в обучении ребенка времени
Самое главное для малыша, не понимающего процессов времени — это понять основы. Дети непременно видят, что вокруг них происходит движение. Для них не понятно, почему день сменяется ночью, как проходят разные промежутки времени, почему они растут, и что значат времена года. Все это нужно начать объяснять ребенку с периодов времени: будущее, настоящее, прошлое.
Для того, чтобы ребенок понимал, о чем вы говорите ему, приводите простые примеры. Действия, которые малыш совершил, делает в данный момент или сделает потом лучше всего расскажут ему о разности периодов времени.
Разберемся подробнее, как научить ребенка часам, минутам, временам года и т.д.
Как научить ребенка определять время
Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными, пунктуальными, выполнять задания вовремя. Умение определять время — важный навык, поэтому необходимо помочь ребенку справиться с этой задачей.
Учимся ориентироваться во времени
Познакомьте дошкольника с эталонами времени. Секунду можно представить в виде хлопка в ладоши, минута состоит из 60 таких хлопков. А час — это целых 60 минут
Чтобы ребенок лучше представлял, сколько это – минута или час, необходимо обращать внимание на то, сколько времени ребенок делает то или иное дело: одевается, рисует, смотрит мультфильм, гуляет на улице
Также интересный способ сравнения единиц времени – это игра «Оцени время». Попросите ребенка угадать, сколько раз можно выполнить те же действия (приседание, езда на велосипеде по дорожке) за 15, 30 секунд и за минуту.
Учимся определять время по часам со стрелками
Когда ребенок получил общее представление об интервалах времени, познакомьте его с часами со стрелками. В то время как цифровые часы могут показаться более простыми, аналоговые часы способствуют лучшему пониманию времени благодаря последовательному движению стрелок. Есть мнение, что детям в возрасте до 7 лет достаточно определять время с точностью в полчаса (это касается аналоговых часов), и только ближе к 10 годам дети понимают понятие «четверть часа» и умеют определять время с точностью до минуты. Так что не требуйте слишком большого от ваших детей. Однако если ваш дошкольник научится определять время с шагом в 5 минут – это будет прекрасно.
5-6 лет — подходящий возраст, чтобы приобрести часы для ребенка. Пусть это будут простые часы, дизайн которых он выберет сам. Покажите, где находится циферблат, часовая и минутные стрелки. На некоторых часах есть третья стрелка – секундная, она самая тонкая и мы видим, как она движется. Продемонстрируйте, как движутся стрелки. Это можно сделать на детских игрушечных часах, настоящих часах с большим циферблатом или на расчерченной на 12 секторов окружности с помощью двух карандашей. Оставляя часовую стрелку в неподвижной, переместите минутную стрелку вокруг.
Сначала научите определять ребенка время с точностью в полчаса. Объясните, что если минутная стрелка поднята вверх, на отметку «12», значит сейчас ровно час (два и так далее). За один час минутная стрелка проходит целый круг, если она прошла полкруга, то прошло полчаса.
Затем научите ребенка считать через 5 ( 5, 10, 15, … ), для того, чтобы определять значения минутной стрелки на часах. К настенным часам возле значений часов можно наклеить написанные на стикерах значения минут (1 – 5 минут, 2 – 10 минут, …). Расскажите, как правильно называть показания времени. Например, в случаях, когда минутная стрелка не дошла до получасовой отметки либо пересекла получасовую отметку.
Регулярно упражняйтесь. Побуждайте ребенка смотреть на часы в течение дня. Пусть он сам определяет, через сколько вы пойдете на улицу, вернетесь домой или будете смотреть телевизор. Спрашивайте: «Который час?» — и ребенок с удовольствием придет вам на помощь.
Учимся определять время по электронным часам.
На часах со стрелками ребенок лучше представляет себе период времени (утро, день, вечер), достаточно только беглого взгляда на часы. Он может запомнить, что когда 2 стрелки образует вертикальную линию, с работы возвращается папа. Показания на электронных часах ребенок может точно распознать, однако поначалу ему сложно ориентироваться в них. Сопоставляйте значения часов со стрелками и электронных часов. Возможно, ребенку будет интересно просыпаться по электронному будильнику или под присмотром взрослого установить таймер на духовке или пароварке.
Обучение времени – это непростая задача, но с ней легко можно справиться вместе.
Что значат часы?
