Ребенок 2-3 лет не разговаривает

Содержание:

Темповая задержка развития речи

Вывести ребенка из состояния темповой задержки речи поможет коммуникативный «толчок». Им служит общение с говорящими сверстниками, речевые игры и упражнения, занятия с логопедом, которые помогают детям развивать речь.

Львиная доля работы по развитию речи малыша ляжет на самих родители. Именно они являются лучшими учителями для своего чада.

Темповая задержка поддается коррекции родителями самостоятельно. Достаточно подойти к работе ответственно и уделить занятиям с детьми несколько часов в день.

Приемы и упражнения:

  • Не используйте телевизор в качестве шумового фона, так как это негативно влияет на речевое развитие крохи.
  • Играйте в дидактические игры. Сюда относятся сортеры, кубики, разрезные карточки, вкладыши.
  • Читайте ребенку книги, стихи, потешки, сказки перед сном.
  • Пойте детские веселые песенки, колыбельные на ночь.
  • Рассматривайте с малышом изображения животных, рассказывайте о них.
  • Просматривайте вместе мультипликационные фильмы, проговаривая имена персонажей, действия героев.
  • Давайте пить жидкость (компоты, соки, молочные коктейли) из трубочки. Это укрепит мышцы рта и облегчит процесс воспроизведения слов.

Чего категорически не стоит делать по отношению к малышу:

  • Сравнивать своего ребенка с чужими говорящими детьми друзей, родственников, соседей. Помните, что ваш малыш уникален и развивается по своему индивидуальному графику.
  • Закрывать глаза на существующую проблему. Если у малыша все-таки присутствуют признаки задержки речевого развития, не стоит пускать ситуацию на самотек, нужно немедленно посетить специалиста.
  • Зацикливаться. Когда дети в 2 года еще не начали говорить, мамы впадают в отчаяние. Все их мысли заняты одним: как заставить ребенка говорить?

Основные причины болей в тазобедренном суставе

Причинами и провоцирующими факторами появления неприятного симптома могут быть:

  • артрит – ювенильный ревматоидный, остеоартрит, псориатический, ревматоидный, септический;
  • травмы различного характера – бурсит, вывих, перелом, повреждение, ушиб, тендинит;
  • защемление нервных волокон или пучков – вертеброгенная парестетическая мералгия Бернгардта-Рота, сакроилеит, ишиас, люмбаго;
  • заболевания онкологического характера – рак с метастазами, остеосаркома, лейкоз;
  • развитие аваскулярного некроза головки бедренной кости;
  • синдром Легга-Кальве-Пертеса;
  • развитие остеомиелита;
  • развитие остеопороза;
  • наличие синовита.

Болевой синдром может появляться при наличии патологий или заболеваний мышечного аппарата. Каждая мышца оказывает определенное влияние на работу суставного аппарата.

Если возникает гипертонус или гипотонус, это мешает равномерно распределять нагрузку на сустав. Мышцы одной группы становятся слишком напряженными, а другой группы – слишком расслабленными. В результате сбоя в мышечном тонусе в участке бедра также может появляться боль определенной интенсивности. Обычно она непродолжительная, после смены положения тела или при отдыхе проходит самостоятельно.

Может также быть иррадиирущая боль. Она появляется, как симптом одного из заболеваний позвоночного столба, паха (грыжа). Также вызвать боль в тазобедренном суставе могут системные патологии – миалгия, спондилоартрит.

Как развивать речь ребенка в 2 года

Полезные советы

Так что же делать, если ребенку два года, а он не разговаривает? Учим разговаривать и создаем дома благоприятную речевую среду. Как?

Вот несколько советов:

  1. Превратитесь в радио. О чем говорить? Обо всем. Что делаете, что собираетесь сделать, о своем настроении, о том, что происходит вокруг. Озвучивайте каждое свое действие.
  2. Показывайте малышу разные игрушки и предметы домашнего быта. Четко называйте их, давайте потрогать, опишите их цвет, размер и другие качества. Например, это мячик, на нем нарисованы зверушки, потрогай, какой он гладкий и тугой, он умеет прыгать, хочешь попрыгать вместе с ним?
  3. Вовлекайте ребенка в разговор. Задавайте вопросы, не спешите подсказывать ответы; создавайте ситуации, когда ему надо что-то говорить; притворитесь, что вы чего-то не знаете и вам нужна помощь.
  4. Много читайте. Сказки, потешки, стишки по возрасту включают воображение и как нельзя лучше способствуют тому, чтобы развить речь у ребенка.
  5. Рассматривайте яркие иллюстрации, сочиняйте на ходу сюжеты к ним, подключайте к обсуждению маленького молчуна или молчунью. Где спрятался дятел, покажи? А у ежика что на иголках? Грибочки. Где же он их насобирал? Давай тоже поищем!
  6. Тренируйте пальчики. Для этого выполняйте специальную гимнастику или играйте. Как вам закручивание-завинчивание крышек, строительство пирамид, развешивание носовых платков с использованием прищепок, перекладывание макарон из одной миски в другую, лепка, рисование?
  7. Почаще бывайте с ребенком на природе. Собирайте камешки, шишки, желуди, пересыпайте песок, смотрите на облака, любуйтесь цветами, слушайте, как ветер шумит в кронах деревьев и поют птицы. Эмоциональное восприятие окружающего мира расширяет возможности человека в преодолении многих проблем.
  8. Организуйте общение с ровесниками. Ходите на детские площадки, приглашайте ребятишек в гости, делайте визиты сами, чтобы стимулировать речь ребенка.
  9. Защитите малыша от воздействия стрессов. Возьмите в этом ответственность на себя.
  10. Не торопите события, не раздражайтесь из-за молчания и, тем более, не пытайтесь заставить ребенка говорить. Так можно только осложнить ситуацию. Наберитесь терпения. Всему свое время.
  11. Разрешайте познавать малышу окружающий мир, находясь рядом. Подстраховывая, помогая, подсказывая. Любопытство, неподдельный интерес, неравнодушие запускают глубинные созидательные процессы.

Ну что — учимся говорить дальше?

Эффективные упражнения

Попробуйте выполнить несложные упражнения для развития речи у детей 2 лет, чтобы губки, щечки, язычок стали подвижными и перестали лениться:

Разомните пальчики и поиграйте с улиткой:

Назовите мам и их детенышей, составьте предложения из 3-4 слов:

Опишите все, что здесь нарисовано:

Если следующее задание покажется сложным, просто составьте предложения по картинкам, например, зайчик обходит куст с цветами, зайчик уходит из дома:

Придумайте рассказ:

Все эти игры и упражнения, развивающие речевую активность, подойдут и тем деткам, которым почти 2 года, и тем, которые в 2 и 9 не говорят. Занимайтесь с удовольствием!

Занятия дефектолога с детьми с ЗПР

В настоящее время число детей, страдающих ЗПР, увеличивается. Необъяснимо, но мальчиков с таким диагнозом встречается больше, чем девочек. Чем раньше родители приведут ребенка на прием, будет поставлен диагноз и начнется лечение, занятия, тем больше вероятность успеха. Зачастую врачи назначают медикаментозное лечение, родители должны быть уверены, что оно поможет и не бояться этого. Врач даст совет заниматься с ребенком лично родителям, а не заменять это общение гаджетами. Удобнее ведь дать смартфон и успокоиться.

Важно! Нельзя упускать развитие личности ребенка с момента его рождения!

Часто специалисты советуют убрать множество игрушек из детской комнаты. И оставить самые полезные и любимые. В этой ситуации ребенку нужно помочь развить мелкую моторику.

Сюда входят:

  • упражнения с лепкой из пластилина;
  • вырезание простых фигур из бумаги;
  • собирание мозаики, пазлов;
  • отвинчивание крышек;
  • игра с пуговицами.

Дефектолог поможет обязательно

Все должно происходить под присмотром родителей. И только после того, как начнет развиваться моторика, за ней потянется и развитие речи.

Постановка звука «Л» — самостоятельно и с логопедом

Кто такой дефектолог, и чем он может помочь?

Специалиста, который занимается обучением, воспитанием, социализацией детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии, называют дефектологом. В детских дошкольных учреждениях есть дефектолог. Он занимается обследованием детей с целью выяснить степень познавательной и социальной активности ребенка, сформированности речи, помогает родителям организовать необходимую помощь и сам индивидуально проводит занятия групповые и индивидуальные. Его задача — скорректировать те отклонения, которые выявлены, и помочь ребенку справиться с ними, разговорить его.

Занятия дефектолога с ребенком с ЗПР направлены на повышение его познавательной активности, развитие основных психических процессов. Он строит свою деятельность с малышом таким образом, чтобы в работе были задействованы и память, и мышление, и воображение, и любознательность. Подбирает специальные игры для развития функций мелкой моторики, проводит занятия и дает рекомендации родителям.

Диагностические мероприятия

При появлении у ребенка двух с половиной лет признаков задержки речевой функции, следует прийти на прием к врачу. В зависимости от причин родителям и их ребенку нужно обратиться к неврологу, психиатру, психологу, психотерапевту, логопеду. Перед тем как попасть к узкому специалисту, нужно обратиться к педиатру (детскому врачу). Врач соберет анамнестические данные: течение беременности и родов, грудное вскармливание, травмы, стрессы, употребление родственниками алкоголя и наркотиков, инфекционные хронические заболевания. После сбора анамнеза доктор назначит необходимое обследование, которое подтвердит или исключит диагноз (заболевание).

Диагностические методики:

  • Анализ крови, мочи, ликвора, биохимическое исследование (делают в зависимости от болезни).
  • Магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, рентгенография.
  • Консультация ЛОР-врача, отоларингологическое обследование.
  • Электроэнцефалограмма.
  • Электрокардиография.
  • Нейросонография и другие обследования.

По результатам обследования у большинства малышей находят то или иное заболевание. Часто детям с ЗПРР, ЗРР назначаются медикаментозная терапия, а также логопедические занятия. Лечение начинают как можно раньше, так как промедление опасно сильными нарушениями в развитии в дальнейшем, затруднении обучения в школе, а также реализации и адаптации в социальной среде.

Невропатологи могут проводить терапию уже с 1 года, при необходимости раньше. Дефектолог работает с малышами с 2-летнего возраста. Логопеды занимаются с детьми с 4-5-летнего возраста.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика — это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи — всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
Мозаика — кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
Зарядка для пальчиков

Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
Игры со шнурками — формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей — помочь пассивную речь сделать «активной». При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить — кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Источник

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия

Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример

Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Что делать, если ребенок неправильно захватил грудь и маме больно?

Конструктивные и эксплутационные хар-ки двигателей 2110 1.5 л. и 1.6 л. Преимущества и недостатки

Во сколько лет дети должны говорить и что именно?

Прежде чем начинать бить тревогу и жаловаться, что ребенок в 4 года плохо говорит (что делать с этим, мы расскажем далее), нужно разобраться, что и во сколько лет говорят дети по нормам. Если ваш малыш четырех лет произносит невнятно некоторые слова, это еще не повод для беспокойства. Чтобы точно понять, нужна ли вам помощь, сопоставьте следующие данные с развитием вашего чада:

  1. К году малыши уже очень активно общаются, и на смену агуканью приходят односложные «дай», «гав», «на» и тому подобное и повторяющиеся слоги «ма-ма», «па-па» и так далее.
  2. К полутора годам, крайний срок к двум, словарный запас расширяется, появляются простые фразы (пусть и не четкие) наподобие «Миша будет кушать», «пойдем гулять» и так далее. Если ребенок до сих пор общается отдельными слогами, то это должно насторожить, и нужно будет посетить логопеда в первую очередь.
  3. С трех лет малыш уже простыми фразами может описать происходящее, картинку из книжки, задавать вопросы.
  4. Ребенок плохо говорит в 4 года — это когда он до сих пор не может описать картинку, составить по ней простой рассказ, описать происходящее или какое-либо явление, не умеет составлять сложные предложения и до сих пор общается самыми простыми фразами.

Если малыш хорошо говорит, но редко, он, скорее всего, просто молчун. Но может быть, проблема и в психологическом плане, давайте будем разбираться в том, почему ребенок не говорит в 4 года (совсем, или говорит, но редко) или почему он говорит плохо. По каждой причине будут предложены варианты решения проблемы.

Категория добавки:

Способы развития речи

Уже с полутора лет родители начинают расширять словарный запас ребенка. Простые приемы, используемые взрослыми в повседневной жизни, помогут быстрее психологически и физиологически подготовиться к речевой деятельности.

Перечислим основные из них:

  • Песни и стихи. Озвучивание простых стишков поможет не только развить речь, но и уловить интонацию, эмоции, сформировать устойчивые связи. Даже игра в ладушки ускорит развития. В такой форме вы еще и не навязываете ребенку занятие, сам процесс ему интересен.
  • Карточки или простые книжки. Детям нравится рассматривать картинки. Взрослые должны не только озвучивать изображение, но просить показать его. Начинать лучше с какой-то одной категории, например, животные, транспорт, профессии и пр.
  • Уточнение. Для развития речи иногда взрослые специально притворяются глупыми, чтобы ребенок донес свою мысль до него. Когда малыш показывает на любимого мишку, но при этом получает обезьянку, мячик, слона и пр., он начинает искать другие способы для объяснения своего желания.
  • Игра «Как говорят животные». Обычные вопросы о том, какие звуки произносят собаки, кошки, тигры и пр. вызывают восторг у малышей. Они с удовольствием повторяют за родителями, а потом сами используют это в речи.

Развитие мелкой моторики. На кончиках пальцев находятся рецепторы, при активизации которых затрагивается речевой центр. Поэтому лепка из пластилина, массаж пальчиков или перекладывание небольших предметов тоже скажутся на развитии речи.

Главный критерий, позволяющий развивать речь — это общение. Когда взрослые регулярно говорят друг с другом и малышом, то перенимается модель поведения. Это не единственный критерий для благоприятной обстановки, но один из главных.

Даже при наличии проблем не стоит ругать малыша за молчание, можно только поощрять его за речевую деятельность, новые слова и попытки что-то повторить. Регулярно произносите название предметов, животных, транспорта, имена родных. Читайте сказки и вместе пойте песенки, тогда вам удастся создать обогащающую речевую среду, в которой малыш быстро почувствует себя комфортно и начнет развиваться.

Как заниматься с молчунами?

Даже если ребенок будет посещать занятия логопеда или дефектолога (хотя порой это очень дорого) – родители могут и сами заниматься с малышом дома, хуже точно не будет. При этом стоит помнить, что ребенок, который не говорит, требует особенной активности от взрослого: именно ему потребуется на первых порах все проговаривать, объяснять, спрашивать и отвечать, побуждая ребенка включаться в беседу.

Важно учитывать и возрастные особенности работы с двухлетками

Они познают мир с помощью подражания взрослым, поэтому и все игры для речевого развития ребенок будет осваивать именно на примере взрослого.
Обучение такого малыша необходимо строить в игровой форме, позволяющей затронуть положительные эмоции – ведь именно они делают возможным обучение в этом возрасте.
Для закрепления навыка нужно многократное повторение.
В играх необходимо пользоваться только таким материалом, содержание которого соответствует опыту ребенка (он это видел и в состоянии понимать). Новый материал нужно вводить только после того, как ребенок познакомится с ним – вживую или на картинках. Например, городские детки часто не знают, кто такие куры и цыплята, а деревенские – что такое троллейбус или трамвай.
Изучение материала должно происходить от простого к сложному. На начальном этапе задания должны полностью соответствовать тому, что сейчас умеет ребенок

Каждую новую задачу перед ним ставят только после того, как он справляется с предыдущей.
Игры должны быть кратковременными, от 5 до 15 минут, ведь внимание ребенка 2 лет сложно удерживать дольше.
Для лучшего усвоения информации игра всегда должна иметь обозначенные начало, середину и конец.
Занятия должны быть построены на смене видов деятельности – игр, направленных на развитие разных навыков.
Полученные навыки нужно закреплять и переносить на другие занятия и в повседневную жизнь.
Малышам необходима постоянная похвала за малейшие успехи.

Что делать если ребенок не говорит

Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.

Советы логопедов

  1. Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
  2. Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
  3. Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
  4. Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
  5. Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
  6. Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
  7. Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
  8. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
  9. Учите малыша правильно дышать. Правильное речевое дыхание поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
    Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.

Упражнения для развития речи в 2 года

Дыхательные упражнения.

Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.

«Подуй на снежинку»

Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.

«Бабочка»

Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.

«Кораблики»

Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.

Упражнение на развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик»

Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.

Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.

Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

«Слоненок»

Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.

Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.

Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

Игры на развитие моторики

Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.

Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.

Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи

Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу

Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий. Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить

Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.

https://youtube.com/watch?v=p9jcZ98M_H0

Мнение докторов

Известный педиатр Комаровский утверждает, что большинство детей начинают произносить звуки и буквы со смыслом в возрасте 1 года. Но есть абсолютно здоровые дети, которые не спешат говорить. Большую роль играют особенности темперамента, что является генетически обусловленным. Спокойные дети долгое время принимают наблюдательную позицию, созерцая мир вокруг. Лишь после подробного изучения окружающего они начинают высказывать свою точку зрения.

Позднее начало говорения еще не является признаком умственной отсталости. Действительно, дети с нарушением умственного развития склонны к позднему началу выражения своих мыслей. В то же время раннее появление речи еще не говорит об отсутствии умственной отсталости.

Памятка родителям неговорящих детей

Повторю основные моменты, на которые следует обратить внимание родителям. 1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины

1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины.

2 Осознать, что ребенок — это самостоятельный, отдельный человек. Пусть он еще маленький и зависимый, но уже отдельный. Хорошо, если у ребенка будет свое пространство — комната или хотя бы кроватка. Мама может оставлять его с другими членами семьи, оставлять в детском саду. Разделиться будет легче, если у мамы будут другие интересы помимо ребенка.

3 Понять, что не нужно всегда угадывать ребенка. Да, это здорово, что у вас такое взаимопонимание

Но важно поверить в ребенка, в то, что он может сам сказать, что ему нужно. Не говорите за него, не отвечайте сразу, пусть он попробует объяснить

Если ребенок еще не захотел есть, а его уже накормили, зачем ему говорить?

4 Укреплять связь с ребенком. Разговаривайте с ним, делитесь своими чувствами, эмоциями. Не говорите за него, говорите о себе. Это помогает укрепить связь, создает положительный и доверительный контакт.

5 Дать ребенку возможность проявить спонтанность и активность. Пусть у него будет место, где он сможет играть сам, двигаться так, как хочет. Рамки и границы нужны, но постарайтесь сделать так, чтобы они не превратились в постоянные одергивания и чтения нотаций по пустякам. Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что можно, а что нельзя и почему.

6 Называть чувства ребенка; рассказать, что злиться — это нормально. Говорите: «Ты злишься»; «Ты обиделся»; «Ты расстроился». Объясните причину: «Ты разозлился, потому что я не разрешила тебе съесть конфету. Но ты сегодня уже съел две штуки, больше нельзя — мы об этом с тобой договорились на прошлой неделе». Таким образом мы даем ребенку разрешение на эмоции, показываем, что у них есть свои причины, что это нормально.

7 Принимать ребенка любым, говорящим или нет, любить его, говорить с ним ласковым и нежным голосом. Создайте для него условия, где бы он чувствовал себя безопасно. Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы создать ощущение предсказуемости событий, предупреждайте его, если уходите. И конечно, говорите ему, как вы его любите, как много он для вас значит.

Норма или патология?

Развитие каждого ребенка происходит согласно индивидуальному расписанию, как и становление речи. Навык речевого общения у детей в 2 года настолько индивидуален, что может существенно различаться у сверстников, рожденных с разницей в пару месяцев. Но все детки без исключения переживают основные периоды развития речи.

Этапы и условные нормы развития речи:

  • 2-3 месяца – гуление. У малыша наблюдается реакция на голоса мамы и папы. Он начинает издавать первые звуки, отвечая по-своему на обращение родителей. На этом этапе формируется диалогическая речь.
  • 4-8 месяцев – лепет. Ребенок повторяет простейшие слоги из гласных и согласных звуков (тя-тя, ня-ня-ня, бу-бу). Некоторые мамы радуются, когда слышат от своего чада первое слово «ма-ма». На самом деле, это случайный повторяющийся слог, значение которого малыш еще не осознает.
  • 9-12 месяцев – малыш подражает звукам речи взрослых. В этот период активно пополняется пассивный словарь (слова, которые он слышит и понимает, но не произносит).
  • В 12-18 месяцев ребенок произносит свои первые осознанные слова, знает и произносит звуки некоторых животных, понимает и реагирует на просьбы взрослых («положи», «сядь», «принеси», «кушай»). При произношении слов, ребенок может «терять» или «заменять» звуки и слоги (кошечка­ – «котька»).
  • 2 года – формирование активного словаря. Малыш учится складывать слова в предложения, выражать свои мысли.
  • 3 года – речь ребенка становится понятна окружающим. Он без труда формулирует свои требования, задает вопросы, активно употребляет в речи глаголы, союзы, предлоги, знаком с количественными понятиями («много», «один»).

Единой возрастной нормы, по которой ребенок должен заговорить, не существует.

У большинства детей это происходит с 14-18 месяцев от момента их появления на свет.

Нет речевого развития, ребенок не откликается и не реагирует на свое имя: что делать, как лечить?

Здравствуйте! У нас с ребенком непонятная ситуация. Невролог ставит ЗПРР, ребенок не говорит, нам 2,8 годика, девочка. Проблема не только в речи — она мало понимает. В саду жалуются, что не откликается и не реагирует на имя, но если я зову из другой комнаты, то прибежит. Понимает простое — ням-ням, гулять, пока машет ручкой. Любит танцевать. На предмет глухоты обследовались, но дочь слышит. Бежит, когда мультики, реклама любимая. Изначально ставили ПЭП, родилась доношенной, но на КТГ постоянно ставили, что плод страдает то сильно, то средне. Были у психиатра — та тоже ЗПРР ставит. Ходим к логопеду, дочь некоторые задания выполняет — например, рассортировать цвета, соотнести животных и их детей. Умеет фигурки подбирать под формы, любит рисовать, пытается по трафарету фигурки обводить. Очень плохо с речью, вообще ничего не говорит, но лопочет. Не показывает животных, фигуры, цвета. То есть не воспринимает практически речь. Начинала сама есть ложкой, бросила. Начинала говорить «дай», Айда — перестала. Все что начинает делать, забывает, бросает. На горшок не просится, но терпит, пока не посадим. Невролог назначала ноотропил, кололи кортексин, пили Магни Б6. Прогресса нет. Ходим к психологу, логопеду. Они настаивают на более полном обследовании. Подскажите, что нам предпринять, к каким специалистам обратиться? Нужен ли нам другой невролог? Прошла в сети тест на аутизм — риск высокий. Еще логопед советует получать инвалидность, подозревает алалию. Это нужно МРТ — не опасен ли наркоз от этого исследования? Что вообще сейчас делать? Развития нет, в 2 года практически также было все.
Ольга
 

Когда необходима консультация специалиста

Как уже отмечалось ранее, то, что ребенок не говорит в 2 года, не обязательно является признаком патологии. В каких же случаях нужно идти к врачу? Ниже представлены симптомы, при которых нужно бить тревогу:

  • Физическое развитие не соответствует возрастным нормам.
  • Присутствуют симптомы неврологических заболеваний: детский церебральный паралич (ДЦП), аутизм.
  • В анамнезе есть перенесенные тяжелые болезни: гипоксия новорожденных, гидроцефалия, задержка внутриутробного развития и прочее.
  • Ребенок не пытается повторять речь родителей.
  • Безразличен к тому, понимают ли его окружающие.
  • Никак не реагирует на замечания родственников, не пытается говорить лучше.

ДЦП – это патология, развивающаяся вследствие нарушения развития нервной системы во внутриутробном периоде, во время прохождения по родовым путям или на первом году жизни. Помимо речевых расстройств, характерны мышечная слабость, нарушение тонуса мышц, расстройство координации. Существует 3 степени тяжести болезни. Самая тяжелая – третья, при которой дети не способны самостоятельно передвигаться. Именно нарушение моторных функций выступает на передний план при ДЦП.

Аутизм – это расстройство, также возникающие при нарушении развития головного мозга. Но при аутизме, в отличие от ДЦП, на первый план выступают нарушения общения и социального взаимодействия. Первые симптомы появляются в течение первых двух лет жизни. Малыш мычит, не желает выговаривать слова. Лечение аутистического расстройства – тяжелый труд многих специалистов. Невролог, психолог и логопед совместно работают над социализацией ребенка, развитием речевых функций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector