Доктор лошадь. как иппотерапия помогает в реабилитации неизлечимых больных
Содержание:
Как это работает
Иппотерапия – один из видов механотерапии, где в качестве инструмента реабилитации выступает уникальный, ни с чем не сравнимый живой тренажёр. Двигаясь, лошадь колеблет всадника в три стороны: вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо, посылая седоку до 110 двигательных импульсов в минуту.
Температура тела лошади – около 40º, то есть пациент получает разогревающий массаж. Чтобы всадник удержался, в работу автоматически включаются все группы мышц туловища, рук, ног, вестибулярный аппарат. В результате езды напряжённые мышцы разогреваются, растягиваются и расслабляются, а расслабленные, наоборот, трудятся.
Ребёнок-инвалид редко выходит на улицу. Общения – ноль, движения – тоже. А тут у него появляется возможность свободно передвигаться. На лошади он чувствует себя смелым, сильным, самостоятельным. Ему кажется, что он управляет большим животным, которое его слушается.
Встань и иди!
— Как и многих, меня в фонд привела беда, когда восемь лет назад я обратилась за помощью для своего ребёнка. Но занятия здесь помогли не только ему, меня тоже вылечили лошади, — признаётся одна из родительниц Елена Ильичёва.
Уже через месяц первых занятий Елена сама села в седло, чтобы понять, что же это такое — единение с лошадью и почему это так полезно. Стало ясно, что верховая езда — это не просто движение, но и мощная психологическая, физическая и социальная реабилитация.
Фото: Фото автора/ Фонд Тихомировых
— Ребёнок может быть обез-движен, может двигаться с трудом, нуждаться в посторонней помощи, но, приходя в центр, он становится равным, его встречают как друга все сотрудники центра, тут начинается настоящая жизнь для многих детей, — говорит Елена. — Такая вовремя оказанная помощь даёт серьёзные перспективы в жизни. Она действительно способна вывести ребёнка на новый уровень физических возможностей. Но нельзя забывать и о людях, которые потеряли своё здоровье уже во взрослой жизни. Для них иппотерапия тоже путь к исцелению. Я сама получила травму позвоночника и не думала, что мне вообще можно сидеть в седле. Оказалось, что верховая езда не только позволяет очень быстро прийти в норму после даже серьёзных травм, но и полностью убрать все симптомы за болевания — в том случае, если ты всё делаешь мягко, аккуратно, без экстремальных нагрузок.
Статья по теме
Благотворитель Ольга Тихомирова о том, зачем современному миру нужны лошади
Команда тренеров. Фото: Фото автора/ Фонд Тихомировых
— Мы проводим такие курсы уже 15 лет, — отметила Ольга Тихомирова. — Но пока при высоком уровне методической подготовки не можем похвастать достойной материальной базой — в центре нет интерактивного оборудования, так необходимого для полноценного обучения.
Иппотерапевтическая бригада Фото: Фото автора/ Фонд Тихомировых
Основные этапы программы
Занятия иппотерапией могут проводиться индивидуально или в группе. Периодичность занятий — 1-2 раза в неделю. Если пациент приезжий и проходит курс реабилитации на выезде, занятия проводятся ежедневно. Задействованы в ходе занятий будут сам пациент, лошадь, инструктор-иппотерапевт и коновод. Продолжительность одного занятия — 15-45 минут.
Итак, какие основные этапы включает лечение лошадьми?
- Первый этап — ознакомительный (или адаптационный). На этом этапе изучается история болезни, назначается необходимый комплекс упражнений, происходит знакомство с лошадью, с инструктором, привыкание ребенка. Пациент может наблюдать, гладить животное, угощать его. Затем, когда адаптация прошла, можно садиться верхом и спешиваться. Обычно этот этап проходит быстро. Но некоторым детям может потребоваться и несколько занятий.
- Второй этап — подготовительный (непосредственно перед выполнением основных упражнений). На этом этапе лошадь уже приводят в движение. Ребенок привыкает к ходу лошади, учится держаться верхом, сохранять равновесие, правильно координировать свои движения — формируется правильная посадка. Могут выполняться упражнения.
- Третий этап — основной. На этом этапе выполняются основные упражнения, которые назначил иппотерапевт.
- Четвертый этап — заключительный. На этом этапе закрепляют результаты, корректируют неточности при выполнении упражнений.
Упражнения могут выполняться в различных положениях: лежа на животе, на спине, сидя лицом к шее лошади, сидя спиной. Инструктор может требовать выполнять упражнения с закрытыми глазами, когда лошадь стоит, идет шагом или рысью. Это могут быть разнообразные наклоны, смена положения на лошади, бросание мяча, различные упражнения на гибкость и другие движения. Сложность и характер упражнений зависит от заболевания пациента.
Понятно, что лошадь, которая используется для лечения, должна быть специально обучена, спокойна, непуглива и доброжелательна. Почти каждое животное можно подготовить для занятий. В иппотерапии избегают только лошадей «горячих» кровей. Например, у арабских чистокровных, ахалтекинцев, чистокровных верховых лошадей генетически заложено безудержное движение. Поэтому на такое животное нельзя сажать ребенка.
Отличительные особенности
Лошадь является эмпатом, т.е. обладает способностью перенимать эмоциональное состояние человека. Животное чутко воспринимает слова, мимику, поведение и жесты человека, помогая снять напряжение и подавленное состояние психики. Методика работает как разновидность лечебной физкультуры, базируется на взаимодействии с движениями коня. Лошадь для иппотерапии выбирают с подходящим темпераментом и качеством походки.
Тщательно подбирается седло для иппотерапии. Оно должно быть приспособлено для людей с ограниченными возможностями. Его конструкция позволяет поддерживать правильную осанку, мягкость и глубина посадки обеспечивают защиту от ударов. Непроизвольные движения ног блокируются анатомическими бенфуторами. Используются страховочные ремни для фиксации нижних конечностей.
Данное реабилитационное направление находит широкое применение в психосоциальной интеграции инвалидов. Отмечается высокая эффективность при коррекции:
- функциональных нарушений двигательного аппарата;
- неврологических и психических расстройств.
Главным преимуществом метода является комплексное воздействие при лечении различных патологий. Стандартные восстановительные техники не дают такого эффекта, действуя односторонне.
Лечение
Данный метод реабилитации имеет широкую сферу применения. Эффективность направления отмечается у пациентов любого возраста. Применяется иппотерапия для взрослых и маленьких пациентов. Разработаны специальные упражнения для детей с аутизмом, расстройством двигательной функции. Отмечена высокая результативность иппотерапии при ДЦП. Другими показаниями к прохождению курса терапии являются:
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ:1. Нарушение осанки.2. Сколиоз 1-й и 2-й степени.3. Детский церебральный паралич: спастическая, гемипаретическая, атонически астатическая, гиперкинетическая формы.4 Неврозы.5 Остереохондроз.6. Гипертоническая болезнь 1 и 2 стадии.7. Нестабильность позвоночно-двигательного столба.8. Начальные стадии артроза в реберно-позвоночных суставах.9. Грыжи (если не беспокоят клинические признаки).10. Атаксия.11. Аутизм.12. Афазия.13. Гидроцефалия.14. Задержки психического развития.15. Потеря зрения.16. Заболевания крови (лейкемия, гемофилия и др.).17. Менингоцеле.18. Муковисцедоз.19. Отсутствие конечностей.20. Полиомиелит.21. Рассеянный склероз.22. Потеря слуха.23. Умственная отсталость легкой или умеренной степени.24. Потеря слуха.24. Эпилепсия при редких припадках.
Иппотерапия для детей с ОВЗ назначается для развития мелкой моторики, усидчивости и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Терапевтическое действие для детей-инвалидов и взрослых пациентов характеризуется следующим:
- Улучшение равновесия.
- Тренировка мышц, активация двигательной активности.
- Восстановление утраченных навыков.
- Стимулирование кровообращения.
- Осуществление микромассажа конечностей всадника.
- Улучшение работы эндокринной и нервной систем.
- Стабилизация координации в пространстве.
- Повышение самооценки.
На фоне прохождения курса реабилитации наблюдается выраженное улучшение эмоционального состояния.
Что это?
Иппотерапия – одна из эффективнейших методик лечения животными посредством лошадей. Она направлена на борьбу со многими заболеваниями.
Некоторые называют иппотерапию лечебной верховой ездой. Да, основной эффект от лечения достигается именно за счет упражнений, выполняющихся на лошади. Но все же нельзя сказать, что эти два понятия абсолютно тождественны. Ведь важным условием для исцеления является не только верховая езда, но и просто общение с лошадью, уход за ней.
Преимущество иппотерапии
Интересно, что несмотря на неоднократное повторение движений во время езды на лошади полностью отсутствуют монотонность, все движения уникальны и необычны это невозможно сказать о тренажерах. Благодаря этим животным ребенок может начать регулировать тонус мышц .
Для того, чтобы конь стал настоящим доктором он должен пройти специальную и длительную подготовку. Сеанс лечения длится несколько минут и за это время животное должно неспешно пройти определенное количество кругов. Ребенка во время этого могут переворачивать то на спинку, то на живот, то класть вдоль спины скакуна. Во время этого процесса рекомендуется чтоб рядом с больным ребенком находились и его родители, которые смогут понять идет ли ребенок на поправку
Также следует отметить, что верховая езда помогает научиться концентрировать внимание, успокаивать нервную систему, ведь лошадь медленно покачивается из стороны в сторону, что создает ощущение умиротворения и спокойствия
Общеизвестный факт, что эти милые животные имеют сильное биологическое поле, которое дополнительно заряжает человека и способствует быстрому выздоровлению. Данный критерий присутствует также и во время нахождения рядом с животным, а не только во время езды на нем.
Благодаря многочисленным исследованиям стало известно о том, что дети больные ДЦП становятся жизнерадостнее, здоровее не только в физическом, но и эмоциональном плане, улучшается осанка, благодаря появлению возможности в расширении и разведении ног в разные стороны, что особенно характерно во время езды, походка ребенка улучшается и вскоре он становится на ноги.
Следует учесть, что реабилитационный процесс является длительным и сложным
Для того, чтобы достичь минимальных результатов придется потратить не менее одного года при этом важно чтобы на протяжении недели было три занятия продолжительностью полчаса
Задачи иппотерапии
Следует учитывать, что иппотерапия для детей инвалидов способна наладить социально-психическую и физическую составляющую сферу в жизни ребенка.
Благодаря использованию этой методики можно сразу же решить такие задачи как:
- Устранение гипокинезии, появлению которой способствовал паралич.
- Развитие физической активности больного.
- Восстановление нарушений.
- Возвращение потерянных навыков.
- Способность обеспечения профессиональной реабилитации.
Иппотерапия дает ребенку ощутить себя настоящим всадником, у него появляется желание все чаще и чаще ездить. Благодаря подобной мотивации увеличивается сила воли и в противовес этому уменьшается общее количество гиперкинеза при детском церебральном параличе. Это одновременно предоставляет возможность создавать все условия для правильного развития поведения. Как показывает практика, многое зависит от правильной взаимосвязи человека и коня, так что занятия с детьми с дцп все чаще и чаще приносят долгожданные плоды.
Детский церебральный паралич всегда пугает родителей, которые узнали, что их ребенок страдает от подобной патологии, но здесь важно правильное понимание происходящего ведь, как показывает практика такой малыш вполне может стать здоровым и жизнерадостным членом общества. С успехом от недуга можно избавиться в амбулатории, отыскав квалифицированного специалиста, отправив ребенка в специализированный санаторий
Важно чтобы к процессу лечения вовремя подключились невролог, психолог, физиотерапевт, массажист
С успехом от недуга можно избавиться в амбулатории, отыскав квалифицированного специалиста, отправив ребенка в специализированный санаторий
Важно чтобы к процессу лечения вовремя подключились невролог, психолог, физиотерапевт, массажист
Методы и этапы программы
Программа занятий разбита на модули: первое занятие, посадка на лошадь, пробное занятие, основные занятия.
Посадка на лошадь – сложный этап. У многих пациентов проблемы с двигательной сферой поэтому роль специалиста в начале очень активна. После того, как человек получает какие-то навыки, иппотерапевт выбирает пассивную стратегию: придерживает, помогает удержаться.
Первое занятие проводится с целью формирования интереса к занятиям. Инструктор смотрит, каковы физические возможности наездника, составляет план упражнений.
Основные сеансы подразумевают регулярное посещение занятий, выполнение плана реабилитации. Упражнения дополняются, корректируются по мере того, какие навыки обретает наездник. После занятий делается мониторинг самочувствия и психологического состояния.
В зависимости от того, с какой проблемой обратился пациент, составляется план занятий. Иппотерапия предполагает комплексный подход, поэтому над разработкой реабилитационной программы трудятся несколько специалистов. Пациенты с тяжелыми двигательными нарушениями занимаются в щадящих условиях; люди с психологическими проблемами выполняют активные упражнения.
Разработано множество методов лечения, вот некоторые из них:
1. Движения лошади.
Суть работы заключается в том, что человек лежит верхом на лошадке, в то время, как она медленно перемещается в манеже. По мере занятий поза человека меняется, усложнятся. Пациента перекладывают со спины на живот. На занятиях присутствует специалист, который страхует от падений. Метод эффективен при работе с людьми, имеющими серьезные двигательные нарушения: параличи, парезы.
2. Езда верхом
Пациент сидит верхом на лошади, иппотерапевт водит ее по кругу, затем подключается специалист по лечебным упражнениям. Несложные движения выполняются в процессе езды. Используется вспомогательный инвентарь: ленты, мячи. Упражнения со временем усложняются, наездник вынужден менять положение тела по ходу движения или в статике. Метод подходит для работы даже с детьми до года.
3. Терапевтическая вольтижировка.
Способ отлично работает с людьми, имеющими психологические проблемы, перенесшими эмоциональные потрясения, страдающими депрессией, фобиями. Суть метода заключается в постепенном установлении контакта с животным. Вначале человеку дается возможность наедине пообщаться с лошадкой, погладить, погулять. В это время нужно прислушиваться к сигналам своего тела. Затем подключается специалист. Он помогает делать лечебную гимнастику, пациент при этом сидит верхом на лошади. Важным момент: человек должен выполнять трюки будучи максимально расслабленным эмоционально.
4. Установка психологического контакта.
Методика применяется чаще с малышками, страдающими застенчивостью. Инструктор проводит целый день с ребенком, помогает ему наладить общение с лошадкой, учит ее понимать, разговаривает, водит на прогулку. Малыш абстрагируется от тревог и страхов.
При каких болезнях стоит заниматься иппотерапией?
Показания к проведению иппотерапии могут быть разные: это могут быть как физические, так и психологические недуги. Психолог-иппотерапевт работает со следующими заболеваниями:
- Нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, параличи, парезы, наличие ампутации конечностей и протезов.
- Неврологические нарушения: рассеянный склероз, ЧМТ (черепно-мозговые травмы), тики, головные боли, гипертонус и гипотонус мышц.
- Частые простудные заболевания, связанные со слабым иммунитетом.
- Психологические нарушения: аутизм и аутистические тенденции, нарушения внимания, гиперактивность, неврозы, речевые нарушения и т.д.
- Задержки психического и нарушения психического развития.
- Воспалительные заболевания в стадии ремиссии: цистит, артрит, гинекологические заболевания и пр.
В основном к иппотерапии обращаются люди с ДЦП, синдромом Дауна, СДВГ, аутизмом, сколиозами и т.д. Механизм действия иппотерапии таков, что работа происходит и на физическом, и на психологических уровнях. У ребенка возникает эмоциональный контакт с психологом и лошадью.
В процессе занятий ребенок учится правильно взаимодействовать с животным: нельзя громко кричать, потому что лошадь может испугаться, нельзя дергать лошадь за уши, гриву, животное важно вознаграждать после занятия (угощать яблоком или сахаром, так ребенок говорит ему «спасибо») и пр. За счет подобного контакта, ребенок осознает, что лошадь — живое существо, что у него есть имя, любимая еда, что ему может что-то не нравится, и что если с ним правильно обращаться — оно будет слушать команды самого маленького наездника
Эта взаимосвязь ребенка и коня хорошо помогает в коррекции СДВГ, аутизма и т.д.
Кроме того, верховая езда имеет отличительную особенность от прочих физических нагрузок: дело в том, что когда ребенок садится верхом на лошадь, напряженные мышцы — расслабляются, а мышцы, подверженные атрофии, наоборот, начинают работать. Если ребенок правильно сидит на лошади, то осанка приобретает естественные изгибы — это помогает в профилактике и лечении сколиозов.
Нормальная температура лошади — 38°C, во время движения, бока лошади естественным путем прогревают мышцы ног и бедер ребенка, что создает дополнительный терапевтический эффект. Развивается также координация и улучшается чувство собственного тела в пространстве, за счет этого укрепляется уверенность ребенок, повышается самооценка.
Кроме того, иппотерапия показана для деток с нарушениями речи. Психолог объясняет ребенку, что чтобы лошадка поехала, нужно сказать ей «но!». Путем тренировок ребенок усваивает это, и начинает давать команды лошади, после этого процесс обучения идет быстрее.
Психологический аспект иппотерапии
В процессе конной прогулки лошадь и человек на время становятся равноценными партнерами, а такое чувство нередко переходит в настоящую дружбу. Кроме того, возникает чувство ответственности за доверившегося тебе партнера.
Регулярное общение с лошадьми и конные катания помогают им стать более спокойными в повседневной жизни.
Например, аутисты, в реальной жизни замкнутые люди, живущие в своем собственном внутреннем мире, при общении с этими добрыми и отзывчивыми животными, не чувствуют никакой угрозы. Это позволяет им в некоторой степени раскрепостить свои эмоции, что в дальнейшем очень помогает при общении с другими людьми. Уходит чувство постоянной тревоги, уменьшается уровень заторможенности, исчезают различные фобии, что благотворно сказывается на способности человека к адаптации в окружающей действительности.
Другими словами, лошади выступают в качестве связующего звена между внутренним миром человека и окружающей его действительностью, что приводит к нормализации внешних коммуникативных способностей.
Даже простое поглаживание кожи лошади обладает потрясающим лечебным эффектом.
Гладя коня или перебирая в руках его гриву, пациенты испытывают очень позитивные ощущения, которые повышают настроение и вызывают необыкновенный душевный подъем.
Принципы воздействия
Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента. Лечебная верховая езда в целом оказывает биомеханическое воздействие на организм человека, укрепляя его. Например, она передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и мягкое разогревающее (температура лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, что усиливает кровоток в конечностях. На шагу лошади — основном аллюре, применяющемся в иппотерапии, — лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, которые в свою очередь передаются всаднику. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время верховой езды всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у пациента с ДЦП в работу включаются мышцы, находящиеся в бездействии в обычной жизни
Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, усидчивость и улучшает гармоничное восприятие окружающего мира у пациентов, в том числе с нарушением психики различной тяжести.
Важно, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.
Виды анималотерапии
Среди всего разнообразия пэт-терапии можно выделить две основные категории – ненаправленная и направленая. Ненаправленная заключается в ежедневном общении со своими домашними любимцами, без профессионального психотерапевтического воздействия.
Направленная – это вид анималотерапии, который используется в конкретных лечебных целях, под руководством специалиста. В данном случае общение происходит со специально обученными животными.
При проведении сеанса анималотерапии используются не только привычные для нас собаки и лошади.
В зависимости от того, какое животное используется, пэт-терапия делится на виды:
1. Иппотерапия – терапия с помощью лошадей. Может использоваться для всех возрастных категорий. Показана при психических и неврологических нарушениях, а также при физиологических проблемах, таких как последствия инсультов, паралич, ДЦП. Езда развивает координацию и способствует укреплению мышц разных групп. Также происходит массаж ног за счет движений тела животного, что улучшает кровообращение в нижних конечностях. Основной способ езды – аллюр.
2. Каннистерапия – лечение с помощью собак. Занятие проходит со специально обученной собакой, которая может быть как основным методом, так и сопроводительным при различных психотерапевтических воздействиях, и даже на занятиях логопеда. Так как собака оказывает сильное положительное эмоциональное влияние, ее помощь необходима при развитии мотивации двигательной активности, лечению последствий стрессогенных ситуаций, улучшению способности концентрации внимания, устойчивой стабилизации психического состояния при аутизме, ДЦП, гиперактивности, синдроме Дауна. Для каннистерапии отбираются определенные породы собак, которые благосклонно относятся к человеку, терпеливы и неагрессивные, не декоративные.
3. Дельфинотерапия – лечение с помощью дельфинов. Эти животные являются одними из самых умных на планете и просто незаменимы при лечении проявлений ДЦП, аутизма, СДВГ, синдроме Дауна, депрессивных расстройствах, умственной отсталости и тому подобное. Процесс прохождения сеанса дельфинотерапии предполагает выполнение определенных упражнений под наблюдением специалиста, поэтому не стоит спутывать его с простым плаванием с дельфинами.
4. Фелинотерапия – лечение общением с кошками. Многие люди даже в домашних условиях не могли не заметить, что кошка – удивительно чуткий диагност. Она ложится на место, которое болит, а так, как температура тела животного выше, чем у человека, довольно быстро наступает облегчение и боль проходит. Но это не единственное свойство котов. Благодаря безмятежному отношению к жизни, они способны создать расслабляющий эмоциональный фон и пригодятся при лечении большинства недугов. Полчаса погладьте кошку – и ваше давление и сердечный ритм в норме. Также, кошки являются незаменимыми при лечении психоэмоциональных нарушений, заболеваниях дыхательных путей, и опорно-двигательного аппарата. Как элемент реабилитационной помощи такая анималотерапия используется при лечении наркомании и алкоголизма. Отдельно следует выделить благотворное влияние мурлыканье кошек, ведь его частота от 16 до 44 Гц способствует стабилизации нервной системы, улучшению иммунитета и запуска регенеративных процессов организма человека.
5. Ентомотерапия – терапия с помощью насекомых. В основном речь идет об использовании продуктов, которые производят насекомые – яд, пчелиный мед и тому подобное. Но нередко в народной медицине встречается лечение радикулита, венозного застоя и других недугов с помощью укусов насекомых. Отдельным подразделением данного вида является апитерапия – лечение пчелиным ядом.
6. Герудотерапия – лечение медицинскими пиявками. Используется при варикозном расширение вен, тромбозе, заболеваниях кожи, гайморите, гинекологических заболеваниях и т. д. Принцип использования основан на свойстве слюны этих животных проникать глубоко в кожу и разноситься кровеносными сосудами по всему организму. Но не стоит использовать этот метод без присмотра специалиста, не изучив условий его использования.
Сегодня существует более 2000 разновидностей животных для проведения пэт-терапии. Среди них ламы, козы, кролики морские свинки, различные виды насекомых, в Австралии – кенгуру, а африканские племена используют даже крокодилов.
Упражнения
Комплекс разрабатывается под каждого пациента с учетом его диагноза. Но есть упражнения общего плана, направленные на укрепление, растяжение и расслабление. Движения выполняются в статике и во время катания на лошадях.
Общие упражнения включают:
- дыхательную гимнастику;
- наклоны корпуса (с инвентарем и без);
- упражнения для глаз;
- качание шенкелей;
- движения с закрытыми глазами;
- «ножницы»;
- «мельница»;
- упражнения на равновесие;
- смена аллюров (например, переход с ходьбы на бег).
В лечебной терапии практикуется выполнение упражнений в разных исходных положениях: лицом вперед, лицом назад, лежа на спине, на животе, попрек лошади. Использование такого подхода дает уникальный реабилитационный эффект.
Лечение аутизма
Ученые давно обнаружили, что дети-аутисты воспринимают наш с вами окружающий мир, как бесконечную «войну», где постоянно что-то дребезжит, свистит, орет, двигается. Поэтому они затыкают уши, закрывают глаза, прячутся по углам и уходят глубоко в себя. Цель специалистов, работающих с аутистами, научить их коммуницировать с внешним миром. Здесь все средства хороши. Одно из эффективных, как было подмечено психотерапевтами, – иппотерапия. Лошадь – животное очень восприимчивое, достаточно сдержанное и способное эффективно взаимодействовать с людьми. Общение с животным отлично корректирует психику ребенка с РАС. Посадка на лошадь, удержание позы, движения тела во время езды требуют концентрации внимания, что развивает возможности аутенка адекватно реагировать на внешние раздражители. Управление скакуном для аутиста тоже своеобразный способ научиться общаться с внешним миром. Ведь он должен уметь отдавать команды, чувствовать и понимать ответные реакции лошади, подстраивать свое поведение под ее реакции. Такая цепочка обратной связи и полноценной коммуникации помогает при социальной адаптации больных детей.
Еще одним неоспоримым достоинством иппотерапии в сравнении с другими средствами является тот факт, что ребенок-аутист, привыкший совершать бессмысленные ритуальные движения каждый день, во время верховой езды совершает те же ритуалы, но уже более осознанно и с определенной целью. Ведь необходимо двигаться в унисон с лошадью, иначе рискуешь свалиться с нее. Такие целенаправленные движения отлично развивают контроль за моторикой, что также является положительным моментом в плане речевого развития. Многие аутисты привыкли общаться жестами, поэтому овладение искусством верховой езды, где также приходится управлять животным с помощью жестов, как нельзя лучше помогает детям чувствовать себя в своей тарелке, а значит, лучше контактировать с миром. К тому же, общение с таким милым животным как лошадь вызывает бурю положительных эмоций, благоприятных для больной психики.
Конечно, занятия иппотерапией должны проходить под наблюдением специалистов: психотерапевт прописывает данное лечение, обученный коневод следит за самой ездой, корректирует, направляет, корригирует процесс. Многие родители опасаются, что верховая езда для ребенка-аутиста небезопасна: лошадь может взбрыкнуть, наездник упадет, получит травму или животное напугает своими резкими движениями, ребенок не сможет ей управлять. Поездка на лошади очень похожа на гимнастические упражнения и не приносит никакого вреда. К тому же лошадей для иппотерапии подбирают самых смирных, несклонных к резким движениям, а опытный инструктор не спеша ведет лошадь под уздцы, что напоминает медленную прогулку на трехколесном велосипеде. Обычно для данного вида терапии используют старых лошадей, отслуживших свой срок на ипподромах и уже неспособных к гонкам. Поэтому опасаться нечего, занятия всегда проводятся под присмотром психотерапевта. В Красноярске имеется «Центр Иппотерапии», где практикуются занятия с детьми от 4 лет.
Противопоказания
Перед тем, как пойти на рейттерапию следует ознакомиться с рядом ограничений. Нельзя заниматься, если присутствует заболевание в острой форме.
Абсолютными противопоказаниями, когда занятия запрещены, являются:
- гемофилия;
- болезнь Лобштайна – Фролика;
- обострение диабета;
- воспалительный процесс в почках;
- травматические повреждения и врождённые аномалии шейного и нижней трети поясничного отдела позвоночника;
- некоторые травматические и воспалительные заболевания тазобедренных суставов;
- онкология;
- аллергия на шерсть;
- кровотечения;
- остеопороз.
Существует ряд недугов, при которых можно заниматься, соблюдая определенные условия:
- эписиндром органического или психотического типа (нужно принимать противосудорожные препараты);
- болезни почек в хронической форме;
- диабет в стадии ремиссии;
- остаточные явления после травматических повреждений шейного и поясничного отделов позвоночника;
- синдром Дауна (должен быть сделан рентген шейного отдела);
- боязнь лошадей;
- беспричинная боль во время занятия;
- воспалительный процесс на коже в зоне соприкосновения с животным.
Инструктор должен учитывать индивидуальные особенности пациентов и соблюдать предписания врачей. Рекомендации касаются физиологических моментов (сходить в туалет до начала занятий, следить за положением головы во время езды, стелить мягкое покрывало).