Что делать, если ребенок начал кусаться в детском саду: советы опытного психолога

Почему ребенок кусается?

Если вы обнаружили, что младенцу нравится кусаться, не стоит сразу же бить тревогу, как не стоит и игнорировать такое поведение

Внимание к потребностям поможет быстро выявить причину плохой привычки и устранить ее в самом начале. Чтобы понять, как реагировать на укусы любимого чада, прежде всего, необходимо обратить внимание на возраст:

От 8 месяцев до года

Чаще всего в этот период годовалый ребенок кусается из-за дискомфорта, который связан с ростом зубов. Ситуация сопровождается повышенной нервозностью, плаксивостью и капризами. Желая избавиться от боли и зуда, чадо грызет и кусает все, до чего может дотянуться. В этом случае предотвратить плохую привычку родители могут, проследив, чтобы малышу всегда были доступны «грызунчики», или игрушки, изготовленные из безопасного силикона, резины.

Также рекомендуется использовать специальные гели с анестезирующим эффектом, которые втираются непосредственно в воспаленные десна. Если вас заботит, почему ребенок в год кусается, ответ прост. В этом возрасте проблема укусов может сохраняться в течение нескольких месяцев и не требовать особых мер.

От года до 2 лет

Наиболее распространенным ответом на вопрос, почему ребенок кусается, является фактор переутомления. Большое количество новых эмоций, с которыми не может справиться психика младенца, приводит к раздражительности и проявлениям гнева. В случае, если привычка приобретает постоянный характер, и малыш кусает только людей (родителей, других детей в семье и пр.), игнорировать это нельзя.

В этом возрасте отучить младенца можно, прервав игру или общение, показав, что вам больно, и сказав твердо «нельзя». Такой подход довольно быстро приносит свои плоды, и малыш, отвлекаясь, забывает о вредной привычке.

Помимо этого, также помогают успокаивающие развлечения, способные надолго привлечь внимание. Наиболее подходящими для этих целей являются: конструктор, лепка, рисование мелками и яркими фломастерами и прочие пассивные игры

От двух лет

В этот период малыш способен хорошо понимать окружающих и координировать собственные действия. Также в это время многие детки начинают ходить в детский сад, где знакомятся и взаимодействуют с другими детьми. Наиболее частой причиной проявления вредной привычки становится желание малыша показать свое лидерство.

Ситуации, когда малыш кусается без видимых причин или от переизбытка эмоций, свидетельствуют о сознательном решении привлечь и удержать внимание окружающих. От такого проявления желаний следует избавиться как можно скорее, поскольку это приведет лишь к тому, что в детском коллективе с ребенком не захотят дружить

Если в вашем присутствии ребенок кусается в саду, следует заставить его извиниться и объяснить, что так делать нельзя.

От трех лет

Укусы малыша в этом возрасте свидетельствуют о проблемах в общении с окружающими, чаще сверстниками

Здесь необходимо обратить внимание на то, с какой целью ребенок выбирает такую линию поведения. Если малыш стремится защитить себя, то проблема в недостатке внимания со стороны взрослых

Если ребенок в 3 года кусается, атакуя, то причина может крыться в недостаточном самоконтроле. Выяснить, что именно вызывает такое поведение, поможет консультация невролога либо детского психолога. Также квалифицированный специалист даст необходимые рекомендации и предложит способы решения проблемы.

Невозможность выразить свои эмоции словами приводят младенцев к поиску иного способа общения с окружающими людьми, и укусы становятся одним из вариантов. Это может войти в привычку, когда малыш обижен, злится или чего-то хочет. Однако желание кусаться также может появиться и по другой причине.

Иногда ребенок кусается и дерется вследствие слабо развитой тактильной чувствительности. На это могут указывать такие факторы, как небольшое отставание в речи и боле длительная привязанность к соске.

Избавить ребенка от вредной привычки можно, давая больше продуктов, которые можно грызть. Это могут быть яблоки, морковь и пр.

Опыт выживания: зачем детям детский сад

Группа в детском саду — маленькое первобытное общество. Дошкольники еще не обладают той степенью культуры, чтобы цивилизованно договариваться. Они ранжируются на животном уровне. Толкаются, пихаются, отнимают друг у друга игрушки. И, конечно, кусаются — всеми силами отвоевывают свое место в коллективе.

Детсадовский период, как показывает системно-векторная психология, необходим для полноценной социализации любого ребенка. Малыш, взаимодействуя с ровесниками, на практике выясняет, что у окружающих есть свои желания, которые невозможно игнорировать. Учится защищать свои права среди равных, и взрослые должны помочь делать это более адекватными способами.

Тут важно понимать, по какой причине ваш малыш стал кусаться. Возможно, это естественный и недлительный этап развития

Иногда «виновником» может стать оральный вектор ребенка. Такие дети нуждаются в инициации своей наиболее чувствительной зоны, которой является рот. Именно они первыми начинают кусаться. Здесь нет устремления нанести вред, но и поощрять такое поведение не следует. Они также очень любят целоваться и болтать без конца.

Ребенок кусается в детском саду

Если малыш дорос до 2,5-3 лет (первый «серьезный» возрастной кризис) и вдруг обнаруживается, что ребенок кусается в саду — это уже совсем другое дело. Тут необходимо найти причину агрессивного поведения. Ею может оказаться:

  • неблагополучная ситуация дома, в семье: скандалы между родителями, развод, несогласованное воспитательное направление (мама, папа и бабушки, принимающие участие, тянут каждый в свою сторону без конца спорят); малыша обижает старший ребенок или же у него конфликт с родственниками (например, с отчимом); его часто наказывают и слишком многое запрещают и т. п.;
  • конфликтная ситуация, напряженные взаимоотношения в детском саду (между детьми в группе или с воспитателями-нянечками), как следствие — протест, непослушние, агрессия;
  • внутриличностные психофизические проблемы. Ребенок чего-то боится, тревожится, перенес стресс, разлуку с родителями, больницу и т. п. Возможно, он узнал нечто, с чем ему трудно примириться (откуда берутся дети, о смерти, о боге и т. д.). И кусание, вкупе с другими факторами (от бессонницы до энуреза) является  реакцией на новое знание, опыт и глубокие эмоциональные переживания;
  • наконец, если при игре и веселой возне с другими малышами ребенок кусается и щипается, возможно — это для него всего лишь часть игры, проявление энергии, которая бьет через край. Как смех без причины, визг, кувыркание и даже мучение домашних животных.

Разобравшись с причиной, определите стратегию собственного педагогического поведения. Естественные родительские реакции: физическое наказание, запреты, угрозы и даже собственный пример — «Вот я тебя сейчас укушу — тебе самому понравится?» — не правильны с точки зрения возрастной психологии! Вам поможет только терпение, внимательное отношение к проблемам собственного ребенка, доброжелательные беседы с ним. Попробуйте сказкотерапию, подберите книги по теме: роль чтения в педагогике трудно переоценить.

Помните: чем больше «физических воздействий» (тех же шлепков, щипков и подзатыльников) вы позволяете себе применять с благой воспитательной целью к малышу, тем распущенней будет и он сам. Если бьют его, значит — можно драться и ему! Держите себя в руках, подавайте правильный пример детям.

Если ребенок 4-5 лет кусается

Укусы распространены у младенцев и малышей, но они должны прекратиться, когда детям около 3 или 4 лет. В 4-5 лет единичные или повторяющиеся попытки укусов могут всё же происходить. Рассмотрим их причины и советы, которые помогут избежать данного поведения в будущем.

— Навязывание свой воли другим, попытка контролировать поведение других детей, отсутствие дисциплины.

Если укусивший ребенок 4-5 лет получает, то что ожидает, его поведение будет продолжаться и со временем перерастёт в ещё более жестокое. Убедитесь, что ребенок не получает желаемое, когда кусает другого. Если укусом он подкрепляет желание отнять игрушку, передайте её снова ребёнку, который играл с ней. Со временем ребенок поймёт, что его желания, подкрепляемые укусами не приносят результат и откажется от укусов, как неэффективного средства.

— Отсутствие понимания правил общения при конфликтных ситуациях.

Дети не способные выразить свои желания и чувства, часто используют укус, как средство разрешить конфликт. Объясните ребёнку, как справляться с конфликтами словами, а не зубами.

— Серьёзные сенсорные или социальные проблемы

Некоторые дети испытывают затруднения при общении со здоровыми детьми и кусаются, потому что это интуитивно понятно и приносит немедленную реакцию окружающих. Если ребенок продолжает кусаться, а частота укусов увеличивается и это происходит на фоне других расстройств в поведении, необходимо обратиться к психологу. Вместе вы сможете найти причины и способы корректировки такого поведения. Врач научит вашего ребёнка управлять сильными эмоциями и выражать чувства правильным образом.

Что делать при укусе ребенком 4-5 лет другого ребенка в садике

Единичные случае укусов могут происходить в этом возрасте при сильном эмоциональном накале у ребёнка. Если укус случился, то советы для детей 2-3 лет можно использовать и в возрасте 4-5 лет. Однако, если страсти продолжают накалятся нужно сделать перерыв. Посадить детей за стол или отвести в спальню на 1-2 минуты, чтобы они успокоились. Более длительные перерывы могут подорвать ваши усилия по разрядке ситуации, ребенок может встать из-за стола или отказывается возвращаться из спальни.

Большинство детей в возрасте 2-5 лет уже понимают причинно-следственные связи. Задача родителей и педагогов в детском саду выявить причины, по которым ребенок кусается и устранить их или скорректировать поведение ребенка для избежания дальнейших проблем при развитии.

Почему ребенок кусается в детском саду

Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.

В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.

Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.

Рекомендации доктора Комаровского, как отучить ребенка кусаться

Комаровский утверждает, что психология относительно кусачести маленьких детей простая. Педиатр успокаивает тем, что консультация психолога не обязательна.

Что делать, когда маленькие дети кусаются, чтобы решение не предоставляло дискомфорта для родителей и не пугало кроху.

Комаровский предлагает систему решения проблемы с укусами для любого возраста:

  • Для годовалого малыша достаточно проявить недовольство, выражаемое мимически или вербально.
  • Когда ребенок кусается в 2 года, то здесь помогут разговоры в доброжелательном тоне.
  • Для детей старше 3-х, подойдет индивидуальная беседа. Стоит пожалеть обиженного ребенка или человека в присутствии кусаки.

Эффективным способом решения проблемы с ребенком является игра. Игровые формы общения помогают быстрее достучаться к малышу.

Полезное видео

https://youtube.com/watch?v=niF2ZL-ScdA

Нужно ли учить детей давать сдачу?

Юлия подчеркивает, что развитие каждого ребенка индивидуально, но в возрасте от 2,5 до 3 лет дети уже начинают понимать объяснения взрослых, а значит, родители должны учить ребенка выходить из конфликтной ситуации без насилия.

— С точки зрения психологии ребенок имеет право давать сдачу и отстаивать свои границы, но давать сдачу не значить бить!

Дети воспринимают происходящее несколько по-другому. Когда родитель учит давать сдачу — ребенок слышит, что нужно бить обидчика. И воспринимает такую модель поведения как правильную. Единицы детей понимают, что достаточно, например, оттолкнуть обидчика, когда тебя бьют или хотят взять твою игрушку. 

Часто родители вообще выбирают позицию невмешательства: пусть дети сами разбираются между собой, им же жить в обществе. Но детям очень трудно в силу своего возраста определить, что хорошо, а что плохо. Помощь взрослых необходима. Родители должны учить своих детей анализировать ситуацию и собственные действия, признавать ошибки, а это очень сложно.

Таким образом, родители должны учить ребенка: 

  • защищаться, а не бросаться с кулаками на обидчика;
  • анализировать свои и чужие действия в спорных случаях;
  • искать третье лицо (педагог, родитель), который поможет решить конфликт.

Печально, но факт: родители предпочитают советовать детям «давать сдачу», нежели учить ребенка разбираться в конфликтных ситуациях без насилия.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Вместо заключения

Нужно помнить, что ребенок в первые годы жизни активно подражает взрослым, учится у них буквально всему на свете. И, воспринимая окружающее некритично, нормой поведения признает именно те действия, которые наблюдает в своей семье.

Если родители ругаются, то и ребенок начнет ругаться, думая, что это хорошо и правильно, и винить его за это нельзя. Естественно, и баловать малыша не нужно: необходимая строгость со стороны родителей развивает у ребенка строгость к самому себе.

Грамотный подход к воспитанию приведет к тому, что ребенок раньше становится «взрослым» и быстрее и лучше начинает понимать, что делать можно и чего нельзя.

Что делать, если ребенок кусается?

Способы влияния на подобное опасное поведение и вредную привычку во многом зависят от причины, по которой ребенок стал кусаться. Если это прорезывание зубов грудного малыша, можно применять ему силиконовые прорезыватели и колечки, имеющие охлаждающие жидкости и пупырышки. Их можно приобрести в любой аптеке или магазине, подобрав по размеру и цвету. Можно применять также специальные гели для прорезывания, предварительно обсудив их прием с врачом.

Если ребенок кусается при кормлении грудью, прикусывая сосок груди, нужно сразу же отнять у него грудь и строго сказать, что маме больно, поэтому кормить она дальше не будет. Так быстро сформируется рефлекс – «кусание-лишение пищи»

Тогда попытки кусаться при кормлении грудью прекратятся быстро, так как дети не враги себе и не хотят оставаться голодными, им важно кормление и грудь матери для комфорта в жизни

Для детей постарше при кусании нужно увеличить объем физических нагрузок и активность, занять ребенка гимнастикой или зарядкой, отдать малыша на плавание, занять активными играми.

С эмоциональными детьми нужно вести беседы, объясняя и доводя мысль о том, что нужно показывать свои эмоции и чувства другим образом

Важно с самого раннего возраста выражать любые свои эмоции словами или хотя бы жестами, но не укусами. Важно много говорить с детьми, уделять им время

При слабости жевательных мышц, для их укрепления и профилактики кусаний, нужно занять рот ребенка и тренировать мышцы плотной пищей. К ней относят кусочки яблока или моркови, кусочек говядины. Можно надувать шарики или пускать мыльные пузыри.

В проблемных семьях нужно решать конфликты без ребенка, а при нем постараться вести себя правильно, подавая позитивный пример

Важно устранить из жизни ребенка все негативные факторы, приводящие к стрессу и накоплению агрессии

Какие дети кусаются в детском саду чаще других

Совсем другое дело, когда ребенок кусается намеренно с целью доставить боль. Это уже проявление агрессии. В таких случаях нужно незамедлительно искать причину, почему кусается маленький упрямец, и решать проблему.

Ни в коем случае нельзя орать или наказывать ребенка физически. Тем более кусать его в надежде, что поймет, как это больно. Унижать, кричать и проявлять агрессию в отношении ребенка — худшее, что можно придумать в такой ситуации. Разъяснять, почему кусаться плохо, нужно, но этого недостаточно.

Гораздо эффективнее найти причины неблагоприятного поведения ребенка и устранить их. На то мы и взрослые люди, чтобы учить ребенка культуре поведения и общения в обществе. Желание сделать больно формируется исключительно у обладателей анального вектора. Они от природы наделены стремлением к перфекционизму и уже в детстве начинают проявлять свои качества: упорство, усидчивость. Ведь без этих врожденных свойств невозможно сделать качественно ни одно дело.

Однако под воздействием неблагоприятных условий все эти положительные свойства могут проявляться как отрицательные. Тогда дети с анальным вектором становятся упрямыми, обидчивыми, медлительными — вплоть до впадания в ступор. Они же могут начать проявлять агрессию в отношении животных или других детей. В том числе кусаться.

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах

И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых: Э — эффективная Н — неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование
1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса — твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы) Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование
2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса. Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания
3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системы Кризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоций Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог! Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты
4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины — только психологические Кризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенность Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ
Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу — для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа — также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Взрослый ребенок кусается: советы психолога

Чаще всего избавить родное чадо от привычки кусаться можно самостоятельно.

Однако при длительных попытках и отсутствии положительного результата лучшим помощником становится детский психолог. Независимо от возраста малыша, совместное наблюдение специалиста и родителей дает хорошие и быстрые результаты без возникновения стрессовых ситуаций. Если же посещение психолога невозможно по каким-либо причинам, во многих случаях более пристальное наблюдение за поведением также может помочь выявить причину и решить существующую проблему.

Не стоит пугаться и паниковать, ведь желание укусить не является у детей показателем психических отклонений. Это просто плохая привычка, появившаяся вследствие дискомфорта

Обратив внимание на то, какие именно ситуации вызывают у малыша желание кусаться, вы можете оградить его от участия в них и тем самым позволить проблеме сойти на нет. Такой источник неприятностей чаще находится либо в семье, либо в детском саду

Почему дети кусаются в садике?

Причины, по которым ребенок кусается в садике, могут зависеть от целого ряда факторов, но основной — естественная потребность.

В младшем возрасте рот является главным органом, при помощи которого дети изучают окружающий мир. На том или ином этапе развития кусаются 9 из 10 мальчишек и девчонок. Кто-то начинает делать это в 6 месяцев, а кто-то — в 3 года.

Расскажем подробнее о возможных причинах:

потребность выразить эмоции. Особенно это касается тех малышей, которые пошли в садик до 2 лет. Словарный запас таких детей мал, а некоторые вовсе не разговаривают, а эмоций — целая масса. Поскольку выразить их так, как делают взрослые, кроха пока не может, он прибегает к хорошо знакомому способу взаимодействия с миром — он использует «инструмент» под названием рот;

способ отстоять свои права. Если кроху обидели или отняли у него игрушку, едва ли он может решить конфликт по-взрослому. Он прибегает к тому методу, который ему доступен;

борьба со стрессом. Когда ребенок начинает посещать сад, происходит резкая смена обстановки, что вызывает определенный бунт. Маленький человек начинает пробовать границы, чтобы понять, какие из них можно нарушать, а какие — нет

У одних малышей адаптация происходит быстро, а другие даже через год чувствуют себя в саду плохо (скучают по маме, боятся или не любят воспитательницу и т.д.), что и приводит к регулярным попыткам покусать всех вокруг;

желание привлечь внимание. Когда ребенок кусается, все смотрят на него, ругают, кричат или проявляют другой интерес

Если чаду не хватает любви и внимания в семье, он, скорее всего, попытается привлечь его другими способами, например, регулярным покусыванием всех вокруг;

психическое заболевание. Это касается старшей возрастной группы (4-7 лет), когда другие факторы уже не имеют существенного влияния;

неблагополучная ситуация в семье. Если дома ребенок наблюдает драки, ругань и постоянные конфликты, его психика страдает. Свой страх, недоумение, обиду и прочие негативные чувства он пытается выразить через укусы окружающих;

эмоциональное или физическое перенапряжение. Если кроха устал, он может начать кусаться, чтобы выразить недовольство своим состоянием. К подобным действиям может привести и скука, например, когда на улице неблагоприятная погода, и дети вынуждены долго находиться в замкнутом пространстве;

неправильное воспитание. В основном, дети начинают кусаться когда родители впадают в крайности: либо разрешают абсолютно все, либо, наоборот, держат в чрезмерной строгости.

В большинстве случаев период кусаться приходится на возраст 2-3 года. Как правило, его нужно просто переждать. Хотя бывают случаи, в которых консультация грамотного психолога будет необходима.

Что делать, если ребенок кусается?

От появившейся привычки не всегда бывает легко избавиться, даже если ребенок в год кусается.

Никогда не отвечайте на укусы ребенка шлепками, криком или укусами в ответ!

Как и концепция воспитания в целом, агрессия не является способом решения проблемы, а служит лишь причиной развития испуга и комплексов.

По возможности любимому чаду следует объяснить спокойным тоном, что укусы вызывают боль. Уверенность и демонстрация следов зубиков малыша на коже другого человека смогут помочь понять ощущения от укусов.

Как было сказано ранее, причиной того, что ребенок кусается в садике, может быть попытка замены речи

Здесь важно объяснить, что слова «нет», «не хочу», «обиделся», «не нравится» и другие, окружающие понимают лучше. При общении с ребенком на эту тему рекомендуется использовать игрушки, участвующие в сценах различных вариантов событий

В некоторых случаях ребенок кусается, не зная, что делать, и желая проверить родных и других малышей. Таким образом, глядя на реакцию окружающих, они стремятся определить пределы дозволенного поведения. Избавиться от неприятных укусов вам поможет твердость в поведении и запретах. Объясняя, что так поступать нельзя, говорите уверенным голосом, а все капризы пресекайте.

Лучшим способом неконфликтно разрешить ситуацию здесь становится игрушка, событие или действие, отвлекающее внимание, которое способно пресечь возможную истерику и рев. Также вы можете продемонстрировать малышу, как неприятны вам укусы, и, наоборот, насколько нравятся проявления нежности (когда вас гладят по голове, целуют и обнимают)

Независимо от выбранного способа, запомнить, о чем шла речь, ребенку поможет поощрение.

Как отучить малыша кусаться?

Принципы избавления ребёнка от вредной привычки следующие:

  1. Никогда не давать положительной реакции (смех или улыбка), если кого-то укусили.
  2. Не пускать в ход зубы по отношению к своему малышу даже в игровой форме. Для него нет разницы между нежными покусываниями взрослого и своими аналогичными (как ему кажется) действиями.
  3. Научить кроху альтернативным способам получения желаемого — используя жесты и слова, а не зубы.
  4. Объяснить ребёнку, что нужно угощать сверстников. К примеру, следует поделиться с ними печеньем. Когда кроха предлагает угощение другим детям, необходимо похвалить его.
  5. Научить малыша играть игрушкой не самому, а по очереди с другими детьми. Обязательно похвалить, если это происходит на ваших глазах.
  6. Показать крохе, как выражать свои положительные эмоции по отношению к игрушкам во время игры. Например, как обнимать мишку, гладить котёнка или целовать куклу. Хвалить ребёнка, если он спокойно и мирно играет.
  7. В случае, когда ребёнок бросает игрушки, нужно объяснить, что кукле неприятно, и следует её пожалеть.
  8. Организовывать и поощрять игры с песком, водой или глиной, так как такие занятия усмиряют агрессию.
  9. Дать возможность ребёнку рисовать, особенно красками.
  10. Если ребёнок кусает детей в садике, то дома следует как можно чаще угощать его твёрдой пищей. Пусть грызёт морковь, капусту, огурец, яблоко, сухари или баранки.
  11. Малышу нужно периодически играть кубиками или конструктором.
  12. У крохи должно быть специально отведённое место, где можно ползать, валяться и кувыркаться.
  13. Ребёнку не следует видеть, как ругаются и дерутся между собой взрослые.
  14. Нужно неукоснительно соблюдать распорядок дня малыша.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector