Как заинтересовать ребёнка учёбой в школе: советы родителям
Содержание:
- Нужно научить ученика давать отпор
- Конфликты
- Что делать если альтернативное обучение неприемлемо?
- Причины нежелания ходить на уроки
- Причина 4: школьный буллинг
- Важный возраст
- Учительница ругает за клеточки, а сын ее боится
- Сколько времени нужно ребёнку на сон
- Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
- Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
- Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
- Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
- Совет 4. Отвечайте на все вопросы
- Совет 5. Формируйте правильное окружение
- Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
- Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
- Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
- Как помочь ребенку привыкнуть к школе?
- Подтянуть запущенные предметы
- Что делать, если ничего не помогает
- Ребенок не хочет в школу – давление со стороны родителей
- За что хвалить и как ругать
- Почему ребенок не хочет идти в школу?
- Повторить правила перехода через дорогу
- Ребенок не хочет в школу – еще «не созрел»
- Причина 5: ребенок считает, что к нему придираются
Нужно научить ученика давать отпор
Не нужно запугивать ученика маньяками, но помнить о них он должен. Нужно научить его вести себя с недобрым человеком. Ученик должен строго усвоить, что нельзя:
- брать подарки от незнакомого человека;
- идти куда-нибудь по его приглашению, чтобы он не обещал и не говорил;
- доброго вида, но незнакомая бабушка скажет, что пришла с поручением от родителей, идти вместе с ней.
Если незнакомец будет настаивать, то следует громко, кричать и звать прохожих. Шум заставит злодея скрыться.
Так ребёнок научится сам добираться до школы и в другие полезные для него учреждения, и всё меньше будет нуждаться в родительской опеке.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как подготовить ребёнка к школе?
Конфликты
Конфликты
Ребёнок часто заявляет родителям: «Не хочу учиться в школе!». Что делать в ситуации, когда это происходит явно не из-за усталости? Самой распространённой причиной и, увы, трудно решаемой, являются конфликты. В-первых, далеко не все признаются в этом, чтобы не показаться униженным лишний раз и оскорблённым. Во-вторых, зачастую заходит всё так далеко, что разгрести образовавшийся ком может только профессиональный психолог.
С одноклассниками
Проблема. Дети жестоки, особенно — подростки. У них свой взгляд буквально на всё: на школу, на одежду, на учителей, на весь учебный процесс. Они могут издеваться над сверстником по разным причинам:
- у него нет iPhone и аккаунтов в соцсетях;
- он бедно и немодно одевается;
- он замкнутый и необщительный, живёт в своём собственном мире;
- он плохо учится;
- у него есть недостатки во внешности (оттопыренные уши, большой рот, длинные руки — причиной насмешек может стать любой дефект) и т. д.
Результат: из-за насмешек и издевательств ребёнок не хочет идти в школу, у него развиваются различные внутренние комплексы.
Что делать? Постарайтесь понять причину такого отношения одноклассников. Из-за бедности и отсутствия iPhone? Грош цена таким друзьям — не стоит заморачиваться на том, чтобы завоевать дружбу таких людей. Наверняка в параллельных классах есть кто-то с таким же уровнем дохода: нужно объединиться и дать достойный отпор обидчикам. Проблемы с учёбой? Так это отличный повод подтянуть все свои хвосты. Поверьте: любая проблема решаема — нужно только захотеть.
Совет родителям: вы наверняка самыми последними узнаете о проблемах своего ребёнка с одноклассниками. Именно поэтому нужно постоянно держать руку на пульсе: общается ли он со сверстниками в соцсетях? ходит ли с ними гулять? рассказывает ли вам об отношениях с ними? а что говорит по этому поводу классный руководитель? Если проблема не решается спустя 2 месяца после того, как вы начали решать данную проблему, всерьёз подумайте о смене школы, но при этом не забудьте спросить мнения подростка.
С учителями
Проблема. Если у ученика и учителя не совпадают темпераменты или взгляды на жизнь, это может вылиться в некоторую конфронтацию. Властный, авторитарный учитель, привыкший к крику, может подавлять меланхолика, и тот по утрам будет со слезами на глазах твердить: «Не хочу в школу!». Может возникнуть и зеркальная ситуация: аморфный, спокойный, чересчур спокойный преподаватель не сможет взять в руки шустрого непоседу и заводилу. Это ведёт к проблемам с учёбой и успеваемостью.
Что делать? На самом деле нужно помнить прежде всего о том, что любой учитель — это человек. С ним всегда можно поговорить, найти какой-то подход. Наверняка ему тоже неприятна сложившаяся ситуация, и он будет прочь всё уладить совместными усилиями. Если уж вы столкнулись с настоящей Медузой Горгоной (таких в современной школе практически не осталось), всегда можно решить проблему с классным руководителем, школьным психологом или даже завучем. Если вы сообщите им, что ребёнок не хочет идти в школу из-за конфликта с преподавателем, разрешить данный конфликтный узел — прежде всего в их интересах.
На заметку. Попробуйте взглянуть на учителя не как на беспощадного Цербера, а как на чью-то жену, маму, сестру, подругу… Представьте, как ей тяжело, — это в корне изменит не только ваше к ней отношение, но и ваши отношения между собой.
Что делать если альтернативное обучение неприемлемо?
Если по каким-то причинам альтернативное образование для семьи сейчас неприемлемо, то нужно разработать тактику и концепции, без этого никак, ведь вы теперь уже заодно.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Во-первых, все ведущие психологи на сегодняшний день, говорят о том, что если делать неукоснительно все современные школьные задания, можно заработать проблемы с психикой.
Те, кто в наше время высокочастотных энергий приносят себя в жертву, быстро «сгорают» и начинают болеть. Подчас совсем небезобидными болезнями. Всё потому, что на пользу идёт только то, что делается с желанием и мотивацией.
И грустно и смешно от того, что в крупных успешных компаниях от сотрудников требуют, наоборот, из общей массы дел выделить важные, актуальные на данный момент, основополагающие и неотложные, «забив» на всё остальное. Это именуется оптимизацией и креативностью. Школа же учит ровно противоположному.
Причины нежелания ходить на уроки
Желание прогулять занятия абсолютно естественно, если домашнее задание не выполнено или предстоит сложная контрольная. Но если ученик готов к урокам, но демонстрирует нежелание идти в школу буквально каждый день, это настораживает.
Самые распространенные причины того, почему ребенок не хочет ходить в школу:
- отсутствие контакта с одноклассниками, травля;
- низкий уровень знаний по сравнению со сверстниками;
- проблемы дома;
- боязнь того, что родители бросят (характерно для младших школьников).
Проще всего справиться с нежеланием ходить в школу из-за недостаточного уровня знаний. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются дети, которые попали в «элитные» гимназии.
Троечники из обычной среднеобразовательной школы обычно образовывают свою собственную компанию и вообще не переживают из-за оценок. Но быть единственной «белой вороной» среди сильных учеников достаточно тяжело.
Чтобы помочь ребенку повысить уровень знаний, стоит нанять репетитора. Выбрать хорошего учителя можно с помощью портала 7hands.com. На сайте собраны преподаватели с разными специализациями. Как только оценки улучшатся, желание ходить в школу вернется.
Если же ребенок продолжает устраивать истерики по утрам, уделяйте больше внимания общению. Дети редко подробно описывают свой день. Большинство подростков ограничиваются фразой: «Все хорошо».
Чтобы узнать истинные причины нежелания посещать занятия, вместо абстрактных вопросов «Как дела?», «Что нового?», задавайте более конкретные: «С кем из одноклассников ты дружишь?», «Как реагировали учителя на твои ответы у доски?».
Если вы видите, что ответы приходится «вытягивать клещами», то можно использовать стимулирующие фразы: «Я заметила, что в последнее время ты возвращаешься из школы без настроения. Есть причины?».
Также можно предложить сменить место учебы. Если ребенок встретит новость с явным облегчением, то необходимо срочно проконсультироваться с психологом и решить проблему.
Причина 4: школьный буллинг
Травля со стороны одноклассников — самая веская причина нежелания появляться в школе. Ребенку страшно, одиноко и непонятно. И тут родители действительно могут ему помочь.
Существуют разные стадии буллинга — от легкого поддразнивания до жестокой травли. Легкое поддразнивание — это более-менее норма, здесь не надо влезать и выяснять отношения с мамами и папами других детей. Скандаля с другими родителями, вы ухудшаете положение ребенка.
Что делать? Если у вас с ребенком доверительные отношения, вы обязательно заметите ранние стадии буллинга. Если ребенка травят в школе, открыто или тайно, —обязательно нужно сразу вмешаться. В большом стрессе ребенок будет по привычке действовать как жертва и не сможет противостоять насилию со стороны других детей.
В этой ситуации лучше всего сменить школу. Однако этого мало, нужна поддержка психолога, потому что и в другом коллективе ребенок будет использовать старый поведенческий шаблон.
Важный возраст
Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка — познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно — в компании.
Что почитать взрослым
Блог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения – прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?». В ней много мудрых и действенных советов.
Что почитать подросткам
«Курс выживания для подростков». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.
19.09.2010
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие»
взаимоотношения с окружающими, взаимоотношения с родственниками, о подростках Другие статьи автора
Учительница ругает за клеточки, а сын ее боится
Светлана, мама Данила, 7 лет:
— Данька так ждал, когда пойдет в первый класс! Обожал курсы по подготовке к школе, так старался, выписывая все эти крючки и палочки, так гордился, что быстро читает.
И с учителем, как мне сначала показалось, нам повезло. Она молодая, активная, привлекает родителей, чтобы устраивали детям развлечения, конкурсы, праздники. Но очень уж требовательная.
Сначала только взрослым доставалось. Педагог подробно писала в чате, как именно нужно делать домашнее задание, что обязательно проверить. Но со временем стала строже относиться к детям. Ругает их по малейшему поводу: не то число клеточек отступил, не поставил точку после сокращения, забыл линейку (первый раз за год!).
Забираю Данила из школы — а он говорит: «Едем быстрее домой, вдруг я не успею домашку сделать!» Успокаиваю его, говорю, что нужно погулять, отдохнуть, ведь школа — это только часть его жизни. А он переживает, что не успеет, что сделает что-то не так и его наругают. Готов даже футбольные тренировки пропускать.
Я же больше переживаю, что он совсем не получает удовольствия от учебы, хотя раньше так стремился в школу.
«Четыре клеточки вниз, две строки пропустить» — на что мы тратим детство ребенка
Мария Швецова:
— Учитель дает много отрицательной обратной связи
Важно разобраться, есть ли при этом положительное подкрепление с ее стороны? Если ребенок сделал все правильно, он услышит похвалу? Или работает только мотивация «чтобы не ругал»?. Поддерживать ребенка могут родители: смотреть, как он справляется с программой, отмечать успехи
Можно в повседневной жизни давать задания, близкие к тому, что Данил делает в школе: что-то записать, посчитать. И обязательно отметить, как красиво и понятно написано, как быстро и правильно посчитано
Поддерживать ребенка могут родители: смотреть, как он справляется с программой, отмечать успехи. Можно в повседневной жизни давать задания, близкие к тому, что Данил делает в школе: что-то записать, посчитать. И обязательно отметить, как красиво и понятно написано, как быстро и правильно посчитано.
Но вообще, то, что ребенок отказывается от прогулок и любимых занятий — очень тревожный звонок. Значит, он находится в постоянном напряжении. Человеческий мозг так устроен, что обучаться он может только в спокойной, доброжелательной атмосфере. Если вы находитесь в лесу и уверены, что за деревьями прячется медведь, вряд ли вы будете интересоваться, какие цветы и ягоды там растут. В состоянии стресса не будет ни интереса к познанию, ни удовольствия от процесса.
В моей практике был подобный случай, и вопрос решился сменой класса. Думаю, что родителям Данила можно рассмотреть такую возможность. С другой стороны, если учитель дает и положительную обратную связь, а проблема заключается в мелочах вроде отсчитывания клеточек или подобных формальностях, можно помочь локально. Например, сделать шаблон: ребенок подкладывает его в тетрадь и сразу видит, где должен начать писать. Через год-два мозг ребенка станет достаточно зрелым, чтобы на соблюдение правил не уходило слишком много ресурсов.
Сколько времени нужно ребёнку на сон
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.
Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.
Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.
Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.
Совет 4. Отвечайте на все вопросы
Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.
Совет 5. Формируйте правильное окружение
Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.
Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.
Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.
Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.
Как помочь ребенку привыкнуть к школе?
Первый раз в школу дети шагают с энтузиазмом. Новая форма, красивая канцелярия, праздничное настроение очень способствуют детской заинтересованности. Но уже через месяц школьной жизни запал куда-то исчезает. Звучат вопросы: «И что, так теперь одиннадцать лет?!».
Чтобы помочь детям адаптироваться, родители могут:
— соблюдать режим до школы;
Особенно это касается детей, не посещавших сад. Если всю жизнь никакого режима не было, то внезапно начать просыпаться по будильнику – это стресс. Переходить на новое расписание лучше за 1-3 месяца до начала обучения.
— читать книги про школу;
Детская литература поможет понять, как все устроено: уроки, перемены, столовая и т.д.
— обсудить важные вопросы;
Как отпроситься в туалет при всем классе? Что делать, если не отпустили? Как поступить, если обидели? К кому идти, если что-то болит? Испачкал/порвал одежду в школе – как справиться? Обо всем этом надо поговорить заранее.
— рассказывать о своем обучении;
Не нужно врать про медаль, если ее не случилось. Покажите ребенку свою школу, поделитесь приятными воспоминаниями: о первой пятерке, любимой учительнице или выступлении в самодеятельности.
— купить удобную форму и красивые тетради;
Новая одежда должна нравиться ребенку. А выбор тетрадей – и вовсе превратиться в любый ритуал на ближайшие десять лет. Если есть возможность, не экономьте на этом.
— не грузить кружками.
Первые 2-3 месяца дополнительные занятия вообще не нужны. В дальнейшем все активности – по желанию ребенка. Но обязательно должно быть свободное время, когда можно играть или не делать вообще ничего.
Нет, ребенок не «превращается в лентяя» и не «теряет драгоценное время». В эти периоды он думает, учится слушать себя и находить себе дело самостоятельно. И отдыхает, конечно же.
Подтянуть запущенные предметы
Когда какой-то предмет запущен и непонятно, как к нему подступиться, можно использовать то, что я называю «методикой швейцарского сыра»: если перед тобой стена проблем, надо сначала прокрутить в ней две-три дырочки, а потом постепенно, шаг за шагом увеличивать их размер, пока стена не рухнет.
В нашем случае надо определить, какие предметы сейчас наиболее важны и какие темы ребенок не усвоил, что надо подтянуть, после чего перейти к конкретным действиям — разобраться с одним запущенным параграфом из учебника, затем приступить к следующему и так далее.
Конечно, потребуется время и терпение, зато мы увидим, как меняется отношение ребенка к занятиям: как только он начинает понимать и усваивать материал, пропадает страх, появляется уверенность в своих силах, а вместе с ней и интерес к учебе. Если предмет сложный и мы не можем помочь сами, значит, надо временно взять репетитора.
Бывает, что родители заставляют ребенка заниматься трудным предметом по два часа кряду и следят, чтобы он не отвлекался. Но мало кто может так долго сосредотачиваться на чем-либо. Ребенок сидит эти два часа, страдает, начинает тайком заниматься другим, продолжая изображать из себя труженика — а воз и ныне там…
Поэтому важно найти оптимальный способ самостоятельной работы. Можно разложить большое дело на цепь маленьких
Например, прочитал условие задачи, посидел, подумал минут десять (можно поставить песочные часы или включить таймер), потом сделал короткий перерыв, выпил чаю или попрыгал, поиграл с кошкой. Затем снова сосредоточился и решил задачу до конца.
Надо научить ребенка после сильной концентрации переключаться на краткосрочный отдых и снова к максимальному сосредоточению.
Детей «заставляют» учиться прежде всего позитивная эмоция и успех. Ребенок чего-то достигает, у него появляется вера в свои силы, она дает ему энергию двигаться дальше. Если мы поможем ему почувствовать себя успешным — в любом деле, будь то спорт, музыка, рисование, поэзия, — то этот успех станет триггером, локомотивом, который потянет за собой остальное, в том числе и школьные оценки. А главное, вернет ребенку желание учиться.
Что делать, если ничего не помогает
Даже при соблюдении всех вышеописанных мер пробуждение по утрам может вызывать проблемы. Особенно это касается детей с «поздним» хронотипом, период активности которых выпадает на вечер и ночь. Но почему обязательно в школу надо рано вставать?
Если учиться дома и никуда не ходить по утрам, проблем с пробуждением может и не возникнуть. В «Домашней школе Фоксфорда» занятия обычно начинаются в 10 утра, и продолжаются примерно до 15:00. Чтобы приступить к занятиям, не нужно тратить время на дорогу — достаточно всего лишь включить компьютер. Наши ученики имеют возможность выспаться перед уроками и после занятий располагают достаточным количеством времени, чтобы сделать все домашние задания, посетить кружок или секцию, поразвлекаться и пораньше лечь спать.
Даже если ваш ребёнок поздно встаёт утром и может проспать занятия, их можно будет посмотреть в записи в любое время.
Ребенок не хочет в школу – давление со стороны родителей
Каждый родитель знает, что основная задача ребёнка – учиться, учиться и ещё раз учиться.
Если со стороны родителей идёт постоянный прессинг и они заставляют свое чадо учиться лучше, чем есть в настоящий момент, наказывают за их неоправданные ожидания, то рано или поздно ребёнок начнёт ненавидеть как школу, так и родителей.
Необходимо разговаривать с детьми и объяснять, что учёба нужна им, а не вам. Объясняйте, что хорошие отметки и высокие баллы по ЕГЭ и ГИА позволят поступить в то учебное заведение, в которое хочет сам ребёнок.
Самой лучшей мотивацией к учебе является его собственное понимание значимости учебы. В этом вы можете ему помочь, используя «сократический диалог».
Подобное общение подразумевает постановку вопросов таким образом, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания.
Пример: — Саша, ты кем хочешь быть когда вырастишь?
— Врачом.
— А что надо сделать, чтобы получить профессию врача?
— Закончить медицинский университет.
— А что нужно, чтобы его закончить?
— Поступить.
— А что надо делать, чтобы поступить и т.д.
Чередой вопросов вы подводите ребёнка до момента, когда он говорит, что необходимо учиться для хороших знаний предмета, которые помогут стать отличным специалистом.
За что хвалить и как ругать
Есть мнение, что лучшая профилактика школьной неуспеваемости — метод «кнута и пряника». Закончил год без троек — держи новый смартфон, получил двойку — не получишь карманных денег. Эффективна ли такая система? Скорее всего, она простимулирует ребёнка получать хорошие отметки. Но сможет ли она привить вкус к получению знаний?
Помните: внутренняя мотивация всегда сильнее внешней. Ребёнок должен чётко понимать, зачем он учится и как сможет применить те или иные знания в будущем.
Поэтому если ваш сын или дочь проявляет интерес к какому-то предмету или теме — обязательно поощряйте его.
Хвалите ребёнка за любые успехи, а в случае неудач не давайте волю эмоциям. Если ученик не усвоил материал, постарайтесь объяснить его другим способом. Если допустил ошибку — разберитесь вместе, что к ней привело и как избежать её повторения. Ребёнок не должен бояться ошибиться — ведь на ошибках учатся.
Почему ребенок не хочет идти в школу?
Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:
Трудности в учебе
Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.
В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам.
Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог
Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче
Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.
Конфликты с одноклассниками или педагогом
Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.
Семейные проблемы
Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.
Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.
Не готов к школе
Чаще эта история касается мальчиков. У родителей были инструменты (например, психологические тесты на готовность к школе ), но они положились на календарный признак: 7 лет — пора! А ребенок не готов к школе: игровая мотивация не сменилась на учебную. И сейчас ему тяжело, напряжно и хочется играть, а не писать прописи. Такие мальчики с машинками и динозавриками в руках очень выделяются в классе среди целой толпы спокойных, вменяемых, работоспособных, усидчивых девочек с хорошо сформированной учебной мотивацией.
Большую ошибку делают родители, которые запихивают в школу маленьких да удаленьких детей : «Он читает с 3 лет, с 4 играет в шахматы, мы лучше отдадим его сейчас в школу, а то ему потом будет скучно».
Нет! — пусть лучше ребенок пойдет в школу не в 5 или 6 лет, а в 7! Пусть он поскучает немного — зато у него будет время на заведение дружбы и адаптацию . А это лучше, чем писаться по ночам и сгрызть себе все ногти на нервной почве.
Что делать?
Спокойно и без нервов спрашиваем, что не так. Ребенок говорит, что вообще не хочет в школу, а хочет в садик. И учитель подтверждает: «Да, он не готов к школе». Забирайте чадо из школы. Если этого не сделать, ребенок найдет способ избегать школу — через болезнь. Зачем вам эти грабли? Верните ребенка в подготовительную группу, где он спокойно дозреет до желания учиться в школе.
Повторить правила перехода через дорогу
Часто дети травмируются, когда переходит дорогу, поэтому он должен запомнить такие правила.
- Ребёнок должен точно усвоить, что переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу.
- Выскакивать на дорогу, когда горит жёлтый свет нельзя даже, если он опаздывает на урок. Лучше переходит дорогу вместе с другими пешеходами.
- Некоторые водители продолжают движение даже при зелёном свете, поэтому можно переходить дорогу только, когда все машины остановились.
- Если ученик добирается в школу автобусом и у него есть проездной, всё ровно он должен иметь деньги на билет. Он может его потерять или в мороз не захочет мёрзнуть на остановке и может доехать на маршрутке. Эти деньги нужно положить в отдельный кармашек ранца, чтобы ученик не истратил их в буфете.
- Мобильный телефон должен быть у ребёнка всё время и, конечно, полностью заряженный и с положительным балансом. Но полезно научить его, как можно позвонить, если деньги закончились. Для этого нужно узнать у своего оператора, как можно позвонить за счёт вызываемого абонента. Тогда ребёнок всегда будет на связи с родителями.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Образовательные курсы и программы повышения квалификации от IT-школы HackerU
Ребенок не хочет в школу – еще «не созрел»
Часто бывает, что малыш в 5-6 лет уже умеет читать и писать и родители решают, что их чадо готово учиться и отдают в школу
Но, помимо уровня интеллектуального развития родителям следует обратить внимание на другие качества ребенка, определяющие его готовность к школе
• Физиологическое развитие. Если физиологически ребенок готов идти в школу, то он должен обладает усидчивостью, способностью не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут. У школьника должно быть развито чувство времени практически как у взрослого человека. Если физиологически ребёнок ещё не созрел для процесса обучения, то у учителя будут возникать постоянные жалобы, замечания на плохое поведение, неусидчивость, отвлекание одноклассников.
• Морфологическое развитие. Определяется по пропорциям тела и проверяется «Филиппинским тестом». Для этого ребенка просят дотянуться правой рукой до левого уха, подняв и опустив руку над головой. Взрослый человек это сделает с легкостью, но если малыш не может выполнить такое упражнение – значит руки у него пока еще коротки, соответственно организм не готов к школьному обучению. Прежде всего, это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью воспринимать и перерабатывать информацию. Подобный тест часто является основным показателем определения «школьной зрелости» детей.
Таким образом, если физиологическое или морфологическое созревание еще не настало, то ребёнку будет очень тяжело даваться обучение в школе. Созревание у каждого человека проходит индивидуально и паспортный возраст может резко отличаться от биологического. Если вдруг у вашего чада низкий уровень физиологического и морфологического развития, то по возможности, лучше подождите ещё год, прежде чем отдавать его в школу. За это время эти процессы в детском организме дозреют и он будет полностью готов. В противном случае у ребёнка может снизиться мотивация к обучению, появится отказ от посещения школы, что вызовет полное негативное отношение к учебе в целом.
Причина 5: ребенок считает, что к нему придираются
Ребенок уверен, что его усилия недооценили, а учитель специально занижает ему оценки.
Что делать? Прежде чем помогать ребенку справиться с несправедливостью жизни, надо понять, насколько его требования адекватны. Часто дети из-за завышенных ожиданий не могут найти общий язык с учителем. Они могут ожидать, например, что их будут хвалить за все так же, как хвалят дома.
Учитель — представитель объективной системы оценки. Если ребенок не сделал половину заданий, то странно ожидать восторгов и громадной похвалы.
Хвалить надо за ощутимый результат. Научите ребенка стараться и достигать результатов без постоянного желания услышать заветное «молодец».
Следует помнить, ребенок не только учится, но и получает социальный опыт. Контакт с людьми, которые относятся к нему предвзято, — это тоже часть жизни.