Ребенок грызет ногти? пошаговая стратегия от психолога

Болезнь или привычка

Врачи и психологи не советуют рассматривать это явление только как «плохую привычку». В медицине существует специальный термин — «онихофагия» — непреодолимое желание грызть ногти без видимой цели. Похожее определение — «дерматофагия» — означает неосознанное стремление обгрызать или щипать кутикулу.

Наблюдения врачей позволили выявить, что грызут ногти около 30% детей в возрасте от 6 до 10 лет, причем мальчики делают это чаще, чем девочки. Среди детей от 10 до 17 лет процент подверженных вредной привычке увеличивается, достигая 50%. Доктора объясняют этот факт переменами в жизни, большой нагрузкой в школе, сложностями во взаимоотношениях с родителями и друзьями в подростковый период.

Однако привычку грызть ногти нельзя оставлять без внимания в надежде, что малыш «перерастет». Одергивания и ругань родителей тоже вряд ли помогут крохе преодолеть трудности. Необходимо искать более весомую причину и устранять ее совместными усилиями окружающих.

Почему ребёнок грызёт ногти?

Иногда крайне сложно точно понять, откуда возникла столь неприятная проблема. Специалисты говорят о возможных физиологических и психологических факторах, которые «включают» онихофагию.

1. Физиологические факторы:

  • Состояние кутикулы. У некоторых маленьких детишек кожа вокруг ногтей постоянно «топорщится». Не дожидаясь родительской помощи, они своими силами пытаются удалить раздражитель. Подобное поведение чем-то напоминает животный рефлекс ухода за собой (к примеру, коты моют себя языком).
  • Физическое удовлетворение. Ребёнок пытается добиться удовольствия всеми доступными и недоступными методами. Если ему запретить, например, есть конфеты или торт, он может переключиться на пальцы.
  • Витаминно-минеральный дефицит. Нервная система способна нормально функционировать лишь при хорошем питании, насыщенном витаминами и минералами. Особенно важны для ребёнка витамины E, B и магнийсодержащие продукты, в ином случае развивается высокая тревожность, нервозность и переутомление.
  • Глистные инвазии. Отечественные врачи считают, что одной из возможных причин грызения ногтей могут быть поселившиеся в детском организме паразиты. О наличии глистов свидетельствуют другие признаки: повышенное слюноотделение, зуд в области прямой кишки, резкое изменение поведения, беспричинный кашель.

2. Психогенные факторы:

  • Трудности с адаптацией. У многих деток вредная привычка возникает одновременно с началом социализации. Так, к трём годам ребёнок начинает посещать садик, но если он «тепличный» малыш, то даже кратковременные разлуки становятся стрессом. В семилетнем возрасте начинается следующая адаптация – он идёт в школу, что сказывается на его эмоциональном состоянии.
  • Семейный климат. Постоянные скандалы в семье, склоки между родителями, уход одного из них из дома, перекладывание процесса воспитанья на бабушек – всё это также стрессогенный фактор, приводящий к обкусыванию ногтевых пластин.
  • Аутоагрессия. При подобном поведении агрессивность в силу различных обстоятельств направляется на самого себя. Ребёнок, боясь гневиться на других, начинает вредить собственному здоровью – к примеру, грызть ногти.
  • Модель поведения. Детям свойственно «заражаться» поступками других малышей или взрослых. Если кто-то в садике, классе или дома грызёт ногтевые пластины и заусенцы, то ребёнок способен подсознательно повторять такие движения.
  • Генетически обусловленная тревожность. Грызть ногти ребёнок может и без очевидного стрессогена, только по причине чрезмерно возбудимой нервной системы и темперамента, которые обусловлены наследственным фактором. Любопытно, что позитивные и отрицательные события оказывают одинаково сильное возбуждающее воздействие.
  • Результат раннего отлучения от материнской груди. Продолжительное грудное вскармливание существенно успокаивает впечатлительного ребёнка. При резком или раннем отлучении от «тити» пальцы становятся своеобразной замены материнского соска или пустышки.
  • Перфекционизм. Желание быть лучше всех, которое разбивается о реальность, заставляет ребёнка воспринимать каждую свою неудачу «концом света». Обычно подобные ситуации встречаются у тех родителей, которые предъявляют завышенные требования к своим чадам. Ребёнок, не справившись со стрессом, грызёт ногти.
  • Замена вредных привычек. Многие дети отвлекают себя каким-либо определённым способом – теребят локоны, крутятся на месте, сосут пальцы, грызут ногтевые пластины. Подобным методом ребятишки успокаиваются, а если попробовать отучить от одной вредной привычки, начнётся другая.
  • Скука. Некоторые малыши грызут пальцы просто так, от нечего делать.
  • Высокие нагрузки. Перегруженность в школе, одновременное посещение нескольких студий, семинаров или курсов приводят к переутомлению, после чего ребёнок борется с неврозом грызением ногтей.
  • Увлечение телевизором или компьютером. Мельтешение кадров, высокая громкость, блики от экрана негативно воздействуют на детскую психику. Пытаясь успокоиться, ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти.

Таким образом, основной провоцирующий фактор – повышенная тревожность и склонность к стрессам.

Психологи считают, что, обкусывая ногти, ребёнок активизирует своеобразную болевую точку, которая заглушает стрессовый центр.

Почему страдают ногти?

Нередко ногти грызутся потому, что себя нечем занять, ребенок переживает и таким образом дает выход энергии тела. В этом случае руки или ноги — самое удобное, что есть у ребенка для удовлетворения потребностей. Пальцы так и тянутся в рот, чтобы погрызть ногти. Незнакомая или новая обстановка, стрессы или переживания, ожидание чего-то нового или опасного, неприятные процедуры у доктора, которые предстоят — это возбуждение нервной системы. Монотонные постоянные движения челюстями разряжают напряжение, отвлекают нервную систему и успокаивают ребенка. Но в итоге страдают ногти, кожа пальцев на руках, и могут формироваться неприятные и даже опасные патологии (паразитозы, кишечные инфекции, заболевания кожи на руках).

Подобные ситуации можно предотвратить, если родители захватят с собой новую игрушку, книжку или иное развлечение, чем можно оттянуть от пальцев и ногтей внимание на себя. Не стоит допускать ситуаций, чтобы дети были предоставлены сами себе, скучали или волновались, нужно с ними разговаривать, давать простые задания для выполнения, чтобы они постоянно были заняты.

Почему ребенок грызет ногти?

Говоря о природе происхождения вредной привычки, Мария Евстигнеева объясняет, что корнями она уходит в психологию ребенка наряду с сосанием пальца, накручиванием волос на палец, покусыванием кожи губ и покачиванием ноги. Все эти симптомы должны насторожить родителей, поскольку сигнализируют о том, что у маленького человека повышен уровень тревожности. Они вовсе не являются огрехом воспитания, как это принято считать в обществе. Задача взрослых — попытаться понять, возможно, с помощью специалиста, что волнует ребенка и заставляет его совершать те или иные зачастую неосознанные действия.

Считается, что, как правило, впервые дети сталкиваются с онихофагией примерно в возрасте четырех-пяти лет. Однако в ряде случаев это может случится раньше — в два-три года. Или же, напротив, позже — например, в семь лет в связи началом школьной жизни. Или ближе к подростковому возрасту с присущими ему трудностями, то есть в 10-12 лет.

Специалисты рекомендуют ни в коем случае не игнорировать проблему, поскольку по мере взросления причин для беспокойств будет становиться только больше, а стремление портить ногтевую пластину станет рефлексом, избавиться от которого будет крайне сложно. Расставание с близким человеком, конфликты в семье, страх одиночества, смена места жительства или учебы, сильный испуг, чрезмерная или, наоборот, недостаточная эмоциональная или физическая нагрузка (непосильное количество секций, требование быть лучшим во всем) — все это может стать пусковым механизмом для онихофагии.

