Артикуляционная гимнастика для звука л: упражнения для детей и взрослых

Как научить ребенка выговаривать твердый звук «Л» в домашних условиях

В этой статье хотим остановиться подробнее на постановке твердого звука «Л».

Чаще всего при произношении звука «Л» встречаются следующие недостатки: звук отсутствует совсем, заменяется другими – Ль, В, У, И. (лавка – «лявка», «уявка»). В связи с тем, что произнесение данного звука требует верхней позиции языка, нужно узнать, может ли ребенок поднять его вверх.

Для того, чтобы язык четко держал нужную позицию, предлагаем следующие упражнения, предназначенные на укрепление мышц языка:

  1. «Жало» – показать узкий язык
  2. «Жало» — «Лопатка» — показать то узкий, то широкий язык.
  3. «Качели» — язык касается попеременно то нижней, то верхней губы.
  4. «Маятник» — конец языка поворачивается в углы губ.
  5. «Накажем непослушный язычок» — высунуть язык, похлопать по нему губами (пя-пя-пя), чтобы он стал широким.
  6. «Язычок спит» — слегка прикусывать конец высунутого языка, открывая и закрывая рот, губы и язык расслаблены и неподвижны.

После того как вы заметите, что ребенок без труда справляется с предложенными упражнениями, можно приступать непосредственно к постановке звука «Л».

Первый способ вызывания Л: распластанный язык лежит неподвижно между зубами («Язычок спит»), мама предлагает спеть ААА и, не прерываясь, прикусить кончик языка, продолжая петь тот же звук, — получилось АЛЛЛ. Хочется предупредить, что не надо на данном этапе спрашивать у ребенка, какой звук у него получился. Это можно сделать только после многократного повторения упражнения, когда у него все получается.

Второй способ постановки: петь ЫЫЫЫ, при этом прикусить широкий язык. Ребенку показывается данное упражнение молча, чтобы звук Л был не слышим, иначе он произнесет его с привычным искажением.

Звук, полученный при данных приемах, закрепляется сначала в закрытых слогах (АЛ, ИЛ, ОЛ, УЛ); далее – между гласными звуками (АЛА, ИЛА, УЛО…), затем в открытых слогах (ЛА-ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ, ЛА-ЛУ, ЛО-ЛУ и т.д).

Далее, как мы говорили ранее, идет закрепление звука в словах:

  • где звук Л стоит в конце слова: тыл, осёл, стул, калач, бокал и т.д.
  • где звук Л стоит в начале слова: лыжи, лыко, лодка, лужа, лошадь и т.д.
  • где звук Л стоит в середине слова: клык, класс, слава, глаза, блоха и т.д.

Следом вы начинаете заучивать с ребенком несложные стихи, потешки, загадки, в которых часто встречается звук Л. Это позволит автоматизировать полученный звук и ввести его в речь.

Примеры:

По глади оконной стекла

тяжёлая капля стекла.

Капля упала на синий цветок

и открыла один лепесток.

Убежало, убежало,

убежало молоко.

я с трудом его поймала,

Быть хозяйкой нелегко!

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

Если вы не уверены в своих способностях или боитесь каким-то образом навредить малышу, то всегда есть выход обратиться в специализированные центры, которых сейчас большое множество. Посетив несколько логопедических занятий и овладев навыком произношения «трудного» звука, ваше чадо вполне сможет продолжить работу по развитию речи со своими родителями.

Предлагаем с ребенком сделать упражнения, показанные в следующем видео логопеда Натальи Гориной.

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

читать/повторять уже более сложные предложения.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Методы и упражнения

В этом подразделе рассмотрим, как научить ребенка выговаривать Л. Ежегодно множество людей заключают браки, но вместе с тем, ежегодно фиксируется и довольно большое число разводов. При разводе сложным вопросом является раздел имущества , ведь не всегда удается найти компромисс при делении совместно нажитого. Раздел можно выполнить по обоюдной договоренности, а если еж так не получается, необходимо обратиться в суд, где имущество будет поделено в соответствии с законом. Есть упражнения для тренировки речевого аппарата, выполняя которые, можно попробовать справиться с проблемой самостоятельно

Однако важно проводить их регулярно

Занятия длятся не более 10 минут, но их выполняют ежедневно. Малыш должен выказать желание заниматься, его нельзя ругать за промахи. Не забывайте хвалить даже за незначительные, по вашему мнению, успехи. Занятия происходят в форме игры с привлечением любимых игрушек. С ними дошкольник будет охотнее выполнять упражнения и выговаривать букву Л сможет уже спустя несколько недель.

Первое упражнение – на дыхание. Практически все звуки говорятся на выдохе без раздувания щек

С ребенком можно надувать шарики, мыльные пузыри, дуть на перышко, одуванчик или бумажный кораблик в воде, еще интереснее – гасить свечи.
Перед тем как научиться выговаривать букву Л, важно понять, как правильно ставить язык во время этого. Используйте упражнение под названием «Лошадка»

Выполняйте его вместе со своим сыном или дочкой. При этом вы должны стоять перед ним, чтобы он видел, как вы это делаете. Цокайте, как лошадка, громко и тихо, быстро и медленно. Только следите, чтобы нижняя челюсть при этом не шевелилась. После этого цокайте почти беззвучно. Предложите малышу повторить за вами.
Упражнение «Фен» поможет правильно дышать. Нужно коснуться язычком верхних зубов, как бы прикусив. Рот при этом не сомкнут, а приоткрыт. Потом выдыхать так, чтобы воздух шел по бокам с двух сторон. Чтобы проверить, корректно ли вы все делаете, дышите на вату или перышко.
Упражнение «Мурзик»: нужно облизать верхнюю губу, но только не от края до края, а сверху вниз. Язычок не вытягивать в трубочку: край должен быть широким, а рот – слегка приоткрытым.
Упражнение «Позвони мне». Для того необходимо упереться кончиком языка в передние зубы и сильно давить, как на кнопку телефона. При этом говорить. Должно выходить подобие «Л».

Рассматривая то, как научить выговаривать Л, стоит упомянуть, что вначале пытаются воспроизводить «Л» твердую. Только потом – мягкую. Также следует постоянно повторять слоги с «Л», слова, которые начинаются на нее. Не страшно, если вначале язык будет как бы застревать между зубами: после можно пытаться говорить, пряча его.

Речевая гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

«Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
Улыбка

Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: «Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, а поможет нам с тобой в этом наш гость. Чтобы узнать, кто сегодня пришел к нам в гости, тебе нужно сложить из этих частей целую картинку».

2. Развитие психических функций

Игра «Собери картинку»

Задание: из разрезанных частей, собрать целую картинку.

3. Дыхательная гимнастика

Логопед: «Молодец! Это получился котик. Посмотри, котик принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай попробуем.Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались».

Игра «Надуй мыльный пузырь»

Задание: вдыхать носиком, выдыхать ртом, надувая мыльные пузыри.

4. Артикуляционная гимнастика

Логопед: «Теперь котик хотел бы вместе с тобой поиграть в игру «Повторяйка». Садись перед зеркалом и повторяй за мной».

Логопед: «Выполним упражнение «Лягушка», тянемся губками к ушкам. А теперь — «Хоботочек», как у слоника. Выполним «Иголочку», язычок остренький, тянется вперед. А теперь как маляр покрасим потолочек. Покатаем наш язычок на качельках. Ох, как весело стало на качелях язычку, что он аж запел «а. а. а.»«Качели» + поём .

5. Постановка звука

Логопед: «Ну а теперь, наконец-то, котик хочет научить тебя волшебному звуку, как и обещал. Он говорит, что у тебя за верхними зубками есть звоночек, волшебная кнопочка, на которую нужно нажать и она зазвучит. Давай попробуем.

Нужно открыть широко рот, улыбнуться и нажать острым кончиком язычка на волшебную кнопку.

Молодец. Ты научился произносить звук . Попробуй еще раз. Посмотри в зеркало, когда ты его произносишь губки «широко улыбаются», язычок поднимается за верхние зубки и нажимает на «бугорочки».

6. Автоматизация в слогах

Логопед: «Котик хочет научить тебя играть в игру «Весёлые пальчики». Одень перчатки для этой игры».

Игра «Весёлые пальчики» — произнесение в прямых и обратных слогах.

Задание: Поочередно соединять большой палец с указательным, средним и т. д. Выполнять двумя руками одновременно.

— Большой палец зовут , указательный – , средний – , безымянный – , мизинец – . Сначала большой пальчик пойдет в гости к другим пальчикам (ла, ло, лу, лы). А потом каждый из пальчиков пойдут в гости к большому (ал, ло, ул, ыл).

Логопед: «А теперь отправимся вместе с котиком в небольшое путешествие».

Игра «Острова» — произношение звука в обратных слогах.

Задание: Соединять гласные звуки с поочередно.

Логопед: «Наш пароход плавает по морю и вот подплывает к острову, на котором живёт звук «а». «А» обрадовался и пропел а-а-а – значит «здравствуй»,пароход в ответ погудел: л-л-л. Потом пароход подплывает к острову, на котором живёт звук «о» и т. д».

7. Развитие фонематического слуха

Логопед: «А теперь поиграем в другую игру. Тебе нужно быть предельно внимательным! Слушай меня, когда я произнесу новый звук , ты его должен будешь поймать — хлопнуть в ладошки».

Игра «Поймай звук»

Задание: Хлопни в ладошки, если услышишь звук .

, , , , , ла, лу, мы, ло, ол, лапа, труба, лось.

8. Развитие психических процессов

Логопед: «Ты отлично справился с этой игрой! У тебя хороший слух! А давай проверим, так ли хорошо твоё зрение? Сейчас я назову и покажу тебе картинки, ты их внимательно рассмотри и запомни порядок, в котором они лежат. Затем я перемешаю картинки, а ты восстановишь их прежний порядок».

Игра «Эхо»

Задание: Послушай слова, рассмотри картинки, запомни их порядок, восстанови их прежний порядок вместе с Котиком.

Дом, корона, шапка, лавка, лук.

Логопед: «С заданием ты справился. Посмотри еще раз на вот эти две картинки. Попробуем произнести правильно слова ЛУ-к, ЛА-вка».

9. Итог занятия

Вопросы логопеда на рефлексию:

Нашему гостю пора возвращаться домой.

Что тебе запомнилось?

Какой звук ты сегодня учился произносить?

Рекомендации для родителей

Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:

Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже

Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее

Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Придерживаясь этих несложных рекомендаций, ваш ребенок быстро научится проговаривать букву Л в домашних условиях.

Возможные причины


Наличие проблем с произношением «л» у одного из родителей может привести к тому, что ребенок будет неправильно выговаривать этот звук Родители подрастающих малышей должны знать о том, что большинство звуков осваивается карапузом к четырем — пяти годам. Если у малыша в этом возрасте все еще есть сложности с произношением, особенно это касается буквы л, то стоит поискать вероятные причины происходящего.

  1. Наличие дефектной речи, в частности, неправильное произношение буквы л, у взрослого, который много времени проводит с ребенком, общается с ним. Взрослеющий малыш копирует то, что слышит.
  2. Проблемы с выговариванием звуков могут коснуться карапуза, подрастающего в семье, где родители являются носителями разных языков.
  3. Наличие патологического процесса в организме карапуза, затрагивающего речевой или слуховой аппарат.
  4. Дефекты, развивающиеся в процессе формирования речевого слуха. Малыш неправильно слышит звуки.
  5. Нарушение в артикуляционном аппарате. В данном случае может иметь место укороченная уздечка.
  6. Наличие неправильного дыхания во время говорения. Виной тому может быть недостаточный объем легких, слабая дыхательная мускулатура, неумение правильно распределять воздух, из-за чего малыш совершает вдох на середине слова.

Родителям, интересующимся вопросом, как выговорить л детям, рекомендуется обратиться за помощью к логопеду. Специалист определит, какая причина в вашем конкретном случае, подберет подходящие упражнения. Самодиагностика и самолечение редко заканчивается чем-то хорошим.

Не стоит волноваться, если врач говорит, что причина в слишком короткой уздечке. Сегодня известны специальные упражнения, способствующие растягиванию уздечки без хирургического надреза.

Как научить ребёнка говорить Л. Основные рекомендации

Научить ребёнка выговаривать «л» можно, воспользовавшись такими рекомендациями:

  • Для начала родители должны рассказать своему малышу об основных речевых органах, которые принимают участие в формировании звуков. Рекомендуем сделать с малышом несколько артикуляционных упражнений, представив их в форме увлекательной сказки. Такая игра позволит незаметно и весело провести тренировку мышц языка, щёк и губ;
  • Ребёнок должен постоянно работать над постановкой речевого дыхания, а родителям необходимо помогать ему в этом. Учтите, что человеческая речь формируется во время выдоха. Неправильное звукопроизношение возникает вследствие неравномерного распределения воздуха во время выдоха. Именно поэтому для правильного проговаривания буквы «л» ребёнок научится правильной постановке дыхания. Развивать правильное дыхание ребёнок также может в игре. К примеру, задувать воображаемые свечи или пускать мыльные пузыри. Родители в процессе таких игр должны следить за тем, чтобы малыш набирал воздух не «за щёки», а в лёгкие;
  • Стимуляции речевого развития способствуют также игры и занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук и пальчиков. С малышом нужно чаще рисовать узоры, заниматься лепкой из пластилина или складыванием мозаики;
  • Правильное произношение буквы «л» осуществляется с разомкнутыми зубами и чуть приоткрытым ртом. Кончик языка должен упереться в основание верхних зубов, а воздух в процессе произношения буквы «л» должен выходить по краям языка.

Логопедические упражнения для правильного произношения буквы «Л».

Чтобы узнать, как научить ребёнка выговаривать «л», родителям нужно получить консультацию логопеда. Рекомендуем выполнять комплекс таких упражнений (родители должны делать их вместе с ребёнком):

  • «Ветерок» — ребёнок должен улыбнуться, слегка приоткрыв ротик. Затем кончик языка нужно слегка прижать зубами и попробовать подуть;
  • «Лошадка» — для выполнения этого упражнения ребёнку нужно снова улыбнуться, продемонстрировав зубки. Дальше ему нужно предложить поцокать, как лошадка, но при этом стараться не двигать нижней челюстью и постепенно наращивая скорость звукопроизношения;
  • «Пароходный гул» — ребёнок должен произнести долгий звук «ы» с приоткрытым ртом. При произношении кончик языка нужно опустить вниз, а корень – наоборот, поднять вверх;
  • «Варенье» — предложите ребёнку облизать широким кончиком языка верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз. При выполнении данного упражнения двигать нижней челюстью нельзя.

Чем старше ребёнок, тем сложнее будет исправить неправильное произношение букв. Если родители замечают неправильное произношение буквы «л», необходимо сразу же посетить с ребёнком логопеда и начать выполнение корректирующих упражнений.

Почему ребенок не выговаривает [л]?

Обычно к 5-6 годам детишки произносят почти все звуки. Но довольно часто можно встретить детей (и взрослых), у которых нарушено произношение звуков и . Причем постановка твердого звука дается с большим трудом.

Причины неправильно произношения разные. Часто  это результат сюсюканья родителей с крохой, повторение слов за малышом, стремление «поболтать на языке ребенка».  Эта проблема актуальна и в двуязычных семьях, где русский язык не является родным. Конечно, если сами родители не выговаривают какие-то звуки, то и их чада будут говорить так же.

Могут быть и физиологические факторы – проблемы со слухом, с правильным дыханием, строением артикуляционного аппарата. Очень часто ребенок не выговаривает из-за короткой уздечки языка, но при помощи специальных упражнений ее можно растянуть (а не подрезать, как это делалось раньше).

Кстати, просьба родителей научить их ребенка «выговаривать букву «Л» не совсем корректна.  Мы произносим звуки, а буквами обозначаем их при письме.

Сложности при произношении звука

Неверное произношение звуков и , их пропуск в речи обозначаются термином ламбдацизм.

Виды ламбдацизма:

  • двугубный, когда звук произносится только губами и вместо «л» получается «у» («уампа» вместо «лампа»);
  • носовой, при котором из-за неправильного положения языка воздушный поток устремляется в нос и звучит как («нгампа»);
  • межзубный – если кончик языка находится между зубов;
  • звук в речи опускается («ампа»).

Замены твердого другими звуками называются параламбдацизмами. К ним относятся:

  • замена на — «гасточка» («ласточка»), «гуна» («луна»);
  • замена на — «мавыш» («малыш»), «ябвоко» («яблоко»);
  • замена на — «дошадь» («лошадь»), «дыжи» («лыжи»);
  • замена на — «йомтик» («ломтик»);
  • замена на — «уисичка» («лисичка»);
  • ситуация, когда ребенок смягчает звук, говоря — «лямпа» («лампа»).

Эти недостатки произношения можно исправить, если выполнять каждый день несложные занимательные упражнения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, гости! Здравствуй, мой друг!

Улыбнемся всем вокруг! (улыбаются друг другу)

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

«Приходит» Бабушка Загадушка.

Логопед. – Бабушка Загадушка в гости к нам пришла,

Интересную историю она нам принесла.

— Есть домик звуков в чудесной стране,

Звуки тайну расскажут и мне, и тебе.

(Перед ребенком выставляется картинка домика звуков.)

— В этом домике звуков есть два этажа –

Это как зубки наши, в два ряда.

— На втором, на этаже,

Веселый звук поселился уже.

Лог. — Сегодня всё занятие Бабушка Загадушка будет помогать тебе узнавать много нового.

Лог. – Бабушка Загадушка интересуется, какой же звук уже поселился в домике? Разгадай загадку и ты тогда сможешь ответить на вопрос Бабушки Загадушки.

Лог. — Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

— Что это?

Лог. — Да, это лук.

Логопед показывает картинку с изображением лука.

Лог. — Какой первый звук слышишь в слове лук?

Р.: Звук .

Лог. – Так ответь, какой же звук уже поселился в домике?

Лог. – Ой, смотри, как удивилась Бабушка Загадушка! Не знаешь, почему?

— А я знаю! Ты не четко сказал в слове лук звук .

— Как ты думаешь, чему ты на занятии будешь учиться?

2. Сообщение темы занятия.

Лог. –Правильно. Ты будешь сегодня учиться правильно и красиво произносить звук , коротко и протяжно. Учиться слышать его в словах, определять его место в слове. А на занятии тебя ждет много увлекательного и интересного.

3. Артикуляционная гимнастика.

— Б. -З. предлагает тебе выполнить специальную гимнастику. Чтобы научиться правильно произносить звук, нужно хорошо подготовить органы речи.

Лог. – Бабушка Загадушка приготовила для тебя сказку о «Веселом Язычке».

— Жил-был Язычок в своем домике, рано утром проснулся, сел и потянулся….

4. Уточнение артикуляции звука .

Лог. — Посмотри на язычок, когда он произносит звук . (Логопед показывает изображение профиля звука). Расскажи, как расположены органы речи, когда мы произносим этот звук.

— Где находится кончик языка?

Р.: Кончик языка вверху.

Зубы сомкнуты или раскрыты?

Р.: Раскрыты.

Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?

Р.: Нет.

— Как мы произносим этот звук? Протяжно или отрывисто, коротко?

— Произносим с голосом или без голоса?

5. Постановка звука .

Подготовка к постановке звука.

Лог. – У Бабушки Загадушки дома за печкой послилась мышка, поможем ей поймать мышку?

1. Упражнение «Поймай мышку за хвостик».

Ребенок показывает упр. (а-а-а-л-широкий язык зажать зубами).

Логопед использует два способа постановки.

2. По подражанию

Лог. – Бабушка Загадушка предлагает поиграть в кораблики.Давайте покажем корабль и погудим: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля. Гудок.

— Погуди как корабль (л-л-л-л-л).Широкий кончик языка зажать передними зубам, на альвеолы.

3. От межзубного звука .

Лог. – А теперь покажем Бабушке Загадушке, как мы умеем играть в самолетик. Ставим мотор. Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка, заводим мотор, гудим, длительно произносим звук . Взлетаем, язык стукнет по верхним зубам и залетел в ротик. Получается твердый звук .

После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет.

6. Физминутка «Самолет».

Лог. – А теперь давай немного отдохнем и полетаем на самолете.

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

1, 2, 3, 4 – полетел наш самолет.

8. Автоматизация поставленного звука в закрытых слогах.

Лог. – Споем песенки для нашей Бабушки Загадушки?

ла-ла-ла

ло-ло-ло

лу-лу-лу

лы-лы-лы

лэ-лэ-лэ

Лог. — Молодец!

7. Развитие фонематических процессов.

Лог. – Бабушка Загадушка очень рада за тебя, что ты научился говорить звук . Она предлагает тебе немного поиграть в игру «Поймай звук». Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком , лови его, хлопай в ладоши. Назови место этого звука в слове. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.

Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук .

Лог. – А сейчас поиграем еще в игру «Четвертый лишний». Лишними будут те слова, в названии которых нет звука . Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.

8. Подведение итогов занятия.

Лог. — Какой звук тебе помогла научиться произносить Б. -З. ?

— Звук .

— Как произносится звук ? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).

— Какие упражнения тебе нужно выполнять дома для тренировки много раз?

Лог. – Вот и занятию конец,

А кто работал – молодец.

Бабушка Загадушка откроет свой ларец,

И подарит леденец!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector