Как научить ребенка считать быстро и правильно
Содержание:
- Как научить ребенка быстро считать до 10?
- Как настроить ребенка на обучение?
- Что нужно чтобы ребенок считал примеры в уме — основные правила
- В каком возрасте появляется навык
- Учимся быстро считать в 4-5 лет
- Учимся считать до 10
- Сложение и вычитание
- Методики обучения счету
- С чего начать обучение счету
- Какие методики обучения счёту использовать
- Методики
- Обучение счету: с чего начать?
- Как научить ребенка хорошо складывать и вычитать
- Как обучить обратному счету?
- Математика для малышей. Основные принципы
- Влияние на развитие
Как научить ребенка быстро считать до 10?
Обучение устному счету лучше всего начинать в 4-5 лет и в процессе игры. Сначала он будет заключаться в простом пересчитывании предметов по порядку. Позже вводятся простые действия сложения и вычитания. Не стоит откладывать занятия на более поздний возраст, так как малыш уже вполне способен освоить и более сложные операции. Предлагаем вниманию ряд приемов, как быстро научить ребенка считать.
Лучше всего обучение малыша счету до десяти проводить непринужденно, без использования специальных тетрадей, счетного материала. Ведь называть порядковые номера можно у любых предметов: книг на полке, шариков в сухом бассейне, кубиков в конструкторе и даже стульев вокруг стола, ложек и вилок за обедом или маминых любимых шляпок. Сначала ребенок повторяет числа вслед за взрослым, а после и сам их запомнит.
Прогулка – отличное время для повторения порядкового счета. Здесь множество предметов, которые можно пересчитать, начиная от проезжающих мимо автомобилей, заканчивая этажами в домах. Постепенно с порядковым счетом можно соотносить цифры.
Научился ребенок считать до 10. А что дальше? Можно ли продолжать обучать счету до двадцати? Не стоит торопиться
Лучше уделить внимание обратному счету, познакомить с числом ноль. Обратный счет поможет освоить игра в ракету, когда нужно отсчитать от 10 до 0 и дать старт
А число 0 ребенок поймет в процессе уборки игрушек, когда все они окажутся на своих местах, а на полу ничего не останется.
Хорошо бы приобрести различные наборы с цифрами: кубики, шары для детского лото, коврик-пазл, детский развивающий столик и прочие предметы.
Как настроить ребенка на обучение?
Самое главное — любите ребенка и стройте все только на этом.
Обсудите с ребенком важность обучения арифметике и образования в целом.
Воспитывайте у ребенка любовь к учебе. От того, как вы отзываетесь об обучении и образовании в целом, зависит и настрой вашего ребенка.
Дайте понять ребенку, что он всегда может положиться на вас в случае неудачи
Поддерживайте его веру в собственные силы, повышайте самооценку, но подчеркните, что его успех зависит только от него самого.
Четко ставьте цели перед ребенком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
Определяйте сроки реализации поставленной цели (когда надо сделать задание, выучить материал).
Повышайте мотивацию ребенка, поощряя его за достижения, особенно те, которые дались ему с трудом.
Учите ребенка самостоятельности — он сам должен отвечать за выполнение поставленных задач. Таким образом, у ребенка будет появляться мотивация не только к учебе, но и к самосовершенствованию в течение всей жизни.
Не сравнивайте результаты обучения ребенка, особенно негативные, с другими ребятами — это может привести к раздражению и нежеланию продолжать.
Что нужно чтобы ребенок считал примеры в уме — основные правила
- Начните с того, что попросите назвать те числа, в которых содержится двоечка. Для этого четко определите отрезок, скажем, от 1 до 20.
Если ребенок ошибается, пропуская, скажем, число 12, то это даже хорошо, есть возможность снова напомнить весь цифровой ряд. А это еще больше дает возможность для запоминания.
Это упражнение тренирует способность визуализировать и без труда работать с числами. - Следующее упражнение.
Прибавляй, допустим, к трем — два. В уме, как бы начинаем считать, будто по линейке. Получается, что выйдет целый ряд чисел: 5, 8, 11, 14…и т. д.
Таким образом, прокачивается сложение и вычитание. Конечно, позже нужно будет вводить умножение и деление.
Но не все сразу!
Для развития внимания используйте таблицу Шульте. Пусть постарается быстро находить те числа, которые вы ему называете.
Если ребенок ошибается, то сразу предлагайте снова решить этот пример на отдельном листочке.
Даже не надейтесь, что в 1 классе сразу всему научат! Занимайтесь, занимайтесь и снова занимайтесь!
Вы ведь помните одну из моих статей, где я рассказывала о том, чему не научат в школе. Она даже состоит из 1 и 2 части. А как вам то, что красная ручка может навредить психике вашего ребенка? Напишите в своих комментариях о своем мнении по этому поводу, будет интересно пообщаться!
В каком возрасте появляется навык
Дети с самого рождения проявляют интерес ко всему, что их окружает, что им рассказывают и показывают взрослые. Но не ко всему их можно приучить.
Новый материал должен подаваться не просто дозировано, но и в определенной форме, а также в определенном возрасте. Только так ребенок с радостью воспримет и усвоит то, чему его хотят научить.
Обучение математическим вычислениям
Обратите внимание! Методика обучения счету будет отличаться в разных возрастных группах. Психологи и педагоги раннего развития выделяют несколько возрастных этапов, связанных с навыками учения счету:
Психологи и педагоги раннего развития выделяют несколько возрастных этапов, связанных с навыками учения счету:
- до трех лет;
- 3-4 года;
- 4-5 лет;
- 5-7 лет.
Уже в возрасте двух-трех лет ребенок способен обучаться счету. Он понимает простой порядковый счет и может показывать, что идет по порядку. Например, одна конфета, две конфеты, три яблока.
С 3 и до 4 лет дети способны научиться складывать небольшие группы предметов, делить их между игрушками. Например, дать мишке 2 конфеты, кукле 3 яблока. А в 4 года может выполнять несложные приемы счета.
После того как малыш усвоит счет до цифры десять, ему становится неинтересно. Обычно это происходит к 5 годами. В этом возрасте ребенок способен выучить цифры до 20 и считать до них от единицы.
Важно! Обучение счету детей 5-6 лет можно начинать и в школе, но лучше делать это заранее. В легкой игровой форме в домашних условиях ребенок быстро усвоит новую информацию
5-7 лет — возраст, когда ребенку доступен счет до 100, сложение и вычитание. Дети с радостью ходят с родителями в магазин и способны устно посчитать, сколько монеток нужно дать продавцу, чтобы купить мороженое.
Трехлетний малыш считает на пальцах
Учимся быстро считать в 4-5 лет
Возраст 4-5 лет является старшим дошкольным. Если малыш не научился до этого времени считать, то нужно скорее заняться его развитием. У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка быстро считать в 4-5 лет.
Важно учитывать, что оперативно складывать и вычитать малыш сможет только тогда, когда:
- поймет и запомнит цифры, их прямую и обратную последовательности. Будет узнавать цифру по написанию, находить недостающую в ряду. Сможет быстро сопоставлять ее с указанным количеством предметов;
- усвоит состав чисел, основы счета;
- будет различать понятия «один-много», «больше-меньше-равно»;
- сможет правильно считать предметы, совершать математические операции с карточками, палочками.
Быстрый счет дети обычно осваивают с пятилетнего возраста. Большое значение играет то, каким образом и как долго занимались родители с ребенком. Также многое зависит от индивидуальных особенностей малыша.
До 10
Многие родители занимаются с детьми математикой, даже не подозревая об этом. Речь идет об игровых упражнениях на счет: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Обычно с такими потешками знакомство проходит в 6-7-месячном возрасте.
Подобные игры не учат ребенка цифрам, но они помогают развить восприятие наличия объектов и их количества, память, образное мышление. Пальчиковые игры хороши лишь на первых порах. Раньше счету обучали детей при помощи линейки. Сегодня же существуют более интересные методики.
Эффективные способы того, как научить ребенка считать до 10:
- игра «Паровозик». Подходит для детей, которые посещают первый класс. Это идеальный вариант для проведения коллективных занятий. Суть заключается в том, что каждый ребенок по очереди выходит и говорит, какой он по счету вагончик. Потом дети берутся за руки и начинают ходить по кругу, имитируя езду паровоза;
- игра «Заблудившиеся цифры». Нужно взять кубики или карточки с цифрами и выложить их в хаотичном порядке перед ребенком. Предложить малышу разместить их в правильной последовательности. Можно усложнить задачу, убрав одну из цифр и попросив назвать недостающее число;
- чтение детских стишков, которые посвящены счету, числам;
- просмотр мультиков-считалочек. Их часто показывают по телевизору. Обучающие мультики можно найти в интернете. Ребенок запоминает песенки и цифры, которые называли герои;
- игра «Соседи числа». Суть заключается в том, чтобы называть соседние числа определенной цифры.
Чтобы обучить счету до 10, можно нарисовать пять кошек или собак, и спросить у ребенка, сколько он видит пар лап, какое количество животных изображено. Также рекомендуется определить, сколько нужно пар обуви коту (собаке).
Полезно считать на пальцах, пятерками до десяти, рассказывая при этом интересный стишок или напевая песенку (например, «Раз, два, три, четыре, пять – пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять – будем радоваться вместе»). Можно вырезать цифры с порядковым номером до десяти, показывать их ребенку и называть.
До 20
Приступать к обучению малыша счету до 20 нужно тогда, когда он запомнит цифры от 1 до 10. Требуется познакомить его с понятием ноль. Это легко сделать следующим образом: разложить перед малышом 2-5 яблок, а потом убрать их, объяснив, что теперь их стало 0.
Далее следует показать, как образуются новые числа. Например, если рядом с единицей поставить ноль, то получится десять, а если цифру три – тринадцать.
Важно непросто разговаривать с ребенком, а демонстрировать числа наглядно, выкладывая на столе кубики, яблоки, спички.
До 100
Когда малыш усвоит счет до 19, следует рассказать ему про десятки, объяснить принципы числового соединения. Дети любят интересные истории. Поэтому нужно придумать рассказ о том, как образуются названия чисел. Например, все наименования цифр пришли из далекой древности.
Числа, которые заканчиваются на 0, называются «первое число – дцать» (двадцать, тридцать). Они получили такое наименование потому, что раньше обозначались словами «две десяти», «три десяти». Позже «десяти» сократили до «дцать».
Исключением являются числа 40, 90. Сорок означат очень много, а девяносто – девять до ста. Обучать счету до 100 следует постепенно. Сразу у малыша может не получаться.
Важно иметь терпение, систематически проводить занятия с ребенком. Если у малыша имеются математические наклонности, то счет ему дастся очень легко
Такие дети могут научиться считать до ста и в 4-5 лет. Если ребенок является гуманитарием, то эта способность у него появится немного позже.
Если у малыша имеются математические наклонности, то счет ему дастся очень легко. Такие дети могут научиться считать до ста и в 4-5 лет. Если ребенок является гуманитарием, то эта способность у него появится немного позже.
Учимся считать до 10
Необходимо в повседневную жизнь ребенка ввести понимание количества, для этого требуется постоянно акцентировать внимание на предметах, с упоминанием их числа. Полезно разучивать с ребенком считалочки, стихи в которых упоминаются цифры
Полезно разучивать с ребенком считалочки, стихи в которых упоминаются цифры.
Для обучения ребенка счету от 1 до 10 необходимо использовать различный обучающий материал.
В настоящее время много анимационных обучающих видео, в которых в понятной для ребенка форме любимые мультипликационные герои играя обучают малыша счету.
Здесь используется зрительная память ребенка, также информация воспринимается на слух.
Имитируя действия мультипликационных героев, малыш учится считать.Также следует заниматься по печатным пособиям.
Полезным в подготовке к обучению счету до 10 может стать совместное с ребенком изготовление обучающего материала. Можно вместе вырезать кружки или кубики, а затем их считать. Совместные творческие задания помимо обучения, способствуют объединению семьи.
Несложные задания, помогут малышу не только изобразить вышеуказанные числа и сформировать о них представление, но и потренировать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и внимание
Сложение и вычитание
Умение складывать и вычитать вырабатывается обычно к пяти годам. Сначала это следует делать с помощью различных предметов, затем тренироваться решать простейшие примеры в уме. При обучении счету постепенно нужно вводить несложные примеры на сложение и вычитание. Решать примеры столбиком еще рано, но складывать однозначные числа вполне можно научить.
Заниматься математикой с малышом необходимо так, чтобы он не растерял интерес. Поэтому никаких скучных примеров по типу «3+5=? » быть не может. Учим, завлекая, наглядно. Можно в шуточной форме.
Начинать нужно с простого. К примеру, прибавлять к каждой известной цифре единицу и ее же вычитать. Стоит использовать при этом предметы, интересные ребенку или важные для него. Пример представлять лучше в виде вопроса: «У тебя две печеньки. Одной ты поделишься с мамой. Сколько останется у тебя? » И все в таком же духе.
Чтобы переходить к вычитанию, убедитесь, что малыш хорошо освоил сложение. Используйте примеры сложения и вычитания не только на занятиях, но и на прогулке, в магазине, за обедом, при уборке комнаты. Пусть ребенок проговаривает вслед за вами условие задачки. Пользуйтесь специальными пособиями и дидактическими материалами с несложными упражнениями
Обращайте внимание на наличие ярких иллюстраций. Не забываем – ребенка нужно завлечь
Чтобы легко складывать и вычитать, малышу необходимо изучить . Он должен усвоить, что 5 состоит из цифр 2 и 3, 1 и 4, 10 – из цифр 1 и 9, 2 и 8 и так далее. Перед тем, как научиться правильно в уме, ребенок должен хорошо решать задачки с наглядными материалами или на пальцах. Начинать обучение счету про себя лучше с 4 лет, не раньше. С этого возраста время, отведенное на сложение и вычитание, сказывается на общем развитии.
Важно усвоить понятия «больше», «меньше». Пролистывая обучающие книжки, можно спрашивать, каких животных на странице больше, какого цвета меньше
Также нужно выучить термин «поровну». Обязательно нужно объяснить ребенку, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Методики обучения счету
Каждый развивается по-своему, поэтому методик обучения может потребоваться больше. А еще лучше их чередовать, чтобы ребенок имел разные представления о счете, и его не пугали школьные нововведения. Однако навязчивость может и запутать, поэтому промежуток между методиками должен быть приличный. Как только чадо освоит одну, и будет чувствовать себя как рыба в воде, можно приступать к другой:
Пальчики. Самая известная и практичная методика. Перебор пальчиков помогает и зрительной памяти, и мелкой моторике. Для счета второго десятка будут развиваться и визуальные образы во время соображений, сколько пальчиков нужно прибавить, и какой результат получится. Такой метод подойдет и для счета по десяткам.
- Игрушки для счета. Учимся складывать и вычитать большие цифры на кубиках, палочках, игрушках. Пишем примеры в тетрадку и предлагаем ребенку вписывать ответы. Далее малыш может сам писать пример под диктовку взрослого. Прекрасно поможет игра в домино, где на одной стороне костяшки изображена цифра, а на другой – предметы. Играя с ними, ребенок сможет сопоставлять и в уме соотносить количество вещей и цифру.
- Книги и карточки для обучения. Тренировка для уже считающих деток. Прекрасно укрепляет навыки и способствует лучшему запоминанию и визуализации счета. Множество разных журналов с поэтапным решением примеров, подсчетом количества вещей и сравнением позволят в игровой форме выполнять арифметические действия. Тем более можно учиться счету самостоятельно, без помощи взрослого.
Чем младше ребенок, тем легче научить его считать. Ведь тогда это происходит в виде игры и не воспринимается как задание. Главное в этом процессе – последовательность и наглядность. Чем старше ребенок, тем больше разных методов счета можно использовать.
О том, как научить ребенка считать в пределах 20, смотрите в следующем видео.
С чего начать обучение счету
На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.
На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.
Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.
Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание «примеров» с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.
Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия «больше» и «меньше». Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.
Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически «с чистого листа». Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.
Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого
На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.
Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.
Какие методики обучения счёту использовать
Сегодня довольно легко узнать, как научить ребёнка считать, есть проверенные методики, которые позволяют сделать это в игровой форме, интересной для ребёнка:
- Счёт на пальцах. Эта методика помогает понять, как научить ребёнка считать до 10. Запомнить сразу десять цифр малышу будет сложно, поэтому можно начать с пяти и ориентироваться на пальцы одной руки. Познакомьте ребёнка с названиями первых пяти цифр, далее подключите вторую руку. Можно использовать игры с пальчиками, когда один исчезает или два-три пальчика встречаются вместе.
- Использование обучающих карточек и палочек. Можно выкладывать их по одной на стол и называть цифры, потом сдвинуть одну часть палочек вправо, а другую влево и спросить, сколько палочек в каждой части. Лучше запомнить цифры ребёнку помогут карточки с изображёнными на них предметами, например, шесть шляп, два котёнка, три банана.
- Счёт с помощью предметов. Этот метод хорош для того, чтобы понять, как научить ребёнка считать до 20. После того как ребёнок научится считать до десяти, объясните ему, что во втором десятке числа состоят из двух цифр, первой из цифр будут десятки, а второй — единицы. Для этого можно использовать две коробки — в одну положить десять кубиков, а в другую один, такой способ наглядно продемонстрирует разницу между десятками и единицами. Также предметы можно использовать, если вы хотите понять, как научить ребёнка считать десятками. Предметы или полоски необходимо выкладывать десятками друг за другом и объяснить ребёнку, что десятками считают так же, как единицами, но используют «дцать».
- Игры с цифрами. Поиграйте с ребёнком в «магазин», выбрав, кто из вас будет продавцом, а кто — покупателем, назначьте валюту. Продавая или покупая конфеты и игрушки, ребёнок легко запомнит цифры до десяти и даже до двадцати.
- Методика Монтессори. Этот метод схож с игрой в магазин, так как Мария Монтессори считала, что одним из лучших способов обучения счёту являются операции с деньгами или муляжами денег. Можно дать ребёнку разные монеты, например, рубль, два, пять и попросить его посчитать сумму или разменять.
Методики
Как научить ребенка считать, методики:
- Самый элементарный способ, с которого все начинается — пальцы рук. Они позволят осознать количество, а также станут первым подспорьем для вычитания или прибавления в уме.
- Счетные материалы. Это могут быть непосредственно счеты, могут быть счетные палочки. Чем красочнее будет приспособление, тем интереснее будет ребенку с ним заниматься. Благодаря счетам ребенок может научиться быстро складывать двузначные числа в уме.
- Книжки для развития, печатные тетради для развития логического мышления, содержащие интересные задания на счет предметов.
- Кубики Зайцева, на которых нанесены цифры, станут отличным способом знакомства ребенка с числами.
- Метод Домана позволяет с легкостью освоить счет.
- Цифра на магнитах, специальные доски, на которых можно выкладывать целые примеры.
На самом деле методов обучения ребенка очень много. Кто-то обучает счету, используя шахматы, кто-то шьет мягкие игрушки в виде цифр и выкладывает примеры на полу, кто-то знакомит ребенка с математикой с помощью компьютерных программ. Каждый родитель подбирает для своего малыша то, что больше всего подходит именно ему. Кроме того, можно комбинировать разные методы для достижения лучшего результата.
Обучение счету: с чего начать?
Интерес к счёту в уме просыпается у детей рано, ещё в дошкольном возрасте, и его нужно продолжать подпитывать, чтобы он не угас. Его можно стимулировать через различные обучающие игры: начать с простого пересчёта игрушек, а в начальных классах сфокусироваться на таблице умножения, или же по мере прогресса перейти на изучение ментальной арифметики.
В самом начале пути и ещё до школьной скамьи, нужно учить ребёнка считать в пределах 10, дальше уже переходить к счёту двузначных цифр. Для обучения можно использовать картинки, игрушки или другие однородные предметы, которые бы откладывались в памяти у ребёнка и помогали бы ему в дальнейшем.
Однако при обучении ребёнка важно контролировать, чтобы он не считал с помощью пальцев или палочек. Освоить этот способ легко, а чтобы отучиться он него, потребуются усилия, поскольку механизм памяти задействован не будет
Это так же, как и с калькулятором: люди, которые привыкли на нём считать, впоследствии тяжело отучаются, а способности считать в уме в результате страдают.
Как научить ребенка хорошо складывать и вычитать
После того, как малыш освоил подсчет предметов без подручных средств, можно начать обучение сложению и вычитанию.
Алгоритм обучения быстрому счету в уме:
- для начала нужно познакомить маленького ученика с такими понятиями, как «больше», «меньше» и «поровну»;
- приготовив наглядные материалы, может начинать обучение технике операций над числами;
- далее следует научить малыша разбираться в составе чисел и способам получения конкретной суммы из двух слагаемых;
- аналогично происходит знакомство с вычитанием, но учить данной операции необходимо только после уяснения сути сложения.
Безусловно, умение складывать и вычитать необходимо ребенку еще до школы. В ходе обучения рекомендуется использовать методические пособия, в которых есть легкие задания на сложение и вычитание.
Как обучить обратному счету?
После усвоения последовательности чисел от 1 до 10 важно научить его пользоваться осмысленно этими знаниями, отвечая на вопрос: сколько или который по счету. В этом случае малыш обязан сопоставить называемое числительное с предметом так, чтобы ничего не пропустить и не назвать ничего лишнего
Взрослый должен понятно донести до подопечного тот факт, что число, которое будет названо при счете предметов последним, и будет ответом на вопрос «Сколько?».
Следующий ряд: выкладываем под каждым треугольником по одному квадрату, еще ниже – по одному овалу:
Необходимо подвести обучаемого к выводу: пересчитав предметы в верхнем ряду, можно с уверенностью сказать, сколько их в среднем или нижнем рядах, не сосчитывая
Так как их столько же, сколько и в верхнем.
Важно, чтобы ребенок четко осознавал: количественный счет можно осуществлять, начиная с любого предмета в любой последовательности и в любом направлении.
Каждый раз после пересчета предметов нужно спрашивать «сколько?»:
-
вначале пересчитываем однотипные предметы: кнопки, скрепки;
-
затем (на прогулке) разнотипные: сколько цветов на клумбе (астр, тюльпанов, пионов)?
-
далее присчитываем по одному, затем отсчитываем по одному;
-
потом считаем равными группами по 2 (парами), по 5 (пятками), по 3,4.
Счет в обратном порядке несколько труднее, поэтому начинать можно с отсчета конкретных предметов, а потом переходить к отвлеченному обратному счету.
Пример:
-
Сосчитаем машинки. Сколько их всего? (Всего 6 машинок)
-
Уберем одну в коробку. Сколько осталось? (Осталось 5 машинок)
-
Уберем еще одну машинку. Сколько осталось теперь?
Обратный счет не вызовет затруднений у малыша, если он усвоил на практике прямой счет. Хорошую помощь окажет:
-
Игра «Лесенка из кубиков», в которой любимая ребенком игрушка из «киндер-сюрприза» поднимается по горке-лесенке, считая ступеньки от 1 до 10, а потом спускается по ним же с обратным счетом от 10 до 1.
-
Волк из м/ф «Ну, погоди! », посчитаем вместе с ним в обратном порядке от 10 до 1.
Изучение прямого и обратного счета необходимо сопровождать заданиями по пересчету предметов в прямом и обратном порядке, используя для этого любую бытовую ситуацию:
-
Разложи столовые приборы для всех членов семьи к обеду. Сколько ложек ты положил? Сколько вилок сейчас на столе?
-
Положи на свою полку в шкафу 2 футболки, 3 майки и 4 носовых платка. Сосчитай, сколько всего предметов на твоей полке в шкафу.
-
Сколько шоколадных шишек осталось висеть на елке?
-
Сколько кубиков сахара в сахарнице?
Можно составить футбольную команду из зверушек, имеющихся в коллекции игрушек крохи, и прикрепить им номера от 1 до 9. Попросить ребенка назвать:
-
Кто стоит не на своем месте (если есть ошибки в построении шеренги).
-
Найти место каждого футболиста (если они хаотично разбросаны по полю).
-
Соседей числа 5, 8.
-
Между какими числами находится число 3, 7.
Когда учим малыша порядковому счету и знакомим с порядковым значением чисел, важно наглядно продемонстрировать, что порядковый номер предмета зависит от того, в каком направлении ведется счет. Удачной будет демонстрация с использованием поезда, где нумерация вагонов может быть то от «головы» (от паровоза), то от «хвоста»
Удачной будет демонстрация с использованием поезда, где нумерация вагонов может быть то от «головы» (от паровоза), то от «хвоста».
Математика для малышей. Основные принципы
Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры. У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).
Итак, математические игры для малышей:
Влияние на развитие
В 5-6лет большинство дошколят уже умеют прилично считать до 20, а то и до 100. Обучение счету конкретно и математике вообще способствует интеллектуальному развитию малыша в целом. Счет в уме стимулирует работу мозга, заставляет его напрягаться. Запоминание чисел, их состав .
Решая несложные задачки, где нужно посчитать, сложить или вычесть какие-либо предметы, малыш подключает воображение, рисуя в голове различные образы. Проговаривая условия задачи вслух, ребенок тренирует речь
Поэтому важно, чтобы взрослые произносили текст правильно, ведь кроха будет его повторять
Знание чисел даст малышу возможность участвовать в какой-то степени в жизни взрослых: он сможет помогать накрывать на стол, зная, сколько столовых приборов нужно, выполнять мелкие поручения родителей, что будет приучать его к ответственности и многое другое. Это хорошая подготовка к школе. Уже в первом классе ребенок сможет посчитать, сколько ребят присутствует на уроке, называть дату, будет знать, что означает «приготовить для работы два карандаша».