Помимо душевных переживаний выделяют следующие возможные причины появления вредной привычки:

  • наследственность. Существует мнение, что дурные привычки тоже могут передаваться генетически. Если мама или папа в детстве грызли ногти, не исключено, что подобным образом будет поступать и их потомство;
  • дурной пример заразителен. Дети склонны во всем копировать взрослых и порой перенимают манеру их поведения, даже не осознавая этого. Если родители в присутствии ребенка «грешат» тем, что то и дело тянут пальцы в рот, не стоит удивляться, застав за тем же занятием своего ребенка. Причем в данном случае рассказы о том, что грызть ногти — это вредно, вряд ли подействуют, поскольку малыш будет видеть, что ничего страшного со старшими не происходит;
  • аутоагрессия, то есть поведенческое нарушение, при котором ребенок вредит сам себе физически. Такое состояние может быть вызвано неблагоприятным климатом в семье, частыми стрессами, дефицитом внимания и другими причинами эмоционального характера;
  • недостаточная гигиена. Если старшие члены семьи не уделяют достаточно внимания уходу за детскими руками, ногти могут начать слоиться и ломаться, а на коже вокруг них образуются заусенцы. Все это доставляет дискомфорт или даже боль, и ребенок пытается доступными ему способами устранить источник неприятных ощущений;
  • авитаминоз. Нехватка кальция в организме может приводить к ломкости ногтей, хрупкая ногтевая пластина повреждается и мешает, провоцируя детей на нежелательные действия;
  • ограничения в еде. Дети могут таким образом компенсировать тягу к запрещенным для них продуктам, например, сладкому;
  • необходимость удовлетворить сосательный рефлекс. Замечено, что онихофагией часто страдают малыши, которых рано отлучили от груди или соски;
  • недосып. Недостаточное для детского организма количество полноценного отдыха приводит к раздражительности, которая выливается в аутоагрессию.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Ребенок рвет волосы на голове

«Моей дочке четыре с половиной года. Я воспитываю ее одна, мне помогают мои родители. В последнее время участились случаи дочкиных истерик, особенно вечерами, когда я прихожу с работы. Во время этих приступов она говорит страшные вещи: что она себя ненавидит, вырывает волосы, говорит, что сдерет с себя кожу и что все равно себя убьет…

Мы все в ней души не чаем, уделяем ей все свободное время. Она лучшая ученица и в английской группе раннего развития, и на хореографии. Прекрасно развита и контактна. У нее очень высокий интеллект, это отмечают все преподаватели.

Что делать? Как на это реагировать? Бывает ли у детей ее возраста такое? И нужно ли это лечить?»

Ненависть к себе, вред себе (вырывает волосы, «сдерет кожу») — это аутоагрессия, или агрессия, направленная на себя. Подобные состояния встречаются и у детей, когда невозможно или страшно проявить свою агрессию по отношению к другому человеку.

Возможно, у вашей дочери есть представление о том, что «умница» и «хорошая девочка» не должна злиться на маму, бабушку, дедушку. А поскольку каждый из нас испытывает разные чувства к своим близким, в том числе и злость, обиду, раздражение, то вашей дочери ничего не остается, как злиться на себя.

Конечно, лучше всего в такой ситуации обратиться к детскому психологу, а пока:

Во время истерик или подобных высказываний поговорите с дочерью, покажите, что вы ее понимаете: «Ты злишься на себя. А за что ты себя ненавидишь? Ты хочешь наказать себя, поэтому рвешь волосы?» Внимательно выслушайте все, что скажет ребенок.
Часто бывает, что подобным поведением ребенок выражает свой протест против какой-либо ситуации

Возможно, какие-то обстоятельства в семье переживаются им как травматические (например, ваш уход на работу, разные требования, предъявляемые вами и бабушкой, и т.д.).
Важно, что проявления аутоагрессии бывают чаще всего именно в период прихода с работы мамы. Возможно, подобным образом девочка пытается восполнить дефицит внимания с вашей стороны

Ведь когда она так себя ведет, вы ее обнимаете, пытаетесь успокоить.

Телесный контакт очень важен для маленького ребенка, для него это проявление любви и нежности. Если малышу не хватает этого, он пытается сам найти способы получить желаемое. Родители обязательно должны обнимать и целовать ребенка несколько раз в день, независимо от того, как он себя ведет.

Больше говорите дочке, что любите ее ни за что, просто так, потому что она ваша дочка.

Линии Бо-Рейля

Линии, названные в честь врача, впервые диагностировавшего их, представляют собой глубокие поперечные борозды, пересекающие весь ноготь. Подобные изменения возникают, когда рост ногтевой пластины прекращается из-за механической травмы или тяжелого заболевания. 

Наиболее распространенными заболеваниями, вызывающими появление линий Бо, являются: 

  • сахарный диабет;
  • нарушения кровообращения; 
  • заболевания с высокой температурой — пневмония, корь и т.д.;
  • временное недоедание. 

Линии Бо-Рейля обычно появляются через 2-3 недели после заболевания. Они показывают, когда организм собирал все силы для борьбы с болезнью и отключало системы, которые не были нужны для спасения жизни.

Линии Бо-Рейля

Причины онихофогии

Порой трудно сказать, почему ребенок грызет ногти: причины появления привычки могут лежать в физиологической и эмоциональной сферах жизни малыша.

Физиологические

Отсутствие ухода за кутикулой

Если родители недоумевают, почему дети грызут ногти, стоит обратить внимание на состояние кутикулы. Кроха может самостоятельно пытаться устранить раздражители доступными методами

Некоторые дети всерьез думают, что, обгрызая ногти, делают себе «маникюр» и внимательно оценивают результат «работы». Ученые связывают такой способ «ухода за собой» с проявлением механизма, похожего на рефлексы животных (например, кошка умывается языком).

Физическое удовольствие. Ребенок может получать физическое удовлетворение, замещая какие-либо недоступные приятные действия (например, поедание сладкого).

Заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы. Аритмия, тахикардия, врожденные пороки сердца и т.д. могут стать причиной неврозов, вызывающих дурную привычку. Обгрызая ногти, малыш ищет разрядки и успокоения.

Недостаток витаминов и минералов. Большую роль в формировании нервной системы крохи играет питании. При недостаточно количестве витамина Е, В и магния возникает состояние повышенной нервозности, тревожности и быстрой утомляемости.
Наличие паразитов в организме. Гельминты отрицательно влияют на состояние нервной системы. Эта версия не имеет подтверждения в европейских научных кругах и существует только в России.

Психологические

Социальные проблемы. У большинства детей адаптация в обществе начинается в 3 года, когда они идут в детский сад. Если малыш вырос в «тепличных» условиях, расставание с родителями даже на непродолжительное время может стать стрессом. В 6-7 лет наступает следующий адаптационный период, когда первоклассник идет в школу. Эти перемены не могут не сказаться на общем психологическом состоянии ребенка.

Взаимоотношения в семье

Ссоры родителей, отец или мать, которые не живут в семье, невнимание и попытка возложить процесс воспитания на бабушку могут быть восприняты ребенком как стрессовая ситуация. Онихофагия становится проявлением враждебности к окружающим и способом успокоения.

Пример окружения

Если в семье, в детском саду или школе кто-то грызет ногти, то малыш может неосознанно повторять эти действия.

Наследственная возбудимость нервной системы, темперамент. Даже если объективной стрессовой ситуации нет, повышенная нервозность может быть обусловлена наследственным типом нервной системы или особенностями темперамента. При этом положительные и отрицательные эмоции будут оказывать одинаково возбуждающее действие.

Последствия отлучения от груди или соски. Длительное сосание действует на ребенка успокаивающе. Обгрызание ногтей функционально замещает материнскую грудь или соску.

Перфекционизм. Это стремление во всем быть лучшим. Если у малыша что-то не получается, он расстраивается и воспринимает случившееся как стресс. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители ставят для детей чересчур высокую «планку». Ощущение несоответствия родительскому идеалу формирует психологические комплексы. Привычка обгрызать ногти — проявление подсознательного стремления исправить изъяны доступными способами.

Замена одной привычки на другую. В этом случае привычка грызть ногти может стать заменителем другой, например, сосать большой палец.

Ребенку нечего делать. Дети начинают грызть ногти от скуки, когда он не знают, чем заняться.

Чрезмерная нагрузка и повышенная утомляемость. Если ребенок перегружен в школе, дополнительно посещает несколько кружков, напряжение и усталость могут накапливаться и порождать неврозы.

Недосыпание. Большая нагрузка в школе, нарушение режима дня приводят к недосыпанию и, как следствие, состоянию тревожности и нервного напряжения.

Длительный просмотр телевизора, компьютерные игры. Ограничьте время просмотра мультфильмов 1-2 часами в день, а игры на компьютере — 0,5 часа. Мелькание кадров, громкие звуки разрушающе действуют на неокрепшую психику ребенка. Подбирайте программы и игры с жизнеутверждающим содержанием и спокойной музыкой.

Итак, главная причина появления дурной привычки — стресс. Когда ребенок обкусывает ногти, в мозгу активизируется центр боли

Он заглушает центр стресса или создает очаг боли в другом месте, отвлекая внимание от проблемы. В результате малыш успокаивается

Не ругайте и не кричите на кроху! Задача родителей — выявить и устранить причину нервозности и напряжения, о которой сам ребенок может не подозревать.

Скука, стресс, переживания

Зачастую дети копируют поведение родителей, «отзеркаливая» им те проблемы, которые имеются в них самих. Если на стресс мама или папа реагирует покусыванием губ, теребит волосы или грызет ногти, подобное поведением может стать вполне привычным и для детей. Они понимают, что бороться со стрессом, скукой или эмоциями можно подобным образом, занимая рот обгрызанием ноготков. В некоторых случаях таким образом может выражаться и невроз, и иногда возникает проблема не только обкусанных ногтей, но и шмыганья носом, выдергивания волос, ковыряния в носу.

Это происходит не потому, что дети вредничают или получают от этого удовольствие, наиболее частой причиной становится скука или же неприятные, бесполезные, по мнению детей, или неприятные занятия. Нередко дети «заедают» стресс перед поездкой в садик, обгрызая ногти, или же так успокаивают себя перед походом к врачу.

Детям до 10 лет подойдут…

Условно методы, которые помогут решить эту проблему, мы разделим на две группы:

  • способы, которые помогут маленьким детям;
  • способы, которые могут помочь избавиться от этой привычки детям подросткового возраста.

Важно, чтобы с ребенком в момент избавления от этой привычки находился рядом кто-то из взрослых, кто поможет контролировать процесс. В тот момент, когда рука малыша будет тянуться в рот, его нужно будет останавливать: вовремя давать  пазлы или другие игры, чтобы занять руки

Невкусно!

Одна моя знакомая столкнулась с этой проблемой, когда ее сыну  было 4 года. Он начал обгрызать все ногти на руках до крови. Ей жалко было мазать пальцы горчицей или перцем. На глаза случайно попался цветок алоэ. Она решила испробовать его.

Понадобилось всего 5 дней, чтобы ребенок, которому было 4 года,  избавился от этой привычки. Кстати, в эти дни они не ходили в детский сад, а дружно лечились дома. Почему дружно? Потому что мама за компанию с сыном тоже мазала свои руки соком алоэ.

Горько!

Спросив в интернете о том, что делать, если ребенок постоянно грызет ногти на руках,  первое, что вы найдете  — это советы о том, что необходимо намазать руки чем-то горьким или неприятным на вкус. Лидируют мыло и горький перец, а также сухая горчица.  Мол, потянет горькие пальцы в рот — сразу вся охота отпадет.

Метод этот, возможно, и работает. Но подходит  ли он маленьким детям?

Разве мы этого хотим? Мы не будем советовать этот метод тем, кто ищет хорошее и безопасное средство борьбы с этой вредной привычкой. Пусть даже этот способ испробован годами нашими бабушками, мы живем в современном мире, где есть более лояльные методы.

Действенно!

Больше всего положительных отзывов мы нашли о том, что несложно отучить детей от этой привычки, если сделать маникюр, покрыв его специальным лечебным лаком.  Мамочки говорят о том, что у многих детей отпадает желание тянуть ногти в рот и грызть их, так как лак на вкус очень горький.

Этот метод, по нашему мнению, подойдет детям дошкольного возраста. А вот дети постарше просто сгрызают горький лак, а затем обгрызание ногтей продолжается.  То есть, этот метод подходит также не всем.  Хочется отметить, что этот лак безопасен для здоровья. Приобрести его можно в аптеке. Он прозрачен, имеет горькую основу, а состав безвреден.

Красиво!

Многих  девочек от желания потянуть пальцы в рот может удержать красивый яркий маникюр, как у мамы! Мамы девочек, которым помог избавиться от вредной привычки красивый маникюр, уверяют, что этот способ подходит лучше всего, но маникюр нужно делать регулярно раз в неделю, иначе привычка может вернуться.

Снимать лак необходимо средством без ацетона, чтобы не навредить детским ногтям.

Перечисленные выше методы  можно смело отнести к эффективным способам борьбы с этой вредной привычкой, но назвать их универсальными тоже нельзя. Ведь не всем они помогают.

Как отучить?

То, что ребенку разрешается один раз, говорит Комаровский, то, на что когда-то родители не обратили внимания, во второй раз делается малышом как вполне легальное действие, на которое не было запрета. По этой причине желательно корректировать действия ребенка на начальном этапе, пока еще привычка не успела стать именно рефлекторной.

Если грызть ногти — уже стойкая привычка, родителям нужно принять для себя серьезное педагогическое решение. Если бороться — то всегда и везде, без выходных и праздников. Требования родителей должны быть четко мотивированы. Ребенок должен знать, что именно он делает не так, чем это чревато именно для него.

На начальном этапе родителям нужно любой ценой установить истинную причину пристрастия своего ребенка. Если самостоятельно найти ее не получается, можно обратиться к участковому педиатру или детскому психологу, но не с вопросом, как искоренить привычку, а с вопросом, откуда у проблемы «растут ноги».

Самое плохое, что могут придумать родители, вздумавшие отучать свое чадо от вредного пристрастия — это грубо одергивать его и бить по рукам. Проблему это не решает, а малыш довольно скоро поймет, что при родителях грызть ногти нельзя, зато в одиночестве, когда никто не видит — очень даже можно.

Чудодейственного лекарства в виде таблетки или сиропа от этой напасти не существует. Неэффективно и намазывать ногти чем-то горьким (горчицей, перцем). Еще хуже — начать запугивать ребенка и стращать его всякими ужасами, ведь на смену этой плохой привычке может сразу прийти другая. Ребенок довольно быстро начнет, к примеру, кусать губы или плеваться.

Если причина кусания ногтей кроется в стрессовых ситуациях, волнении ребенка, нужно научить его выражать свои эмоции по-другому — например, словами. Для этого есть множество психологических приемов, основанных на играх, заниматься которыми ребенку будет интересно.

Можно давать малышу успокаивающий травяной чай, делать расслабляющий , обязательно нужно ежедневно проводить водные процедуры, больше гулять с ним на свежем воздухе и свести к минимуму время, которое ребенок проводит перед телевизором или монитором .

Параллельно с устранением психологического дискомфорта нужно заняться укреплением ногтевых пластин, ведь прочный и устойчивый к воздействию ноготь сложнее грызть. Для этого после консультации с педиатром имеет смысл начать давать ребенку препараты в разрешенных возрастных дозировках. Для ногтей можно делать укрепляющие ванночки с солевыми растворами, с эфирными маслами (хорошо подходит масло кедра).

Ребенка следует научить не только расслабляться, но и концентрировать внимание. Если занять малыша интересным делом (рисованием, мозаикой, лепкой или чем-то другим), у него будет реже возникать желание взять руки в рот

Желательно, чтобы дело было именно рукотворным. Должны быть задействованы пальцы. Если это будут совместные со взрослыми занятия творчеством – просто замечательно.

Ребенок грызет ногти – причины

По статистике, детки в возрасте 7-10 лет страдают данной привычкой в два раза чаще, чем дошкольники. По мере взросления проблема усугубляется: около 45% подростков грызут ногти. В официальной медицине выделяют два типа патологии:

  • онихофагия – привычка грызть ногтевые пластины;
  • дерматофагия – наряду с ногтями детки грызут еще кутикулу.

И первое, и второе состояние провоцируется рядом факторов

Важно основательно разобраться, почему ребенок грызет ногти: от выявленной причины зависит тактика борьбы с проблемой. Выделяют такие группы факторов-провокаторов:

  • физиологические;
  • психологические;
  • возрастные.

К физиологическим пусковым механизмам относят следующие факторы:

  1. Состояние кутикулы. У некоторых малышей кожица вокруг ногтевых пластин сильно «топорщится». Вот детки и пытаются справиться с проблемой без родительской помощи: они обгрызают «лишнее».
  2. Авитаминоз. Нервная система малыша хорошо функционирует при условии, что детский организм получает комплекс жизненно важных элементов вместе с пищей. Повышенная нервозность и тревожность чаще указывают на нехватку витаминов группы B, E и магния.
  3. Физическое удовольствие. Зачастую такая привычка появляется, когда ребенку запрещают делать то, что вызывает у него приятные эмоции, например, поедание сладостей.
  4. Паразитарное поражение. Наряду с обгрызанными ногтями у малыша наблюдаются сильное слюноотделение и кашель. Одновременно при поражении глистами его беспокоит зуд в области прямой кишки.

К психологическим факторам-провокаторам относят:

  • постоянные скандалы в семье;
  • низкая самооценка;
  • тревожность;
  • агрессия;
  • чрезмерные нагрузки и стрессы;
  • переживания;
  • страх.

Выделяют такие возрастные особенности:

У двух-трехлетних малышей данная привычка возникает бессознательно. Чаще она проявляется при проблемах с пищеварением, нехватке витаминов и минералов, а также паразитарном поражении организма.
У деток возрастом 4-5 лет обгрызание ногтей зачастую наблюдается при умственной работе

Такая привычка помогает им сконцентрировать внимание.
Ребятишки возрастом 6-7 лет адаптируются к школе. Им приходится привыкать к новому жизненному укладу, а все это сопряженно с волнением и переживанием.
У детей, относящихся к возрастной группе 8-11 лет, привычка может вызваться либо физиологическими, либо психологическими проблемами.

Исправление открытого прикуса в период смены зубов у ребенка

С целью коррекции открытого прикуса в период смены молочных зубов на коренные к базовым лечебным методикам и миогимнастике специалисты рекомендуют добавить аппаратные и биологические методики, специальные капы и коронки. На начальном этапе сменного периода используются несъемные препараты для зубного перемещения. При необходимости перемещения одного зубного ряда применяется вестибулярная дуга, крепящаяся с помощью специальных колец к опорным молочным или недавно появившимся постоянным зубам.

Неправильный открытый прикус во второй период смены прикуса поддается коррекции при помощи пластинок с особым упором под область языка. Специальный винт на конструкции позволяет равномерно распределить давление на дуги зубов, вызывая их расширение.

Исправление прикуса

Кроме того, для расширения зубных дуг применяется аппарат Энгля. Чтобы минимизировать воздействие данного устройства на боковые зубы, его используют по очереди с внеротовой тягой.

С целью лечения постоянного прикуса используются пластинки с подъязычным упором на одну челюсть, но наиболее результативным средством в этот период считается применение несъемных аппаратов, например, аппарата Энгля, оснащенного фасонной дугой, предназначенные для этого крючки и кольца, влияющие на перемещение зубов путем резиновой тяги.

При необходимости одновременного зубоальвеолярного удлинения передних зубов и укорочения боковых применяется аппарат Херста-Кожакару, главной функцией которого специалисты называют придание зубам правильного направления роста и механическое влияние на открытый прикус с целью его исправления. Успешной коррекции глубокий открытый прикус поддается при помощи аппарата Андрезена-Гойпля, пластинок с упором под язык, четвертого типа аппарата Френкеля, в конечном этапе сменного периода – при помощи брекетов.

5 Чувствует себя непринятым

С детства в ребенке могут видеть черты лица деспотичного деда. Ребенок только родился, а у него уже «такой же хитрый взгляд как у отца». Или он родился в день рождения прабабушки — значит такая же тяжелая судьба будет. В этих примерах ребенку с рождения приписываются качества и черты других родственников, которые не имеют ничего общего с ним самим. Самого ребенка не видят и, следовательно, не принимают.

Ребенку с детства могут пророчить карьеру переводчика или математика и требуют от него блестящих знаний соответствующих предметов. А у него талант к рисованию или танцам. Ребенок вынужден подавлять природные способности и следовать ожиданиям родителей, что создает сильное напряжение.

Что делать родителям

Обратить внимание на интересы ребенка, его способности. В школе приходится изучать все предметы, но если вместо кружка по математике ребенок, любящий рисовать, пойдет в художественную школу, то он будет чувствовать себя гораздо лучше

Он будет знать, что его заметили, что его талант может развиваться, он значим, увиден и принят. У ребенка появится хобби, которое потом может перерасти и во что-то более серьезное.

Во что поиграть с ребенком, который грызет ногти

Сказка. Вместе придумайте историю про вымышленного персонажа, который — вот совпадение! — очень любил грызть ногти. По очереди с ребенком предлагайте варианты развития событий: может быть, персонажу однажды встретилась добрая фея, которая взмахнула волшебной палочкой и помогла ему, или он вдруг превратился в котенка и длинные коготки стали ему просто необходимы?

Угадайка. Предложите малышу закрыть глаза и на ощупь по фрагменту определить, что это за предмет вы ему показываете. Заранее подготовьте различные по фактуре материалы: кусок наждачной бумаги и замши, ракушку, очищенное яблоко или виноградину, массажную щетку-расческу. Потом поменяйтесь: теперь вы закроете глаза, а ребенок будет предлагать вам ощупать различные предметы.

Привет, человечек! Косметическим карандашом или смываемым фломастером нарисуйте на ногтях указательных пальцев малыша рожицы. Дайте человечкам имена и разыграйте несколько сценок с их участием: пусть они ходят друг к другу в гости, вместе гуляют или танцуют.

Болезнь из области психологии

Психологи относят онихофагию к обсессивно-компульсивным расстройствам. Человек грызет собственные ногти, когда пытается удержать контроль над ситуацией. Чаще это происходит:

  • из-за расставания с любимым человеком;
  • после смены места жительства;
  • из-за любых изменений в жизни;
  • на фоне сильных эмоциональных переживаний.

Большинству людей просто необходимо контролировать собственную жизнь. Утрачивая контроль, они стремятся найти что-то, над чем всегда могла бы властвовать их воля. Вот почему в их поведении формируются обсессивно-компульсивные тенденции:

  • каждый день одинаково идеально заправляют постель;
  • превращают распорядок дня в священный ритуал, который не может быть нарушен ни при каких условиях;
  • изо дня в день употребляют определенные продукты питания;
  • нервничают из-за мелочей;
  • беспокоятся из-за самых незначительных перемен в жизни.

Обкусывание ногтей — это одно из тех навязчивых состояний, которые человек использует, чтобы вернуть контроль над происходящим с ним. Оно является зависимостью, сродни алкоголизму, наркомании, пристрастию к кофеину или никотину. Неудивительно, что многие из тех, кто бросают курить или отказываются от алкоголя, начинают грызть ногти, поскольку они нуждаются в чем-то, чтобы отвлечь себя.

Чего нельзя делать в попытке отучить грызть ногти?

Понятно, что родители действуют из самых лучших побуждений, опасаясь за здоровье своего чада, боясь заражения гельминтами и других негативных последствий. Поэтому и одергивают постоянно своего ребенка, а если это не приносит желаемого результата, то кричат, ругаются, а то и пугают малыша страшными итогами его вредной привычки. Специалисты предупреждают, что эти меры не возымеют своего действия, а могут только усугубить имеющуюся проблему. В лучшем случае малыш перестанет делать это при родителях, а оставшись в одиночестве, снова примется за свое. В худшем случае на смену этому пристрастию может прийти другое: ребенок начнет, к примеру, кусать губы или выдергивать волоски.

Как помочь ребенку решить деликатную проблему

Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.

Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.

Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.

Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.

Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.

Память и внимание

В последнее время много пишут о таком явлении, как «туман в голове» после коронавируса. Действительно, многие отметили, что после болезни им стало тяжело сосредотачиваться, появились проблемы с памятью. Ситуация та же, что и с физическим состоянием тела –тозгу тоже требуется восстановление.

Специалисты ВОЗ рекомендуют включаться в работу постепенно, не переоценивая свои силы.

Тренируйте голову – вам в помощь загадки, головоломки, кроссворды. Начните с простого и постепенно усложняйте.

Читайте, учите стихи, узнавайте что-то новое – это полезно всегда и всем, но для полного восстановления после ковида особенно.

Для восстановления концентрации и улучшения памяти можно принимать Глицин вместе с Биотредином, с интервалом 10-15 минут между препаратами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector