Раздвоение личности, или каково жить с пассажиром в голове
Содержание:
Симптомы заболевания
Нарушение идентичности в некоторых случаях имеет схожие с другими психическими заболеваниями симптомы. Заподозрить раздвоение личности можно при наличии целой группы признаков, к которым относятся следующие варианты:
- неуравновешенность пациента – резкая смена настроения, неадекватная реакция на происходящее вокруг;
- появление одной или нескольких новых ипостасей внутри себя– человек называет себя разными именами, поведение кардинально отличается (скромная и агрессивная персоналия), не помнит, что делал в момент доминации второго «Я».
- потеря связи с окружающей средой – неадекватная реакция на реальность, галлюцинации;
- расстройство речи – заикания, большие паузы между словами, нечленораздельная речь;
- нарушения памяти — кратковременные или обширные провалы;
- утрачивается способность мысли связать в логическую цепочку;
- противоречивость, несогласованность действий;
- резкие, ощутимые перепады настроения;
- бессонница;
- обильное потоотделение;
- сильные головные боли.
Слуховые галлюцинации
Одно из распространенных отклонений при расстройстве, которое может быть самостоятельным симптомом или одним из нескольких. Нарушения в функционировании человеческого мозга создают ложные слуховые сигналы, которые больной воспринимает как речь, которая не имеет источника звука, звучит внутри его головы. Часто эти голоса говорят, что нужно сделать, заглушить их получается только медикаментозными препаратами.
Деперсонализация и дереализация
Это отклонение характеризуется постоянным или периодическим ощущением отчуждения от собственного тела, психическими процессам, будто человек является сторонним наблюдателем за всем происходящим. Сравнить эти ощущения можно с теми, которые многие из людей переживают во сне, когда происходит искажение ощущения временных, пространственных барьеров, несоразмерности конечностей. Дереализация заключается в чувстве нереальности мира вокруг, некоторые больные говорят, что они робот, часто сопровождается депрессивными, тревожными состояниями.
Трансоподобные состояния
Такая форма характеризуется одновременным расстройством сознания и снижением способности к адекватной и современной реакции на раздражители внешнего мира. Состояние транса можно наблюдать у медиумов, которые используют его для спиритических сеансов и у летчиков, которые выполняют длительные перелеты на высокой скорости и с монотонным движениями, однообразными впечатлениями (небо и облака).
У детей такое состояние проявляется в результате физической травмы, насилия. Особенность этой формы заключается в одержимости, которая встречается в некоторых регионах и культурах. К примеру, амок – у малайцев данное состояние проявляется внезапным приступом ярости, за которым приходит амнезия. Человек бежит и уничтожает все что попадается ему на пути, продолжает он до тех пор, пока не покалечит себя или не умрет. Эскимосы такое же состояние называют пиблокто: больной срывает одежду, кричит, имитирует звуки животных, после чего наступает амнезия.
Изменение самоощущения
Больной полностью или частично испытывает отчуждение от собственного тела, с психической стороны может выражаться ощущением наблюдением со стороны за собой. Очень схоже состояние с дереализацией, при котором психические, временные барьеры нарушаются и человек теряет ощущение реальности происходящего вокруг. Человек может испытывать ложные чувства голода, тревоги, размеров собственного тела.
У детей
Малыши тоже подвержены расщеплению персоналии, происходит оно несколько своеобразно. Ребенок по-прежнему будет откликаться на данное родителями имя, но одновременно будут проявляться признаки наличия других «Я», которые частично захватывают его сознание. Характерны для детей следующие проявления патологии:
- разная манера разговора;
- амнезия;
- пищевые пристрастия постоянно меняются;
- амнезия;
- лабильность настроения;
- разговоры с самим собой;
- стеклянный взгляд и агрессивность;
- неспособность объяснить свои действия.
Контакт с окружающим миром
Ощущение собственной неполноценности, ущербности отражается на настроении, мировосприятии больного, взаимоотношениях с окружающими. Дисморфофоб, как правило, находится в подавленном состоянии, неразговорчив, тревожен, проявляет некоторую нервозность.
Люди с BDD стесняются надуманного изъяна
Появляясь в людном месте, думают, что внимание окружающих направлено исключительно на них. Из-за этого больные стараются ограничивать контакты
Посторонние люди не подозревают о наличии расстройства у человека, поэтому воспринимают его как заносчивого или нелюдимого, закрытого, порой странного, называют снобом или бунтарем.
Девочка, чтобы спрятать «страшную рожу», пришла в школу с пакетом на голове. Учитель, естественно, понял ее неправильно. Решил, что она хочет сорвать урок и выгнал из класса.
Дисморфофобам сложно выстраивать взаимоотношения с людьми: заводить друзей, завязывать романтические отношения. Из-за постоянной концентрации на недостатке появляется рассеянность внимания, утрата самоконтроля. Снижается успеваемость, падает работоспособность.
Постоянные спутники больных дисморфофобией – депрессия, низкая самооценка, панические атаки, тревожность. Нередко они страдают зависимостями: алкогольной, наркотической.
Постоянное нервное напряжение, негативные эмоции, тревога изматывают больного. Не выдерживая напора, больной прибегает к попыткам самоубийства. Суицид при BDD – частое, закономерное явление.
Психические сексуальные отклонения
Тяжёлые формы извращения называются психические сексуальные отклонения. К ним относятся следующие формы девиации:
- Некрофилия. Стремление совершить половой акт с умершим человеком
- Некросадизм. Пациент получает удовольствие не столько от полового акта с трупом, сколько от последующих манипуляций, связанных с расчленением тела и поеданием кусков мяса или органов. Изредка среди некросадистов встречаются вампиры
- Зоосадизм. Особая форма зоофилии. Выражается в стремлении не только совершать половой акт с животными, но и последующим живодёрством и расчленением туш
- Педофилия. Одна из самых распространённых и трудноизлечимых сексуальных патологий. Выражена в сексуальном влечении по отношению к детям. Целью может быть как совершение полового акта, так и фетишизм
Такие болезни сложнее всего поддаются лечению. Нередко врачи идут на радикальные меры, предлагая пациентам химическую кастрацию. Однако это дорогостоящая и сложная процедура, дающая лишь временный эффект.
В клинике «Спасение» работают со всеми видами сексуальных отклонений.
Тесты
Понять, что у пациента развивается данное заболевание несложно, особенно в том случае, если его клинические проявления ярко выражены.
Если симптоматика имеет стертый характер, выявить проблемы помогут специальные психологические тесты, которые представляют собой опросники, предлагающие человеку ответить на вопросы о своем характере, образе жизни, чувствах и переживаниях.
На основании полученных данных врач делает выводы о том, что пациент здоров, у него имеется склонность к заболеванию, либо оно уже начало проявлять себя.
Раздвоением личности называется достаточно редкое диссоциативное расстройство психики, при котором в сознании пациента формируется две или более различных личностей.
Они могут отличаться друг от друга по половым, возрастным характеристикам, манере поведения, интеллектуальному развитию. Некоторые из таких воображаемых личностей могут быть социально опасными.
Как понять что у тебя раздвоение личности? Пройдите тест на синдром множественной личности:
Наша интересная группа Вконтакте:
Виды психологических расстройств
В современной медицине выделяется несколько основных видов психологических расстройств, которые отличаются по симптоматике и типам проявления. Часто для устранения заболевания или перехода в состояние стойкой ремиссии в зависимости от вида требуется назначение различных вариантов терапии.
Нервно психологическое расстройство
Отличается проявлениями деструктивного поведения. В большинстве случаев бывает вызвано неправильной работой головного мозга. Выделяются:
- Экзогенные или внешние причины, связанные с травмами головы, болезнями, отравлениями химическими веществами, психологическими травмами. Могут быть связаны с нарушениями деятельности сердечно-сосудистой системы, приводящими к нарушению питания кровью головного мозга.
- Эндогенные или внутренние причины, являющиеся в большей части генетическими, вызванные нарушением в наборе хромосом.
За счет общности психотипов часто способны передаваться от родителей к детям. В числе провоцирующих факторов некоторые заболевания, в том числе склероз сосудов головного мозга, сахарный диабет, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные диагнозы. Могут быть спровоцированы приемом наркотических веществ и алкоголя.
Смешанные расстройства психологического развития
В МКБ1з классифицируются как F83. Первое проявление чаще всего отмечается в детском возрасте или младенчестве. Как правило, связаны с хромосомным или генетическими нарушениями. Сопровождаются нарушениями речи, школьных навыков. Могут быть нарушены двигательные функции. Диагностируются только в случае полного сочетания сразу нескольких психологических расстройств, отягощенных жизненными обстоятельствами.
Специфическое расстройство психологического развития
Сегодня эта категория патологических расстройств изучена достаточно слабо. Точный диагноз осложняется в определении за счет необоснованного сочетания нарушения должного и своевременного приобретения языковых навыков, сопровождающееся двигательными нарушениями. Но оно не признается интеллектуальным отставанием как таковым.
Смешанные специфические расстройства психологического развития
Также устанавливаются в случае сочетания сразу нескольких факторов, признанных в МКБ10. Страдает вербальный интеллект, отмечаются нарушения развития речевых функций. Могут отмечаться случаи дезориентации и выявляются проблем с логикой. Страдает память.
Симптомы дислексии
Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так.
При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.
Изучение дислексии показало, что дислектики:
- имеют широкий кругозор;
- любопытны в отношении явлений окружающего мира;
- имеют отличное воображение;
- обладают развитой интуицией;
- могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.
Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.
Ранние признаки
Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.
К категории можно отнести:
- изменение порядка букв при составлении слов;
- нежелание читать вслух и писать сочинения;
- изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
- затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
- путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
- невнимательность;
- плохая память;
- затруднения с выполнением простейших указаний;
- неуклюжий захват ручки;
- затруднения в изучении правописания и принципов чтения.
В дошкольном возрасте
- Позднее начало развития речи.
- Затруднения в произношении и изучении слов.
- Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово
- Проблемы в общении со сверстниками.
- Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
- Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.
Младшая школа
- Проблемы с декодированием слов.
- Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
- Транспозиция и инверсия при зачитывании.
- Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
- Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
- Затруднения в запоминании фактов.
- Нарушенная координация движений.
- Импульсивность и неловкость.
- Медленное освоение новых навыков.
Средняя школа
- Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
- Упорное нежелание читать вслух и писать.
- Плохая память, что влияет и на планирование.
- Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
- Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
- Плохо читаемый почерк.
- Затруднения с произношением и написанием слов.
Старшая школа
- Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
- Недостаточный навык письма.
- Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
- Неправильное произношение слов.
- Плохое восприятие информации.
- Плохая память.
- Медленная скорость работы.
- Затруднения в приспособлении к любым изменениям.
Дислексия у взрослых
- Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
- Плохая память, невнимательность и рассеянность.
- Труднопонимаемое произношение.
- Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
- Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
- Проблемы с планированием и организацией своего времени.
- Слабые организационные навыки.
Лечение раздвоения личности
Болезнь раздвоение личности нуждаются в комплексном воздействии с применением лекарственных препаратов. Зачастую лечение раздвоения личности занимает довольно продолжительное время. Нередко люди с раздвоением личности находятся под врачебным наблюдением практически всю жизнь.
Из медикаментов чаще назначают:
— антидепрессанты, например, Прозак;
— транквилизаторы, например, Клоназепам.
Медикаментозное лечение необходимо назначать с особой осторожностью, так как у больных диссоциативным расстройством риск привыкания гораздо выше, нежели у пациентов с иными заболеваниями. При этом препараты подбираются индивидуально
Перед назначением любого вида терапии, необходимо провести всестороннее обследование
При этом препараты подбираются индивидуально. Перед назначением любого вида терапии, необходимо провести всестороннее обследование.
Диагностика проводится по следующим критериям:
— индивид обладает двумя различными личностями, каждая из которых характеризуется собственным отношением к любой ситуации и среде в целом;
— индивид не в состоянии вспомнить персональную важную информацию;
— состояние раздвоение не спровоцировано приемом алкогольных напитков, наркотических веществ либо иных токсических веществ.
Кроме этого важно исключить:
— опухолевые процессы головного мозга;
— стрессовое расстройство посттравматического характера;
Синдром раздвоения личности требует своевременного лечения, поскольку больной субъект неизменно будет накапливать внутри себя психологическую напряженность, вследствие чего откажется от собственного «Я», при этом он устойчиво испытывает эмоциональный стресс. Нервные расстройства, в свой черед, становятся со временем причиной таких недугов, как язва желудка, бронхиальная астма, и множества других. Еще одной опасностью описанного расстройства является употребление наркотических веществ или чрезмерное увлечение алкогольными напитками.
Раздвоение личностной идентичности провоцирует жизненные кризисы, вследствие чего создает основательные препятствия для продвижения по службе и может полностью уничтожит планы на будущее.
Помимо медикаментозного лечения также применяют:
— гипноз и современную психотерапию.
Основополагающая роль в лечении синдрома раздвоения личности принадлежит окружению пациента. Поэтому не рекомендуется разговаривать или шутить с ним как с больным человеком, поскольку он уверен в собственном психическом здоровье. Психотерапевтическим лечением должен заниматься врач, специализирующийся именно на данной патологии и имеющего опыт в терапии диссоциативных расстройств, поскольку сегодня болезнь раздвоение идентичности еще недостаточна изучена. Кроме этого опыт в излечении данной патологии особенно необходимы, когда проявления заболевания выражаются проблемами в определении личной идентичности.
Психотерапевтическое лечение состоит в устранении из сознания индивидуума травмирующего события, ставшего причиной заболевания.
Так как клинический гипноз характеризуется связью с диссоциативным состоянием, то вследствие этого он зарекомендовал себя довольно эффективным методом, применяемым в качестве так называемого «блокирования» альтер личностей. Другими словами, при помощи гипноза можно как бы закрыть созданные личности.
Также с успехом может применяться когнитивная психотерапия, психодинамическая и семейная психотерапия.
К сожалению, сегодня не существует психотерапевтического метода лечения, который справился бы с данной патологией полностью. В основном все терапевтические методы могут лишь ослабить клинические проявления данного заболевания.
Основные методы профилактики раздвоения идентичности состоят:
— в своевременном обращении к специалистам при появлении первичных признаков недуга, даже самых незначительных;
— систематическое посещение психотерапевта по завершению курса терапии;
— прекращение приема алкогольных напитков, наркотических и медикаментозных препаратов без врачебного назначения.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Симптомы и признаки
Болезнь «Раздвоение личности» проявляется в виде:
- частичного «стирания» текущих событий из памяти (больные не помнят себя в периоды доминирования «выдуманных сущностей»);
- изменениями поведения (пациенты совершают поступки им не свойственные);
- резких перепадов настроения, мимики, голоса.
Синдром расстройства множественных личностей выражается в образовании подсознанием нескольких образов собственного «Я», причем они могут разительно отличаться друг от друга: иметь другую половую принадлежность, любой возраст, национальность.
При этом заболевании личности могут быстро сменять одна другую, что выражается внешне в преображении пациентов – они удивительно точно «имитируют» манеры и стиль речи каждой новой личности. Если только слушать таких людей, без возможности визуально наблюдать за ними, может сложится впечатление, что в помещении находятся два разных человека. А в некоторых случаях «личности» еще и общаются между собой, выясняя отношения или обсуждая «общие» дела, они могут испытывать одностороннюю или взаимную симпатию, или ненависть к друг другу.
Прогрессирование болезни проявляется в «размножении» новых личностей, стремительном отдалении от реального «Я» и погружении в вымышленный персонаж.
Переход от одной личности к другой носит регулярный характер, а периоды «пребывания в образе» могут сильно отличаться по времени и занимать от нескольких минут до нескольких недель.
У мужчин
Раздвоение личности у сильного пола часто возникает на фоне сильных потрясений и выявляется:
- у участников боевых действий, антитеррористических операций;
- у переживших сексуальное насилие;
- у мальчиков, которых не любила или обижала мать;
- у перенесших тяжелые травмы;
- у страдающих хроническим (длительным) алкоголизмом, наркоманией.
Частым проявлением расстройства у мужчин является агрессивное, девиантное и асоциальное поведение. В измененном состоянии сознания они наделяют выдуманные личности притягательными для себя качествами: мужественностью, силой, бесстрашием, авантюризмом, воинственностью.
Эпизоды «замены» личности могут нести в себе и сексуальную подоплеку, зажатые и неактивные мужчины становятся раскованными брутальными самцами и отправляются завоевывать женщин.
Многие пациенты даже не догадываются о своей болезни и тем более не знают, как называется этот недуг, пока близкие люди не расскажут им о наблюдаемых переменах в их жизни и поведении.
У женщин
В современных условиях болезнь нередко выявляется у молодых и зрелых дам, это связано с ритмом жизни. Женщина должна совмещать интенсивную профессиональную деятельность, материнство и роль хозяйки дома, многие не выдерживают физического и психологического напряжения и «ломаются»
Как слабому полу понять, что началось диссоциативное расстройство, и пора обратиться к специалисту?
1. Если есть ощущение потери контроля над собственным поведением, чувство дезориентации и опустошенности; 2. Если обнаруживаются необычные «открытия» в быту: одежда неподходящего стиля, кулинарные блюда (не любимые), перестановка мебели; 3. Если изменилось отношение окружающих людей (настороженные взгляды, избегание встреч или телефонных разговоров).
Что провоцирует / Причины Диссоциативного расстройства:
Диссоциация (раздвоение) – это механизм, позволяющий разуму разделять или делить на части конкретные воспоминания или мысли обычного сознания. Эти раздвоенные подсознательные мысли не стираются. Они могут повторно спонтанно всплывать в сознании. Их оживляют пусковые механизмы (триггеры), тригерами могут служить объекты и события, окружающие человека во время травматического события.
Диссоциативное расстройство идентичности, как считается, вызывается совокупностью нескольких факторов: непереносимый стресс, способность к диссоциации (включая способность отделять свои воспоминания, восприятия или идентичность от сознания), проявление защитных механизмов в онтогенезе и — в период детства — недостаток заботы и участия в отношении ребёнка при травматическом опыте или недостатке защиты от последующего нежелательного опыта. Дети не рождаются с ощущением унифицированной идентичности, последняя развивается, основываясь на множестве источников и переживаний. В критических ситуациях детское развитие встречает препятствия, и многие части того, что должно было быть интегрировано в относительно унифицированной идентичности, остаются сегрегированными.
Процесс диссоциации (раздвоения) — это серьезный и длительный процесс с большим спектром действия. Если у пациента (клиента) наблюдается диссоциативное расстройство, это не значит, что это у него проявление психического заболевания.
Умеренная степень диссоциации может наступить в следствии стресса; у людей, которые длительное время провели без сна, получили дозу «веселящего газа», во время стоматологической операции или перенесли незначительную аварию, — часто получают короткий диссоциативный опыт. Еще один простой пример диссоциативного расстройства – человек, порою бывает так всецело заинтересованный книгой или фильмом, что окружающий мир и промежуток времени проходят мимо него незаметно. Известна диссоциация, связана с гипнозом, который в свою очередь включает в себя временное изменение состояния сознания.
Люди часто испытывают диссоциативный опыт в ходе исповедования религии (находясь в особых трансовых состояниях), или других групповых или индивидуальных занятиях (медитативные практики, высшая ступень аутогенной тренировки). Эти случаи не стоит воспринимать как «частые/обычные», рассматривая Украину.
Умеренные или сложные формы диссоциации наблюдаются у лиц с травматическим опытом жестокого обращения в детстве, участников боевых действий, разбойных атак, пыток или при перенесении природного бедствия, автокатастрофы. Диссоциативные симптомы могут развиться у пациентов с ярко выраженными проявлениями посттравматического стрессового расстройства, или с расстройствами, которые образовались в ходе соматизации (болезни внутренних органов, в результате психологических конфликтов).
Североамериканские исследования показывают, что 97-98 % взрослых с диссоциативным расстройством идентичности описывают ситуации насилия в детстве и что факт насилия может быть задокументирован у 85 % взрослых и у 95 % детей и подростков с расстройством множественной личности и другими сходными формами диссоциативного расстройства. Эти данные указывают на то, что насилие в детстве выступает в роли главной причины расстройства среди североамериканских пациентов, тогда как в других культурах большую роль могут играть последствия войны или природной катастрофы. Некоторые пациенты могли не испытывать случаев насилия, но пережить раннюю потерю (например, смерть родителя), серьёзную болезнь или другое крайне стрессовое событие.
Развитие человека требует от ребёнка способность успешно интегрировать различные виды комплексной информации. В онтогенезе человек проходит ряд стадий развития, в каждой из которых может быть созданы различные личности. Способность генерировать множественные личности наблюдается или проявляется не у каждого ребёнка, претерпевшего насилие, потерю или травму. Пациенты с диссоциативным расстройством идентичностью обладают способность легко входить в трансовые состояния. Такая способность в соотношении со способностью диссоциироваться, как считается, выступает в качестве фактора для развития расстройства. Как бы то ни было, большинство детей, обладающих этими способностями, также имеют нормальные адаптивные механизмы и не находятся в таком окружении, которое может вызвать диссоциацию.