Символизм уходящего года всегда связан с отсчитыванием последних 5 минут, особенно на постсоветском пространстве, где все знают одноименную песенку из фильма «Карнавальная ночь». Удержать эти волшебные мгновения (хотя бы метафорично) позволит данная поделка.
«Ходики» не обязаны быть рабочими, хотя при желании в любой часовой мастерской можно приобрести бюджетный механизм (выглядит как маленькая коробочка с батарейками) и стрелки. С другой стороны, часы можно сделать двухсторонними, чтобы они показывали без 5 минут полночь и ровно 12 ночи. В таком случае поделка подойдет и для прощания с прошлым, и для встречи будущего.
Часы на Новый год крысы 2020 своими руками для фотозоны будут интересным решением. Особенно в сочетании с хенд-мейд камином. Их можно разместить у елки, где затем можно проводить уютные домашние фотосессии.
Часы работы и расписание врачей
В детской поликлинике № 58 и ее филиалах следующий график работы.
Часы приёма понедельник-пятница с 8.00 до 20.00.
В коридоре отделения
Молочно-раздаточные пункты
При поликлинике с 6.30 до 12.00 работают следующие молочно-раздаточные пункты:
- ДГП № 58 , ул. Маршала Катукова, д. 17, корп. 1, тел. +7 (495) 750-37-95;
- филиал № 1 ДГП № 58, ул. Маршала Катукова, д. 17, корп. 1, тел. +7 (495) 750-37-95;
- филиал № 2 ДГП № 58, ул. Новощукинская, д. 10, корп. 1, тел. +7 (499) 193-83-89;
- филиал № 3 ДГП № 58, ул. Расплетина, д. 12, корп. 2, тел. +7 (499) 194-09-67.
Вызов врача на дом в поликлинике № 58
Понедельник — пятница с 08.00 до 14.00; суббота и воскресенье с 09.00 до 14.00.
Центр здоровья диагностирует на ранних стадиях
Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам»
Ершова Ирина Михайловна
Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам»
Сегодня определить время можно быстро и легко. Достаточно посмотреть на монитор компьютера или мобильный телефон. А как же часы с циферблатом? Одни продолжают ими пользоваться по привычке. Для других часы – это стильный аксессуар и показатель статуса. А кто-то совсем уже отказался от часов с циферблатом, считая их неактуальными и устаревшими.
Поэтому вопрос о том, стоит ли вообще учить ребенка определять время именно по циферблату, задают себе многие родители. Попробуем разобраться.
Почему ребенку важно освоить
циферблат?
Дело в том, что так называемые «электронные»
часы не дают настоящего пониманиявремени. По ним мы можем определить время в настоящий момент, «здесь и сейчас» . Но только на циферблатеможно«увидеть»время, его течение и цикличность. Циферблат дает возможность представить временное пространство, структурировать его, ощутить его ход.
Научившись пользоваться циферблатом, ребенок легко освоит понятия «до»
и«после» ,«за сколько-то времени» и«спустя какое-то время» . То есть он сможет чувствоватьвремя,планировать свою жизнь и управлять ею. Поэтому дайте ребенку возможность освоить циферблат, а потом он сам выберет удобный для себя формат часов.
Когда начинать освоение циферблата?
Когда ребенок будет к этому готов! Это бывает заметно по вопросам ребенка и тому интересу, который он проявляет к часам. Если Вы то и дело слышите от ребенка вопросы типа «Сколько сейчас времени?»
,«А два часа – это сколько?» ,«Пятнадцать минут уже прошли?» , значит, поранаучить его пользоваться циферблатом. Должен ли ребенок что-то знать и уметь к этому времени? Да. Нужна определенная база: умение читать, считать в пределах сотни (ведь в одном часе 60 минут)
и довольно развитое мышление, способность к обобщению и абстракции.
Чтобы ваш ребенок понимал время и не опаздывал в школу на урок, познакомьте его с работой часов.
Для этого:
1. Сделайте макет часов вместе с ребенком (рис1)
или используйте механические часы с крупным циферблатом.
2. Покажите где часовая стрелка, а где минутная.
3. Объясните ребенку, что часовая и минутная стрелка двигаются по кругу с разной скоростью. За 1 час минутная стрелка пройдет целый круг, а часовая только от одной цифры, до другой. Счет минут идет от цифры 12.
