Методическая разработка для детей раннего возраста «пальчиковые игры»

Содержание:

Пальчиковые игры: для чего нужны

Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.

Что представляет собой пальчиковая гимнастика?

Очень полезно проводить пальчиковую гимнастику в раннем возрасте для развития речи. Здесь существует взаимосвязь. Для двух и трехлетних малышей полезно периодически проводить пальчиковую гимнастику, состоящую из разных игр. Дети в этом возрасте начинают проявлять больше активности. По сути, пальчиковая гимнастика – это набор специальных простых упражнений, которые можно выполнять в любое время. Что дает такая гимнастика? Понятно, что частые упражнения делают пальчики более гибкими и чувствительными. Малыш учится справляться с простыми задачами – взять игрушку, переместить мелкий предмет. Дети с развитой мелкой моторикой быстрее овладевают необходимыми навыками самообслуживания – взять ложку, поднять вещь, застегнуть пуговицу, завязать шнурок, посчитать предметы. У детей с развитыми навыками самообслуживания в дальнейшем будет меньше проблем в обучении, так как в процессе занятий пальчиковой гимнастикой начинается активно развиваться речь и тренируется память.

Особенности

Поскольку игра для ребенка имеет первостепенное значение в процессе познания мира, родителям следует больше внимания уделять особенностям пальчиковой гимнастики.

Что она дает?

Помогает речевой активности.
Учит концентрировать и распределять внимание.
С помощью пальчиковой гимнастики малыш подражает взрослым.
Во время игры ребенок прислушивается к речи, привыкая к ритму.
Малыши учатся контролировать себя.
В процессе игры ребенок должен запомнить положение пальчиков и последовательность их движений.
С помощью такой гимнастики можно начинать заучивать стишки, песенки и прибаутки.

В целом, гимнастика пальцами рук в скором времени пригодится для обучения навыкам письма. Дети очень быстро усваивают движения пальчиками, улавливая любые изменения в процессе игры, которую, например, можно сопровождать музыкой. Родителям также будет интересно узнать, насколько разнообразной бывает пальчиковая гимнастика.

Что можно использовать в образовательных целях?

При выполнении движений, в пальчиковой гимнастики для детей, можно использовать дополнительные предметы: любимые игрушки, счетные палочки, кубики, карандаши и т.д. Песенки и прибаутки прекрасно ложатся на слух. Детям проще воспринимать приятные интонации и какие-то действия одновременно. Здесь можно проявлять фантазию – дополнять или менять строчки местами, выделять нужные места интонацией, усиливать эффект действиями пальчиков.

Советы

Приступая к веселым занятиям, следует убедиться в том, что у ребенка позитивный настрой, у него ничего не болит, он охотно тянет к вам ручку. Но это еще не все.

Важно «разогреться» перед игрой – похлопать в ладоши, слегка потереть пальчики, убедиться, что ладошки теплые.
При первой игре стишок нужно проговаривать медленно, с паузами, с постепенным ускорением темпа, с напеванием каких-то слов.
Нужно следить за тем, чтобы малыш успевал показывать движения.
Не стоит «перегружать» репертуар новыми композициями – пальчиковая гимнастика для детей 2 лет может состоять из 2-3 упражнений, этого на первое время будет достаточно.

У жирафов

Хлопают по всему телу ладонями.
У жирафов пятна, пятна, пятна,
пятнышки везде. (2 раза)
Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
коленях и носках.
Щипают себя, как бы собирая складки.
У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку.
У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Проводят ребрами ладони по телу.
А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковые игры в стихах работа всей кистью (более сложные)

Такие игры задействуют больше мелких мышц, чем в первом случае. И дают больше пространства для фантазии малыша, увеличивая варианты движений. Если у ребенка сначала не получаются сложные движения их можно заменить на более простые. А когда малыш освоит технику упражнения, необходимо увеличить сложность, заменив некоторые движения.

Имитируем действия (глаголы) двумя руками

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики! (растопыриваем пальцы обеих рук)

Пополам согните, (сгибаем пальцы пополам)

В кулачок сомкните! (собираем пальчики в кулачок)

Раскройте ладошки, (показываем ладошки)

Встряхните немножко! (трясем расслабленными руками)

Чтоб красиво рисовать

Надо ручкам отдыхать!

В первой части стиха поочередно сгибаем пальцы в кулачок, во второй разгибаем.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай, (большим пальцем поочередно касаемся соседних пальцев, начиная с указательного)

О них ты на улице не забывай!

А в море – корабль, ледоколы, суда, (повторяем другой рукой)

Они очень редко заходят сюда!

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет можно сопровождать не только стихами, но и песенками.

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)Вдруг у зайки на макушкеПоднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)Шорох тихий раздается:Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)Заяц путает следы,Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)Много нас, (пальцы растопыриваем)А он один. (показываем только один палец)Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).

Упражнения

Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:

Одна из самых простых — это пальчиковая гимнастика про цветы:

Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).

Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)

Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:

Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)

Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:

Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).

Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.

Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.

Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:

Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
Но без соли он не вкусный.
Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)

Упражнение Ежик подойдет для тех ребят, кто уже хорошо освоил более простые варианты. Кстати, это хороший пример пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет, более старшего возраста.

Ходит ежик по полянке (пальчики одной руки «ходят» по ладошке другой)
Собирает не поганки, (качаем указательным пальцем перед собой)
А хорошие грибочки (делаем ножку и шляпку из кулачка и ладошки)
Все для сына и для дочки. (переплетаем пальцы обеих рук и поднимаем их)

Улитка

Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
В домике она сидит,
«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.
Рожки высунув, молчит.
Ползет вперед по столу.
Вот улиточка ползет
Потихонечку вперёд.
«Улитка» заползает на «цветочек». «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).
На цветочек заползет
Лепесточки погрызет.
Рука «улитка» «втягивает рожки» (сворачивается в кулак).
Рожки в голову втянула,
«Цветочек» (вторая рука) закрывается, пряча «улитку в бутоне».
В домик спряталась, заснула.

Ветер

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь неподнимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Деми «машут»ими в воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой…
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают и закрывают рот» крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой…

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет – Театр

Такая игра основана на сюжете, который можно взять из сказок или придумать самому. Пальчики и руки выступают в роли актеров.

Игра в пальчиковый театр требует определенной подготовки. Маме необходимо нарядить пальчики в театральные костюмы. В современных магазинах огромный выбор разнообразных готовых пальчиковых театров. Но при необходимости изготовить такой театр вы можете дома, из подручных материалов.

Из чего сделать актеров для театра дома?

  1. Мамам, которые умеют шить или вязать не составит труда сделать маленьких кукол на пальцы из пряжи или ткани.
  2. Отрезав у старой перчатки пальцы, украсьте их аппликацией.
  3. Раскрасьте старые колпачки, которые подходят по размеру к пальчикам.
  4. Прицепите к пальцам не тугие прищепки, заранее раскрасив их.
  5. Сделайте трубочки из картона и нарисуйте на них героев.

Пальчиковая игра – театр «Теремок»

Текст сказки легко найти в интернете. А шаблоны (героев) необходимо распечатать или нарисовать.

В эту игру можно играть разными способами.

  1. Герои сказки на пальчиках, а кулачок – это теремок. Распечатайте шаблоны и наклейте на пальцы от перчатки.    
    Медведь играется второй рукой.
  2. Распечатать шаблоны для большого театра. Каждый герой играется отдельно. Ребенок вставляет пальцы в отверстия и имитирует шаги. После того как герой поселился в теремке, ставим его к окошку, а на пальчики надеваем новый шаблон.

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет станут хорошим и полезным дополнением к основным видам деятельности малыша. Чем раньше вы начнете играть, тем больший вклад в развитие ребенка вы внесете.

Прочитали:
26 171

Что дает пальчиковая гимнастика?

  • Развивает мелкую моторику.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
  • Выступает отельным видом игрового занятия.
  • Объединяет в играх со старшими детьми.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.

Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.

Поросята

Дети по очереди «идут» по столу каждым из пальцев обеих рук.
Мизинцы
Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Безымянные
Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал.
Фонарики»
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю
Сжимают и разжимают кулачки
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю.
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял,
Указательные пальцы
Этот толстый поросёнок
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля …
Большие пальцы
Этот толстый поросёнок
— лежебока и нахал,
Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь.
Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)В среду я пекла калач, (печём «пирожки») Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)Всех подружек в воскресеньеПозвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошинЗаперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)Вот выросла одна,И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)Но вот растёт вторая,И третья, а потомЧетвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)Мы во двор пошли гулять.Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Два рыжих

Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутят ими.
Два рыжих таракана
пришли ко мне домой (2 р.)
Кулаки прижаты друг к другу, сгибают — разгибают пальцы.
Уселись тараканы,
уселись тараканы
на полочке одной.
Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.
Четыре таракана
попили киселя (2 р.)
Выполняют движение «фонарики».
Весь вечер баловались,
весь вечер баловались
и пели тра-ля-ля.
Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Ползут ими по столу (остальные сжаты).
И вшестером на кухню
поесть они пошли (2 р.)
Шесть ловких тараканов,
шесть ловких тараканов
под дверью проползли.
Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.
Там восемь тараканов,
конфеточку нашли, (2 р.)
А съесть её все восемь,
а съесть её все восемь, конечно, не смогли.
Все пальцы выпрямлены, выполняют движение «фонарики».
Когда они наелись,
пустились дружно в пляс, (2 р.)
Сжимают — разжимают кулачки.
Плясали дружно десять,
плясали дружно десять
на кухне целый час.
Пальцы сомкнуты «ковошом», лежат на столе.
Поспать они решили,
Перебирают пальцами по столу
но мимо мышь прошла (2 раза)
Пальцы рук расслаблены, «метут» ими по столу.
И хвостиком всех сразу,
и хвостиком всех сразу
куда-то подмела.

В какую позу укладывать

Дети до года питаются жидкой пищей, которая часто выходит из желудка вместе с захваченным воздухом. Во сне это представляет особую опасность – ребенок может подавиться и задохнуться. Чтобы избежать такого страшного исхода, нужно класть малыша на бочок, подложив под спинку валик из одеяла или пеленки. В кроватке не должны лежать лишние вещи, подушки и игрушки.

  • Поза на животе хороша при коликах: ребенку легче избавиться от газов. Но сон в таком положении также опасен аспирацией содержимого желудка в легкие, то есть, малыш может подавиться.
  • Если грудничок уснул спинкой кверху, нельзя оставлять его одного, нужно находиться рядом, чтобы в опасный момент прийти на помощь.

В какой бы безопасной позе ни лежал ребенок, его нужно проведывать каждые 10 – 15 минут.

Улитка

Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

В домике она сидит,

«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.

Рожки высунув, молчит.

Ползет вперед по столу.

Вот улиточка ползет
Потихонечку вперёд.

«Улитка» заползает на «цветочек». «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).

На цветочек заползет
Лепесточки погрызет.

Рука «улитка» «втягивает рожки» (сворачивается в кулак).

Рожки в голову втянула,

«Цветочек» (вторая рука) закрывается, пряча «улитку в бутоне».

В домик спряталась, заснула.

Советы родителям

Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:

Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени

Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.

Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей

от победителей конкурса  нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»

Татьяна Смирнова.

1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.

Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль  — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.

2. Пособие – дорожка со съемными буквами.

Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.

Мария Трагарюк. Огородик.

Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с  дочкой. Макет – огородик для игр.

Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.

С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).

 О том, как развить ручную умелость у детей и подготовить руку к письму Вы узнаете из статьи » Подготовка руки к письму» — система упражнений, тесты, задания

Еще интересные идеи для развития мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта:

Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие»- своими руками

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Ход занятия:

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)

Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)

Ножками топай, топай (2 раза)

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)

«Ёжик»

Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)

На клубочек он похож, (перед собой)

У ежа иголка иголки очень — очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)

Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)

Покажи иголки, очень — очень колки (сжимают и разжимают кулачки)

Ноябрь

«Сидит белка на тележке»

Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры: Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:(Загибает:)

Лисичке — сестричке, (Большой палец)

Воробью, (Указательный палец)

Синичке, (Средний палец)

Мишке толстопятому. (Безымянный)

Заиньке усатому. (Мизинец)

«Капуста»

Цель: Развивать моторику обеих рук.

Выбор водящего в игре

Вот несколько считалок, с помощью которых можно легко и интересно выбрать ведущего в любой игре со сказочными героями.

* * *

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот водить пойдет!

* * *

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько гвоздей, говори поскорей,

Не задумывайся!

После этих слов игрок, на котором остановилась считалка, называет любое число. Теперь ведущим становится тот игрок, на которого выпадет названное число.

* * *

Катилось яблоко по блюду.

Ты води, а я не буду.

* * *

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает

Белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

* * *

Ходит свинка

По бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет, и берет,

И в корзиночку кладет.

Этот выйдет, вон пойдет.

* * *

Лиса по лесу шла,

Лиса кору драла.

Лиса лапотки плела —

Мужу двое,

Себе трое

И детишкам

По лаптишкам!

* * *

Катилась торба

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

* * *

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет по полям

Тут и там.

Где проскачет он,

Выходи вон!

* * *

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько дали?

Аты-баты, три рубля.

* * *

Прыг да скок,

Прыг да скок,

Скачет зайка —

Серый бок.

По лесочку

Прыг-прыг-прыг,

По снежочку

Тык-тык-тык.

Под кусточек присел,

Спрятаться захотел.

Кто его найдет, тот и водит.

* * *

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

* * *

Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела — нам велела,

А мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим.

* * *

Покатилось колесо,

Укатилось далеко,

И не в рожь, и не в пшеницу,

А до самой до столицы.

Колесо кто найдет,

Тот ведет.

* * *

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

* * *

Погляди на небо —

Звезды горят,

Журавли кричат:

«Гу-гу! Убегу!»

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

* * *

Петушок, петушок,

Покажи свой гребешок.

Гребешок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять…

Невозможно сосчитать!

* * *

Жили-были я ли, ты ли.

Между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

* * *

У линейного моста

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко,

Съела его кошка.

Помогали два кота,

Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?

Выходи из круга!

* * *

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире

Всем на свете нужен сон,

Кто не спит, тот выйди вон!

* * *

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Раз-два-три-четыре-пять!

* * *

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Звери на пожар спешили,

Вместе все пожар тушили!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ты пойдешь тушить опять!

* * *

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мыши вон!

* * *

Как на нашем сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

* * *

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем — водишь ты!

* * *

Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире.

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Тому и водить!

* * *

Рано утром мы встаем,

Громко сторожа зовем.

Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей.

* * *

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит — это он,

Выходи из круга вон!

РАЗДЕЛЕНИЕ ИГРОКОВ НА ДВЕ ИЛИ БОЛЕЕ КОМАНД

С помощью считалки выбираются 2 капитана команды. Все остальные игроки загадывают себе название животного или птицы. Потом игроки подходят к капитанам и говорят вслух загаданные слова, не сообщая, кто какое слово загадал. Например: «Сергей, ты кого выбираешь — ласточку или грача?» — «Ласточку». Значит, «грач» встает за вторым капитаном. Таким образом происходит разделение всех игроков на команды.

Перчатка

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.

Веселая мышка перчатку нашла,

Ладони смыкаются «ковшом»

Гнездо в ней устроив,

Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают — разгибают пальцы («зовущий» жест).

мышат позвала.

Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.

Им корочку хлеба дала покусать,

Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.

Погладила/отшлепала всех

Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).

и отправила спать.

На слово «отшлепала» — стучать (шлепать) подушечкой большого пальца по остальным.

Поросята

Дети по очереди «идут» по столу каждым из пальцев обеих рук.
Мизинцы

Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,

Безымянные

Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал.

Фонарики»

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю

Сжимают и разжимают кулачки

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю.

Средние пальцы

Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял,

Указательные пальцы

Этот толстый поросёнок
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля …

Большие пальцы

Этот толстый поросёнок
— лежебока и нахал,

Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь.

Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.

Игры в стихах для малышей

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет лучше сопровождать веселыми рифмованными текстами. Короткие стихи легко запомнить и малыши с удовольствием повторяют их несколько раз, делая упражнения снова и снова. Вот примеры таких игр:

Прогулка

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.
Первый — гриб большой нашел,
Указательный — сорвал,
Средний сразу чистить стал,
Безымянный стол накрыл
А мизинчик всех кормил!

Пальчики-братишки

Большой Ванюша — воду носит
Указательный Петруша — дрова возит,
Средний Сенечка — вяжет венечки,
Безымянный Гришка — шьет себе штанишки,
А меньшой, Сережка, играет на гармошке.

Колыбельная

Первый пальчик зевнул,
Второй — прикорнул
Третий — сладко-сладко спит,
А четвертый уж сопит.
Лишь мизинчик-крохотулька
Сказку просит, капризулька!

По порядку

1,2,3,4,5 — будем пальцы называть
И грибочки собирать.
Вот большой — боровичок,
Указательный — сморчок.
Средний пальчик — он масленок,
А четвертый — пусть опенок.
А мизинчик наш — волнушка,
Вот и кончилась опушка.

Грибники

Первый пальчик в лес пошел,
Второй гриб большой нашел.
Третий жарить его стал
А четвертый лук достал.
Пятый пробовать пришел,
только ложки не нашел.

Ай да, пальчик, где ты был?

С первым братцем суп варил,
Со вторым пирог месил,
С третьим по двору скакал,
А с четвертым в мяч играл.
С пятым только повстречался и
Скорее спать помчался.

Моя семья

На ладошке у меня
Помещается семья:
Пальчик — дедушка,
Пальчик — бабушка,
Пальчик — папочка,
Пальчик — мамочка.
Ну а самый крайний — я,
Это вся моя семья!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector