Виды школьных и студенческих проектов: чем отличаются и какой выбрать
Содержание:
- Виды школьных проектов
- Проекты во 2-4 классах
- Поиск решений
- Понятие проекта и его особенности
- В чем польза проектов для школьников
- Что входит в проекты?
- Виды проектов по доминирующей деятельности
- Масштаб проектов
- Виды проектной деятельности в школе
- Групповые проекты
- Классификация и виды реализуемых инициатив
- Выбор темы
- Элементы проекта
- Атмосфера сотрудничества
- Создание проблемного поля
- Как сделать школьный проект
- Выбор проблемы
- Этапы проектной деятельности
- Выводы
Виды школьных проектов
Существует множество разнообразных классификаций проектов. Большинство учёных разделяют школьные проекты по форме проведения, по продолжительности, по дисциплинам, по основной деятельности.
По форме проведения:
- групповой;
- индивидуальный.
По продолжительности:
- мини-проект (урок или часть урока);
- краткосрочный (4-6 уроков);
- недельный (30-40 часов);
- долгосрочный (годичный).
По дисциплинам:
- монопредметный (в пределах изучения одной дисциплины);
- междисциплинарный (интеграция разных дисциплин, их логическое совмещение).
По основной деятельности:
- исследовательские;
- поисковые, творческие;
- информационные;
- ознакомительно-ориентировочные проекты.
Исследовательский проект наиболее приближён к научному исследованию. Его цель – найти наиболее правильное решение поставленной проблемы, обосновать её актуальность, чётко и лаконично обозначить цель, основные задания, предмет и объект исследования, выбрать наиболее подходящие методы исследования, варианты решения проблемы, доказать и оформить полученные результаты.
Исследовательские проекты можно проводить как во время уроков, так и во внеклассной работе. К ним относится проведение социологических исследований, актуальных и интересных для населения, нахождение наиболее эффективных вариантов решения экологических проблем своего города, изучение традиций своего народа.
Творческие проекты интересны тем, что проектанты имеют неограниченные возможности для его реализации. Дидактическая цель творческого проекта – научить детей неординарно подходить к решению поставленного задания, выполняя задачи. Конечным продуктом такого проекта могут стать проведение праздника, выпуск газеты, организация выставки, монтирование видеофильма.
Информационный проект характеризуется наибольшей степенью точности, логичности. Он направлен на изучение и анализ сведений об определенном объекте или явлении с целью обобщения и представления информации широкой аудитории. Результатом работы в этом виде деятельности будут научно-популярные статьи, схемы, алгоритмы, доклады, карты местности, сообщения, сценарные модели.
Ознакомительно-ориентировочные проекты сосредоточены на изучении социальных вопросов, интересующих собственно участников проекта. Продукт, полученный в результате деятельности, может быть использован в повседневной жизни класса, школы, города, страны.
Как видим, в основе классификаций проектов лежат совершенно разные принципы, что позволяет всесторонне изучить данный вопрос.
Проекты во 2-4 классах
Во втором классе детей нужно учить находить информацию, работать с познавательной литературой, решать творческие задачи
Важно, чтобы результат проекта был осязаемым и его можно было использовать в обычной жизни. Например, дети создают интерактивную энциклопедию для сверстников, взвешивают свои ранцы и сравнивают эти результаты с действующими нормами, изготавливают открытки для ветеранов
Продолжительность проекта не должна превышать 1-2 недель.
В 3-4 классах деятельность ребят становится более обдуманной, целенаправленной. Проекты могут готовиться от 1 до 2 месяцев. Темы становятся сложнее: «Как заставить воду течь вверх?», «Веселые задачки про сказочных героев», игра по теме «Однородные члены предложения». Педагог учит школьников формулировать цели, выдвигать гипотезы, обрабатывать информацию, находить собственное решение проблемы. Проекты выполняются как в группах, так и индивидуально. При этом недопустим элемент соревновательности между детьми.
Поиск решений
Когда дети сами принимают участие в формировании списков проблем, сразу же появляются задумки или гипотезы, как их решать.
Тут есть два подхода: от идеи или от цели. Идея подразумевает ответ на вопрос, как решать проблему. А цель — это идеальный результат.
Важно провести мозговой штурм, чтобы на первом этапе вариантов по решению проблем было несколько, а на втором пригодятся способы, которые могли бы уже привести к нашему идеальному результату. В финале объединяем несколько идей, либо выбираем наиболее продуктивную
Хорошо, если в процессе генерации идей наравне с детьми участвуют родители. Тогда у школьников расширяется картина мира, потому что опыт мамы или папы, конечно, намного шире. Бывает, правда, что родители давят
Учителю-наставнику важно знать, кто из взрослых может органично войти в детскую команду и не перетащить одеяло на себя
Понятие проекта и его особенности
Проект это некая осознанная деятельность (совокупность согласованных действий) человека, направленная на то, чтобы создавать уникальный продукт, и носящая разовый, не повторяющийся характер. Понятие проект предполагает достижение конкретной цели за определенное время в условиях ограниченности основных ресурсов (временных, финансовых, трудовых, материальных).
Существует несколько различных трактовок понятия «проект», пример этого можно увидеть в различных международных стандартах, в т.ч. и в российском ГОСТе. Однако практически всегда его основными приметами выступают такие факторы:
- начало проекта имеет четкую дату;
- окончание фиксируется по дате или готовому конечному результату;
- наличие четко сформулированной цели;
- уникальность готового продукта;
- ограничение в основных ресурсах;
- одноразовость.
Примеры замыслов: разработка и выпуск на предприятии принципиально нового вида продукции, открытие своего бизнеса, строительство дома или социального объекта, разработка идеи нового журнала или программного обеспечения, исследование рынка. Все они могут в зависимости от своих масштабов и направленности делиться на:
- малые (с единым координатором всех процессов, ограниченным количеством взаимозаменяемых участников, проходящих весь путь от планирования до закрытия, простым графиком работ) и крупные (со сложной структурой и большими объемами работ);
- краткосрочные (длительностью до 2 лет, с минимальным количеством подрядчиков и отчетности, а также корректировок), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
Отдельно можно остановиться на так называемых мегапроектах, представляющих собой целевые программы развития целых отраслей и направлений экономики. Они включают в себя большое количество менее масштабных программ, которые дополняют друг друга и направлены на решение какой-либо глобальной задачи. Чтобы реализовать их и наладить огромное количество взаимодействий между сотнями участников, отвечающими за отдельные процессы и виды работ, привлекают самых профессиональных топ-менеджеров.Такие замыслы могут быть отраслевыми, региональными, а также межрегиональными, межотраслевыми, общенациональными или международными. Они, как правило, долгосрочные и оперируют капиталами в десятки и сотни миллионов долларов. Чтобы избежать дорогостоящих ошибок только разработка их концепций выделяется в отдельную фазу замысла.
В чем польза проектов для школьников
Школьные проекты имеют очень много достоинств:
кардинально изменяется подход к процессу обучения и его участникам: в данном виде деятельности именно ученик, а не преподаватель является ключевым фигурантом;
на первое место выходит исследовательская деятельность детей, а не формальное заучивание и репродуктивное воспроизведение информации;
ставки делаются на сам процесс, приобретение и применение полученных знаний;
обязательно берутся во внимание особенности физического, духовного, нравственного, умственного развития личности ребенка.
Кроме этого, в соответствии со статьёй 13 Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на свободное высказывание, то есть «свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка». Проектная деятельность — прекрасный способ реализации этого права.
Работа над проектом учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, метод проектов в школе позволяет одновременно использовать исследовательские, проблемные и творческие подходы. Он способствует всестороннему развитию ребёнка.
Дети учатся самостоятельно работать с информацией
Это очень важно сегодня, поскольку информационные ресурсы сейчас во всеобщем пользовании. Поэтому сейчас очень важно уметь правильно выбирать главное, отсеивать второстепенное, анализировать и делать выводы
В этом видео вы узнаете о проектной деятельности школьников:
Что входит в проекты?
Беря во внимание то, что проекты предполагают применение особых средств для своей реализации, а способы решения тех или иных проектных задач могут определяться различными параметрами, можно сделать вывод, что проекты состоят из:
- Замыслов (проблем и задач)
- Средств решения (реализации)
- Целей (результатов)
В общем понимании проект является тем, что может изменить что-то в жизни. И результаты проекта, в зависимости от этого, могут быть либо конкретными, либо абстрактными. Если же говорить о проекте, как о динамической системе, то можно назвать результаты:
- Текущие
- Конечные
Во многих случаях проект вместе со своими результатами может быть представлен как система целей, из чего следует, что и сам проект есть система, т.е. комплекс разных элементов и их связей, обеспечивающий достижение конкретного результата.
Виды проектов по доминирующей деятельности
Эта классификация считается основной, так как отражает содержательную специфику работы. Согласно ей, выделяют следующие виды проектов в начальной школе по ФГОС:
- Практико-ориентированный. Работа ведется в соответствии с четким заказом на конечный продукт. Предполагается, что он будет использоваться для решения каких-то проблем. Например, дети должны изготовить учебные пособия для всего класса или кормушки для птиц.
- Исследовательский. Выполняя его, ребятишки превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и социологические опросы, сооружают действующие модели, исследуя выбранную проблему.
- Информационный. Школьники собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде статьи, реферата, книги и представляют широкой аудитории.
- Творческий. Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно. Это может быть поделка, рисунок, видеофильм, театрализованная сценка, игра, стихи и сказки собственного сочинения.
- Ролевой. Для младших школьников это самый сложный вид проекта. Дети берут на себя роль определенного персонажа и действуют в обозначенной ситуации. Так могут создаваться сказки на новый лад, обыгрываться исторические события.
Масштаб проектов
Масштаб проектов является ещё одним критерием их классификации.
Так, могут выделяться мини-проекты, монопроекты, мультипроекты и мегапроекты.
Минипроекты – это очень небольшие проекты, с упрощённой структурой и минимальным количеством участников
Монопроекты – это отдельные проекты разного типа, вида и масштаба, состоящие из нескольких минипроектов
Мультипроекты – это проекты, в состав которых входит ряд монопроектов и отличающиеся большей сложностью и количеством участников
Мегапректы – это проекты, в состав которых входит ряд моно- и мультипроектов; такие проекты могут быть регионального, государственного или межгосударственного масштаба и значения
Виды проектной деятельности в школе
Существует несколько классификаций проектирования деятельности, но наиболее полно виды проектов представлены в работах Е.С. Полат.
Проекты по методу или типу деятельности
1. Исследовательский проект
Имеет определенную структуру, поставленные цели и актуальный предмет исследования. Например, «Моя родословная», «Профессия мечты», «Великая Отечественная война и моя семья».
2. Творческий проект
Не имеет детализированной структуры. Результат оформлен в творческой манере. Например, кукольный театр, кулинарный поединок, детское ателье.
3. Ролево-игровой проект
Обладает открытой структурой, в которую можно внести изменения. Участники исполняют определенные роли. Такой проект подразумевает участие 3 — 4 школьников. Например, «Продавец одежды» (проект для урока иностранного языка, подразумевает исполнение нескольких ролей: продавец, покупатель, поставщик и т.д.).
4. Информационный проект
Основой такого проекта является сбор информации, ее дальнейший анализ и обобщение. Выбираются способы обработки информации, ставятся конечные цели. Имеет продуманную структуру. Результатом может быть реферат, доклад, статья или презентация проектной деятельности учащихся. Например, на тему «Солнечное затмение».
5. Предметно-ориентированный проект
Результат такого проекта определяется с самого начала. Он имеет продуманную структуру и определенный сценарий. Например, проект по технологии труда «Батик».
Предметно-содержательная область проектов
Всю проектную деятельность можно разделить на 3 части.
1. Монопроект
Подразумевает решение задач в рамках одного школьного учебного предмета.
Проектная деятельность в обучении математике младших школьников
2. Межпредметный проект
Проектная деятельность школьников происходит во внеурочное время. Такой проект подразумевает промежуточную и окончательную презентацию.
3. Надпредметный проект
Создается на стыках различных наук и выходит за рамки школьной программы.
В зависимости от количества учеников, занимающихся заданием, выделяют: индивидуальные, групповые и парные проекты. Также проектно-исследовательская деятельность в школе рассматривается по характеру координации. В проектах с открытой координацией педагог исполняет роль консультанта, с закрытой — является полноправным членом команды.
По продолжительности выделяют:
- краткосрочные проекты;
- среднесрочные проекты (около 2 месяцев);
- долгосрочные проекты (около 1 года).
Групповые проекты
Групповые проекты также имеют свои преимущества. Во время выполнения таких проектов формируются умение достигать общей цели, понимать партнера, осознавать свою роль в группе, решать противоречия внутри мини-коллектива, договариваться с другими и отстаивать собственное мнение.
Группы самостоятельно определяют, над какой темой они будут работать. Каждая творческая группа получает карточки, где представлена необходимая информация, определенная проблема и основные вопросы к теме.
Члены группы самостоятельно распределяют задачи, определяют, что будет конечным продуктом проекта. Складывается график консультаций с учителем, который выполняет координирующую роль, направляет работу группы.
Создается ситуация успеха, что способствует формированию желания работать дальше. Таким образом, именно групповые проекты учат детей работать единой сплочённой командой, поддерживать друг друга и во всём помогать.
Классификация и виды реализуемых инициатив
Классификация проектов может проводиться в зависимости от таких оснований:
- направленность начинания, его состав и структура;
- сфера деятельности, к которой проводится подготовка проекта;
- масштаб идеи и степень ее влияния на внешнюю среду, количество участников;
- продолжительность его внедрения;
- степень сложности с точки зрения технологической, организационной, финансовой.
Можно сказать, что классификация проектов в определенной степени условна, поскольку каждый замысел уникален. Однако именно классификация типов проектов помогает найти в них сходные черты, способные дать понимание общих закономерностей развития тех или иных направлений. Выделяют такие наиболее распространенные типы проектов:
- организационные;
- экономические;
- социальные;
- технические;
- смешанные.
Чтобы понять различия между ними, стоит детальнее рассмотреть типы и виды проектов.
Организационные. Они направлены на реформирование уже существующей структуры или создание новой, а также на проведение отдельных мероприятий. Характеризуются такими чертами:
- сроки начала и окончания, а также общая продолжительность задаются точно;
- цель формулируется четко, но обычно плохо поддается измерению, поскольку направлена на организационные изменения;
- ресурсы выделяются по мере их наличия;
- расходы на подобные начинания часто пересматриваются и корректируются с точки зрения их экономической эффективности.
Примеры проектов такого типа – модернизация системы управления заводом или бюджетной организацией, организация и проведение конференции, концерта, спортивных соревнований.
Экономические. Имеют целью приватизацию, санацию или реструктуризацию предприятия, модернизацию общих правил игры в сфере экономики (налогового или таможенного законодательства). Их признаки:
- поставленные задачи нередко корректируются в процессе работы;
- сроки невозможно установить точно, поскольку они зависят от многих внешних факторов и могут изменяться независимо от команды, внедряющей замысел;
- расходы рассчитываются ориентировочно, однако контролируются жестко.
Социальные. Их смысл – решение социальных вопросов, улучшение качества жизни тех или иных групп населения, поэтому они касаются большого количества людей. Направленность социальных инициатив может быть самой разной, однако есть черты, характерные для всех начинаний такого рода:
- сроки и общая длительность носят вероятностный характер, поскольку четко просчитать их невозможно, это самые неопределенные инициативы;
- изначально цели могут носить общий и довольно расплывчатый вид, однако в процессе проведения работ и достижения определенных вех они уточняются и конкретизируются;
- зачастую нелегко дать количественную и качественную оценку происходящим изменениям, поэтому применяются другие методы определения эффективности;
- финансирование таких инициатив производится при наличии свободных ресурсов.
Технические. Направлены на разработку и выпуск на рынок нового вида продукции. Образцами таких замыслов можно назвать работу автомобильных заводов и их конструкторских бюро относительно регулярного обновления модельного ряда производимых транспортных средств. Отличительные особенности технических инициатив:
- желаемая цель формулируется точно и в процессе работы корректируется незначительно;
- сроки устанавливаются достаточно четко, значительные сдвиги не допускаются, поскольку они привязаны к рыночной конъюнктуре;
- все затраты четко планируются в соответствии с существующими стандартами и нормами;
- ограничение возможностей внедрения замысла могут быть ограничены мощностью производства или внешними факторами, например, влиянием на окружающую природную среду.
Часто в деловых или научных изданиях встречается несколько иная классификация проектов, построенная на тех же принципах, что и вышеприведенная. Замыслы в ней подразделяются так:
- социально-экономические, которые предусматривают создание инфраструктуры для улучшения качества жизни населения и проведение массовых мероприятий разной направленности;
- бизнес инициативы, предполагающие создание и внедрение новых технологий и продуктов на рынок;
- клиентские, направленные на удовлетворение потребностей внешнего заказчика определенной компанией.
Все многообразие нестандартных идей можно рассматривать в рамках этих классификаций, что позволяет провести качественный анализ проекта и понять его перспективность.
Выбор темы
Проекты младших школьников обычно тесно связаны с содержанием учебных предметов. Дети этого возраста очень любопытны, им нравится заниматься творческой и исследовательской деятельностью. Желательно, чтобы тема была актуальной, соприкасалась с жизнью ребенка. Например, учащиеся с удовольствием изучают собственную родословную, рассказывают о профессиях родителей, ставят эксперименты на кухне.
Интересен им и окружающий мир. Школьники создают фантастические проекты («Автомобиль будущего», «Город на Марсе»), изучают теоретические проблемы («Как придумали цифры?»), проводят собственные исследования («Можно ли в домашних условиях изготовить духи?»), участвуют в играх («Путешествие по странам»). Однако самостоятельно придумать интересную тему им сложно. Родители тоже не всегда способны помочь в этом вопросе. Лучше, если выбор темы возьмет на себя педагог, знакомый с основами технологии проектов в начальной школе.
Элементы проекта
Количество элементов оказывает прямое влияние на сложность проекта. Сложность же может быть связана с множеством обстоятельств, таких, к примеру, как потребность в высоком качестве исполнения, ограниченные объёмы ресурсов и т.п.
Основными элементами проектов являются:
- Проектная документация
- Технология деятельности
- Производственные помещения
- Технологическое оборудование
- Производственные объекты
- Предоставляемые продукты, работы и услуги
В зависимости от характера проекта, могут также быть и другие элементы. Кроме того, возможно и более детальное разделение элементов, приведённых выше.
Что же касается тех элементов, которые являются обеспечивающими для любого проекта, то среди них можно назвать:
- Финансовые средства
- Контракты
- Соглашения
- Договоры
- Территориальное расположение
- Помещения
- Персонал
- Сырьевые ресурсы
Естественно, мы привели самую краткую и максимально сжатую классификацию проектов. Если вы хотите разобраться в этом вопросе более дательно, то можете найти отдельную информацию по проектам в Интернете.
В заключение же скажем, что и классифицируются и управляются проекты не только специалистами и учёными, но и обычными людьми, ведь каждый из нас в своей жизни, и особенно в профессиональной сфере, сталкивается с проектами. По этой причине знание о классификации проектов может помочь каждому человеку создавать и реализовывать проекты, и достигать поставленных целей.
ВЫ В ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ: Чтобы человек имел возможность эффективно реализовывать значимые для себя проекты, он должен обладать способностью вовремя мобилизовать свой потенциал и силы, что поможет ему достигать намеченных результатов. А эта способность подразумевает как выработку полезных привычек, так и наличие у человека знаний о себе и особенностях своей личности. Однако далеко не все имеют точное представление о себе. И если у вас есть стремление к повышению личной продуктивности и реализации своего потенциала в полной мере, сегодня мы предлагаем вам отличную возможность узнать о себе практически всё, что может пригодиться в реальной жизни. Мы подготовили для вас специализированный авторский курс по самопознанию, который раскроет вам все грани вашей личности, благодаря чему у вас будет возможность реализовать свои самые смелые замыслы. Переходите по этой ссылке и познавайте себя.
Пусть самым первым важным для вас проектом станет проект по познанию себя!
Атмосфера сотрудничества
Проектная деятельность имеет характер сотрудничества ученика и учителя, а также учеников внутри коллектива (если они выполняют проект вместе).
Какая роль отводится здесь учителю?
Учитель — инициатор увлекательных начинаний. Насколько интересно его предложение детям, настолько выше его авторитет. Успешный учитель тот, кто хорошо сможет организовать самостоятельную проектную работу учеников, активизируя их изобретательность, креативность и находчивость. Именно такой учитель способен открыть целый мир ребёнку, поверив в его силы и раскрыв творческий потенциал.
Занимаясь проектной деятельностью с учащимися, педагог может выступать в той или иной роли:
- «Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.
- «Специалист»: компетентен во всём.
- «Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.
- «Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру и управлять им.
- «Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло.
- «Координатор»: организовывает сотрудничество.
- «Эксперт»: анализирует результаты, оценивает.
Педагог призван помочь ученикам:
- получить доступ к различным источникам информации
- преодолеть трудности, возникающие в ходе выполнения проекта
- научить быть внимательным и ответственным при исполнении проекта
- проанализировать готовый проект, дать рекомендации.
Использование проектного метода в учебной деятельности позитивно влияет на укрепление отношений, как между одноклассниками, так и со взрослыми, к которым обращается ученик при выполнении проекта.
Создание проблемного поля
Первое — надо понять, какие есть проблемы, поискать ситуации, которые не устраивают не только отдельного человека, но и людей вокруг. Тем, кто только осваивается в социальном проектировании, не стоит замахиваться на нечто глобальное. Проще начать с решения внутришкольных задач.
Если взяться, например, за поиск проблем в жизни младших школьников, важно сначала придумать, как это сделать. Можно провести опрос родителей или просто наблюдать, что называется «в поле», — в классах, на переменах. . Проблему легко обозначить кратко, например «дети опаздывают на урок»
Дальше нужно посмотреть, в чем причина, с какими факторами необходимо будет поработать, чтобы ее решить, с какими нет
Проблему легко обозначить кратко, например «дети опаздывают на урок». Дальше нужно посмотреть, в чем причина, с какими факторами необходимо будет поработать, чтобы ее решить, с какими нет.
В момент поиска проблемных полей дети изучают социологические форматы. Они узнают, как провести фокус-группу с ключевыми участниками, как взять интервью, как составить анкету и обработать ее результаты.
Как сделать школьный проект
Хорошо было бы перед написанием школьного проекта сходить с детьми на экскурсию, на прогулки-наблюдения или же провести какие-нибудь социальные акции – это существенно облегчит процесс подготовки проекта в начальной школе. Если объем работы довольно большой, то заранее побеспокойтесь о литературе и других источниках информации, необходимых для выполнения школьного проекта.
Как уже было сказано, ученики младшей школы еще не способны к долгой деятельности без участия взрослых, им все еще необходима помощь в организации, мотивация, поддержка и нацеливание на следующий этап работы над проектом, поэтому проектная деятельность в начальной школе подразумевает участие и помощь учителя и родителей почти на каждом этапе проекта.
Любая исследовательская работа состоит из следующих этапов:
Постановка проблемы: ребенок выбирает тему проекта и конкретные вопросы, на которые будет отвечать его работа.
Планирование: ученик выделяет этапы работы над проектом, то есть выбирает удобное для работы время, форму, в которой будет представляться проект и так далее.
Поиск информации: ребенок собирает весь необходимый материал для исследовательской работы, то есть читает статьи, выбирая из них самое важное и интересное, картинки, подбирает видео.
Продукт работы: ученик собирает все результаты экспериментов и необходимую информацию и подводит итоги.
Презентация: ребенок оформляет результаты своей работы и защищает проект.
Оформление проекта
После того, как учащиеся подготовились и исследовали проблему можно приступать к оформлению результатов исследования, опираясь на заранее обсужденные правила. Результаты исследования можно представить в любом удобной докладчику форме – это могут быть презентации, доклады, выставки, альбомы, книжки-малышки и прочее. Именно данный этап показывает, в какой сфере талантлив тот или иной ученик.
Как правило, требования, выдвигаемые к представлению проекта, зависят от самой школы или даже от конкретного учителя. Правила оформления определяются в соответствии с возрастом самого ребенка. Например, ученику первого класса разрешается презентовать полученные результаты на листе формата А4 с использованием фотографий и рисунков. Специфика оформления проекта усложняется от младших классов к старшим.
Образец типичного оформления проектной деятельности в школе:
- На первой странице указывается тема проекта, фамилия, имя, год сдачи, класс и школа автора работы. Также указываются данные руководителя, если таковой имеется.
- Вторая страница содержит содержание и заголовок проекта.
- Третья страница – начало описания самого проекта.
- Введение – цель и задачи, краткая характеристика рассматриваемого вопроса, позиция автора по поводу поставленной проблемы.
- Затем следует описание самого проекта, затронутой проблемы и путей её разрешения, исходя из собственной точки зрения или мнения других. Здесь уместно использование цитат и ссылок на других авторов.
- В конце работы пишется заключение – предоставление полученных в ходе исследования выводов.
Презентация проекта
Самым важным этапом является презентация школьного проекта. Учащийся демонстрирует всем результаты проделанной исследовательской работы. Защита продукта работы должна быть интересной и запоминающейся для зрителей, как для взрослых, так и для детей. Во время защиты проекта роли должны быть четко распределены.
Во время презентации проекта ребенок должен продемонстрировать:
- Понимание основной проблемы проекта;
- Сформулированные учеником цели и задачи проекта;
- Пути решения, предложенные ребенком;
- Анализ успешности каждого решения;
- Умение четко, грамотно и логично излагать мысли;
- Умение анализировать собственную деятельность;
- Самоанализ всей проведенной работы.
В завершение необходимо обсудить с детьми успехи и неудачи, проанализировать недостатки и поговорить о том, как сделать следующий школьный проект гораздо лучше. Конечно же, акцент нужно делать на положительных сторонах осуществления ребенком проектной деятельности, а также непременно нужно похвалить каждого ребенка за проделанную им работу, ведь именно это может повысить интерес к учебе. Работа над школьным проектом благоприятно скажется на познавательных способностях школьников, научит их самостоятельно находить нужную информацию, ну и, конечно, обрабатывать ее.
Проектная деятельность в школе положительно оценивается и педагогами и учениками. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике.
Выбор проблемы
Хорошо, если проблема выбирается на целый учебный год, и она интересна большинству. Обычно тему предлагают самые активные дети, и надо помочь, чтобы каждый ученик определился. Если кто-то не согласен с большинством, пусть собирает свою команду единомышленников и решает ту задачу, которую считает наиболее острой. В таком случае класс разбивается на несколько групп — по числу лидеров — и каждая работает над отдельным проектом. Одни и те же ребята могут работать одновременно в разных группах.
Иногда бывает, что в проектной деятельности классы перемешиваются: вокруг классного руководителя 5А собирается «своя» аудитория из разных классов, а у классного руководителя 5Б, например, другая проблема, и к нему тоже могут перебраться группы из параллелей.
Бывает, что проблемы решает команда учителей без участия детей. Тогда дети понимают, что социальное проектирование — это не для того, чтобы их воспитывать, а прием изменять жизнь к лучшему.
Этапы проектной деятельности
Приступая к началу роботе над проектом, лучше ориентироваться на план, который обычно состоит из таких этапов:
Определение проблемы
Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
Подготовка и планирование
Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.
Выводы
Проектная деятельность — прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.