Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн): в чем проявляется и как корректируется
Содержание:
- К кому обращаться?
- Может ли ФФН пройти само по себе?
- Какие упражнения можно делать с детьми
- Причины возникновения
- Методы диагностики при ФФН
- Как налаживается произношение звука «р»
- Вы можете спросить, а при чем же здесь нейропсихолог?
- Логопедическое обследование при ФФН
- Коррекция ФФНР
- Особенности речи при ФФНР
- От чего зависит успех коррекции фонетико-фонематического недоразвития
- Основные направления работы логопеда при ФФНР
- Артикуляционные упражнения
- Прогноз и методы профилактики ФФН
- ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
- Трудности в произношении «р» и рь»
- Понятие и характеристика ФФН, классификация
- Коррекция речевой дисфункции
- Логопедические методы коррекции ФФН
К кому обращаться?
Если у родителей возникает подозрение на имеющиеся у ребенка проблемы с речью, нужно как можно раньше посетить логопеда. Специалист проведет подробное обследование и сделает вывод, есть ли необходимость в коррекционных мерах.
Как проходит обследование:
- Задавая ребенку вопросы или предлагая выполнить то или иное упражнение, логопед определит «сложные» для произнесения фонемы. Над правильной постановкой звуков нужно будет поработать.
- Следующим этапом необходимо выяснить, есть ли у ребенка сложности со слуховым восприятием звуков. Определенного вида тесты позволяют с уверенностью выявить это нарушение. Логопед предложит назвать первый или последний звук в названии предмета, изображенного на картинке, указать последовательность звуков (для старших дошкольников), найти из разных предметов те, которые начинаются на определенный звук и т. д.
С учетом всех возможных показателей обследования назначается план коррекционных действий специалиста
Важно решить проблему до начала обучения в школе, чтобы ребенок учился успешно
Может ли ФФН пройти само по себе?
Не стоит полагать, что в случае присутствия ФФН речь наладится сама собой. Наоборот: с каждым годом проблема может усугубляться. По мнению профессиональных логопедов, фонематическое недоразвитие речи у современных детей – это одна из наиболее сложных для исправления задач.
Под фонематической стороной речи подразумевают восприятие и различие разных звуков (фонем). Нарушения фонематического развития речи могут быть разнообразными:
- Ребенку трудно анализировать звуки, которые он неправильно произносит. Например, если ребенок вместо «сумка» произносит «тюмка», то вычленить первый звук в этом слове и сказать, что это «с» ему будет крайне сложно.
- Малыш испытывает сложности, пытаясь различить звуки, которые относятся к различным группам.
- У ребенка не получается определять: из каких звуков состоит слово, какая их последовательность.
- Разговаривая, мальчик или девочка пропускают отдельные звуки, смешивают их (могут произносить по отдельности, но в словах получается «каша»).
Какие упражнения можно делать с детьми
При смешении оппозиционных (парных) согласных делаем нижеследующие упражнения (строго в режиме «услышали – произнесли – отличили – записали»).
Включаем как можно больше жестов, движений и телесных ощущений.
- «Почувствуй разницу». Здесь нужно добиться понимания, что звонкие звуки произносятся с голосом, глухие – без голоса. Можно класть ладошку на гортань и чувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких звуков и отсутствие вибрации – при произнесении глухих. Например, – дрожит под ладошкой, – не дрожит; – дрожит, – не дрожит и т. д.
- «Плюс и минус». На одной карточке рисуем знак «+» (звонкий звук – плюс голос), на другой карточке – знак «–» (глухой звук – минус голос). Произносим слова, которые начинаются на звонкие и глухие согласные. Ребенок повторяет слово и поднимает соответствующую карточку.
- «Узнай наощупь». На плотный лист картона наклейте кусочки разных по текстуре материалов. В их названиях должны присутствовать парные согласные. Например: б – бархат, п – пенопласт, пластилин; в – вата, вельвет, ф – фланель; г – гофрированная (глянцевая) бумага, к – картон; д – дерево, дерматин, т – тесьма; ж – железо, наЖдак, ш – шелк; з – зеркальце, реЗина, с – ситец. Ребенок называет материалы и одновременно ощупывает их. Позже это упражнение выполняется с закрытыми глазами.
При пропусках букв и слогов основное упражнение – звуковой разбор с фишками. Именно с него начинается обучение грамоте. Учителя начальной школы это хорошо знают
Здесь важно не опираться на буквенную запись слова. Ребенок должен слышать и произносить слово
Звуки выкладываются цветными фишками (кружками, квадратиками): гласный – красный, мягкий согласный – зеленый, твердый согласный – синий. Можно добавить ударный гласный – красную фишку большего размера. Желтая фишка «колокольчик» – для выделения звонкого звука.
Обычно такой разбор с фишками заканчивается в первом классе. Дальше идет запись звуков транскрипцией. Считаю, что рановато. Во втором классе и даже частично в третьем лучше почаще использовать фишки. Это подмога детям с ФФНР.
«Бухгалтер»
Упражнение помогает удержать в памяти звуковую и буквенную структуру слова, концентрировать внимание, мысленно прописывать слова. . Учитель называет слова с одинаковым количеством букв
Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенную по счету букву в каждом слове. Например, при инструкции «стол, шарф, 4-я буква» нужно ответить «л, ф»
Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенную по счету букву в каждом слове. Например, при инструкции «стол, шарф, 4-я буква» нужно ответить «л, ф».
Количество слов варьируется от 2 до 4, количество букв – от 3 до 7.
При перестановке букв и недописывании слов полезно упражнение «Арабское письмо». Детям оно очень нравится.
Под диктовку нужно записать слова задом наперед и с правой стороны строчки. «Мед» – «дем», «юбка» – «акбю» и т. п. Начинаем с коротких слов, заканчиваем предложениями. «Я люблю сок» – «кос юлбюл Я».
На самом деле подобные упражнения есть в арсенале учителей начальной школы. В первом классе они используются часто, потом на них не хватает времени из-за объема программного материала. А детям с нарушением фонематического слуха их нужно много. Поэтому необходима целенаправленная индивидуальная работа, которую учитель обеспечить физически не может. На помощь ребенку должны прийти специалисты и, конечно, родители. В домашних условиях тоже можно и нужно заниматься коррекцией нарушений (по рекомендациям и заданиям логопедов и нейропсихологов).
При создании статьи я опиралась на работы А. Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1) и «Основы нейропсихологии» (2); А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой «Русский язык. Пишем грамотно» (3).
P.S. Пока сочиняла статью, мама моей ученицы с «наотюмротом» попросила меня позаниматься с девочкой дополнительно. Вот и попробую применить сама все, что вам насоветовала.
Причины возникновения
Логопеды классифицируют виды ФФН в зависимости от причин их возникновения, применяя специальные термины. Например, сигматизм, ротацизм (когда говорят о дефекте произношения). Если же речь идет о замене звуков, то к термину, обозначающему дефект, добавляют приставку «пара-».
Сразу предостережем родителей: не сердитесь на ребенка и не думайте, что он балуется, не хочет говорить правильно. Причины ФФН часто кроются в физиологии. Разные нервы отвечают за жевательную мускулатуру и закрывание нижней челюсти. Так, межзубный сигматизм происходит из-за пареза лицевого нерва, седьмой пары черепно-мозговых нервов. Если диагностирован боковой сигматизм, то работа логопеда по коррекции ффн направляется на то, чтобы «расшевелить» язык. То есть заставить его мышцы двигаться активнее.
Методы диагностики при ФФН
Во время обследования ребенка логопед старается определить причину возникновения речевых нарушений, собирая данные о наличии патологий при беременности и родах у матери, а также о нарушениях процессов физического и психического развития ребенка. Затем пациента с ФФН обследуют другие специалисты на выявление нарушений слуха, неврологических процессов, а также на наличие общих заболеваний.
После чего врач проводит исследование состояния и моторики артикуляционного аппарата, оценивая состояние голосовых и дыхательных функций. Также осуществляется проверка звукопроизношения на наличие таких нарушений, как:
- замена;
- смешение;
- искажение;
- отсутствие звуков;
- трудности с различением оппозиционных фонем;
- невозможность воспроизведения слов различного слогового состава.
Особое внимание при ФФН врач уделяет исследованию уровня формирования навыков звукового анализа и синтеза. Устную речь ребенка с ФФН диагностируют при помощи методов определения качества и количества словарного запаса, а также упражнений на формирование грамматического строя и связной речи
Для диагностики письменной речи используют методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, а также на определение уровня владения чтением, понимания прочитанного. При этом специалист фиксирует образцы речи ребенка, которые позволяют определить наличие ФФН.
Как налаживается произношение звука «р»
Для преодоления одного из распространенных ФФН – неправильного произношения звука «р» обычно применяют механический способ. Это логопедический зонд.
Один из вариантов его использования следующий. Ребенка просят произнести вместе два звука «т» и «ж». Только второй звук потянуть подольше. Должно получиться «тжжжжжжжжжжжжжж». Специалист в этот момент вводит логопедический зонд, на конце которого располагается шарик, под язык малышу. Логопед быстрыми отработанными движениями начинает водить зондом из одной стороны в другую.
Также могут быть использованы другие приемы решения проблем с фонематическими нарушениями речи ффн при произношении звука «р». Например, через многократное произношение «тдд», «ддд», «ззз-а», «зи» и других сочетаний звуков с применением логопедических манипуляций. Сразу подчеркнем, что это должен делать только опытный специалист с профильным образованием.
Вы можете спросить, а при чем же здесь нейропсихолог?
А при том, что этот специалист очень хорошо знает, что происходит в мозге ребенка во время письма. Анализ характера ошибок в детских работах показывает состояние высших психических функций конкретного ребенка.
Многие коррекционные упражнения нейропсихологами либо придуманы, либо систематизированы на научной основе.
Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия писал, что в акте письма «принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» (1).
А. Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга:
- блок регуляции тонуса и бодрствования;
- блок приема, переработки и хранения информации;
- блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (2).
За фонематический слух отвечает второй блок – приема, переработки и хранения информации. В него входят несколько областей (зон). Височная зона связана с работой слухового анализатора. Здесь происходит восприятие, анализ и синтез звуков речи. Здесь же заложены механизмы памяти. Затылочная зона связана со зрительным анализатором. Теменная зона отвечает за артикуляцию, пространственную ориентацию, тонкие предметные движения. Все эти функции мозга используются человеком при письме.
Поэтому «недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении записи в тетради, в ошибках на применение правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимое для правильного различения букв» (3).
Понятно, что с работой второго блока связана не только речевая сфера ребенка и его письменная деятельность. Именно здесь в процессе обучения, повторения, практики происходит автоматизация жизненных навыков (например, ходьбы, одевания, письма, различных видов физической деятельности). Нарушение фонематического слуха может сопровождаться и другими проблемами развития. Поэтому и нужна коррекционная работа с логопедом-дефектологом и нейропсихологом.
А если нет доступа к этим специалистам? Как хотя бы скорректировать нарушение фонематического слуха и помочь ребенку с учебой? Вот несколько советов от нейропсихологов А. Е. Соболевой и Е. Н. Емельяновой (3).
Логопедическое обследование при ФФН
Логопед — основной специалист, который понадобится такому ребёнку, но диагностировать нарушение может и педиатр, консультируясь с отоларингологом. Если нет возможности посетить логопеда сразу, можно смело обращаться к этим врачам.
Определить тяжесть заболевания может только логопед. При осмотре он выявит дееспособность артикуляционного аппарата, исключит проблемы с речью по другим, более физиологическим причинам (травмы гортани и проблемы с дыхательной системой, например). Заключается обследование в тщательном осмотре гортани, изучения выписок от других специалистов, а также проведении специальных тестов, по результатам которых можно будет точно судить о ФФН.
Коррекция ФФНР
К коррекции ФФНР нужно подходить комплексно и рассчитывать, что терапия будет длиться 6-10 месяцев, на протяжении которых логопед:
- корректирует произношение и артикуляцию;
- развивает фонематическое восприятие и анализ;
- готовит ребенка к обучению;
- развивает навыки образования слов, словоизменения;
- делает словарный запас богаче;
- развивает правильную, связную, логическую речь.
Во время коррекции помимо наглядных материалов, специалист может прибегать к специальной артикуляционной гимнастике и логопедическому массажу
Занятия могут быть групповыми и индивидуальными.
Деткам с ФФНР нужна также работа с детским психологом, который поможет развивать память, мышление, моторику, слуховое внимание и память. Занятия с психологом снижают тревожность, улучшают концентрацию внимания и помогают преодолевать комплексы и ступор в общении с окружающими.
Особенности речи при ФФНР
При ФФНР отмечается:
Кроме того, характерными симптомами являются:
- замена или смешение близких по фонетическому звучанию звуков;
- недостаточная артикуляция;
- нарушение последовательность звуков и слогов в слове, слов в предложении;
- трудности в разбиении слова на слоги;
- ошибки при изменении слов по падежам;
- пропуски слогов, частей слов или целых слов (чаще пропускаются предлоги).
Неречевая симптоматика: нарушена концентрация внимания, повышенная отвлекаемость, сложности в переключении с одного занятия на другое, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, ослабленное соматическое здоровье.
От чего зависит успех коррекции фонетико-фонематического недоразвития
Успешное преодоление проблем с фонематическим развитием речи ФФН возможно при наличии таких факторов:
Дефект ФФН речи был своевременно выявлен.
Специалист предпринял правильные меры для того, чтобы предупредить возникновения вторичных дефектов ФФН.
Проводились упражнения с целью развития мимической мускулатуры, способствующие улучшению речи.
Параллельно с решением непосредственных задач по преодолению ФФН велась работа по развитию общих когнитивных функций: внимание, память, восприятие, воображение.
Малыш активно играл, развивалась его эмоционально-волевая сфера.
Взрослые прикладывали усилия, чтобы не просто ликвидировать ФФН как проблему фонематического недоразвития речи, а подходили к вопросу комплексно. То есть старались научить ребенка уважать самого себя и других, ценить настоящую дружбу со сверстниками, уметь адекватно оценивать свои действия и поступки.. Только при наличии всех перечисленных факторов возможно решить вопросы, связанные с фонематическими нарушениями у дошкольника ФФН
Только при наличии всех перечисленных факторов возможно решить вопросы, связанные с фонематическими нарушениями у дошкольника ФФН.
Основные направления работы логопеда при ФФНР
В ходе комплексной коррекционной терапии перед логопедом стоит несколько задач:
1
Развивать звуковую сторону речи. Специалист помогает развивать фонематическое восприятие опираясь на зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы.
2
Развивать лексический запас и грамматический строй речи. Ребенка учат определять количество слов в предложении, их последовательность и расположение.
3
Формировать связную речь. Помогают ребенку учится связно говорить, программировать смысл высказывания, а также точно и четко формулировать мысли.
4
Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: запоминать слова и информацию, улучшать концентрацию внимания, самоконтроль и познавательную активность.
5
Формировать полноценные учебные умения. Планировать предстоящую деятельность, контролировать ход процесса, работать в определенном темпе, учиться применять знания, а также анализировать продуктивность своей работы.
6
Развивать и улучшать коммуникативную готовность к обучению. Ребенок учится внимательно слушать и слышать, что говорит педагог, понимать поставленные устные задания, а также последовательно их выполнять, спокойно воспринимая контроль и оценки учителя-логопеда.
7
Формировать коммуникативные умения и навыки учебных ситуаций.
Артикуляционные упражнения
Одним из направлений комплексной логопедической деятельности по преодолению ФФН речи является выполнение артикуляционных упражнений. Сначала малыш их делает под руководством логопеда, а потом – самостоятельно под контролем родителей. Распространенными упражнениями, которые выполняются для исправления фонематических проблем при диагностировании ФФН, являются следующие.
Для активной работы губ
Чтобы заставить потрудиться губы малыша, у которого есть ФФН речи, можно выполнять такие задания:
- «Улыбочка». Зубки смыкаются, губки растягиваются в улыбке.
- «Поцелуйчик». Губки вытягиваются максимально вперед, как будто малыш хочет кого-то поцеловать и тянется к этому человеку.
- Чередование «Улыбочки» и «Поцелуйчика». Сначала выполняется медленно, потом – с ускорением.
- «Пятачок». Губы смыкаются в трубочку, ребенок вращает ими сначала по часовой стрелке, потом – против часовой. Это упражнение не только способствует преодолению ФФН детской речи, а и активно применяется взрослыми, работающими в театральной сфере или тренирующими ораторское мастерство.
Чтобы потренировать язык
Для предупреждения и решения фонематических проблем ФФН особое внимание уделяется языку. Для него предусмотрены такие тренировки:
- «Лопатка». Подобно лопатке язык выкладывается на нижнюю губу в широком виде. В таком положении его нужно удерживать до десяти секунд.
- «Игла». Нужно показать язык, максимально выдвигая его изо рта. При этом он должен быть напряженным, с острым кончиком. Так подержать до десяти секунд.
- «Поскакали». Необходимо пощелкать и поцокать язычком.
- «Медок». Верхняя губа облизывается сверху вниз. Язык при этом широкий.
- «Язык – в трубочку». Сделать языком круглую щель.
Прогноз и методы профилактики ФФН
Ранняя диагностика детей с ФФН и своевременная коррекция нарушений речи способствует полному устранению недостатков звукопроизношения и нормальному развитию фонематического восприятия. Логопедическая работа с детьми с ФФН должна проводиться до поступления в школу, так как это позволит быстро освоить письменную речь.
Для того чтобы предупредить развитие ФФН у ребенка, специалисты рекомендуют соблюдать следующие правила профилактики:
проводить диагностику перинатальной патологии плода;
следить за общим здоровьем и гармоничным развитием детей;
улучшать слуховое внимание, которое способствует нормальному формированию фонематических процессов;
следить за речью ребенка и за речевым окружением.
В случае обнаружения нарушения речи у ребенка следует незамедлительно обращаться за помощью к логопеду.
ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться:
- в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
- в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
Чаще всего нарушаются:
- свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
- шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
- сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
- заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Дошкольников с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.
Трудности в произношении «р» и рь»
Одна из частых проблем ФФН при сложностях с фонематической речью – это выговорить слова со звуком «р». Термины, обозначающие такой вид ФФН при фонематических трудностях развития речи, − это ротацизм и параротацизм. Ротацизм может быть разным:
- У ребенка язык вибрирует сбоку, поэтому получается «рль».
- Вибрируют губы в сомкнутом состоянии и выходит «прр» (такой вариант дефекта произношения называют «кучерским»).
- Вместо «р» слышится что-то похожее на звук «д». (Например, «дыба», «дозовый»). Такой ошибочный звук рождается, когда язык ударяется своим кончиком об альвеолы, хотя должен вибрировать.
- Звук «р» щечного вида возникает при вибрации одной или обеих щечек ребенка. Так происходит, потому что выдыхаемый при произношении воздух проходит между коренными зубами верхней челюсти и боковым краем языка.
Для такого ФФН как параротацизм свойственны следующие замены звука «р»:
- Малыш произносит губами, без вибрации звук «в».
- Звучат гласные «ы» или «и».
- Используется другой сонорный звук «л».
- Рождаются слова со звуком «г». Например, вместо «радостный» − «гадостный».
Как мы уже отмечали выше, родительский хохот в таком случае не улучшит речь малыша. Это может вызвать либо желание продолжать говорить неправильно (мол, это же так весело для окружающих), либо будет нервировать ребенка.
Понятие и характеристика ФФН, классификация
Что это − фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Под ФФН (или аббревиатура − ФФНР) понимается недостаточное формирование произносительной способности у ребенка из-за нарушения восприятия или неправильности произношения минимальной части слова (фонемы – компонента слова). В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.
Причины и факторы возникновения ФФН:
- Травмы головы во время родов.
- Отсутствие занятий с ребенком.
- Стрессовые ситуации.
- Проблемы психологического характера.
Сравнение фонетического и фонематического дефекта
В логопедии ФФНР подразделяют на 2 понятия: фонетическое и фонематическое нарушение речевой функции. Согласно сравнительной характеристике, эти 2 варианта имеют существенные различия. Фонетический дефект произношения характеризуется искаженным воспроизведением звука. Это состояние можно объяснить на примере пациента, не способного произнести звук «Р» (ребенок картавит). Пациент знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими. Это состояние изменяет устную форму речи, но при этом ребенок пишет все буквы в словах правильно.
Фонематическое изменение в речевой функции включает полную замену определенного звука другим («лодинка» вместо «родинка»). Ребенок не видит разницы между звуками (в этом случае «Л» и «Р»). Нарушение может сохраняться у пациента до 5-летнего возраста и старше. При фонематической патологии у ребенка может нарушаться речевая функция и правописание.
Классификация ФФН по степеням тяжести:
- Легкая – ребенок не способен различить (услышать) в речи только дефектные звуки, которые он сам не может правильно произнести. Остальные звуки ребенок различает хорошо.
- Средняя – пациент не может различать большое количество звуков в речи, которые относятся к разным фонетическим группам, при этом устная речевая функция ребенка сформирована нормально.
- Тяжелая – сильное нарушение распознавания и воспроизведения звуков в словах (ТНР – тяжелое нарушение речи), пациент не может выделить звуки, а также воспроизвести их последовательность.
Коррекция речевой дисфункции
После полного осмотра и оценки речи логопед составляет план занятий, пишет рекомендации для детского сада или школы по проведению коррекции. Он также может самостоятельно осуществлять лечение ФФНР, назначив комплекс индивидуальных занятий с пациентом (возможно проведение домашних занятий). За время терапии логопед должен добиться исправления ошибок в произносимых словах, появления навыков фонетики, а также подготовить пациента к письму и чтению.
Занятия у логопеда могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия предполагают работу с несколькими детьми. На индивидуальных занятиях ребенок занимается один. Преимуществом групповых занятий является то, что дети могут учиться разговаривать друг с другом при помощи диалога, сценок и других видов общения. При этом они осуществляют сравнение звуков, учатся находить ошибки друг у друга, правильно строить предложения.
Если у дошкольника тяжелая форма нарушения речи, то его можно направить для занятий в специальный логопедический детский сад. Здесь собраны дети с нарушением речевой функции, поэтому занятия направлены на улучшение речи, чтения и письма. В группу такого детского сада детей зачисляют с 5-6-летнего возраста. Длительность коррекции составляет 10 месяцев.
Цели терапии ФФН:
- Освоение пациентом правильного произношения и артикуляции.
- Сформированный анализ и синтез речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Появление связной речи.
- Правильное составление словосочетаний и предложений.
- Обучение правильному письму, чтению.
- Улучшение внимания и памяти.
Для проведения занятий логопед использует гимнастические упражнения на развитие артикуляции, рисунки, игрушки, игры, карточки с написанными слогами и словами, книжки
Очень важно на практических занятиях создать спокойную и уютную обстановку. Она способствует снижению возбудимости ребенка, улучшает контакт между ребенком и педагогом
Для закрепления материала логопед дает задания, которые нужно сделать дома.
Одновременно с логопедическими и педагогическими занятиями ребенок нуждается в помощи психолога. Психолог поможет справиться со стрессовыми ситуациями, проблемами в семье. Также он помогает развивать память, мышление, мелкую моторику. Для этого проводят тренировку памяти (карточки с рисунками, таблицами), арт-терапию, игры с мелкими предметами, использование льда для стимуляции кровообращения рук и другие методики.
Логопедические методы коррекции ФФН
Если причиной нарушения установлена психологическая травма, параллельно с логопедом ребёнка должен наблюдать психолог. Когда нарушения речи происходят из-за психотравмы, логопед не справится в одиночку.
Коррекция в дошкольных заведениях
Именно дошкольника легче всего избавить от ФФН быстро и «безболезненно» для самого ребёнка. Для дошкольника речевые функции очень важны, но их необходимость не сравнить с младшим школьным уровнем, когда включается фактор успеваемости.
Логопеду очень важно успеть с полным курсом коррекции в зависимости от степени тяжести до младшего школьного возраста, понять структуру индивидуального дефекта при ФФН. Для этого используется речевая практика, целенаправленная работа с проблемными звуками
Логопедическая коррекция в младших классах
Если ребёнок уже владеет навыками чтения или даже письма (неважно, насколько качественно), несмотря на своё нарушение, работать с ним уже необходимо иначе. Проблема уже считается нарушением чтения и письма, основанном на фонетико-фонематическом недоразвитии
Так как ребёнок получает в разы больше информации теперь, логопед может разными способами внедрять в речь проблемные фонемы. Младший школьник способен к более серьёзному звуковому анализу, чем дошкольник, но работа всё равно усложняется необходимостью «подгонять» ребёнка под нормы социального развития.