Лечение и коррекция заикания у детей и взрослых

Примечания

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
  2. , с. 37.
  3. Сикорский И. А.. О заикании. — СПб.: Издание Карла Риккера, 1889.
  4. Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., Т. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
  5. Фрешельс Э. Заикание. Ассоциативная афазия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., T.1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И.— М.: ВЛАДОС, 1997.
  6. 3ееман М. Заикающиеся дети // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т. Т. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И., М.:ВЛАДОС, 1997.
  7. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М.: ВЛАДОС, 1994.
  8. Шкловский В. М. Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях // Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Раз -дел 2/Составители: Белякова Л. И. , Дьякова E.A.— М. :Эксмо-пресс,2001.
  9. Волкова Г. А. Особенности поведения заикающихся детей в конфликтных ситуациях // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи: Межвузовский сборник научных трудов / Ответств. ред. Белякова Л. И. — М.: Прометей, 1991.
  10. Лагузен X. Способ излечения заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студен-тов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. В 2 т., Т. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
  11. Кён Р. Заикание. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных, педагогических учебных заведений: В 2 т., T. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
  12. Неткачев Г. Д. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., T. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
  13. Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., T. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
  14. Гиляровский В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., T. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
  15. Драпкин Б. З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков // Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Раздел 6. / Составители: Белякова Л. И., Дьякова Е. А. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  16. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». — М.: Эксмо-Пресс, 1998.
  17. Pay Е. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников //Психотерапия в дефектологии: Книга для для логопедов / Со-став.: Вайзман Н. П. — М.: Просвещение, 1992.
  18. Некрасова. Ю. Б. Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / Состав.: Вайзман Н. П. — М.: Просвещение, 1992.
  19. Арутюнян Л.  З. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании // Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Раздел 5 / Составители: Белякова Л. И., Дьякова Е. А. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  20. Карпова H. Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. Учебное пособие. — М.: Флинта, 1997.
  21. Скобликова С. Б. Заикание: лицом к лицу, М.: Руснеруд, 2010.
  22. Белякова Л. И. , Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М., 1998.
  23. Ретюнский К. Ю. Клиника и терапия заикания с неблагоприятным затяжным течением. // Диссертация кандидата медицинских наук. Челябинск, 1998.
  24. Личко А. Е. Глава 13. Неврозы / Заикание и энурез в подростковом возрасте и их отношение к неврозам // Подростковая психиатрия. — М.: Медицина, 1985. — 416 с.
  25. Скобликова С. Б. Заикание в вопросах и ответах. М.: С. Б. Скобликова, 2011.
  26.  (рус.)
  27.  (англ.)

Симптомы заболевания

Неврозоподобное заикание проявляется не моментально и развивается поэтапно, как правило, во время активного становления фразовой речи. Для заболевания характерна локализация судорог преимущественно в артикуляционном аппарате (это губы, язык, мягкое небо). Характерны резкие проявления при произнесении некоторых согласных звуков, в числе которых б, г, п, д, т, к. Часто заболеванию характерна тахилалия и повышенная речевая активность. Достаточно распространено возникновение заболевания на фоне дислалии или имеющейся в стертом виде дизартрии. В некоторых случаях можно замечать общее недоразвитие речевых функций.

Речь детей с органическим заиканием отличается приглушенным произношением звуков, монотонностью и отсутствием выразительности. Это связано с тем, что речевым движениям ребенка не хватает силы и объема. Зачастую ребенок сопровождает свою речь активными жестами или кривлянием. В то же время можно наблюдать скованность движений и их однообразие, часто не хватает мелкой моторики, выразительной мимики, бывают найдены синкинезии.

Во время движения ребенку может не хватать скорости реакции и ловкости, из-за чего он становится неуклюжим и не расторопным. С точки зрения психики можно заметить, что ребенок импульсивен, инертен, эйфоричен, кроме того, ему сложно переключаться и он быстро утомляется. Причем фиксация на своих недостатках речи не отмечается, логофобии нет. Особого желания избавиться от речевых сложностей за ребенком также не наблюдается.

Речевые нарушения при неврозоподобном заикании характеризуются относительным постоянством интенсивности нарушений речи. Сила проявления заикания не связана с внешними факторами, влияющими на психоэмоциональную сферу, также не отмечается усиления заикания при нахождении в незнакомой обстановке и общении с незнакомыми людьми.

Такое заикание усиливается при большой речевой нагрузке и психомоторном возбуждении. Иногда ухудшение речи наблюдается при переутомлении и после перенесения соматических или инфекционных болезней.

В 12-15 лет могут появиться такие невротические симптомы, как тревожность и логофобия, если присутствуют посторонние люди. Речевая активность в таком случае снижается, образуется фиксация на труднопроизносимых звуках. Также заикание может усилиться в психологически некомфортной обстановке, но такое проявление нельзя назвать постоянным. Течение проявления получается волнообразным и связано с физическим и психическим состоянием ребенка.

Современные взгляды на навык чтения

Независимо от языкового пространства, не существует специфического типа ошибок, которые совершают только дети, страдающие дислексией. Диагностическое значение имеет количество ошибок при чтении, существенно большее для детей с дислексией. Возможно значительное замедление темпов чтения при незначительном количестве ошибок. Характерными признаками являются нерегулярность и непредсказуемость ошибок (читая одно и то же слово, в разное время ребенок допускает разные ошибки). К началу обучения в средней школе ребенок возможно сокращение количества ошибок, хотя темп и способ чтения, свойственные пациентам с дислексией, сохраняются. Высокочастотные слова прочитываются и понимаются лучше. Таким образом, расширение словарного запаса улучшает течение дислексии. Соответственно, чем больше незнакомых слов, тем труднее понимать прочитанное

Догадка при чтении слова, расцениваемая как нормальный механизм чтения, подменяется догадкой на уровне слога.

Чтение вслух не является полезной практикой при дислексии, так как с точки зрения формирования навыка чтение вслух никакого позитивного эффекта не создает. Желательно предложить ребенку «читать как удобно». При изучении процесса чтения при помощи прибора, фиксирующего направление взора, выяснилось, что нормально читающий человек допускает регрессии, возвращения к некоторым частям текста. Перечитывается не до конца понятое, смысловые связи. При чтении вслух регрессии невозможны, что ухудшает глубокое понимание текста. Для осмысленного чтения следует читать свободно, «про себя».

Антиципация, предвосхищение, догадка непрочитанной части ускоряет чтение, облегчает чтение и используется всеми читающими. Необходимо стимулировать догадку при чтении слова, что идет вразрез с педагогической традицией. Следует учить ребенка использовать антиципацию, контролируя ее посредством мониторинга смысловой адекватности догадки. В противном случае догадка может оказаться ложной и искажать смысл прочитанного.

Отдельно актуализируется задача формирования навыка самомониторинга, опоры на контекст. Таким образом даже при плохой технике чтения понимание прочитанного достигается полностью.

Специальные исследования последних десятилетий свидетельствуют о том, что представления о процессе чтения изменились довольно серьезно. Необходимо учитывать современные знания при формировании навыка чтения и коррекции дислексий.

Лечение

Фото: malenkaystrana.com

Чем раньше произошло обращение к врачу, тем успешнее будет результат лечения

Поэтому важно сразу, как только вы заметили первые симптомы у своего ребенка, обратиться к врачу за помощью. Доказано, что максимальный и быстрый эффект лечения достигается в том случае, если обращение к врачу произошло не позже 3-6 месяцев от начала заболевания

Благоприятный исход от лечения достигается, если терапия началась в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный — от 10 до 16 лет.

Лечением занимаются:

  • психотерапевт, который применяет гипноз и аутотренинг;
  • психолог (изучая индивидуальные особенности человека, помогает приспособиться к окружающей среде и обучает общению со сверстниками);
  • логопед (занятия с логопедом направлены на исправление речи);
  • невролог (занимается лечением заболеваний нервной системы с помощью медикаментозного лечения).

Занятия у логопеда дают хороший эффект. Они проводятся поэтапно и последовательно. Для начала детей учат правильному изложению текста

Важно, чтобы занятия проходили в комфортных для ребенка условиях, где он почувствует себя свободно и будет уверен, что никто не будет смеяться над его недугом. Постепенно ребенка учат рассказывать повествования без эмоциональной окраски

После того, как ребенку удалось перебороть этот барьер и без заминок читать рассказы и стихотворения, задача усложняется. Ребенка просят придать тексту эмоциональную окраску: где-то повысить голос, где-то сделать нужную паузу, где-то выполнить акцент на определенные фразы. Важно хвалить ребенка за успехи и ни в коем случае не следует ругать за неудачи.

Часто применяется гипноз, который помогает установить глубинные причины заикания. Применяется исключительно у подростков, у маленьких детей данный метод не используется. При работе с хорошим специалистом устранение недуга достигается за 5-10 сеансов.

Медикаментозная терапия может назначаться дополнительно к вышеперечисленным методам лечения. Используются противосудорожные средства (для уменьшения судорог, которые часто наблюдаются при неврозоподобной форме заикания), анксиолитики (для устранения страха, беспокойства, тревожности, раздражительности), успокоительные средства (для стабилизации эмоционального состояния).

Что нельзя делать при заикании у ребенка?

Прежде всего, не следует акцентировать внимание на проблеме, стыдить малыша и требовать от него мгновенно исправить речь. Это способствует еще большему ухудшению состояния — ребенок становится замкнутым, старается как можно меньше говорить, избегает людей, может появиться агрессия

Не стоит в этот период перегружать детей чтением книг, заучиванием стихов, телепередачами. Для предотвращения развития заикания и успешного лечения необходима спокойная атмосфера, терпение, доброжелательность и выполнение рекомендаций специалиста. 
Впоследствии даже при удачном лечении заикание может возобновиться в подростковый период (15-17 лет). С преодолением 30-летнего рубежа заикание уменьшается. 

Диагностика заболевания

Осмотр ребенка неврологом определяет симптомы рассеянного резидуального неврологического типа, признаки церебрастенического синдрома и различные нарушения моторики. Характерно слабое чувство ритма и несогласованность содружественности движений.

В обследование речи с целью диагностики входит диагностика устной речи и слухоречевой памяти, изучение письменной речи (дети школьного возраста). Чтобы выявить эту патологию необходимы инструментальные обследования.

Для выявления признаков гидроцефалии проводится рентгенография черепа, Эхо-ЭГ — для выявления внутричерепной гипертензии, ЭКГ для выявления нарушений, которые укажут на наличие органических изменений. Также проводятся КТ или МРТ головного мозга для того, чтобы исключить ряд заболеваний, которые также могут быть причиной развития этого заболевания.

Дифференциальная диагностика

Неврозоподобное заикание проявляется невротическими симптомами, а невротическое может характеризоваться признаками микроорганики.

Благодаря неврологическому обследованию можно отличить органическое заикание от тех нарушений речи, которые выступают как синдромы других заболеваний, когда расстройство плавности речь связано с нарушениями в работе артикуляционной мускулатуры.

Иногда есть необходимость отличить неврозоподобное заикание от так называемого спотыкания, которое отличается нечеткой и ускоренной речью, в которой пропускаются или переустанавливаются некоторые звуки и слоги. Вторая ситуация часто наблюдается у детей с синдромом гиперактивности.

Патогномоничная особенность спотыкания заключается в том, что речь становится лучше при прочтении незнакомого текста, и наоборот, ухудшается при прочтении знакомого.

Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?

Чаще выявляются причины наследственного характера, когда в семье есть тики, у папы или у мамы.  На фоне такой повышенной готовности триггером – пусковым механизмом тика —  может выступить испуг, стресс.  Провоцировать их появление могут трудности в школе,  длительные нагрузки, эмоциональное напряжение,  которые накапливаются.  Например, проблемы в отношениях  с воспитательницей или детьми в детском саду — это тоже хронический стресс для малыша. Нередко на фоне имеющейся предрасположенности тики развиваются после перенесенного инфекционного заболевания — ОРВИ.  Иногда тик начинается без очевидных причин, как бы на ровном месте.  Чаще страдают тиками мальчики.

Точного механизма развития тика пока не установлено. Одна из гипотез – нарушение обмена нейромедиаторов – веществ, передающих информацию от одной  нервной клетки к другой. Из-за этого нарушается слаженная работа некоторых подкорковых образований головного мозга, которые отвечают за возникновение насильственных движений.

Основная коррекция

Педиатр, психиатр, невролог и психолог помогут установить истинные причины заикания. А вот лечить ребенка от него будет логопед – дефектолог. Обращаться к этому специалисту придется довольно часто. Он станет практически другом вашей семьи. Современная логопедия позволяет подобрать для малыша индивидуальную коррекционную программу.

Логопедические методики основаны на нормализации дыхания и темпа речи. Все занятия проводятся с использованием игровой деятельности. Заикающимся малышам врачи рекомендуют петь песенки, читать стихи, практиковать ритмику. Очень часто логопеды настаивают на том, чтобы родители записали ребенка на хор. Это позволяет тренировать речевой аппарат, а во время пения, как известно, дефекты речи незаметны, заикание полностью исчезает.

Для достижения результата понадобятся и лечебные процедуры. Так как заикание – проблема комплексная, подход к ней будет таким же. Рекомендации врачей тут довольно стандартны.

Проявления

Нет одного определенного симптома, который бы мог охарактеризовать расстройство. В сознании большинства заикание проявляется как ритмичное повторение отдельных звуков или слогов. Например, м-м-м-ма-ма. Однако это не единственный симптом заболевания.

К проявлениям лалоневроза относят и чрезмерное растягивание речевых единиц, длительные паузы во время разговора, проглатывание слов. Человек может испытывать нерешительность в высказываниях, трудности в произношении слов.

Нередко лицо заикающегося человека искажают гримасы и тики. Это своеобразная попытка справиться с ненавистным дефектом.

При спазмах дыхательной мускулатуры больной испытывает проблемы с дыханием. Возникает чувство, как будто он задыхается.

Несостоятельность речи приводит к психическому дисбалансу. Такие люди отличаются нервозностью и агрессивностью, дети замкнуты, избегают общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Ребенок отказывается ходить в детский сад, не желает играть с другими детьми. У него нарушается сон и аппетит.

Не стоит думать, что нарушенная речь не влечет за собой никаких последствий. Это совсем не так. Если вовремя не заняться проблемой малыша, то в итоге можно получить:

  • задержку психического развития;
  • проблемы с усвоением знаний и обучением в школе;
  • энурез;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • акцентуации характера, неврозы;
  • по мере взросления – трудности с получением профессии и дальнейшим трудоустройством.

Нередко заикание провоцирует формирование фобий и защитных ритуальных движений. Среди возможных фобических вариантов выделяют логофобию – боязнь разговаривать, социофобию – боязнь людей, ведущая к социальной изоляции, глоссофобию – боязнь публичных выступлений.

Люди с логоневрозом вырабатывают для себя систему защитных ритуалов. Среди учеников распространены касание лба ладонью – признак напряженного мышления, сдавливание пальцами крышки стола. У взрослых при общении с начальством наблюдается:

  • топтание с ноги на ногу;
  • касание мочки уха;
  • похлопывание рукой по бедру.

Кроме этого, у больных формируются ритуалы по типу навязчивых действий: постучать по дереву, обернуться 3 раза вокруг своей оси.

Мальчик, 11 лет. Диагноз: «Заикание, тяжелая степень, смешанная форма. Ритуальные движения. Логофобия». Воспитывался мнительными, гиперопекающими родителями. Несмотря на то, что одноклассники относились к нему хорошо, чрезмерно переживал по поводу своего заикания, опасался, что станет объектом насмешек.

Ребенок отличается повышенной педантичностью по отношению ко всему, что касается школы, и тревожностью. Постоянно беспокоится по поводу своего и родительского здоровья.На фоне заикания у него появились навязчивые ритуалы, обращенные в целую систему. Так, перед уходом в школу ему необходимо дернуть 3 раза пуговицу на своей одежде, после этого трижды постучать и в окончании переступить с ноги на ногу. Если ритуал был прерван, ребенок начинает последовательность заново. Мальчик утверждает, что это позволяет снять напряжение, и он меньше беспокоится по поводу своего дефекта.

В случае с заиканием следует знать, что чем быстрее будет начата терапия, тем выше шансы на выздоровление. Коварство расстройства заключается в том, что оно склонно к рецидивированию.

Так, молодой человек утверждал, что ему удалось избавиться от логоневроза за 1,5 месяца. Обрадовавшись, он прекратил занятия, и расстройство возвратилось через некоторое время. Тогда парень понял, что заболевание не такое уж и простое, и требует тщательного, вдумчивого подхода. Впоследствии он создал сайт для людей с заиканием zaikanie.com, призванный помочь нуждающимся преодолеть этот неприятный недуг.

Описание

Заикание (логоневроз) — это сложное речевое нарушение, при котором речь теряет плавность, появляются неоправданные заминки, сбивчивость, происходит непроизвольный повтор слов или звуков, человек ощущает затруднения в использовании устной речи.

Вербальное общение занимает одну из главных ролей в коммуникациях между людьми. Часто нарушить взаимопонимание и полноценный обмен информацией способно заикание, которым страдают около 3-5% людей. Сравнительно немного, но для заик и их окружения это становится серьезной проблемой и препятствием в общении. Вопреки расхожему убеждению заикание не недостаток, а болезнь, которая в большинстве случаев успешно лечится.

Заикание бывает двух видов — неврозоподобное и невротическое. 

  1. Невротическая форма заболевания носит функциональный характер, то есть нет нарушения мозговых структур. Поэтому данная форма поддается лечению лучше. Может возникать вследствие стрессовых ситуаций или из-за раненного введения второго языка общения (в 1,5-2 года).
  2. Неврозоподобная форма заболевания поддается лечению намного труднее, так как имеются органические поражения головного мозга. Возникает в том случае, если имелась родовая травма, была угроза выкидыша или беременность матери протекала с тяжелым токсикозом.

Характеристики недуга:

  • Частый повтор либо пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов, слов. 
  • Нарушение ритма, частые паузы, которые ухудшают восприятие речи. 

Это происходит в связи с нарушением работы речевого аппарата, судорогами мышц губ, языка, нижней челюсти либо мягкого неба.

При этом выделяют 3 формы заикания: 

  • Клоническую (повтор отдельных слогов или звуков). Вызывает серия кратковременных сокращений мышц.
  • Тоническую (задержка речи, растягивание гласных звуков). Происходит в связи с длительным сильным мышечным сокращениям. 
  • Смешанную. Развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

Иногда заикание осложняется гримасами, нервным тиком, судорогами конечностей. Причины заикания носят различный характер: от наследственных проявлений и родовых травм до психологических барьеров.

Заикание у детей 

Заикание обычно проявляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Девочки страдают недугом в 4 раза реже. В этом возрасте формируются три центра контроля речи — слуховой центр Вернике (отвечает за восприятие собственной речи и речи окружающих), голосовой центр Брока (участвует в образовании устной речи) и ассоциативный. Процесс их слаженной деятельности, называемый речевым кругом, нарушается, если скорость работы речевых центров не совпадает друг с другом. В этом случае возникает заикание. Небольшие его проявления в детском возрасте являются вариантом нормы, но точный вердикт сможет вынести врач-логопед. Он же порекомендует специальные упражнения, способствующие улучшению речи. 

Причиной заикания у детей могут служить: 

  • стрессовые ситуации, перевозбуждение, болезнь, травма; 
  • вызвавшее сильный эмоциональный отклик радостное событие; 
  • стремление походить на заикающегося родственника;
  • часто заикание становится последствием переучивания левшей в правшей;
  • заболевания нервной системы.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых часто переносится из детского возраста при недостаточном лечении и профилактике, но и в этом случае от него возможно избавиться. Рецидив заикания у мужчин и женщин может произойти при сильном стрессе, контузии, болезни. 

Наиболее частые причины развития заикания во взрослом возрасте:

  • стрессовые ситуации (потеря близкого человека, военные действия, катастрофы, землетрясения и т.д.);
  • заболевания центральной нервной системы (черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции).

Важно! Обратите внимание, если у человека, ранее не страдавшего заиканием, во время общения без видимой причины изменилась речь, появились повторы слогов, слов или паузы. Это может служить признаком инфаркта или инсульта!

Народные средства

Если речевое нарушение незначительное, и не вызвано серьезными проблемами психики или нервной системы, доктор может порекомендовать добавить к основной коррекции фитотерапевтические средства.

  • Травяные чаи для детей с успокаивающим эффектом.
  • Фитованны для детей с успокаивающим действием.
  • Ингаляции с фитопрепаратами – природными седативными средствами.

Важно знать, что фитотерапия не настолько безобидна, как кажется многим родителям, а потому дозировку, продолжительность курса приема травяного чая или фитованн следует согласовать с лечащим врачом. Сейчас многие детские санатории предлагают целые оздоровительные и лечебные курсы фитотерапии, которые призваны помочь избавить ребенка от заикания

Лечение Заикания:

Включает несколько направлений. Наиболее типично — отвлечение внимания, внушение и релаксация. Заикающихся обучают говорить одновременно с ритмическими движениями руки и пальцев или медленно нараспев и монотонно. Эффект чаще временный.

Классический психоанализ, психотерапевтические методы не эффективны в лечении заикания. Современные методы основаны на точке зрения, что заикание является формой выученного поведения, не связанного с невротическими проявлениями или неврологической патологией. В рамках этих подходов рекомендуется минимизировать факторы, усиливающие заикание, уменьшить вторичные нарушения, убедить заикающегося разговаривать, даже с заиканием, свободно, без стеснения и страха, чтобы избежать вторичных блоков.

Эффективен метод самотерапии, основанный на предпосылке, что заикание является определенным поведением, которое можно изменить. Этот подход включает десенсибилизацию, снижающую эмоциональные реакции, страх перед заиканием. Так как заикание — это то, что человек делает, и человек может научиться изменить то, что он делает.

Медикаментозное лечение носит вспомогательный характер и направлено на купирование симптомов тревоги, выраженного страха, депрессивных проявлений, облегчение коммуникативных взаимодействий. Применимы успокаивающие, седативные, общеукрепляющие средства (препараты валерианы, пустырника, алое, поливитамины и витамины группы В, препараты магния). При наличии спастических форм используют спазмолитики: мидокалм, сирдалуд, миэлостан, диафен, амизил, теофедрин

Транквилизаторы применяют с осторожностью, рекомендован мебикар 450-900 мг/сут., непродолжительными курсами. Значительный эффект приносят курсы дегидратации

Альтернативные варианты медикаментозного лечения:

  • 1) При клонической форме заикания используется пантогам от 0,25 до 0,75 — 3 г/сут., курсы длительностью 1-4 месяца.
  • 2) Карбамазепины (преимущественно тегретол, тимонил или финлепсин-ретерд) с 0,1 г/сут. до 0,4, г/сут. в течение 3-4 недель, с постепенным снижением дозы до 0,1 г/сут. в качестве поддерживающего лечения, длительностью до 1,5 — 2 мес.

Комплексное лечение заикания также включает физиотерапевтические процедуры, курсы общего и специализированного логопедического массажа, речевую терапию, психотерапию с использованием суггестивного метода.

Правильная диагностика — основа успешной коррекции

Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн). Но прерывистость речи не связана с судорогами мышц дыхательно-речевого аппарата (как при заикании), а возникает, как правило, тогда, когда процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Усугубляющими причинами могут быть:

  • подражание речи взрослого окружения ребенка;
  • недостаток внимания во время формирования речи;
  • нечеткая, смазанная артикуляция.

Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.

Тахилалия:

  • осознание дефекта отсутствует;
  • речевой акт при напряжении становится лучше;
  • акцентирование внимания улучшает речь;
  • требование точных ответов улучшает речь;
  • чтение знакомого текста ухудшает речь;
  • чтение незнакомого текста улучшает речь;
  • письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
  • отношение к своей речи безразличное;
  • психологическое переживание отложенное.

Невротическое заикание:

  • осознание дефекта присутствует;
  • речевой акт при напряжении становится хуже;
  • акцентирование внимания ухудшает речь;
  • требование точных ответов ухудшает речь;
  • чтение знакомого текста улучшает речь;
  • письмо заторможенное, напряженное;
  • отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
  • психологическое переживание опережающее.

Кроме тахилалии, необходимо дифференцировать виды заикания, так как от этого зависят методы коррекции. Неврозоподобное заикание практически не поддается лечению из-за органической природы его происхождения. Диагностику совместно с логопедом должен проводить врач-невролог. Для определения природы этого расстройства речи необходимо провести тщательное обследование. Чтобы исключить органическое происхождение дефекта речи, пациент должен пройти электроэнцефалограмму, компьютерную томограмму головного мозга или магнитно-резонансную томограмму.

Другие методики

Очень часто в терапии используются группы поддержки и самопомощи. В основе их формирования лежит утверждение: нет лекарства от логофобии, это психологический барьер, который нужно преодолеть. Больным в группе совместно проще смириться со своей проблемой, жить с ней в ладу – таким образом уровень стресса у них снижается, они меньше заикаются или вовсе перестают это делать.

Применяется психотерапия по Мясищеву, изменяющая систему отношений больного и корректирующая его поведение. При этом учитывается особенность личности пациента и совокупность причин возникновения неблагополучного невротического состояния.

В наше время развития технического прогресса для лечения заикания, исправления речи, используют и специальные компьютерные программы, например, BreathMake. Суть состоит в том, что человек, испытывающий тревожность в общении с себе подобным, разговаривает с искусственным интеллектом более свободно. Тут работает измененная обратная связь, синхронизирующая слуховой и речевой центры мозга – Брока и Вернике соответственно.

Происходит это так. Пациент говорит в микрофон, подключенный к ПК. Компьютерная программа исправляет речь, и звук подает в наушники. То есть, больной слышит правильный плавный вариант, и это снимает напряжение, делает его более уверенным. Кроме того, так можно тренировать навык говорения, подстраиваясь под «голос» компьютера.

Существуют и такие программы, которые способны смоделировать какую-либо жизненную ситуацию. Пациент отвечает на такой запрос, пользуясь микрофоном. Его ответ оценивается, и если заданные параметры не соблюдены, больной пробует сказать что нужно снова и снова, пока ему не удастся сделать это правильно.

 А можно ли проводить поведенческую терапию для лечения логоневроза, пользуясь методом десенсибилизации? Специалисты пробовали, но успеха это не принесло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector