Публицистический стиль речи: характеристика, примеры

Жанры публицистического стиля речи

Выделяют 3 жанра публицистического стиля:

  1. Информационный (репортаж, интервью, заметка, отчет). Главная функция — сообщение информации: что, где, когда, при каких обстоятельствах произошло или произойдет.
  2. Аналитический (беседа, рецензия, статья, обзор, корреспонденция). Главная функция — воздействие на публику. Присутствуют рассуждения автора, аргументация, анализ события, личные выводы и оценка происходящего.
  3. Художественно-публицистический (очерк, фельетон, памфлет, эссе). Используется для получения образного, эмоционального представления о событии или факте.

Рассмотрим подробнее каждый жанр.

Разбор примера

Для лучшего усваивания материала нужно посмотреть на примере, как используются компоненты публицистического стиля.

Отрывок из статьи:

Как проводить такой урок, если нет маленького класса? Прийти на экзамен если нет с собой зачётной книжки? Включается ли процесс вдыхание медовой пылью в программу обучения в университетах? Сама Оксана Ф., например, считает иначе. Ей 35 лет, она на хорошем счету у одного из банков и вместе с тем — студентка колледжа четвёртого курса. Во время завтрака или днём, когда брат Алёны занят, она садится за его ноутбук, подключается к сети и начинает изучать ту информацию, которую ей сказал преподаватель, преподающий в вузе за четыреста километров от неё, с главной целью — узнать больше.

Из этого текста можно выделить следующие лексические приёмы:

  • общие слова: экзамен, завтрак, день;
  • термины: сеть, класс, меловая пыль;
  • разговорная речь: сказал, изучать;
  • речевые клише: проводить урок, на хорошем счету, подключается к сети.

Морфологическая часть — в самом тексте совмещены черты публицистического и других стилей, а также содержатся отвлечённые существительные, употребляемые в разных падежах: время завтрака, обучения.

Синтаксис — в тексте есть как простые короткие предложения, так и сложные.

Речевое оформление текста в публицистическом стиле

Поскольку публицистический текст призван воздействовать на адресата, он всегда очень яркий и выразительный. Публицисты применяют всю палитру изобразительных средств литературного языка: метафоры, сравнения, гиперболы, параллелизм и т.д.

Очень актуальны экспрессивные слова и выражения, игра слов.

В публицистическом стиле не редкость риторические фигуры:

  • вопросы “Что мы можем ответить на это?”;
  • восклицания “Не позволим порочить честное имя!..”;
  • фигуры умолчания “Мы не будем говорить о том, что этот человек страдает алкогольной зависимостью, – речь сейчас не об этом”.

Иногда из-за этого текст кажется довольно агрессивным. Впрочем, подбор изобразительных средств зависит от “целевой аудитории”: для достижения своей цели он должен ориентироваться на адресата, подстраиваясь под него на всех уровнях, от синтаксиса до лексики.

Что такое публицистический стиль и его основные функции

Публицистический стиль — это стиль речи, который используется СМИ для передачи новостных сообщений массовому адресату (газеты, телевидение, радио, интернет).

Публицистический стиль выполняет 2 основные функции, при этом они в какой-то степени противоречат друг другу:

  1. Информирование. Главная задача публицистического стиля — проинформировать общество о произошедшем событии или событиях, которые произойдут в будущем, при этом автор новостного сообщения должен быть максимально объективным.
  2. Воздействие на аудиторию. Некоторые жанры публицистического стиля отличаются чрезмерной эмоциональностью с ярко выраженной позицией автора и его личным мнением. Такие сообщения несут в себе социальную оценку и призывность, воздействуют на массы и формируют общественное мнение.

Читайте статью «Особенности, характерные черты, жанры и примеры научного стиля речи».

Характерные черты публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи имеет ряд специфических признаков, по которым его легко определить:

  1. Информативный заголовок. Заголовки новостных сообщений достаточно объемные. Из заголовка понятно, о чем далее пойдет речь.
  2. В первом предложении (абзаце/лиде) кратко изложена суть новостной заметки.
  3. Принцип «перевернутой пирамиды». Приоритетность, ценность и полезность информации убывает от начала текста к его завершению.
  4. Предложения и абзацы в основном короткие.
  5. Много конкретики и деталей.
  6. Читабельность, простота, грамотное изложение информации.
  7. Эмоциональность и оценочность.
  8. Часто используется общественно-политическая лексика (наименования политических партий, ведомств, экономические и правовые термины и др.).
  9. Ориентированность на массовую аудиторию.
  10. Риторические вопросы, восклицания и повторы.
  11. Помимо основного разговорного (неформального) стиля, который используется в публицистике, встречаются сленговые и жаргонные слова.

Как написать проблемный очерк: смысл и основная цель

В проблемном очерке перед автором стоят следующие задачи: выяснить причины возникновения проблемной ситуации, попытаться определить ее дальнейшее развитие и определить возможные пути решения. 

Проблемная ситуация не описывается просто в виде набора неких цифр, суждений, фактов, а представляется в тексте как определенная преграда, которую реально существующие люди со своими достоинствами и недостатками, характером, мировоззрением и ценностями пытаются решить. 

Очень часто сама проблема возникает на фоне конфликта интересов. И исследуя этот конфликт, автор может добраться до сути проблемной ситуации. Сам процесс наблюдения за конфликтом вызывает эмоции и вовлеченность, как со стороны читателя, так и самого автора очерка. Это и делает очерк «живым» и интересным. 

Журналист может приводить в тексте различные параллели, ассоциации и сравнения, иногда даже отступать от основной темы очерка. 

Задача автора состоит не столько в передаче читателю уже имеющихся фактов и сведений о проблемной ситуации, сколько предоставление таких фактов, которые автор во время сбора и подготовки информации нашел и выяснил самостоятельно. 

Критерии отбора новостей

В первую очередь публицистический стиль ассоциируется с журналистикой и СМИ. Особое место в масс-медиа занимают новостные заметки: они пользуются спросом и привлекают основной процент трафика

Поэтому предлагаю уделить внимание одному очень интересному моменту: каким образом создается новостное сообщение и по каким критериям «отбирают» новости?

Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:

  1. Актуальность. Новость должна соответствовать запросам и интересам аудитории. Жителям Киева не особо полезна информация о строительстве новой дороги в городке Мироновка.
  2. Своевременность. Информация о событии должна быть свежей и появиться во время, никто не будет читать о результатах голосования спустя две недели после выборов.
  3. Ясность и однозначность. Простые, понятные новости более доступны для широкой публики и вызывают больший интерес.
  4. Предсказуемость. У значимых событий обычно есть конкретные даты проведения (например, день выборов, начало Олимпийских игр, дата проведения чемпионата по футболу). Поэтому с приближением такого события повышается интерес общественности, и новость приобретает большую ценность.
  5. Неожиданность. С другой стороны, непредсказуемые события и явления (природные катаклизмы, катастрофы или преступления) также вызывают интерес у общественности.
  6. Значение и масштаб события. Война, выборы, протесты, спортивные игры и другие важные события требуют длительного и детального освещения в прессе.
  7. Композиция. Иногда для того, чтобы разбавить, к примеру, негативность информационного потока, редактор отбирает новостные сообщения противоположного характера: забавные случаи, любовь, романтика, спасение, животные, приключения, риск и т.д.
  8. Знаменитости. Новостные заметки с участием политиков, артистов, спортсменов в силу своего статуса и узнаваемости чаще публикуются в СМИ и вызывают к себе повышенной интерес.
  9. Страны, занимающие ведущее положение в мировой экономике и политике. Забастовка, стихийное бедствие или авиакатастрофа в развитой стране тут же попадет в масс-медиа, а вот про недостаток питьевой воды в Эфиопии можно и попозже написать.
  10. Негативность. «Плохие» новости пользуются большей популярностью.
  • А. А. Тертычный «Жанры периодической печати: учебное пособие»;
  • Media ethics owl.purdue.edu
  • Robert M. Knight «Journalistic Writing: Building the Skills, Honing the Craft»

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

  1. Официально-деловой.
  2. Публицистический.
  3. Разговорный.
  4. Художественный.
  5. Научный.

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

  • специальная терминология;
  • сложные предложения;
  • длинные абзацы;
  • существительных больше, чем глаголов;
  • обезличенность — вместо «я» используется «мы».

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Виды научного стиля

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

Лексические особенности:

  • отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
  • стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
  • устойчивые выражения — штампы.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Виды официально-делового стиля

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

  • использование большого количества средств выразительности;
  • употребление слов в переносном смысле;
  • иносказательность, метафоричность;
  • обилие эпитетов и прилагательных;
  • образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ

Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению

Для публицистического стиля характерны:

  • общественно-политическая лексика;
  • логичность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • оценочность;
  • призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • разговорная лексика;
  • текст без подбора слов;
  • просторечные слова;
  • сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

Функции разговорного стиля

Публицистический стиль речи: художественно-публицистический жанр

Очерк — журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

Пример: портретный очерк о жизни знаменитой личности; описание происшествий, встреч с людьми во время путешествия автора ( очерк А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»).

Эссе — очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.

Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).

Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.

Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.

Фельетон — короткая заметка, очерк, статья сатирического характера, главной задачей которой является высмеивание «зла».

Пример: к фельетонистам относят таких писателей-сатириков, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Ильф и Е.П. Петров.

Памфлет — сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла. При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.

Пример: «Письма к провинциалу» французского ученого, философа Блеза Паскаля, «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» английского писателя Бернарда Мандевиля, отечественные памфлетисты Д.И. Писарев с памфлетом «Пчелы», А.М. Горький «Город желтого дьявола», Л.М. Леонов «Тень Барбароссы».

Лексические особенности публицистических текстов

Публицистический стиль выделяется наличием слов и сочетаний, которые характеризуются образностью и представляют собой лексические клише: коренные преобразования, радикальные реформы и др.

Нацеленность публицистических текстов на читателя и слушателя является основой для применения в них оборотов, создающих связь между писателем (или оратором) и адресатом, которому передается информация: Дорогой читатель… Уважаемые зрители…

В зависимости от конкретной темы, публицистические тексты могут содержать военные, социологические, экономические или исторические термины.

Особенности публицистического стиля

Примеры публицистического стиля речи найти нетрудно: он используется в статьях, заметках, фельетонах. Его нередко называют “стиль газеты”.

Главная цель текста в публицистическом стиле – оказать воздействие на адресата. Адресат такого текста обычно массовый: читатели газеты, радиослушатели и т.п.

В тексте публицистического стиля речи приводятся различные факты. Нередко там есть и статистические данные или другие цифры. Но от научного стиля публицистический отличается тем, что эти факты приводятся приблизительно, допустимы гиперболы, литоты. Например, “1002 человека” может быть подано как “более тысячи человек”. Среди фактов отбираются наиболее яркие, впечатляющие, остальные игнорируются. Это делается потому, что цель публицистического стиля не в том, чтобы воссоздать точную картину явления, а в том, чтобы убедить в чем-то читателя или слушателя.

Однако в статьях на научную тему (например, в биографических очерках или экономических обзорах) можно встретить и терминологию, и точные факты, только обычно без ссылок на источник.

Аналитический публицистический стиль речи

Если информационные тексты призваны сообщать людям о чем-либо, то аналитические должны воздействовать на человека. Они представляют собой анализ корреспондентом какого-либо человека, события, факта или явления.

Жанры аналитического информационного стиля таковы:

  • Беседа;
  • Статья;
  • Корреспонденция;
  • Рецензия.

Беседа во многом схожа с интервью, но есть и существенные отличия. Таблица представляет их наглядно.

Интервью Беседа
Журналист задает вопросы. Суть статьи строится на ответах оппонента. Журналист – равноправный партнер, он определяет содержание будущей статьи.
Журналист не обязан глубоко изучать тему интервью. От журналиста требуются определенные знания по теме беседы, он должен вести полноценную дискуссию.
В результате получается статья с мнением опрашиваемого. В результате получается всесторонне рассмотреть предмет разговора. Читатель имеет больше возможностей сделать собственные выводы о нем.

Беседа состоит из множества предложений, она часто публикуется в специализированных литературных источниках, посвященных какой-либо узконаправленной тематике.

Статья – это главный публицистический текст аналитического жанра. Статья – это подробный обзор какого-либо факта, события, ситуации. Автор статьи может руководствоваться разными методиками работы и источниками информации, чтобы разъяснить свою точку зрения и заставить читателя поразмыслить самостоятельно. Текст в форме статьи бывает:

Общеисследовательский – это анализ значимых на уровне страны или мира вопросов. Например, это может быть экономическая ситуация в стране, уровень нравственности в современном обществе, влияние внешней политики на ситуацию внутри государства

В такой статье очень важно, чтобы журналист соблюдал грань. Крайне легко аналитический материал превратить в пропагандистский

Автор должен придерживаться стороны рассказчика, человека, который анализирует информацию, но не более того.
Практико-аналитический – это описание повседневных проблем. В такой статье рассказывается о событиях в какой-либо отрасли, например, в промышленности, и предлагается несколько вариантов решения проблемы и избегания трудностей.
Полемический – это исключительно политическое направление. Такая статья публикует обзор противоположных взглядов двух или более политических деятелей. Интересно, что чаще всего полемические статьи пишут не журналисты, а политики, ученые, экономисты, психологи и прочие. Поэтому написать такой публицистический текст должен быть готов представитель любой профессии. Текст предполагает обязательное доказательство фактами какой-либо теории. Недопустимо искажать смысл слов оппонента и смешивать реальные факты и личное мнение. Такая статья предусматривает взаимопонимание между оппонентами, а значит, автор должен в достаточной степени владеть литературным языком.

Истолкование – это выяснение и анализ причин данного события, оценка его значимости и прогноз развития в будущем. Основное отличие от репортажа – в центре корреспонденции присутствует один единственный факт, вокруг которого и идет рассуждение. Все остальные материалы – дополнительные, они служат подтверждением основного утверждения.

Ее цель – описать мнение рецензента по поводу этого произведения, так, чтобы непосвященный человек понял, о чем речь, смог сделать собственные выводы и посмотреть на объект рецензии по-новому. Рецензия относится к аналитическим, а не информационным жанрам лишь потому, что требует от автора глубокого познания темы, описания своих суждений и анализ произведения. Современные рецензии приобрели уже несколько иной оттенок.
В такой форме могут описываться:

  • Документальные фильмы;
  • Мультфильмы;
  • Телевизионные передачи;
  • Рекламные ролики;
  • Музыкальные клипы.

Ранее пример публицистического рецензионного стиля мог встретиться лишь в описании художественных и научных произведений.

По мнению современных журналистов, все чаще рецензия имеет ироничный характер, что недопустимо в подобном жанре и характеризует журналиста как непрофессионала. Автор должен владеть грамотной речью, держать нейтралитет и создавать приемлемую, положительную эмоциональную окраску.

Пример аналетически-публицистического стиля текста:

Особенности публицистического стиля речи

К основным характерным чертам публицистического стиля речи относятся:

  • Нацеленность на широкие массы. Каждый текст, написанный в данном стиле, предполагает наличие читателей (или слушателей), которые в силу определенных обстоятельств относятся к целевой аудитории. К ряду подобных обстоятельств числятся национальность, место жительства, принадлежность к конкретной социальной группе, возраст, профессия и т.д.
  • Актуальность. Информация, передаваемая при помощи публицистических жанров, должна быть актуальной на данный момент и содержать в себе какую-либо новость.
  • Информативность. Целью публицистики является ознакомление общества с определенной информацией. Сведения, представляемые в такого рода текстах, должны соответствовать действительности и быть объективно представлены.
  • Эмоциональность. Публицистические тексты должны воздействовать на читателей и слушателей эмоционально. Именно этой особенностью публицистический стиль отличается от научного.

Что такое заметка и ее отличительные черты

Заметка — краткое сообщение о новом событии или факте.

Главная функция заметки — это дать ответы на вопросы что?, где? и когда? 

Отличительные черты информационной заметки:

достоверность факта,
новизна,
краткость,
актуальность, 
минимум подробностей,
употребление общеизвестных терминов (биржа, сделка, курс валют, теневой рынок, брокер, файл), 
использование общеупотребительной и общественно-политической лексики, 
употребление слов и речевых оборотов, характерных для официального-делового стиля (осуществляют деятельность, за отчетный период, принимая во внимание), 
преобладание существительных, 
предложения чаще всего сложные. 

Заметка относится к публицистическому стилю речи, который используется в средствах массовой информации (СМИ): телевидение, Интернет, газеты, журналы, радио.

Пример заметки в публицистическом стиле:

Аналитические жанры публицистического стиля речи

Аналитические тексты воздействуют на человека. Это анализ журналистом какого-либо факта, события, явления или личности.

Аналитическим жанром являются статьи, беседы, рецензии, корреспонденция.

Как и интервью, беседа ведётся между двумя (иногда более) людьми.

У беседы и интервью есть отличия:

Интервью

Задающий вопросы не высказывает своих предположений, выводов по поводу обсуждаемого вопроса.

Журналист имеет право не изучать тему, по которой он будет задавать вопросы, лишь составить их список.

Статья после интервью содержит чёткое мнение опрашиваемого.

Беседа 

Оба партнёра равноправны и могут как задавать вопросы, так и отвечать на них.

Журналист должен быть в курсе тематики беседы, чтобы дискуссия была интересной, оба участника должны быть хотя бы частично компетентны в вопросе.

В изложенном тексте вопрос рассмотрен полностью и содержит мнения каждого участника. А читатель уже может сам делать определённые выводы по поднятой в ходе беседы проблеме.

Статья как аналитический жанр публицистического стиля речи содержит подробный обзор события, ситуации или факта. Автор исследует разные источники информации, раскрывает свою точку зрения на проблему и вызывает читателя на размышление над темой.

Различаются следующие формы статей в аналитическом жанре публицистики:

  • общеисследовательский — анализируется ряд вопросов, например, экономической направленности страны, нравственного развития членов общества и т.п. В статье должна быть чёткая грань между дозволенным текстом и своими личными взглядами, которые не должны никак отражаться. Автор, как правило, излагает мнение того, кто анализирует информацию, не добавляя ничего от себя;
  • практико-аналитический — описываются рядовые повседневные проблемы, например, в какой-то промышленной отрасли, также даются рекомендации по устранению проблемы;
  • полемический — текст пронизан конкретной полемикой по предложенной теме. Обозреваются разные взгляды, как правило: взгляды учёных, политиков, психологов и др. Такой текст пишется специалистом, уполномоченным представить достоверную и проверенную информацию. Не допускается изменять смысл слов и искажать факты в угоду собственному мнению. Автор статьи обязан излагать материал правильным литературным языком.

Корреспонденция, как и репортаж, рассказывает и истолковывает событие. В ней объясняются причины случившегося и анализируется факт, также оценивается значимость его, прогнозируется дальнейшее развитие.

Но если в репортаже могут быть представлены несколько фактов, то корреспонденция опирается лишь на одном. Всё рассуждение строится вокруг этого одного факта. Остальная информация лишь дополняет и подверждает главное утверждение.

Рецензия представляет собой подробный обзор, например, книги. Рецензент выражает своё мнение по поводу произведения таким образом, чтобы читающий, даже не владеющий информацией, понял, о чём речь в книге, фильме или передаче.

В последнее время рецензии приобрели иронический характер. А это не допустимо и говорит лишь о непрофессионализме автора.

Рецензия должна быть написана грамотно и сохранять нейтральную оценку, чтобы мнение о произведении было объективным у каждого читателя.

Как написать проблемный очерк: структура очерка

Принято выделять 3 способа структуризации очерка:

  1. Хронологический. Используя данный метод, автор описывает события, явления, жизненные ситуации в их временной последовательности. 
  2. Логический. Заключается в том, что автор очерка ведет повествование, основываясь на логике причинно-следственных связей. В таком очерке отсутствует строгая временная последовательность, главное — это логика исследования. 
  3. Смешанный или свободный способ повествования. Такая структура очерка является наиболее популярной в периодической печати, она многогранна и совмещает в себе элементы хронологической и логической структуры.

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это, прежде всего, стиль нашего повседневного общения. Традиционно его принято характеризовать как стиль диалога и стиль устной речи, хотя он используется и в письме – в личной переписке и в личных дневниках. Более того, с развитием интернета (в частности, с появлением блогов, социальных сетей, форумов) стало очевидно, что разговорный стиль является стилем письма ничуть не в меньшей мере, чем стили книжные. Как бы то ни было, говорим ли мы об устной или письменной речи, основная функция разговорного стиля – это общение. Он всегда используется в неофициальной обстановке, и говорящие непосредственно участвуют в коммуникации. Следовательно, разговорному стилю присущи спонтанность, непринуждённость, отсутствие чёткой структуры и логики изложения, перестройка речи на ходу, терпимость собеседников в отношении ошибок, эмоциональность.

Что касается лексики, то для разговорного стиля характерно использование большого числа общеупотребительных и нейтральных слов. Поскольку он чаще всего используется при обсуждении бытовых ситуаций, то в нём преобладает конкретная лексика: автобус, магазин, колбаса, посуда, диван. Также ему присуще наличие так называемой разговорной и просторечной лексики: билетёрша, водила, тухлятина, шаромыжник. Эмоциональность речи создаётся за счёт использования большого количества слов с суффиксами, имеющими значение ласкательности, неодобрения, уменьшения, преувеличения: котик, мамочка, солнышко, дурачок, громадина, гадёныш. Также для разговорного стиля является вполне приемлемым употребление ненормативной лексики. Кроме того, в нём часто используются идиоматические выражения, пословицы, поговорки, присказки. Помимо этого, в нём преобладают местоимения: «Так оно и есть, А этот что тут делает?» Также в нём присутствует много частиц и междометий, которые заполняют паузы в речи: ну, вот, ведь, ага, ух. В целом, можно сказать, что для разговорного стиля характерна лексическая избыточность, которая выражается в наличии повторов и необязательных с точки зрения смысла слов: «Ну, мне очень-очень нужно!, Этот твой ухажёр новый опять звонил».

В синтаксическом плане, в разговорном стиле преобладают простые предложения. Сложные предложения или предложения, осложнённые использованием причастных и деепричастных оборотов, встречаются крайне редко. Зато часто употребляются эллиптические и односложные предложения: «Кофе? – Мне без сахара, Пойдёшь? – Нет». Также часто используются восклицательные и вопросительные предложения: «Отстань!», «Да ладно?!», «Вот это да!» Для разговорного стиля также характерен свободный порядок слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector