Конспект занятия на тему «согласный твердый звук [ш], буквы ш ш»

Учимся выговаривать буквы

Когда дети подрастают, мамы начинают прислушиваться к их произношению, правильно ли выговаривает малыш буквы, и все ли он их говорит. Проблема всегда была и будет, правда бывает так, что переполох поднимается раньше времени, многие буквы ребенок просто не может еще говорить, просто потому, что он еще слишком мал. К таким буквам относится буква, «Р», ее ребенок должен учиться говорить в 5- 6 лет, если это получилось раньше, то хорошо, а если нет, не переживайте, поводов пока для этого нет.

Как научить ребенка говорить букву Р

Прежде всего, нужно помнить, что занятия должны быть систематическими, иначе результата, вы можете ждать долго. Для начала стоит просто повторять слова с буквой «Р», но постоянно и естественно вместе с мамой или папой, чтобы ребенок слышал пример.

  • крем
  • кружка
  • красота
  • трактор
  • трава
  • труба
  • рупор
  • роза
  • ребус
  • укроп

И все тому подобное, если у вас нет возможности получить консультацию логопеда, или вам к нему обращаться просто рано, то вы должны сами подобрать слова для занятий.

https://youtube.com/watch?v=1gHNazolgtEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Логопед — как выговаривать букву Р. (https://youtube.com/watch?v=1gHNazolgtE)

Выбирать вы их должны, учитывая, когда именно вашему ребенку трудно произносить букву. Возможно только перед гласными буквами или наоборот, а может он совсем ее не произносит. Отталкиваясь от ваших умозаключений по этому поводу. Вы и составите небольшой список слов, который будете произносить вместе с ребенком. Еще вам нужно непременно запомнить правильную постановку языка, зубов и губ при произношении буквы «Р».

  1. Зубы должны быть разомкнуты так, чтобы между ними мог поместиться палец.
  2. Боками язык прикасается к коренным зубам, его кончик направлен наверх и соприкасается с ребристой поверхностью, рядом с резцами. Когда поток воздуха выходит, кончик языка вибрирует, и получается звук р-р-р.
  3. Губы в это время уже готовы произнести следующую букву.

Прежде чем объяснять это ребенку, разберитесь во всем сами, и уже потом своими словами перескажите ему все. Постоянно занимайтесь с ним, если вам не помогут такие простые упражнения, то нужны будут если не занятия с логопедом, то его консультация, на которой он вам составит список нужных именно вашему ребенку упражнений.

Как научить ребенка говорить букву Л

Учиться произносить правильно букву «Л», стоит начать как можно раньше, пока это не превратилось в привычку и даже в проблему, из-за которой вам придется обращаться к логопеду. Возможно, малышу просто нужно помочь разобраться в том, как правильно произносить эту букву. При правильном произношении, положение должно быть таким:

  • губы немного приоткрыты
  • язык должен быть тонким, его кончик должен упираться в основание передних зубов
  • воздух выходит по краям языка, затем из уголков губ

https://youtube.com/watch?v=lDb6PdDyXb0Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Логопед — как выговаривать букву Л. (https://youtube.com/watch?v=lDb6PdDyXb0)

Произносите как можно чаще слова с буквой «Л», это должен быть определенный набор слов, не меняйте его. Но чтобы подобрать этот набор, сначала нужно понять, в каких случаях ребенку труднее всего произносить букву.

  1. Пила
  2. Зло
  3. Молоток
  4. Колобок
  5. Клапан
  6. Клубок
  7. Лунтик
  8. Платье
  9. Лук
  10. Стул

Возьмите для начала такой набор слов, потом судя по тому, как ребенок будет справляться с их произношением, вы скорректируете его.

Как научить говорить ребенка букву Ш

Если малыш не выговаривает шипящие звуки, а в частности букву «Ш», то домашние занятия вполне могут ему помочь, так как к логопеду детей в основном записывают только с пяти лет. Это обосновано тем, что до этого возраста речь ребенка еще только формируется, и неправильное произношение вполне нормальное явление. Но если вы хотите помочь ребенку сами, то вполне можете с этим справиться.

Правильное положение губ, языка и зубов при произношении буквы «Ш», должно быть таким:

  • Широкий кончик язычка должен быть поднят, но не прижат к верхнему небу, при этом он должен быть расслабленным
  • Края язычка касаются верхних коренных зубов
  • Губы вытягиваются вперед
  • Между зубов должна оставаться щель
  • Вдыхая воздух, подносите ладонь ко рту
  • На выдохе шипите, ладонь должна ощущать теплую струю воздуха

Обязательно подберите слова для тренировки, буква «Ш», должна в них находиться и в начале, и в конце, и в середине. Так вам проще будет разобраться, на что делать упор в занятиях.

  1. Шишка
  2. Крышка
  3. Укушенный
  4. Шерстка
  5. Кошка
  6. Шалаш
  7. Шмель
  8. Кашалот
  9. Шар
  10. Матрешка

Если вы регулярно будете проводить со своим крохой занятия в игровой форме, то справитесь без логопеда. Ну а если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, то назначенные логопедом занятия, также нужно будет проводить дома, в обязательном порядке.

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

— Скажи, между кем ты стоишь?

2. Сообщение темы занятия.

— В гостях у нас сегодня Художник Карандаш.

Логопед выделяет голосом звуки , .

— Какие звуки я выделила голосом? Эти звуки мы будем учиться различать. Поможет нам Художник Карандаш.

Логопед демонстрирует Художника Карандаша.

Я — Художник Карандаш,

В детский сад зашел я ваш.

Будем мы шипеть, жужжать,

Звуки эти различать.

3. Сравнение звуков —

— Как выходит воздух из проколотого шара? Ш-Ш-Ш. Расскажите о звуке .

— Как жук жужжит? Ж – Ж – Ж. Расскажите о звуке .

— Художник Карандаш предлагает сравнить звуки — . Чем они похожи? А чем отличаются?

4. Дифференциация звуков — в произношении.

а) Дифференциация изолированных звуков.

— Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков и . Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.

б) Дифференциация звуков в слогах и словах.

Посадите на правую ладошку звук , на левую звук , соедините ладошки, какой слог получился? Теперь посадите на правую ладошку звук , на левую , какой слог получился?

А сейчас повернитесь друг к другу, приготовьте ладошки – девочкам я дарю слог Лу, мальчикам Ша, соединяем ладошки, какое слово получилось? ЛУША. Девочкам слог Лу, мальчикам слог Жа, что получилось? ЛУЖА. А теперь вместе повторите слова, которые у нас получились ЛУША – ЛУЖА.

в) Усовершенствование фонематических процессов.

Ребята, а давайте нам наши пальчики помогут назвать все звуки по порядку в словах. (Дети с помощью пальчиков, соединяя поочередно пальцы с большим пальцем, называют звуки в словах).

— Сколько звуков всего в слове?

— Сколько гласных и какие они?

— Сколько согласных и какие они?

— Какие звуки одинаковые в этих словах, а какие разные?

Молодцы, хорошо поработали, а теперь надо бы и отдохнуть.

5. Физкультминутка.

Зарядка с тетушкой совой.

6. Дифференциация звуков — в словах.

Наш Художник-Карандаш очень любит рисовать, вот он нарисовал много разных картинок и просит нашей помощи, так как не знает, кому какую подарить. Мы с вами должны посмотреть на картинки и выбрать для ШАРИКА картинки со звуком , для ЖУКА – картинки со звуком , и разместить их на соответствующий карандаш.

Дети называют картинки, выделяя голосом звуки и и определяют кому какую картинку подарить. На интерактивной доске соединяют картинку с соответствующим карандашом.

Молодцы, вот мы и помогли нашему Художнику.

7. Бука Ш, буква Ж

Давайте, ребята, вспомним, какими же буквами обозначаются наши звуки?

Ш Ж

ША ЖА

ШО ЖО

ШУ ЖУ

Прочитайте слоги.

8. Составление предложений.

Художник Карандаш очень любит рисовать, и пока мы тут с вами читали слоги, он нарисовал картины и просит вас посмотреть и составить предложения.

Дети рассматривают картинки и составляют предложения: Кошка сидит на дереве. Ежик пьет молоко. Лошадь пасется на лугу. Жирафы жуют листики. Мышка любит сыр. Жаба сидит на кочке.

9. Итог занятия.

— Ребята, о каких звуках мы с вами говорили?

— Художнику понравились все ваши ответы, ему с вами было весело, вы ему во многом помогли и он вам на память нарисовал картинки-невидимки (контурные, в названии которых есть звуки и (мишка, машина, лошадь, ежик, жук, жираф). Но Художник столько рисовал, что у него закончились краски и он вам предлагает дома разукрасит его картинки.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
«Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
Отставание в развитии

Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Лучшие детские игры

  • Король Воришек
    4.75
  • НАБОР РАЗВИВАЮЩИХ ИГР 3D
    4.82
  • Улитка Боб 5
    4.77
  • Красный шар 5
    4.85
  • АМ НЯМ:Перережь веревку
    4.71
  • ЛУНТИК: АЛФАВИТ
    4.71
  • Раскраска мелом
    4.71

Игры для Детей
Логические игры
Для 3 лет
Для 4 лет
Для 5 лет
Для 6 лет
Для 7 лет

Лабиринты

Игры свинка пеппа
Конфеты
Котенок Бубу

МиМишки
три кота

Главная

Развивающие игры для малышей
Дошкольникам
Познавательные для Детей
Пианино
Пазлы
Пазлы для Девочек

На память и внимание

Математика игры

Для детей 8-9-10-11-12 лет

Рисовалки
Азбука

Барбоскины

Игры для детей 5-6 лет

Игры Лунтик

Игры Смешарики
МУЛЬТИКИ
Раскраски

Раскраски для Девочек
Раскраски для Мальчиков

Игры Маша и медведь

Фиксики
Шарлотта Земляничка

Животные

Игры по персонажам

Тачки

Миньоны

Камазы

Защита башни

Игры Пони
Игры Уход за Животными

Улитка Боб
Смурфики
Лего

Кошка Анжела

Спанч Боб

Игры Пузыри

Говорящий кот Том
Крокодильчик Свомпи
Развивающие детские игры

Angry birds
Шоу Дельфинов
Красный шар
Барашек Шон
Король Лев

Игры 3 панды
Игры Ам Ням
Девушки Эквестрии
Щенячий Патруль
Игры Майнкрафт
Фризл Фраз

Даша путешественник
Машина Ест машину
Хелло Китти
Поу
Суши Кот
Марио

Гравити Фолс
Мадагаскар
Вспыш и Чудо Машинки

Девушки Супергерои
Фейри Тейл Хай
Мстители
Доктор Плюшева
Том и Джери
Робокар Поли
Тролли
Золушка
Счастливая Обезьянка

Город Героев

Шиммер и Шайн
Финес и Ферб
Лентяево
Гуппи и Пузырьки
Приветом По Планетам
Как Приручить Дракона
Вселенная Стивена

Русалки
Юные Титаны
Зверополис

Гамбол
София Прекрасная
Рапунцель

Лего Ниндзяго

Наруто
Масяня
Время Приключений

Троллфейс
Соник

Рейнджеры Самураи
Симпсоны
Бакуган
Халк
Ральф
Хлебоутки
Умизуми
Микки Маус
Лило и Стич
Аватар

Сказочный Патруль

ДЛЯ ДЕВОЧЕК НА ДВОИХ

Другие игры

Мини игры
Шашки
Для Маленьких
Зума
Фруктовый Ниндзя

Логические
Головоломки

про Новый Год

Смешные

Кликеры

Агарио

Игры Офисные
Флеш игры

Роботы

Драки

плохое мороженое

Еще игры для мальчиков
Слендермен
Парковка

Страшные
Трансформеры
ПОГРУЗЧИК
БЕН 10
Стикмен

Бильярд

Бродилки
Бешеная Бабка
Войнушки

Найди отличия

Прикольные

для Мальчиков 8 лет»
для Мальчиков 9 лет
Стратегии

Метание Ножей
РЫБАЛКА
Спортивные

Еще игры для девочек
Эвер Афтер Хай
Поцелуи
Бродилки Девочкам
Тесты

Аниме
Пицца

Ресторан
Уборка

Школа
Хейзел
Магазин
для Девочек 10 лет
Кошки
Собаки

Танцы
Для девочек 4-5-6-7-8 лет
Для мальчиков 4-5-6-7 лет

РАСКРАСКИ
Для 2 лет

Детям 1-2 года

Для детей 2-3 лет

для Девочек 8 лет
для Девочек 9 лет

Мода

Лошади
Покемоны

Одевалки
БРОДИЛКИ
ГОТОВИМ ЕДУ

На ноутбук

Видео о постановке звука «Ш» ребенку

Как поставить звук Ш ребёнку за 1 минуту:

Логопедические игры

Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.

Автоматизация звука

Автоматизация «ш» происходит при работе со слогами, словами и предложениями. Для более приятного времяпрепровождения можно купить специальные раскраски, картинки, карточки или альбом для рисования, где вместе с ребенком можно будет изображать иллюстрации. Малыш будет рисовать и одновременно проговаривать, тем самым закрепляя навыки.

  • Сначала произносятся отдельные слоги: шо-ша-шу-шэ-ши,
  • Затем добавляются слова: шашка, шоссе, шишки,
  • И после можно переходить к предложениям, скороговоркам: шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  Как научить ребенка говорить шипящие звуки “ш” и “ж” правильно

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными

Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш»

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Занятия по постановке звука «ш»

Без игры в обучении малыша не обойтись. Сначала нужно проверить внимательность и чёткость восприятия. Произносите в произвольном порядке слова с буквой «ш» и без неё. Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит слова, в которых есть звук «ш».

Попросите ребёнка изобразить при помощи руки шипящую змею, которая должна дойти по нарисованному лабиринту к цели.

Вспомните вместе где ещё можно слышать шипящие звуки – шуршание опавшей листвы под ногами, шипение кошки, шорох испуганной мышки, шелест листьев на ветру.

Для закрепления звука используйте сначала слоги и слова, а затем скороговорки, детские стихи и чистоговорки. Большую помощь в автоматизации произношения окажут картинки, изображающие предметы, в названии которых есть буква «ш».

Начинать обучение правильному произношению звука «ш» нужно с артикуляционных упражнений. Затем при помощи игр и занятий можно закрепить достигнутый результат.

Возможные отклонения

Возможные отклонения:

  1. Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
  2. Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
  3. При боковом сигматизме получается «хлопок».
  4. Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
  5. При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
  6. Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.

Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями

Звук [Ш] в середине слов (в стечении согласных):

Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко,маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.

Ребенок не выговаривает звук [Ш]

Группа шипящих звуков устойчиво входит в речь к четырем годам. До этого времени отсутствие или искажение считается условной нормой. Не всегда родители могут заметить, что что-то не так.

Занятия можно проводить как у логопеда, так и дома

Оценка уровня произношения

Выговаривание любого звука может быть неправильным. В таком случае, самый простой вариант — это отсутствие звука . Тогда речь ребенка будет звучать примерно так: апка, ина, маина и т.п.

Чаще встречается искажение звука. При щечном произношении воздух проходит не через язык и губы, а уходит в щеки. В итоге на выходе получается глухой шум. Визуально видно, как надуваются щеки ребенка.

Иногда ребенок можно произносить шипящие в «нижнем» положении. В таком случае к твердому небу приближается не кончик языка, а средняя часть его спинки. В таком случае получается нечто похожее на .

Если малышу будет удаваться произносить задней часть языка, которая сближается с твердым небом. На выходе можно услышать нечто напоминающее фрикативное или звонкое южнорусское .

Важно! Точно нарушение сможет выявить только логопед. Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой

Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма

Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой. Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма.

При проблемах дошкольник начинает менять на . В таком случае вместо «шапки» он говорит «сапка», вместо «машина» — «масина».

Физиологические факторы

Ребенка можно легко разговорить, но не всегда он правильно произносит все звуки. С шипящими проблемы могут возникать из-за укороченной подъязычной связки.

Иногда проблемы возникают из-за разросшихся аденоидов. В таком случае у дошкольника отмечаются проблемы с дыханием.

В тяжелых случаях ребенок совсем не может дышать носом и приоткрывает рот

Проговаривать неправильно звуки малыш может из-за минимальной мозговой дисфункции. В таком случае отмечаются проблемы с поднятием кончика языка, переключения с позы на позу затруднено.

Когда обращаться к логопеду

Дома можно заниматься с детьми в случае легких нарушения. Например, если нет проблем со словарем и лексико-грамматическим строем речи. В таком случае родители могут проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Помощь логопеда требуется в случае общего недоразвития речи и дизартрии. При таких нарушениях не существует быстрых способов исправить звукопроизношение.

Выявить такие проблемы легко. При первом диагнозе у ребенка отмечается бедность словаря, он может неправильно связывать слова и затрудняться осуществлять словообразование.

При дизартрии нарушается иннервация мышц. В таком случае дошкольнику тяжело проговаривать схожие звуки, у него слабое дыхание и у него гипертонус или гипотонус мышц артикуляционного аппарата.

Важно! При любой проблеме родители являются непосредственными участниками коррекционного процесса. При дизартрии и общем недоразвитии речи нужна не только педагогическая помощь, но и медицинская

При дизартрии и общем недоразвитии речи нужна не только педагогическая помощь, но и медицинская.

Ход ООД

I. Оргмомент

— Правила поведения

— Гимнастика для ума

–Выполните самомассаж:

Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик (движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает щёчки, щёчки, щёчки (потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит точки, точки, точки (постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Золотят веснушки деток очень нравится им это (спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

— Сядет тот,кто правильно произнесет слова:

игра «Один – много»

нож — ножи лужа — лужи груша — груши ёж — ежи лыжа — лыжи крыша — крыши уж — ужи кожа — кожи каша — каши

— Какие звуки услышали в словах?

II. Работа по теме ООД

— Выполним гимнастику для языка:

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам — «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз — и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

— Рассмотрите картинки. Произнесите слова.

— Картинки с положите в 1 конверт, с – во 2 конверт. (Шапка, жук, шмель, жираф, шлем, жилет.)

— Охарактеризуйте звуки — .

— Отгадайте загадки:

Где же вы ее найдете? Ну конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,Говорит: ква, ква, ква! (жаба)

— Составьте схему слова ЖАБА. Охарактеризуйте.

В клевере моя постель — Прожужжал усатый. (шмель)

— Составьте схему слова ШМЕЛЬ. Охарактеризуйте.

— Назовите предметы:

1. Нужны человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2. Кто ходит в иголках? (ежик)

3. Маленькая, серенькая живет в норке. (мышка)

4. Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься. (шишка)

5. Ее надевают на голову в холодное время года. (шапка)

6. Пятнистое животное с длинной шеей. (жираф)

Физминутка

Хлопья белые летят. (Лёгкий бег на месте.) Холоднее стало, (Приседания.)

Только, зимушка, ребят (Наклоны туловища влево-вправо.)

Ты не испугала. (Прыжки на месте.)

Не боимся мы пороши, любим снег – хлопок в ладоши. Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам. Мы теперь метатели, бьём по неприятелю! Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!

Игра «Тук – тук — тук» (Координация речи с движением)

Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)

Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)

С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.) В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)

Игра с мячом «Назови ласково»:

Шапка, жук, шоколад, живот, подушка, нож

— Прочитайте слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ – ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ

— Придумай слова.

Игра «Произнеси правильно» (, ):

Ска, напи, пока., но., Ната., е., лы., мы., ды., камы., малы…

— Разделите слова на слоги.

Игра «Четвертый лишний»

• кувшин, кошка, лошадь, жук;

• желудь, чашка, жук, жираф.

Игра «Скажи наоборот»: лучше – хуже шире – уже дальше – ближе выше – ниже потушил — зажег

III. Итог ООД

Причины

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Проверка правильности произношения

Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).

Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед

Важно, чтобы кончик был направлен кверху

Проверка должна проводиться поэтапно:

первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);

второй этап – проверка звука Ш изолированно

Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ»

Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;

третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.

Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector