Игра в шахматы на время

Содержание:

Не забывайте анализировать свою игру

Анализ – ваш основной инструмент в совершенствовании. Когда вы анализируете расстановку сил, то начинаете понимать больше хороших ходов, комбинаций, включается тактика на 2-3 хода вперед, затем вы сможете строить более сложные комбинации на нескольких направлениях и в защите и в обороне.

Анализ подразумевает, в том числе сыгранные игры. Если вы играете со знакомым и без времени, анализируйте сделанные ходы (2-3), задавайте вопросы самому себе: «А как можно было сделать лучше?», «Что я не заметил?» и т.д.

В некоторых приложениях можно смотреть запись проведенных игр, и разбирать шаг за шагом. При игре вживую можно производить запись ходов, но для этого нужно освоить шахматную нотацию.

Расстановка фигур в шахматах

Название шахматных фигур

Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:

  • Линии номер 2 и 7 – пешки. Восемь пешек, как бы прикрывают строй основных фигур.
  • Углы доски – ладьи;
  • Рядом с ладьями – кони;
  • Рядом с конями – слоны;
  • Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
  • Рядом с ферзем стоит король.

Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

 Пешки

Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.

Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.

Ладья (тура)

Ладья  ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат.  Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.Так может ходить ладья.

Конь

У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.

Ходы конем из начального положения.

То есть,  даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Офицер (слон)

 Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только  клетки одного цвета.  Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Шахматный слон ходит по диагонали.

Ферзь

Королева (ферзь).Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».

Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь  может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.

Король

Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.

Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.

Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.

Правила хода каждой фигуры в шахматах

Теперь поговорим с вами о том, как ходят фигуры. Это, наверное, самое главное в шахматах. Если шахматную нотацию можно не знать для игры, то уж как ходят фигурки надо знать 100%.

Многие до сих пор играют в шахматы и не знают элементарных правил, так, например, как: пешка не ест назад и взятие пешки на проходе.

Для того, чтобы вы знали, как ходят фигуры в шахматах, то предлагаем вам почитать вот этот ряд статей, который мы для вас приготовили. Здесь все написано по каждой фигуре от А до Я, понятным и простым языком.

Кроме того, что вы теперь будете знать, как ходят фигуры, знайте еще и следующее:

  • Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык. Между ними должен быть разрыв минимум в 1 клетку.
  • Король в шахматах не может быть съеденным
  • При правильной игре действует правило – «Взялся за фигуру – ходи именно ей»
  • Тот игрок который имеет право хода, может в любой момент предложить ничью, даже после того как сходил. Принять ничью соперник может только до того, как он сходит в ответ.

То есть после ответного хода, после которого он вдруг поймет, что совершил ошибку, принять ничью он не может.

Вернемся к нашим шахам, матам и патам. Так как теперь вы знаете как ходят фигуры в шахматах, можно показать вам картинками с комментариями, как выглядит шах, двойной шах, мат и пат.

Рассмотрим примеры того, как пешка, ладья, слон, конь или ферзь, ставят королю шах.

Пример шаха ферзем:

Ферзь нападает на короля. Королю ходить некуда, потому что поле g8 бьет слон белых, стоящий на c4. Но конь черных может перекрыть дорогу ферзю и так сказать защитить короля своим телом. Да, бедный коник будет скушанным на следующем ходу и будет мат. Но сейчас пока только шах от ферзя.

Пример шаха ладьей:

Ладья ставит шах королю, но король может уйти на h7 или же слон, встав на f8 может закрыть короля своим могучим телом.

Пример шаха конем:

Королю возможен отход только на f8. Поля h7 и f7 бьет пешка белых. А поле h8 бьет ферзь. И коня скушать не чем.

Пример шаха слоном:

Единственная защита от этого шаха – только перекрытие атаки слона ладьей. Отойти королем на g8 невозможно, так как это поле бьет ферзь.

Пример шаха пешкой:

Пешка ходит на h7 и ставит королю шах. Отход возможен только на h8 так как поле f8 бьет слон белых. Но есть еще одна защита от шаха. Можно королем просто сесть атакующую пешку, так как она без защиты.

