Итоговое сочинение 2019-2020

Содержание:

Реальные темы от 15 апреля 2021

 Темы по направлению «Забвению не подлежит»

  • 101.Какого человека можно по праву назвать героем?
  • 102. Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
  • 103. В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
  • 104. Только ли добрые дела не подлежат забвению?
  • 105. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
  • 106. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • 108. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
  • 107. Событие русской истории, запечатлённое в литературе.
  • 111. Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • 112. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?
  • 113. Этот день изменил судьбу России…

 Темы по направлению «Я и другие»

  • 201. Как найти своё место в обществе?
  • 202. Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • 203. Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?
  • 204. В чём польза и опасность компромисса?
  • 205. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?
  • 206. Что труднее: подчиняться или подчинять?
  • 207.Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
  • 208. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
  • 210. Может ли отдельная личность изменить общество?
  • 212. Что мешает доверию между людьми?
  • 213.Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?

 Темы по направлению «Время перемен»

  • 301.Что должно оставаться неизменным в любое время?
  • 302. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
  • 303. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
  • 304. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • 306. Согласны ли Вы утверждением Н.М. Карамзина: «Лёгкие умы думают, что всё легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо»?
  • 307. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
  • 308.Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
  • 309. Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
  • 310. Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
  • 311. Почему многие люди боятся перемен в жизни?
  • 313. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?

 Темы по направлению «Разговор с собой»

  • 401. Почему люди обманывают себя?
  • 402. Трудно ли всегда оставаться самим собой?
  • 405. Что значит быть совестливым человеком?
  • 406. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • 407. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
  • 408. Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
  • 409. Чему мешают и чему помогают сомнения?
  • 410.Помогает ли разговор с собой понять других людей?
  • 411. Чем опасна завышенная самооценка?
  • 412.Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • 413. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?

 Темы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

  • 502. Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • 503. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • 505. Что для Вас является жизненным успехом?
  • 506. Что связывает сегодняшних людей с предыдущим поколением?
  • 507. Можно ли судить о поколении по его кумирам?
  • 508. Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • 509. Каково отношение современного человека к природе?
  • 510. Кого можно считать героем нашего времени?
  • 511.Какие черты моего поколения я считаю положительными?
  • 512. С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?
  • 513. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Добавить комментарий

Темы по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ

  • Что значит быть самим собой?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Для чего человеку нужна совесть?
  • Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
  • Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
  • Как найти «свой путь»?
  • Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
  • Каждый ли человек ищет смысл жизни?
  • К чему приводит душевный разлад?
  • Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
  • Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
  • Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
  • Что помогает человеку совершенствовать себя?
  • Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
  • Что значит быть честным с самим собой?
  • «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

Советы по подготовке

Пополняйте вашу читательскую копилку

Читайте книги, и не только произведения школьной программы. Чем шире будет ваш читательский кругозор, тем быстрее вы подберёте аргументы для подтверждения любого тезиса.

Слушайте аудиокниги

Это помогает развить слуховую память и внимание. Старайтесь не отвлекаться при прослушивании

После каждой главы кратко перескажите содержание устно или письменно. Так вы сможете запомнить больше.

Смотрите экранизации литературных произведений. Но следите за тем, чтобы фильм максимально близко следовал первоисточнику. В этом смысле лучше посмотреть советский фильм, чем красивый голливудский.

Ведите читательский дневник

Сделайте таблицу и заполняйте ее после прочтения каждого произведения.

Название
Автор – имя, годы жизни
Жанр и литературное направление
Тема или темы произведения
Основные мысли
Главные и второстепенные герои

Эту таблицу можно использовать для повторения материала и быстрого подбора аргументов.

Изучите критерии оценивания

Итоговое сочинение оценивается по пяти критериям:

  1. Соответствие теме
  2. Аргументация, привлечение литературного материала
  3. Композиция и логика рассуждения
  4. Качество письменной речи
  5. Грамотность

В критериях подробно изложено, в каких случаях за сочинение можно получить незачет. Это несоответствие теме, отсутствие тезиса, несоответствие аргументов тезису, отсутствие логики изложения или связи между частями сочинения, ошибки словоупотребления, грамматические и пунктуационные ошибки (более 5 ошибок на 100 слов).

Не забудьте, что объем сочинения должен превышать 250 слов, иначе вы получите незачет. Также оценивается самостоятельность работы. Нельзя приводить слишком много цитат, вставлять заученные отрывки чужих сочинений или списывать.

Пишите сочинения

Чем больше сочинений вы напишете, тем увереннее будете чувствовать себя на экзамене. Темы вы можете взять из готовых списков примерных тем этого года, они уже есть в интернете.

Во-первых, пишите сочинение о каждой прочитанной книге. Во-вторых, перечитывайте текст и исправляйте ошибки. Наконец, давайте читать сочинение преподавателю. Если вы готовитесь самостоятельно — найдите родственников или друзей, которые смогут проверять ваши работы и отмечать ошибки, нестыковки, неточности.

Изучайте готовые сочинения

Их также можно найти в интернете. Внимательно прочитайте чужое сочинение, проанализируйте композицию и стиль написания, отметьте удачные места. А ещё советуем пройти наш бесплатный курс подготовки.

Тренируйтесь составлять план

Если у вас нет времени написать сочинение по каждой теме, составьте подробный план. Так вы потренируетесь формулировать тезис и подбирать аргументы.

Пункты плана:

Вступление. Здесь нужно записать тезис, который вы будете доказывать. Он должен соответствовать теме сочинения.

Основная часть. Здесь нужно привести аргументы, подтверждающие тезис. 

Заключение. Здесь необходимо сделать вывод из ваших рассуждений. Вывод нужно связать с тезисом во вступлении.

Какая литература подойдёт для аргумента

На этапе допуска к ЕГЭ итоговое сочинение проверяют школьные учителя, и это некоторым образом влияет на процесс. Во-первых, внутри школы проверка довольно лояльная: учителя ставят «незачёты» только в самых крайних случаях.

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Предпочтения школьников vs Ожидания учителей

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное. Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки. Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

При этом необязательно брать стандартные примеры. Учителя, по их собственным словам, очень устали от одинакового набора текстов в сочинениях, когда везде пишут про «Отцов и детей», «Капитанскую дочку» и «Войну и мир». «Незачёт» за них, конечно, не поставят, но интерес к такому сочинению снизится.

Как искать литературу по направлениям

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Ключевые слова. На основе этих подборок очень рекомендуем заранее найти ключевые слова, которые встречаются в темах. Для этого можно открывать одно направление и искать часто встречающиеся понятия. Например, если взять набор по «Он и она», то будет видно, что там часто повторяется слово «взаимоотношения». Определив, что может значить это слово в разных формулировках, гораздо легче подобрать нужную литературу.

Что делать, если на изучение литературы осталось мало времени

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Вместо этого советуем заранее определиться с направлением и взять несколько книг, подходящих под него. Одной книги здесь будет недостаточно, потому что нет универсального произведения, охватывающего все возможные темы. Направления звучат очень общо, например, «Гордость и смирение». Это может быть что угодно: чувство собственного достоинства или гордыня, рабская покорность или внутренняя сила.

Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
Невольно напрашивается вывод…
Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
Итак, можно сделать вывод, что…
Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
Хочется верить, что…
Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Аргументация подтверждает то, что
Нельзя не согласиться с тем, что
Нельзя проигнорировать тот факт, что
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
(Цитата)«…,» — писал …

В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Темы

Согласно предначертанию мудрецов, список тем выкладывается на всеобщее обозрение за 15 минут до начала экзамена (каждый регион получает их по местному времени). Но все формулировки создаются по шаблону прошлых лет, поэтому Литрекон уже делает перечень тем, которые будут на экзамене с вероятностью 50%. Также он практикует игру на опережение и пишет эссе на все реальные темы одновременно с выпускниками, и готовые работы сразу же появляются в нашем паблике. Однако это, конечно, не для списывания, а для того, чтобы люди могли оперативно готовиться к экзамену и узнавать последние обновления первыми. Мы не рекомендуем вам рисковать и нарушать правила проведения ИС.

Примерные

Пока мы еще не узнали, что же приготовит грядущий день, но предугадаем и, смеем заверить, успешно. Уже есть много формулировок, которые претендуют на звание «реальных тем». Каждая из них уже получила свое место на «Литреконе», и вы уже сейчас можете в этом месте побывать, дабы найти работу по нужной теме. Встречайте наш парад тезисов, каждый из которых может в решающую минуту стать козырем в игре за допуск к ЕГЭ.

Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.

Реальные

Как только – так сразу выставим, а пока их нет даже у тех, у кого должны быть. Мы же смиренно ожидаем их появления, и вы можете дождаться их вместе с нами в уютном и ламповом паблике. В этом 2019-2020 году мы опубликовали их первыми.

Не забывайте, что приобретать их у кого бы то ни было не следует, ибо велика вероятность нарваться на обман, да и не стоит оно того. Лучше готовьтесь вместе с нами, и все будет хорошо.

База аргументов

Во-вторых, нужно заранее собрать базу аргументов.

Когда до итогового сочинения остались считанные дни, а вы не прочитали ни одного произведения, можно прибегнуть к небольшой хитрости: подобрать аргументы из небольших рассказов. Их чтение занимает немного времени, зато вы без труда прокомментируете любую тему.

Мы рекомендуем вам прочитать рассказы А.П. Чехова: они небольшие по объему, но довольно интересные для аргументации. Чтение одного рассказа занимает не более часа. Рекомендуем следующие произведения А. П. Чехова:

—  «Злоумышленник»: Денис Григорьев откручивал от рельсов гайки, необходимые ему для рыбалки. Мужчина не осознавал, что тем самым он может стать виновником смерти пассажиров поезда.

— «На мельнице»: Мельник Алексей Бирюков неуважительно ведет себя с матерью. Старушка пришла к нему за материальной помощью, принесла гостинец – пряник, который мужчина побрезговал взять. Достав набитый купюрами кошелек, он достал оттуда двугривенный и протянул матери. Старушка, опустив голову, поплелась домой.

— «Спать хочется»: Тринадцатилетняя девочка Варька вынуждена работать на хозяев. Кроме работы по дому ей приходится смотреть за их маленьким ребенком, который постоянно плачет. Варька не спит уже который день, она теряет рассудок. В одну из бессонных ночей девочка душит ребенка, который мешает ей спать.

— «Хамелеон»: Полицейский надзиратель Очумелов пытается разобраться в деле мастера Хрюкина, которого укусила собака. В зависимости от того, кому принадлежит собака (генералу или другому человеку) Очумелов меняет свое решение, словно хамелеон подстраивается под ситуацию.

— «Дама с собачкой»: Гуров знакомится в Ялте с Анной Сергеевной. Между ними завязываются далеко не дружеские отношения. Но дома обоих ждут семьи, но их браки не дают им счастья. Поэтом они продолжают встречаться после возвращения с курорта.

Надежда и отчаяние

Синонимы и краткие определения:

  1. Вера в будущее, вера в лучшее, ожидание чудес, иллюзия, упование, предвкушение, предчувствие хорошего, чаяния, предначертания, мечта, шанс, мираж, химера, фантом, свет в конце тоннеля, перспективы, якорь спасения, жизненные силы, вера в спасение.
  2. Утрата веры в жизнь, разочарование, уныние, тоска, горе, печаль, мрачное настроение, траур, депрессия, скорбь, безверие, мучение, страдание, кручина, сокрушение, крах надежд, развенчание иллюзий, горькая правда, подавленное состояние, мрачные думы, безнадежность.

Надежда — это…

  • Вера в лучшее, несмотря ни на что;
  • Вера в счастливое будущее;
  • Предвкушение перемен к лучшему;
  • Стойкое ощущение, что в жизни все наладится;
  • Интуитивное предвидение светлой полосы в жизни;
  • Предчувствие света в конце тоннеля;
  • Оптимистическое отношение к жизни;
  • Умение черпать жизненные силы в предчувствии хорошего исхода;
  • Иллюзии, с помощью которых человек скрывается от неприглядной действительности;
  • Внутреннее упование на изменения к лучшему;
  • Готовность обманывать себя положительными иллюзиями;
  • Мечты и чаяния о хорошем даже в окружении негатива.

Отчаяние — это…

  • Депрессивное состояние личности, когда ничего не радует и не утешает;
  • Развенчание всех радужных иллюзий и принятие мрачной картины мира;
  • Пессимистическое мировоззрение, в котором нет места надежде;
  • Мрачное состояние уныния и тоски;
  • Глубокое разочарование в жизни и людях;
  • Полный отказ от борьбы за счастье;
  • Мрачное настроение, причина которому — нравственные или физические страдания;
  • Уныние, возведенное в норму поведения;
  • Подавленное состояние психики человека, при котором он не контролирует себя;
  • Мировая скорбь;
  • Усталость от жизни и уход в себя, сопровождающийся плохим настроением;
  • Полное погружение в мрачные думы о судьбах мира сего;
  • Крушение надежд и мечтаний и осознание горькой правды.

Ложные надежды — это…

  1. Ложь во благо, которая помогает преодолеть испытания;
  2. Самообман, который опасен для человека;
  3. Иллюзия светлого будущего, которая может и навредить, и помочь личности;

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2021 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 

‍Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ‍

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

<<Блок перелинковки>>

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.

‍План работы над итоговым сочинением‍

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом. 

Комментарии к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021 учебного года

1. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3. Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

4. Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Заключение

Здесь нужно подвести итог всему вышесказанному, обобщить микровыводы. На практике нужно переписать другими словами тезис и подкрепить его сделанными в ходе анализа примеров наблюдениями. Все строчки четыре, чтобы смотрелось солидно на фоне больших аргументов. Главное – не отвлекаться от темы и не впадать в тон Бога, обучая проверяющих хорошим манерам.

Пример: Таким образом, люди предают мечту из-за своей слабости. У них недостаточно моральных и физических сил для следования за идеалом, поэтому они предпочитают труду и терпению легкий способ от них отделаться – отказ от задуманного. Необходимо понимать, что чем выше грёза, тем сложнее до нее дотянуться, но немногие из нас отдают себе в этом отчет, немногие из нас готовы к этому, а потому несостоявшиеся мечтатели сдаются и примиряются с данностью.

Как мы видим, в основе заключения лежат обобщения и абстрактные рассуждения о предмете разговора, но все они, так или иначе, отвечают на поставленный вопрос. Это главное условие правильности данного фрагмента текста: он должен быть в тему!

Не так страшен черт, как его малюют, так что Многомудрый Литрекон желает вам благоволения фортуны и твердой решимости сдать экзамен. Как видите, все не так уж и трудно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector