Нормы и отклонения развития фонематического слуха у детей, методика его формирования

Нарушение слухового восприятия

В процессе развития ребенка слуховое восприятие проходит несколько этапов становления и далее служит фундаментом для речи и познавательного развития.

На каждом из этапов развитие слуховой функции (прошу не путать с физическим слухом, сейчас я говорю о том, как уже в мозге происходит обработка слухового сигнала) может нарушаться. Причем если нарушился один этап – то все последующие будут как падающие домино развиваться дефицитарно.

Может страдать:

  • Обработка слуховых импульсов на подкорковом уровне (это видим на вызванных потенциалах). В таком случае в кору попадает уже неадекватный сигнал с потерей качества и скорости. Такие дети не сразу откликаются на имя, не реагируют на громкие звуки (не вздрагивают, не оборачиваются либо их реакция заторможена);
  • Восприятие неречевых шумов в рамках вторичных полей височной области правого полушария (это еще доречевой этап, когда ребенок не в состоянии соотнести звучание предмета с самим предметом или отранжировать от самого тихого к самому громкому звучанию);
  • Специализация полушарий по речи (то есть ребенок уже начинает произносить звукоподражания, но они очень реалистичные и не включают фонемы речи);
  • Восприятие собственно речи (это и есть слуховая речевая агнозия в чистом виде) на уровне вторичной коры височной зоны левого полушария (здесь при нарушении могут сохраняться эхолалии после 2 лет, ребенок не понимает обращенную речь, но хорошо справляется с заданиями с визуальной подсказкой; часто такие дети не имеют произвольной речи, но могут отраженно повторить слова; в более легких случаях есть нарушения на уровне кинетического праксиса – то есть ребенок говорит один слог, или переставляет слоги при попытке речи);
  • Языковой уровень – третичная кора левого полушария (здесь уже нарушается соотнесение самого слова с полем его смысловых значений, грамматика, нарушается мышление).

И степень нарушения также может быть различной (поэтому предлагаю здесь разделить на агнозию как полную несформированность и дисгнозию как частичную несформированность).

Достаточно часто при несформированности слухового восприятия речь у ребенка все же появляется, и родители не замечают проблем лет до 5-6, пока ребенок не начинает сильно отставать в познавательном развитии. При обследовании такого ребенка выясняется, что слуховой речевой гнозис сформировался неполноценно, и все последующие функции, которые в своем развитии опираются на него, вторично пострадали. Например, ребенок может не запоминать на слух более 2-3 слов, не понимать предлоги, смысл короткого рассказа. Не может понять глаголы, которые выходят за рамки повседневных действий (например, «мама гладит белье»). Не помнит названий дней недели, времен года, основных цветов, хотя их постоянно с ним разучивают. Не может подобрать обобщающие понятия («инструменты», «транспорт»). Не понимает смысл абстрактных слов, не имеющих четкого предметного соотнесения (например, «лишний», «одинаковый», «равный» и др.).

Для того, чтобы скорректировать нарушения слухового восприятия, нужно провести подробную диагностику, выявить, в каком «месте» пошел сбой, «откатиться» на тот уровень и детально проработать его и все последующие, вышестоящие этапы. Работать на том уровне, где уже есть очевидные проблемы, будет малоэффективно, ведь не сформирован «фундамент».

Коррекционная работа с детьми с ФФН

Если по результатам психолого-медико-педагогического обследования речи поставлен диагноз ФФН, то воспитанник будет направлен в логопедическую группу для коррекции и устранения выявленной проблемы. Если это произошло своевременно и у малыша легкая или средняя степень ФФН, то есть все шансы устранить нарушения к концу дошкольного возраста.

Логопедическая работа с детьми, страдающими задержкой в развитии фонематического восприятия и слуха, проводится систематически в рамках коррекционной программы ДОУ. Индивидуальная работа, в зависимости от специфики нарушений, ведется по следующим направлениям:

  1. Понимание обращенной речи.
  2. Различение речевых и неречевых звуков: на этом этапе, в зависимости от возраста, могут использоваться музыкальные инструменты, прослушивание звуков природы и ее явлений (журчание воды, щебет птиц, гром, дождь и др.), бытовые шумы (стук в дверь, звуки работающих приборов, телефонный звонок).
  3. Коррекция восприятия схожих по произношению, но разных по значению слов (бабочка – бабушка).
  4. Различение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком (лук – люк, полка – палка, сорока – морока).
  5. Работа над заменой и дифференциацией парных звуков (б-п – бочка − почка, з-с – коза − коса).
  6. Развитие умения определять слоговую и звуковую структуру слова.

Игры на развитие фонематического слуха для младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте для развития фонематического восприятия и слуха используют игры:

  • На формирование понимания обращенной речи − выполнение поручений.
  • Игры на подражание: игры с движениями «Делай, как я»,  «Повторяй за мной» (например, педагог предлагает детям попрыгать как зайчики, затем потопать, как медведи, первоначально показывая детям и выполняя вместе с ними соответствующие движения). «Кто, как здоровается (кошка – мяу, корова – му и т. д.)». От предыдущих игр отличается тем, что активно используется речь самого ребенка, а не только педагога.
  • С музыкальными инструментами, ширмой и др.: «Угадай, что играет», «Громко − тихо», «Откуда слышен стук».

Игры для детей среднего дошкольного возраста

Детям среднего дошкольного возраста можно предложить игры посложнее:

  1. «Найди пару»: малышам предлагается найти одинаковые коробочки, но не по внешним признакам, а по звучанию. Чтобы оформить такую игру, понадобятся одинакового размера и из одного и того же материала коробочки. Отлично подойдут железные емкости из-под канцелярских кнопок, либо «желтки» от киндеров.  В них до половины засыпаем крупы или другие сыпучие вещества (сахар, соль, перец, макароны). Должно получиться по две баночки с одинаковой начинкой, при этом на вид они отличаться друг от друга не будут. Чтобы найти пару, ребенку нужно на слух определить, какие баночки «звучат» одинаково.
  2. Активно используются дидактические игры на развитие слогового анализа слова. Игра «Эхо»: ребенок повторяет сначала все слово за педагогом, затем убирает первый слог, второй и в конце называет только последний (например, паровоз − ровоз − воз). Если дети затрудняются, можно сначала попробовать давать короткие слова с открытым ударным последним слогом (пример: лиса – са, сова – ва).

Для формирования фонематического восприятия такой части слова, как слог, подойдут обучающие игры и упражнения «Доскажи словечко», «Назови, какое слово получилось», «Посчитай, сколько слогов в слове» и т. п.

Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте ребенку предлагают задания на восприятие звука, определение его характеристики и места в слове. Сначала дают более легкие игры, где ребенку необходимо дифференцировать звук в изолированном звучании или в слоге, затем уже и в словах:

Игра «Поймай звук» подойдет для закрепления умения слышать и различать определенные звуки. Например, логопед попросит ловить звук «Л», сначала называет детям цепочку изолированных звуков «р – о – с – л», когда назван заданный звук, ребята должны успеть хлопнуть в ладоши (как бы «поймать» его).  То же самое в слогах и словах («са – ко – мы – ли»)

Эта игра поможет сформировать слуховое внимание и восприятие.
Игры на определение места звука в слове (в начале и в конце): «Найди ошибку», «Что перепутал автор», «Придумай слово с заданного звука».

Если к началу поступления в школу все будет исправлено, то к 6-7 годам дети смогут даже выполнять фонетический разбор слова.

На фронтальных и индивидуальных занятиях с логопедом, в режимных моментах, на прогулке, при вовлечении в малоподвижные игры, например, «Угадай, кто позвал», происходит непрерывная коррекционная работа по устранению фонетико-фонематических нарушений у воспитанников речевой группы.

Ход игры.После слов ведущего:

— Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов,например:

на звук — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки — — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.

«Повтори и прибавь»

Цели: развивать слуховое внимание, память. Ход игры

Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов,например: на звук —

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов,например: на звук —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память. Ход игры

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова,например: , — ПА; , , — НОС

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова,например: , — ПА; , , — НОС.

«Скажи наоборот».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память. Ход игры

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

ПА — АП АП — ПА

ПО — (ОП) ОП— (ПО)

ПУ — (УП) ЫП — (ПЫ)

ПЭ— (ЭП) УП— (ПУ)

ПЫ — (ЫП) ЭП — (ПЭ)

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА — ПЯ ПЯ — ПА

ПУ —. (ПЮ) ПИ —. (ПЫ)

ПЭ—. (ПЕ) ПЮ—. (ПУ)

ПО—. (ПЁ) ПВ—. (ПО)

ПЫ —. (ПИ) ПЕ —. (ПЭ)

Звуковая зарядка

Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков

Нарушение фонематического слуха

Фонематический слух – это способность различать фонемы языка, а именно анализировать и синтезировать их, что выражается в понимании смысла речи, сказанной на определённом языке. Фонемы представляют собой самые малые единицы, их которых состоит любой язык; из них состоят структурные составляющие речи – морфемы, слова, предложения.

При восприятии речевых и неречевых сигналов имеются различия при работе системы слуха. Неречевой слух представляет собой возможность человека воспринимать и обрабатывать неречевые звуки, а именно музыкальные тона и различные шумы. Речевой слух представляет собой способность человека воспринимать и обрабатывать звуки человеческой речи родного или иного языков. В речевом слухе выделяется фонематический слух, с помощью которого различаются фонемы и звуки, отвечающие за смысловую нагрузку языка, что человеку анализировать отдельные звуки речи, слоги и слова.

Нарушения фонематического слуха встречаются у детей и взрослых. Причины нарушения фонематического слуха у детей нижеследующие:

  1. Отсутствие сформированности акустических образов отдельных звуков, при которой фонемы не могут различаться по звучанию, что вызывает при говорении замену одних звуков другими. Артикуляция оказывается недостаточно полноценной, поскольку не все звуки ребёнок может выговорить.
  2. В некоторых случаях у ребёнок может артикулировать все звуки, но при этом, не умеет различить, какие звуки ему нужно выговорить. При этом одно и тоже слово может произноситься ребёнком по-разному, поскольку фонемы смешиваются, что носит название смешения фонем или взаимозамены звуков.

При нарушениях речевого слуха у ребёнка появляется сенсорная дислалия, что означает невозможность правильно произносить звуки. Выделяют три формы дислалии:

  • акустико-фонематическую,
  • артикуляторно-фонематическую,
  • артикуляторно-фонетическую.

Акустико-фонематическая дислалия отличается наличием дефектов оформления речи с помощью звуков, что вызвано невозможностью полноценно обработать фонемы языка из-за аномалий в сенсорном звене системы восприятия речи. При этом, необходимо отметить, что у ребёнка не имеется нарушений слуховой системы, то есть отсутствует тугоухость или глухота.

Нарушение фонематического слуха у взрослых обусловлено локальными поражениями головного мозга, а именно:

  • сенсорной височной афазией,
  • сенсорной афазией ядерной зоны звукового анализатора.

Лёгкие случаи сенсорной височной афазии характеризуются пониманием отдельных слов или коротких фраз, особенно тех, которые употребляются каждодневно и относятся к постоянному распорядку дня больного. При этом наблюдается расстройство фонематического слуха.

Тяжёлые случаи сенсорной афазии характеризуются полным непониманием речи больным человеком, слова перестают для него иметь смысловую нагрузку и превращаются в сочетание непонятных шумов.

Сенсорная афазия, выраженная в поражении ядерной зоны звукового анализатора не только приводит к нарушению фонематического слуха, но и к тяжёлому расстройству речи. В результате чего появляется невозможность различия звуков устной речи, то есть понимать речь на слух, как и других речевых форм. У таких больных отсутствует активная спонтанная речь, затруднено повторение услышанных слов, нарушено письмо под диктовку и чтение. Можно сделать вывод, что вследствие нарушения фонематического слуха патологически трансформируется вся система речи. При этом у данных больных музыкальный слух сохранён, как и артикуляция.

Что такое фонетический слух

Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют

Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т

е. звуков. Это умение представляет собой навыки:

  • узнавания;
  • сравнения;
  • повторения элементов, из которых состоят слова.

Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.

Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)

Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе – «не дружить». Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. п.

Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.

Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У — руки вытянуть вперед.

Звук О —руки поставить на пояс.

Звук И —руки поднять вверх.

Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим — это звуки. А много ли звуков мы можем различить?

Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?

УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п. ; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Собери предметы,которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

РАЗВЕДЧИК

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай,что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

ИГРА В КОМАНДЕ

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.

МОРЗЯНКА

Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК

Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь — тебе водить.

УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ

Угадай,кто это произносит:

— Московское время 5 часов 10 минут.

— Налить вам еще чаю?

— Открой рот и скажи «А-а».

— Раз, два, три, водишь ты!

— Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков.

— Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — «Детский мир»

ЧТО ЭТО?

На диске записаны звуки. Угадай, что именно.

а)В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку, скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.

б)Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.

в)Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук пролетающего самолета, пение птиц.

г)Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в кафетерии.

ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?

Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.)

ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА

Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква.Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв.Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.

1. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми.

2. Хватцев М. Е. Основы логопедии.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Какие упражнения можно делать с детьми

При смешении оппозиционных (парных) согласных делаем нижеследующие упражнения (строго в режиме «услышали – произнесли – отличили – записали»). 

Включаем как можно больше жестов, движений и телесных ощущений.

  1. «Почувствуй разницу». Здесь нужно добиться понимания, что звонкие звуки произносятся с голосом, глухие – без голоса. Можно класть ладошку на гортань и чувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких звуков и отсутствие вибрации – при произнесении глухих. Например, – дрожит под ладошкой, – не дрожит; – дрожит, – не дрожит и т. д.      
  2. «Плюс и минус». На одной карточке рисуем знак «+» (звонкий звук – плюс голос), на другой карточке – знак «–» (глухой звук – минус голос). Произносим слова, которые начинаются на звонкие и глухие согласные. Ребенок повторяет слово и поднимает соответствующую карточку.
  3. «Узнай наощупь». На плотный лист картона наклейте кусочки разных по текстуре материалов. В их названиях должны присутствовать парные согласные. Например: б – бархат, п – пенопласт, пластилин; в – вата, вельвет, ф – фланель; г – гофрированная (глянцевая) бумага, к – картон; д – дерево, дерматин, т – тесьма; ж – железо, наЖдак, ш – шелк; з – зеркальце, реЗина, с – ситец. Ребенок называет материалы и одновременно ощупывает их. Позже это упражнение выполняется с закрытыми глазами.   

При пропусках букв и слогов основное упражнение – звуковой разбор с фишками. Именно с него начинается обучение грамоте. Учителя начальной школы это хорошо знают

Здесь важно не опираться на буквенную запись слова. Ребенок должен слышать и произносить слово

Звуки выкладываются цветными фишками (кружками, квадратиками): гласный – красный, мягкий согласный – зеленый, твердый согласный – синий. Можно добавить ударный гласный – красную фишку большего размера. Желтая фишка «колокольчик» – для выделения звонкого звука. 

Обычно такой разбор с фишками заканчивается в первом классе. Дальше идет запись звуков транскрипцией. Считаю, что рановато. Во втором классе и даже частично в третьем лучше почаще использовать фишки. Это подмога детям с ФФНР. 

«Бухгалтер»

Упражнение помогает удержать в памяти звуковую и буквенную структуру слова, концентрировать внимание, мысленно прописывать слова. . Учитель называет слова с одинаковым количеством букв

Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенную по счету букву в каждом слове. Например, при инструкции «стол, шарф, 4-я буква» нужно ответить «л, ф»

Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенную по счету букву в каждом слове. Например, при инструкции «стол, шарф, 4-я буква» нужно ответить «л, ф».

Количество слов варьируется от 2 до 4, количество букв – от 3 до 7.

При перестановке букв и недописывании слов полезно упражнение «Арабское письмо». Детям оно очень нравится.

Под диктовку нужно записать слова задом наперед и с правой стороны строчки. «Мед» – «дем», «юбка» – «акбю» и т. п. Начинаем с коротких слов, заканчиваем предложениями. «Я люблю сок» – «кос юлбюл Я».

На самом деле подобные упражнения есть в арсенале учителей начальной школы. В первом классе они используются часто, потом на них не хватает времени из-за объема программного материала. А детям с нарушением фонематического слуха их нужно много. Поэтому необходима целенаправленная индивидуальная работа, которую учитель обеспечить физически не может. На помощь ребенку должны прийти специалисты и, конечно, родители. В домашних условиях тоже можно и нужно заниматься коррекцией нарушений (по рекомендациям и заданиям логопедов и нейропсихологов).

При создании статьи я опиралась на работы А. Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1) и «Основы нейропсихологии» (2); А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой «Русский язык. Пишем грамотно» (3).

P.S. Пока сочиняла статью, мама моей ученицы с «наотюмротом» попросила меня позаниматься с девочкой дополнительно. Вот и попробую применить сама все, что вам насоветовала.

Зачем развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

•    ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);

•    ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

В каком возрасте начинать занятия?

Процесс развития фонематического слуха у детей индивидуальный. Бывает, что ребенок начинает прекрасно улавливать звуки и говорить в 1,5–2 года. Но чаще активное формирование приходится на возраст 4 года и продолжается до 5–6 лет. При этом наиболее чувствительным, значимым периодом развития остаются первые годы жизни.

Если до 2 лет с ребенком разговаривать правильно, не сюсюкая, читать понятные ему стихи, учить чистоговорки, то риск нарушений фонематического слуха уменьшается в разы. Иными словами, проводить занятия можно с самого раннего дошкольного возраста. Существует масса упражнений и игр на развитие фонематического слуха у детей 1 года, 2-3 лет и старше. В каждом случае подбираются задания, соответствующие возможностям малыша.

Важно. Оптимальное время для развития фонематического слуха – дошкольный возраст

Дальше решать имеющиеся проблемы будет все сложнее, а после 9 лет практически невозможно.

Пятый этап

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

•    «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

•    «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка или ветра (с-с-с).

•    Можно поиграть с малышом наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector