Cиндром гипервозбудимости — лечение в челябинске и екатеринбурге
Содержание:
- Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
- Из-за чего может развиться гиперактивный мочевой пузырь
- Гиперактивность у взрослых
- Симптомы
- Причины
- Диагностика
- Симптомы ночных страхов
- Как проявляется синдром гиперактивности
- Методы лабораторной диагностики перинатальных поражений нервной системы у детей
- Патогенез гемолитической болезни
- Массаж
- КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕВРАСТЕНИИ СВОИМИ СИЛАМИ
- Основные симптомы гипервозбудимости
- Патогенез (что происходит?) во время Гипервозбудимости у детей:
- Страшилка пятая. Синдром повышенного внутричерепного давления
Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
Повышенное нервно-рефлекторное возбуждение у новорожденного характеризуется ярко выраженной реакцией на раздражения разного рода: малыш становится обеспокоенным, взадрагивает, плачет и кричит в ответ на любые прикосновения и звуки. Кроме того, у малыша наблюдается повышение мышечного тонуса, он начинает часто запрокидывать голову назад. При повреждениях ЦНС успокоить ребенка практически не представляется возможным.
Новорожденные с синдромом СПНРВ очень мало спят, их очень сложно кормить. Чаще всего у таких детей дополнительно наблюдается судорожный синдром. Для диагностики медики используют определенную классификацию приступов.
Необходимо помнить, что правильный диагноз сможет поставить только врач
При диагностике он обращает внимание на тонус мышц, а также на рефлексы ребенка. Во-вторых, врач проверяет внутричерепное давление у ребенка
Немаловажно исследовать поведение ребенка на предмет соответствия возрасту и развитию. После постановки диагноза СПНРВ, специалист выписывает препараты для улучшения мозгового кровообращения, успокоительные и назначает массаж
При выявлении повышенного внутричерепного давления дополнительно могут быть назначены мочегонные препараты
После постановки диагноза СПНРВ, специалист выписывает препараты для улучшения мозгового кровообращения, успокоительные и назначает массаж. При выявлении повышенного внутричерепного давления дополнительно могут быть назначены мочегонные препараты.
Не следует думать, что при росте и развитии малыша данный симптом пройдет. Родителям необходимо постоянно контролировать внутречеропное давление, что в будущем поможет избежать таких серьезных нарушений, как головные боли и вегето-сосудистая дистония.
Наиболее эффективным лечением при СПНРВ является движение. Однако данный метод лечения требует от родителей больших усилий: массаж и гимнастику, а также другие процедуры необходимо проводить ежедневно. Мозг ребенка при этом начинает получать правильную информацию и быстрее восстанавливается.
Из-за чего может развиться гиперактивный мочевой пузырь
Гиперактивный мочевой пузырь у женщин встречается чаще, чем у мужчин – 60% против 40%. Основной причиной выступают нарушения в работе нервной системы, вызванные:
- травмой спинного мозга;
- рассеянным склерозом;
- черепно-мозговыми травмами;
- межпозвоночными грыжами;
- инсультами.
Еще ГАМП развивается на фоне сахарного диабета, отравления организма алкоголем или химическими веществами. Также расстройство может быть врожденным из-за аномалий в строении мочевыделительного канала.
У мужчин ГАМП может вызывать аденома простаты, из-за которой сужается мочеиспускательный канал. У женщин синдром гиперактивного мочевого пузыря имеет факторы риска, которые увеличивают вероятность столкнуться с таким заболеваниям. В список таких факторов включают:
- роды с осложнениями (разрывы, наложение щипцов);
- операции по урологическим или гинекологическим показаниям;
- злоупотребление алкоголем или кофеином;
- возраст старше 75 лет;
- ожирение;
- депрессия.
Еще с ГАМП можно столкнуться в период климакса, когда организму недостает гормонов эстрогенов. Чувствительность детрузора (его сокращение приводит к мочеиспусканию) может повышаться при заместительной гормонотерапии при раке молочной железы. Не меньшее значение в развитии ГАМП имеют стрессовые ситуации и вредные условия труда.
Гиперактивность у взрослых
Долгое время СДВГ считалось заболеванием, встречающимся только у маленьких пациентов и проходящим по мере взросления к подростковому возрасту. Проведение исследований в последние годы подтвердили, что гиперактивность может встречаться в любом возрасте. Как правило, постановка диагноза взрослым связана с ошибкой в определении причин гиперактивного поведения в ранние годы. Это вызвало ошибки в проведении лечения. Иногда болезнь просто не диагностировалась.
У взрослых пациентов отмечаются симптомы, аналогичные проявлениям болезни в детском возрасте. За счет адаптации большая часть взрослых пациентов отличается повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Это приводит к появлению симптомов:
возникновение трудностей при работе по инструкциям;
больные не в состоянии сохранять внимание при выполнении однообразных и утомительных действий;
имеют слабые организационные способности;
выполнят одновременно несколько процессов, не завершая действия;
отличаются забывчивостью при выполнении повседневных обязанностей, могут забывать предметы и цели;
не в состоянии контролировать громкость голоса, сохранять терпение, например, при стоянии в очереди;
прерывание высказываний собеседников;
стремительность и изменчивость поведения;
повышенная раздражительность.
Специалисты отмечают и другие факторы. Позитивной особенностью СДВГ у взрослых пациентов становится высокая работоспособность. Они часто успешно строят карьеру, достигая значительных карьерных высот. К минусам относится возникновение проблем в межличностном общении, часто мешающих сохранению высокого качества жизни. В том числе разрушающие межличностные связи при низкой адаптации. Лечение гиперактивности может начинаться в любом возрасте. Пациентам назначают корректирующие лекарственные препараты, проводят индивидуальные и коллективные психологические тренинги.
Симптомы
У детей с повышенной возбудимостью ярко выражена следующая симптоматика:
Советуем почитать:Признаки синдрома двигательных нарушений у новорожденного
- проблемы со сном — период бодрствования длиннее, чем у малышей этого же возраста, сон прерывистый, с периодическим вздрагиванием ручек и ножек;
- беспричинный плач, во время крика нередко дрожит подбородок, учащается сердцебиение, усиливается потливость, дыхание поверхностное;
- кожные покровы часто имеют мраморный рисунок, иногда синюшность;
- беспокойное поведение у груди: малыш захватывает сосок, но в скорости бросает его, отвлекаясь на посторонние шумы;
- прибавка в весе ниже нормы, есть склонность к срыгиваниям, запорам или поносам.
У ребенка с признаками гипервозбудимости нередко наблюдается гипертонус мышц, клонусы стоп (выражаются быстрыми и ритмичными сокращениями мышц стопы), рефлекс Моро, возникающий спонтанно. Еще один симптом — повышенная психическая истощаемость — дети с данным синдромом очень эмоциональны, а потому быстро устают.
У недоношенного младенца существует риск возникновения судорог, особенно при повышении температуры (таким детям рекомендуют сбивать температуру даже при отметке 37,5 °C), перегреве или сильном эмоциональном истощении, например, при долгом плаче.
Как повышенная нервная возбудимость в младенчестве может сказаться на взрослой жизни? В будущем подросший ребенок может страдать эмоциональной нестабильностью, тревожными расстройствами, гиперактивностью. Дети реагируют на перемены погоды головной болью, нередко при перевозбуждении наблюдаются нервные тики (даже если эмоции были положительные) и разные формы заикания. Иногда развивается недержание мочи, кала, при тяжелых формах поражения ЦНС — эпилепсия.
В будущем дети с синдромом гипервозбудимости нередко становятся гиперактивными
Причины
Существует множество предположений по поводу того, что
именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не
один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую
связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности.
Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных
нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и
психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения
гиперактивности и/или расстройства внимания.
Проводившиеся исследования подтверждают, что действие
наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же
касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются
церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются
нарушениями функционирования нервной системы, а именно:
- преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
- профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
- внутриутробные инфекции;
- перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
- далекое от здорового питание во время беременности;
- преждевременные роды или «переношенная» беременность;
- рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
- нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.
Не последняя роль в развитии заболевания отводится
психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:
- алкоголизм и серьезные разногласия между
родителями; - насилие в семье;
- перенесение ребенком психологической травмы;
- низкое социальное положение семьи, дефицит
средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны
сверстников.
Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные
требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.
Диагностика
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.
Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.
Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.
Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников
Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.
Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:
- основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
- проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
- признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
- СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.
Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.
Симптомы ночных страхов
Ночные страхи характеризуются рядов симптомов. Уснувший ребенок внезапно садится или стает, становится беспокойным: кричит, плачет, с выражением ужаса на лице зовет родителей, хотя и не узнает их. Такое состояние обычно сопровождается выраженными вегетативными нарушениями: широкие зрачки, гиперемия (покраснение) лица, учащенный пульс и дыхание, потливость (повышенная выделение пота). Продолжительность приступа обычно от 5 до 15 минут, после чего ребенок засыпает и не помнит о случившемся. В отдельных случаях утром остаются смутные воспоминания о страшном сне.
Характерные клинические проявления (симптомы, клиника ночных страхов) не вызывают особых затруднений при диагностике ночных страхов. Как церебрального пароксизма во время сна. Ночные страхи обязательно необходимо отличать от ночных кошмаров. В то же время дифференциальная диагностика невротических, неврозоподобных и эпилептических приступов ночных страхов требует пристального внимания. На эпилептический характер данных пароксизмов могут указывать однотипность ночных страхов, элементарность их внешних проявлений (особенно двигательных), редкая повторяемость (большие интервалы между приступами), наличие в прошлом или настоящее время других припадков (обмороки, фебрильные судороги).
Как проявляется синдром гиперактивности
Впервые заболевание может проявиться в любом возрасте,
начиная с грудничкового периода. Оно может сопровождаться:
- беспокойством;
- неусидчивостью;
- раздражительностью, плаксивостью;
- нарушениями сна;
- снижением уровня внимания, постоянной
отвлекаемостью; - импульсивностью;
- упрямством;
- задержкой развития речи.
Для каждого возраста разработаны отдельные нормы,
несоответствие которым заставляет задуматься о возникновении нарушений в работе
нервной системе. Например, очень быстрое переключение на другие окружающие
предметы, озвучивание случайных мыслей, воспоминаний называют отвлекаемостью,
что является одним из наиболее ярких признаков дефицита внимания.
Другим термином, часто звучащим при диагностировании СДВГ,
является «импульсивность». Это значит, что ребенок при получении какого-либо
задания не дослушивает до конца рекомендации или инструкции и преждевременно
приступает к выполнению. В результате он обычно недооценивает сложность задачи
или справляется с ней неправильно, так как проигнорировал требования. При этом
импульсивные дети не способны думать о последствиях своих действий, поэтому
часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев разной тяжести и
попадают в неприятные ситуации.
Гиперактивность или нет
Как уже говорилось, очень часто здоровая детская активность
и непосредственность путается с таким нарушением функционирования нервной
системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Наличие именно СДВГ
родители могут заподозрить по присутствию следующих признаков:
- ребенок значительно подвижнее, чем его ровесники
(иногда родители говорят, что он «бегает по потолку»); - повышенная возбудимость, что проявляется
присутствием лишних движений (ребенок постоянно вертится, болтает ногами,
качается на стуле, играет руками и т. д.) или речевой несдержанностью (ребенок
болтает, не замолкая); - рассеянность – при СДВГ дети постоянно теряют и
забывают личные вещи, не слушают получаемые от взрослых инструкции даже
непродолжительные и отвлекаются; - быстрое наступление усталости при необходимости
выполнения заданий, требующих усидчивости и концентрации на процессе – родители
школьников подчас вынуждены постоянно сидеть рядом с ребенком во время
выполнения домашней работы и контролировать их; - повышенная эмоциональность, проявляющаяся
абсолютной несдержанностью и выплескиванием любых эмоций на окружающих; - невозможность довести начатое дело до
логического завершения – ребенок теряет интерес к занятию и быстро переходит к
другому виду деятельности; - отсутствие самоконтроля, проявляющееся
постоянным перебиванием других людей, сложностями при необходимости дожидаться своей
очереди либо где, склонность к ссорам и дракам; - нарушения координации, в результате чего ребенок
может часто травмироваться.
Кроме того, при СДВГ у детей старше 4 лет родители могут
терять контроль над их поведением. Такие дети часто не просто не слушаются
взрослых, а неспособны договариваться и искать компромисс и в целом следовать
установленным правилам. Но подобные «симптомы» могут проявляться вместе или по
отдельности и у здоровых детей во время сложного психологического периода,
переживания кризиса 3-х, 6—7-ми лет и т. д. Поэтому бить тревогу родителям
следует только, если у ребенка присутствует несколько из вышеописанных
нарушений, причем дольше полугода, и они мешают ему адаптироваться в социуме.
Методы лабораторной диагностики перинатальных поражений нервной системы у детей
Согласно экспериментальным исследованиям, мозг новорожденного ребенка в ответ на повреждение способен образовывать новые нейроны. Ранняя диагностика и своевременное лечение — это залог восстановления функций пораженных органов и систем, так как патологические изменения у маленьких детей лучше поддаются обратному развитию, коррекции; анатомо-функциональное восстановление происходит полнее, чем при запущенных изменениях с необратимыми структурными изменениями.
Восстановление функций ЦНС зависит от степени тяжести первичного повреждения. В лаборатории клинической биохимии Научного центра здоровья детей РАМН были проведены исследования, которые показали: для лабораторной диагностики степени тяжести перинатальных поражений нервной системы у детей можно определять в сыворотке крови содержание особых веществ — «маркеров поражения нервной ткани» — нейронспецифической енолазы (НСЕ) которая содержится в основном, в нейронах и нейроэндокринных клетках, и миелин-основного белка, входящего в состав оболочки, окружающей отростки нейронов. Увеличение их концентрации в крови у новорожденных при тяжелых перинатальных поражениях нервной системы объясняется поступлением этих веществ в ток крови в результате процессов разрушения в клетках мозга. Поэтому, с одной стороны, появление НСЕ в крови позволяет подтвердить диагноз «перинатального поражения ЦНС», а с другой — установить степень тяжести этого поражения: чем больше концентрация НСЕ и миелин-основного белка в крови малыша, тем о более тяжелом поражении идет речь.
Кроме того, мозг каждого ребенка имеет свои, генетически детерминированные (только ему свойственные) структурные, функциональные, метаболические и другие особенности. Таким образом, учет степени тяжести поражения и индивидуальных особенностей каждого больного ребенка играет важнейшую роль в процессах восстановления ЦНС и разработке индивидуальной программы реабилитации.
Как уже было сказано выше, методы реабилитации детей с перинатальными поражениями ЦНС будут освещены в следующем номере журнала.
Ольга Гончарова, cтарший научный сотрудникотделения для недоношенных детейНаучного центра здоровья детей РАМН, к.м.н.
Патогенез гемолитической болезни
Развитие гемолитической болезни возможно лишь при контакте крови матери и плода. Во время беременности благодаря плаценте эритроциты плода попадают в организм матери в незначительном количестве, недостаточном для выработки антител. В момент родоразрешения, вследствие абортов, выкидышей или осложнённых беременностей эритроциты проникают в кровоток матери в большом количестве, что вызывает выработку антител класса М (IgM). Эти антитела образуются почти сразу после контакта с резус-положительной кровью плода. Они обеспечивают временный иммунитет от любых чужеродных веществ, однако IgM не способны проникать через плаценту к ребёнку.
Антитела класса М затем трансформируются в антитела класса G (IgG). Они вырабатываются через 3 месяца после контакта с резус-положительными эритроцитами, обеспечивают длительный иммунитет в течение нескольких лет и способны пройти через плаценту в кровь плода. Этим объясняется тот факт, что при первой беременности эти иммунные частицы для плода не опасны, ведь при нормально протекающей беременности кровь ребёнка смешивается с кровью матери лишь на последних месяцах беременности или после родов, когда IgG ещё не выработались.
При первой беременности происходит лишь узнавание эритроцитов плода, т. е. первичный иммунный ответ, который ещё называют «раздражением» иммунной системы матери. Также для этого процесса используется термин «сенсибилизация», а применимо к резус-конфликту — «резус-сенсибилизация». Первичный иммунный ответ не опасен для плода.
Как правило, конфликт по резус-фактору развивается при повторной беременности. Это связано с тем, что к моменту следующего зачатия в организме матери уже присутствуют антитела класса G, поэтому они начинают атаковать эритроциты плода уже на ранних сроках. В связи с этим вероятность развития данного заболевания, как и тяжесть, растёт с каждой последующей беременностью. Болезнь встречается у 63 % детей от женщин с сенсибилизацией.
Важно понимать, что в случае аборта при первой беременности, независимо от способа его проведения, вероятность возникновения сенсибилизации (выработки антител) у женщин с отрицательным резус-фактором значительно увеличивается. Вместе с тем увеличивается и риск бесплодия
Материнские антитела разрушают эритроциты плода в печени и селезёнке, что нарушает работу этих органов. При большом количестве антител поражение красных клеток крови происходит внутри сосудов. В ответ на гибель эритроцитов печень, селезёнка и костный мозг начинают вырабатывать ретикулоциты (клетки-предшественники эритроцитов), что приводит к их увеличению. Это объясняет развитие симптома анемии и гепатоспленомегалии (увеличения печени и селезёнки) .
Продуктом распада эритроцитов является непрямой билирубин — желчный пигмент. Билирубин является токсичным ферментом, который повреждает ткани головного мозга, печени, лёгких, почек и т. д. Критическое повышение уровня непрямого билирубина приводит к необратимому повреждению структур головного мозга — билирубиновой энцефалопатии (ядерной желтухе).
Факторами развития ядерной желтухи являются недоношенность, инфекции, гипоксия (недостаток кислорода у плода), метаболические нарушения (сниженный или повышенный уровень глюкозы в крови), кровоизлияния, приём некоторых лекарственных препаратов (сульфаниламиды, салицилаты, фуросемид, диазепам и т. д.) и употребление алкоголя .
Массаж
При любых расстройствах, связанных с нервной системой, назначается массаж. Его может делать специалист, но многие мамы вполне справляются сами, получив небольшую консультацию у массажиста или педиатра.
Важно выбрать подходящее время для процедуры. Больше всего подходит первая половина дня, когда малыш бодр
Массаж рекомендуется делать перед кормлением, примерно за полчаса. Если он приходится после приема пищи и ребенок не спит, то необходимо подождать 1 час и только потом приступать к процедуре.
Основные приемы
Первый массаж должен длиться 5 минут и прекратиться, как только будет заметно недовольство ребенка. Со временем малыш привыкнет, тогда продолжительность массажа должна составлять 30 минут.
На первых месяцах нужно лишь легко поглаживать ребенка, движения может показать патронажная медсестра. Проводить поглаживания желательно, начиная с кончиков пальцев до плеча, от стопы до паха. Затем гладить животик: направление руки должно идти только по часовой стрелке. Грудь гладят, направляя руки снизу к шее: от центра к подмышкам.
Ребеночка выкладывают на 2 минуты на живот, гладят спинку. Затем проверяются рефлексы новорожденного. Для этого подкладывают к стопам руки, и ребенок начинает как бы ползти. Кладут малыша на бочок, чередуя правый с левым, и пальцем проводят по позвоночнику: ребенок должен выгибать спину. Затем необходимо нажимать возле каждого пальчика на стопе, они должны при этом сгибаться.
Необходимо учитывать то, что имеются определенные участки у ребенка, которые нельзя трогать, чтобы не травмировать их. К ним относят: соски, пах, половые органы, пупок, суставы. Не рекомендуется массировать младенцев при повреждениях кожных покровах и раздражениях, если он неприятен в данное время ребенку. В этом случае его необходимо перенести на другой раз.
Если синдром гипервозбудимости имеет серьезную форму, то ребенок должен будет всегда быть под наблюдением многих специалистов: невролога, психолога, логопеда, мануального терапевта и массажиста. Независимо от причин возникновения патологии, ребенку рекомендуется давать легкие седативные препараты и витамины.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕВРАСТЕНИИ СВОИМИ СИЛАМИ
Справиться с неврастенией без обращения к врачу можно, хотя сделать это достаточно сложно. Правда, стоит помнить, что самостоятельная коррекция возможна лишь при легких формах расстройства. В тяжелых случаях без помощи специалиста не обойтись.
Человек, который осознал, что у него возникла неврастения, должен коренным образом изменить свою жизнь:
на время оставить работу. Лучше всего взять отпуск или отгул. Руководство стоит предупредить, что вам необходим полноценный отдых, поэтому отвечать на телефонные звонки вы не будете. Желательно вообще отключить телефон и отказаться от использования компьютера (не отвечайте на электронные письма, забудьте о существовании социальных сетей);
соблюдать режим дня. Для восстановления сил потребуется нормализовать питание и сон. При неврастении человек испытывает трудности с засыпанием, справиться с этим помогут вечерние прогулки на свежем воздухе;
устроить себе отдых. Как именно вы будете отдыхать, зависит от личных предпочтений. Это может быть просмотр фильмов, чтение книг или путешествие
Важно выбрать занятие, которое приносит удовольствие. А вот от выполнения скучной рутинной работы на время стоит отказаться;
откажитесь от своих вредных привычек
Спиртные напитки могут кому-то показаться отличным средством при неврастении, но их прием только усугубляет ситуацию. Психологические проблемы не исчезают, а физическое состояние еще больше ухудшается. Организм и так ослаблен, не стоит еще больше отравлять алкоголем и сигаретами;
повысить защитные силы организма. Для этой цели можно использовать средства народной медицины. Например, настойки пустырника и корня валерианы помогут успокоиться, а ягодные сборы, мята перечная и вербена помогут восстановить силы. Эти и другие средства народной медицины богаты на витамины, минералы и другие полезные микроэлементы, необходимые истощенному организму
Фитопрепараты не оказывают негативного воздействия, но их стоит применять осторожно людям, страдающим различными видами аллергии.
Злейшим врагом неврастении является отдых. У отдохнувшего человека появляются силы для борьбы с этим недугом. Перечисленные выше способы также могут служить профилактикой развития неврозов и других психических расстройств, связанных с переутомлением.
Какой бы важной ни была ваша работа, выделите время на занятие любимыми делами, займитесь спортом, больше времени проводите на свежем воздухе, наладьте взаимоотношения с членами семьи и друзьями
Основные симптомы гипервозбудимости
Если говорить о детях младшего возраста, то обычно симптомы проявляют себя с момента, когда ребенок уже умеет самостоятельно ходить, у него установлен режим сна и кормления. Дети грудного возраста с наличием синдрома нервно-рефлекторной возбудимости могут перерастать недуг при правильном лечении. Дети постарше могут быть склонны к гипервозбудимости из-за каких-либо внешних факторов, и тогда речь не идет о врожденном синдроме.
Такие дети обычно плохо спят, у них отмечается повышенная двигательная активность, проблемы с засыпанием, вздрагивания от любых звуков. Нередко наблюдаются кожные проблемы в виде нервно-артритического диатеза, аллергического дерматита, и др.
Также может наблюдаться отставание в речевом и психомоторном развитии, заикание, тики, расстройства. Таким детям трудно сосредоточиться
Их внимание привлекают сразу несколько дел, и ни одно из них не доводится до конца
Диагностика гипервозбудимости
Поставить такой диагноз самостоятельно невозможно. Правильная оценка состояния может быть дана только детскими специалистами – педиатром и детским неврологом. Иногда помимо сбора анамнеза требуются дополнительные современные методы диагностики, например, электронейромиография.
Патогенез (что происходит?) во время Гипервозбудимости у детей:
Синдром гипервозбудимости может наблюдаться у детей с патологией центральной нервной системы или с холерическим темпераментом. Во многих случаях болезнь сопутствует грыжам, рахиту, прорезыванию зубов, кишечным коликам и проч. Гипервозбудимость возникает сразу после получения родовой травмы (в большинстве случаев).
Эмоциональные нарушения проявляются всплесками. Как говорят в народе, истерика и вспышки гнева начинаются «на ровном месте», когда родители даже не ожидают подобного проявления. Эти всплески направлены на невиновных людей, чаще всего на родителей. Потом настроение быстро меняется на веселое, сопровождаемое радостным визгом и смехом. Такие ситуации происходят как дома, так и в детсадах, школах, на улице, и часто приводят к конфликтам. Родители могут привыкнуть к такому поведению, но другие окружающие, в том числе учителя, не будут терпеть данное поведение.
Ребенок постоянно продуцирует новые идеи, чаще всего невероятные. Но действует он прежде, чем подумает, потому при гипервозбудимости очень вероятно хулиганское поведение. Также ребенок говорит прежде, чем думает. Дети с гипервозбудимостью часто стремятся стать лидерами в любом окружении, в любой компании. Но часто другие дети не поддерживают этих идей, не могут уследить за ходом мыслей маленького лидера. Потому есть вероятность, что ребенок с синдромом гипервозбудимости окажется без друзей.
Низкие оценки в школе дети с данным заболеванием получают из-за невнимательности и быстрого переключения внимания. Они не могут долго фокусироваться на рассказе учителя, им необходимы смены видов деятельности на протяжении урока. Ребенок будет допускать ошибки в решении задач также из-за невнимательности. Самоорганизация у гипервозбудимых детей страдает. Из-за описанных факторов учителя начинают думать, что ребенок специально не слушает информацию на уроке, из вредности.
Из-за «недисциплинированности» мышления и речи у малышей, подверженных гипервозбудимости, сравнительно бедный словарный запас, трудности с абстрактным мышлением, им тяжело даются понятия пространства и времени. Если проигнорировать это, то развиться вторичное снижение интеллектуального развития (не смотря на то, что изначально у гипервозбудимых детей интеллект ничуть не ниже, чем у остальных).
Психологи при контакте с ребенком фиксируют признаки невротизации. У детей с синдромом гипервозбудимости повышенная утомляемость и склонность к беспричинному беспокойству. Родители могут наблюдать расстройства сна, обкусывание ногтей или кожи на пальцах, ковыряние в носу пальцем и другие привычки невротического характера.
Поведение гипервозбудимых детей часто инфантильно. Оборотной его стороной является готовность ребенка завязывать контакты с незнакомыми людьми, что в наше время очень опасно. Малыши при данном заболевании осуществляют экстравагантные выходки, которые вызывают у людей осуждение и удивление, чего, собственно, эти дети часто и добиваются
Им нравится реакция окружающих, они таким образом привлекают внимание к своей персоне. А внимания они требуют повышенного
Важно, что при гипервозбудимости у детей нарушается координация. Родители могут видеть, что движения ребенка неловки и угловаты
Это сказывается и на почерке, и на помарках в тетради дошкольников и школьников. Кататься на велосипеде таким детям вряд ли удастся научиться быстро. Но это признаки синдрома гипервозбудимости старших детей.
Как же проявляется заболевание у младенцев? Прежде всего, синдром проявляется плохим сном, частым и долгим плачем. Крик таких детей монотонный, как бы на одной ноте. Грудь сосут вяло. Родители могут заметить на переносице просвечивающую через тонкую кожицу венку — признак повышенного внутричерепного давления, которое способствует развитию гипервозбудимости. Пальчики младенца с данным заболеванием сжаты в кулачки, ручки и ножки скрючены. Кожа часто имеет мраморный оттенок.
Младенцы не «перерастают» синдром гипервозбудимости. Воспитывать такого ребенка будет сложно, он на замечания будет реагировать упрямством, игнорированием, агрессией. Из игр предпочитают те, которые предусматривают разрушение чего-либо. В песочнице гипервозбудимые дети часто рушат чужие «постройки».
Страшилка пятая. Синдром повышенного внутричерепного давления
Об этом состоянии мы подробно рассказывали в статье «Гипертензионно-гидроцефальный синдром». Поэтому сейчас лишь напомним основные моменты.
Сейчас этим диагнозом «щеголяют» очень многие малыши. Для того чтобы ребёнок обзавёлся им, иногда достаточно пожаловаться врачу на срыгивания, реакцию на смену погоды или эпизодическое выбухание родничка.
На деле же небольшие колебания давления встречаются часто по разным причинам:
- внешние причины: перегрев, ушиб и т.д.
- внутренние причины: простуда, продолжительный плач и т. д.
Поэтому, если вас беспокоит самочувствие ребёнка, сделайте УЗИ головного мозга (нейросонографию) или Эхо-ЭС (эхоэнцефалосокопическое исследование). Если окажется, что проблем с внутричерепным давлением нет, то все остальные симптомы перестанут напоминать о себе к 2 — 3 годам.