4. Предложите ребенку обвести минутной стрелкой целый круг. Сколько времени прошло?
5. Покажите ребенку как прочитать часы: если минутная стрелка стоит на цифре 1, то часы показывают 1 час.
6. Задайте ребенку посложнее задание: минутная стрелка прошла 1 час. Покажите это на модели. Куда передвинулась часовая стрелка? (на цифру 2)
Спросите ребенка: “Который час показывают часы” (2часа)
7. Научите последовательно “ читать” часы и минуты. Не спешите давать сложные задания, пока ребенок не поймет движения часовых стрелок.
8. Наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие, если ребенок ошибается. Повторите практическое задание вместе с ним еще раз.
9. Поощряйте, пусть даже маленькие успехи ребенка в определении точного времени по часам.
Как разные люди определяли время
Уважаемые родители!
Познакомьте детей с историей измерения времени: В старину, чтобы узнать сколько дней пройдет,использовали такой способ:
Каждое утро, на восходе солнца люди нанизывали камешек с отверстием на крепкую травинку или прутик. И определяли, сколько дней прошло до сбора урожая, возвращения охотников.
Древний персидский царь вручил воинам, охранявшим мост. Ремень, на котором были завязаны узлы. Каждый день нужно развязать по узлу. И когда все узлы будут развязаны, воины могут вернуться домой.
Расскажите ребенку о разных способах измерения времени человеком. Интерес воспитывается через постижение истории.
“Как совершать путешествия – прогулки”
Мамы и папы!
— Давайте вместе совершим путешествие в разные части суток. Покажите мне разный цвет неба, действия людей. Как изменяется положение солнца на небе.
— Используйте любую возможность, чтобы показать мне красоту природы в разное время суток: полюбоваться закатом, послушай пение птиц, стрекотание кузнечиков. Услышать тишину ночи, поискать яркие звезды.
— После прогулки предложить мне нарисовать увиденное или услышанное.
— Перед сном не забудьте пожелать мне “Доброй ночи” и еще раз вспомнить со мной приятные ощущения от прогулки.
Памятка “О чем расскажет календарь”
Найдите вместе с ребенком в календаре дату его рождения.
Предложите ему определить, какой это день недели, время года.
Помогите ему найти даты рождения мамы, папы, бабушки, дедушки, братика или сестрички.
Попросите его рассказать, что он узнал об этих датах у календаря.
Как научить понимать и определять время
Научите ребенка чувствовать время. Научиться определять время — довольно сложно. В детском саду дети скорее ощущают, чем понимают время суток. Проснулся «утром», в конце дня — «вечер». Через несколько лет понимание времени и возможностей для измерения и индикации времени разовьется дальше и глубже. В школьном возрасте дети могут определять время с точностью до секунды и на цифровых, и на аналоговых часах со стрелками.
Подарите ребенку часы в качестве игрушки. Дети любят изображать в игре повседневные ситуации. Когда они немного узнают о понятиях «время» и «часы», неплохо дать им поиграть с часами. Это могут быть старые часы, которые больше не работают, или специальные часы для игр и обучения.
Четко указывайте время. Когда ваш ребенок подрастет и научится немного определять время, вы также можете обращаться к часам в разговорах о времени. «Ты должен закончить завтрак в четверть девятого, потому что уроки начинаются в половине девятого». Или: «Тебе нельзя смотреть телевизор до трех, поэтому тебе придется подождать еще полчаса».
Начните с часовой стрелки. Сначала час, затем полчаса. Тут пригодятся игровые часы. Держите минутную стрелку на отметке 12 и поворачивайте короткую стрелку. Покажите ребенку, что стрелка указывает на число на часах, и что это число означает час. Пусть ребенок сам поворачивает стрелки, пока не научится считать и понимать часы.
Затем расскажите, что делает минутная стрелка. Вначале ограничьтесь 30 минутами. Потом покажите каждые четверть часа. И затем минуты
Поскольку в часе 60 минут, важно, чтобы ребенок уже мог сосчитать до 60. Одна из самых сложных вещей для понимания в процессе обучения тому, как определять время — это понимание того, как именно связаны друг с другом длинная и короткая стрелки
По этой причине также полезно начинать с получаса и четверти, потому что вы можете четко видеть, как далеко часовая стрелка продвигается к следующему часу. Самыми сложными являются моменты, когда часовая стрелка исчезает за часовой стрелкой, например, пять минут второго.
Всегда под рукой. Практика ведет к совершенству. Дайте ребенку его собственные часы и регулярно спрашивайте, сколько сейчас времени.
Объясните разницу между тем как определять время по часам со стрелками и цифровым часам. Цифровые часы — это самая естественная вещь в мире для современных детей. Ведь все наши устройства отображают время в цифровом виде: компьютеры, смартфоны, планшеты, духовка на кухне. Поскольку у цифровых часов нет проблемы со стрелками, по ним относительно легко читать время. «Сейчас семь тридцать шесть».
Научите ребенка оценивать время. Если ребенок может правильно определять время, это не означает, что он усвоил всю концепцию «времени». Важно, чтобы ребенок научился оценивать, как быстро идет время и сколько времени он тратит на определенные действия. Сможешь испечь еще один торт, если через час надо пойти на футбольную тренировку? Как долго длится поездка на велосипеде до дедушки и сколько времени у тебя есть? Сколько времени тебе нужно, чтобы утром собраться в школу? Не думайте, что ребенок уже знает такие вещи, если он может определять время, потому что эти две вещи не всегда синхронизируются в своем развитии.
Обучение по календарю
Итак, когда все основы обучения освоены, можно приступать к первому шагу учебы. Начальные знания — это календарь. Первым делом объясните малышу все о смене времен года. Расскажите как можно подробнее о том, на какие времена делится год.
В подробном изучении периодов года поможет максимальная наглядность. При наступлении нового сезона показывайте ребенку на живом примере особенности. В этот же период можно рассказать о месяцах и желательно приобрести детский календарь.
Календари для дошколят в этом случае будут идеальным пособием: они яркие, все написано крупно, иногда имеются игры и нет сокращений. После освоения календаря можно приступать к обучению ребенка смотреть часы.
Основные принципы обучению времени
Первое правило в том, как научить детей определять время по часам — объяснить, что такое вчера, сегодня и завтра
Понимание года, месяцев, дней — это тоже важно. Но по этому можно пройтись быстро, так как большие временные промежутки малышу трудно понять
Сутки для него проще.
Однако если у сына или дочери нет примера, что это такое один час, они не поймут. Поэтому, начиная какое-то дело, стоит сказать «сейчас мы будем делать то-то. Это займёт 1 час». Так у малыша сформируется внутреннее чувство, сколько это длится по ощущениям. А когда родители покажут часы, ему будет легче привыкнуть к ним.
С минутами так же: предложить сыну или дочери убрать игрушки и пообещать пообещать, что это займёт 5 минуток. Только не стоит хитрить, иначе это плохо скажется на его восприятии времени. Активность следует прекратить, когда 5 минуток выйдут.
С одной минутой совсем просто. Можно включить секундомер и подождать, пока пройдет 1 минутка. Малыш поймет, что это немного. Но стоит объяснить ему, что из секунд складываются минутки, а из минут в часы. И даже секунды ценные, потому что много секунд — это это много минуток и часов. Еще совет, как научить ребенка часам со стрелками: разучивать стишки и песенки про стрелки наизусть.
Минутная стрелка
Дети редко путают секундную стрелку с какой-то ещё, потому что она быстрее всех. Но перепутать часовую и минутную легко. Малышу объясняют, что минутная длиннее и тоньше. Движется быстрее, чем часовая, но медленнее, чем секундная.
Также малышу объясняют, что минутная стрелка передвигается, когда секунда прошла полный круг. Он может сам заметить это небольшое движение, если будет тщательно смотреть.
Читайте еще: Как научить ребенка одеваться самостоятельно
Как научить ребенка понимать время по часам в минутках. Понимать минутную стрелку труднее, чем часовую, потому что для неё нет специальных цифр на циферблате. Цифры словно приходится дорисовывать в уме. Чтобы это было проще делать, ребёнку стоит предложить нарисовать часики с цифрами для минутной стрелки. И превратить это в игру: нарисовать 10 разных часиков всех цветов, и для каждых проставить цифры. Малыш с удовольствием вовлечется в игру.
Даже взрослым трудно считать деления на механических часах. Тем более это сложно ребёнку, и не нужно поначалу требовать от него, чтобы он точно говорил время по механическим приборам. Вместо этого стоит просить сказать его примерное. Тем более что ход механического аппарата иногда нарушается, и показание становится неточным. Об этом тоже стоит предупредить.
Количество делений от 1 цифры до другой составляет 10. После 5 делений идёт большая черта, которая помогает увидеть 10 и 5 минут. Малыша требуется научить называть:
5 минут,
10,
15 минут (обратите внимание, что это четверть часа),
20,
25,
30,
35,
40,
45,
50,
55,
Требуется пояснить ему, что 0 и 60 минуток это одно и тоже, потому что, когда минутная стрелка доходит до до конца, всё начинается сначала.
Секундная стрелка
С секундной стрелкой проблем почти не возникает, так как она движется быстрее остальных и привлекает к себе наибольшее внимание. Труднее понять, зачем секунды вообще нужны
Ответ на этот вопрос связан с понимаем ценности времени. Если малыш не видит, что его родители ценят время, то ему будет трудно научиться ценить его самому.
А объяснения для секундной стрелки почти те же самые, что и для минутной. Когда она проходить полный круг, секунда обнуляется. И цифры для секунды тоже, как и для минуток, приходится считать в уме. Там, где минутная стрелка покажет 10 минуток, секундная указывает на 10 секунд.
Как сделать красивые новогодние часы из конфет?
Новогодние часы из конфет
Рекомендации по изготовлению коробочки В случае если вы хотите смастерить новогодние часы из конфет, то вам придется сделать своими руками круглую коробочку нужного размера. Чтобы ваша поделка получилась идеальной вам надо будет сделать так, чтобы бортик картонной заготовки имел такую же длину, как и выбранные вами конфеты.
Рекомендации по изготовлению:
- Для начала обтяните картонную заготовку гофрированной бумагой, фольгой или просто красивой упаковкой. Старайтесь максимально хорошо зафиксировать ее на основе, ведь от этого будет зависеть насколько хорошо будут держаться на ней конфеты.
- На верхнюю часть коробки приклейте циферблат и обязательно сделайте стрелочки. Они могут быть изготовлены из более контрастной бумаги или окрашенных в нужный цвет деревянных заготовок.
- Когда все это будет готово, можете начинать фиксировать на коробке конфеты. Старайтесь укладывать их таким образом, чтобы между ними не было большего расстояния. В случае если вы выбрали конфеты с неровными краями, тогда заделайте образовавшиеся пустоты дождиком.
- После того как все конфеты будут приклеены, вам останется украсить ваши новогодние часы дополнительным праздничным декором. На этой стадии вы можете позволить себе включить всю свою фантазию и помимо стандартного новогоднего декора использовать, например, красивые пуговицы или оригинальные заклепки.
Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов
Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.
Запоминание и понимание чисел
Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста
Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д. до 60)
до 60).
Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти
Знакомство с циферблатом и стрелками
Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.
Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки
Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.
Сделать часы для обучения можно и самостоятельно
Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).
Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.
Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой
Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на отметку «2» и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять). Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый
Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.
Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)
Переходим к минутам
Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на отметке «6» (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.
После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).
Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут
После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.
Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах
Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д
Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат. Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти
Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти
Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах
Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.
Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая
Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время
И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).
Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:
-
Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.
-
Циферблаты скрепляются между собой (их фиксируют стрелки). Сверху находится «дневная» часть. Затем мы показываем ребёнку, например, 4 часа утра и показываем, какая «ночная» цифра этому соответствует (это будет 16 часов).
Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»
С чего начинать обучение?
Понятия «сейчас» и «потом» можно объяснить на многих примерах. Для осознания достаточно несколько раз в течение дня разговаривать с малышом таким образом: сейчас будем кушать, а затем пойдем гулять, сначала посмотри мультфильмы, потом поиграем.
Отмечайте с малышом признаки утра, дня и вечера, обговаривайте события, происходящие в это время. Планируйте вместе следующий день, вспоминайте события дня вчерашнего. Купите или нарисуйте красивый плакат, на котором будет изображен привычный распорядок дня.
Перед тем, как показывать часы ребенку, необходимо объяснить разницу понятий «день» и «сутки». Малыш должен осознать, что в сутках, кроме дня, ещё есть и ночь, и вечер, и утро. Разъяснить особенность времени идти только вперёд можно на детских фотографиях. Вот кроха ещё совсем маленький, вот чуть постарше, а на этой совсем большой. Невозможно снова стать младенцем и вернуть время назад.