Пример еще одного шаха ладьей:

При таком варианте шаха у черных есть огромный выбор защиты. Королем можно уйти на поле d6, а можно защититься своими же фигурами, то есть перекрыть атаку ладьи. Можно закрыться и конем на e6 и слоном на ne же e6, а можно ферзем или слоном на e7.

Ну и в заключение давайте рассмотрим вариант двойного шаха:

Для того, чтобы сделать двойной шах королю черных, белые просто прыгают конем на f7. В итоге шах идет как от коня, так и от ферзя на h7.

Единственная защита от шаха – это отход королем на g8. Да, ферзь черных может съесть ферзя белых, но шах от коня остается. Так же черные могут съесть коня слоном, но тогда шах остается от ферзя. Выход один при двойном шахе – ходить только королем.

Теперь давайте рассмотрим варианты мата.

Пример мата ферзем:

Королю нельзя кушать ферзя так как он под защитой ладьи. Уйти тоже некуда.

Пример мата ладьей:

Мат ставят черные. Королю невозможно бежать на 2линию, так как ее пробивает ладья на f2. И закрыться не чем.

Пример мата конем:

Очень красивый мат. Такой мат еще называют спертым. Король зажат своими собственными фигурами.

Пример мата слоном:

Слон направлен на короля. Королю уходить некуда. Поля h7 и h8 пробивают конь с ладьей белых. Закрыться то же нечем. Да, стоит ладья на f8 и по идее можно прикрыться ей, но увы, если она уходит со своего места, то открывает другой шах от ферзя, стоящего на b2. Если в настоящей партии будет сделан такой ход, то он будет считаться не возможным. А при невозможном ходу игроку автоматически присваивается поражение.

Пример мата пешкой:

Король снова сдавлен и пешку скушать нельзя, так как ее защищает слон на d3.

Ну и давайте покажу последний вариант красивого мата:

Его ставит ферзь. Королю белых некуда ходить так как короли не могут стоять рядом друг с другом.

Теперь давайте рассмотрим пат.

Это первый пример пата. Сейчас ход черных и им некуда ходить. Пешки уперлись в пешки белых, а королем ход запрещен, так как ферзь контролирует все поля.

Второй вариант пата:

Ход черных. Но они не могут никак сходить. Король не может встать рядом с другим королем и к тому же 7 линия пробивается ладьей, стоящей на a7. Конь тоже не может уйти со своего поля так как откроет шах королю от ладьи на c8.

Это интересно

Самая продолжительная партия по времени Степак – Машиан сыграна в полуфинале чемпионата Израиля в 1980 году. Она продолжалась 24 часа 30 минут и закончилась победой белых на 193-м ходу.

Самая длинная шахматная партия была сыграна в Белграде в 1989 году между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем. В течение 20 часов 15 минут в партии было сделано 269 ходов, игра закончилась вничью.

Для ограничения продолжительности партии введено правило, по которому шахматист может потребовать ничью, если в течение последних пятидесяти ходов не было ни одного взятия или хода пешкой.

Дольше всех обдумывал ход бразильский шахматист Франсиско Троис – 2 часа 20 минут.

Некоторые шахматисты используют недостаток времени (цейтнот) при попадании в худшую позицию. Обычно, это игроки с быстрым мышлением, развитой интуицией, любители играть блиц. Игрок намеренно тянет время, чтобы попасть в цейтнот. В цейтноте его противник тоже начинает играть быстро, чтобы не давать возможность обдумывать ответные ходы в его время. В итоге противник сам начинает делать ошибки и упускает выигрыш, а то и проигрывает.

Шахматные ситуации при игре и их решения

В принципе, зная все то, о чем было написано выше и изучив всю информацию по ссылкам в этой статье, вы можете смело играть в шахматы и гордо говорить всем вокруг, что вы знаете шахматные правила в совершенстве.

Однако, давайте рассмотрим еще некоторые шахматные ситуации, разберемся что они означают и как быть в той или иной ситуации.

В таком случае судья соревнований по записи партии восстанавливает позицию. Если вы играли с корешем во дворе или на кухне и запись партии не велась, то значит нужно просто играть заново.

Такое бывает. Редко, но метко. И снова. Если это чемпионат или соревнования, то вызывается судья и поправляет фигуры. Допустим вы не так поставили ферзя с королем, поменяв их местами. Или же коня со слоном.

Если же изначально фигуры белых стояли на 7 и 8 линии, а черные на 1 и 2, то игра переносится на другую доску с той же позицией, только фигуры расставляются как надо, белые идут 1 и 2 линии вверх к 7-8, а черные наоборот.

Пример неправильно расставленных фигур:

Поверьте, с начинающими шахматистами часто так бывает, делают рокировку не королем и ладьей, а ферзем и ладьей. В таком случае применяется правило – «Взялся – ходи». То есть игроку нужно будет обязательно ходить фигурой за которую он взялся, а рокировка отменяется. Ссылку на статью с темой – как правильно делать рокировку, мы давали выше.

Вызывается судья. В итоге принимается решение о невозможном ходе и игрок, которые его сделал считается проигравшим.

Часы уже не играют роли. На доске мат и тот кто его поставил, признается победителем, даже если уже вышло время. Нужно было до мата на доске кричать, что вышло время. А не после того, как мат уже стоит. То же самое и с патом.

Значит он сдался.

Ну, например, на доске остались только 2 короля. В таком случае игра заканчивается в ничью.

В таком случае объявляется ничья. Потому что один король не может поставить мат.

В таком случае партия оканчивается в ничью. Вот пример такой ситуации:

Черные понимают, что им хана. У белых проходит пешка и угрожает мат их королю. В итоге черные заканчивают партию в ничью. Ну хотя бы не поражение.

Ферзь ходит на c2 и ставит шах. Королю уходить только на a1. Далее ферзь идет на c1 и снова ставит шах. Королю идти только на a2. Ферзь на c2 снова шах… И так 3 раза. В итоге ничья.

Вот собственно и все друзья. Так же, как и обещали в начале партии, держите ссылку на скачивание официальных правил ФИДЕ – СКАЧАТЬ. Почитайте, может что-то полезное еще найдете, но в целом в этой статье есть абсолютно все, что вам нужно знать о правилах шахмат.

Надеемся пост был для вас полезен. До скорых встреч…

Советы по игре в быстрые шахматы

Для победы нужно не только умение мыслить. Важна быстрота реакции и хорошая память, позволяющая держать в голове сценарии поединков. В классической игре ценится умение терпеливо взвешивать и обдумывать все действия. В быстрых шахматах желание просчитать каждую схему влечёт риск попасть в цейтнот. Он может перечеркнуть все старания соперников, когда рапид ведётся без добавочных минут.

Одна из стратегий — загнать противника в цейтнот, заставив его с первых мгновений думать над каждым ходом.

Шахматисты, находясь в острой позиции, выбирают тактику в зависимости от способа контроля времени. Если играют по схеме «до окончания партии», неплохим решением будет переходить в проигранный эндшпиль. Тогда у противника не останется времени, чтобы победить, проведя ферзя.

Если временной запас пополняется, то противник легко может навязать собственную стратегию, зная, что секунды капают после каждого действия на поле.

Для справки: два года подряд, в 2014-м и 2015-м, чемпионом мира в этом виде спорта становился М. Карлсен (Норвегия). В. Ананд (Индия) тоже дважды завоёвывал звание: в 2003-м и 17-м. Побеждали: В. Иванчук, С. Карякин, Г. Камский, Ш. Мамедьяров, Л. Аронян, из женщин — А. Музычук.

Мировой чемпионат по быстрым шахматам был проведён впервые в 2001 году. Его выиграл Г. Каспаров (Россия). Спустя два года произошла новая битва, после чего в течение шести лет встречи такого уровня не проводились. Только с 2012 года они стали ежегодными.

Полезные советы

Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий.

    На первых порах они должны носить краткий характер.

  • Заинтересовывайте дополнительно: рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит: проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках. Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика. 

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

5 способов, как научиться играть в шахматы взрослому: когда возраст не помеха!

  1. Смотрим лучшие видеоуроки в Сети, чтобы научится играть в шахматы:

    • The Chess Website.

      Прелесть этого канала в том, что здесь учат играть в шахматы так, как будто разговаривают с первоклассником – все предельно просто;

    • iChess.net.

      Вдохновит осваивать азы игры даже тех, кто начинал, но быстро «сдулся»;

    • «ШахМатКанал».

      Канал устраивает шахматные онлайн-поединки всех желающих с блогерами. В конце каждой партии обязательно проводиться «разбор полетов» — кто, где и в какой момент игры «натупил».

  2. Играем онлайн.

    Самым «козырным» среди и опытных, и начинающих считается портал Chess.com. Но начинающему шахматисту подойдут и обычные шахматы, «встроенные» в компьютер или ноутбук.

    Это же «вечная тема», как пасьянс «Косынка» или «Змейка», так что не увиливайте от занятий.

  3. Научиться классно играть в шахматы и «давить» соперников интеллектом помогут хорошие книги:

    № п/п Название книги Автор
    1 «Сборник шахматных комбинаций» С. Д. Иващенко
    2 «Учебник шахматной игры» Х. Р. Капабланка
    3 «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха
    4 «Моя система» А. И. Нимцович
    5 «Стратегические приёмы в шахматах» А. И. Терехин
    6 «По следам дебютных катастроф» Я. И. Нейштадт
    7 «Переход в эндшпиль» Ю. Разуваев, Г. Несис
    8 «Шахматы как модель жизни» Г.Каспаров
  4. Что ж вы зря новый смартфон купили? Пора научится играть в шахматы с помощью бесплатных приложений для мобильного телефона:

    • «Stockfish Chess»;

    • «DroidFish Chess»;

    • «Chess Light»;

    • «Play Magnus — шахматы»;

    Все они помогут не просто не умереть от скуки в очереди в супермаркете или в ожидании рейса в аэропорту, но и немного расшевелить ваше серое вещество.

  5. Если вы не совсем закостенели в своей взрослости и «сурьезности», то также можете брать уроки у частного преподавателя или того, кто уже освоил игру в шахматы.

    И не надо стесняться: автор статьи лично знает взрослого 45-летнего мужчину, который решил осуществить свою мечту – научиться играть на саксофоне.

    Он упросил учителя детской музыкальной школы заниматься с ним индивидуально и очень скоро стал настоящей звездой корпоративов на своей на работе.

    А должность у Олега, надо сказать, «нехилая» — начальник юридического отдела в крупной строительной фирме.

Правила быстрых шахмат

Основной свод правил быстрых шахмат соответствует общему регламенту ФИДЕ. Но есть особенности, связанные с регулированием по времени.

Оба соперника обязаны закончить ходы в интервале от 10 до 60 минут с начала встречи. Или другой вариант: игроки должны закончить ходы в определённое время, суммированное с дополнительным, умноженным на 60. В этом случае время тоже не должно выходить из промежутка от 10 до 60 минут.
Если игроки заметили неверно размещённые фигуры или неправильно выставили время, они могут обратиться к судье, но не позднее третьего хода с начала партии. Доска и/или часы приводятся в надлежащий вид, и поединок начинается с нуля.
Если кто-то из соперников заметил описанные выше нарушения после четвёртого хода или позднее, партия продолжается при текущей расстановке, изменения не вносятся.
Разрешено не записывать ходы.
Игрок имеет право обратиться к арбитру, когда его соперник взялся за фигуру, но передумал ходить ею. Если такое обращение есть, судья обяжет шахматиста исполнить правило «взялся — ходи». Противникам разрешается самостоятельно решить вопрос между собой. Не возбраняется оставить этот жест вовсе без внимания, тогда арбитр не должен требовать от игрока сделать ход взятой в руку фигурой.
Судья должен прореагировать на недопустимый ход, только если игрок заявил о нём. Нет обращения — нет нарушения

Если шахматист решил привлечь внимание арбитра, он должен сделать это до собственного ответного хода и переключения часов. Если судья утвердит апелляцию, он обяжет нарушителя сделать правильный ход той же фигурой согласно принципа «взялся — ходи».
Просроченное время фиксируется только после обращения играющего

Он должен остановить часы и сказать: «Время!» или «Флаг!». Без подачи апелляции игра может идти дальше.

Окончание игры, шах и мат

Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.

Бесплатные уроки

Для первичного ознакомления подойдут и бесплатные уроки. Если вы просто хотите научиться играть и вам не нужно углубляться в особенности игры, стратегию и тактические приемы, то бесплатные видеоматериалы и текстовые лекции станут отличным выбором.

Советую также ознакомиться с книгами по шахматам, из которых можно почерпнуть много полезного и интересного.

Пора играть – Chess.com

Пора играть – это сборник из 12 уроков и 60 заданий для начинающих шахматистов. Студентов обучают основам и правилам, рассказывают о фигурах, их ценности, расстановке и возможностях.

Вы узнаете:

  • что такое шах и мат, в чем разница между этими понятиями;
  • что такое пат;
  • основы стратегии и тактики;
  • как делать рокировку, взятие на проходе и т. д.

Другие онлайн-программы от Chess.com:

  • Как ходят фигуры
  • Введение в теорию дебютов
  • Стратегия для продолжающих

Шахматы для малышей – YouTube-канал “Шахматная Страна”

Шахматы для малышей – это небольшие видеоуроки для самых маленьких. Лекции проводит анимированная пешка, чтобы ребенку было интересно смотреть и учиться. Она все объясняет и показывает на экране.

За 8 уроков можно узнать самые базовые понятия и правила: знакомство с шахматной доской, какие есть фигуры, как они ходят, в чем их ценность, как их расставлять, что такое шах, мат и пат.

Лекции в среднем длятся 5 минут. Все рассказано понятным языком, так что разобраться ребенок сможет и сам.

Уроки по шахматам для начинающих на YouTube-канале “Шахматы. Уроки. Обучение”

Уроки по шахматам для начинающих – это сборник видеоуроков для шахматистов-новичков.

Какие темы разбираются лектором:

  • основные правила;
  • рокировка;
  • как сделать ничью;
  • как и какими фигурами ставить мат;
  • дебютные правила;
  • шахматные ловушки;
  • миттельшпиль;
  • эндшпиль;
  • связка в шахматах.

На канале есть и видеоуроки для более опытных игроков. Там раскрыты секреты стратегии и тактики, которые помогут выиграть на соревнованиях. Можно стать спонсором канала и получить доступ к дополнительным урокам по шахматам.

Интерактивные уроки шахмат – Chess Lessons

Интерактивные уроки шахмат будут интересны и взрослым, и детям. Все занятия разбиты на группы:

  • знакомство с шахматной доской, фигурами и правилами;
  • уроки для начинающих;
  • игры для игроков с небольшим опытом;
  • занятия для уверенных шахматистов.

Во время обучения студенты играют с другими участниками онлайн-программы и при выигрыше получают баллы. Они нужны, чтобы открыть самые последние уроки для продвинутых игроков.

Шахматные онлайн-уроки – ChessDeti.Ru

Шахматные онлайн-уроки подойдут взрослым и маленьким начинающим шахматистам. Это книга, удобно разделенная на 30 уроков. К тексту прилагаются иллюстрации, наглядно показывающие о чем говорилось в лекции.

Темы, рассматриваемые в главах:

  • базовые правила;
  • шахматная доска и шахматная нотация;
  • разбор каждой фигуры;
  • шах, мат и пат;
  • начало шахматной партии;
  • что такое рокировка;
  • законы дебюта;
  • ловушки;
  • как поставить мат;
  • шахматные комбинации;
  • связка и ее виды;
  • история появления шахмат на Руси.

Изучите правила шахмат

Классические шахматы окрашены в черный и белый цвет. У вас, к примеру, белые, у оппонента черные или наоборот. Белые всегда ходят первыми, затем ход за черными, и так по очереди до завершения партии.

Давайте определимся с тем, что из себя представляет шахматная доска. Она всегда окрашена в белые и черные клетки. На нее нанесены 8 строк и 8 столбцов, по 8 клеток, всего клеток на классической доске 64, 32 черные и 32 белые. Ряды клеток которые идут от ближнего края доски одного шахматиста, к ближнему краю доски другого шахматиста – называются вертикалью. Ряды клеток, которые идут под прямым углом по отношению к вертикальным, называются горизонталью. Ряд клеток, одного цвета, которые соприкасаются между собой углами – называются диагональю.

Шахматная доска обязательно должна располагаться таким образом, чтобы угловая правая (крайняя) клетка, которая находится со стороны каждого шахматиста была окрашена в белый цвет.

шахматная доска с фигурами

Стартовое положение фигур на шахматной доске

Первое правило – у каждой фигуры есть свое изначальное (стартовое) положение на шахматной доске, всего фигур изначально по 16 у каждого из оппонента. Фигуры выстраиваются на первых двух рядах со стороны каждого игрока. Ряд по горизонтали, который ближе к шахматисту выстраивается следующим образом (слева направо):

  1. Ладья.
  2. Конь.
  3. Слон (в быту – офицер).
  4. Ферзь (в быту – королева).
  5. Король.
  6. Слон.
  7. Конь.
  8. Ладья.

Следующий ряд по горизонтали от каждого игрока в стартовой позиции занимают 8 пешек. 

Правильно делать ход – только одной рукой, в том числе рокировка. Если произошло касание фигуры, то ходить можно только ей, ход считается завершенным если игрок убрал руку от фигуры, не передвигая ее.

Профессионалы играют по времени, когда оно строго ограничено, и если игрок не вписывается в отведенный временной промежуток, то засчитывается поражение. Мы рассказываем о том как научиться играть новичку, по крайней мере на начальных этапах, шахматные часы вам ни к чему.

Ходы фигур

3.1. Не разрешается ходить фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занятое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски, что является частью того же самого хода. Считается, что фигура нападает на фигуру партнера, если фигура может совершить взятие на этом поле в соответствии со статьями 3.2-3.8.3.2. Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

3.3. Ладья может пойти на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

3.4. Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

3.5. При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут передвигаться через какие-либо стоящие на их пути фигуры.3.6. Конь может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.

3.7.

  1. Пешка может пойти вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или
  2. своим первым ходом пешка может пойти как в (а); кроме того, она может продвинуться вперед на два поля по той же вертикали при условии, что оба поля свободны, или
  3. пешка может пойти на поле, занятое фигурой партнера, которая находится по диагонали перед ней на соседней вертикали, при этом пешка берет эту фигуру.
  4. пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, которая одним ходом продвинулась со своей начальной позиции на два поля, может взять эту пешку партнера, как будто последняя была продвинута только на одно поле. Это взятие может быть осуществлено только на ходу, следующим за этим продвижением, и называется взятием «на проходе».
  5. Когда пешка достигает самой дальней от ее начальной позиции горизонтали, она должна быть заменена (и это является частью того же хода) на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были взяты ранее. Такая замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу же.

3.8.( а) Имеются два различных способа передвижения короля, посредством:

  1. передвижения на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или несколькими фигурами партнера;Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже если такие фигуры сами не могут ходить.или
  2. <рокировки>. Это ход короля и одной из ладей того же цвета на одной и той же горизонтали, считающийся как единственный ход короля и выполняемый следующим образом: король перемещается со своего начального места на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек.

Перед рокировкой белых на королевский фланг.Перед рокировкой черных на ферзевый фланг После рокировки белых на королевский фланг.После рокировки черных на ферзевый фланг


Перед рокировкой черных на королевский фланг.Перед рокировкой белых на ферзевый фланг После рокировки белых на ферзевый фланг.После рокировки черных на королевский фланг.

1) Рокировка невозможна:

  1. если король уже ходил, или
  2. с ладьей, которая уже ходила.

2) Рокировка временно невозможна:

  1. если поле, на котором король стоит, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами партнера;
  2. если между королем и ладьей, с которой намереваются рокировать, находится какая-либо фигура.

(b) Считается, что король находится «под шахом», если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры сами не могут ходить.Объявление шаха не обязательно.3.9. Ни одной фигурой нельзя ходить так, чтобы ставить своего короля под шах или оставлять своего короля под шахом.

Как научится играть в шахматы ребенку? Миссия выполнима!

a) 3 проверенных способа научить ребенка играть в шахматы: растим будущего Гарри Каспарова

b) Ложка дегтя в бочке меда: 3 причины не узнавать, как научить ребенка игре в шахматы

<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>

Казалось бы, шахматы – игра до того классная, что от нее – сплошные польза и позитив, но перед тем, как научить играть ребенка, нужно помнить:

  • люди, всерьез увлекшиеся шахматами, начинают вести малоподвижный образ жизни: каждая партия длится несколько часов.

    А тренировки? А чтение обучающей литературы? А просмотр тематического видео в Интернете? Вот и выходит, что стереотипный образ шахматиста – субтильного «ботана» в очечках – не так уж и далек от истины.

    Так что держите баланс между физическим и умственным развитием – не пренебрегайте хотя бы утренней зарядкой;

  • ребенок (да и взрослый), после того, как обучился игре в шахматы, может тяжело переносить каждый проигрыш, внешне это никак не проявляя.

    А там и до нервных срывов и валерьянки недалеко! Так что почаще повторяйте своему юному дарованию, что он у вас – «бусичка» «лапочка», в независимости от того, как сыграет на очередном турнире;

  • ребенок может до того увлечься шахматами, что будут «провисать» какие-то другие сферы жизни – учеба, физическое развитие, общение с друзьями и родственниками.

    Поэтому время от времени выгоняйте своего вундеркинда на свежий воздух, зазывайте домой его друзей и собственным примером покажите, как круто начинать день с пробежки, а не чашки крепкого кофе. Слабо?

Как правильно играть в шахматы?

Вы узнали, как по отдельности ходят все шахматные фигуры. Но если одна фигура преграждает путь другой, как в таком случае поступить? Следует поступит так: если на пути ваша фигура, то путь закрыт. Однако, если фигура противника, путь можно освободить, побив ее. Это происходит так: фигуру противника вы снимаете с доски, а на ее место ставите свою фигуру, которой побили ее. Это все один ход. Но бить фигуры не обязательно.

Давайте посмотрим на примере:

Справа и слева белой пешки стоят черный фигуру, если ход белых, то пешка может побить, как одну, так и вторую фигуру и встать на ее место.

Практически все фигуры на протяжении игры, двигаются по доске, бьют друг друга, снимаются с доски. Снять с доски нельзя только короля. Ему можно объявить “шах”, то есть предупреждение о том, что его могут побить. Если он получает “шах”, необходимо сразу же отреагировать, уйти с данной позиции. Это можно сделать так: уйдя на безопасное поле, защитив его другой фигурой, сбив нападающую фигуру. Если у вас нет возможности защитить своего короля, значит вам поставили “мат”. Партия проиграна. При записи “шах” обозначают +, мат – х.

Есть еще 2 исключения из правил шахмат

  1. Вы уже знаете, что за один ход можно передвигать только 1 фигуру, но каждому игроку разрешают один раз совершить двойной ход – сделать рокировку (одновременно переставить ладью и короля). Она делается так: придвиньте ладью к королю, короля перекиньте через нее и поставьте с другой стороны. Рокировку нельзя делать, если: после рокировки ладья и король не должны быть под боем королю объявили шах, ладья и король уже ходили.
  2. Это исключение касается лишь пешек. Можете побить пешку на проходе, в то время, когда она совершает двойной ход. Как только пешка соперника совершила двойной ход, вы можете убрать ее с доски, поставив на поле свою пешку так, словно пешка противника совершила простой ход. Взять пешку на проходе можете лишь сразу после двойного хода. Не взяли сразу больше не сможете. К примеру, белая пешка а2 совершила двойной ход на а4. Черная пешка а!4 может снять белую с а4 и стать на а3, словно белая пешка совершила обычный ход.

Во время игры соблюдайте главное правило шахмат: тронул фигуру, обязан ею походить. Поэтому, если вы заранее не продумали следующий ход – не стоит прикасаться к фигурам.

Вас познакомили с самыми основными правилами шахмат, и теперь вы можете сыграть первую шахматную партию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector