Возрастные кризисы

Общие сведения

В современной психологии психическое развитие рассматривается как цикличный процесс, состоящий из стабильных и кризисных периодов. Количественные изменения происходят медленно, постепенно. Качественный скачок развития – кризис – продолжается 3-6 месяцев, завершается появлением новообразований, формирующих более сложные взаимоотношения человека со средой. Перестраиваются внутренние переживания, потребности, побуждения. Кризис 1 года переживают дети с 9 месяцев до 1,5 лет. Проявления могут быть едва заметными либо выраженными. Тяжелые, затяжные симптомы распространены в семьях с авторитарным стилем воспитания, гиперопекой.

Симптомы кризиса

В исследовании С. Ю. Мещериковой были отмечены следующие симптомы кризиса одного года:

  • «Трудновоспитуемость» — ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания.
  • Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений — ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий которые раньше спокойно выполнял.
  • Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.
  • Повышенная капризность.

Как проявляется кризис первого года жизни

Каждый ребенок индивидуален и не похож на другого, поэтому точного алгоритма его поведения в кризис никто не может дать. Существуют только общие признаки, по которым можно заметить начало сложного периода. Главное – знать о такой вероятности и не пугаться, когда малыш, еще неделю назад спокойный, вдруг начинает вести себя совершенно по-другому. Если проявления сильные, можно для успокоения нервов показать ребенка врачу, чтобы не пропустить симптомы какой-нибудь болезни. Но обычно кризис легко отличить от недуга: никаких соматических проявлений нет, ребенок хорошо и гармонично развивается, меняется только характер и поведение.

Громкий плач. Первое проявление кризиса – яркие, выраженные негативные эмоции в ответ на раздражители. Ребенок начинает плакать, причем громко, если что-то его не устраивает. При этом даже не обязательно текут слезы. Плач может сопровождаться актами агрессии: малыш может вспылить, швырнуть игрушку, топнуть ножкой или попытаться что-то сломать. Обычно причина такого крика – ребенку чего-то хочется, но ему этого не дали, он возмущен и рассержен. Впоследствии плач сменяется обидой и разочарованием: крик не дал результатов, желаемого малыш так и не получил. Обиженный ребенок снова начинает плакать, но тише, и слез на этот раз много. Главное – понимать: потакать каждому капризу малыша не стоит, это бесполезно, а то и вредно или опасно.

Резкие движения. Приступы агрессии, как уже говорилось, сопровождаются не только криком и слезами, но и движениями. У детей очень активная мимика и жестикуляция: это один из их способов выражать сильные эмоции. Поэтому малыш может начать топать ногами, махать ручками, сжимать кулачки. Некоторые дети могут в истерике упасть на пол и начать по нему кататься. В такой ситуации не нужно бросаться мгновенно давать малышу желаемое. Один из конфликтов ребенка в кризисный период – необходимость осознать границы дозволенного и понять, что есть пока запрещенные для него вещи. Если слишком уж баловать малыша и давать ему все, что он захочет, можно и усложнить жизнь себе, и навредить его развитию.

Живая мимика. Когда ребенку что-то не нравится, он может насупиться, сделать обиженное выражение лица. Дети в годовалом возрасте уже прекрасно понимают простые эмоции и активно ими пользуются. Еще одним признаком кризиса может служить эмоциональная непостоянность: только что малыш смеялся и радовался, и вдруг он начинает плакать. В кризисный период мимика становится особенно живой и даже немного демонстративной. Малыш хмурит бровки, сжимает губы, щурится. Обычно такой мимикой он пытается показать упрямство, которое в год начинает проявляться особенно сильно.

Нарушения сна. Если раньше вся жизнь ребенка была подчинена биологическим ритмам, то теперь они перестают иметь прежнее значение. Режим для него по-прежнему важен, но теперь малышу сложнее его соблюдать: это приходится делать частично осознанно, а не только по велению биологических часов. Структуры головного мозга меняются, нервная система тоже изменяется под новый возраст и новые условия. Ребенку может быть сложно привыкнуть к этому. К тому же сна ему чисто физиологически требуется все меньше, теперь он бодрствует не менее 4 часов, а днем ему хочется спать всего пару раз. Это может вызвать непонимание у родителей, которые привыкли, что их ребенок спит много и подолгу. Да и сам ребенок может испытывать стресс на фоне таких изменений. Родителям стоит сформировать для малыша оптимальный график сна и поддерживать его.

Симптомы кризиса

В исследовании С. Ю. Мещериковой были отмечены следующие симптомы кризиса одного года:

  • «Трудновоспитуемость» — ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания.
  • Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений — ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий которые раньше спокойно выполнял.
  • Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.
  • Повышенная капризность.

Социальная ситуация развития

Все вышеперечисленные новообразования приводят к ещё одному крайне важному изменению в жизни ребёнка. В период кризиса одного года исчерпывает себя та социальная ситуация развития, которая сформировалась в младенческом возрасте

Если раньше взрослый был для ребёнка посредником в его взаимодействиях с миром, то теперь ребёнку уже не нужно это посредничество. ребёнок хочет взаимодействовать с миром самостоятельно, то есть происходит своеобразная эмансипация от взрослого. Но без взрослого ребёнок не в состоянии освоить предметы человеческой культуры, их смысл. Поэтому к концу кризиса одного года и началу следующего периода — периода раннего детства — формируется новая социальная ситуация развития, в которой взрослый выступает не как посредник, а как помощник, носитель социальных способов действия с предметами, смыслов деятельности.

Особенности психологии ребенка в возрасте 7 лет

Как отмечал советский психолог Л. С. Выготский, главная черта переходного периода — утрата детской наивности, предсказуемости. Внутренний мир малыша усложняется: он не так открыт людям, анализирует действительность, думает, прежде чем что-то сказать. Родители не всегда понимают мотивы его поступков.

Дошкольник становится школьником: нужно выбирать место в иерархии класса, развивать самостоятельность, искать надежную опору. Игра перестает быть основным делом, ее место занимает учеба. Наблюдается ряд физиологических изменений — в теле, чертах лица. Повышается уровень силы, выносливости, координации.

Появление новых друзей тоже накладывает отпечаток: поиск единомышленников заставляет задуматься о собственных жизненных ориентирах. Ребенок немного отделяется от семьи, сравнивает ее с другими, критикует родителей, даже упрекает за неправильное воспитание («Мама, ты торопишь меня, а сама собираешься так долго, что мы опаздываем!»)

Причины

В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.

Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.

Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.

Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.

Прогноз

Прогноз всегда благоприятный. Кризис первого года продолжается в течение нескольких месяцев, заканчивается качественными изменениями психической сферы – появлением предметной деятельности, речи, формированием самостоятельности. Предупредить период кризиса невозможно, так как он является этапом развития, а не патологическим состоянием. Придерживаясь рекомендаций психологов о качественном изменении взаимоотношений с ребенком, правильной организации среды и режима, можно уменьшить негативные проявления в поведении, эмоциях ребенка, сократить их продолжительность и частоту.

Последствия кризиса

Когда кризисный период закончится, наступит затишье, которое продлится до следующего кризиса – трехлетнего. Он имеет свои особенности, и родителям точно так же понадобится быть внимательными и осторожными по отношению к ребенку. Что касается кризиса 1-го года, то его окончание говорит о том, что малыш перестал быть младенцем и перешел на новый этап жизни. Возрастные психологи называют его ранним возрастом или ранним детством .

Если родители не совершили в кризисный период серьезных ошибок, дальше малыш продолжит взрослеть в естественном и здоровом темпе, радуя родителей новыми знаниями, физическим и психологическим ростом. Помните: кризис – это сложно, но нормально. Он не говорит о проблемах и болезнях, а просто знаменует переход вашего малыша на новый этап развития.

Л. Ф. Обухова «Возрастная психология»

М. Хилько, М. Ткачева. «Возрастная психология»

Заряна и Нина Некрасовы «Пять детских кризисов. Любить ребенка, помогать ему расти»

(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)

Что чувствует малыш

Согласно возрастной психологии, годовалый малыш пребывает в состоянии стресса от скачка в развитии психики. Теперь он осознает собственные желания, хочет заявить о них всему миру. Он чувствует, что физически стал самостоятельным: можно отпустить мамину руку и убежать от нее в другую комнату. Однако тот факт, что мама будет ходить на работу, на долгое время исчезая из поля зрения малыша против его воли, ему не нравится. Психоэмоциональная связь с мамой очень прочна, если мама уходит, малыш плачет.

Накопленный к этому времени опыт делает годовалого кроху очень восприимчивым к явлениям окружающего мира. Ему нравится находиться среди людей, он с интересом разглядывает их лица. Ему все интересно, хочется все потрогать и попробовать на вкус, ведь с опасностями этого мира он пока не знаком.

Поведение годовалого карапуза определяется взрослым, но при этом у него уже сформирована такая психологическая структура, как характер. Некоторые запреты взрослого противоречат его собственным убеждениям, поэтому и возникает бурный протест.

Для годовалого малыша взрослый является источником положительных эмоций. В этом возрасте дети способны безошибочно распознавать настроение взрослых. Родители играют с ним, кормят его, водят гулять. Ребенку нравится проводить время с мамой или с папой. Когда на него долго не обращают внимания, он скучает, хочет общения

Чтобы обратить на себя внимание взрослого, ребенок начинает хныкать

Понять, что чувствует ребенок, совсем не трудно. Для этого нужно всего лишь признать, что он является личностью, у него есть свои предпочтения, желания и потребности.

Юношеский кризис (кризис 17 лет)

Семнадцать лет замечательный возраст. Все еще впереди. Столько желаний и возможностей.

Период характеризуется переходом от жизни подростка к взрослой жизни. К этому времени все физические изменения уже завершены. В плане психологии, осознание себя еще продолжает формироваться. Принимается решение о дальнейших планах на жизнь. Личность человека уже более ли менее сформирована и он способен принимать самостоятельные решения.

В подростковом возрасте, ребенок видит жизнь через призму настоящего времени. По окончанию же школы, юноша или девушка, уже смотрят на мир глазами будущего. Вступая во взрослую жизнь надо принимать решение где продолжить обучение, какая профессия будет по душе.

Все эти вопросы и тревоги приводят к очередному сложному моменту. Это переломный момент в жизни каждого человека. Он зовется кризисом юности.

В этот период невероятна важна поддержка близких и любимых людей. Окончив школу, человек вступает в жизнь, которая ему до этого была неведома. До этого все было как-то спланировано и ожидаемо. Родной дом, школа, друзья. Но пришло время кардинальных изменений и это пугает.

У юношей дополнительный стресс может вызвать необходимость проходить службу в армии. Все мы знаем что армия это не курорт. Чрезмерная физическая активность и психологические нагрузки — не так просто переносятся молодым организмом.

Признаки этого кризиса:

  • Излишний эгоизм;
  • Повышенное желание к сопротивлениям, к преодолению трудностей;
  • Романтические порывы, героизм. Непреодолимая тяга ко всему неизвестному и рискованному;
  • Взгляд в далекое будущее, и это важнее, чем то, что есть сейчас и здесь.

Важный момент этого периода — заканчивается половое созревание. Появляется желание жить половой жизнью. На пороге полная независимость и свобода, по наступлению совершеннолетия. В преддверие этого, мысль о бытие мирской жизни, будоражит мозг наших детей.

Все, вышеперечисленное, это не последние кризисы в нашей жизни. Своими словами понятие кризис, можно охарактеризовать так: «мы не хотим жить по-старому, а как по-новому еще не придумали».

Советы психолога для родителей

  1. Критикуйте действие, а не личность. «Ты не оставила сестренке ни одной конфеты, жадная девочка!» — неверно. Попробуйте так: «Жаль, что ты забыла поделиться с остальными. Нам было бы приятно».
  2. Учите ребенка обсуждать проблемы, разбирать ситуацию на части. Что произошло, какие эмоции доминируют? Подобные упражнения научат мыслить осознанно, наблюдая со стороны.
  3. Разговаривайте о бытовых вопросах дружелюбным тоном, без давления.
  4. Не повторяйте сказанное. Ребенок прекрасно помнит, что вы просили вынести мусор. Каждое напоминание злит: создается ощущение, будто родители специально издеваются и не понимают его.
  5. Удивляйте неожиданными фактами. Не хочется есть овощи? А знает ли ребенок, как витамины влияют на организм? Расскажите в подробностях, найдите видео с объяснением.
  6. Включайте в расписание помощь по дому, дополнительные занятия после школы — безделье приносит с собой скандалы и капризы.
  7. Отдых. Следите за гигиеной сна ребенка: мозг работает непрерывно, регулярно требует перезагрузки.
  8. Задавайте вопросы. С кем удалось подружиться? Что сильнее всего поразило? Какие планы на следующий день?
  9. Не заставляйте детей реализовывать ваши амбиции юности. Малыш не обязан обожать счет, если вы мечтали стать математиком.
  10. Чувствуете, что потеряли контроль? Разумно обратиться к школьному психологу. Странности, приступы гнева, повышенная агрессивность — повод для консультации.

Работать с собой, а не с ребенком

Если говорить откровенно, первое время я часто попадала в какую-то ловушку: знала, что так проявляется тот самый пресловутый кризис, что это очередной этап роста Киры, но не понимала, как мне выдерживать все эти истерики, как справляться и что делать с дочкой.

Ответ пришел на консультациях со специалистом по детско-родительским отношениям и с семейным психологом, к которым я обращалась за помощью

Оказалось, все просто и сложно одновременно: чтобы помочь ребенку, как модно сейчас говорить, экологично прожить кризисный период, мне (и мужу, конечно) важно было работать не с Кирой, а с собой

Нам, родителям, предстояло научиться в первую очередь справляться с собственными эмоциями злости, стыда, отчаяния и прочими чувствами в моменты Кириных истерик. Потому что мы – большие, а она – маленькая. Потому что мы знаем как, а она не знает. Потому что взрослые – мы, а ребенок – она.

Кризис 1 года

Кризис возрастных рамок. Малыш уже многому научился, у него появилась масса возможностей. А вместе с возможностями, выросли и потребности.

Ребенок научился ходить, и территорий для исследований стало гораздо больше. Он считает себя вполне самостоятельным, чтобы решать куда именно ему идти. Но страх еще остался и мама совсем не помешает где-то рядом.

В среднем кризис 1 года происходит в возрасте от 9 месяцев до 18. Пугаться этого не стоит и делать преждевременные выводы о сложном характере ребенка не надо.

Тут главное умело вырулить, чтобы по окончанию кризиса малыш не растерял свои исследовательские навыки, а интерес изучать мир не пропал. В то же время, он должен четко уяснить, что родители умнее, они много знают и умеют. И слушаться их надо.

Признаки этого кризиса:

  • Завышенные требования внимания к своей персоне;
  • Излишнее упрямство;
  • Попытки ребенка делать то, что он раньше делал без проблем, по своему;
  • Повышенная обидчивость, агрессивность;
  • Ребенок может стать противоречивым и непоследовательным;

Совет!Важно набраться терпения, выработать стратегию. Мама всегда рядом, она поможет, но мама не курица-наседка

Дать ребенку максимально безопасно проявить свое «Я». Гиперопека явно не сыграет хорошую роль.

Хорошо помогает давать право выбора вашему маленькому бунтарю. Предлагать на выбор его одежду, игрушки, еду. Ну и обязательно разные развивающие игры, они помогут ребенку справиться с эмоциональным напряжением.

Советы для родителей

Помните, что дети всё повторяют за взрослыми
Будьте для своего малыша предметом для подражания.
Меньше кричите и ругайтесь, старайтесь найти компромисс с крохой.
Во время истерик отвлекайте малыша и переводите его внимание на что-то яркое и интересное.
Если малыш отказывается делать что-то важное, например, одеваться или купаться, старайтесь сделать это в игровой форме. Дайте ребенку выбрать из нескольких одежек ту, которая нравится именно ему.
Главными в воспитании крохи в этот период должны стать такие понятия, как любовь и терпение, а точнее, большая любовь и безграничное терпение.

Существует ли кризис первого года?

Существует. Психолог Даниил Эльконин относил кризис первого года к числу «малых» кризисов в жизни человека и считал, что это состояние разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.

Лев Выготский полагал, что кризис первого года связан с появлением в жизни ребенка ходьбы и автономной речи (переходный этап между пассивной и активной речью, так называемый «детский жаргон»). Обе этих функции буквально рушат привычную систему существования, когда потребности ребенка полностью соответствовали его желаниям – и в большинстве случаев удовлетворялись.

В годовалом возрасте ребенок начинает изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.

По мнению психолога Екатерины Мурашовой, в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.

Кризис 3-х лет

В этот период ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность и многие действия может выполнять самостоятельно, при этом меняются отношения с взрослыми. Ребенок стремится повторять их действия и проявляет свою волю. Ему необходимо признание и уважение. Для 3-х летнего кризиса характерны следующие особенности: упрямство и строптивость, обесценивание и протесты, своеволие и деспотизм.

При благоприятном прохождении кризиса ребенок четко усваивает запреты взрослых и научается действовать по правилам. Кроме того, он приобретает способность вставать на точку зрения другого и принимать, что желания других могут не совпадать с его собственными. Все это дает мощный толчок для развития навыков коммуникации и социализации.

Если этого не происходит, ребенку очень сложно будет и строить отношения с другими людьми, и встраиваться в ситуации, где требуется умение контролировать свое поведение и подчиняться правилам (детский сад, общественные места и т.д.). Кроме того, не прекращаются конфликты дома, с родителями, любое правило, которое хотят ввести взрослые, будет пробоваться «на зуб» до бесконечности.

Литература

  • Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
  • Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие — М.: Издательский дом высшей школы экономики. — 2012.
  • Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318—340.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. — с. 166—167.
  • Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.
  • Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2013. — с. 268—270.
  • Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000.
  • Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
  • Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник — Москва: Гардарики. — 2005. — с. 177—181.
  • Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — с. 47.

Как проявляется

Рассмотрим проявление симптоматики подробнее. Начало кризиса обычно проявляется в старшем дошкольном возрасте. Первые его симптомы, такие, как, к примеру, повышенная раздражительность, проявляются в капризности, плаксивости, требовании повышенного внимания.

Эмоциональная лабильность связана с тем, что ребенок с трудом управляет чувствами, и это опять-таки проявляется чрезмерной плаксивостью, чувствительностью, либо же наоборот – несдержанностью смеха, гиперактивностью.

Симптом «горькой конфеты» заключается в скрытии собственных эмоций. Ребенок может чувствовать себя некомфортно, однако скрывает это от родителей, делая вид, что все в порядке. Он замыкается в себе, уходит в собственные переживания, но не демонстрирует этого. Если упустить данный момент, подрывается доверие ребенка к родителям – он начинает считать, что ему никто не сможет помочь. Отсюда проявляется непослушание, неуправляемость, конфликты с родителями.

Изменяется поведение ребенка. Дети становятся манерными, вычурными, утрируют события. Желая казаться более значимыми, начинают придумывать несуществующие события, примерять на себя новые роли. Здесь могут проявиться и так называемые «выдуманные друзья»

Также ребенок начинает обращать внимание на свой внешний вид – он больше не хочет выглядеть маленьким, стремится быть похожим на взрослых. Если в этом возрасте появляются кумиры, проявляется и стремление выглядеть так же, как они

Чтобы избежать негативных моментов и появления вредных привычек в этом возрасте, родителям стоит следить за контентом, с которым знакомится ребенок.

Теряется детская непосредственность и наивность. Дети начинают обдумывать свои действия и свои ответы взрослому. Здесь легко можно перепутать желание ребенка скрыть, соврать, слукавить, с простым обдумыванием.

Школьник начинает задумываться о последствиях своих слов и действий. Это связано с переживанием конфликта между желаемым и действительным.

Появляется целенаправленное непослушание, вопросы «почему я должен это делать». Привычные обязанности подвергаются сомнению, проявляется хитрость, обесцениваются идеалы. Все просьбы оспариваются, иногда ребенок пытается ускользнуть от них. В действиях обнаруживается целенаправленность – обзывает сверстников, младших или старших не для передразнивания, а для того, чтобы причинить боль. Нарушаются запреты («почему нельзя, если я могу»), появляется жестокость.

У кризиса есть и положительные стороны: повышенный интерес к общению со взрослыми, появление интересов и хобби. Дети начинают открыто интересоваться историями из жизни, особенностями домашнего хозяйства, демонстрируют рассудительность, поддерживают беседы. Если прежде игры были таковыми просто из интереса и веселья, то хобби – это осознанный выбор, а не простая игра, которую можно бросить, когда надоест.

Наблюдаются в этот период и гендерные особенности. Девочки обычно сложнее переживают этот период. Прилежная в детском саду и начале школы ученица может начать закатывать истерики, отказываться делать уроки, изводить родителей капризами

Может начаться соперничество за внимание учителя. Кроме того, начинает формироваться интерес к противоположному полу, а в связи с этим образуются конфликты с одноклассницами за внимание симпатичного мальчика

Мальчики же стремятся доказать самим себе и окружающими, что они самые смелые, самые сильные, и вообще самые лучшие. Отсюда появляется агрессия (в том числе и к девочкам – стоит вспомнить дергание за косички, обзывки и насмешки), соперничество, невинные шалости перестают быть таковыми

Мальчиков интересует все вокруг, они стремятся доказать важность своего мнения в любом вопросе, отстаивают свою позицию до конца. Начинаются и проблемы с учебой из-за сниженной концентрации внимания, повышенной физической активности, неусидчивости

Может быть полезно: Кризис 1 года у ребенка возрастная психология, Кризис 3 лет у ребенка психология.

Адаптация к детскому саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три — пять месяцев).

Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

1-й вариант: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания — более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант: Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Любые родители хотят, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Обращение к детскому психологу перед поступлением ребенка в детский сад поможет вам максимально справиться с этой задачей. Специалист проведет диагностику готовности малыша, даст профессиональные рекомендации родителям, чтобы процесс привыкания ребенка к новым условиям был менее болезненным как для ребенка, так и для всей семьи.

Как маме вести себя во время кризиса

Отнеситесь с пониманием к потребности дочки или сына в этот период постоянно быть при маме. Это несет некоторые неудобства, например, невозможность принять ванную в одиночестве или вынужденное прослушивание воющего чада под дверью туалета. Но постарайтесь по возможности в этот период быть рядом и оказывать столько внимания, сколько ребенку будет необходимо. Кризис не долговечен – чем скорее малыш поймет, что мама, даже отдельная от него, никуда не исчезнет, тем скорее он станет спокойно относиться к её временному отсутствию.
 
Также в этот период малыш начинает понимать, что способен самостоятельно удовлетворить свои потребности. Он уже не желает, чтобы мама кормила его из ложечки, он хочет есть сам. Не все родители могут спокойно взирать, как ребенок, впервые взяв в руки ложку, начинает расшвыривать вокруг себя кашу или разбрызгивать по стенам суп. Но если сейчас вы позволите малышу немного поэкспериментировать, он быстро освоит науку самостоятельного употребления пищи. Да, сегодня он больше проливает на пол или на стол, чем доносит до рта, но если вы будете отбирать у него ложку, то подавите первые проявления воли. Ведь ребенок поступает так не из вредности или избалованности, он изучает окружающую действительность, учится новому. А с каким забавным звуком шлёпается на пол еда, как интересно наблюдать её траекторию! Не останавливайте маленького исследователя, просто спокойно напоминайте о том, что ложка нужна для того, чтобы кашка попадала в ротик. А лучше возьмите еще одну ложку и подключитесь к процессу. Часть пищи он получит от вас, часть всё же не выкинет, а донесет до своего рта. Так или иначе, голодным чадо не останется.
 
То же касается и других видов деятельности. Хочет одеваться сам – не торопите, пусть пробует, подсказывайте и помогайте тактично. Возможно малыш будет злиться, если всё, что он задумал не получается с первого раза. Это не страшно, поддержите его, посочувствуйте. В этом возрасте детки хорошо реагируют на наглядный пример. «Ай-ай-ай, какая непослушная шапочка, не хочет садиться Люде на головку, а мы ей сейчас покажем, как нужно делать», — и надеваете свою шапку себе на голову. Так же хорошо помогает озвучивание чувств малыша: «Ты злишься? Тебе обидно?» Тем самым вы даете ребенку понять, что знаете, что с ним происходит, разделяете его переживания. И обязательно хвалите своих детей, когда у них получается выполнить задуманное.
 
Вера в свои силы, чувство удовлетворения от самостоятельного выполненного дела укрепляют самооценку ребенка, служат основой для дальнейших достижений.
 
Способность ходить резко расширяет границы доступного для познания мира. Если раньше лишь взрослый мог подать ему ту или иную игрушку, то теперь ребенок может до многого дотянуться сам. Но тут естественная детская любознательность сталкивается с ограничениями. Оказывается, что далеко не все предметы в доме, такие интересные и заманчивые на вид можно трогать руками и пробовать на вкус. Малыш негодует и возмущен такой несправедливостью — почему папе можно стучать таким замечательным молотком, а сыну нет. Почему эта яркая косметика лишь для мамы, а как же дочка?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector