Дисграфия у детей: диагностика и коррекция в москве

Как понять, что у ребенка дисграфия?

По своей сути, дисграфия – это достаточно распространенный логопедический дефект, при котором нарушается письменная речь. Данное отклонение диагностируется практически у 30% учеников. Наличие патологии у младших школьников связано с недостаточной зрелостью психической системы, а также с отсутствием согласованности в функционировании мозговых долей, которые отвечают за восприятие информации и мелкую моторику рук.

Наиболее часто наличие дисграфии обнаруживается именно в начале школьного обучения, когда происходит целенаправленное освоение данных навыков. В прописях ребенок делает фонетические ошибки различного характера.

Например, не различает схожие по звучанию буквы («з» и «с», «ж» и «ш», «т» и «д»), добавляет лишние или пропускает необходимые («весена» вместо «весна», «трлка» вместо «тарелка»), пишет слитно слова и проч.

На первых порах, просматривая работы такого ученика, преподаватель может сделать вывод о его лени, безответственности или неграмотности. Однако причина кроется гораздо глубже. Такие дети старательно относятся к поставленной задаче, однако, в силу определенных причин, не могут справиться с правильным написанием слов.

Например, если сравнить ошибки двух учеников в написании слова «предложение», то ребенок с простым незнанием грамматических правил напишет «придложение», а малыш с дисграфией – «бретлошение». В таких нюансах и просматривается наличие данной патологии.

Более того, как правило, дисграфики пишут очень неаккуратно и криво. Как бы они не старались, им не удается успевать за более быстрыми одноклассниками, что становится причиной постоянной раздражительности, недовольства, подавленного настроения и пониженной самооценки. При этом довольно часто дисграфия дополняется дислексией (сложностями с чтением) и речевыми нарушениями.

Определение болезни. Причины заболевания

Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.

Выделяется три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.

Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Такая задержка возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребёнка .

К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:

  • отягощённая беременность — хронические заболевания матери, гестоз, анемия, многоплодная беременность;
  • рождение ребёнка на сроке беременности до 35 недель;
  • перинатальная патология центральной нервной системы (ЦНС);
  • церебральная гипоксия (ишемия) — острое повреждение головного мозга в результате его недостаточного кровоснабжения во время беременности, родов или в течение первого месяца жизни;
  • родовая травма ЦНС;
  • инфекции ЦНС (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус, краснуха);
  • системные метаболические нарушения (билирубиновая энцефалопатия, гипогликемия, гипокальциемия, гипо- и гипермагниемия, гипо- и гипернатриемия).

Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • патологии внутренних органов (пиелонефрит, гастрит, пневмония, ревматизм);
  • нарушения сердечно-сосудистой системы;
  • онкология;
  • выраженная психологическая травма, обусловленная сложной семейной обстановкой, низким социальным статусом, конфликтами со сверстниками, одиночеством.

Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.

Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.

Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).

При обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дисграфия была обнаружена у 21 % детей.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Классификация и стадии развития дисграфии

Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.

Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов :

  • оптическая дисграфия — обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
  • акустическая дисграфия — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
  • моторная дисграфия — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.

Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций :

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
  2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
  4. нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
  5. нарушение слогового анализа и синтеза;
  6. нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
  7. Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
  8. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений

Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:

  • I блок — регуляция тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
  • II блок — приём, переработка и хранение информации (операциональный уровень);
  • III блок — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) .

Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:

  • Регуляторная — дисфункция III блока, связанная со слабостью функций программирования и контроля.
  • Акустико-кинестетическая — дисфункция II блока мозга, слабость переработки слуховой и кинестетической (двигательной) информации. Поражение кинестетического анализатора приводит к нарушению точных артикуляционных и глазодвигательных движений и движений мышц кисти.
  • Зрительно-пространственная — связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом речевого слуха.

У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)

Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:

  1. Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
  2. замены букв (ч-щ, б-п);
  3. нарушения в обозначении мягкости согласных («маленкие»);
  4. искажения звукобуквенной структуры слова («поплькли — поблёкли»).
  5. Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
  6. замены букв (о-а, ю-у);
  7. искажения звукобуквенной структуры слова («птичк, помогайт, пичкам»);
  8. нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы («в оконнов стекла»).
  9. Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
  10. замены букв (н-т);
  11. искажения звукобуквенной структуры слова («подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц»);
  12. нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
  13. аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).

Диагностика дисграфии

Для постановки правильного диагноза может понадобиться совместная работа сразу нескольких докторов (логопеда, оториноларинголога, невролога).

Необходимо исключить вероятность наличия у пациента проблем со слухом и зрением, дифференцировать дисграфию от неграмотности ребенка.

Кроме этого, диагностика данного патологического состояния организма включает в себя:

  • анализ того, как пишет пациент;
  • изучение речи ребенка по специальной технологии.
Диагностика дисграфии

Если ребенок может писать, но делает это с большим количеством ошибок, то говорят о наличии у него дисграфии. Если пациент вообще не может освоить письменную речь, то ставится диагноз аграфия.

Так как письменная речь тесно связана с чтением, у ребенка с нарушением письма часто диагностируют сопутствующие заболевания — алексия, дислексия. Кроме этого, такие дети плохо и мало говорят, не могут строить сложные предложения.

Следует помнить, что дисграфия не пройдет сама по себе, ее необходимо лечить. Причем, чем раньше будет начата терапия, тем благоприятнее прогноз. При отсутствии лечения заболевание прогрессирует, ребенок не может полноценно учиться и не овладевает предлагаемой школьной программой даже на базовом минимальном уровне.

Почему ребенок пишет с ошибками?

Наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости по русскому языку является большое количество допускаемых в процессе письма лексико-грамматических ошибок. Причиной того могут быть невнимательность, трудность языкового анализа, бедность словарного запаса, нарушение устной речи, трудность речевого внимания и памяти. Все виды письма (диктант, списывание, спонтанное письмо) сопровождаются определенными сложностями. В письме находят отражение дефекты развития речи, носящие как первичный характер (несформированность зрительно-пространственных представлений, фонематического восприятия, нарушение кинестетического, кинетического факторов, межполушарное взаимодействие — в том числе), так и вторичный характер (недоразвитие контроля, программирования и регуляции собственной психической деятельности).

Всем кто задается вопросом, как научить ребенка правильно писать без ошибок и исправить дисграфию, важно принять во внимание, что трудности овладения письмом никогда не являются изолированным нарушением. Первичный дефект (несформированность) определенного функционального компонента, который служит причиной возникающих при письме или чтении трудностей, непременно скажется на состоянии остальных психических функций, в состав которых он входит

Использование нейропсихологических методов исследования позволяет выявить закономерность между специфическими нарушениями письма и дефектами остальных психических функций. К примеру, допускаемые в процессе письма пространственные ошибки всегда сочетаются с аналогичными дефектами в сфере гнозиса, праксиса и рисунка. Трудности фонематического анализа зачастую находят свое проявление в диктантах, а смешение графически схожих букв — при любых видах письма.

Несформированные регуляторные функции, ориентировочная основа действия, трудность концентрации и рассредоточенность приводят к неспособности ребенком распределить внимание между технической стороной письма и необходимостью выделения законченной мысли в виде готового предложения. Вследствие этого одной из наиболее распространенных ошибок среди таких детей является нарушение обозначения границ предложений: отсутствие знаков препинания и прописных букв, персеверация и антиципация букв в словах типа «октьбрь» и «осьнь», пропуск букв

Подобные трудности при письме носят регуляторный характер и представляют собой симптомы регуляторной дисграфии.

Каково мнение специалистов относительно того, почему ребенок пишет с ошибками? Т.В. Ахутиной рассматриваются различные нарушения письма в контексте нарушений письменной речи. В данном случае в симптоматику дисграфии в качестве основных ошибок включены:

  • оптические и оптико-пространственные ошибки — основаны на оптической схожести букв и их пространственной ориентировке;
  • фонематические ошибки — смешение фонем с точки зрения акустического или артикуляционного сходства;
  • грамматические ошибки — ребенок путает буквы при написании;
  • ошибки, связанные с нарушением (недоразвитием) праксиса.

Результаты проведенных нейрофизиологических исследований указывают на наличие у страдающих дисграфией детей нарушений (недоразвитий) функционального характера в проекционных и ассоциативных зонах задних отделов коры правого полушария головного мозга, которые отвечают за осуществление сенсорно-специфического анализа зрительных образов, нарушений межполушарного взаимодействия данных зон при запоминании зрительной информации и нарушений процессов сенсомоторной интеграции. Возможны нарушения в работе мозга в области лобно-височных отделах и др.

Лечение дисграфии

Коррекция дисграфии у младших школьников комплексная. В лечении участвует логопед, который разрабатывает индивидуальный план занятий с ребенком, исходя из имеющихся у него проблем и психолог, который помогает малышу освоиться в школе и преодолеть связанные с болезнью сложности в общении со сверстниками.

Наиболее эффективными способами коррекции дисграфии являются:

проведение специальных занятий с логопедом, которые направлены на улучшение речи;
коррекция неправильного произношения звуков;
занятия, улучшающие мышление, внимание и память ребенка;
повышение словарного запаса;
специальные упражнения для
исправления дисграфии;
развитие умственно-аналитической деятельности;
формирование правильной грамматики;
письменные упражнения, при помощи которых ребенок закрепляет полученные на занятиях навыки.

Помимо этого, для устранения дисграфии у детей может быть назначено реабилитационное (массаж, гидротерапия, физиотерапия) и терапевтическое лечение. Коррекция оптической дисграфии заключается в выполнении различных упражнений, которые были разработаны специалистами специально для решения подобных проблем.

Для улучшения восприятия ребенком цвета проводятся специальные занятия, во время которых он называет цвета на показываемых картинках, учится формировать их в группы по оттенкам или цветовому фону. Кроме этого специалист дает малышу задание закрасить различные картинки в конкретные цвета.

Лечение дисграфии

Преодоление дисграфии также заключается в выполнении специальных упражнений по распознаванию букв. Например, ребенку в игровой форме предлагается найти определенную букву, определить в каком слове допущена ошибка и так далее.

Для развития памяти ребенку предлагаются такие упражнения, как запоминание предметов либо картинок, их расположения и цвета. Для развития пространственной ориентации ребенку необходимо научиться ориентироваться в собственном теле (например, различать левую и правую сторону), на листе бумаги и в окружающем мире.

Огромную роль в успешном лечении заболевания играют родители ребенка. Именно они должны своевременно обнаружить у малыша задержку в развитии речи и обратиться к специалисту. Чем раньше будет сделан этот шаг, тем благоприятнее прогноз.

Лучше всего решить все проблемы до школы, иначе ребенку будет сложно учиться на равных со своими сверстниками, что может привести к возникновению целого ряда психологических проблем. Логопед разработает для малыша индивидуальную программу, по которой заниматься можно будет не только у него на сеансах, но и дома.

Если родители решают начинать бороться с проблемой, когда ребенку уже исполнилось 9-10 лет, то скорректировать письменную речь будет гораздо сложнее. Необходимо, чтобы ребенок осознавал свою проблему и хотел от нее избавиться. Не стоит давить на ребенка психологически.

Довольно часто ошибки при письме являются следствием того, что ребенок боится ошибиться или считает, что неспособен писать правильно и без ошибок. Избавить его от этого ложного ощущения могут только родители и грамотный психолог.

Причины нарушения письма и речевого воспроизведения информации

Почему ребенок плохо пишет или почему ребенок плохо читает ? Не удивительно, но причины дисграфии схожи с причинами дислексии.

  • Наследственная предрасположенность
  • Заболевания, перенесенные в перинатальный период развития, а также различные осложняющие факторы (вредные привычки матери, осложненный токсикоз, асфиксия, короткий промежуток между беременностями матери и так далее)
  • Внутренние функциональные причины (длительные соматические заболевания и прочее)
  • Внешние функциональные причины (неправильное речевое воспитание)
  • Отсутствие школьной готовности письма
  • Минимальная мозговая дисфункция
  • Задержка психического развития
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Общая недоразвитость речи
  • Нарушение произносительной стороны речи (дизартрия)
  • Инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургическое вмешательство и опухоли головного мозга (возможно и во взрослом возрасте)

Дисграфия, наравне с дислексией, может привести ко многим проблемам. Среди них — падение учебной мотивации, недоразвитие речи,школьная неуспеваемость,незаслуженно плохая характеристика и так далее

Поэтому очень важно осознать, что ребенок не виноват в том, что неправильно пишет, и эта проблема не связана с его школьным обучением

Как и за процессом развитие их питомца в целом. Все, что требуется от педагогов, — это помочь вовремя распознать нарушение и обеспечить на уроках условия, способствующие гармоничному развитию детей, в том числе, коррекции дисграфии.

Как этого не сделать?

Специальности врачей Саратова:

  • Акушеры
  • Аллергологи
  • Андрологи
  • Анестезиологи
  • Вегетологи
  • Венерологи
  • Вертебрологи
  • Врачи ЛФК
  • Врачи функциональной диагностики
  • Гастроэнтерологи
  • Гематологи
  • Генетики
  • Гепатологи
  • Гинекологи
  • Гинекологи-эндокринологи
  • Гирудотерапевты
  • Гомеопаты
  • Дерматологи
  • Диетологи
  • Иммунологи
  • Инфекционисты
  • Кардиологи
  • Кинезиологи
  • Колопроктологи
  • Косметологи
  • Логопеды
  • Лоры (отоларингологи)
  • Маммологи
  • Мануальные терапевты
  • Массажисты
  • Микологи
  • Наркологи
  • Неврологи
  • Нейрохирурги
  • Неонатологи
  • Нефрологи
  • Окулисты (офтальмологи)
  • Онкогинекологи
  • Онкологи
  • Ортопеды
  • Остеопаты
  • Отоневрологи
  • Педиатры
  • Пластические хирурги
  • Подологи
  • Проктологи
  • Психиатры
  • Психологи
  • Психотерапевты
  • Пульмонологи
  • Реабилитологи
  • Реаниматологи
  • Ревматологи
  • Рентгенологи
  • Репродуктологи (ЭКО)
  • Рефлексотерапевты
  • Сексологи
  • Семейные врачи
  • Сомнологи
  • Спортивные врачи
  • Стоматологи
  • Стоматологи-гигиенисты
  • Стоматологи-имплантологи
  • Стоматологи-ортодонты
  • Стоматологи-ортопеды
  • Стоматологи-пародонтологи
  • Стоматологи-терапевты
  • Стоматологи-хирурги
  • Сурдологи
  • Терапевты
  • Торакальные хирурги
  • Травматологи
  • Трансфузиологи
  • Трихологи
  • УЗИ-специалисты
  • Урологи
  • Физиотерапевты
  • Флебологи
  • Фтизиатры
  • Хирурги
  • Цитологи
  • Челюстно-лицевые хирурги
  • Эндокринологи
  • Эндоскописты
  • Эпилептологи

Познавательная страничка

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Дислекси́я — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Виды дислексии:

  • фонематическая — недоразвитие функций фонематической системы;
  • семантическая — нарушение понимания прочитанных слов;
  • аграмматическая — наблюдается неправильное произношение падежных окончаний и числа существительного, а также неверное согласование в числе, роде и падеже существительного и прилагательного;
  • оптическая — проявляется в трудностях усвоения графически сходных букв, а также в их взаимных заменах;
  • мнестическая — наблюдается трудности усвоения букв.

В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.Коррекция дисграфии и дислексии должна носить комплексный характер.

Пройти тест для определения дисграфии и дислексии

Выявление дисграфии у взрослых

Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:

  • списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
  • написание диктанта;
  • составление описаний к картинкам;
  • чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.

В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:

  • оценку правильности произношения звуков;
  • изучение словарного запаса;
  • анализ умений определять звуки на слух.

После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.

Другие отклонения

Нарушение иннервации отдельных групп мышц не только расстраивает привычный для нас характер речи

Обращает на себя внимание и общий вид больного. Обращает на себя внимание дефицитом мимики

Носогубная складка и углы рта асимметричны. В процессе речевой активности беспокоит гиперсаливация, поскольку нарушается способность сглатывания слюны.

При парезах лицевых мышц они теряют тонус. Губы и углы рта опущены, язык малоактивен, не в полную силу участвует в словообразовании. Такие особенности влияют на интонацию и выразительность сказа. За счет слабости жевательных мышц нижняя челюсть не удерживается в приподнятом положении, из-за чего теряется возможность держать закрытым рот. Слабость мышц усиливается при артикуляционной нагрузке.

При спазме мимической мускулатуры мимика отсутствует, мышцы твердые на ощупь и напряженные. Губы как будто постоянно находятся в улыбке за счет спазма верхней губы. Они практически не участвуют в словообразовании. Невозможно сложить их в трубочку или вытянуть вперед. 

Страдает артикуляция, нарушается переход от одной артикуляционной позы к другой. Из вегетативных расстройств наблюдают потливость, цианоз рук и стоп.

Дизартрики способны выполнить практически все артикуляционные пробы: улыбнуться, надуть щеки и т.д. Однако их качество выполнения заметно страдает, отличается нечеткостью, смазанностью, недостаточной амплитудой, вялостью.

Такие дети легко возбудимы, чрезмерно суетливы или, наоборот, заторможены

Снижается работоспособность, страдает внимание и память

Возникают трудности в мелкой моторике рук, а также и в общей моторике. При физических нагрузках дети быстро утомляются, им сложно поддерживать ритм и темп движений, переключаться с одного их вида на другой.

Причины дисграфии

Точную этиологию данной патологии установить довольно сложно. На нарушение процесса письма могут повлиять самые разные факторы. Основным из них является неправильное формирование мозга. Также считается, что причиной заболевания может стать наследственная предрасположенность.

Кроме этого, довольно часто признаки болезни обнаруживают у детей, которые владеют двумя и более языками.

К нарушению письма могут привести некоторые соматические патологии, а также функциональные нарушения, которые вызывают задержку развития психики и речи ребенка.

Причиной дисграфии может стать недоразвитие или повреждение мозга. Это может случиться во время внутриутробного развития ребенка, при родах или после них.

Данная патология может возникнуть под влиянием следующих причин:

  • асфиксия плода;
  • болезни матери во время беременности;
  • менингит;
  • инфекционные заболевания;
  • травмы головы, полученные при родах;
  • тяжелые соматические патологии, в результате которых нарушается работа нервной системы.

Помимо этого, существует ряд дополнительных факторов, которые могут вызвать проблемы с письменной речью у ребенка. К ним относят:

  • недостаток вербальных контактов;
  • знание ребенком двух и более языков;
  • раннее обучение чтению и письму при недостаточной психологической подготовке ребенка;
  • отсутствие контроля взрослых за тем, как разговаривает их ребенок.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector