Диагностика и профилактика общего недоразвития речи у детей
Содержание:
- Диагностика
- Лечение и коррекция
- Прогноз
- Диагностика ОНР 2 группы
- Лечение ОНР
- Диагностические мероприятия
- Причины общего недоразвития речи
- Коррекционная программа при ОНР 2 уровня
- Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.
- Принципы диагностики и коррекции ОНР
- Развитие речи у детей с трудным диагнозом
Диагностика
Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.
Для подтверждения диагноза врачом проводятся следующие мероприятия:
1. Сбор данных со слов родителей:
- наличие наследственной предрасположенности;
- когда замечены первые отклонения;
- уточняет примерный словарный запас ребенка;
- как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
- в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
- возраст матери на период родов;
- были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.
2. Осмотр ребенка:
- врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
- после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
- проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
- просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
- также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.
3. Аппаратное обследование:
у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.
если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.
При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.
Лечение и коррекция
На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.
Принципы коррекции:
Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.
Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.
Устранение аграмматизма.
Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду. Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики.
Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.
Повышение уровня понимания чужой речи.
Педагог может использовать инструкции, чтение, игры
Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием
Развитие внимания, памяти, концентрации.
Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.
Развитие коммуникативных навыков.
Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.
В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.
Задачи | Методы коррекции, упражнения | Варианты игр |
---|---|---|
Формирование слухового внимания | Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. | «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку». |
Развитие зрительного внимания | Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. | «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу), «Чего не стало». |
Расширение словарного запаса | Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. | «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин». |
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). | Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. | «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии). |
Коррекция грамматических нарушений в речи | Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. | «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл). |
Отработка навыков словообразования | Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. | «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел). |
Развитие мелкой моторики | Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. | «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка). |
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. | В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. | «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний). |
Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.
Прогноз
Прогноз заболевания зависит от степени расстройства речи и адекватности проводимого лечения. ОНР четвертого уровня обычно довольно легко поддается коррекции, ребенок может учиться в обычной школе и ни в чем не отстает от своих ровесников.
Недоразвитие третьего уровня требует специальных занятий с логопедом и обучения в коррекционном классе, так как в обычной школе у ребенка могут возникнуть трудности с адаптацией и обучением. Прогноз на этой стадии благоприятный.
При недоразвитии 2-1 уровня ребенок должен обучаться в специальной школе, так как для его адаптации и лечения требуются особые навыки, которыми не обладают обычные педагоги.
Диагностика ОНР 2 группы
К диагностике подходят комплексно. В ней принимают участие педиатр и узкие специалисты — отоларинголог, психиатр, невролог, логопед.
Задача педиатра — собрать анамнез, оценить общее состояние здоровья пациента, дать направление к другим врачам.
Задача отоларинголога — оценить остроту слуха, выявить или исключить глухоту и другие нарушения слуха.
Задача психиатра — оценить психическое здоровье пациента, исключить психические расстройства и заболевания, которые сопровождаются речевыми нарушениями. К ним относятся, например, аутизм, олигофрению.
Задача невролога — оценить неврологический статус малыша, поскольку чаще всего нарушения речевого развития связаны именно с поражением центральной нервной системы, речевых центров головного мозга. Поэтому невролог направляет пациента на аппаратную диагностику и только после этого ставит диагноз.
Задача логопеда-дефектолога — определить форму и уровень речевого недоразвития и составить коррекционную программу.
В случае необходимости подключают медикаментозную терапию, массаж, физиопроцедуры и логопедический массаж. Важна и роль родителей — они тоже должны заниматься с чадом дома.
В некоторых случаях (например, при ринолалии) необходима консультация челюстно-лицевого хирурга. Возможно, потребуется операция по устранению дефекта, который мешает крохе говорить.
Диагностика у логопеда
Логопед-дефектолог изучает анамнез, полученный в результате осмотров других узких специалистов. Просит родителей предоставить информацию о протекании беременности и родов, речевой активности малыша, когда он начал агукать, сказал первое слово — эти данные очень важны для выявления причин недоразвития.
Логопед оценивает моторику малыша, особенно мелкую, поскольку имеется связь между моторным и речевым развитием.
Далее он оценивает устную речь маленького пациента — каждый ее компонент. Это необходимо для определения речевого недоразвития и степени понимания малышом родного языка. Он оценивает это по 4-м критериям:
- Связность. Логопед оценивает, насколько связно и грамотно говорит малыш, порядок слов в предложениях, последовательность и логичность изложения. При общем недоразвитии речи второго уровня дети не могут последовательно излагать свои мысли или рассказать что-то. Для оценки этой характеристики речи логопед дает крохе картинку, которую он должен описать, или аудиозапись, которую нужно пересказать. Или просто задает вопросы, на которые малыш должен ответить;
- Лексико-грамматические процессы. Оценивается, насколько малыш понимает множественное и единственное число, падежи, синонимы, антонимы, согласования, а также обобщающие категории, формы, цвета, свойства. Детки с общим недоразвитием речи второго уровня с трудом подбирают нужные слова, одним словом обозначают сразу несколько слов, близких по смыслу, а фразы в целом строит с грубыми ошибками;
- Слоговая структура. Сложные слова детки с группой развития речи 2 упрощают, сокращают до 1 – 2 слогов, а также меняют слоги местами, пропускают их;
- Звукопроизношение. При ОНР II степени оно страдает. Малыши могут неправильно выговаривать до 20-ти звуков — это почти все группы. Звуковой анализ они провести не могут из-за нарушений фонематического слуха.
На основании полученных данных специалист определяет форму речевой патологии, степень ее выраженности и составляет индивидуальную коррекционную программу.
Лечение ОНР
Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.
В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас
И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти
Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.
Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:
Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.
Ее задачами являются:
При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.
Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний. Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение
Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.
Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.
В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.
Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения
4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.
Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма. Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша
Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.
Диагностические мероприятия
Начинается исследование с ознакомления с заключением докторов узкой специализации:
- педиатра;
- отоларинголога;
- психиатра;
- невролога;
- окулиста.
Проводится собеседование с родителями для выяснения специфики развития речевых навыков в раннем возрасте. Диагностика артикуляции заключается в определении уровня формирования лексических, грамматических и фонетических элементов языка. Исследуется:
- степень связности речи: умение составить описание по картинке, пересказать услышанное, рассказать о себе, своей семье;
- степень развития грамматических составляющих: правильность согласования членов предложения, изменение по падежам, правильность употребления времен глаголов, построение развернутого предложения;
- объем лексического словаря, умение дифференцировать слова с предметом или действием, которые оно означает.
Дальнейшие диагностические мероприятия включают обследование фонетической составляющей языка:
- структура и функционирование речевого аппарата;
- произношения фонем;
- восприятие слогов и их количества;
- способность к звукоанализу и звукопроизношению.
Проверяется слухоречевая память, правильность формирования психических процессов. По результатам обследования вербальных и невербальных процессов составляется логопедическое заключение, в котором обозначается стадия речевого развития ребенка, клиническая форма выявленного расстройства, сопутствующее заболевание.
В соответствии с тяжестью диагностированного нарушения логопед дает рекомендации, как его исправлять. Рекомендуется направлять:
- Детей с ОНР 1 и 2 уровня в специализированные дошкольные заведения для пациентов с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями), предполагающими присоединение таких диагнозов, как афазия, алалия, заикание, дизартрия.
- С ОНР 3-4 уровня в логопедические группы, направленные на коррекцию речевых нарушений, в обычных детских садах.
- При наличии 3 уровня ОНР и заикания – в специализированный детский сад с ТНР или в логопедическую группу по коррекции заикания.
Сегодня вследствие дефицита мест в специализированных дошкольных учреждениях для ТНР в обычных садах создаются комбинированные логопедические группы, в которые направляют детей с ФФНР, алалией, заиканием, дизартрией, аутизмом и разными степенями ОНР. Однако коррекционная работа с разными речевыми расстройствами требует применения специализированных техник, упражнений и методик. Поэтому общая групповая работа в подобных группах оказывается малоэффективной.
Причины общего недоразвития речи
Обычно причинами развития данной патологии являются различные провоцирующие факторы, которые могут воздействовать на организм ребенка в различные периоды его жизни.
К таким факторам относят:
- наследственная предрасположенность — вероятность развития ОНР возрастает, если у родителей имеются гормональные расстройства, психические заболевания, умственная отсталость, резкие нарушения метаболизма;
- проблемы во время беременности — резус конфликт организма матери и плода, вирусные заболевания матери, угрозы выкидыша, падения на живот, наличие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, табакокурение), сильные стрессы, прием некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
- осложнения при родах (затяжные или слишком быстрые роды, кесарево сечение, асфиксия плода, механические травмы, полученные малышом во время прохождения по дыхательным путям и так далее);
- некоторые болезни, перенесенные ребенком в первые годы жизни (менингит, пневмония, дизентерия, хронический отит, ушибы и сотрясения мозга, интоксикация организма в результате отравления и ряд других);
- влияние социальных факторов (раннее начало изучения второго языка, неправильное воспитание, сильные длительные стрессы, психические травмы, плохие бытовые условия и так далее).
В чистом виде ОНР наблюдается нечасто. Обычно заболевание сопровождается нервно-психическими нарушениями, а также соматическими проблемами.
Неполноценная речь или ее полное отсутствие оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков, интеллекта.
Коррекционная программа при ОНР 2 уровня
Деток с диагнозом общее недоразвитие речи 2 типа в возрасте 3-х – 4-х лет оформляют в логопедическую группу детского сада. Там они проведут 3 года — именно столько времени потребуется, чтобы приблизить вербальные навыки воспитанников к возрастной норме.
Коррекционная программа преследует несколько целей:
- Обогатить словарный запас и активизировать его. Для этого логопед предлагает на занятиях лексические темы (например, «Времена года», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Профессии»). По каждой теме предлагают перечень слов, которые детки должны выучить. Потом они выполняют упражнения: называют предметы, их свойства, описывают картинки;
- Развить лексику и грамматику. У маленьких учеников формируют навыки образования слов, учат числам, падежам, родам. За три года они научатся без ошибок употреблять порядковые числительные и слова в трех падежах (родительном, творительном и дательном), отвечать на вопросы «сколько?», «чей?», «где?» и «куда?»;
- Сформировать связную и фразовую речь. Воспитанников учат правильно строить простые предложения, а затем и короткие рассказы. Предлагают такие упражнения: составить рассказ по картинке, выучить наизусть двустишие или потешку, дать развернутый ответ на вопрос, а также самостоятельно формулировать вопросы, вести диалоги;
- Совершенствовать звукопроизношение. Сначала логопед развивает артикуляцию, а затем отрабатывает изолированные звуки. Потом из них составляют слоги, а потом и слова.
Занятия с учениками с общим недоразвитием речи 2 типа проводят в группах в форме игры.
Прогноз ТНР ОНР 2 уровня
Если начать коррекцию в возрасте 3-х – 4-х лет, то прогнозы очень хорошие. Детки, которые занимаются в логопедической группе, постепенно наращивают словарный запас, становятся более активными вербально. Все это приводит к постепенному повышению их речевых навыков.
В целом к первому классу большинству из них удается преодолеть все трудности, хотя они по-прежнему несколько отстают от сверстников без ОНР 2 уровня. Поэтому необходимо продолжать занятия со школьным логопедом.
Родители должны понимать, что риск по-прежнему остается. Таким ученикам тяжелее даются навыки письма и чтения, а следовательно могут быть и трудности с обучением. Вот почему необходимо продолжать заниматься до полного соответствия возрастной норме их дочки или сына.
Если же не заниматься чадом вовсе или не довести коррекцию до победного конца, это грозит серьезными осложнениями: маленькому человеку будет тяжело наладить контакт с другими людьми, обрести друзей
Ему будет сложно запоминать, концентрировать внимание на учебном и других процессах. Будет трудно учиться в обычной школе, поэтому таких учеников оформляют в специальные школы
Речевые нарушения провоцируют и задержку психического развития. Поэтому такой ребенок будет ощущать свою неполноценность, снизится самооценка. В результате это приведет к поведенческим нарушениям, замкнутости, агрессии, апатии.
Профилактика речевого недоразвития
Вот несколько рекомендаций по предупреждению патологии.
Во-первых, регулярно показывайте чадо педиатру, планово — неврологу, а в 3 года — логопеду. Лучше «держать руку на пульсе», чем упустить момент и потерять время. Особенно если у вашего чада имеются неврологические проблемы, ваша беременность или роды протекали тяжело, была гипоксия плода и другие факторы-провокаторы.
Во-вторых, берегите дитя от травм и болезней, особенно в первый год жизни. Если же дочка или сын сильно ударился головой при падении, например, лучше покажите его неврологу, сделайте УЗИ по показаниям.
В-третьих, занимайтесь с чадом, развивайте его. Разговаривайте, показывайте, объясняйте, читайте книги и сказки, учите стишки, развивайте мелкую моторику, играйте — все это необходимо для овладения речью.
Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.
Начатки общеупотребительной речи.
Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития:
- Появляется простая фразовая речь ( «Матики датики каках — мальчики катаются на санках», » Исёк Усик иит асапи — Щенок Урзик сидит на цепи»).
- Расширяется объём понимания речи( расширяется пассивный словарный запас).
- Активно формируется активный словарный запас.Появляются слова:
-сллова- предметы( дом,мама, кукла , хлеб и т.д.);
-слова-действия ( иду, мою , ем и т.д.);
-личные местоимения( я, мы);
4.Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т.к. увеличивается словарный запас.
5.Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.
Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи:
Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
Нарушение порядка слов в предложение — инверсия.
Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
Отсутствуют навыки словообразования.
В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных
Наблюдаются пропуски предлогов и существительных( при этом слова даются в начальной форме).
Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.. Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития
Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития.
Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико- фонематического и лексико -грамматического недоразвития.
Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития:
- Довольно большой словарный запас.
- Наличие правильно построенных предложений.
- Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
- Нет заметных, грубо выраженных фонетико- фонематических и лексико-грамматических нарушений.
Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи:
- Неточное употребление слов («Положить похлёбку , вместо «Налить похлёбку»; «длинный кувшин, вместо» высокий кувшин»).
- Аграмматическое построение фраз:
опускаются предлоги;
-неправильное согласование слов в роде ,числе и падеже («мухи кусал, журавль пришла, посадила… клетку»);
3.Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.
4.Ряд предметов обозначается неверно ( вместо «гребень» у петуха говорится» грива»).
5.На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо» вырезать» бумагу -» рвёт»).
6. В свободной речи преобладает простое предложение. Часто встречается аграмматизм:
-неправильное употребление глаголов;
-неправильное согласование в роде (» две ягода», » две стула» и т.д.);
-нарушение согласования в числе (» красненький флажки»);
-неправильное употребление падежных окончаний;
-дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.
7.Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний ( трудности вызывают творительны и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.
8.Недостатки звукопроизношения:
-отсутствие звука или его замена;
-неправильное произношение звуков( горловое , межзубное произношение свистящих и шипящих звуков):
9.Нарушение слоговой структуры слова и его звуконаполняемости:
-неправильное использование звуков (» телепаха-черепаха», «конвета-конфета»);
-опускание слогов и перестановка звуков(» кобалса-колбаса», «сетка-беседка»);
-добавление слогов(» тырава- трава»).
Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.
Принципы диагностики и коррекции ОНР
Очевидно, что пока ребенок не заговорит, заметить большинство симптомов болезни просто не представляется возможным. Вместе с тем, например, появление ОНР 1 и 2 уровня можно ожидать при наличии у ребенка в анамнезе анатомо-физиологических факторов, которые провоцируют развитие заболевания (травмы, инфекции, асфиксии и т. д.).
Поэтому одним из основных принципов диагностики ОНР является качественный сбор и анализ анамнестических данных.
Также важно проводить диагностическую работу параллельно с выявлением уровня развития всей психической деятельности в целом, чтобы найти точки компенсации речевого дефекта.
Вывод об уровне и форме ОНР делается на основе многостороннего сравнения речи пациента с нормативными для его возраста значениями. Чем сильнее отклонение от нормы, тем более выражено ОНР (ОНР 4).
Для дальнейшей коррекционной работы большое значение имеет принцип динамического изучения ребенка
Это позволяет отследить его прогресс и оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.
Коррекционная работа строится на следующих принципах:
- Учет психологических последствий дефицита речевого общения.
- Дифференцированный подход к пациенту, в зависимости от степени нарушения.
- Принцип единства речи и остальных психических функций.
- Принцип опоры на сохранные звенья речевой деятельности.
Развитие речи у детей с трудным диагнозом
Развитие речи у детей в ее общем недоразвитии различается по уровням. Развитие речи зависит от степени выраженности нарушений. От этого будет зависеть правильная постановка диагноза и планирование помощи таким детям.
Первый уровень.
Развитие речи у таких детей очень нарушено. К нему относятся неговорящие дети или практически «безречевые». Он самый тяжелый. Дети используют слова детского лепета, многое объясняют жестами и звукоподражаниями. Несложные существительные и глаголы в их речи связаны с их повседневной жизнью. Грубо нарушено произношение звуков.
Довольно часто у таких детей «пи» может означать «мышь, кошку, птицу, пить». То есть абсолютно разные понятия обозначаются одинаковым слогом.
Данный уровень очень тяжелый и отличить его от других речевых нарушений поможет грамотный специалист.
Второй уровень.
Дети на втором уровне общего недоразвития речи используют в общении больше слов, чем на первом уровне. Понимание речи может достигать различением «один — много». Например, ребенок без ошибки покажет, где одно яблоко, а где их много.
Свои высказывания ребенок будет делать в конкретной ситуации, чаще перечисляя предметы. Словарь ребенка очень скудный. Малыш не различает предметы по цвету, форме и величине.
Фонематический слух и звукопроизношение нарушены до такой степени, что при произношении слова ребенок может переставлять слоги в непроизвольном порядке: слово «картина» заменит на «канати», «подушка» на «дукапо» и т. д.
Связная речь у таких детей не развита.
Третий уровень.
Ребенок общается сложными предложениями. Малыши с удовольствием вступают в диалог, хотя, когда возникают трудности в общении, начинают стесняться. Легче ребенку общаться с хорошо знакомыми людьми, которые смогут помочь объясниться в случае затруднений. В незнакомой ситуации даже хорошо произносимые слова произносятся с трудом.
На этом уровне легче установить нарушенные звуки, потому что их значительно меньше, чем на предыдущих уровнях, речевой слух также нарушен.
При наличии фразовой речи у таких детей употребление союзов затруднено, могут встречаться грамматические ошибки.
Четвертый уровень.
Данный уровень отличается более легкими нарушениями звукопроизношения, но их еще достаточное количество. Особенно затруднено произношение свистящих, шипящих групп звуков, «р» и «рь», «л» и «ль». Ребенок может добавлять звуки и слоги в слова, заменять слоги. Особенно трудности произношения длинных и незнакомых слов встречаются при спонтанном общении. Понимание речи практически без ошибок. В общении со взрослыми и сверстниками использует сложные предложения.
Несмотря на незначительные нарушения на четвертом уровне расслабляться родителям не стоит. Необходимо обратиться к специалисту и помнить, что только комплексная помощь даст необходимые результаты.